Contemporary Philology
DOI: 10.24411/2470-1262-2018-10020
УДК (UDC) 811.161.1373.4
Darya Khalyavina (Korobkova), Marina Droga, Belgorod State National Research University,
Belgorod, Russia
For citation: Khalyavina (Korobkova) D., Droga M., (2018).
Individual world creation of the poet Vasily Kamensky.
Cross-Cultural Studies: Education and Science.
Vol.3, Issue II, pp. 80-87 (in USA) Manuscript received: 04/16/2018 Accepted for publication: 06/13/2018
CC BY 4.0
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СЛОВОТВОРЧЕСТВО ПОЭТА ВАСИЛИЯ
КАМЕНСКОГО
INDIVIDUAL WORD CREATION OF THE POET VASILY KAMENSKY
Abstract
The article presents a comprehensive description of individual author's words of the futurist poet Vasily Kamensky with due regard to the structural, semantic and functional-pragmatic approaches. Within the article the place of individual author's words are determined among other components of V. Kamensky idiolect; productive and non-productive derivational models of neoformations are identified. The methods of creation of the individual author's words, as well as distinctive features of the poet's idiolect are identified. Both general and specific features of lexical neoformations in poetic texts of V. Kamensky are analyzed. The main method is one of systemic scientific description. The most active derivational means, defining his poetic language, are suffixation and addition that is common for Russian word-formation. Suffixed nouns, complex adjectives, and summation of different words, observed in all important parts of speech, can be considered as expressive features of the idiolect of V. Kamensky. In general, in the creation of new words by V. Kamensky, words generated as the productive models of Russian word-formation prevail. Individual author's words of V. Kamensky are multifunctional: they perform both general functions, common for Russian word-formation in general (nominative, expressive, compressional, constructive), and special functions, among which stand out the feature of the 80
language game, the option to create an artistic image and signal function. The analysis of lexical neoformations of V. Kamensky not only shows the features of idiolect poet, but also deepens the idea ofpoetic language of the futurists. Words created by the author demonstrate morphological features of the Russian language and reveal certain trends in language development.
Keywords: poetic language, futurism, individual author's words, occasionalisms, method of word formation, idiolect, features of the author's individual words in the text, the creation of new words
Исследование индивидуально-авторских слов ведется в разных направлениях: словообразовательном, лексикологическом, лексикографическом, стилистическом, социолингвистическом, когнитивном, психолингвистическом и др. Непрерывное появление новых слов обусловливает постоянный и самый пристальный интерес к новым языковым фактам, требующим разноаспектного исследования, что отражено в работах русских исследователей: Т.И. Вендиной, Г.О. Винокура, В.П. Григорьева, В.П. Изотова, Л.И. Плотниковой, И.С. Улуханова [1-6]. Особая роль при этом отводится поэтическим текстам, в которых каждое созданное автором слово свидетельствует об особом креативном потенциале, об индивидуальном использовании языковых средств, воплощающем самобытность художника слова и особенности его миропонимания.
Многоаспектное исследование индивидуально-авторских слов и словотворчества как основной составляющей черты идиолекта В. Каменского выявляет художественно-эстетическую и функциональную нагрузку авторских новообразований и позволяет оценить их роль в структуре поэтического текста.
В статье используются разнообразные методы и приемы лингвистического исследования, связанные со специфическими особенностями исследуемого языкового материала - поэтического языка и индивидуально-авторских слов. Основным методом в работе является метод системного научного описания, предполагающий приемы сбора, анализа и разноаспектной систематизации индивидуально-авторских слов согласно задачам исследования; приемы наблюдения, сопоставления и теоретической интерпретации результатов анализа языкового материала; квантитативный метод, позволяющий выявить определенные тенденции процесса словотворчества В. Каменского. В качестве одного из ведущих выступает экспериментальный метод, позволяющий определить особенности создания, функционирования и художественно-эстетического назначения новообразований в конкретных поэтических текстах.
Слово - важнейший элемент художественного текста, поэтому поиск, выбор или создание необходимого слова для реализации мысли автора является весьма важной задачей в процессе поэтического творчества. Поэтический текст является одним из основных источников лингвокреативной деятельности художников слова, так как он ориентирован на создание индивидуально-авторских слов (окказионализмов), наиболее ярко выражающих особенности мировидения автора и его художественно-методологическую установку.
Индивидуально-авторские слова являются результатом творческого процесса, они позволяют достичь наибольшей выразительности, несут значительную идейно-смысловую нагрузку, нередко выполняя функцию ключевых слов художественного текста. В связи с этим изучение авторских слов всегда актуально, так как они говорят о творческой индивидуальности поэта, особенностях его художественного метода. «В полной мере языковая картина мира в авторском преломлении проявляется в авторских новообразованиях» [17]. Каждое из созданных слов можно считать особой формой выражения индивидуального смысла, который является результатом сложного процесса восприятия, анализа и отражения мира автором.
Важным этапом в развитии русской поэзии является начало XX века. Отличительной чертой этого периода считается экспериментаторство в словоупотреблении и словотворчестве, открывающее новые возможности постижения мира, его переустройства через структуру языка, через исследование языковых возможностей и преобразование языковых знаков. Именно в этот период отмечается возросшая активность обращения поэтов к индивидуальному словотворчеству.
Требование обновления поэтического слова стало самым популярным лозунгом указанного периода. Особый вклад в развитие и создание нового поэтического языка внесли футуристы. Слово для футуристов было «не нейтральным строительным материалом, а «музыкальной» единицей живой речи, как бы наэлектризованной стихийной энергией, скрывающей в себе заряд поэтичности. Оно было исходным моментом в развитии стиха или даже целой темой» [18]. Словесные эксперименты футуристов отражают, с одной стороны, активные словообразовательные процессы начала ХХ века и выявляют возможности русской словообразовательной системы, с другой стороны, позволяют выделить особенности мировосприятия поэтов-футуристов. Наиболее яркими представителями данного направления являются В. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Каменский. Эти четыре фигуры составляли ядро кубофутуризма, который характеризуется установкой на соединение несоединимых предметов, отдельных частей, ассоциаций и словесных ценностей. Поэт в данном случае превращается в «языкотворца» и как бы заново «крестит» мир, давая имена реалиям жизни.
В связи с этим представляется интересным, необходимым и значимым исследование особенностей идиолекта и словотворчества поэта-футуриста Василия Каменского, художника необычного и самобытного дарования, одного из активных словотворцев начала XX века. Как поэт он стремился выйти за пределы традиционного поэтического словаря, обогатить его новыми выразительными средствами, новыми рифмами, новыми смыслами. Для этого В. Каменский активно использовал эксперимент в области слова, его звукового и графического облика, предоставляя читателю возможность взглянуть на его значение по-новому. Поэтический язык В. Каменского представляет собой любопытную картину борьбы и сочетания живой непосредственности и вычурной искусственности, непринужденной естественности и «головоломного эксперимента», словесной ясности и «зауми».
Отличительной чертой его идиолекта является использование многочисленных индивидуально-авторских слов. Его инновации не выглядят чем-то искусственным, они естественны. Н. Гумилёв так отзывался о творчестве В. Каменского: «все, что он говорит, выходит естественно, даже его бесчисленные неологизмы, подчас очень смелые, читатель понимает без труда и ... уносит впечатление новизны, свежей и радостной» [19].
Проанализированный языковой материал (около 1000 индивидуально-авторских слов) позволяет говорить о том, что В. Каменский создает индивидуально-авторские слова, отличающиеся разнообразием структуры и значения, в рамках всех основных знаменательных частей речи. В количественном отношении они распределяются следующим образом: имена существительные 58% от общего числа индивидуально-авторских слов, имена прилагательные 22%, глаголы 13%, наречия 7%. Таким образом, можно утверждать, что самая многообразная и разнообразная область словопроизводства поэта - именная, причем преобладают имена существительные. Данный факт свидетельствует о том, что для поэта был важен предметный, а точнее природный, мир, который в поэтических произведениях Василия Каменского выходит на первый план.
К наиболее активным узуальным способам создания авторских слов в поэтическом языке В. Каменского относятся суффиксация и сложение, данный факт отражает общеязыковую тенденцию, причем наиболее продуктивным способом в создании индивидуально-авторских существительных является суффиксация (46% от общего числа индивидуально-авторских существительных), в создании прилагательных - сложение (58% от общего числа индивидуально-авторских прилагательных). В то же время префиксация, которая является продуктивным способом образования глаголов и именных слов в общем языке, в идиолекте В. Каменского наименее продуктивна (она составила лишь 7 % от общего числа индивидуально-авторских глаголов). К основным узуальным способам, с помощью которых созданы глагольные новообразования, можно отнести суффиксацию (23%) и суффиксально-постфиксальный способ (16%), что в общем отражает тенденции словообразования русского языка.
Наиболее продуктивными среди наречных новообразований являются суффиксальный способ (56%) и сложение (24%), наименее продуктивным - префиксальный способ (4%).
На фоне узуальных новообразований окказиональные слова не столь многочисленны, однако именно они характеризуют В. Каменского как креативную личность и как поэта с узнаваемой идиостилевой манерой. Основная часть окказионализмов создана способами междусловного наложения и контаминации, также представлены и другие способы: редеривация, креация, добавление морфем, аналогия, тмезис, трансрадиксация и графиксация. Активное использование окказиональных способов позволило поэту создать слова, отличающиеся высокой степенью поэтичности и эмоционально-экспрессивного наполнения. Именно они создают особую, индивидуальную образность, демонстрируют выбор автором из бесконечного множества вариантов и комбинаций деривационных средств именно тот, который в большей степени соответствует его внутренней системе представлений о мире.
Необходимо отметить, что В. Каменский создает не просто отдельные новообразования, а целые словообразовательные гнезда с лексическими доминантами, которые являются вершинами словообразовательных гнезд. Наивысшим потенциалом в поэтических текстах В. Каменского обладает лексическая доминанта солнце (36 индивидуально-авторских слов). К ключевым словам относятся также небо, звезда, крыло, летать, весна и некоторые другие. Выбирая то или иное ключевое слово в качестве доминанты, В. Каменский тем самым выделяет значимые для собственного поэтического мира элементы внеязыковой действительности.
Проведенное исследование языкового материала позволило также заключить, что индивидуально-авторские новообразования В. Каменского занимают, как правило, сильные позиции в поэтических текстах. Созданные поэтом слова довольно часто встречаются в качестве заголовков стихотворений, отмечены в эпиграфах, занимают позиции в начале и в конце текстов. В 70% случаев индивидуально-авторские слова употреблены в позиции рифмы. Данные положения позволяют сделать вывод о том, что сильная позиция индивидуально-авторских слов не случайна, она свидетельствует об их особой значимости и функциональной нагрузке в поэтическом тексте.
Анализ индивидуально-авторских слов В. Каменского с учетом особенностей контекстов их употребления позволил утверждать, что авторские слова выполняют общие функции, характерные для русского словообразования в целом: номинативную, конструктивную, компрессивную и экспрессивную. В пределах поэтического текста индивидуально-авторские слова могут называть новые реалии, заменять развернутые структуры компактными и семантически емкими единицами. Кроме того, лексические новообразования позволяют автору выражать свое отношение к тому или иному описываемому явлению.
Индивидуально-авторские слова выполняют и целый ряд частных функций. Исследование языкового материала в данном аспекте позволило выделить те функции новообразований, которые характерны для поэтических текстов В. Каменского. Среди них в первую очередь выделяется функция создания художественного образа, предполагающая, что индивидуально-авторские слова являются яркими изобразительно-выразительными средствами. При этом ведущая роль в стихотворениях В. Каменского принадлежит эпитету: это довольно широкий ряд сложных индивидуально-авторских новообразований, способствующих созданию ярких художественных образов. Отдельные из них выступают в роли художественных определений к авторским словам В. Каменского, что способствует созданию довольно сложных и многогранных образов и выявляет на вербальном уровне систему «закадровых» связей поэтического мира автора. Также индивидуально-авторские слова В. Каменского часто выступают в функции метафоры и олицетворения.
Особого внимания заслуживает функция языковой игры на словообразовательном уровне, демонстрирующая особенности экспериментаторства В. Каменского со словообразовательной структурой слова. Отдельные стихотворения автора полностью построены на словообразовательном эксперименте, демонстрирующем деривационные
возможности слов и словообразовательных средств. При этом созданные автором целые словообразовательные гнезда индивидуальных слов обеспечивают предельную целостность структурной и семантической организации поэтического текста. Наиболее ярко установки футуризма проявились у В. Каменского в игре с семантикой звука. На данном явлении построен целый ряд поэтических текстов, в которых сознательное нагнетание определенных звуков способствует созданию необходимого эмоционального настроя и служит объединяющим стержнем всего стихотворения.
Важной необходимо признать и сигнальную функцию новообразований В. Каменского, которая выражается в своеобразном облике слова. При этом проявляется шрифтовая, цветовая, пространственная или пунктуационная актуализация элемента, организующего новое слово.
Отличительной особенностью поэтических текстов В. Каменского является использование индивидуально-авторских слов в версификационной функции. Поэт создает необычные, новые и запоминающиеся рифмы, которых нет ни в одном словаре, что делает его поэзию неповторимой и привлекательной для читателя и слушателя. Эта особенность стихотворений В. Каменского позволила по праву считать его одним из создателей русского слухового стиха.
Анализ общих и частных функций авторских слов позволил сделать вывод о том, что индивидуально-авторские слова В. Каменского многофункциональны, они могут выполнять несколько функций одновременно, решая целый комплекс эстетических и художественных задач, организуя поэтический текст и его восприятие читателем.
Индивидуально-авторские слова - одна из наиболее ярких примет идиолекта В. Каменского, которую можно считать ядром индивидуального языка поэта. Они характеризуют умение поэта создавать наиболее яркое и уместное для определенного художественного замысла слово. С их помощью художник слова позволяет читателю увидеть безграничные возможности языка, побуждая его к участию в процессе словотворчества.
Разноаспектный анализ индивидуально-авторских слов В. Каменского, особенности их употребления в тексте позволяют утверждать, что словотворчество - одна из ярких составляющих идиолекта поэта, основа его индивидуального поэтического языка. Словотворчество для автора не самоцель, а попытка создать новые эмоциональные контексты, выразить языковыми средствами образы, в которые В. Каменский вкладывает свои мысли, впечатления и переживания, создавая собственный поэтический мир. Индивидуально-авторские слова предстают как результат творческого процесса, связанного с поиском единственно необходимого слова, которое способствует достижению наибольшей изобразительности в пределах поэтического контекста.
Разнообразие словообразовательных средств и способов деривации свидетельствует об особом творческом потенциале автора, об индивидуальном использовании языковых средств, в которых находят яркое воплощение его индивидуальный опыт, самобытность,
85
его особое миропонимание. Наиболее активными словообразовательными способами, определяющими его поэтический язык, являются суффиксация и сложение, что характерно для русского словообразования. Выразительными чертами идиолекта В. Каменского можно считать суффиксальные существительные, сложные прилагательные, а также разнословные сложения, отмеченные в составе всех знаменательных частей речи. В целом в словотворчестве В. Каменского преобладают слова, созданные по продуктивным моделям русского словообразования.
Индивидуально-авторские слова В. Каменского многофункциональны, выполняют как общие функции, характерные для русского словообразования в целом (номинативную, экспрессивную, компрессивную, конструктивную), так и частные, среди которых особо выделяются функция языковой игры, функция создания художественного образа и сигнальная функция.
В целом, анализ лексических новообразований В. Каменского не только показывает особенности идиолекта поэта, но и углубляет представление о поэтическом языке футуристов. «Отношение поэтов к творчеству определяется разными факторами: теоретическими установками литературного направления, жанровым каноном, типом языковой личности автора и его представлением о читателе» [10]. Созданные автором слова демонстрируют словообразовательные возможности русского языка и выявляют определенные тенденции языкового развития. Дальнейшее изучение других составляющих идиолекта В. Каменского, а также исследование языковых особенностей произведений ведущих представителей кубофутуризма позволит наиболее полно представить языковую картину мира поэтов одного из важных и значимых направлений русской литературы XX века.
References:
1. Vendina, T.I., 1998. Russkaya yazikovaya kartina mira skvoz' prizmu slovoobrazovaniya (makrokosm). M.: Indrik, pp: 240 (In Russian).
2. Vinokur, G.O., 1991. O yazike khudozhestvennoy literaturi. Moskva: Vissh. shk., pp: 448 (In Russian).
3. Grigoriev, V.P., 1986. Slovotvorchestvo i smezhniye problemi yazika poeta. M.: Nauka, pp: 256 (In Russian).
4. Izotov, V.P., 1998. Parametri opisaniya sistemi sposobov russkogo slovoobrazovaniya. Orel: Orlovsky gos. un-t, pp: 149 (In Russian).
5. Plotnikova, L.I., 2003. Slovotvorchestvo kak phenomen yazikovoy lichnosti. Belgorod: Izd-vo BelGU, pp: 332 (In Russian).
6. Uluhanov, I.S., 2001. Slovoobrazovatel'naya semantika v russkom yazike I printsipi eye opisaniya. 2-e izd. M.: Editorial URSS, pp: 256 (In Russian).
7. Becker, Thomas, 1993, Back-formation, cross-formation, and "bracketing paradoxes" in paradigmatic morphology, in Booij and van Marle (eds.), pp: 1-25.
8. Boase-Beier, J., 1987. Poetic Compounds: The Principles of Poetic Language in Modern English Moetry. Tübingen: Niemeyer, pp: 179.
9. Dalton-Puffer, Christiane and Ingo Plag, 2001. Categorywise, some compound-type morphemes seem to be rather suffix-like: on the status of -ful, -type, and -wise in Present Day English, Folia Linguistica XXXIV: 225-244.
10. Hudson, R.A., 1996. Sociolinguistics. Cambridge, pp: 279.
11. Kasack, Wolfgang, 1976. Lexikon der russischen Literatur ab 1917. Kroner; 1. Aufl edition, pp:457.
12. Labov, W., 1994. Principles of Linguistic Change. Vol.1.- Oxford: Blackwell, pp: 353.
13. Reinhart, T., 1976. Understanding Poetic Metaphor, Poetics 5, pp: 383-402.
14. Shen, Yeshayahu, 2007. Foregrounding in poetic discourse: between deviation and cognitive constraints // Language and Literature May 2007 vol. 16 no. 2, pp: 169-181.
15. Shklovsky, V., 1965. Art as Technique', in L. T. Lemon and M. J. Reis (eds) Russian Formalist Criticism, Lincoln, NE: Nebraska University Press, pp: 3-24.
16. Stubbs, M., 2000. Words and Phrases. Corpus Studies of Lexical Semantics. Blackwell Publ, pp: 287.
17. Namitokova, R.Y., 2009. Slova poeta: Opit slovarya avtorskih novoobrazovany Yevgeniya Yevtushenko. Maykop: OOO "Kachestvo", pp: 304 (In Russian).
18. Stepanov, N., 1966. Vasily Kamensky. Stihotvoreniya i poemi. M. - L.: Sovietsky pisatyel, pp: 5-48 (In Russian).
19. Gumilyev, N.S., 1990. Pis'ma o russkoy poezii. M.: Sovremennik, pp: 383 (In Russian).
Information about the authors:
Darya Khalyavina (Korobkova) (Belgorod, Russia) - PhD of Philology, Senior lecturer, Belgorod State National Research University (Russia, 308015, Belgorod, Pobeda Street, 85; d. khalvavina a mail. ru), The Institute of Cross-cultural Communications and International Relations, Department of the Russian Language, Professional-Oral and Cross-Cultural Communication. Author of 30 scientific works. Research area: individual author's words, the creation of new words, Russian as a foreign language.
Marina Droga (Belgorod, Russia) - PhD of Philology, Senior lecturer, Belgorod State National Research University (Russia, 308015, Belgorod, Pobeda Street, 85; [email protected]. ru), The Institute of Cross-cultural Communications and International Relations, Department of the Russian Language, Professional-Oral and Cross-Cultural Communication. Author of more than 50 scientific works. Research area: neology, mass media texts, Russian as a foreign language.