Научная статья на тему 'Дом русского языка и культуры: создание развивающей речевой среды в сельском социуме'

Дом русского языка и культуры: создание развивающей речевой среды в сельском социуме Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
125
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЙ СОЦИУМ / СЕЛЬСКИЕ ДЕТИ / RURAL CHILDREN / РЕЧЕВАЯ СРЕДА / HOUSE OF THE RUSSIAN LANGUAGE AND CULTURE / SPEECH CULTURE / SPEECH BEHAVIOR / RURAL ENVIRONMENT / DEVELOPING SPEECH ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гурьянова Марина Петровна

Анализ особенностей речевой культуры сельских детей, результаты локального исследования по изучению речевого поведения родителей сельских детей. Концептуальные идеи в работе образовательной организации по повышению речевой культуры сельских детей. Оснащение и содержание деятельности Дома русского языка и культуры как нового социокультурного объекта сельского социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The House Of Russian Language And Culture: The Creation Of The Speech Developing Environment In The Rural Society

The article represents analysis of some peculiarities of the rural children speech culture, some results of the local investigation concerning study of the speech behavior of the rural children parents. Some conceptual ideas in the work of an educational organization concerning improvement of the rural children speech culture are studied as well as the equipment and contents of the House of the Russian Language and Culture as a new social and cultural object of the rural environment are introduced.

Текст научной работы на тему «Дом русского языка и культуры: создание развивающей речевой среды в сельском социуме»

УДК 37.061

ДОМ

РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ: создание развивающей речевой среды в сельском социуме

Марина Петровна Гурьянова,

профессор, заведующая лабораторией содержания и технологий социально-педагогической деятельности с детьми и семьями Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, доктор педагогических наук

Проект «Дом русского языка и культуры как новый социокультурный объект по месту жительства», о котором журнал «Народное образование» рассказал читателям в № 1—2, 2017, направлен на решение задачи создания развивающей речевой среды в образовательной организации как основы для развития языковой базы сельского ребёнка.

Особая значимость идей проекта для сельской школы определила активное участие в его реализации сельских педагогов-экспериментаторов, которые увидели в проекте новые возможности для создания развивающей речевой среды в сельских поселениях как фактора развития языковой личности (термин В.В. Виноградова).

• сельский социум • сельские дети • речевая среда

Развитие речевой культуры сельских детей

Известно, что сельский социум России, где, по данным Росстата, проживает 26,7% населения страны, отличает ограниченность и однообразие естественной речевой среды, что тормозит развитие речевой культуры сельских детей, особенно дошкольников. Особенность сельской социальной среды также заключается в бедности речевых стимулов, незначительности литературных влияний, ограниченности читательских интересов основной части жителей, бедности читательского опыта родителей сельских детей, невысоком уровне читательской грамотности взрослых жителей села. На речевом по-

ведении сельских ребятишек сказывается и своеобразие говора той или иной местности.

В современных малых городах, посёлках и небольших отдалённых и труднодоступных деревнях, расположенных, как правило, далеко от больших городов, окружающая ребёнка речевая среда далеко не всегда способствует развитию языковой культуры, языковых способностей детей, правильному речевому развитию ребёнка, формированию его практических речевых навыков. Образцы речевого поведения в сельской среде часто оказываются неадекватными тем идеалам речевых навыков, на которые должна равняться развивающаяся личность.

В момент поступления в школу ребёнок из российской провинции не всегда распо-

лагает достаточным словарным запасом, чтобы продуктивно работать в школе. Дети, проживающие в сельской местности, часто имеют бедный словарный запас, медленнее овладевают речевыми навыками родного языка.

В сельском социуме нередко образцы речевого поведения родителей не соответствуют нормам грамотной литературной речи, правильного произношения. Большое влияние на речевое поведение сельского ребёнка оказывает его общение в семье, в неформальных структурах сельского социума: подростковых группах, дет-ско-взрослых сообществах. К сожалению, очень часто речь представителей этих неформальных сообществ наполнена нецензурными выражениями, неграмотным произношением, сленгом.

Приведём результаты двух локальных исследований. В 2017 г. мы фиксировали речевые ошибки респондентов — взрослых жителей, проживающих в небольших насёленных пунктах Наро-Фоминского района Московской области. Эти ошибки связаны с неправильным употреблением слов, произношением, ударением. Представим пример записей: «покладу» (правильно — положу), «я не грустю» (правильно — я не грущу), «разлаживали газеты» (правильно — раскладывали газеты), «делов много» (правильно — много дел), «ездию» (правильно — езжу), «не вылазьте из зала» (правильно — не выходите из зала), «смотря что вы хочите» (правильно —смотря что вы хотите), «я не вылаживала фото» (правильно — я не выкладывала фото), «когда я деньги ложил» (правильно — когда я клал деньги), «влаживали много сил» (правильно — вкладывали много сил», «мы ложили кирпичи» (правильно — мы клали кирпичи) и др. В числе примеров неправильного ударения — «положить» (правильно — положить), «документы» (правильно — документы).

Приведём пример записей, сделанных педагогами Емсненской школы Нерехтского района Костромской области. В числе местных диалектов педагоги зафиксировали следующие: «вчера» (правильно — вчера), «поглей-ка» (правильно — погляди-ка), «мобыть» (правильно — может быть), «пой-ка сюды» (правильно — подойди-ка сюда), «почто?» (правильно — зачем?).

В числе неправильного произношения костромские педагоги зафиксировали: «седня» (правильно — сегодня), «заме-сто» (правильно — вместо), «килу-метр» (правильно — километр), «звонит» (правильно — звонит), «магбзин» (правильно — магазин), «чо ты?» (правильно — что ты?).

Учитывая силу родительского воздействия на ребёнка, можно утверждать: усилия школы по созданию развивающей речевой среды в общеобразовательной организации на уроках русского языка и литературы, обучение детей литературной речи и во внеурочное время нередко сводятся на «нет» тем речевым поведением, которое ежедневно демонстрируют родители ребёнка. Очевидна необходимость серьёзной работы педагогов, направленной на грамотное речевое поведение родителей.

В ходе локального исследования, проведённого педагогами Емсненской школы с целью выявления причин, тормозящих речевое развитие сельских детей дошкольного возраста, установлены следующие: узкий круг общения, непосещение многими детьми дошкольного возраста дошкольной образовательной организации, низкий уровень читательского интереса родителей, семейное неблагополучие.

Перед современной сельской школой остро стоит задача по развитию языковой личности, воспитанию речевой культуры детей дошкольного и школьного возраста, любви к русскому языку, повышению интереса к русскому языку, к слову, совершенствованию методики преподавания русского языка и литературы, повышению речевой культуры взрослых.

К хорошей речи, — как пишут филологи И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь, — предъявляется множество требований, кроме правильности. Это требование простоты и ясности, логичности

и точности, информативности и сжатости, богатства и разнообразия, благозвучия и интонационной выразительности... Всего не перечесть. И чем больше мы осознаём возможности нашего языка, тем взыскательнее относимся к речи, тем острее ощущаем необходимость совершенствовать стиль, бороться за чистоту русского языка. Тем глубже хотим изучить родной язык, чтобы познать его природу, проникнуть в его тайны».

Заметим, что Распоряжением Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. № 637-р) утверждена Концепция преподавания русского языка и литературы в России1. В ней изложены основные проблемы, базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития системы преподавания русского языка и литературы в российских школах. Особое внимание уделено значению названных учебных предметов в современной системе образования. В Концепции отмечается, что «в настоящее время заметно снижение мотивации учащихся к чтению. Содержание учебного предмета «Русский язык» не в полной мере обеспечивает формирование коммуникативных компетенций учащихся. В Концепции поставлена задача модернизировать содержание образовательных программ русского языка и литературы, соответствующих учебных изданий, а также технологий и методик преподавания. В Концепции говорится о необходимости развития самостоятельной творческой работы учащихся, об обеспечении оптимального соотношения между теоретическим изучением языка и формированием практических речевых навыков. Государственная итоговая аттестация по русскому языку должна включать оценку уровня владения не только письменной, но и устной речью. Концепция подчёркивает необходимость усиления компонента, направленного на формирование читательских компетенций, а также способности осмысленно воспринимать художественный текст».

1 ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71280432/#ixzz55THSW7wJ

Какие концептуальные идеи в работе образовательной организации по повышению речевой культуры детей предлагаю рассматривать как ключевые?

1. Процесс создания развивающей сельской речевой среды как основы для развития языковой базы ребёнка не ограничивается рамками образовательной организации, а охватывает ближайший микросоциум ребёнка — семью, посёлок, деревню.

2. Объекты воспитательных воздействий учителя русского языка и литературы, работников культуры, языковой деятельности — это не только дети, но и родители, другие взрослые жители села.

3. Формирование у детей языковой культуры следует начинать с формирования

у родителей мотивации к развитию речевой культуры детей как базовой компетентности современного ребёнка.

4. Развивать у детей и взрослых интерес к чтению, познанию, используя при этом разнообразные формы совместной познавательной деятельности детей и родителей, следует в содружестве работников образования и культуры.

5. Необходима активная работа педагогов и работников культуры с общественным сознанием, работа в публичном пространстве.

В процессе публичных, популярных лекций для сельского населения следует подчёркивать значимость культуры речи в жизни человека, убеждать взрослых, что без хорошего владения русским языком человеку, особенно молодому, трудно добиться успеха в жизни, карьерного роста, что без знания классической русской и зарубежной литературы сложно стать образованным человеком, обрести способность к выражению собственных мыслей и чувств.

Педагогам следует целенаправленно формировать у взрослых жителей села, прежде всего родителей, интерес к знаниям

«секретов» хорошей речи, способствовать развитию у них потребности в самостоятельной работе взрослого человека над хорошей речью, правильным произношением, правильным ударением в словах.

Успешно решать задачу по формированию у взрослых мотивации к самостоятельной работе над своим речевым поведением можно, если на родительских собраниях, родительских конференциях, в родительских клубах обращать их внимание на проблемы речевой культуры, объяснять, что хорошая речь человека — первый показатель его воспитанности и образованности. Следует убеждать родителей в значимости правильного речевого поведения самих родителей для воспитания детей; поощрять тех родителей, которые являются достойным примером речевого поведения для детей. Важно доводить до сознания родительской общественности мысли о том, что классическая литература даёт человеку обширнейшие знания, словарный запас, богатство выражений, формирует эмоциональный интеллект. Хорошее владение русским языком, знание классической литературы — важнейшие условия выхода человека из-под чужого влияния в состояние осознанности.

Оказание воспитательного воздействия детей и взрослых с целью развития культуры речи предполагает реализацию сельскими педагогами совокупности мер. 1. Прежде всего, важно грамотное речевое поведение учителей, родителей, руководителей как образец хорошей речи для детей. 2. Необходимо знакомить родителей с результатами исследований, к примеру, анализа причин, тормозящих речевое развитие сельских детей; изучения состояния функциональной грамотности детей в области родного языка, развития читательских интересов родителей. 3. Важно обеспечить информационное насыщение уличной и образовательной среды, способствующее решению проблемы, в частности, это могут быть информационные стенды как часть уличной среды («Много читаем, много знаем, ярче живём»).

В числе рекомендаций родителям: 1. Больше читать. 2. Внимательно слушать дикторов телевидения, журналистов, писателей, поэтов. 3. Учиться у них хорошей речи. 4. Следить за речью. 5. Правильно воспринимать и при-

нимать образовательную помощь педагогов, работников культуры.

В сельской местности базой для формирования речевой среды в сельском поселении может стать Дом (Центр) русского языка и культуры, работающий либо в структуре образовательной организации, либо как самостоятельная образовательная организация дополнительного образования детей. Остановимся более подробно на его оснащении и содержании деятельности.

Дом русского языка и культуры XXI века

Дом (Центр) русского языка и культуры XXI века призван создать комфортную и одновременно развивающую речевую и образовательную среду — как прообраз будущего постоянно обновляющегося общества.

Ребёнок и взрослый, участвуя в образовательной, культурно-досуговой, библиотечной, информационной, исследовательской деятельности Дома (центра) русского языка и культуры, будут пробовать себя в разных видах деятельности, выполнять различные социальные роли — значит, само пространство организации должно предоставить им возможность совместного обучения, самообразования, индивидуальных образовательных путешествий.

Оформление и оснащение Дома русского языка и культуры должно быть современным, с максимальным использованием современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), мультимедиа технологий, фонотек, комплектов дидактических, мультимедийных игр, презентаций-игр, направленных на развитие речевого творчества ребёнка, что должно целенаправленно работать на расширение возможностей получения детьми и взрослыми новых знаний, культурной информации, на расширение содержательного

и разнообразного по форме общения, на воспитание культуры общения.

В основу оснащения помещений Дома русского языка и культуры должны быть положены принципы универсальности, мобильности, многофункциональности.

Помещения должны быть рассчитаны на организацию коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с детьми и взрослыми.

Дом русского языка и культуры может включать: комнату-студию или актовый зал для проведения культурных акций (круглые столы, лекции, лектории, литературно-музыкальные и поэтические вечера для населения, методические объединения учителей русского языка и литературы, диспуты, обсуждения новинок литературы); методический кабинет (мультимедиа-кабинет); ве-бинарную комнату, предназначенную для проведения дистанционных занятий и консультаций в онлайн-режиме, в том числе и для длительно болеющих детей, находящихся на лечении, детей с ограниченными возможностями здоровья.

В Доме русского языка и культуры, если позволяет площадь, могут быть комнаты, рассчитанные на проведение различных видов занятий с учётом возрастных особенностей детей (для индивидуальной работы, проектной деятельности, игровые, мастерские, творческие студии (литературные, художественные, театральные).

Дом русского языка и культуры должен включать помещения для внеурочных и дополнительных занятий, web-мастерские, мультимедиа-кабинеты, лингафонные кабинеты для изучения иностранных языков.

В Доме русского языка и культуры возможно создание музейной (интерактивной, постоянной, сменной) экспозиции.

Дом русского языка и культуры должен быть оснащён мобильным оборудованием

(мебелью) и современными мультимедиа средствами, иметь подключение к сети Интернет. Он также должен быть оснащён наглядными пособиями, справочной, учебной и художественной литературой, систематизированной подборкой иллюстративного материала.

На внутренних поверхностях стен Дома русского языка и культуры могут быть размещены большие мультимедиаэкраны, где может отображаться учебная, справочная, досуговая (развлекательная) информация, а также медиапродукты творческой деятельности детей и взрослых: презентации, фильмы, мультфильмы, фотографии и др.

Библиотечно-информационно-исследова-тельский кабинет может включать библиотеку. В библиотеке должны быть систематизированы электронные образовательные ресурсы. На электронных носителях может быть сосредоточена фонохрестома-тия рассказов и размышлений известных людей, ветеранов войны и труда, тружеников тыла, односельчан; информация по различным аспектам проблемы изучения русского языка.

В «Доме русского языка и культуры» должно быть предусмотрено зонирование помещения по видам деятельности с учётом индивидуального подхода к детям и взрослым (читальный зал, зона 1Т, демонстрационное пространство).

В методическом кабинете могут быть представлены стенды и витрины «Словарный уголок», «Говорите правильно», «Пишите правильно», «Не ошибайтесь в ударениях», «Литературный календарь», «Новинки литературы», «Великие русские писатели и поэты», «Путешествия по литературным местам» (репродукции, фотографии, книги, связанные с писателем, творчество которого изучается), «Наше творчество» (рисунки, рукописные сборники творческих работ детей и взрослых), «Образовательные путешествия», «Писатели и поэты нашего края».

В кабинете должны быть собраны различные словари и справочники («Школьный толковый словарь русского языка», «Школьный словарь иностранных слов», «Орфографический словарь», «Краткий этимологический словарь русского языка», справочник «Русский язык».

Желательно, чтобы в кабинете были представлены словари В.И. Даля, С.И. Ожегова, словарь синонимов, словарь фразеологизмов, словарь русских пословиц и поговорок, словарь трудностей русского языка», «Краткий словарь по эстетике», «Энциклопедический словарь юного художника» и др.

Если образовательная организация «Дом русского языка и культуры» работает в городе, то важно, чтобы в кабинете был составленный

Т1 «

детьми и взрослыми « 1 олковый словарь профессий, востребованных в городе». Если образовательная организация «Дом русского языка и культуры» действует в сельском социуме, тогда целесообразно иметь «Толковый словарь новых и уходящих профессий, востребованных в сельском социуме».

В современной образовательной практике успешно реализуется идея педагогического и психологического навигатора, идея наставничества, идея персонального тренера. Эти идеи могут быть успешно реализованы в «Доме русского языка и культуры».

В основе работы педагога как персонального тренера по развитию речевой культуры детей и взрослых — сочетание традиционных и новых приёмов, методов, форм и средств обучения. В зависимости от языковой подготовки педагога, образовательных потребностей детей и взрослых они могут быть направлены на формирование умений и навыков самостоятельного учебного труда — общения с книгой, умения добывать и систематизировать необходимую информацию, включая возможности Интернета; на воспитание потребности и умения пополнять и обновлять свои знания, умения работать со словарями и справочной литературой; на формирование навыка правильной и красивой русской речи в её устной и письменной форме, на овладение секретами оратор-

ского мастерства, точного употребления слов, устранения речевых ошибок.

Важно обучать детей умению работать с текстом художественного произведения, обращая внимание на особенности художественного слова, отработку навыков умения использовать синонимы, антонимы и другие языковые средства, делающие речь богаче, ярче, приучая и детей, и взрослых при чтении любого текста отмечать слова, значение которых не знают, чтобы обязательно обратиться к словарю.

Одна из задач педагога как персонального тренера по развитию речевой культуры детей и взрослых — помощь детям и взрослым в выработке умения владеть художественным словом; обучение на интересных примерах высокого художественного мастерства русских писателей, поэтов, публицистов разнообразным стилистическим приёмам усиления выразительности, эмоциональности, действенности речи. Важно помогать избегать типичных ошибок в словоупотреблении, построении фразы; учить детей и взрослых брать интервью, составлять вопросы и готовиться к беседе.

В системе работы по речевому развитию детей и взрослых особую роль педагогу как персональному тренеру по развитию языковой культуры детей и взрослых следует отводить подготовке их к написанию эссе, поздравительных текстов, небольших публикаций (статей, заметок и др.).

Результаты работы педагогов в содружестве с работниками культуры видятся в умении детей и взрослых владеть словом, выражать своё отношение к тому, о чём они говорят, пишут, в умении общаться, владеть литературным произношением и грамотным письмом. НО

Литература

1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. — М.: Международные отношения. 1993. — 280 с.

2. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика. / Пособие для педагогов. — Минск:

Амалфея, 2000. — 448 с.

3. Гурьянова М.П. Дом русского языка как новый социокультурный объект в пространстве места жительства / Народное образование. — 2017. —

№ 1-2.

4. Ушакова О.С. Развитие языковой личности в дошкольном детстве / В сб. «Язык и актуальные проблемы образования»: Материалы Международной научно-практической конференции, 31 января 2018., Москва, Под ред. Е.И. Артамоновой, О.С. Ушаковой. — М.:МАНПО, 2018. — С. 1-7.

5. Яшина В.И. Проблемы повышения эффективности обучения дошкольников родному языку. / В сб. «Язык и актуальные проблемы образования»: Материалы Международной научно-практической конференции, 31 января 2018., Москва, Под ред. Е.И. Артамоновой, О.С. Ушаковой. — М.: МАНПО, 2018. — С. 59-62.

6. Язык и актуальные проблемы образования»: Материалы Международной научно-практической конференции, 31 января 2018., — Москва, Под ред. Е.И. Артамоновой, О.С. Ушаковой. М.:МАНПО, 2018. — 420 с.

The House Of Russian Language And Culture: The Creation Of The Speech Developing Environment In The Rural Society

Marina P. Guriyanova, Professor, Chief of the Laboratory of Contents and Technologies of Socio-Pedagogical Activity with Children and Families, Institute of Study of Children, Families and Education of the Russian Academy of Education, doctor of pedagogical sciences

Abstract. The article represents analysis of some peculiarities of the rural children speech culture, some results of the local investigation concerning study of the speech behavior of the rural children parents. Some conceptual ideas in the work of an educational organization concerning improvement of the rural children speech culture are studied as well as the equipment and contents of the House of the Russian Language and Culture as a new social and cultural object of the rural environment are introduced.

Keywords: House of the Russian Language and Culture, speech culture, speech behavior, rural environment, rural children, developing speech environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.