Научная статья на тему 'Дом русского языка и культуры как новый социокультурный объект по месту жительства'

Дом русского языка и культуры как новый социокультурный объект по месту жительства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА / ВОСПИТАНИЕ / СОСТОЯНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА / КУЛЬТУРА РУССКОГО ЯЗЫКА / ЭКОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА / ДОМ РУССКОГО ЯЗЫКА / РЕЧЕВАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / ГОРОДСКИЕ И СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гурьянова Марина Петровна

Идея создания «Дома русского языка и культуры» как нового социокультурного объекта по месту жительства. Её реализация направлена на активизацию социально-воспитательной работы с детьми и молодёжью, семьями в пространстве места жительства с целью совершенствования культуры русского языка как государственного, как языка национального и межнационального общения, как средства развития познавательной, интеллектуальной, коммуникативной культуры российских детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дом русского языка и культуры как новый социокультурный объект по месту жительства»

дом

РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ

W W

как новый социокультурным объект по месту жительства

Марина Петровна Гурьянова,

профессор, заведующий лабораторией содержания и технологий социально-педагогической деятельности с детьми и семьями ФГБНУ «ИИДСВ РАО», доктор педагогических наук, e-mail: guryanowamp@yandex.ru

• место жительства • воспитание • состояние русского языка • культура русского языка • экология русского языка • дом русского языка • речевая развивающая среда • городские и сельские поселения

Так называется социально-образовательный проект, представленный в Российскую академию образования ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» и получивший, наряду с конструктивными замечаниями, позитивную оценку академика Л.А. Вербицкой и члена-корреспондента РАО Н.Ф. Виноградовой.

В рецензии академика РАО Л.А. Вербицкой подчёркивается важность предлагаемого проекта и отмечается, что «общая его социальная и педагогическая направленность очевидна. Социальная направ ленность будет проявляться в формировании интереса к языковым истокам российской культуры, к истории русского языка как основного языка общения на территории России; в развитии осознания того, что язык является средством общения, источником коммуникативной и познавательной культуры человека. Сущность педагогической направленности проекта — в создании целесообразного психолого-педагогического сопровождения процесса совершенствования русского языка,

его влияния на повышение качества обучения в школе, на межнациональное общение, на развитие речевого и языкового творчества. Интересен выбор среды, в условиях которой будет протекать реализация проекта. Очевидно, что авторы предполагают конструирование не замкнутой образовательной минисреды в условиях конкретного местожительства, а выстраивание преемственных связей разных социальных институтов. Будут задействованы образовательные организации, возможные формы дополнительного образования, семья и пр., то есть предполагается создание образовательной среды нового качества и новых характеристик. Это позволит по замыслу авторов превратить социальную среду в значимую педагогическую. Проект предполагает активное участие специалистов социальной сферы, научных работников, преподавателей вузов, практических социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, работников культуры, учителей русского языка и литературы, детей, родителей. Всё это при поддержке региональной власти позволит оказать существенное влияние на развитие личности детей разного

возраста (дошкольников, младших школьников, подростков), правильно организовать их свободное время и усилить роль дополнительного образования в общей системе российского образования. В дальнейшем рекомендуем обсудить результаты реализации социально-образовательного проекта на заседании бюро отделения общего среднего образования или на президиуме РАО».

В рецензии члена-корреспондента РАО Н.Ф. Виноградовой отмечается «важность и оригинальность предлагаемого проекта», причём «важность ещё одного условия реализации проекта — он будет осуществляться в сельской местности. Педагогическая поддержка системы воспитания и обучения подрастающего поколения на селе в современных условиях очень важна. Это обусловлено тем, что педагогическое сообщество, осуществляющее свою деятельность в условиях села, испытывает трудности в методическом и технологическом оснащении системы внеурочной деятельности, и любая помощь в этом направлении позволит повысить качество взаимодействия разных социальных институтов. При этом авторы осознают, что коммуникативная составляющая системы образования вызывает наибольшие трудности у специалистов, работающих на селе. Причина тому: разный национальный состав обучающихся; преобладание во многих регионах школ, где обучение идёт на родном (не русском) языке; семьи, которые создаются на межнациональной основе, поэтому в них дети не владеют на достаточном уровне русским языком; недостаточный профессиональный уровень специалистов и др. Как рекомендация к размышлению для авторов: может быть, целесообразно несколько упростить название проекта, приблизить его к возможным реальным условиям функционирования. Как известно, по месту жительства условия существования «домов» будут весьма скромными и не совсем соответствующими величественному названию «Дом русского языка и культуры». Кроме того, более скромное название привлечёт большее число посетителей. Может быть, Центр русского языка?»

Актуальность предложенной нами идеи проекта в условиях современного информационного постоянно развивающегося российского общества обусловлена многими причинами социально-культурного и социально-педагогического характера.

Во-первых, необходимостью формирования у детей и взрослых уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения. И задача эта — одна из важных в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

Судьба родного слова нам всегда небезразлична, но особенно возникает тревога за язык в периоды наибольшей общественной активности народа, когда в центре внимания оказываются пути развития национальной культуры, правосознания, культуры мысли и поведения человека (И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь).

Наши правнуки будут судить о современной нам жизни по её описаниям. Важно правильно донести до них дух и реалии времени. Правильно использовать богатейшие возможности родного языка, чтобы наш язык, наши мысли были восприняты правильно, затронули сердца тех, кто придёт в грядущую жизнь через столетия.

Н.М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского литературного языка, писал: «В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному».

Во-вторых, необходимостью преодоления кризисного состояния русского языка, которое нельзя считать сегодня удовлетворительным. Вызывает тревогу оскудение русского языка, утрата им образности, выразительности. Вызывает обеспокоенность «засорённость» речи многих молодых

людей, злоупотребляющих сленгом, американизмами, англицизмами. Немалое число детей и взрослых допускают небрежное отношение к родному слову, ошибки в речи, в словоупотреблении, в построении фраз. Страдает русский язык и от жаргонизмов, которые часто употребляют подростки: разборка, тусовка, совок, ломка, оттянуться, ловить кайф, сидеть на игле, крыша поехала. Эти слова не менее вредоносны, но они, к сожалению, также «украшают» газеты, радиопередачи и нашу повседневную речь. Характеризуя современное состояние русского языка, отечественные филологи говорят о проблеме экологии языка, т.е. его очищении и защите от всяких «плевел».

В-третьих, необходимостью использования

богатейшего потенциала русского языка и ли--- ту*

тературы в воспитании детей. Как известно, русский язык и литература обладают неисчерпаемыми возможностями в духовно-нравственном воспитании молодёжи, в воспитании патриотических чувств, любви к своей стране, своей земле.

В-четвёртых, необходимостью решения проблемы речевого развития детей, особенно сельских, в процессе внешкольной деятельности. В образовательных организациях и в отдалённых сельских поселениях, расположенных на значительном расстоянии от районного и областного центров, наблюдаются ограниченность и однообразие естественной речевой среды, в которой находится ученик малокомплектной школы, узкий круг общения учащихся по сравнению с городскими школьниками, незначительные возможности приобщения к миру культуры.

И как результат — слабое речевое развитие, прежде всего детей дошкольного возраста, проживающих в сельской глубинке.

Наибольшие трудности у специалистов, работающих на селе, вызывает коммуникативная составляющая системы образования. Причина тому: разный национальный состав обучающихся; преобладание во многих регионах школ, где обучение идёт на родном (не русском языке); семьи, которые создаются на межнациональной основе, поэтому в них дети не владе ют на достаточном уровне русским языком;

недостаточный профессиональный уровень специалистов и др.

В-пятых, необходимостью интеграции детей из семей мигрантов и взрослых мигрантов в новую для них социокультурную среду. Сегодня практически в каждом регионе России, в городе и в сельской местности, работают мигранты, многие из которых переехали в Россию целыми семьями. И залог успешной социальной адаптации мигрантов — образовательная помощь в овладении ими и детьми из семей мигрантов русским языком.

Сегодня в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, учатся дети, резко различающиеся по уровню владения русским языком. Наличие в классе учащихся со слабым знанием русского языка (не на бытовом уровне, а как языка обучения) приводит к довольно заметному снижению уровня и качества обучения русскому языку учащихся, для которых он является родным и повседневным для общения. Подобная ситуация требует развития такого направления работы «Дома русского языка и культуры», как дополнительное изучение русского языка детьми, у которых родным языком является не русский.

В-шестых, необходимостью превращения социального пространства по месту жительства в пространство воспитания. В современных условиях возрастает значимость развития культурной составляющей такого социального пространства жизнедеятельности растущего человека, как место жительства, где идёт процесс его взросления. Это пространство является важным фактором позитивной социализации растущего человека, одной из главных сред жизнедеятельности ребёнка, значимой по своему воспитательному потенциалу, воспитательным возможностям.

Место жительства детей представляет собой пространство для воспитания, где

можно продуктивно и неформально обучать детей и молодёжь искусству жизнетворчест-ва, русскому языку и литературе, организовывать совместную деятельность детей и родителей; создавать условия для самореализации детей и молодёжи, досуга семей; активизировать общественные ресурсы в интересах детей, поддержки семей; реализовывать модели взаимодействия всех субъектов социума для сохранения богатства родного языка и народной культуры.

Целенаправленная опора на личностный потенциал детей и подростков, людей старшего поколения, благополучных семей, использование институциональных и неинституциональных факторов окружающей среды, в том числе историко-культурных, народно-национальных традиций края, семейных традиций и ценностей, природы края, потенциала социокультурных объектов, — всё это может помочь педагогам и общественникам превратить социальную среду в среду педагогическую.

В России сегодня есть регионы, где эффективно работают современные системы воспитания детей по месту жительства. В одних территориях их системообразующим фактором стали КОЦы (культурно-образовательные центры); в других — ТОСы (территориальные общественные самоуправления); в третьих — молодёжные, этнокультурные, социально-педагогические центры, подростковые клубы по месту жительства.

В-седьмых, необходимостью превращения социального пространства по месту жительства в пространство неформального образования детей и взрослых. Сегодня в сельских поселениях большинства регионов России активно развиваются различные формы неформального дополнительного образования детей и взрослых. В основе их развития — дистанционное обучение, сетевое взаимодействие, интеграция образовательных ресурсов школы и социокультурных учреждений города (села), взаимодействие бизнеса и образования.

Стратегические цели проекта заключаются в разработке и реализации на практике модели деятельности «Дома русского языка и культуры» как нового социокультурного объекта по месту жительства в городских и сельских поселениях.

«Дом русского языка и культуры» создаётся с целью совершенствования культуры русского языка как государственного, как языка национального и межнационального общения, как средства развития познавательной, интеллектуальной, коммуникативной культуры российских детей и подростков; формирования у детей и взрослых интереса к русскому языку и литературе, повышения их речевой культуры, помощи детям и взрослым в овладении грамотной речью, секретами ораторского мастерства.

В процессе деятельности «Дома русского языка и культуры» важно будет сформировать у детей и взрослых интерес к языковым истокам русской культуры, осознание того, что язык является средством общения, развития коммуникативной и познавательной культуры человека.

«Дом русского языка и культуры» выступает как социокультурный центр городского (сельского) поселения; ресурсный центр профильного обучения старшеклассников по гуманитарному профилю; центр неформального образования детей и взрослых; центр повышения квалификации специалистов творческих профессий, работающих в муниципальном районе, в городских и сельских поселениях.

Данный проект является подпроектом научного проекта ФГБНУ «ИИДСВ РАО » «Развитие социально-педагогического потенциала территориальных сообществ» (2016—2017) (руководитель — Гурьянова М.П.), реализуемого второй год на практике, на базе 9 сельских районов, 9 регионов России.

Идеи проекта планируется осуществлять на реально действующих экспериментальных площадках лаборатории, где силами

государственных служащих, педагогов, работников культуры, общественников в лице инициативных граждан, местных писателей и поэтов, любителей словесности, родителей следует организовывать социально-воспитательную работу с детьми и семьями по месту жительст ва. Создание «Дома русского языка и культуры» рассматривается как появление нового социокультурного объекта в инфраструктуре городских и сельских поселений.

Среди участников базового проекта: Больше-реченский район Омской области, Боровский

«а Т/ «а ^ 1 Г «а «а

район Калужской области, Перевозский район Нижегородской области, Нерехтский район Костромской области, Автозаводской район города Кирова, Лебяжьевский район Курганской области, Орловский район Орловской об ласти, Пряжинский и Прионежский районы Республики Карелия.

В числе практических воспитательных и образовательных задач «Дома русского языка и культуры», на решение которых направлена его деятельность, видятся следующие:

1. Воспитание человека культуры, формирование у детей и взрослых устойчивого интереса к глубокому изучению русского языка и литературы, воспитание чувства патриотизма.

2. Обучение детей и взрослых грамотному

и свободному выражению своих мыслей в устной и письменной форме.

3. Обучение детей и взрослых секретам ораторского мастерства, хорошей правильной речи, формирование бережного отношения к родному слову: к художественному, публицистическому, к слову печатному и звучащему.

4. Образовательная помощь детям и взрослым в овладении искусством публичного выступления, секретами ораторского мастерства.

5. Педагогическая поддержка одарённых детей в области поэтического, литературного творчества, журналистики.

Отметим, что создание «Дома русского языка и культуры» — не самоцель. Главное — создание речевой среды, направленной на разви тие творческих способностей детей и взрослы

на формирование умений и навыков учебного труда, прежде всего — общения с книгой, на воспитание у детей и взрослых потребности и умений пополнять и обновлять свои знания.

Проект предусматривает возможность совершенствования знаний русского языка детьми и взрослыми, изучения русского языка детьми, у которых родным языком является не русский.

«Дом русского языка и культуры» призван выполнять многообразные функции: воспитательную, обучающую, образовательную, досуговую, социокультурную, социализирующую, воспитательную, методическую (повышение квалификации учителей русского языка и литературы, библиотекарей, работников культуры и др.).

Проект предполагает активное участие специалистов социальной сферы, научных работников, преподавателей вузов, институтов повышения квалификации работников образования, учителей русского языка и литературы, практических социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, работников культуры, журналистов, детей, родителей.

В числе основных направлений работы «Дома русского языка и культуры»:

а) организация в муниципальном образовании, в городских и сельских поселениях Дня русского языка — 6 июня;

б) организация работы групп по подготовке дошкольников к школе; дополнительных внеурочных занятий по русскому языку для детей дошкольного, школьного возраста, для подростков, желающих углублённо изучать русский язык, а также для учащихся со слабым знанием русского языка (не на бытовом уровне, а как языка обучения);

х,

в) проведение образовательных курсов для детей и взрослых «Секреты хорошей речи», «Секреты ораторского

мастерства», мастер-классов для детей и молодёжи, кружков «Выразительное чтение» и др.;

г) организация социокультурной работы

с детьми и семьями в территориальных сообществах, по месту жительства, включая культурные гуманитарные практики детей и взрослых в условиях сельских поселений; сбор и изучение фольклора, исследования в области литературного краеведения; диспуты, обсуждения новинок литературы и др.;

д) проведение поселенческих, городских и районных смотров-конкурсов на лучшее сочинение, эссе; конкурсов чтецов, знатоков русского языка и литературы; юных поэтов, журналистов; проведение образовательных путешествий в страну знаний;

е) проведение поэтических вечеров для детей, подростков, молодёжи, семей, других групп населения;

ё) проведение массовых акций социокультурного характера в поселении и в районе.

Исходя из возможностей района, «Дом русского языка и культуры» может размещаться

а) в отдельном здании (пример из практики — «Дом карельского языка» в селе Вед-лозеро Пряжинского муниципального национального района Республики Карелия);

б) в отдельной комнате дома культуры, дома творчества, молодёжного центра, районной библиотеки, кинотеатра, школы, детского сада; в) в ином учреждении в форме экспозиции.

Регионы — исполнители проекта, исходя из реальных возможностей, вправе самостоятельно выбрать название: «Дом русского языка и культуры» или «Центр русского языка и культуры», приблизив его к реальным условиям функционирования новой социокультурной структуры.

Финансовое обеспечение работы «Дома русского языка и культуры», который в рамках

проекта создаётся как экспериментальный образец в одном из городских или сельских поселений региона, решается региональными или муниципальными властями на основе государственно-частного, общественно-государственного партнёрства.

Какие результаты будут получены по итогам реализации проекта? Научный результат: разработка модели деятельности «Дома русского языка и культуры» как социокультурного центра по месту жительства и последующее научное руководство её апробацией на практике.

В числе практических результатов реализации проекта следующие:

• оздание реально действующих на практике «Домов русского языка и культуры» как социокультурных центров работы

с детьми и семьями по месту жительства;

• оздание в городском и сельском социуме условий для развития творческих способностей детей и взрослых, формирования умений и навыков учебного труда, прежде всего — общения с книгой, воспитания

у детей и взрослых потребности и умений пополнять и обновлять свои знания;

• оздание условий для развития у детей и взрослых навыков самообразовательной работы, а также общеучебных и общекультурных умений и навыков, таких как владение словом, умение выразить своё отношение к тому, о чём говорят, пишут; умение общаться; выразительное чтение, литературное произношение, грамотное письмо, умение сопоставлять, группировать материал, планировать свою работу, умение писать деловые письма и др.

Какие виды работ по проекту планирует выполнить лаборатория содержания и технологий социально-педагогической деятельности с детьми и семьями Института — инициатор проекта?

1. Разработать примерную идеальную модель деятельности Дома русского языка

и культуры» как социокультурного центра по месту жительства и апробировать её на практике.

2. Провести обучающий семинар для руководителей опытно-экспериментальной работы, организующих апробацию модели на практике.

3. Обеспечить научное руководство экспериментальной работой по апробации модели «Дома русского языка и культуры» как социокультурного центра по месту жительства

на базе 8 экспериментальных площадок 8 регионов России.

4. Обобщить лучшие практики работы «Дома русского языка и культуры» в разных регионах России. Издать буклет «Дом русского языка и культуры как социокультурный центр по месту жительства».

Появились и первые отклики на проект. Вот что пишут педагоги из Емсненской школы Нерехтского района Костромской области:

«Мы обсудили в коллективе возможность реализации проекта «Дом русского языка», подключили к обсуждению заведующих сельских библиотек и дома культуры. Все высказали положительное отношение к данному проекту, тем более, что совместная работа школы и учреждений культуры на территории нашего поселения систематически проводится. Единственная проблема, о которой высказались организаторы мероприятий, — ограниченность материальных возможностей. Организация и проведение различных конкурсов, творческих мастерских и т.д. подразумевает материальные затраты (поощрение победителей и участников, канцтовары и др.).

Для апробации проекта в этом году мы выбрали следующую форму: проведение музыкально-поэтической гостиной «Эх, дороги», посвященной 105-летию со дня рождения русского поэта-песенника Льва Ошанина. Научный результат — методическая разработка музыкально-поэтической гостиной. Практический результат — проведение в сельской библиотеке данного мероприятия для школьников, ветеранов и населения села. Срок проведения — май 2017 года. В конце

мая, после проведения музыкально-поэтической гостиной планируем опубликовать статью в местной районной газете «Нерехтская правда», в которой расскажем о начале проекта и первых результатах работы».

А вот письмо из Большереченского района Омской области.

«По проекту «Дом русского языка и культуры» работаем, нам очень понравился, сейчас в районе объявили конкурс на лучший проект. На районном мероприятии День образовательного комплекса — подведем итоги, лучшие запустим в работу. На это районное мероприятие пригласили наш областной институт развития образования, министерство образования и близлежащие районы (председатели комитетов, директора) — точнее они сами напросились, т.к. мы первые работаем по образовательным ком-плексам-ОК (в селе — это объединение школы и детского сада, в районном посёлке — 2 СОШ + 2 дополнительных образования, и последний с января 2016 г. — Большереченский детский сад — 5 корпусов, это 5 бывших садов). Всё дополнительное образование работает внутри ОК с детьми с 5 лет. И ещё много разных форм охвата дошкольников через консультационные центры и т.д. Везде логопеды работают, психологи, социальные педагоги с детьми с дошкольного возраста. Так что плюсов много, но появились они не сразу и не все видят перспективу. А у нас дошколята комиссию проходят — ПМПК, с ними начинают работать как с ОВЗ в школе и т.д. А проблему с чтением, разговорной речью пробовали решать точечно, а тут такой проект!!!! Сразу ухватились.

СПАСИБО!»

Хочется верить, что судьба идеи будет достойна её масштабности и значимости для развития российского общества. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.