Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 1
Социология
УДК 316.752
Социальные ценности сельской молодежи в восприятии взрослого населения
£ Карцева Л.В.
Доктор социологических наук,
профессор кафедры философии, культурологи и социологии Казанского государственного университета культуры и искусств
В статье исследуется отношение молодых людей на селе к отчему дому и труду, к семье и профессии, анализируются социальные установки выпускников школ и учащихся техникумов по поводу места жительства, сохранения родной культуры и семейных традиций в условиях трансформационных и глобализационных процессов.
Ключевые слова: молодёжь, социальный статус, социальное самочувствие, образ жизни, уровень жизни, социальный потенциал.
Село как жизненное пространство для различных возрастных когорт интересует учёных с позиций воспроизводства человеческого капитала, процесса адаптации населения к условиям кризиса, осуществления реформ в системе местного самоуправления, возникновения агропромышленных комплексов нового типа (трестов, агрохолдингов и т.д.), экологических условий, сохранения здоровья населения. Вместе с тем проблема социального самочувствия молодёжи остаётся «за кадром». Традиционное внимание к трудоустройству молодых людей на селе отодвигает на второй план их оценку собственного участия в переустройстве села, отношение к изменению уклада сельской жизни, сохранению существующих культурных традиций и их обновлению в интересах становления рыночного, информационного общества в сельской местности.
С целью выяснения умонастроений сельской молодёжи нами было предпринято конкретное социологическое исследование, эмпирическим объектом которого стали не только сельские юноши и девушки, но и их наставники в одном из земледельческих районов Республики Татарстан - Тетюшском муниципальном районе. Население района составляет не многим более 25 тысяч человек. Районный центр - город Тетюши - едва ли не половина всего района (около 10 тыс. населения). Его жители относят себя к горожанам, несмотря на то, что культурные особенности поселения тесно перекликаются с традициями, существующими в сельской местности.
Время проведения исследования - февраль-март 2009 г. В качестве источников информации выступили специалисты, вплотную занимающиеся проблемами детей, подростков и молодёжи. В их числе (n=14) руководители соответствующих служб районной администрации (отдел по делам молодёжи и спорта, отдел культуры), руководители и педагоги профессиональных учебных заведений, детских спортивных школ, инспекторы по делам несовершеннолетних, руководители районной газеты, представители общественных молодёжных объединений и организаций, женского движения, центра молодёжных школьных формирований по охране общественного порядка.
Собственно эмпирическую базу исследования составили учащиеся тетюшских городских учебных заведений, и среди них - общеобразовательных школ № 1 и № 2, кадетской школы-интерната, педагогического училища, сельскохозяйственного техникума, внешкольных учебных заведений. Всего было опрошено 513 человек из города Тетюши и 16 сельских поселений. Выборка является целевой. Методический инструментарий разрабатывался автором данной статьи. Формулировка вопросов допускала как закрытые, так и открытые вопросы.
Для экспертов был предложен вопросник, содержащий 34 вопроса, которые можно разбить по блокам: социально-демографический, оценочный, личностный. Ввиду невозможности охватить в одной статье все аспекты рассматриваемой проблемы
207
Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 1
остановимся на двух из них - на социально-демографическом и оценочном блоках - на характеристиках личностных особенностей самих экспертов и на анализе со стороны экспертов особенностей отношения татарстанской сельской молодёжи к своей «малой Родине», её экономическому потенциалу, духовной культуре, традициям и обычаям; к людям села и к народам, населяющим Республику Татарстан; к собственной жизни и деятельности в условиях углубляющегося финансового кризиса.
Итак, исходя из ответов на вопросы социальнодемографического блока, следует: гендерный состав респондентов типичен для работы с молодёжью. Две трети лиц из них - женщины. Феминизация социальных акторов, осуществляющих социализацию сельской молодёжи, - явление, которое несёт в себе гораздо больше негатива, чем позитива, учитывая особенности именно сельского образа жизни и профессиональной занятости сельчан.
Возрастной состав опрошенных экспертов варьирует от 20 лет до 60 лет и старше. При этом более трети респондентов входят в возрастную группу от 31 до 40 лет. Как показало исследование, с молодёжью работают скорее люди зрелые, чем молодые. Очевидно, что ценностные ориентиры у воспи-туемых и воспитанников различаются, что вносит дополнительный разлад в осуществление наставничества над последними.
Образовательный уровень респондентов высокий: подавляющее большинство (78,6 %) имеют высшее образование, 14,3 % - неполное высшее, 7,1 %
- среднее специальное образование. Для сельской местности это весьма высокий показатель.
Социальный статус экспертов показателен: среди них половина - работники системы образования и воспитания, вторая - управленцы, руководители разного уровня.
В сельскохозяйственном производстве работали только двое, и стаж работы составляет в одном случае 22 года, в другом - 35 лет. К числу коренных жителей села отнесли себя далеко не все эксперты: 60 % родились и выросли в сельской местности, 40 % - в городе. Таким образом, работу с молодёжью в немалой части осуществляют люди, для которых специфика сельского образа жизни понятна лишь теоретически, как и мотивы выбора будущей профессии.
Фактически данный расклад отражает состояние воспитательной сферы на селе, которое под влиянием процессов глобализации и модернизации общества чем дальше, тем сильнее урбанизируется
- если не по образу жизни, то по ментальности, по жизненному опыту руководителей и их профессиональному амплуа. Районный центр и сельские поселения принимают на ключевые должности лиц с высшим профессиональным образованием, обладающих необходимым опытом работы с молодёжью в
Социология
самых различных сферах, что не может не прийти в противоречие с их происхождением и, как следствие, с образом мыслей и образом жизни.
Оценочный блок. Эксперты оценивали мотивы привязанности молодого поколения села к родному дому. Это важная характеристика, которая является основанием для проведения воспитательной работы с учащимися школ и средних специальных учебных заведений по их интеграции в сельский социум по окончании обучения.
Как показал опрос, основной мотив выбора своей деревни, районного центра для дальнейшего проживания - вступление в брак, рождение детей. Именно собственная семья привязывает молодых людей к родным пенатам. В этом едины едва ли не все опрошенные эксперты (75 %).
Близко к этому мотиву наличие привязанности к родительской семье. Половина участников экспертного опроса видят связь между проживанием в деревне и преданностью молодых людей своим родителям и прародителям.
Позиция, получившая третье место в данной иерархии, - наличие своего дома, хозяйства (41,7 %). Чувство хозяина - то новое, что привнесено в структуру личности современного молодого человека «рыночнизацией» российского общества. И именно на селе есть все основания для развития этого чувства, поскольку домашние животные, птица, постройки, наконец, собственный дом - это та собственность, которую городские молодые люди чаще всего не имеют, тогда как владеть собственностью, какой бы она ни была, престижно. По сути дела, речь идёт о возвращении молодых жителей села к естественной, нормальной, но несколько забытой ситуации, в которой общество находилось в конце XIX - начале XX века, до разрушения большевиками векового крестьянского уклада, - к ситуации создания, хранения, распределения и перераспределения материального продукта, создаваемого собственными руками. Живущий на земле всегда был тружеником, и только советский уклад жизни, уничтоживший частную собственность, привёл к ослаблению чувства хозяина земли, утрате ощущения полноты и красоты жизни в единении с природой.
Ровно треть экспертов убеждены в том, что сельскохозяйственная специальность может стать своеобразным «якорем» для молодого человека, с чем трудно не согласиться. Отсюда вывод: развитие системы начального и среднего профессионального образования в сфере сельскохозяйственного производства является одним из важных факторов удержания молодёжи на селе. В условиях конкуренции с городскими учебными заведениями, поступить в которые становится год от года труднее, сельские профессионально-технические училища и техникумы могут стать важным механизмом стабилизации молодёжного рынка труда.
208
Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 1
Социология
Пятая часть опрошенных (16,7 %) считают, что привычка работать на земле, ухаживать за животными играет немалую роль в приобщении молодёжи к богатствам сельского образа жизни. Следовательно, нужно бережно обращаться с этим моральным капиталом и взращивать его, начиная с дошкольного возраста. Уголки живой природы в детских садах и школах, привлечение школьников к уходу за лошадьми, к работе на птицефермах, в кролиководческих хозяйствах, в питомниках для пушных зверей, в приютах для бездомных животных могли бы стать той профессиональной практикой, навыки которой оказались бы полезными в самостоятельной жизни сельских юношей и девушек, их закреплении на селе.
Характерно то, что такие мотивы, как красота природы, любовь к отчему дому экспертами не акцентируются (8,3 %). В современном российском обществе бал правит прагматизм. Романтические, героические, возвышенные мотивы если и свойственны индивиду, то не в такой мере, чтобы выступать в качестве решающих, предопределяющих выбор.
В этом плане интересен ответ экспертов, поясняющий состояние ценностного сознания сельской молодёжи, влияющего на выбор будущего места жительства.
Вне конкуренции оказывается вопрос уровня и качества молодёжи, и более всего - строительство жилья для молодых специалистов как фактор закрепления молодёжи на родной земле (84,6 %). Факторы второго порядка, как показал опрос, - налаженный быт (на уровне городского), поддержка государством сферы агробизнеса, создание условий для эффективного функционирования личного подсобного хозяйства (все варианты - по 30,8 % ответов). Получается, что молодые люди к работе на земле готовы, нужно лишь поддержать их в этом начинании, не придавить инициативу и энергию молодости.
Остаётся на повестке дня и вопрос улучшения социальной инфраструктуры села, создания новых рабочих мест в сфере крупного сельскохозяйственного производства - агрохолдингах (23,1 %). Молодые поколения стремятся к жизни в наиболее благоприятных условиях, когда удовлетворяются все нужды и потребности личности, и данное стремление понятно. Мировая практика показывает: мера отдалённости деревни от города в цивилизованном, современном обществе не является причиной ухудшения социально-бытовых условий, ущемления прав личности на здоровую, обеспеченную и комфортную жизнь.
Однако не только хлебом единым сыт человек. Важное значение имеет оценка молодыми людьми той культурной среды, в которой они находятся. Экспертный опрос показал: интерес к родному языку, родной культуре молодёжью не осознаётся. Только половина экспертов подтвердили наличие данной позиции. Немалая часть опрошенных (28,6 %) усом-
нились в подобной склонности молодых людей, а 21,4 % затруднились ответить на данный вопрос.
Отсюда задача, которую необходимо решать: культурное просвещение на селе осуществляется недостаточно активно. Ресурсы есть в каждой деревне, и в том числе - создание реестра знаменитых семей, трудовых династий; учёт шедевров народных промыслов; развитие фольклорного, песенного, танцевального искусства; создание зелёных зон, мест для отдыха сельчан; развитие сельского туризма по местам боевой, трудовой славы, экологическим природным сокровищницам; обучение русскому языку и языкам народов, населяющих Поволжье, и многое другое. Культура многосоставна: она и материальна, и идеальна, её видит и слышит каждый молодой человек с момента появления на свет. Сохранить имеющееся и развить самое лучшее и перспективное должны все те, кто включён в систему управления сельским социумом.
Сами молодые люди, с точки зрения экспертов, ориентируются более всего на членов собственной семьи (93 %), что подтверждает сказанное выше относительно мотивов выбора села для постоянного места жительства.
Следующие ранги присвоены друзьям/подругам и коллегам по работе (57 %). Педагоги занимают в этом перечне почётное третье место (50 %). Здесь, конечно же, нужно делать скидку на то, что на вопрос отвечали лица, напрямую взаимодействующие с детьми и подростками и выступающие в роли педагогов если не прямо, так косвенно.
Меньшее влияние эксперты оставляют за журналистами, управленцами и директорами школ, ПТУ, ССУЗов (по 21,4 %), и эти категории субъектов воспитания молодёжи можно включить во «второй эшелон» воздействия на юные души, что, тем не менее, ни в коей мере не снижает их ответственности за судьбу каждого молодого человека, выросшего в условиях села.
Поскольку в число экспертов входят специалисты разного профиля, важное значение имеет их оценка проблем, с которыми чаще всего сталкивается сельская молодёжь.
Из ответов следует, что основной проблемой для молодых людей является наличие рабочих мест (92,7 %). Очевидно, что дело здесь не только в самих рабочих местах, но в тех вакансиях, которые были бы приемлемы для молодёжи XXI века. Безработица в городе гораздо менее заметна, поскольку количество предприятий и организаций, приглашающих работников, достаточно велико. На селе отсутствие работы автоматически ведёт за собой принятие решения о перемене места жительства в поисках лучшей доли.
Уровень заработной платы и жилищная обеспеченность, оцененные экспертами менее высоко, чем наличие работы, достаточно высоко по сравнению
209
Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 1
Социология
с другими интересами и потребностями молодёжи (по 42,9 %), выступают значимым приложением к этой главной задаче. На фоне незанятости, необеспеченности жильём и низкого уровня заработной платы на второй план отступают бытовой комфорт и столь необходимые молодёжи досуговые возможности. Иными словами, решать проблему закрепления молодёжи на селе следует комплексно, начиная с задач социально-экономических и материальнобытовых как более масштабных и фундаментальных и переходя затем к задачам социокультурным, духовно-нравственным, как то - получения высшего образования, определения собственной жизненной перспективы (по 14,3 %).
Кстати говоря, создание семьи и рождение детей в ситуации отсутствия вышеназванных показателей социального благополучия не рассматривается специалистами как программа-минимум для молодых людей, что вполне понятно и закономерно.
Вопрос, дополняющий вышеназванный, звучит так: «Чего, на Ваш взгляд, не хватает современным молодым людям, живущим на селе?».
Об объективности позиций опрошенных можно судить по тому факту, что суждений резко критических эксперты не высказывают. В частности, сетования на неуважение к старшим прозвучали из уст одного респондента. Двое экспертов хотели бы видеть в молодых людях больше преданности по отношению к своей «малой Родине». Подавляющее же большинство респондентов (71,4 %) считают, что молодёжи недостаёт «стремления улучшить жизнь на селе, трудовых инициатив». Инициативность, предприимчивость - качества, отличающие свободного работника. Они должны быть свойственны личности в условиях рыночного общества. В сельской местности, где населённые пункты бедны людьми, вклад каждого работника может стоить на вес золота.
Причём здесь возникает достаточно парадоксальная ситуация: работа на земле может быть невыгодна только самому работнику. Объективно она является полезной для его окружения: произведённый продукт служит энному количеству людей и обогащает самого производителя. Таким образом, стремление отдельного индивида работать интересно и с пользой становится достоянием социальной группы, будь то семья или производственное звено. Отсюда столь важное значение, которое специалисты придают этим качествам в своих подопечных.
Организованность и исполнительность, отсутствие которых в молодых односельчанах отметила половина экспертов, - другая сторона медали. Инициативность сама по себе не решает производственных проблем, если она не будет подкреплена исполнительской дисциплиной.
Примечательно, что коллективизм как уходящее свойство личности XXI века оказался в одном ряду
с профессиональными навыками и мастерством в своём ремесле (по 28,6 %). Недостаточность данных качеств препятствует самовыражению молодых людей и повышению их социальной защищённости. То есть качества сугубо личные оказываются впереди качеств групповых и профессиональных. Последнее не может не расцениваться как требование времени, которое справедливо называется индивидуалистичным.
И снова возникает ситуация, когда проявления национальной культуры не опережают проявлений индивидуальных и групповых. Сам феномен культуры народа, его языка, традиций и обрядов слишком обширен для того, чтобы заслонить собой простые и конкретные в понимании молодого человека вещи: место работы, должность, уровень заработной платы, наличие дома, автомобиля, счёта в банке и семьи, для которой всё это и достигается.
Вместе с тем на вопрос о том, могут ли молодые люди сохранить культуру своих предков, эксперты дали достаточно оптимистичный ответ: «да» и «скорее да» (78,6 %). Остальные уклонились от ответа на этот вопрос.
Таким образом, общий вывод из сказанного таков. Руководители молодёжных подразделений дополняют друг друга: мужчины женщин, более молодые наставники - более зрелых, специалисты с техническим или сельскохозяйственным образованием - работников с дипломами педагога или социального работника. Однако существенно важным является то, что сельская молодёжь нуждается как в формальной поддержке, так и в неформальном участии. Личное общение лидеров района с молодёжными микрогруппами в различных ситуациях по месту учебы, работы, жительства может принести самые позитивные результаты в выявлении конкретных проблем и их разрешении, в становлении наиболее ярких личностей из числа молодых людей как лидеров сельскохозяйственных районов.
Кроме того, только на уровне местной администрации можно решить проблему организации современного молодёжного досуга, который в условиях модернизирующейся России превратился в мощно развитую индустрию. Молодёжь как никакая другая социальная группа нуждается в релаксации, активном, соответствующем веяниям моды и содержательном коллективном времяпрепровождении. Обеспечить его можно, только объединив усилия различных ведомств - молодёжного, культурного, образовательного, досугового, торгового, спортивного, заинтересованных в сохранении здоровья и развитии личности молодого человека. В молодёжный досуг нужны немалые вложения - экономические, социальные, кадровые, нравственно-психологические, однако их окупаемость может быть быстрой и самой высокой. Её цена - закрепление молодых людей на месте рождения своих родителей.
210
Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 1
Социология
Как фактор повышения эффективности управленческого воздействия районная администрация должна вести мониторинг состояния дел в молодёжной среде, организуя проведение разного рода социологических исследований, позволяющих своевременно выявлять существующие проблемы в молодёжной среде и принимать меры к их разре-
шению. Научное сопровождение управления даёт возможность конструирования новой социальной реальности, прогнозирования событий и устранения негативных последствий практической деятельности во всех сферах функционирования сельской общины.
Social Values of Rural Youth through the Perception of Adult Population
L. Karceva
The Kazan State University of Culture and Arts
The article analyzes the attitude of rural youth towards their home and labour, family and profession, as well as social attitudes of school and college graduates towards their residence, and preserving native culture and family traditions in the context of transformation and globalization processes.
Key words: youth, social status, social feeling, way of life, living standard, social potential.
211