Научная статья на тему 'ДОГОВОР ДИСТАНЦИОННОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

ДОГОВОР ДИСТАНЦИОННОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
розничная купля-продажа / дистанционная торговля / дистанционная купля-продажа / дистанционный способ продажи / гарантии прав потребителей / интернет-торговля / гражданское законодательство / купля-продажа / проблемы правового регулирования / защита прав потребителей / retail purchase and sale / remote trade / remote purchase and sale / remote method of sale / guarantees of consumer rights / online commerce / civil legislation / purchase and sale / problems of legal regulation / consumer protection

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Астахова Ирина Юрьевна, Федоров Александр Григорьевич

В статье анализируются особенности и отдельные недостатки действующего законодательства, связанного с договором дистанционной розничной купли-продажи. Подчеркивается наличие пробелов в правовом регулировании дистанционной торговли, отсутствие единого подхода в правоприменительной практике по спорным вопросам и предлагаются пути решения соответствующих проблем. Отмечается, что развитие дистанционной купли-продажи возможно только при наличии эффективного механизма правового регулирования данного договора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REMOTE SALE CONTRACT: CURRENT PROBLEMS AND FEATURES OF LEGAL REGULATION

The article analyzes some features and disadvantages of the current legislation related to the contract of remote retail sale. The author emphasizes the existence of gaps in the legal regulation of distance trading, the lack of a unified approach in law enforcement practice on controversial issues and suggests ways to solve the relevant problems. It is noted that the development of remote purchase and sale is possible only if there is an effective mechanism of legal regulation of this contract.

Текст научной работы на тему «ДОГОВОР ДИСТАНЦИОННОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

7 | Страница

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ № 2 - 2 0 2 3

УДК. 347.451.01

ДОГОВОР ДИСТАНЦИОННОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Астахова Ирина Юрьевна

Магистрант, Институт истории и права ФГБОУ ВО «Калужский

государственный университет им. К.Э. Циолковского»

Федоров Александр Григорьевич

К.ю.н., доцент, Институт истории и права,

ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского»

В статье анализируются особенности и отдельные недостатки действующего законодательства, связанного с договором дистанционной розничной купли-продажи. Подчеркивается наличие пробелов в правовом регулировании дистанционной торговли, отсутствие единого подхода в правоприменительной практике по спорным вопросам и предлагаются пути решения соответствующих проблем. Отмечается, что развитие дистанционной купли-продажи возможно только при наличии эффективного механизма правового регулирования данного договора.

Ключевые слова: розничная купля-продажа, дистанционная торговля, дистанционная купля-продажа, дистанционный способ продажи, гарантии прав потребителей, интернет-торговля, гражданское законодательство, купля-продажа, проблемы правового регулирования, защита прав потребителей.

Процессы цифровизации поспособствовали стремительному развитию дистанционной торговли и ее становлению неотъемлемой частью жизни практически каждого человека. Стратегией развития информационного общества в РФ на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 09.05.2017 г. N 203 поставлена цель по формированию подходящей среды для развития цифрового товарного рынка. Это направление является одним из самых быстрорастущих сегментом торговли. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) доля дистанционных продаж в общем объеме розничной торговли за 2022 год возросла на 30 % [8, С. 76]. По оценке президента АКИТ в 2023 году рост дистанционной торговли в России может составить 25-30%. Однако, несмотря на большую распространенность такого вида розничной торговли, правовое регулирование отношений, возникающих при дистанционной купле-продаже, не успевает за активным ростом интернет-торговли, что влечет появление как на теоретическом, так и на прикладных уровнях проблем, нуждающихся в своем разрешении.

Прежде чем переходить к исследованию особенностей и проблем правового регулирования исследуемого договора, необходимо остановиться на понятии дистанционной купли-продажи и ее положения в договорной группе «розничная купля-продажа», поскольку указанные моменты вызывают дискуссии в научном обществе.

Упоминание рассматриваемого договора встречается в ряде нормативных правовых актов Российской Федерации, которые, однако, не формулируют законодательного определения договора. Ранее легальное определение содержалось в Правилах продажи отдельных видов товаров от 19.01.1998 N 55. Но данный документ утратил свою юридическую силу и взамен ему были приняты Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи, включающие в себя и Правила продажи товаров при дистанционном способе продажи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463. Однако, существенным недостатком названных Правил стало то, что в них отсутствует законодательно закрепленное определение дистанционной купли-продажи. Кроме того, анализ положений нормативно-правовых актов,

посвященных названному договору, показал также и отсутствие единого подхода к названию данного договора. В различных источниках можно встретить следующие дефиниции: дистанционная продажа, дистанционный способ продажи, дистанционная торговля и иные [7, С. 23]. Но объединяет все эти дефиниции то, с помощью какого приема они раскрывают данный договор, а именно, посредством указания на порядок его заключения, то есть с помощью ознакомления покупателя с описанием товара, сформулированным продавцом и содержащихся в различных средствах связи, при котором у потребителя нет возможности ознакомиться с самим товаром либо его образцом при заключении договора. В силу такого построения рассматриваемых дефиниций возникает закономерный вопрос является ли он самостоятельным видом договора розничной купли-продажи или это всего лишь особый способ заключения договора.

По мнению автора, существенные черты договора, а именно, исключительно опосредованное ознакомление с товаром и отсутствие личного взаимодействия между сторонами договора при его заключении, а также вызванные этим особенности правового регулирования возникающих отношений, позволяют утверждать о самостоятельном характере рассматриваемого договора.

Однако необходимо учитывать, что не всякая купля-продажа, подпадающая, на первый взгляд, под эти критерии, действительно будет дистанционной с правовой точки зрения.

Например, если посредством различных средств связи покупатель сделал предварительный заказ товара, однако само заключение договора купли-продажи осуществлялось в магазине, то есть в условиях, когда покупатель мог осмотреть товар перед заключением договора, то такой договор не будет дистанционным. Такой вывод подтверждается и материалами судебной практики. В одном из Постановлений Пятого Арбитражного апелляционного суда РФ сказано, что «в случае, если для покупки товара покупателю необходимо обратиться к продавцу по месту осуществления его деятельности, такой способ продажи товара не будет дистанционным» [2].

В научной литературе также распространено мнение, что к дистанционной купле-продаже не относятся случаи, при которых покупатель перед приобретением товара через дистанционные средства связи, посетил магазин и ознакомился с интересующим его товаром, поскольку в данной ситуации будут отсутствовать главные признаки такого договора. Однако, с юридической точки зрения, такой вывод является несостоятельным, поскольку договор заключался не в магазине, и кроме того нет никакой уверенности в том, что покупателю привезут именно тот товар, с которым он ознакомился в магазине и что в нем не будет каких-либо недостатков.

Стоит также остановиться на особенностях момента заключения договора. В п.13 Постановления Правительства N 2463 содержится указание на два момента заключения договора: с момента выдачи продавцом потребителю документа об оплате товара либо получения продавцом сообщения покупателя о его намерении приобрести товар [1].

Однако законодатель не раскрывает данное положение подробно, в силу чего остается не до конца разрешенным вопрос о моменте заключения договора, так как не понятно в каких случаях применяется тот или иной момент заключения договора. По мнению автора, выдача чека покупателю определяет момент заключения договора при согласовании сторонами условия о предварительной оплате товара. А в случае если стороны согласовали оплату после получения товара, то договор является заключенным с момента получения продавцом сообщения потребителя. При этом говоря о последнем, необходимо отметить, что законодатель также не указывает какие же действия покупателя, рассматриваются как акцепт оферты. Но стоит согласиться с Киселевой Л.Ю., что наиболее правильно рассматривать в качестве таких действий нажатие покупателем на кнопку «оплатить», «оформить заказ» и прочее [5]. Нельзя рассматривать в качестве акцепта оферты добавление покупателем товара в корзину или же, например, заполнение покупателем формы покупки товара, введение своих данных, так как при совершении данных действий покупатель все еще может прервать процесс покупки товара, а также данный товар может закончиться у продавца.

9 | Страница • АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ № 2 - 2 0 2 3

Вместе с тем, в правоприменительной практике возникают ситуации, при которых заключение договора дистанционной купли-продажи происходило и при отсутствии технических условий со стороны продавца для этого. Так, решением Кунцевского районного суда города Москвы от 27 ноября 2018 года по делу № 024945/2018 был признан дистанционным договор купли-продажи, заключенный посредством переписки по электронной почте, выставлением счета и его оплаты покупателем [3]. Как отметил суд, существенным условием в данном случае выступает отсутствие у покупателя возможности непосредственно ознакомиться с товаром. Отсутствие возможности оформить покупку посредством сайта, на что указывал в своих объяснениях представитель не исключает возможности заключения договора дистанционным способом.

Вызывает споры и вопрос о применении Перечня товаров, не подлежащих обмену, к дистанционному способу продажи товаров. Ответа на этот вопрос не содержится ни в одном из действующих нормативно-правовых актов. Однако вызванные этим коллизии, послужили причиной для принятия Роспотребнадзором Письма от 07.10.2016 г. N 01/13541-16-29 "О правовых основах регулирования дистанционной торговли", где разъясняется, что названный Перечень не применяется к дистанционной торговле, так как на основании п.4 ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей» у потребителя имеется право на отказ от товара в любое время до его передачи и в течение семи календарных дней после независимо от причин отказа. Однако Письма органов исполнительной власти носят разъясняющий, рекомендательный характер и не являются обязательными, вследствие чего можно говорить о том, что данный вопрос на сегодняшний день так и остается не разрешенным на законодательном уровне, что оказывает свое влияние и на отсутствие единообразия судебной практики.

Например, Судья Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга пришел к выводу о распространении названного выше Перечня на случаи дистанционной торговли, поскольку в законодательстве не содержится прямого запрета на это [4]. Аналогичная позиция встречается и в судебных актах вышестоящих инстанций, например, в Апелляционном определении Смоленского областного суда от 10 декабря 2019 г. [5].

Однако часть судов придерживаются иной точки зрения, считая, что указанный Перечень не распространяет свое действие на дистанционный способ продажи, даже несмотря на то, что в законе о таком исключении прямо не сказано. В частности, такая позиция отражена в Апелляционном определении Пермского краевого суда от 10 февраля 2020 г. [6].

И именно вторая точка зрения, по мнению автора, наиболее полно отвечает цели законодателя - защите наиболее слабой стороны данного договора, то есть покупателя. В связи с этим имеется необходимость законодательно закрепить в ст.26.1 Закона «О защите прав потребителей» следующую норму: «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену, установленный Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463, к отношениям, регулируемым настоящей статьей, не применяется».

Применительно к вопросу возврата товара, приобретенного дистанционно, еще одна отличительная черта договора выражается в том, что законодатель установил для него более короткий срок для возврата товара надлежащего качества - 7 календарных дней вместо 14.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что развитие дистанционной торговли и увеличение ее доли в общем объеме розничной купли-продажи в условиях цифровизации является неизбежным, однако этот процесс должен сопровождаться грамотно выстроенной тактикой правового регулирования со стороны государства, поскольку в правоотношениях, складывающихся в данной сфере, в силу недостаточности правового регулирования, возникает множество проблем. На сегодняшний день имеется достаточный правоприменительный опыт, множество теоретических разработок, с помощью которых возможно привести действующее законодательство к необходимому уровню регулирования данных отношений, способствующему устранению многочисленных коллизий и пробелов.

Список использованных источников

1. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 "Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи..." // СПС Гарант. (дата обращения 21.07.2023]

2. Постановление Пятого Арбитражного апелляционного суда РФ от 27 мая 2019 г. по делу № А59-8659/2018 // Режим доступа: СПС Гарант (дата обращения 21.07.2023)

3. Решение Кунцевского районного суда города Москвы от 27 ноября 2018 года по делу № 02-4945/2018 // Режим доступа: https://mos-gorsud.ru/rs/kuncevskij/services/cases/civil/details/8a49a435-07e4-4ca3-b90e-00f9e2f1c244 (дата обращения 24.07.2023]

4. Решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 11 июня 2020 года по делу № 2-2661/2020 // Режим доступа: https://chkalovsky--svd.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=341829764 &delo_id=1540005&new=&text_number=1 (дата обращения 24.07.2023]

5. Апелляционное определение СК по гражданским делам Смоленского областного суда от 10.12.2019 г. по делу № 33-4104/2019 // Режим доступа СПС Гарант (дата обращения 24.07.2023]

6. Апелляционное определение СК по гражданским делам Пермского краевого суда от 10.02.2020 г. по делу № 33-1054/2020 // Режим доступа СПС Гарант (дата обращения 24.07.2023]

7. Киселева Л. Ю. Интернет-торговля и особенности ее правового регулирования // Научные записки молодых исследователей. 2021. Т. 9. №2 3. С. 22-32.

8. Налетова М.М. Электронная торговля и защита прав потребителей-участников электронной торговли // Право и практика. 2023. №1. С. 75-82.

REMOTE SALE CONTRACT: CURRENT PROBLEMS AND FEATURES

OF LEGAL REGULATION

Astakhova I.Y., Fedorov A.G.

The article analyzes some features and disadvantages of the current legislation related to the contract of remote retail sale. The author emphasizes the existence of gaps in the legal regulation of distance trading, the lack of a unified approach in law enforcement practice on controversial issues and suggests ways to solve the relevant problems. It is noted that the development of remote purchase and sale is possible only if there is an effective mechanism of legal regulation of this contract.

Keywords: retail purchase and sale, remote trade, remote purchase and sale, remote method of sale, guarantees of consumer rights, online commerce, civil legislation, purchase and sale, problems of legal regulation, consumer protection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.