Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА ДИСТАНЦИОННОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА ДИСТАНЦИОННОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
539
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУПЛЯ-ПРОДАЖА / ДИСТАНЦИОННЫЙ ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ / ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / УСЛОВИЯ ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ / ДИСТАНЦИОННАЯ ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Порунова Ольга Геннадьевна, Сасонова Лариса Петровна

Статья посвящена спорным вопросам правового регулирования дистанционной торговли. Авторы выявляют специфику дистанционного способа купли-продажи товаров, его существенные отличия от традиционной организации торговли. Подчеркиваются преимущества дистанционной торговли и рост объемов оборота в данном секторе экономики. Авторы исследуют имеющиеся правовые определения дистанционной торговли и существенные условия договора купли-продажи при приобретении товаров в сети Интернет. Делается вывод о том, что наиболее сложными вопросами правового регулирования дистанционной торговли остаются отсутствие как таковых санкций за недостоверную информацию о товаре, алгоритма возврата товара при его ненадлежащем качестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF REMOTE SALE AGREEMENT

The article is devoted to controversial issues of legal regulation of distance trading. The authors reveal the specifics of the remote method of purchase and sale of goods, its significant differences from the traditional organization of trade. The advantages of distance trading and the growth of turnover in this sector of the economy are emphasized. The authors examine the available legal definitions of distance trading and the essential terms of the purchase and sale agreement when purchasing goods on the Internet. It is concluded that the most difficult issues of legal regulation of remote trade remain the absence as such of sanctions for inaccurate information about the product, the algorithm for returning the product in case of improper quality.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА ДИСТАНЦИОННОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ»

6. Головин Н.М. Феномен непреодолимой силы: цивилистическое исследование. Автореф. ... канд. юрид. наук. Саратов 2013. 28 с.

7. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июня 2012 г. N 3352/12. // СПС Гарант [Электронный ресурс] URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70113796/ (дата обращения 20.01.2023)

8. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (дата обращения 20.01.2023).

References and Sources

1. Grazhdanskij Kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.11.1994 № 51-FZ (red. ot 22.06.2016 №16-P) CH. 1., st 401 // Konsul'tantPlyus.

2. Kuznecov R. N. Sootnoshenie kategorij nepreodolimoj sily i fors-mazhora v rossijskom grazhdanskom prave // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2008. №»11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-kategoriy-nepreodolimoy-sily-i-fors-mazhora-v-rossiyskom-grazhdanskom-prave (data obrashcheniya: 13.11.2022).

3. Arefkina M.Yu. Praktika svidetel'stvovaniya obstoyatel'stv nepreodolimoj sily (fors-mazhora) Torgovo-promyshlennoj palatoj Rossijskoj Federacii // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2017. .№ 6(150). - S.76-78.

4. Shejko M.S. Nepreodolimaya sila,«fors-mazhor» kak osnovaniya osvobozhdeniya ot eventual'noj otvetstvennosti //Sovremennaya yurisprudenciya: aktual'nye voprosy, dostizheniya i innovacii. 2020. S. 160-163.

5. Trubnikova I. Obstoyatel'stva nepreodolimoj sily (fors-mazhor): problema ustanovleniya i dokazyvaniya v sudebnoj praktike //Trudovoe pravo. 2018. №. 8.

6. Golovin N.M. Fenomen nepreodolimoj sily: civilisticheskoe issledovanie. Avtoref. ... kand. yurid. nauk. Saratov 2013. 28 s.

7. Postanovlenie Prezidiuma Vysshego Arbitrazhnogo Suda RF ot 21 iyunya 2012 g. N 3352/12. // SPS Garant [Elektronnyj resurs] URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70113796/ (data obrashcheniya 20.01.2023)

8. Federal'nyj zakon «Ob osnovah turistskoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii» ot 24.11.1996 N 132-FZ // SPS Konsul'tantPlyus [Elektronnyj resurs] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (data obrashcheniya 20.01.2023).

ТАРАСОВА ЮЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры права, Самарский государственный экономический университет, Сызранский филиал (sangria80@yandex.ru).

ШАФИЕВА МАРИЯ АНАТОЛЬЕВНА - кандидат филологических наук, доцент кафедры общетеоретических дисциплин, Самарский государственный технический университет, Сызранский филиал (mshafieva@mail.ru).

TARASOVA, YULIYA A. - Ph.D. in History, Associate Professor at the Department of Law, Syzran Branch of Samara State University of Economics (sangria80@yandex.ru).

SHAFIEVA MARIYA A. - Ph.D. in Philology, Associate Professor at the Department of General Disciplines, Syzran Branch of Samara State Technical University (mshafieva@mail.ru).

УДК 347.451 DOI: 10.24412/2411-2275-2023-1-71-75

ПОРУНОВА О.Г., САКСОНОВА Л.П. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА ДИСТАНЦИОННОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ

Ключевые слова: купля-продажа, дистанционный договор купли-продажи, гражданское право, условия договора купли-продажи, дистанционная торговля.

Статья посвящена спорным вопросам правового регулирования дистанционной торговли. Авторы выявляют специфику дистанционного способа купли-продажи товаров, его существенные отличия от традиционной организации торговли. Подчеркиваются преимущества дистанционной торговли и рост объемов оборота в данном секторе экономики. Авторы исследуют имеющиеся правовые определения дистанционной торговли и существенные условия договора купли-продажи при приобретении товаров в сети Интернет. Делается вывод о том, что наиболее сложными вопросами правового регулирования дистанционной торговли остаются отсутствие как таковых санкций за недостоверную информацию о товаре, алгоритма возврата товара при его ненадлежащем качестве.

PORUNOVA, O.G., SAKSONOVA, L.P. CURRENT PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF REMOTE SALE AGREEMENT

Key words: purchase and sale, remote contract of sale and purchase, civil law, terms of contract of sale and purchase, remote trade.

The article is devoted to controversial issues of legal regulation of distance trading. The authors reveal the specifics of the remote method of purchase and sale of goods, its significant differences from the traditional organization of trade. The advantages of distance trading and the growth of turnover in this sector of the economy are emphasized. The authors examine the available legal definitions of distance trading and the essential terms of the purchase and sale agreement when purchasing goods on the Internet. It is concluded that the most difficult issues of legal regulation of remote trade remain the absence as such of sanctions for inaccurate information about the product, the algorithm for returning the product in case of improper quality.

Активное развитие информационно-телекоммуникационных технологий и сети Интернет привело к широкому распространению дистанционной торговли. Между тем правовое регулирование электронного оборота существенно отстает от практического его использования, что порождает наряду с теоретическими и практические проблемы, которые требуют изучения.

С позиции Я. Тиме дистанционной торговлей является «любая форма розничной торговли продукцией для конечного потребления, при которой покупатель не забирает приобретенный товар у продавца, а товар доставляется ему на дом или по месту работы» [1, с. 12]. Таким образом,

дистанционной является любая торговля, не предполагающая прямого контакта между покупателем и продавцом.

Прежде всего, это торговля через интернет (онлайн-магазин). Далее отметим торговлю по почте. Почтовые услуги доступны практически по всей стране, даже в небольших городах есть возможность получить и отправить письмо, посылку или бандероль. Компании каталожной торговли, пользующиеся услугами Почты России, выстраивают своеобразный аналог распределительной сети, когда каждое почтовое отделение выступает в роли узла, через который можно общаться с потребителем. Значительное распространение получила также торговля по телефону. Операторам дистанционной торговли в первую очередь интересны те населенные пункты, где плотность розничной торговли не самая высокая и куда еще не пришли крупные поставщики. И действительно, если покупатель может приобрести товар в магазине, расположенном недалеко от дома, то у него гораздо меньше оснований рассматривать товар на фотографии, догадываться о его свойствах, не иметь возможности его примерить, а затем ждать покупки еще несколько недель. Данный способ продаж набирает популярность, поскольку временные затраты на поиск необходимого товара в глобальной сети не могут сравниться с аналогичными затратами покупателя при личном посещении ряда торговых точек, а ценовая политика интернет магазинов позволяет сэкономить населению немалые суммы.

В России дистанционная торговля с каждым годом набирает все большие обороты. Для продавцов дистанционная торговля удобна тем, что не нужно увеличивать штат сотрудников, содержать торговый зал, что позволяет сократить постоянные расходы. Между тем, в современной цивилистической науке отсутствует полное определение дистанционной торговли, или торговли с применением технологий удавленного доступа к товарам и услугам, являющимися предметами торговых сделок.

В соответствии с Приказом Минпромторга России от 25.12.2014 г. № 2733 «Об утверждении стратегии развития торговли с Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года» предлагается понятие дистанционной торговли [2]. В ст.8 ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» такой вид деятельности определяется как дистанционный способ продажи товара [3].

В современной правоприменительной практике встречаются спорные моменты, относительно которых затруднительно определить, является ли заключенный договор дистанционной купли-продажи таковым по своей правовой природе. Так, Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2019 года по делу № А59-8659/2018 установлено, что в случаях, когда для осуществления договора купли-продажи покупателю предлагается обратиться к продавцу по месту осуществления его деятельности для произведения оплаты за приобретаемый товар, который потребитель выбрал посредством доступа на интернет-сайт, фактически не является дистанционной куплей-продажей [4].

Вместе с тем, в практическом применении возникают ситуации, при которых заключить договор дистанционной купли-продажи нельзя, но, тем не менее, такой вариант не исключает факт дистанционной торговли. Так, апелляционным определением Московского городского суда от 20.06.2019 №2 33-26227/2019 установлено, что правовое значение следует придавать случаям, когда при заключении договора одна сторона выставляла другой стороне счет и получала в ответ оплату, а факт согласования условий договора подтверждался электронной перепиской. Такой способ заключения договора купли-продажи суд признал дистанционным [5].

Заслуживает определенного внимания также вопрос о проблеме возможности признания заключенного договора действительным и порождающим правовые последствия при том условии, что его стороны в реальной жизни не встречаются друг с другом, а взаимодействуют между собой дистанционно. Г. Дернбург ввел в оборот положение, которое и в настоящее время актуально и используется в мировой цивилистической практике: «волеизъявление, которое должно быть сделано в отношении другого лица и сделано в отсутствие последнего, становится действительным с момента его получения адресатом. Волеизъявление не становится действительным, если до его получения или одновременно с ним получено заявление об отказе от него» [6, с. 91].

Еще одним спорным вопросом является определение предмета договора дистанционной сделки. С учетом особенностей рассматриваемой гражданско-правовой сделки по реализации товаров с применением дистанционных технологий юридически-значимым обстоятельством является предмет договора реализации товаров посредством удаленного доступа к самому товару,

поэтому представляется важным с правовой точки зрения установить сходства и различия между предметом договора купли-продажи, заключаемом в реальных условиях и предметом того же договора, но заключаемом с применением дистанционных технологий. Согласно Обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 20 октября 2021 года, предметом договора дистанционной купли-продажи следует рассматривать любые вещи, не изъятые из гражданского оборота, не ограниченные в нем, и предназначенные для личного или семейного использования [7].

Чаще всего дистанционно приобретаются продукты питания, одежда, бытовая техника, украшения, мебель и другие товары народного потребления. Под запретом находится реализация через «Интернет» алкогольной и табачной продукции, лекарственных препаратов, а также товаров, запрещенных или ограниченных в обороте на территории РФ.

Как следует из сравнительного анализа действующих на сегодня норм цивилистического права, отличительной особенностью такого рода торговых отношений является тот факт, что предмет договора - товар, неосязаем, невидим реально. Покупатель получает информацию о том, что он приобретает по сделке, только руководствуясь информацией из электронных источников. Наличие такого обстоятельства является определяющим признаком, который характеризует любые товарные отношения между покупателем и продавцом, складывающиеся при дистанционной торговле. Продавцы в некоторых случаях игнорируют претензии покупателей и избегают получения направляемых им судебных извещений. В ходе разбирательств выясняется, что по заявленному месту нахождения магазин на самом деле находится не по указанному адресу, опубликованные контакты оказываются ложными.

Момент заключения договора дистанционной купли-продажи имеет специфическую черту, так как использование электронных документов, которые могут подтвердить приобретение товара, весьма усложняют этот процесс. Исходя из практики, договор считается заключенным с момента получения электронного документа, заверенного электронной подписью продавца, автоматического подтверждения без электронной подписи, простого электронного документа «Подтверждения». Такой договор на основании ст. 497 Гражданского Кодекса Российской Федерации считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя -юридического лица [8].

Рискованным является платеж, произведенный покупателем банковским переводом со своей банковской карты на карту продавца или его представителя. Такой способ оплаты товара позволяет продавцу скрывать свой реальный доход, чтобы уменьшить налоговые платежи. Кроме того, у покупателя не остается иных платежных документов, подтверждающих приобретение товара, кроме записи о списании в истории операций по карет. Такой способ подтверждения может не приниматься судом.

Наконец, специфичен в дистанционной купле-продаже механизм возврата денег покупателю. Срок такого возврата наиболее четко определен в обязательной норме. В обязанности продавца входит возвратить покупателю уплаченную сумму не позднее, чем через 10 дней с момента предъявления покупателем соответствующего требования. Наиболее распространенной практикой является включение стоимости доставки в цену товара. Тогда затраты на оплату почтовых услуг включаются в расходы на продажу. Если почтовая доставка не включена в покупную цену, но оплачивается покупателем отдельно от товара, то средняя стоимость доставки часто взимается покупателем. Также путем перевода денег на банковский или другой счет, указанный покупателем. И.С. Кочан отмечает, что «в большинстве случаев продавец возвращать деньги за товар отказывается, настаивая на том, что товар сложно технический или непродовольственный ненадлежащего качества, то есть товар, который не подлежит возврату ни при каких условиях» [9].

Характерно, что и при условии реально существующего продавца, претензия может оставляться продавцом без удовлетворения. В таком случае, потребитель обращается в суд.

Истец обратилась в суд с исковым заявлением к ООО «LEOMAX» о расторжении договора купли-продажи, взыскании денежных средств в размере 5 990 руб., уплаченных по договору, неустойки за неисполнение требований потребителя в размере 5 428,90 руб., расходов на

проведение экспертизы в размере 5 504 руб., расходов за составление претензии в размере 2 000 руб. и штрафа. Исковые требования мотивированы тем, что истец приобрела у ответчика дистанционным способом набор кастрюль. В период эксплуатации выявились недостатки товара: коррозия металла на стенках, разрушение заклепок кастрюль, тогда как ответчик позиционировал изготовление кастрюль из высококачественной нержавеющей стали. Заключением независимого эксперта установлено, что выявленные скрытые недостатки товара возникли по вине изготовителя в результате использования стали ненадлежащего качества, использование крепежных элементов ненадлежащего качества. Выявленные скрытые дефекты производственного характера влияют на эксплуатационные, потребительские и эстетические свойства изделий, а также не обеспечивают безопасность жизни и здоровья при условии соблюдения правил эксплуатации.

Направленная в адрес ответчика претензия с требованием заменить товар ненадлежащего качества на качественный либо аналогичный товар и возместить убытки, оставлена без удовлетворения со ссылкой на истечение гарантийного срока. За неисполнение требований потребителя, истец просила взыскать с ответчика неустойку за каждый день просрочки.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по данному региону, являясь уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области защиты прав потребителей и в соответствии с ч. 5 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. 47 ГПК РФ подготовило письменное заключение на основании искового заявления к ООО <^ЕОМАХ», из которого следует, что исковые требования истца соответствуют законодательству РФ и могут подлежать удовлетворению.

Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, нашел исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.

В обоснование своего решения суд привел выводы экспертизы, признавшей производителя виновным в использовании стали ненадлежащего качества и использовании крепежных элементов (заклепок) ненадлежащего качества, что привело к негодности товара к эксплуатации. Экспертиза также не выявила приобретенных дефектов механического характера и следов нарушения правил эксплуатации. Истец пыталась решить вопрос в досудебном порядке, обратившись к продавцу с претензией. Поскольку ООО <^ЕОМАХ» в ответе на претензию не оспаривало факт заключения договора между сторонами настоящего спора, то отсутствие у истца платежных документов, не рассматривалось судом как доказательство незаключенности спорного договора купли-продажи.

Таким образом, развитие дистанционной торговли поможет повысить эффективность развития отрасли, повысить доступность товаров в отдаленных районах, частично покрыть дефицит специализированной продукции, который в настоящее время малоразвит в торговых сетях. Одним из преимуществ дистанционной торговли также являются низкие требования к торговым площадям. Заслуживающим определенного внимания доводом и вместе с тем отличительной чертой реализации товаров дистанционным способом или с применением технологий удаленного доступа является возможность круглосуточного обслуживания покупателей, чего нельзя представить при реализации товаров и услуг иным другим способом, отличным от дистанционного.

Однако на сегодняшний день существуют следующие проблемы правового регулирования договора купли-продажи дистанционным способом:

-проблема идентификации пользователя, связанные с особенностями заключения договора в электронном виде;

- проблема безопасности онлайн-платежей;

-проблема юрисдикции в контексте обсуждения возможности применения национального законодательства о защите прав потребителей или отдельных его положений к отношениям, связанным с дистанционной торговлей из-за рубежа;

- наиболее уязвимым местом при дистанционных продажах является не столько товар как таковой, сколько недостаточная, недостоверная или ложная информация о продавце товара, потребительских свойствах и качестве товара. При этом следует исходить из того, что 80 % реального товарооборота при дистанционной торговле приходится на анонимных продавцов.

Многие вопросы, связанные с особенностью договора дистанционной купли-продажи товаров не регулируются законодательством, что вызывает спорные ситуации в юриспруденции. Предполагается, что данные вопросы мог бы снять отдельный нормативно-правовой акт о

дистанционной торговле, регулирующий субъектный состав рассматриваемых отношений и вводящий ответственность информационных посредников за предоставление неполной или недостоверной информации.

Литература и источники

1. Тиме Я. Дистанционная торговля / нер. с нем. Л. Болховитиной. М.: Вершина, 2018. 376 с.

2. Приказ Минпромторга России от 25.12.2014 N° 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2023 года» // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/70836814/ (Дата обращения 14.12.2022).

3. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 M 38-Ф3 // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/12145525/ (Дата обращения 14.12.2022).

4. Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2019 года но делу M A59-8659/2018 // СПС Су^кт [Электронный ресурс] URL: https://sudact.ru/arbitral/dqc/mUr6n0kvbBNk/(Дата обращения: 05.12.2022)

5. Aпелляционное определение Московского городского суда от 20.06.2019 M 33-26227/2019 // СПС Су^кт [Электронный ресурс] URL: https://sudact.ru/vsrf/doc/ONFKt53dKJdl/ (Дата обращения: 05.12.2022)

6. Хисматуллин О.Ю. Отдельные аспекты развития правового регулирования дистанционной торговли в России // Евразийская адвокатура. 2016. M2 (21). с. 90-92.

7. Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей // Сайт Верховного Суда РФ [Электронный ресурс] URL: https://www.vsrf.ru/documents/all/30461/

8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26 июня 1996 г. M 15-ФЗ: принят государственной думой 22 декабря 1995 года [ред. от 01.07.2021 г., с изм. от 08.07.2021 г.] // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL:http://www.cqnsultant.ru/dqcument/cqns_dqc_LAW_9027/ (Дата обращения: 05.15.2022)

9. Кочан И.С., Меликян A.М. Договор купли-продажи, заключенный дистанционным способом // Краснодар-2019: Материалы X межрегиональной студенческой юридической олимпиады, Краснодар, 05-06 декабря 2019 года / Под редакцией A.A. Долгова, П.В. Каленского, В.В. Сорокожердьева. Краснодар: AHО «Научно-исследовательский институт истории, экономики и нрава», 2020. С. 54-70. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dqgqvqr-rqzmchnqy-kuph-prqdazhi-distantsiqnnym-spqsqbqm-aktualnye-prqblemy-pravqvqgq-reguhrqvaniya (Дата обращения: 05.15.2022)

References and Sources

1. Time Ya. Distancionnaya torgovlya I per. s nem. L. Bolhovitinoj. M.: Vershina, 2018. 376 s.

2. Prikaz Minpromtorga Rossii ot 25.12.2014 M 2733 «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya torgovli v Rossijskoj Federacii na 2015-2016 gody i period do 2023 goda» II SPS «Garant» [Elektronnyj resurs] URL: https:IIbase.garant.ru/70836814I (Data obrashcheniya 14.12.2022).

3. Federal'nyj zakon «O reklame» ot 13.03.2006 M 38-FZ II SPS «Garant» [Elektronnyj resurs] URL: https:IIbase.garant.ru/12145525I (Data obrashcheniya 14.12.2022).

4. Postanovlenie Pyatogo arbitrazhnogo apellyacionnogo suda ot 27 maya 2019 goda po delu M A59-8659I2018 II SPS SudAkt [Elektronnyj resurs] URL: https:IIsudact.ruIarbitralIdocImUr6n0kvbBNk/(Data obrashcheniya: 05.12.2022)

5. Apellyacionnoe opredelenie Moskovskogo gorodskogo suda ot 20.06.2019 M 33-26227I2019 II SPS SudAkt [Elektronnyj resurs] URL: https:IIsudact.ruIvsrfIdocIONFKt53dKJdlI (Data obrashcheniya: 05.12.2022)

6. Hismatullin O.YU. Otdel'nye aspekty razvitiya pravovogo regulirovaniya distancionnoj torgovli v Rossii II Evrazijskaya advokatura. 2016. N^2 (21). s. 90-92.

7. Obzor sudebnoj praktiki po delam o zashchite prav potrebitelej II Sajt Verhovnogo Suda RF [Elektronnyj resurs] URL: https:IIwww.vsrf.ruIdocumentsIallI30461I

8. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' vtoraya): Federal'nyj zakon ot 26 iyunya 1996 g. M 15-FZ: prinyat gosudarstvennoj dumoj 22 dekabrya 1995 goda [red. ot 01.07.2021 g., s izm. ot 08.07.2021 g.] II SPS Konsul'tantPlyus [Elektronnyj resurs]. URL:http:IIwww.consultant.ruIdocument/cons_doc_LAW_9027I (Data obrashcheniya: 05.15.2022)

9. Kochan I.S., Melikyan A.M. Dogovor kupli-prodazhi, zaklyuchennyj distancionnym sposobom II Krasnodar-2019: Materialy X mezhregional'noj studencheskoj yuridicheskoj olimpiady, Krasnodar, 05-06 dekabrya 2019 goda I Pod redakciej A.A. Dolgova, P.V. Kalenskogo, V.V. Sorokozherd'eva. Krasnodar: ANO «Nauchno-issledovatel'skij institut istorii, ekonomiki i prava», 2020. S. 54-70. [Elektronnyj resurs]. URL: https:IIcyberleninka.ruIarticleIn/dogovor-roznichnoy-kupli-prodazhi-distantsionnym-sposobom-aktualnye-problemy-pravovogo-regulirovaniya (Data obrashcheniya: 05.15.2022)

ПОРУНОВА ОЛЬГА ГЕННАДЬЕВНА - старший преподаватель кафедры права, Самарский государственный экономический университет, Сызранский филиал (olga.porunova@rambler.ru).

САСОНОВА ЛАРИСА ПЕТРОВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры общетеоретических дисциплин, Самарский государственный технический университет, Сызранский филиал (saxon@artsfer.ru)

PORUNOVA, OLGA G. - Senior Lecturer at the Department of Law, Syzran Branch of Samara State University of Economics (olga. porunova@rambler. ru).

SAKSONOVA, LARISA P. - Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor at the Department of General Disciplines, Syzran Branch of Samara State Technical University (saxon@artsfer.ru).

УДК 347.7 Б01: 10.24412/2411-2275-2023-1-75-82

НАЛЕТОВА М.М.

ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ И ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ-УЧАСТНИКОВ

ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ

Ключевые слова: электронная торговля (коммерция), дистанционный способ продажи, права потребителей, владелец агрегатора, участники электронной торговли, продавец, исполнитель.

В статье исследуются правовые аспекты электронной торговли. Анализируя российское и международное законодательство, автор определяет содержание понятия «электронной торговли», соотносит его с понятием «дистанционный способ продажи». Особое внимание уделено защите прав потребителей электронной торговли, ее особенностям. В работе изучены действующее законодательство, судебная практика с целью определения правового статуса относительно «новых» участников торговли -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.