Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОГО ПОНЯТИЯ "ДИСТАНЦИОННАЯ КУПЛЯ-ПРОДАЖА"'

К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОГО ПОНЯТИЯ "ДИСТАНЦИОННАЯ КУПЛЯ-ПРОДАЖА" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДАЖА / ДОГОВОРЫ / ДИСТАНЦИОННАЯ КУПЛЯ-ПРОДАЖА / РОЗНИЧНАЯ КУПЛЯ-ПРОДАЖА / НОРМАТИВНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казакова Ирина Александровна, Куркина Наталья Васильевна, Митячкина Екатерина Сергеевна

В своей статье авторы рассматривают понятие «дистанционная торговля», соотношение понятий «дистанционная купля-продажа» и «дистанционная торговля», существенные условия договора дистанционной купли-продажи, правовой статус оферента, акцептанта и субъектов-посредников по договору дистанционной купли-продажи, выделяют основные признаки дистанционной купли-продажи. Авторы делают вывод, что законодательное закрепление понятия дистанционной продажи должно носить унифицированный характер, который бы исключал противоречия и соответствовал единому подходу для всех правовых источников, определению, закреплённому в Новых правилах торговли при реализации дистанционного способа продажи товаров по договору розничной купли-продажи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Казакова Ирина Александровна, Куркина Наталья Васильевна, Митячкина Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF DEFINING THE THEORETICAL AND LEGAL CONCEPT "REMOTE PURCHASE AND SALE"

In their article, the authors consider the concept of "remote trade", the relationship between the concepts of "remote purchase and sale" and "remote trade", the essential terms of the remote sale contract, the legal status of the offeror, acceptor and intermediary entities under the remote sale contract, identify the main features of remote sale. The authors conclude that the legislative consolidation of the concept of remote sale should be of a unified nature, which would exclude contradictions and correspond to a single approach for all legal sources, the definition enshrined in the New rules of trade when implementing a remote method of selling goods under a retail sale agreement.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОГО ПОНЯТИЯ "ДИСТАНЦИОННАЯ КУПЛЯ-ПРОДАЖА"»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_11_175 УДК 347.451.01

К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОГО ПОНЯТИЯ «ДИСТАНЦИОННАЯ КУПЛЯ-ПРОДАЖА» ON THE ISSUE OF DEFINING THE THEORETICAL AND LEGAL CONCEPT

"REMOTE PURCHASE AND SALE"

КАЗАКОВА Ирина Александровна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры общей юриспруденции Российского государственного социального университета (РГСУ). 129226, Россия, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, стр. 1. E-mail: kazakova.irina2019@yandex.ru;

КУРКИНА Наталья Васильевна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры общей юриспруденции Российского государственного социального университета (РГСУ). 129226, Россия, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, стр. 1. E-mail: knv011@mail.ru;

МИТЯЧКИНА Екатерина Сергеевна,

кандидат юридических наук, заведующий кафедрой общей юриспруденции Российского государственного социального университета (РГСУ). 129226, Россия, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, стр. 1. E-mail: miss.mity@mail.ru;

KAZAKOVA Irina Alexandrovna,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of General Jurisprudence of the Russian State Social University (RSSU). 129226, Russia, Moscow, Wilhelm Peak str., 4, p. 1. E-mail: kazakova.irina2019@yandex.ru;

KURKINA Natalia Vasilyevna,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of General Jurisprudence of the Russian State Social University (RSSU). 129226, Russia, Moscow, Wilhelm Peak str., 4, p. 1. E-mail: knv011@mail.ru;

MITYACHKINA Ekaterina Sergeevna,

Candidate of Law, Head of the Department of General Jurisprudence of the Russian State Social University (RSSU). 129226, Russia, Moscow, Wilhelm Peak str., 4, p. 1. E-mail: miss.mity@mail.ru

Краткая аннотация: В своей статье авторы рассматривают понятие «дистанционная торговля», соотношение понятий «дистанционная купля-продажа» и «дистанционная торговля», существенные условия договора дистанционной купли-продажи, правовой статус оферента, акцептанта и субъектов-посредников по договору дистанционной купли-продажи, выделяют основные признаки дистанционной купли-продажи. Авторы делают вывод, что законодательное закрепление понятия дистанционной продажи должно носить унифицированный характер, который бы исключал противоречия и соответствовал единому подходу для всех правовых источников, определению, закреплённому в Новых правилах торговли при реализации дистанционного способа продажи товаров по договору розничной купли-продажи.

Abstract: In their article, the authors consider the concept of "remote trade", the relationship between the concepts of "remote purchase and sale" and "remote trade", the essential terms of the remote sale contract, the legal status of the offeror, acceptor and intermediary entities under the remote sale contract, identify the main features of remote sale. The authors conclude that the legislative consolidation of the concept of remote sale should be of a unified nature, which would exclude contradictions and correspond to a single approach for all legal sources, the definition enshrined in the New rules of trade when implementing a remote method of selling goods under a retail sale agreement.

Ключевые слова: продажа, договоры, дистанционная купля-продажа, розничная купля-продажа, нормативная регламентация.

Keywords: sale, contracts, remote sale, retail sale, regulatory regulation.

Для цитирования: Казакова И.А., Куркина Н.В., Митячкина Е.С. К вопросу определения теоретико-правового понятия «дистанционная купля-продажа»//Право и государство: теория и практика. 2022. № 11(215). С. 175-177. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_11_175.

For citation: Kazakova I.A., Kurkina N.V., Mityachkina E.S. On the issue of defining the theoretical and legal concept "remote purchase and sale"// Law and state: theory and practice. 2022. No. 11(215). pp. 175-177. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_11_175.

Статья поступила в редакцию: 03.10.2022

На сегодняшний день дистанционная торговля товарами посредством сети Интернет стала уже привычным для большинства жителей нашей страны, но юридическое регулирование ещё нуждается в доработке [4]. Кроме того, актуальным является и вопрос информирования граждан о правовых аспектах дистанционной торговли в целях эффективного соблюдения и защиты потребительских прав, а также прав продавцов.

Чем более популярной становилась дистанционная торговля, тем больший интерес проявляли к ней правоведы [3]. В первую очередь их занимала проблема волеизъявления сторон дистанционной торговой сделки. Свободная воля обоих участников договора - непременный его атрибут [2]. Чтобы договор был заключен, стороны должны прийти к соглашению относительно предмета сделки и её условий: сроков, цены и т.д. Когда заключение сделки происходит очно, в присутствии обоих участников, проблемы нет. Если одна из сторон не обманывает другую намеренно, то идентичность воль к совершению сделки очевидна. В случае дистанционной торговли же всё не так однозначно [6].

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 11(115)

Чтобы внести в процесс дистанционной торговли определённость, потребовалось чётко закрепить момент возникновения у сторон прав и обязанностей [6]. Были установлены критерии, устанавливающие, что это не просто воля к сделке, а конкретная оферта.

Как только оферта получена, возникают обязательства для оферента. Как только лицо, получившее оферту, выразило намерение её принять, у него также появляются обязательства по исполнению своей части сделки (например, по обязательства по оплате товара).

Можно сделать вывод, что оферентом в дистанционной торговле являлся покупатель, выражающий готовность купить конкретный товар в определённом количестве по конкретной цене. А уже продавец становился акцептантом.

В свою очередь, если существует большой риск неверного понимания сторонами сущности их договора: предмета, других обязательных условий - то игнорировать это тоже нельзя, чтобы не повлечь нарушения прав контрагентов [7].

Как уже упоминалось, на текущий момент нет единого законодательного определения дистанционной продажи товаров [1].

Если обратиться к различным нормативным актам, регулирующим данную сферу, можно увидеть, что все они говорят о ней как о специфической разновидности торговли, основным отличием которой от других является отсутствие очного контакта между продавцом и покупателем. Все исследователи указывают на этот признак как на ключевой.

При этом учёные расходятся в оценках данного признака. С одной стороны, он обеспечивает удобство и быстроту продажи. С другой, как справедливо отмечает О.А. Белова [1], покупатель лишён возможности контактировать с товаром непосредственно, попробовать его «на зуб».

Для многих покупателей это служит психологическим барьером. Они не доверяют продавцу, опасаются получения некачественного товара и не желают вступать в дальнейшие возможные потребительские споры, отнимающие намного больше времени, чем поход в магазин.

Сделка считается заключенной в тот момент, когда стороны достигли согласия по существенным условиям договора, в частности по поводу перехода права [4]. Таким образом, основной аспект электронной сделки - это не платёж, а переход права.

Важным фактором, обеспечивающим удобство дистанционной торговли для пользователя, является отсутствие привязки ко времени. Электронная сделка может быть совершена в любое время суток, причём вне зависимости от часовых поясов. Это преимущество дистанционной торговли посредством сети Интернет достигается за счёт того, что обмен данными происходит автоматически. Вообще, автоматизация процессов - это существенный элемент дистанционной торговли и одна из слагаемых её успеха. От того, насколько хорошо налажены процессы и логистические цепочки зависит успех интернет-магазина, позволяют существенно снижать издержки, а, следовательно, поддерживать комфортный для потребителя уровень цен [4].

Анализируя специфику дистанционной торговли, нельзя не отметить также её значительно более сложную структуру по сравнению с обычной. Так, в электронный процесс вовлечены ещё и субъекты, обеспечивающие передачу электронной информации (системы эквайринга), а также производители программного обеспечения [5]. На них лежит ответственность за корректную передачу данных, а также за защиту этих данных от посторонних посягательств.

Впрочем, по этому аспекту граница дистанционной и обычной торговли размывается, поскольку большая часть транзакций даже при очном приобретении товаров происходит с помощью электронных средств: пластиковых карт, банковских переводов или технологии NFC на мобильных устройствах [7].

В этих случаях банк тоже является посредником, проводящим финансовую операцию между продавцом и покупателем.

В дистанционной торговле также могут участвовать дополнительные субъекты, например, компания-доставщик, компания-сборщик заказа (если эти функции передаются другим) и т.д. Как правило, взаимодействие с ними осуществляет продавец, и все споры, возникающие в ходе торговли, должны решаться с компаниями-посредниками им, а не покупателем.

Форматы дистанционной торговли могут различаться. Основная масса продаж в настоящее время происходит через интернет-магазины, где процесс практически или полностью автоматизирован [8]. Покупатель выбирает товар, способ доставки, оплачивает свой заказ и ждёт его получения. Вся необходимая информация о стоимости и сроках предоставляется покупателю сразу же.

Таким образом, можно выделить ряд признаков дистанционной торговли:

1) Особая форма сделки - использование электронных систем информационного обмена;

2) Автоматизация процесса приёма и обработки заказа;

3) Отсутствие личного контакта продавца и покупателя, расстояние между ними;

4) Повышенная сложность структуры, присутствие дополнительных субъектов, вовлечённых в процесс торговли прямо или косвенно. Например, обязанность продавца организовать доставку продукции до покупателя или по указанному адресу.

Учитывая всё сказанное выше, нужно подчеркнуть, что в сфере дистанционной торговли необходима чёткая правовая база, определяющая правовой статус всех участников процесса, и позволяющая им эффективно соблюдать и отставить их права [4]. Между тем, в России нормативное регулирование дистанционной торговли является весьма фрагментарным и значительно отстающим от темпов развития самой торговли.

Среди норм, регулирующих эту сферу, нужно отметить статью 26. 3 ФЗ РФ «О защите прав потребителей» [10], «Новые правила торговли» [9], часть вторую ГК РФ [5].

Однако, как отмечает А.И. Гильнич [4], данные нормы регламентируют по большей части общий правовой статус участников дистанционной торговли, основания и порядок перехода права, а также ответственность. Специфика же дистанционной торговли, по мнению Р.Р. Дыгано-вой [8], требует более внимательного подхода к её особенностям и более тщательного правового регулирования, не допускающего появления

правовых лакун, ведущих к рискам нарушения прав как потребителей, так и иных участников экономической деятельности [7].

Согласимся с этой позицией, отметив, что каждый день появляются всё новые и новые особенности сетевого взаимодействия, формы реализации товаров и услуг через Интернет, формы оплаты (например, криптовалюты). Всё это требует своевременного реагирования законодателя.

Сложность заключается в том, что грамотное регулирование сферы интернет-торговли требует не только правовых и экономических знаний, но и, часто, специальной технической квалификации, понимания принципов работы электронных систем.

Дистанционная торговля через всемирную сеть обладает рядом преимуществ, таких как быстрота, широкий выбор, маленькие временные затраты, более низкие цены.

Для продавца дистанционная торговля выгодна в силу снижения издержек на содержание оффлайн-точек, за счёт автоматизации процессов, а также за счёт доступа к большему числу потенциальных покупателей.

В современном российском законодательстве не существует легального определения дистанционной торговли, однако, на основе анализа различных международных источников права, исследовательских работ правоведов, определения дистанционного способа продажи товаров в ФЗ РФ «О защите прав потребителей» [10], определения процедуры исполнения дистанционной купли-продажи в «Новых правилах торговли» [9].

Можно сказать, что дистанционная торговля является видом розничной торговли, осуществляемым с помощью информационных сетей и электронных средств.

Полагаем, что законодательное закрепление понятия дистанционной продажи должно носить унифицированный характер, который бы исключал противоречия и соответствовал единому подходу для всех правовых источников, определению, закреплённому в Новых правилах торговли при реализации дистанционного способа продажи товаров по договору розничной купли-продажи.

В заключении можно сделать вывод что дистанционная продажа товаров представляет собой разновидность форм розничной торговли, которая предполагает различные методы распространения информации с помощью использования электронных систем информационного обмена, исключающих непосредственное ознакомление возможных покупателей с товарами или образцами товаров на момент заключения договора купли-продажи.

Библиогра фия:

1. Белова О.А. Актуальные нововведения в области дистанционной торговли розничной купли-продажи товаров / О.А. Белова // Вестник Евразийской академии административных наук. 2021. № 2 (55). С. 107-111.

2. Борщ Е.А. Стандартизация и управление качеством в дистанционной торговле / Е.А. Борщ // Инновации, качество и сервис в технике и технологиях: Сборник научных трудов VIII Международной научно-практической конференции, Курск, 01 июня 2018 года / Ответственный редактор А.А. Горохов. - Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2018. - С. 68-71.

3. Величко В.В. Дистанционный способ торговли в условиях цифровых технологий / В.В. Величко // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. 2021. № 1. С. 569-573.

4. Гильнич А.И. Современное состояние рынка дистанционной торговли в России: тенденции и проблемы развития / А.И. Гильнич // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 27. С. 180-184.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Российская газета. 1996. № 23. 06 фев.

6. Григорян С.А. Проблемы правового регулирования дистанционной торговли товарами и услугами в период пандемии / С.А. Григорян // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2020. № 12 (127). С. 94-96.

7. Гурюнов М.Р. Развитие рынка дистанционной торговли на базе интернет / М.Р. Гурюнов // Российская наука: вектор развитии: Материалы всероссийского конкурса научных работ, Краснодар, 03 июня 2019 года. - Краснодар: ФГБУ "Российское энергетическое агентство" Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ-филиал ФГБУ "РЭА" Минэнерго России, 2019. - С. 71-73.

8. Дыганова Р.Р. Взаимосвязь традиционной и дистанционной форм розничной торговли / Р.Р. Дыганова // Научные горизонты. 2018. № 1 (5). С.

36-40.

9. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 "Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2021. № 3. Ст. 593.

10. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 14.07.2022) "О защите прав потребителей" // Российская газета. 1996. № 8. 16 янв.

References:

1. Belova O.A. Actual innovations in the field of remote retail sale of goods / O.A. Belova // Bulletin of the Eurasian Academy of Administrative Sciences. 2021. No. 2 (55). pp. 107-111.

2. Borsch E.A. Standardization and quality management in distance trade / E.A. Borsch // Innovations, quality and service in engineering and technology: Collection of scientific papers of the VIII International Scientific and Practical Conference, Kursk, June 01, 2018 year / Responsible editor A.A. Gorokhov. - Kursk: Closed Joint Stock Company "University Book", 2018. - pp. 68-71.

3. Velichko V.V. Remote trading method in the conditions of digital technologies / V.V. Velichko // Intellectual resources - regional development. 2021. No. 1. pp. 569573.

4. Gilnich A.I. The current state of the remote trade market in Russia: trends and problems of development / A.I. Gilnich // Innovations. The science. Education. 2021. No. 27. pp. 180-184.

5. The Civil Code of the Russian Federation (Part Two) of 26.01.1996 N 14-FZ (with amendments and additions, intro. effective from 01.01.2022) // Rossiyskaya Gazeta. 1996. No. 23. 06 Feb.

6. Grigoryan S.A. Problems of legal regulation of remote trade in goods and services during the pandemic / S.A. Grigoryan // Science and education: economy and economics; entrepreneurship; law and management. 2020. No. 12 (127). pp. 94-96.

7. Guryunov M.R. Development of the remote trade market based on the Internet / M.R. Guryunov // Russian science: vector of development: Materials of the All-Russian competition of scientific papers, Krasnodar, June 03, 2019. - Krasnodar: Federal State Budgetary Institution "Russian Energy Agency" of the Ministry of Energy of Russia Krasnodar Central Research Institute - branch of the Federal State Budgetary Institution "REA" of the Ministry of Energy of Russia, 2019. - pp. 71-73.

8. Dyganova R.R. Interrelation of traditional and remote forms of retail trade / R.R. Dyganova // Scientific horizons. 2018. No. 1 (5). pp. 36-40.

9. Decree of the Government of the Russian Federation of 31.12.2020 N 2463 "On approval of the Rules for the Sale of goods under a retail sale agreement, a list of durable goods that are not subject to the consumer's requirement for the Provision of goods with the Same Basic consumer properties free of charge for the period of repair or replacement of such goods, and a list of non-food products of appropriate quality, not subject to exchange, as well as on amendments to some acts of the Government of the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2021. No. 3. St. 593.

10. The Law of the Russian Federation of 07.02.1992 N 2300-1 (ed. of 14.07.2022) "On protection of consumer rights" // Rossiyskaya Gazeta. 1996. No. 8. January 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.