Дистанционная торговля как объект правового регулирования
К.В. Соловьев, Г.Ф. Чекмарёв
В статье анализируются понятие дистанционной торговли, ее юридические признаки, существующие формы. Отдельно рассмотрена проблема правового регулирования определения факта инициирования заключения договора купли-продажи дистанционным способом.
Ключевые слова: дистанционная торговля, продажа товаров, формы дистанционной торговли
Для цитирования: Вестник МИЭП. 2016. № 3 (24). С. 119-126.
На сегодняшний день, по многочисленным экспертным оценкам, дистанционная торговля является одним из наиболее стремительно развивающихся и перспективных направлений бизнеса. Это же подтверждают и данные статистики, в соответствии с которыми за последние 10 лет рынок дистанционных продаж в России вырос почти в 20 раз, достигнув в 2015 г. 394 млрд руб. Сегодня рынок дистанционной торговли составляет 4,3% розничной торговли в России [14, с. 189]. Приведенные количественные показатели развития дистанционной торговли позволяют рассматривать ее как самостоятельную активно формирующуюся отрасль коммерции с высоким потенциалом роста. В этих условиях значимым становится правовое регулирование, направленное на обеспечение социально-экономической эффективности и качества обслуживания населения при дистанционном способе продажи товаров.
Понятие дистанционной торговли закреплено в ряде нормативно-правовых актов. Однако, как показывает анализ, между ними имеются отличия собственно в формулировке этого понятия. Так, в Стратегии развития торговли [6] она именуется дистанционной торговлей, в ГК
Соловьев Константин Вячеславович — студент магистратуры Международного
института экономики и права.
Адрес для корреспонденции: [email protected].
Чекмарёв Геннадий Федорович — кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Международного института экономики и права.
Адрес для корреспонденции: [email protected].
РФ (ст. 497) [1], в Законе РФ от 07.02.1992 №№ 2300-1 «О защите прав потребителей» (ст. 26.1) [4] и в Федеральном законе от 13.03.2006 №2 38-Ф3 «О рекламе» (ст. 8) [2] — дистанционный способ продажи товара, в Постановлении Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» [5] — продажа товаров дистанционным способом. Закон о торговле [3] причисляет ее к формам торговли (ч. 2 ст. 8).
Системный анализ указанных нормативных актов позволяет прийти к выводу, что такое разночтение в названии исследуемого явления вызвано взглядом законодателя на дистанционную торговлю не как на отдельный вид договора розничной купли-продажи, а признание ее лишь в качестве особого способа продажи товаров. Как представляется, это наиболее четко прослеживается в определении, которое дано в ч. 3 п. 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, в соответствии с которым это «продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора» [5].
По сути такой же вывод можно найти и при анализе научной литературы, посвященной исследованию дистанционной торговли. В частности, В.В.Шелихов и О.О.Громова считают, что дистанционная торговля является «одной из форм внемагазинной розничной продажи товаров путем их рассылки и доставки по индивидуальным заказам покупателей по указанным ими адресам» [15, с. 4].
А.В.Величковский в основу определения дистанционной торговли кладет одно из основных ее условий — отсутствие возможности покупателя непосредственно ознакомиться с продукцией перед приобретением. В силу этого дистанционная торговля — это «любая реализация товара, которая исключает возможность непосредственного ознакомления с продукцией и прямое общение с продавцом» [8, с. 103].
По мнению Е.В.Авдейчиковой, дистанционная торговля представляет собой «сферу торговой деятельности, при которой продавец непосредственно не вступает в контакт с покупателем при заключении договора купли-продажи и выборе товара, а процесс продажи осущест-
вляется посредством дистанционных способов реализации: интернет-магазина; почтовых каталогов; телемагазина, торговых автоматов и прочее» [7, с. 104].
Я.Тиме считает, что дистанционной торговлей можно называть «любую форму розничной торговли продукцией для конечного потребления, при которой покупатель не забирает приобретенный товар у продавца, а товар доставляется ему на дом или по месту работы» [13, с. 10].
Из указанных определений следует, что характерным признаком дистанционной торговли является то, что до совершения покупки покупатель не может посмотреть, потрогать, попробовать на вкус приобретаемую продукцию, испытать ее в работе или проверить каким-либо другим способом. До приобретения товара покупатель знакомится только с его изображением и/или описанием, предоставленным в письменной (в виде каталога) или электронной форме (в виде телевизионного ролика, презентации в Интернете или на компакт-диске), или всего лишь прослушивает описание товара по телефону [13, с. 21].
Указанный признак подчеркивает наличие некоего расстояния, или дистанции между продавцом и покупателем. По большинству мнений, данная характеристика является системообразующей для всей дистанционной торговли. Именно дистанция определяет механизм дальнейшего взаимодействия продавца и покупателя, наличие нескольких существующих форм продажи товаров дистанционным способом.
В свою очередь, исследуя отношения продавца и покупателя при дистанционной продаже товаров, необходимо выделить и ряд характерных признаков для самого механизма организации торговли дистанционным способом. Первым из них, как представляется, является обязательная доставка товара покупателю. В отличие от стационарной розничной торговли, когда продавец может предложить дополнительную услугу по доставке товара (ст. 499 ГК РФ [1]), доставка при дистанционной торговле является обязательным условием исполнения продавцом своих обязательств перед покупателем. Отсутствие стационарного места продажи товара делает невозможным получение товара непосредственно у продавца в месте его нахождения. Конечно, на сегодняшний день организации, занимающиеся розничной стационарной торговлей, могут применять прямой маркетинг и заниматься рассылкой своих предложений, создавать интернет-магазины, но в первом случае рассылка будет сводиться к рекламе собственных товаров, во втором — розничная торговля станет интерактивной и приобретет черты продажи товаров по образцам. Если в данные схемы организации торговли включить доставку товаров, то и в первом и во втором случае
это не изменит форму торговли, она так и останется розничной, только с услугой по доставке товаров, что регулируется положением ст. 499 ГК РФ. Поэтому при дистанционной торговле отсутствие доставки делает невозможной торговлю дистанционным способом.
Вторым признаком механизма дистанционной торговли следует считать отправку предложений в виде оферты в каталогах, буклетах и средствах связи [9, с. 111]. Она может быть направляемой как конкретному лицу, так и неопределенному кругу лиц. Отсутствие каталогов, информации в средствах связи, включая Интернет, делает процесс торговли дистанционным способом попросту невозможным. При этом необходимо учитывать тот факт, что если при розничной торговле размещение информации в каталогах, средствах связи выполняет функцию рекламы, целью которой является информирование покупателей и привлечение их внимания к компании и ее товарам или предложение делать оферту, то при дистанционной торговле все каналы распространения информации являются средством доведения оферты до потенциального покупателя. Продавец, размещая информацию в каталогах, буклетах, средствах связи, предлагает имеющийся у него товар покупателю. По аналогии с розничной торговлей, каталоги, буклеты и средства связи выступают в качестве витрины с образцами товаров. Для продавца, занимающегося дистанционной торговлей, это единственно возможный способ довести до покупателя информацию о товаре и предложить его купить, тогда как у розничного продавца чаще всего эта реклама направлена на привлечение внимания со стороны потенциальных покупателей [10, с. 105].
Особой характеристикой дистанционной торговли выступает наличие нескольких форм ее реализации, сложившихся по мере развития способов коммуникации в обществе. В качестве таких форм можно выделить почтово-каталожную торговлю (mail order), торговлю через мобильный телефон (m-commerce), телеторговлю (tv shops) и электронную торговлю (е-commerce) [15, с. 36].
Почтово-каталожная торговля (mail order) — форма дистанционной торговли, при которой покупатель заказывает товар по каталогу, а получает его в виде посылки в ближайшем почтовом отделении. Каталожная торговля появилась в XIX веке. В настоящее время в России количество компаний, являющихся членами Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ), составляет 21 [11, с. 25]. Значительная часть компаний не является членами НАДТ, их может насчитываться до 400 занимающихся продажей товаров физическим лицам и примерно такое же количество компаний, занимающихся продажей товаров юридическим лицам [11, с. 25].
Телеторговля (tv shops) реализуется посредством телевизионных продаж. Покупки через телевидение зародились в США в 1982 г. Формат данных продаж основывается на создании эффекта срочности заказа и снижения цены. Механизм торговли заключается в демонстрации основных потребительских свойств товара через телевизионный аппарат. Доставка заказанного товара осуществляется почтой или курьерской службой [10, с. 15].
Торговля через мобильные телефоны (m-commerce) получила распространение с развитием информационных технологий. В отличие от продажи по телефону, существовавшей вплоть до конца XX в., торговля по мобильному телефону видоизменилась, что связано с техническим развитием мобильной связи. Потенциальный покупатель может не только говорить по телефону, но и получать различную информацию в виде SMS-сообщений. Одной из ее особенностей является наличие возможности оплаты товара в безналичном порядке. Схема покупки принципиально не отличается от схемы каталожной торговли. Покупатель, найдя информацию о товаре или услуге, делает заказ по телефону с возможностью оплатить этот товар или услугу также по телефону. Стоимость товара выставляется покупателю вместе с его счетом за оплату пользованием мобильным телефоном. Другими вариантами оплаты товара является оплата через WAP и банковской картой через мобильный телефон. Доставка товара, в связи со спецификой данного вида торговли, на сегодняшний день осуществляется в основном курьерскими службами в пределах одного населенного пункта [13, с. 125].
С развитием информационных технологий дистанционная торговля все больше осуществляется через Интернет (e-commerce). История электронной торговли берет свое начало с 1960 г., когда компании «American Airlines» и «IBM» приступили к созданию систем автоматизации процедур резервирования мест на авиарейсы. Началом самой сети Интернет принято считать 1989 г., когда Тим Бернес Ли создал стандарт WorldWideWeb — глобальную гипертекстовую систему, а коммерческое использование Интернета стало возможным с 1992 г., когда Конгресс США одобрил коммерциализацию сети Интернет, созданную в военных целях [9, с. 109].
На сегодняшний день различают следующие розничные системы продаж товаров через Интернет.
Формат интернет-витрины представляет собой информацию о фирме: каталоги продукции, прайс-листы и форма для подачи заявки. Принцип интернет-витрин основан на сборе предварительных заявок с последующим их выполнением. Основная проблема для продавца за-
ключается в необходимости гарантировать потенциальному клиенту выполнение заказа на заранее оговоренных условиях. Покупатель рискует получить выбранный товар или услугу с опозданием [12, с. 31].
Интернет-магазин — комплексная система по продаже товаров через интернет. С правовой точки зрения, на этапе доведения информации до потенциального потребителя, а также исполнения обязательств по передаче товара данный вид продаж ничем не отличается от интернет-витрины [12, с. 31]. Отличия связаны, в первую очередь, с технической составляющей, а именно: технические возможности позволяют обеспечить продавцу возможность персонального обслуживания покупателя, формирования заказа, гибкую систему скидок, возможность выведения информации о полной стоимости заказа клиента, сразу выписать счет с учетом стоимости доставки, вида платежа, страховки, налоговых отчислений. Клиент может получить информацию и об этапах прохождения своего заказа.
Анализируя современное состояние дистанционной торговли в России как отдельного вида торговой деятельности, следует отметить факт все большего использования интернета. Если во второй половине XX в. торговля дистанционным способом велась по каталогам, то в начале XXI в. с развитием информационных технологий, появлением специализированных телевизионных каналов, занимающихся продажей товаров, развитием систем сотовой связи торговля все более становится интерактивной [11, с. 34]. Теперь каталог — не единственный способ довести информацию о товаре до потенциальных покупателей. Количество каналов распространения информации о товаре увеличилось. Увеличилось и количество компаний, занимающихся дистанционной торговлей. На сегодняшний день, по информации Европейской ассоциации дистанционной торговли, существует тенденция к смещению дистанционной торговли в сектор электронной коммерции как нового информационного этапа развития самой торговли и общества в целом [7, с. 105].
Одной из проблем правового регулирования дистанционной торговли является возникновение у потребителя сложностей с определением факта инициирования заключения договора купли-продажи. Согласно п. 2 ст. 434 ГК РФ электронный акцепт должен быть направлен способом, позволяющим достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Следует согласиться с неоднократно высказываемым разными авторами мнением, что таким способом может быть только подписание документа электронной цифровой подписью
[9, 10, 14].
В некоторых подобных случаях можно предложить использовать прием аналогии закона, когда в нормативном акте можно обнаружить механизм регулирования сходных по своей сути отношений, но не нашедших нормативного регулирования применительно к рассматриваемой ситуации. Так, если заказ обрабатывается автоматизированной системой управления интернет-магазином (CMS), покупатель совершил все необходимые действия для получения имеющегося в наличии товара (заполнил бланк заказа), а магазин на своем сайте публикует правила оформления заказа и доставки товара, то возможно применение по аналогии норм ст. 498 ГК РФ о продаже товаров через автомат. В этом случае договор считается заключенным в силу совершения покупателем необходимых действий, а получение от магазина автоматического подтверждения принятия заказа будет доказательством получения оферентом акцепта.
Таким образом, исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что под дистанционной торговлей следует понимать торговую деятельность по розничной купле-продаже товаров, осуществляемую вне стационарных мест продажи товаров без непосредственного общения продавца и покупателя в момент заключения договора розничной купли-продажи, с последующей обязательной доставкой товара от продавца покупателю.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
2. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» // СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.
3. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 1. Ст. 2.
4. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.
5. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» // СЗ РФ. 2007. № 41. Ст. 4894.
6. Приказ Минпромторга России от 25.12.2014 № 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 20152016 годы и период до 2020 года» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
7. Авдейчикова Е.В. Анализ понятия «удаленная торговля» и ее особенности // Сибирский торгово-экономический журнал. 2013. № 1. С. 104-109.
8. Величковский А.В. Возврат товаров по договору розничной купли-продажи // Гражданское право. 2011. № 1. С. 103-105.
9. Жарова А.К. Особенности осуществления розничной купли-продажи по сети Интернет // Государство и право. 2012. № 8. С. 109-113.
10. Кобелев О.А. Электронная коммерция: учеб. пособие. М., 2013. 684 с.
11. Кузьменко А.С. Договор розничной купли-продажи в сфере дистанционной торговли: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. 194 с.
12. Петровский С.В. Интернет-услуги в российском праве. М., 2013. 272 с.
13. Тиме Я. Дистанционная торговля. М., 2012. 384 с.
14. Фролов И.В. Некоторые аспекты правового регулирования дистанционной торговли в России // Вестник РГГУ: Сер. «Юридические науки». 2016. № 9. С. 189-195.
15. Шелихов В.В., Громова О.О. Дистанционная торговля в России: история, развитие, статистика. М., 2011. 105 с.
Distance selling as the object of legal regulation
Solovyev Konstantin — postgraduate student of the International Institute of Economics and Law
Address for correspondence: [email protected]
Chekmarev Gennady — Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Civil Law Disciplines of the International Institute of Economics and Law
Address for correspondence: [email protected]
Authors are analyzing the concept of distance trade, its legal features, existing forms. Separately the problem of legal regulation of determining the initiation of conclusion of the contract of remotely sale is discussing.
Keywords: distance selling, sale of goods, forms of distance selling
For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2016. N 3 (24). P. 119-126.