Проблемы защиты прав потребителей при дистанционной торговле через сеть «Интернет»
Саинская Л. А.
Саинская Людмила Александровна / Sainskaya Lyudmila Aleksandrovna - студент, кафедра гражданского права и процесса, юридический факультет,
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена тем, что существующего на данный момент нормативного регулирования не хватает для того, чтобы устранить все проблемы защиты прав потребителей при торговле через Интернет. Автор выделяет те проблемы защиты прав потребителей при осуществлении дистанционной торговли, которые требуют законодательного регулирования.
Abstract: the relevance of the topic chosen due to the fact that the currently existing regulatory framework is not enough to resolve all the problems of consumer protection when trading via the Internet. The author highlights the problems of consumer rights protection in the implementation of distance selling that require legislative regulation.
Ключевые слова: Интернет, электронная коммерция, дистанционная торговля, права потребителей. Keywords: Internet, e-commerce, distance selling, consumer rights.
Развитие информационно-телекоммуникационных технологий в целом и сети Интернет в частности, привело к развитию электронной коммерции. Казалось бы - как удобно, не покидая дома, получить необходимый товар непосредственно по месту своего нахождения. Однако необходимо знать про некоторые существующие особенности, отличающие дистанционную торговлю от продажи товаров в стационарных местах торговли.
Продажа товаров дистанционным способом является разновидностью договора розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора [3].
Главная особенность такой торговли в том, что у покупателя нет возможности воочию ознакомиться с товаром до момента его получения. Заключая сделку, ни покупатель, ни продавец непосредственно не вступают в контакт, не видят друг друга. Заключение сделки осуществляется в электронной форме, как правило, путем акцепта покупателем размещенной на специальном интерактивном веб-сайте продавца (Интернет магазине) публичной оферты. Например, в знак принятия оферты покупатель нажимает курсором на необходимую зону на сайте продавца, оформленную в виде кнопки, и заполняет открывшуюся на экране электронную заявку. При этом оплата приобретенного товара может также быть осуществлена в электронной форме с помощью систем электронных расчетов, технологии которых основаны на использовании банковских карт, либо принятой в данной зоне сети Интернет системы электронных денег. Таким образом, при дистанционной торговле покупатель находится в уязвимом положении. Поэтому законодательство устанавливает большие права дистанционного покупателя.
Помимо Закона РФ от 07 февраля 1992 г. № 2301 «О защите прав потребителей» (далее - Закон РФ «О защите прав потребителей») [1], данный способ продажи регулируется правилами, которые устанавливают порядок продажи товаров дистанционным способом, а также регулируют отношения между покупателем и продавцом при продаже товаров дистанционным способом и оказании в связи с такой продажей услуг [3].
В юридической литературе выделяют ряд проблем правового регулирования оборота товаров в сети Интернет, которые возникают при дистанционной торговле [4, с. 124]. Отметим некоторые из них.
1. Проблема идентификации пользователей.
Выражается в особенности заключения договора в электронном виде. Более подробно эту проблему рассматривает Филимонов К. В. в своей статье, посвященной правовому регулированию формы договора в электронной коммерции [5]. Не совсем ясна форма сделки (так как ГК РФ устанавливает, что все сделки могут совершаться устно, если отсутствует законодательное предписание или соглашение сторон об ином). Проблемой является и электронная подпись, а также возникшая в связи с внесением изменений в Федеральный закон РФ «О персональных данных» [2] проблема защиты данных пользователей, который предписывает хранить и обрабатывать персональные данные граждан РФ только на территории Российской Федерации, что вызывает затруднения при покупке товаров у некоторых зарубежных интернет-магазинов.
2. Проблема информационных посредников.
При принятии решения о покупке товара дистанционным способом особое внимание следует уделить информации, которую представляет продавец о себе, о товаре и об условиях покупки. Согласно пункту 8 Правил продажи товаров дистанционным способом [3], продавец должен до заключения договора розничной купли-продажи (далее - договор) предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара,
полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора. И вот здесь возникают проблемы.
Дело в том, что вся информация о продавце размещается на сайте в сети Интернет, но сайт нематериален и представляет собой сочетание информации и программного обеспечения: именно поэтому сам по себе он не может приводить к образованию постоянного представительства. Кроме того, большинство владельцев сайтов в сети Интернет не являются собственниками серверов и для размещения сайта на сервере обращаются к специализированным организациям, которые владеют соответствующим оборудованием и оказывают соответствующие услуги. Может возникнуть такая ситуация, что информация о продавце товара, содержащаяся на сайте, недействительна, и к кому тогда обращаться, если вы захотите вернуть товар и забрать деньги?
Проблема информационных посредников представляется в виде вопроса о допустимой мере ответственности владельцев сайтов - операторов торговых площадок - за информацию, размещаемую на их сайтах.
3. Проблема юрисдикции.
Актуализировалась в период коммерциализации Всемирной паутины в первой половине 1990-х гг. С учетом сложности и распределенности сетевой инфраструктуры, в том числе технологических ресурсов между разными юрисдикциями, классические правила определения юрисдикции неприменимы в чистом виде к интернет-отношениям. Проблема юрисдикции развивается в контексте дискуссии о возможности применять национальное законодательство о защите прав потребителей либо отдельные его положения к отношениям, связанным с ведением дистанционной торговли из-за рубежа.
4. Проблема международно-правового регулирования электронной коммерции.
Унификацией электронного коммерческого оборота занимается большое число международных организаций. Однако в итоге правовому регулированию подлежат отдельные частные вопросы, а не электронная коммерция в целом, поэтому возникают проблемы соотнесения ныне действующих международных соглашений и фактически складывающихся предпринимательских отношений с использованием электронного обмена данными.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что существуют пробелы в законодательстве в части правового регулирования в области оборота товаров в сети «Интернет», в силу существования которых появляются и проблемы защиты прав потребителей. В связи с этим следует уделить внимание следующим направлениям развития законодательства и способам разрешения правовых проблем, возникающих при осуществлении дистанционной коммерческой деятельности.
Во-первых, необходима систематизация законодательства в области дистанционной продажи товаров для того чтобы установить единые для всех правила рынка электронной торговли, а также расширить понятийный аппарат в данной сфере.
Во-вторых, необходимо создать нормативную базу для расширения возможностей саморегулирования деятельности предпринимателей по дистанционной продаже товаров в сети Интернет, предусматривающую, в том числе, организацию уведомительного реестра, в котором можно было бы связать доменное имя интернет-магазина с конкретным предпринимателем. Такая регистрация решила бы отчасти и проблемы налогообложения электронной торговли.
В-третьих, необходимо обязательное законодательное закрепление гарантий обычным пользователям компьютерной сети. Можно предложить следующее:
1) обязательное предоставление информации об особенностях электронного договора перед заключением любого электронного договора, в том числе информационными посредниками;
2) законодательное установление минимального перечня сведений, которые должны предоставляться при заключении электронного договора, формы предоставления этих сведений;
3) в случае создания коммерческого сайта законодательное закрепление требования о его обязательной регистрации и предоставление сведений о юридическом лице, которое размещает на нем свою информацию, и об информационном посреднике, который обеспечивает функционирование сайта;
4) установление ответственности информационных посредников за непредставление подобной информации.
Литература
1. Федеральный закон от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Рос. газ. 1996. 16 янв. № 8.
2. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях» // Рос. газ. 2014. 23 июля. № 163.
3. Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» // Рос. газ. 2007. 3 окт.
4. Архипов В. В., Килинкарова Е. В., Мелащенко Н. В. Проблемы правового регулирования оборота товаров в сети Интернет: от дистанционной торговли до виртуальной собственности // Закон. 2014. июнь. С. 120143.
5. Филимонов К. В. Правовое регулирование формы договора в электронной коммерции // Юрист. 2007. № 12. С. 16-21.