Научная статья на тему 'ДОГОВОР РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ДИСТАНЦИОННЫМ СПОСОБОМ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

ДОГОВОР РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ДИСТАНЦИОННЫМ СПОСОБОМ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1709
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОГОВОР РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ / ДИСТАНЦИОННЫЙ СПОСОБ ПРОДАЖИ / ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ / ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куйдина Татьяна Алексеевна

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования договора розничной купли-продажи дистанционным способом. Проанализировано предложение по использованию биометрических систем в качестве средства идентификации покупателя. Автор предлагает внести изменения в законодательство о защите прав потребителей, что позволит устранить пробелы и создать единую судебную практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Куйдина Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTRACT OF RETAIL SALE BY REMOTE MEANS: ACTUAL PROBLEMS OF LEGAL REGULATION

The article deals with the problems of legal regulation of the contract of retail sale by remote means. The proposal on the use of biometric systems as a means of identifying the buyer is analyzed. The author proposes to amend the legislation on consumer protection, which will eliminate gaps and create a unified judicial practice.

Текст научной работы на тему «ДОГОВОР РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ДИСТАНЦИОННЫМ СПОСОБОМ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»



УДК 347.451

Куйдина Татьяна Алексеевна Восточно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия

Россия, Иркутск t. kuydina@mail. ru Kuidina Tatiana East Siberian Branch Russian State University of Justice

Russia, Irkutsk

ДОГОВОР РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ДИСТАНЦИОННЫМ СПОСОБОМ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ Аннотация: в статье рассматриваются проблемы правового регулирования договора розничной купли-продажи дистанционным способом. Проанализировано предложение по использованию биометрических систем в качестве средства идентификации покупателя. Автор предлагает внести изменения в законодательство о защите прав потребителей, что позволит устранить пробелы и создать единую судебную практику.

Ключевые слова: договор розничной купли-продажи, дистанционный способ продажи, Интернет-торговля, проблемы правового регулирования, гражданское законодательство.

THE CONTRACT OF RETAIL SALE BY REMOTE MEANS: ACTUAL PROBLEMS OF LEGAL REGULATION

Annotation: the article deals with the problems of legal regulation of the contract of retail sale by remote means. The proposal on the use of biometric systems as a means of identifying the buyer is analyzed. The author proposes to amend the legislation on consumer protection, which will eliminate gaps and create a unified judicial practice. Key words: retail purchase and sale agreement, remote method, Internet trade, problems of legal regulation, civil legislation.

Дистанционная торговля в последнее время набирает обороты, и это подтолкнуло крупных рыночных «игроков», а за ними и малый бизнес, перейти на онлайн-площадки. Отчасти им на руку сыграл COVID-19, поскольку люди делали покупки, не выходя из дома. Это только усилило тенденцию использования всех дистанционных площадок. Например, «X5 Retail Group (ведущая продуктовая розничная компания России) объявила о том, что онлайн продажи через платформы «Perekrestok.ru» и «Доставка.Пятёрочка» составили 1,7 миллиарда рублей (с учетом НДС) в апреле 2020 г., показав рост в 4,7 раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года», тем самым X5 занимает лидирующее место в сегменте доставки продуктов питания онлайн в России [9, с. 4].

Продажа товаров дистанционным способом имеет огромный потенциал, но, несмотря на свои преимущества, содержит достаточно проблем. В Гражданском кодексе Российской Федерации часть 2 от 26 января 1996 года № 14-ФЗ (далее - ГК РФ) закреплено понятие дистанционного способа продажи товара. Особенность данного договора одновременно является и недостатком, поскольку покупатель не имеет реальной возможности ознакомиться с товаром или его образцом, в том числе оценить качество товара, размер. Заключается договор с помощью каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами. Необходимо упомянуть и момент заключения договора купли-продажи

дистанционным способом. По сравнению с договором розничной купли -продажи, момент заключения договора дистанционным способом сопровождается не только выдачей чека или иного документа, который подтверждает оплату, но и может быть определен моментом получения продавцом сообщения о намерении этот договор заключить. Как утверждает Л. Ю. Киселева: «при этом не ясно, когда таким моментом считается выдача чека, а когда — отправка сообщения» [7, с. 29]. На наш взгляд, чек используется как некое подтверждение заключения договора купли-продажи дистанционным способом. Моментом получения продавцом сообщения о намерении покупателя заключить договор может быть заполнение определенной формы заказа в личном кабинете интернет - магазина, но выбрав одну позицию, покупатель может спустя какое-то время её удалить. Поэтому для определения данного момента следует, чтобы продавец отправлял после получения сообщения из личного кабинета покупателя счет-фактуру или список товаров, одобренных к заказу, которые будут подтверждать намерение покупателя заключить договор и перейти, после одобрения данных документов покупателем, к оплате заказа.

Еще одна особенность дистанционного способа купли-продажи характеризуется наличием запрета продавать табачную продукцию или никотинсодержащую продукцию, кальяны, алкогольную и спиртосодержащую продукцию через сеть «Интернет». Департамент таможенной политики и регулирования алкогольного рынка Министерства финансов РФ разработали законопроект об осуществлении розничной продажи алкогольной продукции дистанционным способом с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» [10]. Министерство финансов России акцентирует внимание на трансформации запрета на дистанционную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции в законный институт интернет-торговли. Как утверждают разработчики проекта, алкогольная продукция будет

продаваться через сайты, контроль за которыми будет

на Росалкогольрегулировании, и они будут находиться на домене «.egais.ru». Законопроект в Государственную Думу не внесен до сих пор, значит, запрет дистанционной продажи алкоголя действует. Отметим, что данное предложение о легализации интернет-торговли спиртным высказывается не впервые. К постепенному выходу на онлайн-рынок алкоголя уже свидетельствует намерение Министерства финансов и АО «Почты России» провести эксперимент по продаже вина весной 2022 года, пока только в Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге, Ленинградской и Нижегородской областях [11]. Следует сказать, что в период COVID-19 увеличилось потребление алкоголя. Министерство финансов России видит легализацию алкогольной продукции посредством онлайн-продажи скорее экономической составляющей, однако идет речь о благополучии населения, а именно о распространении алкоголя среди несовершеннолетних. Существенной проблемой в этом плане выступает и невозможность идентификации покупателя, когда он заказывает из интернет-магазина какой-либо товар, ведь определить точный возраст практически невозможно. Возможна и такая ситуация: через личный кабинет одного клиента интернет-магазина заказывает товар совершенно другой человек, либо оплата была проведена с банковской карты третьего лица. Поэтому в данном случае закономерен вопрос о том, кто будет являться стороной по данному договору? Ведь определить лицо, которое выразило волю на заключение договора розничной купли-продажи дистанционным способом, мы достоверно не можем.

По-нашему мнению, законопроект Министерства финансов России может быть введен в действие при условии достоверного определения лица, которое желает приобрести алкоголь через Интернет. Дистанционная продажа алкоголя возможна, но с помощью информационных технологий, которые применяются в сфере безопасности. Системы биометрии, по мнению автора, позволят достоверно определить покупателя. Системы распознавания лица и сканер

отпечатка пальца активно внедрились в повседневную жизнь, например, вход в банковские приложения большинства устройств сопровождается подтверждением вышеперечисленными системами. Распознавание лица и сканер отпечатка пальца не только защищают денежные средства граждан, но и помогают обеспечить саму безопасность устройства от использования телефона другими лицами. Системы биометрии работают на основе уникального набора черт, которые сопровождают человека с рождения. Отпечаток пальца человека не изменяется в течение всей жизни. Более 90% взрослых людей используют мобильное устройство.

Покупатель вправе обменять купленный товар на аналогичный (например, другого размера, фасона, габарита, формы или расцветки) в течение 14 дней с момента его покупки, об этом свидетельствует ст. 502 ГК РФ. Однако п.2 этой же статьи отсылает нас к Правилам продажи товаров по договору розничной купли-продажи (далее - Правила продажи), утвержденных Постановлением Правительства, которые содержат Перечень товаров, не подлежащих обмену по вышеуказанным основаниям [1]. Ни в ГК РФ, ни в Законе Российской Федерации о защите прав потребителей от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей) не установлена конкретная норма о применении данного Перечня к договору купли-продажи дистанционным способом. В связи с этим возникает неопределенность в применении или неприменении Перечня товаров, которые не подлежат обмену и это отражается в решениях судов. По сравнению с договором розничной купли-продажи установлен более короткий срок для отказа потребителя от товара, 7 дней, после его передачи или же в любое время до передачи товара, как указано в ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей. Аналогичен возврату товара по договору розничной купли-продажи возврат товара, купленного дистанционным способом. Вместе с тем имеется одно исключение. К примеру, приобретенный по договору розничной купли-продажи кухонный гарнитур

надлежащего качества не обменивается, поскольку входит в Перечень товаров, которые не подлежат обмену. Однако тот же самый кухонный гарнитур, купленный уже в мебельном интернет-магазине в готовом виде, обменять можно. Покупатель, выбравший размер, расцветку, комплектацию, материал хоть и при представленном на сайте образце, от данного вида мебели отказаться не сможет, поскольку товар обладает индивидуально-определенными свойствами, соответственно, использовать его может только приобретший потребитель.

В судебной практике нет единого мнения насчет применения Перечня к договору розничной купли-продажи дистанционным способом. Например, судебная коллегия Смоленского областного суда пришла к выводу о том, что Закон о защите прав потребителей не устанавливает запретов в части товаров, приобретенных дистанционным способом, и не содержит отсылочной нормы к Перечню [5]. Аналогичной позиции придерживается Московский городской суд в своем судебном решении, указывая, что данный Перечень принят в отношении ст. 25 Закона о защите прав потребителей и не относится к правилам обмена товаров, приобретенных дистанционным способом, конкретно к ст. 26.1 указанного закона [3].

Часть судов придерживается иной позиции. Например, в апелляционном определении Пермского краевого суда указано, что не исключается применение Перечня товаров, которые не подлежат обмену, соответственно качественный товар не подлежит обмену при дистанционной покупке при отсутствии нарушений прав потребителя при выборе и приобретении товара [4]. Тульский областной суд также придерживается данной позиции [6]. Покупатель не может реально оценить товар на предмет его качества, размера, цвета (поскольку оттенок цвета в реальности может отличаться от представленного на фотографии) в договоре розничной купли-продажи дистанционным способом, как бы то было в договоре розничной купли-продажи и, следовательно, занимает

менее выгодное положение по сравнению с продавцом. В связи с этим, автор солидарен с мнением Конституционного Суда РФ, что дистанционный способ продажи, в первую очередь, должен быть направлен на защиту прав потребителей как слабой стороны данного договора и обеспечение потребителей возможностью выбирать товар [2]. И.С. Кочан отмечает, что «в большинстве случаев продавец возвращать деньги за товар отказывается, настаивая на том, что товар сложно технический или непродовольственный ненадлежащего качества, то есть товар, который не подлежит возврату ни при каких условиях» [8, с. 68].

Исходя из всего вышесказанного, автор предлагает внести следующие изменения и предложения в законодательство:

1) Добавить в абзац 2 п.13 Правил продажи предложение: «Продавец после получения сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи отправляет покупателю документы, подтверждающие заключение договора (счет-фактуру, список товаров, оформленных к заказу и иные документы, подтверждающие заключение договора).

2) В целях безопасности здоровья населения от фальсифицированной алкогольной и спиртосодержащей продукции, безопасности здоровья несовершеннолетних одобрение законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в части осуществления розничной продажи алкогольной продукции дистанционным способом с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»)», разрабатываемого Министерством финансов России, допустимо только при условии внедрения биометрических систем: сканера отпечатка пальцев или систем распознавания лица.

3) В целях единообразия судебной практики в ст.26.1 Закона о защите прав потребителей необходимо добавить п. 6 со следующей формулировкой: «Перечень товаров, которые не подлежат обмену или возврату, установленный законом или иными правовыми актами, к настоящей статье не применяется».

1. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. №3. Ст. 593.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.11.2015 г. № 2724-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Романова Романа Андреевича на нарушение его конституционных прав пунктом 4 статьи 26.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»» // СПС Гарант.

3. Апелляционное определение Московского городского суда от 04.06.2015г. по делу № 33-16894/15 // СПС Гарант.

4. Апелляционное определение СК по гражданским делам Пермского краевого суда от 10.02.2020 г. по делу № 33-1054/2020 // СПС Гарант.

5. Апелляционное определение СК по гражданским делам Смоленского областного суда от 10.12.2019 г. по делу № 33-4104/2019 // СПС Гарант.

6. Апелляционное определение СК по гражданским делам Тульского областного суда от 07.02.2019 г. по делу № 33-161/2019 // СПС Гарант.

Список литературы

7. Киселева Л. Ю. Интернет-торговля и особенности ее правового регулирования // Научные записки молодых исследователей. 2021. Т. 9. №2 3. С. 22-32.

8. Кочан И. С., Меликян А.М. Договор купли-продажи, заключенный дистанционным способом // Краснодар-2019: Материалы X межрегиональной студенческой юридической олимпиады, Краснодар, 05-06 декабря 2019 года / Под редакцией А.А. Долгова, П.В. Каленского, В.В. Сорокожердьева. -Краснодар: АНО «Научно-исследовательский институт истории, экономики и права», 2020. С. 54-70.

9. Лола И.С., Бакеев М.Б. Активность дистанционной торговли в России в условиях СОУГО-19:региональный ответ на вызовы пандемии и роль ИТ-сегмента // Москва: НИУ ВШЭ, 2020. - 16 с.

10. Минфин России предлагает лицензировать деятельность по осуществлению розничной продажи алкогольной продукции через Интернет [Электронный ресурс] // URL: http://www.consuИantruЛaw/hotdocs/50969.html/(дата обращения: 11. 12.2021)

11. Минфин и «Почта России» раскрыли детали проекта по продаже вина онлайн [Электронный ресурс] // URL: https://www.rbc.ru/business/01/12/2021/61 a714839a79474828fdf41 f (дата обращения: 11.12.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.