НЕЗАКОННАЯ РОЗНИЧНАЯ ПРОДАЖА АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ПРИМЕНЕНИЯ НОРМЫ
О.В. Волкова, студент
Ростовский филиал Российской таможенной академии (Россия, г. Ростов-на-Дону)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11047
Аннотация. Актуальность темы настоящего исследования подтверждается ростом преступлений, запрещенных статьей 1714 УК РФ. В статье дается уголовно-правовая характеристика состава преступления, предусмотренного данной нормой, а также отмечается ряд проблемных моментов, связанных с ее применением. Предлагается исключить из диспозиции статьи такой признак преступления, как розница, заменить слово «продажа» термином «сбыт», что будет обеспечивать, по мнению автора, более эффективное противодействие исследуемому преступлению.
Ключевые слова: алкогольная продукция, незаконная продажа, спиртосодержащая продукция, уголовная ответственность, уголовный кодекс.
26 июля 2017 года посредством подписания Президентом Российской Федерации Федерального закона № 203 в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) была введена статья 1714, предусматривающая ответственность за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции [1]. Безусловно, не все авторы [2] положительно оценивают дополнение уголовного закона новыми статьями, тем не менее, мы считаем, что введение ст. 1714 является обоснованным.
Предметом преступления, предусмотренного статьей 171 4 УК РФ, выступает алкогольная и спиртосодержащая пищевая продукция.
Что касается объективной стороны вышеназванного преступления, она выражается в форме действия, а именно в незаконной розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, совершенной неоднократно, за исключением случаев, предусмотренных статьей 1511 УК РФ (неоднократная розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции). Последняя норма является специальной. При этом, важно отметить, что законодатель в диспозиции статьи 171 4 УК РФ предусматривает такой обязательный признак объективной стороны преступления, как неоднократность, то
есть продажа такой продукции лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается повергнутым административному наказанию.
Сферой применения данной нормы, в частности, выступает любая незаконная розничная торговля алкогольной или спиртосодержащей пищевой продукцией, которая осуществляется физическим лицом или же индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица, за исключением изъятий, закрепленных в примечании 1 к статье 171 4 УК РФ.
Несмотря на то, что статья 1714 была введена у УК РФ относительно недавно, существует целый ряд пробелов, которыми пользуются недобросовестные граждане, чтобы «обойти» закон, в частности:
1. Исходя из положений статьи 2 Федерального закона от 28.04.2009 № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», существует два вида торговой деятельности: розничная торговля и оптовая торговля. Оптовая торговля подразумевает приобретение и продажу товаров в целях использования их в деятельности, связанной с предпринимательством или же в целях, которые не будут связаны с личными, семейными использованиями. Что касается розничной торговли, то в
данном случае можно сказать, что она представляет собой совершенно противоположный процесс оптовой торговли, то есть приобретение и продажа товаров происходит в личных, семейных или же домашних целях [3]. Также важно отметить, что розничная торговля представляет собой продажу товаров «в розницу», небольшим количеством, поштучно.
Статья 1714 УК РФ предусматривает ответственность исключительно за розничную продажу, а если происходит оптовая продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, то можно сделать вывод, что с точки зрения законодательства, в таком случае в действиях продавца отсутствует состав преступления, следовательно, представляется необходимым исключить из диспозиции вышеназванной статьи, такой признак преступления, как розница.
2. Всем известно, что на всей территории Российской Федерации запрещено продавать алкоголь в период с 23:00 часов и до 8:00 часов по местному времени. При этом, стоит отметить, что любой субъект Российской Федерации на своей территории может ужесточить данную меру. Исключениями в данном случае являются рестораны, кафе и другие заведения общественного питания, поскольку в них человек может распивать спиртные напитки в любое удобное для него время.
В таком случае возникает вопрос в части продажи настоек в стограммовых флаконах с содержанием спирта до 75% объема готовой продукции (в качестве примера можно назвать настойку из боярышника). Данного рода товары с каждым годом набирают все большую популярность среди любителей алкогольной продукции. Что происходит, в частности, из-за низкой стоимости настоек и их доступности в продаже, так как их можно приобрести в любой аптеке в неограниченном количестве. Также и некоторые магазины бытовой химии занимаются реализацией такого рода продукции. Эксперты отмечают, что 90% спиртовых настоек, которые продаются в аптеках, покупают именно любители суррогатного алкоголя [4]. В некоторых городах существуют автоматы по продаже
«питьевого лосьона» на основе настойки боярышника. Стоимость таких флаконов с содержанием спирта 75% составляет 30 рублей и приобрести их может любой желающий и в любое время суток.
В данном случае прослеживается необходимость введения лицензирования торговли всей спиртосодержащей продукции, ведь такое решение может привести к исключению товара из оборота «не по назначению». Людям, которые больны, акцизы на настойку, из того же боярышника, будут не страшны, им и нужен-то один флакон в месяц, допустим. А вот те, кто такие настойки приобретает для иных целей, уже не станут этого делать, поскольку стоимость стограммового флакона может сравниться со стоимостью обычной водки.
3. Диспозиция статьи 171 4 УК РФ предусматривает ответственность исключительно за продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, следовательно, в основе данной сделки лежит договор купли-продажи. Что касается иных видов сделок (дарение, обмен, передача в займы и так далее), то они не подпадают под действие данной статьи и нередко возникают случаи, когда продавцы не продают алкоголь, а дарят его или же дают в аренду. Часто происходит продажа иной продукции (например, сувениров) и в качестве подарка к ней прилагается алкоголь, который входит в стоимость уже купленной продукции.
Ярким примером может служить ситуация, произошедшая в Нижегородской области. В свободном доступе в сети «Интернет» присутствовал сайт, на котором можно было приобрести алкогольную атрибутику и в подарок получить алкоголь на выбор потребителя, в том числе в ночное время суток. Соответственно, стоимость атрибутики была эквивалентна стоимости подаренного алкоголя. Компания, занимающаяся фактически дистанционной продажей алкоголя, прикрывала свои действия словами, что они не осуществляют продажу алкоголя круглосуточно, они его дарят. При этом важно отметить, что суд по данному делу лишь смог ограничить доступ к сайту и взыскать государ-
ственную пошлину в доход местного УК РФ свидетельствует о необходимости бюджета в размере 6000 рублей. совершенствования норм в сфере продажи
Исходя из складывающейся практики, алкогольной и спиртосодержащей пище-представляется необходимым в диспози- вой продукции, с учетом имеющихся про-ции статьи 171 4 УК РФ термин «продажа» белов в законодательстве, ведь по состоя-дополнить термином «сбыт», поскольку он нию на 2019 год Российская Федерация охватывает более разнообразные формы находится в рейтинге 10 самых пьющих отчуждения алкогольной продукции и стран мира и количество преступлений, спиртосодержащей пищевой продукции предусмотренных вышеназванной статьей, (дарение, обмен, аренда и так далее). стремительно растет (в 2018 году осужде-
Заключение. Проведенный анализ про- но 481 человек, в 2019 году - 919 чело-блемных вопросов применения статьи 1714 век) [5].
Библиографический список
1. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 26.07.2017 №203-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
2. Подройкина И.А., Кругликова Д.А. Вопросы целесообразности введения новых составов в российское уголовное законодательство // Бизнес. Образование. Право. - 2019. -№ 1 (46). - С. 358-362.
3. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.04.2009 №381-Ф3 // СПС «КонсультантПлюс».
4. Тарас Фомченко. Пустырник отправят на покой. Спиртовые настойки вытеснят с аптечных полок // Российская газета - Федеральный выпуск. №140 (7008). 2016.
5. Судебная статистика Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stat.апи-пресс.рф/stats/ug/t/14/s/17 (дата обращения: 02.05.2020).
ILLEGAL RETAIL OF ALCOHOLIC AND ALCOHOLIC FOOD PRODUCTS: SOME PROBLEMS OF APPLICATION OF THE REGULATION
O.V. Volkova, Student
Rostov Branch of the Russian Customs Academy (Russia, Rostov-on-Don)
Abstract. The relevance of the topic of this study is confirmed by the growth of crimes prohibited by Article 1714 of the Criminal Code of the Russian Federation. The article provides a criminal-legal characteristic of the corpus delicti provided for by this norm, and also notes a number of problematic points associated with its application. It is proposed to exclude from the disposition of the article such a sign of a crime as retail, to replace the word "sale" with the term "sales", which, in the author's opinion, will provide more effective counteraction to the crime under investigation.
Keywords: alcoholic beverages, illegal sale, alcohol-containing products, criminal liability, criminal code.