Научная статья на тему 'Уголовная ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции'

Уголовная ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2215
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / СПИРТОСОДЕРЖАЩАЯ ПРОДУКЦИЯ / CRIMINAL LIABILITY / CRIME / ALCOHOL PRODUCTS / ALCOHOL-CONTAINING PRODUCTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нудель Станислав Львович, Зайцев Олег Александрович, Кашепов Владимир Петрович

Рассмотрена проблема криминализации незаконного оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, дана комплексная уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных ст. 171.3 и 171.4 УК РФ. Раскрыто содержание признаков рассматриваемых составов преступлений, в том числе оценочных и бланкетных (алкогольная и спиртосодержащая продукция), проанализированы основные вопросы отграничения рассматриваемых составов преступлений от иных составов преступлений и административных правонарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нудель Станислав Львович, Зайцев Олег Александрович, Кашепов Владимир Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminal Liability for Crimes Related to Illegal Traffic of Alcohol and Alcohol-Containing Products

The aim of this article is to consider the problem of criminalization of illegal traffic of alcohol and alcohol-containing products. The authors give statistics, based on which they come to a conclusion that alcohol consumption is one of the central reasons of violence and crimes. Attention is paid to the extension of the illegal market of the mentioned products. Judging from the high level of the public danger of wrongful acts related to the illegal traffic of alcohol and alcohol-containing products and the importance of this problem for the state and society, the authors draw a conclusion on the relevance of introducing criminal liability. However, they note that the current criminal law standards establishing liability for the illegal traffic of alcohol and alcohol-containing products are hard to apply, they do not overtake all potentially socially dangerous acts and need to be improved. The authors give a complex criminal law description of crimes specified by Articles 1713 and 1714 of the Criminal Code of the Russian Federation, identify characteristic features of the considered elements of crime, including evaluative and blanket features ("alcohol products", "alcohol-containing products", "illegal retail", etc.). The analysis of the established legal practice allows concluding that there are essential problems in attributing exempt alcohol-containing products to food products because their attribution is beyond experts' competence, and validation of products as edible (harmless) is in the exclusive competence of experts of the Russian Federal Service for Surveillance on Consumer Rights Protection and Human Wellbeing. The authors consider general problems of delimitation of the elements of crime under study from other crimes and administrative offenses. They emphasize that illegal entrepreneurship is doing business without registration, a form not specified in the corresponding article of the Criminal Code; consequently, if the entrepreneurial activity is not registered, it is necessary to use other articles, which in practice results in a double criminal liability, and this, in turn, violates the principles of criminalization. Considering historical and foreign experience of the normative regulation of liability for illegal traffic of alcohol and alcohol-containing products, the authors come to a conclusion that the effectiveness of measures to decrease the abuse of alcohol products in the Russian Federation and eliminate the illegal alcohol market depend directly on the effectiveness of criminal deterrence.

Текст научной работы на тему «Уголовная ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции»

Вестник Томского государственного университета. 2019. № 447. С. 247-254. DOI: 10.17223/15617793/447/30

УДК 343.573

С.Л. Нудель, О.А. Зайцев, В.П. Кашепов

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ

Рассмотрена проблема криминализации незаконного оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, дана комплексная уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных ст. 171.3 и 171.4 УК РФ. Раскрыто содержание признаков рассматриваемых составов преступлений, в том числе оценочных и бланкетных (алкогольная и спиртосодержащая продукция), проанализированы основные вопросы отграничения рассматриваемых составов преступлений от иных составов преступлений и административных правонарушений.

Ключевые слова: уголовная ответственность; преступление; алкогольная продукция; спиртосодержащая продукция.

В Российской Федерации проблема алкоголизации населения остается чрезвычайно значимой. Ежегодно за наркологической помощью обращаются более 2 млн пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения, вызванными потреблением алкогольной продукции. Число лиц, страдающих алкоголизмом и алкогольными психозами, составляет более 1,7 млн человек [1].

При этом потребление алкогольной продукции является одной из ключевых причин насилия и преступности. По данным ГИАЦ МВД России в 2018 г. каждое третье расследованное преступление (32,3%) совершено лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения [2].

Прямые и косвенные экономические потери от алкоголизации населения Российской Федерации наносят ощутимый вред социально-экономическому развитию Российской Федерации. К данным потерям относятся: повышенный уровень смертности, сокращение продолжительности жизни, утрата трудоспособности, снижение производительности труда, затраты на лечение заболеваний, связанных с потреблением алкогольной продукции, социальные выплаты, ущерб от пожаров, дорожно-транспортных происшествий, расходы на содержание заключенных и борьбу с преступностью и беспризорностью [1].

По данным Росстата, за шестилетний период в Российской Федерации снизились продажи алкогольной продукции как в абсолютных цифрах (с 126,8 до 96,8 дкл), так и на душу населения (с 8,9 л до 6,6 л) [3].

За период с 2012 по 2017 г. на территории Российской Федерации зарегистрировано 301 182 случая острых отравлений от спиртосодержащей продукции, в том числе 81 226 случаев - с летальным исходом (27,0%).

В связи с ростом цены на алкогольную продукцию сегмент, занимаемый ранее легальной розницей, постепенно замещается дешевым суррогатным алкоголем. В целях противодействия данной тенденции правоохранительными и контролирующими органами ежегодно изымается огромное количество нелегального спирта и алкогольной продукции, произведенных без лицензии (около 1 млн дкл спирта и 2,5 млн дкл алкогольной продукции). При этом ежегодно выявляется более 100 тыс. лиц, совершивших правонарушения, связанные с незаконным производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодер-

жащей продукции. Несмотря на то, что правоохранительными и контролирующими органами с учетом имеющихся у них ресурсов выявляется до 10% (от реально существующих объектов незаконной деятельности и нелегальных) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, нелегальный алкогольный рынок приносит ежегодно более 100 млрд рублей доходов его участникам в денежном эквиваленте. Вышеуказанные статистические данные позволяют сделать вывод о том, что нелегальный рынок данной продукции продолжает расти как по объему, так и по доходам [4].

Согласно Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г. ликвидация нелегального алкогольного рынка названа в числе приоритетных целей и задач, стоящих перед органами государственной власти [5]. При этом эффективность их реализации напрямую зависит от эффективности уголовно-правовых средств борьбы с преступностью. Исходя из высокой степени общественной опасности противоправных деяний, связанных с незаконным оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции, важности данной проблемы для государства и общества, в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ) и ранее - в уголовных кодексах РСФСР - за их совершение была установлена ответственность. Так, процесс криминализации, т.е. признания тех или иных деяний преступными и наказуемыми, следует признать в качестве важнейшего элемента уголовной политики Российской Федерации [6. С. 271; 7. С. 14; 8. С. 3-4].

В Уголовном Кодексе Р.С.Ф.С.Р. 1922 г. в главе IV «Преступления хозяйственные» [9] и в Уголовном Кодексе Р.С.Ф.С.Р. 1926 г. в главе II «Иные преступления против порядка управления» [10] была установлена ответственность: за приготовление с целью сбыта и сбыт вин, водок и вообще спиртных напитков и спиртосодержащих веществ без надлежащего разрешения или свыше установленной законом крепости, сбыт и незаконное хранение с целью сбыта таких напитков и веществ (ст. 140 и 101 соответственно); изготовление и хранение самогона для сбыта, а равно торговлю им в виде промысла (ст. 140-а, 140-б и ч. 1 ст. 102 соответственно); изготовление, хранение, ремонт и сбыт в виде промысла аппаратов, специально

служащих для изготовления самогона (ст. 140-в и ст. 103 соответственно); изготовление и хранение спиртных напитков (не оплаченных акцизом), в том числе самогона, а равно спиртосодержащих веществ без цели сбыта или если сбыт носит случайный характер (сбыт не в виде промысла) (ст. 140-г и ч. 2 ст. 102 соответственно).

В качестве наказания за совершение данных деяний в Уголовном Кодексе Р.С.Ф.С.Р. 1922 г. было предусмотрено лишение свободы с конфискацией части имущества или без таковой, поражение в правах, штраф; в Уголовном Кодексе Р.С.Ф.С.Р. 1926 г. -лишение свободы с конфискацией части имущества или без таковой, принудительные работы, штраф, в том числе налагаемый в административном порядке, согласно особого постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. [11]

В Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. в главе 6 «Хозяйственные преступления» [12] в ст. 158 была закреплена ответственность за изготовление или хранение с целью сбыта самогона, чачи, араки, тутовой водки, браги или других крепких спиртных напитков домашней выработки либо изготовление или хранение с целью сбыта аппаратов для их выработки, а равно сбыт указанных спиртных напитков или аппаратов. За совершение данных деяний предусматривалась ответственность в виде: лишения свободы с конфискацией имущества либо без таковой, исправительных работ с конфискацией имущества либо без таковой или штраф.

В Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) Федеральным законом от 26.07.2017 № 203-Ф3 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» [13] были включены ст. 171.3 «Незаконные производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и ст. 171.4 «Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции», которые являются специальными по отношению к ст. 171 «Незаконное предпринимательство».

При этом многими учеными критически воспринята практика казуистичности конструирования уголовно-правовых норм («попытки сделать из действующего УК РФ Русскую правду») [14. С. 123; 15. С. 1402; 16. С. 9; 17. С. 18].

Вместе с тем квалификация указанных преступлений вызывает существенные проблемы, связанные с определением содержания бланкетных и оценочных признаков в конструкции их составов.

В качестве видового объекта данных преступлений, в том числе исходя из включения их в главу 22 УК РФ, следует назвать общественные отношения в сфере экономической деятельности. Соответственно, в качестве основного непосредственного объекта -установленный порядок оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. При этом его целью является защита «нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации» [18].

Предметом данных преступлений является этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продук-

ция (применительно к ст. 171.4 - пищевая), определение которых дано в ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ). В соответствии с данным законом:

этиловый спирт - спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, фармацевтическая субстанция спирта этилового (этанол), головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства), спирт-сырец и дистилляты;

алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции (спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вина, винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуа-ре, медовуха);

спиртосодержащая продукция - пищевая или непищевая продукция, спиртосодержащие лекарственные препараты, спиртосодержащие медицинские изделия с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции.

В правоприменительной практике возникают существенные сложности с отнесением изъятой спиртосодержащей продукции к пищевой (ст. 171.4 УК РФ), так как отнесение объекта исследования к продукции (пищевой, спиртосодержащей пищевой, алкогольной, спиртосодержащей и пр.) выходит за рамки компетенции экспертов экспертно-криминалистических подразделений территориальных органов МВД России.

Кроме того, для отнесения объекта к пищевой продукции необходимо не только установление сырьевого происхождения спирта этилового, но и признание в целом объекта пригодным (безопасным) к употреблению в пищу (ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О качестве и безопасности пищевых продуктов» [19]), что является исключительной компетенцией специалистов Роспо-требнадзора.

Вместе с тем предметом экспертного исследования жидкостей, содержащих в своем составе этиловый спирт, в силу действующих методик и имеющейся приборной базы, являются: установление природы, качественного и количественного состава объекта, соблюдение норм вложения сырья и технологии производства, соответствие требованиям нормативных правовых актов и нормативно-технических документов на группу напитков, соответствие заявленному наименованию и пр.

Следовательно, при производстве экспертиз необходимым и достаточным будет признание изъятых объектов, содержащими в своем составе этиловый спирт, установление количественного содержания этилового спирта (крепости), для готовых изделий и их полупродуктов - наличие и количественное содержание показателей, контролируемых норматив-

ными правовыми актами и нормативно-технической документацией.

Необходимо отметить, что Государственным Советом Удмуртской Республики постановлением № 309-У! от 11.12.2018 в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект Федерального закона № 691263-7 «О внесении изменений в статью 171.4 Уголовного кодекса Российской Федерации» (об установлении уголовной ответственности за незаконную розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции), в котором предлагается в наименовании и в тексте ст. 171.4 УК РФ слова «алкогольной и спиртосодержащей пищевой» заменить словами «алкогольной, спиртосодержащей пищевой и (или) непищевой». Указанный проект федерального закона включен в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2019 г. [20], но официальным отзывом Правительства Российской Федерации от 02.04.2019 № 2844п-П4 «На проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 171.4 Уголовного кодекса Российской Федерации"» и официальным отзывом Верховного Суда Российской Федерации от 23.01.2019 № 4-ВС-511/19 «На проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 171.4 Уголовного кодекса Российской Федерации"» он не поддержан.

Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 171.3 УК РФ, выражена в следующих альтернативно предусмотренных деяниях: производство, закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозки и (или) розничная продажа этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без лицензии.

Так, в ст. 18 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (производство, хранение, поставки, закупки, розничная продажа, перевозки и др.) Право на получение соответствующих лицензий имеют организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями.

При этом получение лицензии напрямую связано с осуществлением предпринимательской деятельности, т.е. самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ст. 2 Гражданского кодекса РФ).

В связи с этим следует согласиться с мнением, что ответственность может наступать только за нелегальный оборот продукции, направленный на извлечение прибыли без уплаты соответствующих налогов, тогда как отдельные деяния, такие как закупка, хранение алкогольной продукции в крупном размере, для целей, не связанных с предпринимательскими, состава преступления не образуют [21. С. 5].

Обязательным признаком состава преступления является крупный размер, которым признается стои-

мость этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство и (или) оборот которых осуществляются без соответствующей лицензии, превышающая сто тысяч рублей.

При этом в пункте 12 Проекта постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 238 Уголовного кодекса Российской Федерации» (по состоянию на 28.05.2019) обоснованно отмечается, что незаконные производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, стоимость которой превышает сто тысяч рублей, если эта продукция являлась опасной для жизни или здоровья человека, образуют совокупность преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 171.3 и 238 УК РФ [22].

Следует согласиться с Н.А. Лопашенко, что «и производство, и закупка (в том числе импорт), и поставки (в том числе экспорт), и хранение, и перевозки, и (или) розничная продажа специфической продукции - есть не что иное, как осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в том случае, если она нужна. Однако состав незаконного предпринимательства охватывает, кроме такой же формы, еще и осуществление предпринимательской деятельности без регистрации - форму, которая статьей 171.3 УК РФ не предусмотрена... Соответственно, если предпринимательская деятельность не регистрировалась, потребуется одновременное вменение и статьи 171, и статьи 171.3 УК РФ, то есть фактически происходит искусственное удвоение уголовной ответственности, что нарушает принципы криминализации» [23. С. 30].

Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 171.4 УК РФ, выражается в незаконной розничной продаже физическим лицом алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, если это деяние совершено неоднократно.

Так, п. 1 ст. 26 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что по общему правилу в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются розничная продажа алкогольной продукции и (или) произведенной в домашних условиях продукции, содержащей этиловый спирт, физическими лицами.

Также в соответствии со ст. 11 данного закона оборот алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуа-ре, медовухи) и оборот (за исключением розничной продажи) спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями; розничную продажу вина, игристого вина (шампанского) из собственного винограда вправе осуществлять сельскохозяйственные товаропроизводители.

Помимо этого согласно ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания (за исключением розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина, игристого вина (шампанского), произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без обра-

зования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями), осуществляется организациями.

Розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, в том числе при оказании услуг общественного питания, осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями. Крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица и индивидуальные предприниматели, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, осуществляют розничную продажу произведенных ими вина, игристого вина (шампанского).

Не допускается розничная продажа спиртосодержащей пищевой продукции, в том числе дистанционным способом, а также розничная продажа спиртосодержащей непищевой продукции с использованием торговых автоматов.

Под розничной продажей согласно Федеральному закону от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» понимается вид деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности [24].

При этом под признаки данного состава преступления не подпадает розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним, так как это деяние охватывается признаками ст. 151.1 УК РФ.

Уголовная ответственность по ст. 171.4 УК РФ наступает «если это деяние совершено неоднократно». Согласно примечанию 2 к данной статье «под незаконной розничной продажей алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, совершенной неоднократно, понимается продажа такой продукции лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию».

Так, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) включена соответствующая ст. 14.17.1 «Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами» [25]. При этом в силу ст. 4.6 КоАП РФ лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Следует отметить, что ряд ученых не согласны с включением указанной нормы в уголовный закон «по двум основным причинам: 1) административная пре-юдиция не может быть признаком преступления [26. С. 66]; 2) это уже вторая норма подобного типа, заставившая законодателя оговорить в диспозиции нормы: «за исключением случаев, предусмотренных статьей 151.1 настоящего Кодекса». Таким образом, множится и множится количество специальных норм, Уголовный кодекс разбухает от количества преступлений, а

статистика постоянно свидетельствует, что регистрация преступности снижается» [23. С. 33].

Исходя из конструкции и содержания ст. 171.3 УК РФ, субъектом данного состава преступления может быть названо лицо, достигшее 16-летнего возраста, вменяемое, которое осуществляет производство, закупку (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и (или) розничную продажу этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, в случаях, если такая лицензия обязательна.

Вместе с тем в соответствии со ст. 18-19 Федерального закона № 171-ФЗ лицензии на отдельные виды деятельности, связанные с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, обязаны иметь крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели и организации.

Следовательно, субъектом данного преступления, могут быть: индивидуальный предприниматель и глава крестьянского (фермерского) хозяйства, а также лицо, на которое в силу его служебного положения постоянно, временно или по специальному полномочию были непосредственно возложены обязанности по руководству организацией (например, руководитель исполнительного органа юридического лица либо иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица), а также лицо, фактически выполняющее обязанности или функции руководителя организации [27].

При этом если лицо (за исключением руководителя организации или лица, на которое постоянно, временно или по специальному полномочию непосредственно возложены обязанности по руководству организацией) находится в трудовых отношениях с организацией или индивидуальным предпринимателем, которые осуществляют свою деятельность без соответствующей лицензии, то выполнение этим лицом обязанностей, вытекающих из трудового договора, не содержит состава преступления, предусмотренного ст. 171.3 УК РФ [25].

В составе преступления, предусмотренного ст. 171.4 УК РФ, в качестве субъекта преступления следует назвать лицо, достигшее 16-летнего возраста, вменяемое, подвергнутое административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.17.1 КоАП РФ, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Примечание 1 к ст. 171.4 УК РФ к числу субъектов преступления относит физических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Вместе с тем необходимо обратить особое внимание на взаимосвязь административной и уголовной ответственности. Так, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ, и, соответственно, субъектами рассматриваемого преступления не могут быть физические лица, состоящие в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, либо с организацией, не имею-

щей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, либо с лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, либо с сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и осуществляющим розничную продажу произведенных им вина, игристого вина (шампанского), непосредственно осуществляющего реализацию алкогольной и спиртосодержащие продукции по договору розничной купли-продажи).

Также в целях квалификации указанного преступления следует учитывать, что согласно пункту 2 Обзора судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.12.2017, то обстоятельство, что для индивидуального предпринимателя установлен запрет на осуществляемую им деятельность, не может служить основанием для освобождения его от ответственности за ее ведение с нарушением установленных Федеральным законом № 171-ФЗ требований и правил.

Исходя из изложенного, субъектами незаконной розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции могут быть: а) физические лица, не состоящие в трудовых отношениях и не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, б) индивидуальные предприниматели и в) главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Помимо этого в процессе квалификации необходимо обратить особое внимание и на сроки привлечения к административной ответственности. Так, согласно практике Пленума и Президиума Верховного Суда Российской Федерации по ст. 264.1 УК РФ (пункт 10.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2008 № 25 (ред. от 24.05.2016)) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» [28]; «Ответы на вопросы, поступившие из судов, по применению положений статьи 159.4 в связи с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.12.2014 № 32-П и статьи 264.1 УК РФ» (утверждены Президиумом Верховного Суда РФ 31.07.2015), следует признать, что для целей ст. 171.4 УК РФ будет учитываться административное наказание, назначенное индивидуальному предпринимателю до 26.08.2017 за незаконную продажу алкогольной продукции, если на момент совершения нового правонарушения не истек срок, установленный статьей 4.6 КоАП РФ, поскольку лицо, подвергнутое административному наказанию за указанное правона-

рушение до 26.08.2017, совершая аналогичное правонарушение после названной даты, осознает, что совершает тем самым уголовно наказуемое деяние, запрещенное ст. 171.4 УК РФ [29].

Также следует отметить, что в законодательстве ряда стран - участников СНГ имеются нормы об уголовной ответственности за отдельные деяния, связанные с незаконным оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В Уголовном кодексе Республики Армения от 29.04.2003 № ЗР-528 в ст. 207 установлена ответственность за изготовление с целью реализации или реализация фальшивого вина или фальшивой водки или другого алкогольного напитка, а также за данное деяние, которое по неосторожности повлекло смерть человека или другие тяжелые последствия [30].

Уголовный кодекс Кыргызской Республики от 02.02.2017 № 19 в ст. 229 предусматривает запрет на незаконные производство или хранение с целью сбыта, а равно сбыт спирта или спиртосодержащих напитков, незаконно произведенных либо не отвечающих требованиям, установленным законодательством, в крупном размере - 200 и более литров, а также сбыт спирта или спиртосодержащих напитков, незаконно произведенных либо не отвечающих требованиям, установленным законодательством, повлекший по неосторожности тяжкий вред [31].

Статьей 304 Уголовного кодекса Туркменистана от 12.06.1997 № 222-1 установлена ответственность за незаконное изготовление или хранение с целью сбыта крепких спиртных напитков домашней выработки, либо изготовление или хранение с целью сбыта аппаратов для их производства, а равно сбыт указанных спиртных напитков или аппаратов [32].

В Уголовном кодексе Республики Узбекистан от 22.09.1994 № 2012-ХП в ст. 186-1 закреплена ответственность за незаконное производство или оборот этилового спирта, алкогольной продукции, совершенные в значительном размере либо после применения административного взыскания за такие же действия [33].

В Уголовном кодексе Украины от 05.04.2001 № 2341-111 в ст. 204 предусмотрена ответственность за незаконное приобретение с целью сбыта или хранения с этой целью, а также сбыт или транспортировку с целью сбыта незаконно изготовленных этилового спирта, спиртовых дистиллятов, алкогольных напитков, пива или других подакцизных товаров; незаконное изготовление этилового спирта, спиртовых дистиллятов, алкогольных напитков, пива или других подакцизных товаров, совершенное лицом, которое ранее было осуждено по этой статье; незаконное изготовление указанных товаров, которые представляют угрозу для жизни и здоровья людей, а равно сбыт таких товаров, которое привело к отравлению или повлекшее смерть человека [34].

Таким образом, с учетом исторического и зарубежного опыта нормативной регламентации ответственности за незаконный оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, следует сделать вывод о том, что эффективность мер по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией в Рос-

сийской Федерации и ликвидации нелегального алкогольного рынка напрямую зависит от эффективности уголовно-правовых средств борьбы с преступностью. Вместе с тем действующие конструкции уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за

незаконный оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, чрезвычайно сложны для правоприменения, не охватывают весь спектр потенциально общественно-опасных деяний и нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Минздрава России от 30.06.2016 № 448 «Об утверждении Концепции по информированию населения Российской Федерации о

вреде злоупотребления алкоголем» // СПС Консультант Плюс.

2. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2018 года. URL: https://xn--b1aew.xn--

p 1 ai/reports/item/16053092/ (дата обращения: 01.04.2019).

3. Государственный доклад Роспотребнадзора «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Феде-

рации в 2017 году» // СПС Консультант Плюс.

4. Пояснительная записка к проекту федерального закона / Паспорт проекта Федерального закона N° 50030-7 «О внесении изменений в

Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (в части усиления уголовной ответственности за нелегальный оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) (внесен членами Совета Федерации ФС РФ Е.В. Бушминым, С.Н. Рябухиным, В.Б. Шубой, депутатом Государственной Думы ФС РФ И.И. Гильмутдиновым). URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=50030-7 (дата обращения: 02.04.2019).

5. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2009 № 2128-р «О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов

злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 2. Ст. 264.

6. Кашепов В.П. Концепция развития уголовного законодательства // Концепция развития российского законодательства / под ред.

Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова. М. : Эксмо, 2010. С. 271-279.

7. Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. 2-е изд., испр. и доп. М. : Наука, 2005. 366 с.

8. Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология и проблемы криминализации // Журнал российского права. 2004. № 12. С. 3-15.

9. Постановление ВЦИК от 01.06.1922 (ред. от 25.08.1924) «О введении в действие Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р.» (вместе с «Уголовным

Кодексом Р.С.Ф.С.Р») // СУ РСФСР. 1922. № 15. Ст. 153.

10. Постановление ВЦИК от 22.11.1926 (ред. от 27.04.1959) «О введении в действие Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р. редакции 1926 года» (вместе с «Уголовным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.») // СУ РСФСР. 1926. № 80. Ст. 600.

11. Декрет ВЦИК и СНК Р.С.Ф.С.Р. от 28 июня 1926 г. «Об утверждении положения об издании местными исполнительными комитетами и городскими советами обязательных постановлений и о наложении за их нарушение взысканий в административном порядке». URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_2946.htm (дата обращения: 01.05.2019)

12. Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996) // Ведомости ВС РСФСР. 1960. № 40. Ст. 591.

13. Федеральный закон от 26.07.2017 № 203-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 31 (Ч. I). Ст. 4752.

14. Бавсун М.В., Попов Д.В. Гиперопределенность уголовного права как предпосылка его деградации // Уголовная политика и культура противодействия преступности: мат-лы междунар. научн.-практ. конф. Краснодар, 2018. С. 123-127.

15. Голик Ю.В., Коробеев А.И. Реформа уголовного законодательства России: быть или не быть? // Lex russica. 2014. № 12. С. 1399-1409.

16. Бавсун М.В. От неопределенности к гиперопределенности уголовного закона // Оптимизация правовой основы противодействия преступности: к 25-летию Конституции Российской Федерации : сб. науч. трудов по итогам Всероссийской научн.-практ. конф. с междунар. участием: в 2 ч. Ч. 1. Волгоград, 2018. С. 8-13.

17. Кашепов В.П., Голованова Н.А., Гравина А.А. и др Криминализация и декриминализация как формы преобразования уголовного законодательства / отв. ред. В.П. Кашепов. М. : ИЗиСП ; КОНТРАКТ, 2018. 280 с.

18. Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4553.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О качестве и безопасности пищевых продуктов» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 2. Ст. 150.

20. Протокол заседания Совета ГД ФС РФ от 27.05.2019 № 194 // СПС Консультант Плюс.

21. Белецкий И.А., Маскаев А.Н. Закупка, перевозка и хранение алкогольной продукции в крупном размере без цели сбыта - преступление? // Адвокатская практика. 2019. № 2. С. 3-6.

22. Проект постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 238 Уголовного кодекса Российской Федерации» (по состоянию на 28.05.2019) // СПС Консультант Плюс.

23. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: о руинах уголовного закона // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. № 2. С. 27-35.

24. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 1. Ст. 2.

25. Федеральный закон от 29.07.2017 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за незаконную продажу алкогольной продукции» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 31 (Ч. I). Ст. 4814.

26. Лопашенко Н.А. Административной преюдиции в уголовном праве - нет! // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. 2011. № 3 (23). С. 64-71.

27. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 № 23 (ред. от 07.07.2015) «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. № 1.

28. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25 (ред. от 24.05.2016) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» // Российская газета. 2008. 26 дек. № 265.

29. Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2018 № 04АП-931/2018 по делу № А19-26650/2017 // СПС Консультант Плюс.

30. Уголовный кодекс Республики Армения от 29.04.2003 № ЗР-528 // Официальные ведомости (вестник) Республики Армения. 2003. № 25(260). Ст. 407. URL: http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1241378 (дата обращения: 02.04.2019).

31. Уголовный кодекс Кыргызской Республики от 02.02.2017 № 19 // Эркин Тоо от 10.02.2017 № 19-20. URL: http://law.edu.ru/norm/ norm.asp?normID=1243545 (дата обращения: 02.04.2019).

32. Уголовный кодекс Туркменистана от 12.06.1997 № 222-1 // Ведомости Меджлиса Туркменистана. 1997. № 2. Ст. 9. URL: http://base.spinf orm.ru/ show_doc.fwx?rgn=2483

33. Уголовный кодекс Республики Узбекистан от 22.09.1994 № 2012-XII // Собрание законодательства Республики Узбекистан. 1995. № 1 (2012-XII). URL: http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1242643 (дата обращения: 02.04.2019).

34. Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 № 2341-III // Официальный вестник Украины. 2001. № 21. С. 1, ст. 920. Код акта 18825/2001. URL: http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1243122 (дата обращения: 02.04.2019).

Статья представлена научной редакцией «Право» 29 июля 2019 г.

Criminal Liability for Crimes Related to Illegal Traffic of Alcohol and Alcohol-Containing Products

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal, 2019, 447, 247-254. DOI: 10.17223/15617793/447/30

Stanislav L. Nudel, Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russian Federation). E-mail: crim@izak.ru

Oleg A. Zaytsev, Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russian Federation). E-mail: crim@izak.ru

Vladimir P. Kashepov, Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russian Federation). E-mail: crim@izak.ru

Keywords: criminal liability; crime; alcohol products; alcohol-containing products.

The aim of this article is to consider the problem of criminalization of illegal traffic of alcohol and alcohol-containing products. The authors give statistics, based on which they come to a conclusion that alcohol consumption is one of the central reasons of violence and crimes. Attention is paid to the extension of the illegal market of the mentioned products. Judging from the high level of the public danger of wrongful acts related to the illegal traffic of alcohol and alcohol-containing products and the importance of this problem for the state and society, the authors draw a conclusion on the relevance of introducing criminal liability. However, they note that the current criminal law standards establishing liability for the illegal traffic of alcohol and alcohol-containing products are hard to apply, they do not overtake all potentially socially dangerous acts and need to be improved. The authors give a complex criminal law description of crimes specified by Articles 1713 and 1714 of the Criminal Code of the Russian Federation, identify characteristic features of the considered elements of crime, including evaluative and blanket features ("alcohol products", "alcohol-containing products", "illegal retail", etc.). The analysis of the established legal practice allows concluding that there are essential problems in attributing exempt alcohol-containing products to food products because their attribution is beyond experts' competence, and validation of products as edible (harmless) is in the exclusive competence of experts of the Russian Federal Service for Surveillance on Consumer Rights Protection and Human Wellbeing. The authors consider general problems of delimitation of the elements of crime under study from other crimes and administrative offenses. They emphasize that illegal entrepreneurship is doing business without registration, a form not specified in the corresponding article of the Criminal Code; consequently, if the entrepreneurial activity is not registered, it is necessary to use other articles, which in practice results in a double criminal liability, and this, in turn, violates the principles of criminalization. Considering historical and foreign experience of the normative regulation of liability for illegal traffic of alcohol and alcohol-containing products, the authors come to a conclusion that the effectiveness of measures to decrease the abuse of alcohol products in the Russian Federation and eliminate the illegal alcohol market depend directly on the effectiveness of criminal deterrence.

REFERENCES

1. Consultant Plus. (2016) Order of the Ministry of Health of Russia No. 448 of30.06.2016 "On approval of the concept for informing the population

of the Russian Federation about the dangers of alcohol abuse ". Moscow: SPS Konsul'tant Plyus. (In Russian).

2. Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. (2018) Kratkaya kharakteristika sostoyaniya prestupnosti v Rossiyskoy Federatsii za yan-

var' — dekabr' 2018 goda [A brief description of the state of crime in the Russian Federation for January-December 2018]. [Online] Available from: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/16053092/. (Accessed: 01.04.2019).

3. Consultant Plus. (2017) State report of Rospotrebnadzor "On the state of sanitary and epidemiological well-being of the population in the Russian

Federation in 2017". Moscow: SPS Konsul'tant Plyus. (In Russian).

4. Asozd2.duma.gov.ru. (2017) Poyasnitel'naya zapiska kproektu federal'nogo zakona. Pasportproekta Federal'nogo zakona № 50030-7 "O vnese-

nii izmeneniy v Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii i Ugolovno-protsessual 'nyy kodeks Rossiyskoy Federatsii" (v chasti usileniya ugolovnoy otvetstvennosti za nelegal 'nyy oborot etilovogo spirta, alkogol 'noy i spirtosoderzhashchey produktsii) (vnesen chlenami Soveta Federatsii FS RF E. V. Bushminym, S.N. Ryabukhinym, V.B. Shuboy, deputatom Gosudarstvennoy Dumy FS RF I.I. Gil 'mutdinovym) [Explanatory note to the draft federal law. Passport of draft federal law No. 50030-7 "On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation" (regarding the strengthening of criminal liability for illegal trafficking in ethyl alcohol, alcoholic and alcohol-containing products) (introduced by members of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation E.V. Bushmin, S.N. Ryabukhin, V.B. Shuba, deputy of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation I.I. Gilmutdinov)]. [Online] Available from: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=50030-7. (Accessed: 02.04.2019).

5. Russian Federation. (2010) Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2009 № 2128-r "O Kontseptsii realizatsii gosudarstvennoy politiki po

snizheniyu masshtabov zloupotrebleniya alkogol'noy produktsiey i profilaktike alkogolizma sredi naseleniya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda" [Ruling of the Government of the Russian Federation of December 30, 2009 No. 2128-r "On the concept for the implementation of state policy to reduce the abuse of alcohol and the prevention of alcoholism among the population of the Russian Federation for the period until 2020"]. Sobranie zakonodatel'stvaRF. 2010. 2. Art. 264.

6. Kashepov, V.P. (2010) Kontseptsiya razvitiya ugolovnogo zakonodatel'stva [The concept of development of criminal law]. In: Khabrieva, T.Ya. &

Tikhomirov, Yu.A. (eds) Kontseptsiya razvitiya rossiyskogo zakonodatel'stva [The concept of development of Russian legislation]. Moscow: Eksmo. pp. 271-279.

7. Kudryavtsev, V.N. (2005) Strategii bor'by sprestupnost'yu [Crime combating strategies]. 2nd ed. Moscow: Nauka.

8. Kudryavtsev, V.N. & Eminov, V.E. (2004) Kriminologiya i problemy kriminalizatsii [Criminology and the problems of criminalization]. Zhurnal

rossiyskogo prava — Journal of Russian Law. 12. pp. 3-15.

9. RDFSR. (1922) Postanovlenie VTsIK ot 01.06.1922 (red. ot 25.08.1924) "O vvedenii v deystvie Ugolovnogo Kodeksa R.S.F.S.R." (vmeste s

"Ugolovnym Kodeksom R.S.F.S.R") [Decree of the All-Russian Central Executive Committee of June 1, 1922 (as amended on August 25, 1924) "On the Enactment of the Criminal Code of the RSFSSR" (together with the "Criminal Code of the RSFFSR")]. Sobranie uzakoneniy RSFSR. 15. Art. 153.

10. RSFSR. (1926) Postanovlenie VTsIK ot 22.11.1926 (red. ot 27.04.1959) "O vvedenii v deystvie Ugolovnogo Kodeksa R.S.F.S.R. redaktsii 1926 goda" (vmeste s "Ugolovnym Kodeksom R.S.F.S.R.") [Decree of the All-Russian Central Executive Committee of November 22, 1926 (as amended on April 27, 1959) "On the Enactment of the Criminal Code of the RSFFSR edition of 1926" (together with the "Criminal Code of the RSFFSR")]. Sobranie uzakoneniy RSFSR. 80. Art. 600.

11. RSFSR. (1926) Dekret VTsIK i SNK R.S.F.S.R. ot 28 iyunya 1926 g. "Ob utverzhdenii polozheniya ob izdanii mestnymi ispolnitel 'nymi komitetami i gorodskimi sovetami obyazatel'nykhpostanovleniy i o nalozhenii za ikh narushenie vzyskaniy v administrativnomporyadke" [Decree of the All-Russian Central Executive Committee and Council of People's Commissars of June 28, 1926, "On the Approval of the Regulation on the Issue of Mandatory Decisions by Local Executive Committees and City Councils and on Administrative Penalties for Their Violation"]. [Online] Available from: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_2946.htm. (Accessed: 01.05.2019)

12. Vedomosti VS RSFSR. (1960) Ugolovnyy kodeks RSFSR (utv. VS RSFSR 27.10.1960) (red. ot 30.07.1996) [The Criminal Code of the RSFSR (approved by the Armed Forces of the RSFSR on October 27, 1960) (as amended on July 30, 1996)]. 40. Art. 591.

13. Russian Federation. (2017) Federal'nyy zakon ot 26.07.2017 № 203-FZ "O vnesenii izmeneniy v Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii i Ugolovno-protsessual'nyy kodeks Rossiyskoy Federatsii" [Federal Law No. 203-FZ of July 26, 2017, "On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation"]. Sobranie zakonodatel 'stva RF. 31 (I). Art. 4752.

14. Bavsun, M.V. & Popov, D.V. (2018) [The hyper-determinism of criminal law as a prerequisite for its degradation]. Ugolovnayapolitika i kul'tura protivodeystviya prestupnosti [Criminal policy and the culture of combating crime]. Proceedings of the International Conference. Krasnodar: Krasnodar University of the MIA of the Russian Federation. pp. 123-127. (In Russian).

15. Golik, Yu.V. & Korobeev, A.I. (2014) Russian Criminal Legislation Reform: To Be or Not to Be? LexRussica. 12. pp. 1399-1409. (In Russian).

16. Bavsun, M.V. (2018) [From uncertainty to overdetermination of the criminal law]. Optimizatsiyapravovoy osnovyprotivodeystviyaprestupnosti [Optimization of the legal framework for combating crime]. Proceedings of the International Conference. In 2 parts. Pt. 1. Volgograd: Volgograd State University. pp. 8-13. (In Russian).

17. Kashepov, V.P. et al. (2018) Kriminalizatsiya i dekriminalizatsiya kakformy preobrazovaniya ugolovnogo zakonodatel'stva [Criminalization and decriminalization as a form of transformation of criminal law]. Moscow: IZiSP; KONTRAKT.

18. Russian Federation. (1995) Federal'nyy zakon ot 22.11.1995 N° 171-FZ (red. ot 01.05.2019) "O gosudarstvennom regulirovanii proizvodstva i oborota etilovogo spirta, alkogol'noy i spirtosoderzhashchey produktsii i ob ogranichenii potrebleniya (raspitiya) alkogol'noy produktsii" [Federal Law No. 171-FZ of November 22, 1995 (as amended on May 1, 2019) "On State Regulation of the Production and Turnover of Ethyl Alcohol, Alcohol and Alcohol-Containing Products, and on the Limitation of the Consumption (Drinking) of Alcoholic Products"]. Sobranie za-konodatel 'stva RF. 48. Art. 4553.

19. Russian Federation. (2000) Federal'nyy zakon ot 02.01.2000 № 29-FZ (red. ot 23.04.2018) "O kachestve i bezopasnosti pishchevykh produktov" [Federal law of No. 29-FZ January 02, 2000 (as amended on April 23, 2018) "On the quality and safety of food products"]. Sobranie zakonodatel'stva RF. 2. Art. 150.

20. Consultant Plus. (2019) Minutes of the meeting of the Council of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation of May 27, 2019 No. 194. Moscow: SPS Konsul'tant Plyus. (In Russian).

21. Beletskiy, I.A. & Maskaev, A.N. (2019) Is It a Crime to Purchase, Transport and Store Alcoholic Products on a Large Scale with no Intent of Sale? Advokatskaya praktika—Advocate's Practice. 2. pp. 3-6. (In Russian).

22. Consultant Plus. (2019) Draft resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation "On judicial practice in cases of crimes provided for in Article 238 of the Criminal Code of the Russian Federation" (as of May 28, 2019). Moscow: SPS Konsul'tant Plyus. (In Russian).

23. Lopashenko, N.A. (2018) Prestupleniya v sfere ekonomicheskoy deyatel'nosti: o ruinakh ugolovnogo zakona [Crimes in the field of economic activity: on the ruins of a criminal law]. Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2. pp. 27-35.

24. Russian Federation. (2010) Federal'nyy zakon ot 28.12.2009 № 381-FZ (red. ot 25.12.2018) "Ob osnovakh gosudarstvennogo regulirovaniya torgovoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federatsii" [Federal Law No. 381-FZ of December 28, 2009 (as amended on December 25, 2018) "On the Basics of State Regulation of Trade Activities in the Russian Federation"]. Sobranie zakonodatel 'stva RF. 1. Art. 2.

25. Russian Federation. (2017) Federal'nyy zakon ot 29.07.2017 № 265-FZ "O vnesenii izmeneniy v Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administra-tivnykh pravonarusheniyakh v chasti usileniya otvetstvennosti za nezakonnuyu prodazhu alkogol'noy produktsii" [Federal Law No. 265-FZ of July 29, 2017, "On Amendments to the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation in Part of Strengthening Responsibility for the Illegal Sale of Alcoholic Products"]. Sobranie zakonodatel'stva RF. 31 (I). Art. 4814.

26. Lopashenko, N.A. (2011) Administrativnoy preyuditsii v ugolovnom prave - net! [No to administrative prejudice in criminal law!]. Vestnik Akad-emii General 'noy prokuratury RF. 3 (23). pp. 64-71.

27. Byulleten' Verkhovnogo Suda RF. (2005) Postanovlenie Plenuma Verkhovnogo Suda RF ot 18.11.2004 № 23 (red. ot 07.07.2015) "O sudebnoy praktike po delam o nezakonnom predprinimatel'stve" [Ruling of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation No. 23 of November 18, 2004 (as amended on July 07, 2015) "On court practice in cases of illegal business"]. 1.

28. Rossiyskaya gazeta. (2008) Postanovlenie Plenuma Verkhovnogo Suda RF ot 09.12.2008 № 25 (red. ot 24.05.2016) "O sudebnoy praktike po delam o prestupleniyakh, svyazannykh s narusheniem pravil dorozhnogo dvizheniya i ekspluatatsii transportnykh sredstv, a takzhe s ikh nepravomernym zavladeniem bez tseli khishcheniya" [Ruling of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation No. 25 of December 9, 2008 (as amended on May 24, 2016) "On judicial practice in cases of crimes related to violation of the rules of the road and the operation of vehicles, as well as their unlawful seizure without the purpose of theft"]. 26 December. 265.

29. Consultant Plus. (2018) Decision of the Fourth Arbitration Court of Appeal No. 04AP-931/2018 of March 19, 2018, in case No. A19-26650/2017. Moscow: SPS Konsul'tant Plyus. (In Russian).

30. Ofitsial'nye vedomosti (vestnik) Respubliki Armeniya. (2003) Ugolovnyy kodeks Respubliki Armeniya ot 29.04.2003 № ZR-528 [The Criminal Code of the Republic of Armenia No. ZR-528 of April 29, 2003]. 25(260). Art. 407. [Online] Available from: http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1241378. (Accessed: 02.04.2019).

31. Erkin Too. (2017) Ugolovnyy kodeks Kyrgyzskoy Respubliki ot 02.02.2017 № 19 [The Criminal Code of the Kyrgyz Republic No. 19 of February 02, 2017]. 10 February. 19-20. [Online] Available from: http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1243545. (Accessed: 02.04.2019).

32. Vedomosti Medzhlisa Turkmenistana. (1997) Ugolovnyy kodeks Turkmenistana ot 12.06.1997 № 222-1 [The Criminal Code of Turkmenistan No. 222-1 of June 12, 1997]. 2. Art. 9. [Online] Available from: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2483.

33. Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan. (1995) Ugolovnyy kodeks Respubliki Uzbekistan ot 22.09.1994 № 2012-XII [The Criminal Code of the Republic of Uzbekistan No. 2012-XII of September 22, 1994]. 1 (2012-XII). [Online] Available from: http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1242643. (Accessed: 02.04.2019).

34. Ofitsial'nyy vestnik Ukrainy. (2001) Ugolovnyy kodeks Ukrainy ot 05.04.2001 № 2341-III [The Criminal Code of Ukraine of 05.04.2001 No. 2341-III]. 21:1. Art. 920. Code of Act 18825/2001. [Online] Available from: http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1243122. (Accessed: 02.04.2019).

Received: 29 July 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.