Научная статья на тему 'Добыча торфа предприятиями местной топливной промышленно- сти Мордовской АССР в 1940-1990-е гг'

Добыча торфа предприятиями местной топливной промышленно- сти Мордовской АССР в 1940-1990-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
562
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОПЛИВНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ДОБЫЧА ТОРФА / ТОРФЯНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПЛАН / КАДРЫ / МОБИЛИЗАЦИЯ / МЕХАНИЗАЦИЯ / FUEL INDUSTRY / PEAT MINING / PEAT ENTERPRISES / PLAN / STAFF / MOBILIZATION / MECHANIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пиксайкин Вячеслав Кузьмич

В статье анализируется работа предприятий местной топливной промышленности Мордовской АССР с 1940 по 1990 г. Акцентируется внимание на масштабности торфодобычи, показываются роль и место торфа в удельном весе топлива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the work of the enterprises of the local fuel industry of Mordovia ASSR from 1940 till 1990 years. The accent is made on the scale of peat mining, the role and place of peat in the speci? c weight of fuel are shown.

Текст научной работы на тему «Добыча торфа предприятиями местной топливной промышленно- сти Мордовской АССР в 1940-1990-е гг»

УДК 94 (470.345): 662. 641 ББК Т3(2Рос.Мор)6

В. К. Пиксайкин

ДОБЫЧА ТОРФА ПРЕДПРИЯТИЯМИ МЕСТНОЙ ТОПЛИВНОИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ МОРДОВСКОЙ АССР В 1940-1990-е гг.

Ключевые слова: топливная промышленность, добыча торфа, торфяные предприятия, план, кадры, мобилизация, механизация.

V. K. Piksaikin

PEAT MINING OF THE ENTERPRISES OF LOCAL FUEL INDUSTRY OF MORDOVIA ASSR IN 1940-1990

Key-words: fuel industry, peat mining, peat enteprises, plan, staff, mobilization, mechanization.

В Мордовской АССР торф добывался фрезерным, резным, элеваторным (багерно-элеваторным или скреперно-элеваторным) и экскаваторным способами. По кондиции он распределялся на кусковой, 33 % влажности и крошку. Последний добывался фрезой и имел 40 % влажность.

В 1940-е гг. это сырье добывали торфяные предприятия местной топливной промышленности «Карасное», «Чистое», «Чамзин-ское», «Александровское», «Кочкуровское», «Зубово-Полянское» и «Ладское». Так, в 1940 г. добыли 37,6 тыс. тонн, в 1945 г. -

63,7 тыс., в 1946 г. - 49,2 тыс. [1], в 1947 г. -50 тыс., в 1948 г. - 37,4 тыс., в 1949 г. -40,6 тыс. тонн [2]. Торфяные предприятия добывали по 6-10 тыс. тонн сырья в год [3].

Планы добычи торфа в годы Великой Отечественной войны ежегодно устанавливались совместными постановлениями бюро Мордовского обкома ВКП(б) и СНК Мордовской АССР на основе постановлений Государственного комитета обороны СССР. Например, постановлением СНК МАССР и бюро Мордовского обкома ВКП(б) от 19 сентября 1942 г. планировалось завести в столицу республики 9 тыс. тонн торфа [4, л. 10].

Во исполнение постановления ГКО от 18 декабря 1942 г. устанавливался план заготовки торфа Управлению местной топливной промышленности в 65 тыс. тонн [4, л. 21]. Также утверждались планы поквартальной вывозки этого сырья, ремонта оборудования, подведомственных общежитий, магазинов,

бытовых учреждений и подготовки квалифицированных рабочих и техников по добыче, сушке и уборке торфа. Ко времени заготовки торфа в 1943 г. было намечено подготовить для добывающих организаций всех ведомств 213 рабочих, в том числе 13 паровщиков, 2 скреперщика, 6 слесарей, а также 118 бригадиров, 36 сменных техников, 15 начальников участков и 23 десятника. Из этого количества кадров для предприятий Управления местной топливной промышленности при СНК Мордовской АССР подготовили 4 паровщиков, 3 бригадиров и 8 мастеров [4, л. 18, 23].

До 1 апреля 1943 г. на сезон добычи торфа была проведена мобилизация 7 950 рабочих, в том числе для работы на территории Мордовии - 2 650 человек. Набор производился из числа сельского населения: мужчин в возрасте от 16 до 55 лет и женщин от 16 до 45 лет. Уклонение от этих обязанностей по законам военного времени строго каралось по ст. 59-б УК РСФСР.

По мере возможности для рабочих строили жилье и устанавливали нормы продовольственного и промтоварного снабжения. С 1 января 1943 г. для работников торфяных предприятий ввели новые тарифные ставки. Директору Саранской ТЭЦ Сергееву, начальнику топливного управления Силкину и управляющему Мордовским спиртовым трестом Гаврилову было разрешено выдавать ссуды по 2 тыс. рублей на приобретение скота в индивидуальное пользование тем колхозникам, которые останутся на торфяных пред-

приятиях на постоянную работу. С торфоразработок было запрещено изымать трактора, автомобильный и гужевой транспорт [4, л. 19].

План добычи торфа совершенно секретным постановлением СНК МАССР и бюро Мордовского обкома ВКП(б) на 1944 г. от

13 марта 1944 г. был установлен в объеме

214,5 тыс. тонн, в том числе по предприятиям Управления местной топливной промышленности при СНК Мордовской АССР -70 тыс. тонн [5, л. 30]. Для проверки готовности предприятий к сезону заготовки этого сырья была создана комиссия [5, л. 28-29].

На основе постановления Государственного комитета обороны от 5 марта 1945 г. республиканские власти предписывали добыть 182 тыс. тонн этого сырья, из них 63 тыс. тонн Управлению местной топливной промышленности. Планировалось провести работы по подготовке болот к торфодобыче -сводку и корчевку леса на территории 37,7 га, из них 6 га было закреплено за Управлением местной топливной промышленности при СНК Мордовской АССР [6].

Для решения этих задач были заготовлены лопаты, ломы, резаки, доски и мобилизовано

7 050 человек, из них 4 750 работников направлялось в другие области [6, л. 7]. Однако инструмента не хватало. Так, на 7 торфяных предприятиях и участках в наличии было только 2 607 катальных досок, 134 колесные тачки, 271 железная лопата, 203 резака, 121 топор-колун, 110 ломов, 160 носилок, 332 корзины. К этому количеству требовалось еще 3 630 катальных досок, 72 шпалы, 101 тачка, 290 железных лопат, 212 резаков, 109 топоров-колунов. 111 ломов, 221 носилки, 360 корзин и другого инвентаря и инструмента [7].

Для экипировки рабочих недоставало рукавиц, фартуков, лаптей, а для обустройства их быта - постельных принадлежностей, матрацев, тумбочек и табуреток. К тому же на предприятиях трудилось 677 штатных рабочих, в том числе на торфяных предприятиях «Ка-расное» - 169 человек, «Зубово-Полянское» -171, «Чамзинское» - 93, «Александровкое» -82, «Ладское» - 28 и «Чистое» - 134 человека. В 1946 г. в штатах этих предприятий было 728 рабочих [8, л. 59]. Из них сезонные зада-

ния по добыче торфа выполняли 456 человек [8, л. 62]. Среди передовых были бригады по уборке торфа М. И. Панчиной и Е. М. Вороновой Зубово-Полянского торфопредприятия, звенья О. Горбуновой, М. Курашевой и бригада Д. И. Кулаковой торфопредприятия «Карас-ное», звенья А. Громовой и М. Еськиной Краснослободского торфопредприятия.

В 1945-1946 гг. на пяти торфяных предприятиях имелось 4 автомашины, 9 лошадей и 16 волов. На предприятии «Кочкуровское» не было ничего [8, л. 58].

В 1947 г. на торфоразработках Мордовии было задействовано 785 рабочих вместо запланированных 800 [8, л. 73].

Торфодобыча была практически не механизирована. Так, в 1947 г. было всего

2 элеваторных и 1 скреперная машина, а для успешной работы нужно было иметь 5 таких машин [8, л. 13, 36, 125]. К тому же имеющиеся механические агрегаты из-за поломок часто простаивали.

В 1947 г. для организации быта и питания работников на Зубово-Полянском торфяном предприятии имелись общежитие, столовая, баня и хлебопекарня. Однако для всех рабочих не хватало жилья, бани, столовой и хлебопекарни. Нехватка жилья и невозможность поддержания гигиены на должном уровне были проблемой и на других предприятиях. На торфяном предприятии «Карасное» требовалось общежитие, две столовые, баня и хлебопекарня, а на Чамзинском - общежитие, три столовые, три бани и хлебопекарня [8, л. 73].

На торфяных предприятиях были подсобные хозяйства. Сеяли пшеницу, ячмень, овес, просо, сажали картошку, капусту, овощи, выращивали лошадей, крупный рогатый скот и овец.

Для питания рабочих в голодном 1947 г. на этих предприятиях было 41 тонна картофеля, 12,5 тонны капусты и 500 кг крупы. Последняя имелась только на Зубово-Полянском предприятии, а на Краснослободском торфяном предприятии «Чистое» не было даже картошки и капусты. Для более сносного питания не хватало 25,5 тонны картофеля, 21 тонны капусты и 7,5 тонны крупы [8, л. 74].

В 1950 г. положение с механизацией труда на торфяных предприятиях несколько изменилось. Работало S машин, в том числе 4 багерных скрепера и 4 элеваторных машины [9]. Транспорт предприятий мог вывезти только 4 тыс. тонн торфа в сезон [10], так как на предприятиях Управления местной и топливной промышленности при Совете Министров МАССР на 1950 г. было только 24 автомашины, в том числе 14 - в Инсарском леспромхозе, 7 - в Рузаевском гортопе, по

1 автомобилю - на торфопредприятиях «Ка-расное», «Чистое» и «Чамзинское» [11]. Предприятия от перевозки сырья несли убытки. Так, к примеру, торфопредприятие «Чистое» при транспортировке сырья собственным транспортом в 1950 г. понесло убытки в

13,3 тыс. рублей (в ценах тех лет) [12].

На торфоразработках в 1950 г. трудилось 455 человек, из них нормы выработки выполнили 369. Отличились бригады Ивана Козина и Пелагеи Лушниковой торфопредприятия «Карасное» и Нины Макаровой Чамзинского торфяного предприятия [13].

Сезонные рабочие размещались из-за нехватки жилья в частных домах.

В последующие годы набор сезонных рабочих тоже проводился регулярно, но, конечно, не в соответствии с военными законами. Проведение организационного набора рабочих на торфопредприятия проходило до 1 марта или до 1 апреля и регламентировалось постановлениями Совета Министров Мордовской АССР. Каждому райисполкому предписывалось набрать определенное количество работников. Так, в 1951 г. было привлечено для работы на торфяниках 234 [14], в 1952 г. - 313 [15], в 1954 г. - 500 рабочих [16, л. 116]. Причем рабочая сила в Мордовскую АССР не завозилась. Для сравнения отметим, что по другим автономным республикам и областям на сезонные работы в 1954 г. по добыче торфа набирали от 50 работников в Омской или Курганской областях до 2 700 человек - в Рязанской области. В целом по Министерству местной и топливной промышленности РСФСР набрали 35 400 сезонных работников, из них 4 920 человек переместили из десяти АССР и областей России [16, л. 117].

На 4 предприятиях («Карасное», «Кар-гоньжяй», «Чистое», «Чамзинское») и в Ар-датовском райтопе, который тоже занимался добычей торфа, трудилось 205 штатных рабочих. Административно-цеховой и непромышленный персонал насчитывал 82 человека [17].

В 1954 г. в Министерстве местной и топливной промышленности МАССР за счет объединения ведомств и поставки автотранспорта было 239 грузовых автомобилей, однако на ходу - только половина [18].

В 1956 и 1957 гг. план набора рабочих по системе топливной промышленности МАССР составлял 500 человек [19, л. 99]. Набор был произведен из числа рабочих и колхозников Ардатовского, Атяшевского, Ельниковского, Краснослободского, Лад-ского, Пурдошанского, Рыбкинского, Старо-Синдровского, Темниковского и Чамзинско-го районов МАССР [19, л. 100]. Отметим, что план оргнабора рабочих устанавливался приказами федеральных министерств и ведомств, дублировался местными управленческими структурами и утверждался правительством Мордовской АССР

На предприятиях были и штатные бригады. Так, бригады на предприятиях «Карас-ное», «Чистое» и «Чамзинское» добывали элеваторным и багерно-элеваторным способами от 1 500 до 4 716 тонн торфа за сезон. Одна багерно-элеваторная машина, а их было 14, добывала за 6 месяцев 4 тыс. тонн торфа, то есть 22,2 тонны в день [20, л. 100].

В передовиках ходили бригады Т. Ф. Жерганова, В. Л. Чапаева, А. Е. Норкина, В. Т. Юдаева, И. С. Саулина, А. П. Титова, В. П. Титова, И. И. Лунина, Н. П. Матюнина и А. И. Шишканова [20, л. 103].

Ежегодно правительство Мордовской АССР давало планы распределения торфа, а так как это сырье считалось стратегическим, на бумагах, например в 1940-х гг., стоял гриф «секретно» [21].

Так, в первом квартале 1944 г. предприятия Управления местной топливной промышленности при СНК Мордовской АССР должны были поставить 25 тыс. тонн торфа. Из них

2,5 тыс. тонн - НКВД СССР, 16 тыс. - Са-

ранской ТЭЦ, 300 - Наркомату мясной и молочной промышленности СССР. 4,9 - Наркомпищепрому СССР и 1,3 тыс. тонн - республиканским потребителям. Во втором квартале предполагалось завести на Саранскую ТЭЦ, ЖКХ Саранского горисполкома 7 тыс. тонн этого сырья, причем поставщиков и потребителей обязали заключать договора на поставку торфа [22, л. 11]. В четвертом квартале топливное управление поставило 30 тыс. тонн торфа, в том числе 2,5 тыс. тонн - на бумажную фабрику «Красная роза», 400 - Саранскую махорочную фабрику, 200 - Наркомату мясной и молочной промышленности СССР, 5 тыс. - Саранскому горисполкому, 8 тыс. - Саранской ТЭЦ,

2 тыс. - Ковылкинскому, 2,4 тыс. - Краснослободскому, 2 - Зубово-Полянскому,

3 тыс. - Чамзинскому, 1 тыс. - Кочкуровско-му, 1,5 тыс. - Ладскому и 2 тыс. тонн - Тем-никовскому райисполкому [22, л. 34-35].

В первом полугодии 1945 г. было распределено 101,3 тыс. тонн кускового и фрезерного торфа, в том числе 45 тыс. тонн от Управления местной топливной промышленности при СНК Мордовской АССР [22, л. 38]. В третьем квартале 1945 г. распределили 34,5 тыс. тонн торфа, из них 8 тыс. тонн из фондов топливного управления. Среди новых потребителей продукции был Мордовский педагогический институт (200 тонн) и Саранский консервный комбинат (1 000 тонн) [23].

Основными потребителями торфа были бумажная фабрика «Красная роза», Саранская махорочная фабрика, Ширингушская суконная фабрика, Саранская ТЭЦ, Мордовский животноводческий трест, Мордовский спиртовой трест (Кемлянский, Лашминский, Наташинский, Оброченский, Токмовский спиртовые заводы и спиртзавод им. Комсомола), Управление Московско-Рязанской железной дороги, предприятия Наркомтекстиля СССР, Наркомпищепрома СССР, Наркомбум-прома СССР, различные ведомства, исполком Саранского горсовета и 16 районных исполкомов депутатов трудящихся.

В 1945 г. Управление местной топливной промышленности при СНК Мордов-

ской АССР отгрузило торф предприятиям Наркомбумпрома СССР, Наркомпищепрома Мордовской АССР, Наркомпищепрома СССР, Саранской ТЭЦ, Саранскому горисполкому и Ладскому райисполкому Мордовской АССР в количестве 10 тыс.; 700; 800; 26,2 тыс.;

6,6 тыс.; 800 тонн соответственно [24].

В 1949 г. торфяные предприятия «Ка-расное», «Чистое», «Чамзинское», «Александровское», «Кочкуровское» и «Ладское» поставили 35 тыс. тонн кускового торфа 17 потребителям в Мордовии и 9 тыс. тонн республиканским (РСФСР) заказчикам, а Атя-шевская, Атюрьевская, Большемаресевская, Зубово-Полянская, Козловская, Ромоданов-ская, Рыбкинская, Рузаевская, Троицкая и Теньгушевская артели Управления промышленной кооперации Мордовской АССР отгрузили 20 тыс. тонн. В основном это были сельские районные исполкомы, а также бумажная фабрика «Красная роза» и Саранская махорочная фабрика [25]. Так, торфяное предприятие «Карасное» реализовало 10,5 тыс. тонн торфа, предприятие «Чистое» - 12,6 тыс., «Чамзинское» - 5 тыс., «Александровское» - 1,5 тыс., «Кочкуровское» - 3 тыс. и «Ладское» - 3 тыс. тонн [26, л. 6].

До 1950 г. торф добывался практически во всех районах республики. В Атяшевском районе было месторождение «Вильдим», площадью в 34 га, в Дубенском - месторождения «Буда-Рубеж» площадью 9,7 га и «Заманжей» площадью 21 га. В Ичалков-ском районе было месторождение «Поховое объездное» общей площадью 2 га, а в Коч-куровском - месторождения «Семилей», «Станова-лащина», «Ключи», «Кочкарник», «Покшей» площадью 92; 1,2; 2,5; 5; 15 соответственно. В Пурдошанском районе были месторождения «Клюквенное» (13 га) и «Полянки» (4,7 га), а в Рыбкинском - «Приусадебное» площадью 29 га. В Старошайговском районе имелись месторождения «Столарево» (4 га), «Каргалей» (12 га) и «Кадымшай» (19 га) [26, л. 6].

В 1950 г. в Мордовии в списке вновь регистрируемых было 15 месторождений торфа в Большеигнатовском (10 га), Дубенском (80), Зубово-Полянском (40) и Кочелаевском (20)

районах Мордовской АССР, площадь которых составляла 150 га [27, л. 19]. Кроме того, в стадии разведки находилось 10 месторождений площадью 300 га в Ардатовском, Дубенском, Зубово-Полянском, Ичалковском, Кадошкинском, Козловском, Кочкуровском и Рыбкинском районах [27, л. 15]. Торфяное предприятие «Карасное» Управления местной топливной промышленности при СМ МАССР эксплуатировало участки «Горелое», «Карасное» мощностью 9-15 тыс. тонн и месторождение «Самбурская роща» производительностью 2 тыс. тонн сырья.

В целом в 1950 г. предприятиями Управления местной топливной промышленности при Совете Министров МАССР было добыто 35,2 тыс. тонн, в 1951 г. - 30,3 тыс., в 1952 г. - 33,1 тыс., в 1953 г. - 32,6 тыс., в 1954 г. - 49,4 тыс., в 1955 г. - 59,8 тыс., в 1956 г. - 64,4 тыс., в 1957 г. - 69,5 тыс., в 1958 г. - 68,9 тыс., в 1959 г. - 76 тыс., в 1964 г. - 118,9 тыс., в 1965 г. - 102,1 тыс., в 1966 г. - 155,1 тыс., в 1967 г. - 159,4 тыс., в 1968 г. - 147,8 тыс., в 1970 г. - 160 тыс., в 1974 г. - 259,7 тыс., в 1975 г. - 206 тыс., и в 1977 г. - 109,5 тыс. тонн [27, л. 14].

С 1973 г. добыча торфа на топливо стала производиться только на Зубово-Полянском промкомбинате и Большеигнатовском торфяном предприятии. В том году было получено 4 торфодобывающие машины «МТК-14» [28].

Подготовка к сезону добычи торфа велась строго по плану, который утверждался министерскими приказами. Так, например, в 1950 г. торфяным предприятиям «Карасное», «Самбурская роща», «Чистое» и «Ладское» была запланирована сводка-корчевка леса на площади 15 га, полировка - 10 га и канавные работы объемом 3 тыс. м3, а фактически выполнено - соответственно 21 га, 34,2 га и 2,4 тыс. м3 [29]. Такие работы проводились ежегодно. Для этих целей в 1954 г. был приобретен трактор ДТ-54 [30].

6 октября 1956 г. председатель Совета Министров Мордовской АССР И. П. Астай-кин обратился с письмом к председателю Совмина РСФСР М. А. Яснову, в котором была выражена просьба включить в планы

на 1957-1958 гг. капитальные вложения на строительство торфодобывающих участков на ряде предприятий Мордовии. Так, 1,8 млн рублей просили инвестировать в строительство участка «Русское-Караево» в Темников-ском районе производственной мощностью 12 тыс. тонн торфа в год. На разработку участка «Гусиное» мощностью 8,6 тыс. тонн торфа, что в Дубенском районе, - 1,4 млн рублей. На развитие предприятия «Чистое», участка № 2 в Краснослободском районе по производству 7 тыс. тонн торфа в год просили 1 млн рублей. Кроме того, для болотноподготовительных работ запрашивалась дополнительная техника, а именно экскаватор «Э-352», полировочный фрезер «ТМС-4», бульдозер и 8 стилочных машин с загрузочным бункером [31].

В 1956-1960 гг. по Управлению топливной промышленности при Совете Министров МАССР были введены в эксплуатацию новые и расширены имеющиеся месторождения, производственной мощностью 32 тыс. тонн торфа. Это участки «Гусиное», Карасное-Русское», «Караево», «Каргонь-жяй», «Чистое» и «Чамзинское». В то же время выбыли 3 месторождения мощностью 15 тыс. тонн на предприятиях «Чистое», «Карасное» и Ардатовского райтопа [32]. Кроме того, к 1962 г. ввели в эксплуатацию на торфопредприятии «Карасное» участок «Русское-Караево» в Темниковском районе, проектная мощность которого составляла

12,3 тыс. тонн. Построили торфопредприя-тие «Каргоньжяй» в Рыбкинском районе проектной производительностью 13,3 тыс. тонн и участок № 2 на предприятии «Чистое», мощность которого была 14 тыс. тонн.

В 1966-1970 гг. в торфяную промышленность было инвестировано 1 млн 46 тыс. рублей, в том числе 954 тыс. рублей на вновь начинаемое строительство. Велись разработки торфяников в Ардатовском (участок «Ну-пончей» с объемом добычи 5 тыс. тонн кускового торфа в год и эксплуатацией 18 лет), Атюрьевском (участок «Егоново» с годовым объемом добычи торфа 5 тыс. тонн и эксплуатацией 22 года), Ковылкинском (участки «Родькино» и «Самозлейское» с объемом до-

бычи торфа в 42-45 тыс. тонн в год и эксплуатацией 22 года), Краснослободском (участки «Синяковское» и «Лепченко» с объемом добычи торфа в 12-15 тыс. тонн в год и эксплуатацией 30-35 лет), Ельниковском (участки «Лисьмо Кочкарник» и «Ельники № 1» с объемом добычи торфа в 20 тыс. тонн в год и эксплуатацией 21-23 года), Темниковском (участок «Чумарово - 2» с объемом добычи торфа в 4 тыс. тонн в год и эксплуатацией 15 лет) и Теньгушевском (участки «Теньгушев-ский массив» и «Суматоха» с объемом добычи торфа 20-22 тыс. тонн в год и эксплуатацией 45-50 лет) районах [33].

В 1971-1975 гг. шло освоение шести новых месторождений торфа и увеличивались мощности имеющихся. Было приобретено новое оборудование: торфодобывающие

машины «МТК-12», агрегаты по сушке сырья «УМС-3А» и уборке торфа «УПК-2», и «ТУМКАР-3М», что значительно сократило ручной труд на торфяных предприятиях. Для ремонта оборудования и техники построили пять механических мастерских. Для улучшения жилищно-бытовых условий работников сдали ряд объектов социального назначения. На это было выделено 2 млн 53 тыс. рублей, в том числе на строительно-монтажные работы - 975 тыс. рублей [34].

Торфяные предприятия не всегда были рентабельными. Так, в 1953 г. только торфо-предприятие «Карасное» сработало с прибылью, которая составила 63,8 тыс. рублей, а торфопредприятия «Чистое», «Чамзинское», «Ельниковское», Ардатовский райтоп понесли убытки. В целом по Управлению топливной промышленности был убыточным только 1953 г. [35].

В 1958-1960 гг. велось строительство предприятия «Колявино» в Ардатовском районе производством 3 тыс. тонн торфа. Были приобретены дорожно-транспортные машины и торфяные агрегаты на 230 тыс. рублей [36].

В 1965-1966 гг. по Управлению топливной промышленности Совета Министров МАССР были введены в эксплуатацию месторождения «Студунецкое», «Егоново», «Моховое № 5» в Торбеевском районе, производственная мощность которых составила

14 тыс. тонн, и месторождения «Лепченко»

и «Кочкарник» в Краснослободском районе, где добывалось 24 тыс. тонн [37].

В годы девятой пятилетки (1971-1975 гг.) были освоены торфяные участки «Крыжин-ское» и «Нупонь чей» на предприятии «Арда-товское», месторождение «Без названия - 9» на Симкинском мастерском участке, «Шей-Моренжяй» - на Зубово-Полянском промкомбинате.

Были осуществлены мероприятия по механизации производственных процессов. В целом за пятилетку было приобретено 60 единиц нового оборудования. Так, на предприятии «Ардатовское» был организован комплексно-механизированный участок по добыче фрезерного торфа на удобрение, приобретены экскаваторы марки «МТК-14», которые заменили малопроизводительные машины «БЭП-Г» и «БМ». Торфяные предприятия «Каргоньжяй», «Чистое» и «Карасное» закупили машины «МТК-32» для уборки торфа [38]. Это привело к повышению стоимости активной части фондов предприятий и увеличению их доли в структуре основных фондов до 38,2 %. Причем выпуск валовой продукции на

1 рубль стоимости основных промышленнопроизводственных фондов в ценах тех лет составил 97 копеек в 1975 г., против 93 копеек в 1970 г. Рост фондоотдачи наблюдался на Атю-рьевском и Зубово-Полянском промкомбинатах, торфяных предприятиях «Чистое», «Пур-каевское» и Симкинском мастерском участке. На остальных предприятиях был допущен спад [39].

За 1971-1975 гг. выросла фондово-воруженность. На конец пятилетки она составила 6 556 рублей на одного работника промышленно-производственного персонала против 3 886 рублей в 1971 г., что привело к росту производительности труда на 76,5 %. [40, л. 160-161].

В 1950-1970 гг. предприятиями топливной промышленности Мордовии торф реализовывался МВД СССР, Министерству мясо-молочной промышленности СССР, Министерству пищевой промышленности СССР, Министерству легкой промышленности СССР, а также местным потребителям -Мордовскому спиртовому тресту, бумажной фабрике «Красная роза», махорочной фабри-

ке, животноводческому тресту, Саранской суконной фабрике и ТЭЦ.

С 1959 г. торф поставлялся на Жегалов-ский крахмальный завод (2,1 тыс. тонн), Краснослободскую прядильно-ткацкую фабрику (1,5 тыс. тонн) и на Ельниковский крахмальный завод (1,3 тыс. тонн) [40, л. 161].

20 марта 1974 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а

8 октября 1974 г. постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР», в которых Госплану РСФСР и Министерству топливной промышленности РСФСР предписывалось в 1974-1975 гг. провести разведку торфяных месторождений на площади 100 тыс. га, а в 1976-1980 гг. на площади 300 тыс. га в целях увеличения добычи торфа для нужд сельского хозяйства.

Приказом министра топливной промышленности РСФСР Ю. А. Панкратова «О добыче торфа для колхозов и совхозов Нечерноземной зоны РСФСР на 1975-1980 годы» от 30 декабря 1974 г. Управлению топливной промышленности Совета Министров МАССР был установлен план добычи торфа для сельского хозяйства на 1975-1980 гг. в объеме 80 тыс. тонн в год [40, л. 162].

В 1981 г. из 180 га торфоразработок было отремонтировано 80 га, подготовлено 10 га новых площадей, отремонтировано 7 км осушительных сетей, 18 торфодобывающих агрегатов, 12 стилочных машин и 15 болотных тракторов [41]. Торфяное предприятие «Ельниковское» подготовило к эксплуатации новый участок «Лисьмо-Кочкарник», освоив 25 тыс. рублей. К тому же был заложен фундамент 2-квартирного жилого дома для работников предприятия. Торфяное предприятие «Чистое» истратило 60 тыс. рублей на строительство гаражей, котельной, склада ГСМ, подвод электрической энергии на расстояние 600 метров и прокладку 250 метров водопроводной сети.

В 1984 г. в соответствии с приказом Министерства топливной промышленности РСФСР «О строительстве предприятий и участков по добыче торфа для нужд сельского хозяйства в 1984 году» от 20 марта 1984 г. из резервного фонда Совета Министров РСФСР

Министерству топливной промышленности Мордовской АССР было выделено в ценах тех лет 150 тыс. рублей [42].

Приказом министра МИП РСФСР В. Г. Архипова «О готовности торфопред-приятий к добыче торфа в сезоне 1985 года» от 11 апреля 1985 г. Министерству топливной промышленности МАССР было поручено разработать 8 га торфяника. Отметим, что МТП Чувашской АССР и Марийской АССР план был сверстан в объеме по 15 га, другим областным топливным управлениям - от 7 га до 40 га [43].

С 1966 г. торф стал активно использоваться в сельском хозяйстве для приготовления компостов, как удобрение и на подстилку скоту. В 1966 г. на эти цели было добыто 38, 4 тыс. тонн, в 1967 г. - 29,8 тыс., в 1968 г. -

11,8 тыс. тонн [44]. Если в 1970 г. четырьмя предприятиями («Карасное», «Ардатовское», «Атюрьевское», «Каргоньжяй») было реализовано 40 тыс. тонн этого сырья на удобрения, то в 1975 г. - уже 150 тыс. [45].

Однако торфа не хватало, хотя количество добывающих его организаций и предприятий выросло. Поэтому 7 мая 1976 г. вышло постановление Совета Министров Мордовской АССР «О развитии добычи торфа для нужд сельского хозяйства на предприятиях Управления топливной промышленности Совета Министров МАССР», а 10 февраля 1977 г. - постановление Совета Министров Мордовской АССР «О мерах по увеличению производства торфа для сельского хозяйства и повышению его качества», в котором было отмечено, что республиканское объединение «Сельхозтехника» СМ МАССР в 1976 г. недовыполнило план добычи торфа на 320 тыс. тонн, а республиканское объединение «Мордовмелиорация» - на 87 тыс. тонн. Не справились с плановыми заданиями и «Агрохимическое объединение» и Управление топливной промышленности Совета Министров МАССР [46]. Последнему было дано задание отгрузить в 1977 г. 125 тыс. тонн торфа в колхозы Ардатовского, Большебе-резниковского, Дубенского, Ельниковского, Ковылкинского районов и совхозам треста «Скотопром» [47]. Однако с этим планом топливное управление не справилось.

В 1977 г. было 10 предприятий, добывающих экскаваторами и машинной формовкой кусковой торф 33 % влажности. Это предприятия «Ардатовское» (валовая годовая добыча

4 703 тонн), «Ельниковское» (11 902), «Карасное» (25 198), «Чистое» (23 911), «Кар-гоньжяй» (25 027), «Пуркаевское» (6 195), Атюрьевский (2 853), Зубово-Полянский (1 073), Теньгушеский (6 416) промкомбинаты и Симкинский хозрасчетный производственный участок (2 235 тонн) [48].

На предприятиях Управления топливной промышленности МАССР трудилось 676 человека, в том числе промышленнопроизводственного персонала 538 человек, 379 рабочих, 79 ИТР, 54 служащих, 6 человек младшего обслуживающего персонала и 20 охранников. В непромышленных организациях было занято 138 человек [49].

Во исполнение приказа Министерства топливной промышленности РСФСР «О заготовке и вывозке торфа для сельскохозяйственных организаций в Нечерноземной зоне РСФСР в 1981-1985 годах» от 23 июня 1981 г., 14 октября 1981 г. вышел приказ по Министерству топливной промышленности МАССР «О заготовке и вывозке торфа для сельскохозяйственных организаций Мордовской АССР в 1981-1985 годах», в котором были определены объемы заготовки торфа. Всего 9 торфяным предприятиям («Ардатов-ское», «Ельниковское», «Карасное», «Кар-гоньжяй», «Пуркаевское», «Чистое», Зубово-Полянский, Теньгушевский промкомбинаты, Симкинский хозрасчетный производственный участок) планировалось в годы одиннадцатой пятилетки добыть 1 млн 500 тыс. тонн этого сырья, в том числе в 1981 г. - 330 тыс. тонн, в 1982-1984 гг. - по 290 тыс. тонн и в 1985 г. - 300 тыс. тонн [50, л. 4-6]. Отметим, что с 1 января 1981 г. на 63% были повышены оптовые цены на топливный торф и на 62 % -на торф, добываемый для сельскохозяйственных предприятий и колхозов [50, л. 9].

Вывозка торфа самостоятельно осуществлялась предприятиями «Карасное», «Кар-гоньжяй» и «Пуркаевское», а у остальных предприятий и организаций Министерства топливной промышленности МАССР собственного транспорта не было. Так, за предприя-

тием «Карасное» числилось 13 автомашин, в том числе семь «Урал-375», три машины «Зил-157» и три грузовика «Газ-51». Однако в наличии было только шесть грузовиков «Зил-375» и один «Газ-51». Более половины этих машин было разукомплектовано и технически не исправно. Кроме того, допускался большой перерасход бензина, так как спидометры на транспортных средствах не работали, что позволяло шоферам совершать «левые» рейсы, да и машины заправлялись ведрами на складах ГСМ, а после работы водители их ставили около своего дома. Так, в июле 1981 г. перерасход топлива составил 2 130 литров.

Всего эти предприятия должны были вывезти в 1981-1985 гг. 20 тыс. тонн торфа, а остальное доставлялось потребителю транспортом «Сельхозхимии» - 760 тыс. тонн, Минводхозом МАССР - 300 тыс. и Минавто-трансом МАССР - 280 тыс. тонн [51].

За 1983 г. предприятиями Министерства топливной промышленности Мордовской АССР было добыто 431 962 тонны торфа [52], в том числе 67 926 тонн кускового торфа для отопления и 364 036 тонн - для сельского хозяйства [53]. Однако планом было предусмотрено добыть 380 тыс. тонн, в том числе 90 тыс. на топливо и 290 тыс. для сельского хозяйства. Кроме того, был и дополнительный план по добыче торфа для колхозов и совхозов в объеме 50 тыс. тонн [54]. В 1984 г. было добыто 412,5 тыс. тонн торфа, в том числе 67,9 тыс. тонн кускового. Для колхозов и совхозов республики было предназначено 364 тыс. тонн. Однако в последующие годы производство этого сырья сокращалось и в 1987 г. составило только 5 620 тонн [55].

Торф распределялся и по районам республики, для нужд отопления. В этих целях издавались приказы министра топливной промышленности МАССР. Так, приказом от 25 декабря 1987 г. кусковой торф распределялся по районам и городам Мордовии для обеспечения населения в 1988 г. Кусковой торф не поставлялся в 12 из 24 районов и городов Мордовии. Наибольшим спросом этот вид местного топлива пользовался в Темни-ковском, Краснослободском, Ельниковском, Ковылкинском, Дубенском и Атюрьевском районах, в тех районах, где добывался.

опыт российской МОДЕРНИЗАЦИИ

В 1990 г. на 12 предприятиях ТПО «Мор-довлестоппром» было добыто только 10 тыс. тонн кускового торфа на сумму 3,3 млн рублей, в том числе на торфопредприятиях «Ар-датовское» - 300 тонн, «Ельниковское» - 600, «Красное» [56] - 1 900, «Карьганжяй» [57] -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 000, «Чамзинское» - 2 400, на Теньгушев-ском - 400, Симкинском - 400, Пуркаевском промкомбинате - 1 900 тонн. На торфопред-приятии «Чистое» и Атюрьевском промкомбинате это сырье не добывалось [58].

Таким образом, основными производителями торфа в системе топливной промышленности Мордовии были 9 торфяных предприятий и 4 промкомбинта. С каждым годом его добыча наращивалась.

Планы добычи этого сырья в годы Великой Отечественной войны ежегодно устанавливались совместными постановлениями бюро Мордовского обкома ВКП(б) и СНК Мордовской АССР на основе постановлений Государственного комитета обороны СССР. Подготовка к сезону добычи торфа велась строго по плану, который утверждался ведомственными или министерскими приказами. Для добычи торфа проводились мобилизации рабочих, лошадей и инвентаря. В 1940-х - первой половине 1950-х гг. обеспеченность автомобилями и спецодеждой была недостаточная, механизация производства слабая, преобладал ручной труд.

Сезонные работники размещались в общежитиях или частных домах. Ведомственного жилья строили очень мало. На торфяных предприятиях были подсобные хозяйства.

В 1956-1970 гг. были введены в эксплуатацию новые и расширены имеющиеся месторождения.

С 1966 г. торф стал активно использоваться в сельском хозяйстве для приготовления компостов, как удобрение и на подстилку скоту, в связи с чем в последующие годы его добыча выросла. Однако проблема слабой транспортной базы решена не была. С вывозкой торфа самостоятельно справлялись только три торфяных предприятия.

В 1971-1975 гг. выросла фондовооруженность торфодобывающих предприятий. Однако на ряде производств темпы роста фондовооруженности опережали темпы роста производительности труда.

В 1990 г. торф для отопления производился механизированным способом на 12 предприятиях, в том числе на торфяных предприятиях «Ардатовское», «Ельниковское», «Красное», «Карьганжяй», Пуркаевском, Теньгушевском и Симкинском промкомбинатах, а на торфяном предприятии «Чистое» и Атюрьевском промкомбинате это сырье уже не добывалось.

Примечания

1. ЦГА РМ, ф. Р-1048, оп. 1, д. 863, л. 28. По другим данным, было добыто 60 тыс. тонн торфа. -

(см.: ЦГА РМ, ф. Р-1048, оп. 1, д. 14).

2. ЦГА РМ, ф. Р-1048, оп. 1, д. 65, л. 2; д. 115, л. 25; д. 72, л. 1; д. 14, л. 17, 24, 154; д. 65, л. 16, 46;

д. 93, л. 17; д. 269, л. 35; д. 376, л. 2, 4, 6; д. 602, л. 66.

3. Там же, д. 24, л. 9.

4. Там же, д. 3, л. 10.

5. Там же, д. 4.

6. Там же, д. 5.

7. Подсчитано автором по данным: ЦГА РМ, ф. Р-1048, оп. 1, д. 14, л. 22.

8. ЦГА РМ, ф. Р-1048, оп. 1, д. 14.

9. Там же, д. 65, л. 16.

10. Там же, д. 14, л. 132.

11. Там же, д. 53, л. 400.

12. Там же, д. 34, л. 59 об. д. 53, л. 373. д. 72, л. 1 об.

13. Там же,

14. Там же,

15. Там же.

д. 34, л. 50.

16. Там же, д. 14.

17. Там же, д. 116, л. 7.

18. Там же, д. 7, л.

19. Там же, д. 116.

12.

20. Там же, д. 99.

21. Там же, д. 24, л. 6.

22. Там же, д. 4.

23. Подсчитано автором по данным : ЦГА РМ, ф. Р-1048, оп. 1, д. 5, л. 2, 3.

24. ЦГА РМ, ф. Р-1048, оп. 1, д. 5, л. 13-14.

25. Подсчитано автором по данным: ЦГА РМ, ф. Р-1048, оп. 1, д. 5, л. 2-3.

26. ЦГА РМ, ф. Р-1048, оп. 1, д. 40.

27. Там же, д. 52.

28. По другим данным, было произведено 362,2 тыс. тонн торфа (см.: ЦГА РМ, ф. Р-1048, оп. 1. д. 330).

29. ЦГА РМ, ф. Р-1048, оп. 1, д. 65, л. 2; д. 115, л. 25; д. 72, л. 1; д. 14, л. 24, 154; д. 65, л. 16, 46;

д. 93, л. 17; д. 269, л. 35; д. 376, л. 2, 4, 6; д. 602, л. 66; д. 171, л. 232; д. 340, л. 160; д. 116, л. 1;

д. 330, л. 3; д. 235, л. 192; д. 93, л. 4.

30. м а Т же, д. 240, л 112.

31. Там е , д. 5 л. 370.

32. м а Т же, д. л. 9, 9 8.

33. Там же, д. 116. л 8 0 - 1

34. м а Т е , д. 115, л 55.

35. Там е , д. 160, л 9. 7 - 8 7 5,

36. м а Т е , д. 264, л 35-38.

37. м а Т е , д. 9 л. 16.

38. м а Т е , д. 160, л 11.

39. м а Т е , д. 171, л . 233.

40. м а Т е , д. 5 л. 6 0 1 61

41. Там же, д. 160, л 3 40 - .

42. Там е , д. 286, л 9 .

43. м а Т е , д. 514, л 5 .

44. Там е , д. 620, л ю о 2 2 5,

45. м а Т е , д. 649, л 6 о .

46. Там же, д. 235, л 192.

47. м а Т е , д. 264, л 180.

48. м а Т е , д. 353, л - .

49. Подсчитано автором по данным: ЦГА РМ, ф. Р-1048, оп. 1, д. 353, л. 4.

50. ЦГА РМ, ф. Р-1048, оп. 1, д. 376.

51. Там же, д. 485, л. 175-177.

52. Там же, д. 514, л. 115.

53. Там же, д. 376, л. 2, 4, 6; д. 602, л. 66.

54. Там же, д. 535, л. 224.

55. Там же, оп. 1, д. 721, л. 43.

56. Так стали именовать торфяное предприятие «Карасное».

57. Так стали именовать предприятие «Каргоньжяй».

58. ЦГА РМ, ф. Р-1048, оп. 1, д. 863, л. 28.

Поступила в редакцию 13 апреля 2010 г.

сведения об авторе

пиксайкин Вячеслав кузьмич - директор Мордовского научно-проектного центра «Строй-техпроект», соискатель отдела истории Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве РМ. Область научных интересов: история Мордовии, топливная промышленность Средне-Волжского региона. Автор 4 научных публикаций. тел.: 8 (8342) 29-36-42 e-mail: PVK.08@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.