Научная статья на тему 'Административно-организационная работа министерства топливной промышленности Мордовской АССР по развитию топливного комплекса в 1979-1989 гг'

Административно-организационная работа министерства топливной промышленности Мордовской АССР по развитию топливного комплекса в 1979-1989 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
96
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ТОРФОРАЗРАБОТКИ / МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пиксайкин Вячеслав Кузьмич

В статье исследуется состояние топливной промышленности Мордовской АССР в 1979-1989 гг., деятельность Министерства топливной промышленности Мордовской АССР по развитию топливного комплекса. Уделяется внимание количественному составу предприятий, находящихся в ведении министерства, численному составу работников предприятий. Показано обеспечение районов и городов топливом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Административно-организационная работа министерства топливной промышленности Мордовской АССР по развитию топливного комплекса в 1979-1989 гг»

УДК 338. 24: 665. 6 /. 7 (470. 345)

АДМИНИСТРАТИВНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА МИНИСТЕРСТВА ТОПЛИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ МОРДОВСКОЙ АССР ПО РАЗВИТИЮ ТОПЛИВНОГО КОМПЛЕКСА В 1979-1989 гг.

ADMINISTRATIVE AND ORGANIZATIONAL ACTIVITY OF THE MINISTRY OF FUEL INDUSTRY OF MORDOVIAN AUTONOMOUS SOVIET SOCIALIST REPUBLIC ON THE DEVELOPMENT OF FUEL COMPLEX IN 1979-1989

В. К. Пиксайкин V. K. Piksaikin

ГУ «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовии», г. Саранск

Аннотация. В статье исследуется состояние топливной промышленности Мордовской АССР в 1979-1989 гг., деятельность Министерства топливной промышленности Мордовской АССР по развитию топливного комплекса. Уделяется внимание количественному составу предприятий, находящихся в ведении министерства, численному составу работников предприятий. Показано обеспечение районов и городов топливом.

Аbstract. The article investigates the condition of the fuel industry of the Mordovian Autonomous Soviet Socialist Republic in 1979-1989, the activity of the Ministry of fuel industry to develop the fuel complex. Attention is given to the quantitative structure of the enterprises under authority of the Ministry, number of the workers of the enterprises. The supply of rural districts and towns with fuel is shown.

Ключевые слова: лесная промышленность, торфоразработки, министерство топливной промышленности.

Keywords: timber industry, peatery, Ministry of Fuel Industry.

Актуальность исследуемой проблемы. В свете современной модернизации российской промышленности изучение регионального опыта министерства топливной отрасли и добычи торфа весьма актуально.

Материал и методика исследований. Методологическую основу исследования составляет диалектико-материалистический метод, основными научными принципами которого являются историзм, объективность, системность, предполагающие многоаспек-ный анализ исторических процессов в их формировании и развитии.

Результаты исследований и их обсуждение. Министерство топливной промышленности Мордовской АССР было создано 14 декабря 1979 г. Эта структура в своей деятельности подчинялась Министерству топливной промышленности РСФСР и Совету Министров Мордовской АССР. Министром был назначен А. И. Беляйкин, в 1983 г. его сменил А. И. Силютин, а летом 1984 г. на эту должность был назначен А. Д. Ледяйкин.

Всего в ведении министерства было 14 предприятий и организаций: торфяные предприятия «Ардатовское», «Карасное», «Каргоньжяй», «Чистое», «Пуркаевское», Чам-зинский мастеровой участок, Симкинский хозяйственно-производственный участок (ХПУ), Инсарский лесопункт, Рузаевский и Ковылкинский гортопы, Торбеевский райтоп, Атюрьевский, Зубово-Полянский и Теньгушевский промкомбинаты.

В 1985 г. в подчинении Министерства топливной промышленности МАССР было 19 предприятий, на которых работал 731 человек, с ежегодным фондом заработной платы в 1 миллион 326 тыс. рублей. Наибольшее количество промышленно-производственного персонала трудилось на торфопредприятиях «Карасное», «Чистое» и Зубово-Полянском ПК. Однако по фонду зарплаты лидировали торфяные предприятия «Ардатовское», «Карасное» и Инсарский лесопункт [2].

На торфопредприятии «Ардатовское» (г. Ардатов) трудилось 127 работников, в том числе 55 человек промышленно-производственного персонала, 39 рабочих, 8 инженернотехнических работников, 5 служащих, 3 охранника и 17 человек непромышленного персонала. Общая численность работников на торфопредприятии «Ельниковское» (с. Ельники) составляла 33 работника, «Карасное» (Темниковский район) - 88, «Каргоньжяй» - 60, «Пуркаевское» (с. Пуркаево Дубенского района) - 36, «Чистое» (Красносло-бодский район) - 85, на Атюрьевском промкомбинате (с. Стрельниково) - 48, Зубово-Полянском промкомбинате - 82, Теньгушевском промкомбинате - 73, Симкинском хозрасчетном производственном участке - 34, Инсарском лесопункте - 78, Чамзинском мастерском участке - 42, в Ичалковском райтопсбыте - 21, Атяшевском райтопсбыте -

24 человека [2]. В целом на предприятиях и в организациях в середине 1980-х гг. работало 737-759 человек, в том числе 128 женщин. Среди промышленно-производственного персонала женщин было 118, а среди рабочих - 60 [3]. Управленческие штаты предприятий и организаций были небольшими.

Министерство топливной промышленности МАССР занималось и вопросами реализации услуг населению.

18 мая 1982 г. вышел приказ министра топливной промышленности Мордовской АССР А. И. Беляйкина, в котором подведомственным предприятиям и сбытовым организациям предписывалось обеспечивать развитие и улучшение торгового обслуживания населения, пресекать растраты и хищения, припрятывание дефицитных товаров.

Ежегодно издавались приказы о подготовке транспорта предприятий системы топливной промышленности к работе в зимних условиях. Речь шла о необходимости разработать и осуществить мероприятия по подготовке автотракторного парка, погрузочноразгрузочных машин, средств механизации, зданий и пунктов для работы в зимних условиях, обеспечить запасы брикета, каменного угля на складах для бесперебойного снабжения котельных, до 25 октября 1983 г. завершить ремонт транспортного хозяйства, обеспечить запас запчастей и ГСМ, укомплектовать транспортные подразделения механизаторскими кадрами, ремонтниками и грузчиками, обеспечить работников теплой спецодеждой, утеплить гаражи, здания и пункты обогрева рабочих, подготовить подъездные пути для автотранспорта к местам погрузки продукции и заправкам [4].

Многие предприятия несли убытки от списания основных средств, срок амортизации которых еще не закончился, что свидетельствовало о ненадлежащей эксплуатации техники. На предприятие «Ельниковское» еще в 1977 г. поступило дорогостоящее оборудование для подготовительных работ на болотах (МТФ-13, МТФ-22Н, МТП-42, ТИШ-2),

но оно так и не нашло применения в работе и находилось в разукомплектованном виде. В 19S2 г. было списано этого оборудования на 24 тыс. рублей. В течение 2 лет не работала на полную мощность дефицитная машина для сводки леса на торфяных массивах МТП-13 стоимостью 27 тыс. рублей и производительностью 0,б5 га или 150-200 куб/м в смену, которая была способна выполнить годовой план по лесозаготовкам для этого предприятия за две недели. Кроме того, не работали машина для сплошной корчевки пней МТП-2бА, гусеничный прицеп-самосвал МТП-24В, экскаватор ТЭ-3М и ряд другого оборудования. В Инсарском лесопункте с 197б г. не использовались разгрузочно-растаскивающее устройство РРУ-10 и бревнотаскалка. В Теньгушевском ПК не по прямому назначению использовались лесовозы ЗИЛ-157 и трелевочные трактора ТДТ-55А, а в Атюрьевском ПК работу бревнотаскалки выполнял лесопогрузчик ПЛ-1А. Вывозка леса осуществлялась непроизводительно и без соблюдения технологии. В Ардатовском промкомбинате несколько лет не работал кран КТП-1. На торфопредприятии «Пуркаев-ское» не функционировала построенная котельная, и с 197S г. не был установлен станок СФ-4. Часть болотно-подготовительной техники Зубово-Полянского ПК и торфопред-приятия «Пуркаевское» передавалась в другие организации и не работала по назначению, в результате чего не осваивались новые участки по добыче торфа. На торфяном предприятии «Карасное» длительное время не функционировала лесопильная рама РК и станок КПА-504 [5].

Часть добытого и заготовленного леса и торфа разворовывалась. Из года в год суммы недостач и хищений числились на балансе Рузаевского гортопа, Ичалковского райто-па, Теньгушевского ПК и Инсарского лесопункта, а со стороны бухгалтеров предприятий и организаций не принимались меры к взысканию с виновных лиц сумм причиненного ущерба, присужденных судом.

К середине 19S0^ гг. для экономики СССР экстенсивный путь развития был исчерпан. В апреле 19S5 г. политическая власть в стране вновь занялась экономическими экспериментами по совершенствованию методов управления народным хозяйством [3].

Первый этап горбачевских преобразований (19S5-19SS гг.) начался с принятия организационно-административных мер и активации человеческого фактора. Предполагалось повысить темпы и эффективность развития экономики на «...базе ускорения научно-технического прогресса, технического перевооружения и реконструкции производства, интенсивного использования созданного производственного потенциала, совершенствования системы управления, хозяйственного механизма . » [1]. На этой основе намеревались поднять уровень благосостояния народа. Но де-факто получился обратный результат: попытка резко увеличить темпы экономического роста разбалансировала экономику. Требовалась коренная реформа управления народным хозяйством, в том числе и индустрией, необходимо было создать принципиально новый хозяйственный механизм - рыночный.

Зимой 19S6- 19S7 гг. в Мордовии сложилось напряженное положение с углем. Поэтому приказом Министерства топливной промышленности МАССР «Об обеспечении народного хозяйства Мордовской АССР и населения топливом и тепловой энергией в осенне-зимний период 19S6-19S7 гг.» от 12 декабря 19S6 г. № 7б руководителям Зубо-во-Полянского, Теньгушевского промкомбинатов, Симкинского хозрасчетного производственного участка, Чамзинского мастерового участка и Инсарского лесопункта к 1 января 19S7 г. необходимо было завезти по 20 т угля и по 10 куб/м дров. Директорам торфяных

15S

предприятий «Ардатовское», «Карасное», «Каргоньжяй», «Пуркаевское» и «Чистое» поручалось запасти по 10 куб/м дров [2]. На топливные склады гор(рай)топсбытов было завезено 4 тыс. т угля, в том числе на Кочкуровский райтопсбыт - 200 т, на Ардатовский и Ромодановский райтопсбыты - по 300 т, на Атяшевский, Торбеевский райтопсбыты и Рузаевский гортоп - по 400 т, на Ичалковский райтопсбыт и Ковылкинский гортоп -по 500 т и на Саранский гортопсбыт - 1000 т угля [б].

Заготовка топлива складами шла медленными темпами, потребности населения удовлетворялись не полностью. Даже заявки инвалидов и участников Великой Отечественной войны Ардатовским, Атяшевским, Ромодановским райтопсбытами (РТС) и тор-фопредприятием «Чамзинское» были выполнены только на 45-72 %. Так, в 19S7 г. Ромо-дановский РТС обеспечил топливом только 1б5 инвалидов войны, а нуждалось в угле и дровах 34S инвалидов. Инсарский РТС завез топливо 17б инвалидам из 34S, Кочкуров-ский РТС - 9S инвалидам из 19б и торфопредприятие «Чамзинское» - 10S инвалидам из 315 [7]. На 19S7 г. не справились с заданиями по заготовке дров торфопредприятия «Чам-зинское», «Каргоньжяй» и Симкинский промкомбинат.

Приказом «О распределении топлива на 19SS год» от 25 декабря 19S7 г. в 19SS г. районам и городам Мордовии нужно было поставить 1б9 050 т угля, в том числе 49 000 т -для коммунальных нужд и 120 050 т - населению. Наибольшее количество кузбасского угля потребляли Ардатовский, Атяшевский, Ковылкинский, Краснослободский, Ромоданов-ский районы, а также гг. Саранск и Ковылкино. Кроме того, было завезено S0 0S0 т брикета для продажи населению. Наибольшей популярностью пользовался данный вид топлива в г. Саранске, Атяшевском, Ардатовском, Ковылкинском, Лямбирском, Рузаевском и Ромо-дановском районах.

В топливной отрасли были проблемы с дисциплиной. Основной причиной прогулов рабочих и служащих было пьянство. Однако никаких мер по борьбе с пьянством и алкоголизмом не применялось до выхода 7 июня 197S г. постановления Совета Министров РСФСР «О дополнительных мерах по усилению борьбы с пьянством и алкоголизмом». Для решения этой задачи была создана Комиссия по борьбе с пьянством при СМ РСФСР. Такие комиссии были созданы и на местах.

Хронической болезнью командно-административной системы были массовые приписки в ходе отчетности по выполнению планов развития производства и повышения производительности труда. Так, в первом полугодии 19S3 г. Инсарским райфинотделом райисполкома была проведена проверка выполнения плана производства продукции в Инсарском лесопункте, в ходе которой вскрылись приписки на сумму в 4400 рублей, в том числе по видам продукции: 1000 штук скалок-толкушек на сумму 3000 рублей, 250 штук черенков для сельхозинвентаря на сумму 145 рублей, 1100 штук пищевых ящиков на 1115 рублей и деревянных граблей на сумму 1S0 рублей.

Министерство топливной промышленности Мордовской АССР занималось выпуском товаров народного потребления. Это была повсеместная практика, так как легкая промышленность была слаборазвитой, а импорт товаров ограничен. Поэтому все предприятия имели непрофильные активы.

25 января 19S0 г. вышел приказ министра топливной промышленности Мордовской АССР А. И. Беляйкина «О мерах по дальнейшему увеличению производства простейших хозяйственных и бытовых товаров».

Объемы производства были небольшими. Так, предприятия за 6 лет должны были изготовить 6 тыс. кухонных досок, 6,4 тыс. скалок-толкушек, 12 тыс. черенков и 21 тыс. деревянных граблей. Однако в 1980 г. предприятия Министерства топливной промышленности МАССР не выполнили планы по производству товаров народного потребления. На 85,9 % был выполнен план по изделиям из черной жести, на 92,8 % - корыт для рубки овощей, на 88,9 % - деревянных грабель.

Торфяные предприятия «Ардатовское», «Карасное», «Чистое», «Каргоньжяй», «Пуркаевское», Атюрьевский, Зубово-Полянский, Теньгушевский промкомбинаты, Сим-кинский ХПУ и Инсарский лесопункт занимались производством жилых деревянных домов и деревянных срубов для сельской местности. За годы одиннадцатой пятилетки было введено 21,5 тыс. кв/м общей жилой площади из расчета 12 кв. м на человека, что означало обеспечение жильем или улучшение условий проживания 1791 человека. Наибольшая нагрузка по производству домов и срубов ложилась на вышеупомянутые предприятия.

Резюме. Нами установлено, что топливная промышленность Мордовии в исследуемый период развивалась стабильно. Кроме традиционной лесозаготовительной была создана и успешно развивалась торфодобывающая отрасль. Это дало возможность обеспечить местным топливом значительную часть Мордовской АССР. Большую роль в обеспечении потребностей населения, заведений, учреждений и жилищнокоммунального хозяйства республики сыграло Министерство топливной промышленности Мордовской АССР. Одной из задач министерства была организация работы по изучению, обобщению и распространению передового опыта работы. Его приказами руководителям подведомственных предприятий и организаций предписывалось: внедрять в производство прогрессивные формы организации труда, укреплять дисциплину, развивать социалистическое соревнование, повышать роль начальников цехов, бригадиров и мастеров в производственной и воспитательной работе, повышать профессиональное мастерство и культурный уровень работников и сотрудников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. - М., 1986. - С. 231.

2. Центральный государственный архив Республики Мордовия (ЦГА РМ). - Ф. Р. - 1048. - Оп. 1. -Д. 79. - Л. 42, 84.

3. ЦГА РМ. - Ф. Р. - 048. - Оп. 1. - Д. 625. - Л. 74 об

4. ЦГА РМ. - Ф. Р. - 048. - Оп. 1. - Д. 580. - Л. 190.

5. ЦГА РМ. - Ф. Р. - 048. - Оп. 1. - Д. 562. - Л. 196.

6. ЦГА РМ. - Ф. Р. - 048. - Оп. 1. - Д. 686. - Л. 160.

7. ЦГА РМ. - Ф. Р. - 048. - Оп. 1. - Д. 759. - Л. 32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.