10. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц № 1021300006750 от 24.05.2010 г. Учетное дело Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия № 243.
11. Материалы заседания коллегии по вопросам безопасности при Главном федеральном инспекторе по Республике Мордовия аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском феде-
ральном округе: [от 26 марта 2009 г. № 1]: внутренний документ ГФИ по РМ, справка.
12. Минеева И.Н. Религиозные организации и секты Республики Мордовия // Журн. ГУ НИИГН при Правитель-
стве РМ «Од Вий». 2008. Вып. 3. С. 165.
13. Номенклатурное дело Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия № 0206 (отчеты, справки, обзоры о состоянии работы отдела по делам некоммерческих организаций).
14. ПМА. Алешкин Алексей Степанович, 25.11.1968 г.р. 24.10.2009 г.
15. ПМА. Высоцкий Виктор Егорович, 05.01.1957 г.р. г. Саранск. 20.11.2009 г.
16. ПМА. Матюхов Павел Александрович, 25.11.1956 г.р. г. Саранск. 24.10.2009 г.
17. Распоряжение министра юстиции Республики Мордовия о регистрации № 85 от 03.06.1998 г. Учетное дело Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия № 242.
18. Распоряжение министра юстиции Республики Мордовия о регистрации № 186 от 09.11.1999 г. Учетное дело Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия № 284.
19. Российский союз евангельских христиан-баптистов: [сайт]. 11Р1_: ИНр: //baptist.orq.ru/news/pastoral.
20. Свидетели Иеговы в России: [сайт]. ШЬ: http://jw-russia.org/ (дата обращения: 15.10.2009).
21. Свидетельство о регистрации № 284 от 9 ноября 1999 г. //Учетное дело Управления Министерства юстиции РФ по Республике Мордовия № 284. С. 36.
22. Устав Религиозной организации «Общество сознания Кришны»: зарегистрирован 27 дек. 1999 г. // Учетное дело Управления Министерства юстиции РФ по Республике Мордовия № 284.
23. Устав религиозной организации Поместной церкви евангельских христиан «Возрождение» от 11.04.1993 г. Учетное дело Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия № 103.
МОИСЕЕВ АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВИЧ - аспирант отдела теории и истории культуры, Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, Россия, Саранск ([email protected]).
MOISEEV ALEXANDR KONSTANTINOVICH - post-graduate student, Scientific Research Institute of Humanities with Government of Republic Mordovia, Russia, Saransk.
УДК 94 (470. 345): 672. 6/. 9
В.К. ПИКСАЙКИН
ТОПЛИВНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ МОРДОВСКОЙ АССР В 1966-1979 ГОДЫ
Ключевые слова: топливная промышленность, торф, план, социалистическое соревнование, заработная плата, оклад.
Изложены основные моменты развития топливной промышленности, показаны усилия Управления топливной промышленности Совета Министров МАССР по улучшение работы отрасли.
V.K. PIKSAYKIN FUEL INDUSTRY MORDVIN ASSR IN 1966-1979 YEARS
Keywords: fuel, peat, plan, socialist competition, wages, salary.
Outlined the main points of the fuel industry, shows the efforts of thefuel industry, the Council of Ministers MASSR on improving the industry.
В послевоенные годы в Мордовии бурно развивалась промышленность. Происходило строительство жилья как в городе, так и в деревне. В 1970-1980-е годы благосостояние граждан республики улучшалось. Больше стали потреблять электроэнергию, газ, уголь. Не последнюю роль в топливном балансе Мордовии играли традиционные источники энергии: дрова, брикеты из торфа. На увеличение их производства должны были нацеливать соответствующие органы управления, но они работали неэффективно. Требовалась их реорганизация. В феврале 1966 г. Управление местной и топливной промышленности Совета Министров МАССР было реорганизовано в Управление топливной промышленности Совета Министров МАССР с одновременным созданием Министерства местной промышленности МАССР. Начальником Управления от 15 января 1966 г. приказом министра топливной промышленности РСФСР Ю.А. Панкратова был назначен Владимир Андреевич Преснухин [2. Д. 181. Л. 2].
Он проработал до выхода на пенсию 22 января 1973 г. [2. Д. 286. Л. 12]. Сменил его Александр Иванович Беляйкин [2. Д. 286. Л. 13].
В Управление топливной промышленности Совета Министров МАССР, перешли следующие предприятия: Ардатовское и Атюрьевское торфопред-приятия, Теньгушевский райпромкомбинат; Саранский топсбыт, Рузаевский и Ковылкинский гортопы, Чамзинский промкомбинат, Зубово-Полянский, Атя-шевский, Инсарский, Торбеевский, Ичалковский райтопы [2. Д. 182. Л. 1-2].
На этих торфяных предприятиях трудилось немало рабочих. На Краснослободском предприятии «Чистое», например, работало 127 человек, на предприятии «Ельниковское» -33 человека [2. Д. 210. Л. 21-21 об.].
Относительно крупными были предприятия по заготовке торфа «Каргонь-жяй» с количеством работающих 131 человек и «Карасное» - 182 человека. Из 313 работающих на этих предприятиях 161 - женщина. Из общего количества работников национальность «мордва» имели 225 человек [2. Д. 210. Л. 22-22об.]. Инженерно-технических работников было 20. Возраст основной части работников был от 25 до 54 лет [2. Д. 210. Л. 14-15].
В Атюрьевском и Ардатовском районах торфозаготовительные предприятия были небольшие. На предприятии «Атюрьевское» работало 35 человек [2. Д. 210. Л. 13-1 Зоб.], на предприятии «Ардатовское» - 22 человека [2. Д. 210. Л. 18-18об.].
Районные и городские организации имели штаты по сбыту топлива. В Атяшевском районном сбыте работало 22 человека [2. Д. 210. Л. 19-19об.], в Чам-зинском - 32 [2. Д. 210. Л. 23-23об.], в Теньгушевском - 39 [2. Д. 210. Л. 17-18].
Эффективность работы этих предприятий, не только в Мордовии, но и по всей стране была низкой. Поэтому было решено начать эксперимент по переводу их на новую систему планирования и экономического стимулирования. Они были предусмотрены в постановлении Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» [1].
Основными положениями реформы стали повышение ведущей роли централизованного планирования, отраслевого управления (министерства) и расширение самостоятельности предприятий (хозрасчет). Однако схема «самостоятельность - самофинансирование - самоокупаемость» в тогдашних условиях так и не заработала в полную силу, что в конечном итоге и привело к краху социалистического способа производства.
В марте 1968 г. Министерство топливной промышленности РСФСР разослало циркулярное письмо «О дополнительном расширении прав республиканских министерств и ведомств» трестам и организациям республиканского (РСФСР подчинения), министерствам топливной промышленности автономных республик, управлениям и трестам топливной промышленности Советов Министров автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам. Совет Министров РСФСР постановлением от 22 февраля 1968 г. предоставил им право: вносить изменения и дополнения в списки профессий рабочих и в перечень должностей других работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, страхование жизни которых производится за счёт предприятий и организаций; производить аккордную систему оплаты труда для отдельных категорий работников научно-исследовательских, проектных и конструкторских организаций в пределах установленного этим организациям фонда заработной платы; устанавливать должностные оклады и условия премирования работников предприятий, организаций и учреждений по вновь вводимым должностям, не предусмотренным в действующих схемах должностных окладов и положениях о премировании, утверждаемых для соответствующих категорий работников данного предприятия или организации, в пределах установленного фонда заработной платы [2. Д. 211. Л. 5].
В Мордовии переводу на новую систему планирования и экономического стимулирования подлежали 8 предприятий топливной промышленности. Однако предприятия к этому оказались не готовы [2. Д. 206. Л. 260].
Все предприятия Управления топливной промышленности Совета Министров МАССР планировалось перевести на новую систему планирования и экономического стимулирования только к 1 октября 1968 г.
Предприятиям топливной промышленности были установлены нормы платы за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства, а также нормы отчислений от амортизации, направляемых на полное восстановление основных фондов. Обязательными были отчисления от прибыли в фонд материального поощрения, фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, а также в фонды развития производства на 1970 г. и на 1970-1975 гг.
Совет Министров РСФСР 26 июля 1971 г. принял постановление «О некоторых мерах по улучшению планирования и экономического стимулирования промышленного производства». Намечалось предусмотреть в пятилетнем плане на 1971-1975 гг. задания предприятиям и организациям по росту производительности труда, отчисления от прибыли в фонды экономического стимулирования в таких размерах, чтобы обеспечить соблюдение экономически обоснованных пропорций роста заработной платы, производительности труда и других плановых показателей в течение 5 лет [2. Д. 254. Л. 34].
Указаниями из центра предписывалось устранить многоступенчатость в управлении отраслями промышленности с тем, чтобы сосредоточить на предприятиях, комбинатах и объединениях решения большинства вопросов производственно-хозяйственной деятельности. Всё это, по мнению партийной и исполнительной властей, должно было способствовать совершенствованию управления промышленностью, усилению концентрации производства и ускорению технического прогресса [2. Д. 283. Л. 33-43об.].
В 1973-1975 гг. предусматривался переход на новую схему управления. Топливная промышленность местного подчинения выстраивалась по трёхзвенной схеме: Министерство топливной промышленности РСФСР - министерство автономной республики, управление Совета Министров автономной республики, исполком областного (краевого) Совета депутатов трудящихся -предприятие. Также были утверждены задания по сокращению количества чиновников и расходов на их содержание [2. Д. 301. Л. 97-98].
Было принято решение об укреплении состава руководящих работников и специалистов на промышленных предприятиях и строительных организациях Министерства топливной промышленности РСФСР.
Вводилась новая система оплаты труда. В постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 декабря 1972 г. «О повышении минимальной заработной платы рабочих и служащих с одновременным увеличением тарифных ставок и должностных окладов среднеоплачиваемых категорий работников, занятых в производственных отраслях народного хозяйства» содержалось требование о повышении заработной платы работающим. При Управлении топливной промышленности Совмина МАССР была создана комиссия из 5 человек (главный инженер П.П. Парамонов, начальник планового отдела Е.Б. Постнов, старший инженер В.Г. Рябов, главный бухгалтер Я.Ф. Суляев, инженер В.А. Преснухин) для помощи работникам предприятий в проведении мероприятий по совершенствованию оплаты труда. Совместно с руководителями предприятий и созданными комиссиями на местах комиссия Управления провела тарификацию работ и рабочих/служащих и в соответствии с единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий занятых в народном хозяйстве установила разряды [2. Д. 286. Л. 224-225].
Постановлением Совета Министров Мордовской АССР от 30 мая 1974 г. предписывалось создать специализированные промысловые комплексы на ба-
зе действующих предприятий Управления топливной промышленности Совета Министров МАССР. Так, предприятие «Атюрьевское» было реорганизовано в Атюрьевский промкомбинат, предприятие «Симкинское» - в Симкинский хозрасчётный производственный участок, Теньгушевский райпромкомбинат - в Теньгушевский промкомбинат, Чамзинский райпромкомбинат - в Чамзинский мастерский участок, а Инсарский леспромхоз - в Инсарский лесопункт.
На предприятиях и в организациях Управления топливной промышленности Совета Министров МАССР трудилось 644 работника, в том числе 526 человек промышленно-производственного персонала (из них 367 рабочих, 77 инженерно-технических работников, 57 служащих, 6 человек младшего обслуживающего персонала, 19 сотрудников охраны). Непромышленный персонал составлял 118 человек. Среди рабочих было 75 женщин [2. Д. 286. Л. 52, 53об.].
С 1 июня 1974 г., в соответствии с приказом министра топливной промышленности РСФСР от 31 мая 1974 г. предприятия и организации Министерства топливной промышленности РСФСР перешли на новые условия оплаты труда рабочих и служащих. Новые условия оплаты труда строго соблюдались, а факты нарушений пресекались.
Проблемами, с которыми периодически сталкивался аппарат Управления топливной промышленности Совмина МАССР, были приписки, нарушения отчётной дисциплины и учёта на предприятиях, а также факты пьянства работников. И такие факты были по всей стране. Ещё 5 июня 1961 г. вышло постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по предотвращению фактов обмана государства и по усилению контроля за достоверностью отчётов о выполнении планов и социалистических обязательств», где отмечалась недопустимость приписок и искажений отчётности на предприятиях и в организациях. Так, из 18 проверенных в 1976 г. предприятий Управления топливной промышленности Совмина МАССР на торфяных предприятиях «Чистое», «Ельниковское», «Ардатовское», «Пуркаевское», «Каргоньжяй» и Атюрьевском промкомбинате были выявлены нарушения отчётности по выполнению плана прибыли в 1975 г. [2. Д. 340. Л. 190-191].
В соответствии с постановлениями ЦК КПСС, Совета Министров СССР и РСФСР 19 июня 1972 г. вышел указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма». На местах при районных и городских исполкомах создавались комиссии по борьбе с этим асоциальным явлением. Такую комиссию создали и при Совете Министров МАССР. Её возглавил заместитель председателя Совета Министров МАССР А.И. Юрченков.
Комиссия 12 апреля 1977 г. отмечала, что Управление топливной промышленности Совета Министров МАССР недостаточно использует возможности трудовых коллективов по борьбе со злоупотреблением спиртными напитками. Так, в 1976 г. в медицинском вытрезвителе побывало 18 работников Инсарского лесопункта, т.е. каждый четвёртый, и 15 рабочих Саранского гортопсбыта [2. Д. 353. Л. 27-28].
Руководителям предприятий и организаций рекомендовалось привлекать для борьбы с пьянством и алкоголизмом товарищеские суды, добровольные народные дружины, а Министерству юстиции, МВД и Министерству здравоохранения МАССР рекомендовалось оказывать помощь в организации правовой и антиалкогольной пропаганды среди коллективов предприятий и организаций топливной промышленности республики [2. Д. 353. Л. 28].
Таким образом, в феврале 1966 г. Управление местной и топливной промышленности Совета Министров МАССР было реорганизовано в Управление топливной промышленности Совета Министров МАССР, с одновременным созданием Министерства местной промышленности МАССР.
Периодически проводилось сокращение фонда заработной платы и численности работников аппарата Управления топливной промышленности Совмина МАССР и подведомственных ему предприятий. Экономили и на использовании служебного транспорта.
Литература
1. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М.: Политиздат, 1968. Т. 5. С. 691-716.
2. ЦГАРМ.Ф. Р-Ю48.0П. 1.
ПИКСАЙКИН ВЯЧЕСЛАВ КУЗЬМИЧ - соискатель учёной степени кандидата исторических наук, Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, Россия, Саранск ([email protected]).
PIKSAYKIN VYACHESLAV KUZMICH - competitor of scientific degree of Historical Sciences Candidate, Scientific Research Institute of Humanities with Government of Republic Mordovia, Russia, Saransk.
УДК 64 : 94. 47 (470. 343)
В.И. РЫБАЛКА
БЫТОВОЕ ОБЛУЖИВАНИЕ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ МАРИЙСКОЙ АССР В 60-80-е ГОДЫ XX СТОЛЕТИЯ
Ключевые слова: специализированные предприятия, приемные пункты, спрос, структура и объем услуг, формы обслуживания, кадры.
Рассмотрено создание крупных специализированных предприятий и объединений, развитие кооперативных поставок между комбинатами, сокращение разрыва в уровне обслуживания жителей городов и деревень, работа комплексных приемных пунктов. Особое внимание уделено прогрессивным формам обслуживания, структуре и объему бытовых услуг, изменениям в кадровом составе.
V.l. RYBALKA
CONSUMER SERVICES OF THE MARI ASSR VILLAGE POPULATION IN THE 1960-1980= OF THE XX CENTURY
Key words: specialized enterprises, reception centers, demand, structure and volume of services, types of service, personnel.
Establishment of big specialized enterprises and associations, development of cooperative delivery among consumer service centers, bridging the gap in the level of consumer services of citizens and villagers have been reviewed. A special attention has been paid to the work of complex reception centers, advanced methods of service, structure and volume of services, changes in the personnel.
В начале рассматриваемого периода бытовое обслуживание в сельской местности Марийской АССР не удовлетворяло запросы жителей села даже в традиционных видах услуг: ремонте и пошиве обуви, одежды, парикмахерских и др. Население вынуждено было выезжать в районные центры и близлежащие города, чтобы получить самые необходимые услуги.
После мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС в сельской местности начался новый этап развития бытового обслуживания. Бытовые услуги населению республики оказывали 25 министерств, ведомств и организаций. Наибольший удельный вес приходился на Министерство бытового обслуживания населения. Все службы быта трудились над конкретным решением задач по превращению бытового обслуживания в высококвалифицированную отрасль народного хозяйства. Много внимания уделялось развитию сети предприятий бытового обслуживания, созданию новых машин и оборудования, технологических линий.
Ремонт сложной бытовой техники, радио- и телевизионной аппаратуры, легковых автомобилей невозможен без мастеров высокой квалификации, соответствующего оборудования и приспособлений. Поэтому в республике было создано девять крупных специализированных предприятий и объединений. Среди них «Новинка» - по химической чистке и крашению одежды, «Березка» -по изготовлению трикотажных изделий, «Смена» - по пошиву обуви, «Марий-телерадиобыттехника» и «Марийрембыттехника». Свыше 60% объема оказываемых услуг приходилось на специализированные предприятия. Были полностью специализированы индивидуальный пошив, вязка трикотажных изделий, ремонт сложной техники и радиотелевизионной аппаратуры, изготовление мебели, химическая чистка и крашение одежды.
Наряду со специализацией предприятий дальнейшее развитие получили кооперативные поставки между комбинатами. Например, Советский комбинат