Научная статья на тему 'Создание Мордовского территориального лесотопливного производственного объединения (1988-1990 гг. )'

Создание Мордовского территориального лесотопливного производственного объединения (1988-1990 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
116
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАРНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ЗАГОТОВКА ТОРФА / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / ПЛАН / ФОНД ЗАРПЛАТЫ / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА / ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЕТ / COMMODITY PRODUCTION / HARVESTING OF PEAT / LABOR PRODUCTIVITY / PLAN / PAYROLL / NATURAL RESOURCES / THE VOLUME OF PRODUCTION / ECONOMIC CALCULATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пиксайкин Вячеслав Кузьмич

Рассмотрена история создания Мордовского территориального лесотопливного производственного объединения, которое занималось не только заготовкой и реализацией деловой древесины, дров и торфа, но и изготовлением товаров народного потребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING MORDOVIAN TERRITORIAL LESOTOPLIVNOGO PRODUCTION ASSOCIATION (1988-1990)

The article discusses the creation of Mordovia territorial lesotoplivnogo production association, which was engaged not only the harvesting and sale of timber, firewood and peat, and manufacturing of consumer goods.

Текст научной работы на тему «Создание Мордовского территориального лесотопливного производственного объединения (1988-1990 гг. )»

УДК 94 (470.345)

В.К. ПИКСАЙКИН

СОЗДАНИЕ МОРДОВСКОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ЛЕСОТОПЛИВНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ (1988-1990 гг.)

Ключевые слова: товарная продукция, заготовка торфа, товарная продукция, производительность труда, план, фонд зарплаты, природные ресурсы, объем производства, хозяйственный расчет.

Рассмотрена история создания Мордовского территориального лесотопливного производственного объединения, которое занималось не только заготовкой и реализацией деловой древесины, дров и торфа, но и изготовлением товаров народного потребления.

V.K. PIKSAYKIN

CREATING MORDOVIAN TERRITORIAL LESOTOPLIVNOGO PRODUCTION ASSOCIATION (1988-1990)

Key words: commodity production, harvesting of peat, commodity production, labor productivity, plan, payroll, natural resources, the volume of production, economic calculation.

The article discusses the creation of Mordovia territorial lesotoplivnogo production association, which was engaged not only the harvesting and sale of timber, firewood and peat, and manufacturing of consumer goods.

В партийно-государственных документах второй половины 1980-х годов значительное внимание уделялось проблемам интенсификации и реконструкции производства, роста производительности труда, рационального использования сырья, материалов, топлива и электроэнергии, повышения престижности инженерного творчества, концентрации капитальных вложений на приоритетных направлениях развития народного хозяйства, борьбы с приписками и уравниловкой, внедрения хозяйственного расчёта, а также научно-тех-ническому прогрессу [1-8].

В соответствии с постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР от 8 июля 1988 г. и Совмина РСФСР от 5 августа 1988 г. «О генеральной схеме управления народным хозяйством РСФСР», Министерство топливной промышленности РСФСР за подписью министра В.Г. Архипова издало приказ № 76 от 12 августа 1988 г. «О генеральной схеме управления народным хозяйством и генеральной схеме управления топливной промышленностью РСФСР» [9. Д. 456. Л. 12-21].

Этими постановлениями и приказом предписывалось начать перестройку деятельности министерств и ведомств РСФСР с учётом перехода предприятий на полный хозяйственный расчёт и самофинансирование, перевода их в основном на двухзвенную систему управления.

В ежегодных планах с 1 января 1987 г. и на 12-ю пятилетку (1986-1990 гг.) предприятиям устанавливались: темпы роста товарной продукции, объём добычи торфа, производство основных видов продукции в натуральном выражении, объём производства товаров народного потребления в розничных ценах, объём реализации продукции, рост производительности труда, показатели качества продукции, задания по разработке и внедрению новой техники и технологий, задания по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, задания по ремонту производственных мощностей по добыче торфа, годовые лимиты материально-технических ресурсов и снижения норм их расхода, фонд заработной платы непромышленного персонала, фонд заработной платы работникам вновь вводимых предприятий, норматив пророста фонда зарплаты для промышленно-производственного персонала, норматив фонда заработной платы для руководящих, ИТР и служащих, нормативное соотношение между приростом средней зарплаты и приростом производительности труда в годовых планах, предельный уровень затрат на 1 рубль продукции, прибыль, норматив отчислений от расчётной при-

были в государственный бюджет и резервный фонд, норматив прироста фондов материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, норматив образования фонда развития производства.

Было рекомендовано, в случае опережающего роста производительности труда, в пятилетних и годовых планах создавать резерв по росту заработной платы в размере 1% планового фонда зарплаты для оказания помощи предприятиям в случае временного ухудшения показателей их работы по независящим от них причинам.

Предприятиям топливной промышленности разрешалось реализовывать распределяемые в плановом порядке и изготовленные в соответствии с заключёнными договорами товары народного потребления, от получения которых покупатель отказался, торговым организациям по своему усмотрению, а проданный товар засчитывать в планы поставок. Оценка выполнения предприятиями договорных обязательств устанавливалась по поставкам торфа для сельского хозяйства и по реализации, в соответствии с номенклатурой, согласованной с торгующими организациями, непродовольственных товаров народного потребления. Предприятия могли вносить в бюджет дополнительную плату в размере 3% стоимости сверхнормативных непрокредитованных банком запасов неустановленного оборудования и товарно-материальных ценностей, за исключением торфа.

Для каждого предприятия были разработаны программы социального развития, в которых предусматривалось вовлечение средств предприятий и кредиты на жилищное строительство и объектов социального назначения. На эти цели должно было отчисляться не менее 50% средств фонда соци-ально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Кроме того, были разработаны программы технического перевооружения производства за счёт фонда развития производства и собственных средств предприятий [9. Д. 721. Л. 4-6].

Произошло объединение министерств и ведомств, осуществляющих руководство однородными отраслями народного хозяйства и проведено сокращение их структурных подразделений и численности аппаратов на 51,5%.

В Министерстве топливной промышленности РСФСР было разрешено иметь кроме должности министра одного первого заместителя, 5 заместителей и коллегию в составе 12 человек. Сокращению подлежало 89 сотрудников центрального аппарата министерства. Были ликвидированы и республиканские (РСФСР) органы управления среднего звена - Республиканское промышленное объединение по добыче торфа («Росторф») и Республиканское промышленное объединение по добыче угля («Росуголь») [9. Д. 719. Л. 12-21].

В Министерстве топливной промышленности РСФСР было создано 15 структурных подразделений, с численностью центрального аппарата в 268 человек [9. Д. 758. Л. 29].

Было проведено сокращение численности работников организаций, обслуживающих Министерство топливной промышленности РСФСР на 89 человек [9. Д. 758. Л. 30]. Сократили количество министерств и ведомств в автономных республиках (АССР), в том числе и министерства топливной промышленности.

В соответствие с этими решениями, постановлениями СМ МАССР от 15 августа 1988 г. «О генеральной схеме управления народным хозяйством Мордовской АССР» и от 28 сентября 1988 г. «О генеральной схеме управления топливной промышленностью Мордовской АССР», Министерство топлив-

ной промышленности МАССР было упразднено, а на базе подведомственных ему предприятий и организаций создано Мордовское территориальное лесотопливное производственное объединение (Мордовлестоппром), которое подчинялось Совету Министров Мордовской АССР и входило в систему Министерства топливной промышленности РСФСР1.

Генеральным директором был назначен А.Д. Ледяйкин. В РСФСР было создано 44 таких объединений, а также 24 территориальных топливных производственных объединения [9. Д. 758. Л. 22-25].

Постановлением Совмина Мордовской АССР от 28 сентября 1988 г. «О генеральной схеме управления топливной промышленностью Мордовской АССР» было установлено, что в состав ТПО «Мордовлестоппром» вошли предприятия и организации, находившиеся с 28 сентября 1988 г., в соответствии с законом СССР «О государственном предприятии (объединении)», в двойном подчинении - объединения и райисполкомов, а именно: торфопред-приятия: Ардатовское, Ельниковское, Пуркаевское, Чамзинское, «Карасное» Темниковского района, «Чистое» Краснослободского района, «Каргоньжяй» Ковылкинского района; промкомбинаты: Атюрьевский, Зубово-Полянский, Ин-сарский, Теньгушевский, Симкинский; предприятия райтопсбыта: Ардатовское, Атяшевское, Ельниковское, Инсарское, Ичалковское, Ромодановское, Торбеевское; предприятия гортопсбыта: Ковылкинское, Рузаевское, Саранское. Мордовское территориальное лесотопливное производственное объединение работало как единый производственно-хозяйственный комплекс на принципах хозрасчёта и самофинансирования. Наиболее успешно работали такие торфопредприятия, как «Ардатовское», «Карасное» и «Ельниковское».

Приказом от 25 октября 1988 г. генерального директора ТПО «Мордовлестоппром» А.Д. Ледяйкина в штатное расписание ТПО «Мордовлестоппром» были введены должности начальника производственного отдела, по две единицы старшего инженера и старшего экономиста, юрисконсульта. Заместителем генерального директора был назначен И.С. Атманзин, С.Н. Курков стал главным инженером, Т.В. Петрикова - начальником планового отдела, Н.М. Ми-лованкина - главным бухгалтером. В штат всего вошла 21 единица, в том числе инженеры, инспектора, экономисты, бухгалтеры, ревизор.

Была создана группа планирования и реализации фондов, которую курировал заместитель генерального директора И.С. Атманзин. Главному инженеру

С.Н. Куркову подчинялся производственно-технический отдел. За генеральным директором А.Д. Ледяйкиным было общее руководство ТПО «Мордовлестоппром», а также непосредственно планово-экономическим отделом, бухгалтерией, юрисконсультом, инспектором и главным инженером. Председателем профкома был избран главный инженер С.Н. Курков [9. Д. 759. Л. 83-84], что отражало огосударствление профсоюзов в советское время.

В штате «Мордовлестоппрома» имелась 21 единица. Оклады чиновников были высокими, но не превышали разумных пределов. Генеральный директор получал в месяц 350 руб., главный инженер - 330 руб., заместитель гене-

1 В связи с преобразованием Мордовской Автономной Советской Социалистической Республики в Мордовскую Советскую Социалистическую Республику (МССР) объединение стало подчиняться Совету Министров - Правительству МССР, а с 25 января 1994 г., в связи с преобразованием МССР в Республику Мордовия - Правительству РМ. Мордовское правительство 23 февраля 1994 г. принимает постановление № 41 «По вопросу учреждения государственного предприятия "Мордовлестоппром"», а 4 марта 1994 г. Государственный комитет по управлению государственным имуществом Мордовской ССР издал приказ № 26-у «Об учреждении государственного предприятия "Мордовлестоппром"» как правопреемника имущественных прав ТПО «Мордовлестоппром» и всех предприятий, входивших в его состав.

рального директора и главный бухгалтер по 315 руб. На весь штат расходовался в месяц на зарплату 5 045 руб.

В те времена доктор наук профессор получал 450 руб., доцент вуза -320 руб., кандидат наук старший преподаватель - 270 руб., ассистент -175 руб., аспирант - 75 руб. и начинающий учитель - 120 руб.

В декабре 1988 г. началась проверка предприятий и организаций, подчинённых ТПО «Мордовлестоппрому», в ходе которой Мордовским управлением статистики были выявлены многочисленные факты нарушений в состоянии учёта и отчётности представляемой в органы статистики [9. Д. 759. Л. 104].

Второй проблемой на предприятиях, которую стало решать руководство ТПО «Мордовлестоппром», было плохое состояние противопожарной охраны.

Основной функцией территориального производственного объединения было обеспечение предприятий, организаций, учреждений, коммунального хозяйства, объектов социального назначения и населения топливом [9. Д. 758. Л. З-Зоб.].

Для Мордовской АССР был установлен лимит по запасам угля в объёме 10,5 тыс. т на 1 октября 1988 г. и 14,1 тыс. т- на 1 января 1989 г. [9. Д. 758. Л. 6].

В 1990 г. объединение «Мордовлестоппром» на 12 предприятиях изготовило товаров народного потребления на 1 млн 67 тыс. 100 руб. Кроме того, ТПО «Мордовлестоппром» занималось производством кускового торфа, деловой древесины и заготовкой дров.

Таким образом, в августе-сентябре 1988 г. Министерство топливной промышленности Мордовской АССР было упразднено, а на базе подведомственных ему предприятий и организаций (торфопредприятия Ардатовское, Ельни-ковское, Пуркаевское, Чамзинское, «Карасное», «Чистое», «Каргоньжяй», промкомбинаты: Атюрьевский, Зубово-Полянский, Инсарский, Теньгушевский, Сим-кинский, предприятия райтопсбыта: Ардатовское, Атяшевское, Ельниковское, Инсарское, Ичалковское, Ромодановское, Торбеевское и предприятия гортоп-сбыта: Ковылкинское, Рузаевское, Саранское) создали Мордовское территориальное лесотопливное производственное объединение (Мордовлестоппром), которое подчинялось Совету Министров Мордовской АССР и входило в систему Министерства топливной промышленности РСФСР.

Литература

1. Материалы Внеочередного Пленума Центрального Комитета КПСС, 11 марта 1985 г. М.: Политиздат, 1985. С. 10-11.

2. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 23 апреля 1985 г. М.: Политиздат, 1985. С. 8-12.

3. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 15 октября 1985 г. М.: Политиздат, 1985. С. 11.

4. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 27-28 января 1987 г. М.: Политиздат, 1987. С. 10-14.

5. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 17-18 февраля 1988 г. М.: Политиздат, 1988.

6. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 29 июля 1988 г. М.: Политиздат, 1988.

7. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 января 1989 г. М.: Политиздат, 1989.

8. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 15-16 марта 1989 г. М.: Политиздат, 1989.

9. ЦГА РМ.Ф. Р-Ю48.0П. 1.

ПИКСАЙКИН ВЯЧЕСЛАВ КУЗЬМИЧ - соискатель ученой степени кандидата исторических наук, Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, Россия, Саранск ([email protected]).

PIKSAYKIN VYACHESLAV KUZMICH - competitor of scientific degree of Historical Sciences Candidate, Scientific Research Institute of Humanities with Government of Republic Mordovia, Russia, Saransk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.