УДК 94(470):662.7 ББК Т3(2Рос.Мор)6
В. К. Пиксайкин
РУКОВОДСТВО МЕСТНОЙ ТОПЛИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ МОРДОВИИ В 1934 - 1965 гг.
Ключевые слова: местная промышленность, топливная промышленность, торфяное управление, торфяные предприятия, заработная плата, артель, план.
V. K. Piksaykin
LEADERSHIP OF THE LOCAL FUEL INDUSTRY OF MORDOVIA IN 1934 - 1965 YEARS
Key words: local industry, fuel industry, management of peat, peat enterprises, wages, collective farm, plan.
2 марта 1934 г. были ликвидированы Управления уполномоченных наркомата тяжелой промышленности РСФСР и наркомата легкой промышленности РСФСР по Мордовской автономной области (МАО), а президиум исполкома Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов МАО принял постановление об организации при Мордовском областном исполнительном комитете Областного управления местной промышленности. В этой структуре находилось Мордовское областное торфяное управление, которое 5 ноября 1934 г. было переименовано в Мордовский торфяной трест.
В январе 1935 г. в ведение Управления местной промышленности при Мордовском облисполкоме из Кустпромкооперации были переданы рыбкинские фосфоритные месторождения и мельница (с. Рыбкино, Ковыл-кинский район). 8 мая 1934 г. президиум исполкома Мордовской автономной области рекомендовал изучить возможность использования р. Мокши в целях получения электроэнергии и как водного пути для транспортировки фосфоритной муки [1, л. 10-11].
Постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета от 20 декабря 1934 г. МАО была переименована в Мордовскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. Управление местной промышленности при Мордовском облисполкоме стало именоваться Управлением местной промышленности МАССР. 28 декабря 1934 г. постановлением первой сессии ЦИК МАССР был создан Народный
комиссариат местной промышленности, в подчинении которого оказались торфяные хозяйства республики.
В соответствии с указом президиума Верховного Совета МАССР от 28 октября 1939 г. создано Управление местной топливной промышленности при Совете Народных Комиссаров МАССР. Ему передавались изъятые из ведения наркомата местной промышленности Мордовской АССР хозяйства торфяного треста; «Александровское», «Карасное» и «Чамзинское» [2, л. 7], а также все базы и штаты треста. Кроме того, в ведение нового управления, начальником которого был утвержден Цыганов, отошла система треста «Гортопа»: Зубово-Полянский, Хованщин-ский, Кочкуровский лесоучасток, Ардатов-ский и Краснослободский гортопы, Саранский торговый склад и управление треста [2, л. 33].
Начальник Управления местной топливной промышленности Мордовской АССР назначался СНК МАССР и утверждался НКМТП РСФСР.
Управление местной топливной промышленности Мордовской АССР руководило всеми предприятиями, организациями соответствующего профиля и стройками на территории Мордовии. Оно также обеспечивало добычу местных видов топлива, осуществляло организованный набор рабочей силы, разрабатывало и предоставляло НКМТП РСФСР проекты планов по производству, труду, себестоимости и капитальному строительству.
В управлении были созданы отделы: производственно-распорядительный, технический, планово-учетный, капитального строительства, заработной платы, подготовки и подбора рабочих кадров, государственная топливная инспекция, бухгалтерия с финансовым сектором, административно-хозяйственная часть. Первый осуществлял через диспетчеров повседневный контроль, оперативное воздействие и помощь подведомственным предприятиям. Второй разрабатывал правила технической эксплуатации и наблюдал за их выполнением, а также анализировал выполнение технических показателей, разбирал причины аварий и вырабатывал меры по их предотвращению, разрабатывал мероприятия по использованию новых видов топлива, улучшению использования инновационного оборудования. Третий отдел выполнял функции планово-аналитические. Сотрудники составляли планы развития топливной промышленности и осуществляли статистический учет работы предприятий и строек. Они же анализировали показатели выполнения производственных планов. Отдел капитального строительства руководил стройками подведомственных предприятий управления и обеспечивал их проектно-сметной документацией, следил за качеством проведенных работ и выполнением графика капитального строительства. Служащие отдела планирования заработной платы следили за недопустимостью перерасхода установленного фонда заработной платы. Они же занимались набором, подготовкой и повышением квалификации промышленно-производственного персонала. Сотрудники отделов инспекции, бухгалтерии и хозяйственной части выполняли функции учета и распределения [2, л. 28-31]. Кроме того, при Управлении были созданы две хозрасчетные конторы: по снабжению местной топливной промышленности и по сбыту местного топлива. В обязанности первой конторы входило составление заявок на фондируемые и планируемые материалы и оборудование, реализация в установленном порядке этих фондов, заготовка нефондируемых материалов и приобретение демонтируемого оборудования. Второе подразделение занималось составлением планов сбыта местного топлива, заготавливаемого на территории Мордовской АССР, проверяло выполнение этих планов предпри-
ятиями, а также составляло планы перевозки топлива, руководило работой райтопов и гор-топов по сбыту топлива [2, л. 31].
В августе 1945 г. на базе Инсарского Тав-линского и Кочкуровского леспромхозов началась организация Саранской городской организации по заготовке и сбыту местного топлива (Саранского гортопа), с подчинением ему Саранского торгового склада. Это было предприятие районного значения. Директором Саранского гортопа был назначен Константин Иванович Мамушев [2, л. 15]. Директор гортопа назначался Саранским исполкомом Совета депутатов трудящихся и утверждался начальником Управления местной топливной промышленности при СНК Мордовской АССР.
Эта структура занималась организацией заготовки и сбыта местного топлива и работала на основе хозяйственного расчета. Гортоп имел в ведении лесозаготовительные участки и сбытовые склады. На гортоп возлагалось решение таких задач как: использование местных топливных ресурсов (дров) для удовлетворения коммунально-бытовых нужд города; реализация топлива, заготавливаемого как собственными силами, так получаемого по нарядам и договорам от других предприятий; руководство подчиненными лесоучастками, торговыми складами и контроль за их деятельностью; разработка в пределах утвержденных годовых, квартальных и месячных планов, производства и сбыта продукции для лесоучастков и складов; разработка планов строительства, расширения и организации новых лесоучастков; организация труда, внедрение и развитие стахановских методов труда; организация и развитие подсобного хозяйства в целях улучшения материально-бытовых условий жизни рабочих и служащих; руководство и контроль за подчиненными лесоучастками и складами [2, л. 21-22]. Такие же функции имел и созданный Рузаевский гор-топ, который находился в ведении Рузаевско-го городского совета депутатов трудящихся [2, л. 22-23].
На основании Указа президиума Верховного Совета Мордовской АССР от 26 марта 1946 г. Управление местной топливной промышленности при Совнаркоме МАССР было преобразовано в Управление местной топливной промышленности при Совете
ГумАнИТАРИй: актуальные проблемы „ - ,П11
„ , 1 № 3 (15), 2011
гуманитарной науки и образования у "
Министров МАССР, а начальником назначен Петр Иванович Шевалдин [3, л. 393]. Он имел среднее образование. Освобожден от занимаемой должности указом Президиума Верховного Совета Мордовской АССР от 7 марта 1953 г. [4, л. 37].
На 1 октября 1947 г. в подчинение Управления местной топливной промышленности были отнесены: Саранская контора снабжения и сбыта, Саранский и Рузаевский гор-топы, торфяные предприятия «Красное» (пос. Жигалово, Пурдошанский район), «Чистое» (пос. Краснослободск, Краснослобод-ского района), «Чамзинское» (пос. Чамзинка, деревня Киржиманы, Чамзинский район), «Александровское» (пос. Ковылкино, дер. Александровка, Ковылкинский район) и «Ладское» (пос. Лада, село Хилково, Лад-ский район) [5, л. 44]. Отметим, что это были небольшие предприятия и учреждения. Наиболее крупным предприятием было торфо-предприятие «Карасное», а в среднем на пяти торфяных предприятиях работало по 170 чел. Весь промышленно-производственный персонал на предприятиях и в организациях управления составлял 1 176 чел., в том числе 721 рабочий и 455 служащих.
Постановлением СНК МАССР от 30 октября 1950 г. и приказом по Управлению местной топливной промышленности при Совете Министров МАССР от 11 ноября 1950 г. на базе торгового склада Саранского гортопа в Саранске была создана контора по сбыту и реализации местного топлива - «Гортопсбыт». Решением исполкома Саранского городского совета трудящихся депутатов от 9 ноября 1950 г. директором «Гортопсбыта» был назначен Василий Федорович Чернов. Административно-управленческий персонал Саранского гортопсбыта насчитывал 10 чел., с месячным фондом заработной платы 4 980 руб.
Основными задачами гор(рай)топсбыта являлись: организация сбыта и реализация топлива для удовлетворения коммунально-бытовых нужд, а также населения городов и рабочих поселков; укрепление материально-технической базы подведомственных ему цехов, участков, топливных складов, улучшение их работы и повышение культуры обслуживания населения; принятие мер к максимальному использованию местных ресурсов топлива (угль, торф, дрова и другие виды топлива) для удовлетворения
коммунально-бытовых нужд, а также населения городов и рабочих поселков; реализация через свои торговые склады и ларьки топлива, как получаемого по централизованным фондам, так и заготавливаемого собственными силами; оказание услуг населению по приему предварительных заказов на топливо, разделке дров, доставке топлива на дом; разработка и обеспечение выполнения планов капитального строительства производственных цехов, участков, топливных складов и ларьков по продаже топлива; организация выполнения установленных заданий по сбыту и реализации топлива, производству промышленной продукции, в том числе товаров хозяйственного обихода и культурно-бытового назначения [6, л. 42-43].
В 1952 г. Управление местной топливной промышленности при СМ МАССР объединяло 4 торфопредприятия, 1 леспромхоз, 1 гортопсбыт и контору снабжения и сбыта, которая ведала материально-техническим снабжением и реализацией топлива в г. Рузаевке. На этих предприятиях и в организациях трудились 414 чел., в том числе 296 рабочих. Однако постоянный персонал составлял 115 чел. На торфяном предприятии «Красное» работало 66 человек, «Чистое» - 73 чел., «Чамзинское»» - 27 чел., «Самбурская роща» - 17 чел. В Инсарском леспромхозе трудилось 193 работника, в том числе 138 рабочих. В Саранском гортопсбыте - 29 чел., в том числе 18 рабочих, в конторе Снабсбыта трудилось 9 чел., из них 4 рабочих [7, л. 169].
Постановлениями Президиума Верховного Совета Мордовской АССР от 16 мая 1953 г. и Совета Министров МАССР от 9 июня 1953 г. Министерство местной промышленности МАССР было объединено с Управлением местной топливной промышленности при Совмине МАССР и преобразовано в Министерство местной и топливной промышленности МАССР. Приказом министра местной и топливной промышленности РСФСР Н. Чеснокова от 18 июля 1953 г. министром местной и топливной промышленности Мордовской АССР был утвержден Андрей Петрович Ивашкин [8, л. 78].
В подчинении нового министерства были 32 предприятия, на которых трудилось 289 рабочих, из них 157 чел. в лесной промышленности [9, л. 95; д. 57, л. 169]. При районных промкомбинатах функционировало
десять кирпичных заводов. Самым маленьким по площади был завод в с. Пятина Ро-модановского района, а самым большим - в с. Киржеманы Козловского района. На начало 1966 г. в республике были 13 предприятий, производительностью 38,2 млн. шт. кирпича в год. Архаичное оборудование, высокая доля ручного труда и низкая квалификация работников вели к низкой производительности труда и росту заработной платы опережающими темпами по отношению к ней. Ежегодно на предприятиях допускался перерасход фонда заработной платы.
Одной из задач Министерства местной и топливной промышленности Мордовской АССР было обеспечение населения и жилищно-коммунального хозяйства местными видами топлива. Так как местных ресурсов - торфа и дров не хватало для этих нужд, завозился уголь из шахт Министерства местной и топливной промышленности РСФСР, и задача ММТП МАССР состояла в их распределении по районам, городам и предприятиям республики. Так, на отопительный сезон 1953/54 гг. в Мордовию поставили 3,8 тыс. т. угля, из 1 млн 846 тыс. т распределенных по РСФСР.
Приказами министра местной и топливной промышленности РСФСР Н. Чесноко-ва, а после и. о. министра А. Прокофьева устанавливались задания местным структурам о завозе топлива для больниц, школ, коммунально-бытовых предприятий и продаже его населению. Так через торговую сеть Министерства местной и топливной промышленности МАССР в 1953-1954 гг. планировалось реализовать 800 т угля, из них 700 т в Саранске и 40,3 тыс. скл. м3 дров [10, л. 12, 14].
За их выполнением осуществлялся строгий контроль. Так в сентябре-ноябре 1953 г. была проведена министерская проверка 30 городов РСФСР на предмет выполнения заданий по завозу топлива для социальных учреждений и коммунального хозяйства. По итогам проверки были подвергнуты критике ряд областных управлений местной и топливной промышленности, в том числе и Министерство местной и топливной промышленности Мордовской АССР [10, л. 14].
Из Москвы спускались и планы по перевозкам угля, торфа и дров автомобильным транспортом Министерства дорожного и
транспортного хозяйства РСФСР. Так, на второе полугодие 1953 г. для Мордовии он был установлен в объеме 6 тыс. т [10, л. 18].
Министерская структура была громоздкой и не справлялась со своими обязанностями. 17 августа 1954 г. Президиум Верховного Совета МАССР принял постановление «О разделении Министерства местной и топливной промышленности МАССР на Министерство местной промышленности МАССР и Управление топливной промышленности при Совете Министров МАССР». Это постановление подписал председатель президиум Верховного Совета Мордовской АССР С. Николаев [11, л. 11].
Начальником Управления топливной промышленности при Совете Министров Мордовской АССР 16 августа 1954 г. был назначен Сергей Герасимович Шацкий. В 1954 г. он закончил Областную партийную школу, но специального образования не имел. Такие кадры тогда входили в категорию «практик».
В мае 1956 г. в связи с реорганизацией промысловой кооперации в Управление топливной промышленности при Совете Министров Мордовской АССР были включены пять промысловых артелей, занимающиеся добычей торфа [12, л. 57].
Постановлением СМ МАССР от 13 января 1955 г. было утверждено «Положение об Управлении топливной промышленности при Совете Министров Мордовской АССР», в котором отмечалось, что это ведомство подчиняется СМ Мордовской АССР и Министерству топливной промышленности РСФСР. На Управление топливной промышленности при Совете Министров Мордовской АССР возлагалось решение таких вопросов, как: развитие местной топливной промышленности; обеспечение местными видами топлива (торфом, дровами) потребностей предприятий промышленности, коммунальных, социально-бытовых учреждений и населения; выявление новых месторождений топлива, механизация его добычи, переработка и вывозка.
На основании постановления Совета Министров МАССР от 8 сентября 1954 г. и приказа начальника Управления топливной промышленности при Совмине МАССР С. Г. Шацкого в октябре-декабре 1954 г. от «Роспромсовета» на баланс были приняты торфяные предприятия - артели «Ардатовская», «Ельниковская» и «Зубово-Полянская». На их базе был создан Ардатовский райтоп. Райтоп занимался орга-
44 ГумАнИТАРИй: актуальные проблемы № 3 (15) 2011
гуманитарной науки и образования - V л
низацией заготовки и сбытом торфа и дров и работал на хозрасчетной основе [2, л. 84]. Директором райтопа 25 ноября 1954 г. был назначен член КПСС Владислав Яковлевич Митрофанов, 1924 года рождения. Он имел среднее образование и был участником Великой Отечественной войны, которую окончил сержантом. С 14 марта 1955 г. старшим бухгалтером работал коммунист Яков Павлович Безбородов, 1898 года рождения, у него были четыре класса образования. Войну он окончил в звании лейтенанта. Должность мастера занимал член КПСС Александр Степанович Мурашкинцев, имевший высшее образование по специальности «Инженер по эксплуатации торфа». Он был 1910 года рождения, старший лейтенант запаса. Начальниками участка работали: Федор Флегонтович, 1926 года рождения, имевший четыре класса образования; и беспартийная Коробкова Мария Николаевна. У нее были четыре класса образования и шестимесячные курсы по добыче торфа. Иван Федорович Бу-чирин 1918 года рождения занимал должность главного механика. В партии он не состоял и имел четыре класса образования и курсы мастеров по добыче торфа [13, л. 22].
Во второй половине 1954 г. артель «Ельни-ковская» была объединена с торфопредприя-тием областного подчинения «Чистое». До реорганизации эти артели были небольшими и имели от 4 до 10 работников с заработком 2-5 тыс. руб. [9, л. 71]. На баланс Управления топливной промышленности при Совете Министров МАССР были переданы торфяные предприятия «Красное», «Чамзинское» и Ин-сарский леспромхоз [9, л. 93].
Постановлениями Совета Министров РСФСР от 14 апреля 1959 г. и Совета Министров МАССР от 25 апреля 1959 г. Министерство местной промышленности МАССР 25 апреля 1959 г. было объединено с Министерством промышленности продовольственных товаров МАССР и Управлением топливной промышленности при Совмине МАССР в одну структуру - Министерство местной промышленности Мордовской АССР. Тогда проводилась политика сокращения штатов министерств и ведомств. Вышло постановление Совета Министров Мордовской АССР от 31 января 1959 г. «О сокращении в 1959 г. фондов заработной платы работников административно-управленческого аппарата,
административно-управленческих расходов и расходов на командировки» на 1 млн 205 тыс. руб. Расходы на содержание чиновников по Управлению топливной промышленности при Совмине МАССР были урезаны на 16 тыс. руб. [14, л. 20-22]. Постановлениями бюро Мордовского обкома КПСС и Совета Министров МАССР от 15 апреля 1965 г. и Президиума Верховного Совета МАССР от 28 мая 1965 г. Министерство местной промышленности МАССР было упразднено, а его структурные единицы и подведомственные предприятия переданы в состав вновь созданного 5 мая 1965 г. Управления местной и топливной промышленности Совета Министров МАССР [15, л. 426]. В аппарат созданного управления перешли 14 специалистов из реорганизованного Управления бытового обслуживания населения при Совете Министров МАССР [16, л. 1-2].
С 15 мая 1965 г. в подчинение Управления местной и топливной промышленности Совмина МАССР, которое возглавил Л. Куракин, перешли 24 предприятия. Это предприятия республиканского (МАССР) подчинения: Ардатовский, Саранский и Ель-никовский промкомбинаты, Киселевский и Сивиньский деревообрабытывающие комбинаты (ДОКи), торфопредприятия «Чистое» и «Красное», Саранские мебельная фабрика, металлообрабатывающий завод, промкомбинат и Резоватовский кирпичный завод [16, л. 3-5]. К предприятиям районного подчинения относились: Атяшевский, Дубенский, Зубово-Полянский, Инсарский, Кочкуров-ский, Краснослободский, Темниковский, Теньгушевский, Торбеевский, райпромком-бинаты, Мельцанский и Рыбкинский промкомбинаты, Рузаевский, Саранский и Руза-евский гортопсбыты [16, л. 6]. Кроме того, на базе цехов (бондарный, кулеткацкий, производства игрушки, веревки, кровельной щепы, извести, лесозаготовок) Атяшевского комбината бытового обслуживания (КБО) и Киржемановского кирпичного завода был создан Атяшевский промышленный комбинат. Зубово-Полянский промкомбинат был образован на базе КБО, входившие туда пищевого цеха, торфяного участка, кирпичного завода и деревообрабатывающего цеха в с. Авдалово. В Инсарский промкомбинат вошли районный КБО, Кадошкинский и Р.-Баймаковский кирпичные заводы [16, л. 3-4].
На базе трикотажного цеха, принимаемого от Ромодановского комбината бытового обслуживания, была создана Ромодановская трикотажная фабрика. Это было предприятие республиканского (МАССР) подчинения. Директором был назначен Николай Иванович Шкавера с месячным окладом в 130 руб. [16, л. 55].
В сентябре-октябре 1965 г. были организованны топливные склады: на станции Ардато-во при Ардатовском промкомбинате; на станциях Чамзинка и Оброчное при Саранском топсбыте; на станции Кадошкино при Инсар-ском промкомбинате; на станции Торбеево при Торбеевском райпромкомбинате; на станции Зубова-Поляна при Зубово-Полянском райпромкомбинате; в г. Краснослободске при торфопредприятии «Чистое» и г. Темникове при торфопредприятии «Красное». От Министерства торговли Мордовской АССР были приняты топливные склады в г. Саранске, г. Рузаевке и в рабочем поселке Атяшево. Они поступили в распоряжение Саранского гор-топсбыта, директором которого работал В. А. Кузнецов, Рузаевского гортопсбыта (директор
В. К. Удалкин) и Атяшевского РПК, которое возглавлял Л. К. Стяпин. Топливный склад в Красном Узле был отнесен к Саранскому гортопсбыту, который из городского подчинения был переведен в республиканское и стал именоваться как «Сарансктопсбыт» [16, л. 68-69]. В Ковылкино в ведение Управления местной и топливной промышленности Совмина МАССР был передан топливный склад, на основе которого в 1965 г. был создан Ко-вылкинский гортопсбыт [16, л. 70]. На строительство новых топливно-сбытовых складов выделялось 50 тыс. руб. [16, л. 70-71].
Таким образом, в марте-ноябре 1934 г. в Мордовской автономной области была сформирована организационно-производственная структура по добыче торфа - Мордовское областное торфяное управление, а позже Мордовский торфяной трест, который был включен в систему Управления местной промышленности при Мордовском облисполкоме как самостоятельная хозяйственная единица. Позже система управления топливной промышленностью МАССР неоднократно реорганизовывалась.
Библиографический список
1. Центральный государственый архив Республики Мордовия (ЦГА РМ). - Ф. Р-1048. - Оп. 1. - Д. 2.
2. ЦГА РМ. - Ф. Р-1048. - Оп. 1. - Д. 25.
3. ЦГА РМ. - Ф. Р-1048
4. ЦГА РМ. - Ф. Р-1048
5. ЦГА РМ. - Ф. Р-1048
6. ЦГА РМ. - Ф. Р-1048
7. ЦГА РМ. - Ф. Р-1048
8. ЦГА РМ. - Ф. Р-1944
9. ЦГА РМ. - Ф. Р-1048
- Оп. 1. - Д. 53.
- Оп. 1. - Д. 88.
- Оп. 1. - Д. 19.
- Оп. 1. - Д. 211.
- Оп. 1. - Д. 57.
- Оп. 1. - Д. 9.
- Оп. 1. - Д. 99.
10. ЦГА РМ. - Ф. Р-1944. - Оп. 1. - Д. 14.
11. ЦГА РМ. - Ф. Р-1048
12. ЦГА РМ. - Ф. Р-1048
14. ЦГА РМ. - Ф. Р-1048
15. ЦГА РМ. - Ф. Р-1048
16. ЦГА РМ. - Ф. Р-1048
- Оп. 1. - Д. 95.
- Оп. 1. - Д. 113.
- Оп. 1. - Д. 160.
- Оп. 1. - Д. 172.
- Оп. 1. - Д. 173.
Поступила в редакцию 13. 04. 2011.
Сведения об авторе
Пиксайкин Вячеслав Кузьмич - директор Мордовского научно-проектного центра «Строй-техпроект», соискатель отдела истории ГУ «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве РМ». Область научных интересов: история Мордовии, топливная промышленность Средне-Волжского региона. Автор 4 научных публикаций.
Тел.: 8 (8342) 29-36-42;
e-mail: [email protected].
46 ГумАнИТАРИй: актуальные проблемы ^ 3 цдч 2011
гуманитарной науки и образования - V л