ДОБРОВОЛЬНЫЕ НАРОДНЫЕ ДРУЖИНЫ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ
ЛОСЕВ АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
НОВИКОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Гражданское общество - ключевой элемент эффективного развития государства. В условиях гражданского общества создается реальная возможность для самореализации личности и человеческих коллективов, воплощается большая часть прав и свобод человека. Гражданское общество взаимодействует с государством. Именно оно и образует естественный фундамент демократии, без которого последняя просто невозможна или неэффективна. Результатом активного позитивного взаимодействия стало принятие новых законов, которые активно вовлекают социально активных граждан даже в такие сферы государства, как обеспечение общественного порядка и общественной безопасности. Хотелось бы отметить, что добровольные народные дружины - это не подмена государственных силовых структур, это возможность социально активных граждан действенно участвовать, совместно с сотрудниками полиции, в формировании тех безопасных, основанных на законе условий жизни, о которых так часто на митингах говорят правозащитники. Каждая профессия предъявляет к человеку определенные требования (определенный набор личностных качеств, знаний, умений и навыков), наличие или отсутствие которых определяет профессиональную пригодность человека к той или иной деятельности. Федеральный закон Российской Федерации от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», прописав основные принципы организации и работы добровольных народных дружин, незаслуженно обошел вопрос о требованиях пригодности к данному виду деятельности. Дружинник не только должен иметь желание охранять общественный порядок и общественную безопасность, но иметь способности осуществить данную деятельность. Физически неподготовленный дружинник может стать не помощником, а обузой сотруднику полиции при несении службы. Законодательно закрепленное право дружинника применять физическую силу и не четко сформулированные особенности подготовки дружинника к данным действиям заставляют задуматься над формированием типовой программы обучения дружинников в Российской Федерации. Добровольная народная дружина является фактором формирования социально активной личности и проявления своей активной жизненной позиции, доказывая не на словах, а на деле свое желание изменить жизнь к лучшему, начиная со своего города, поселка, двора. При этом такое желание дружинника должно быть подкреплено и возможностями, поэтому формирование типовой программы подготовки добровольных дружинников, с обязательным включением тем физической подготовки, должно стать приоритетом для представителей власти, осуществляющих подготовку народных дружинников.
Ключевые слова: гражданское общество, добровольная народная дружина, социально активная личность, программа подготовки дружинников, физическая подготовка, физическая культура.
Гражданское общество - наиболее рациональный способ социального существования людей, основанный на законе, разуме, свободе и демократии.
Процесс формирования гражданского общества имеет естественный темп, который нельзя искусственно увеличить давлением сверху или снизу. Развитое самосознание индивидуумов, входящих в общество, формируют гражданское общество в государстве. При этом лишь усилие самой лично-
сти, ее желание свободы и демократического устройства формирует развитое личностное самосознание.
Отсутствие гражданского общества исключает демократический порядок экономической и политической жизни. В условиях гражданского общества создается реальная возможность для самореализации личности и человеческих коллективов, и тем самым устанавливается оптимальная мера
вмешательства в экономический, социальный и духовный процесс, воплощается большая часть прав и свобод человека. Вот почему его отношения и институты в современных государствах пользуются поддержкой и защитой закона [1].
По мнению многих правозащитников, в современной России не разрешено одно из базовых противоречий между российским социумом и государством. Суть его заключается в следующем: существующая потребность в организации повседневной жизни, которая должна регулироваться недвусмысленными, понятными гражданам нормами, находится в противоречии с односторонней зависимостью от социальных институтов, которые пользуются властными полномочиями для произвольной регламентации гражданских прав. С этим противоречием сталкивается не только большинство граждан, но и активисты общественных организаций. В России распространено мнение о том, что законодательство создает возможности для административного произвола [2].
В связи с этим ведущая регулирующая роль в формировании гражданского общества отводится закону. Закон дает опору и защиту всем институтам гражданского общества от произвола чиновников или капризов местных властей. В таком случае общество реально перейдет от жесткого контроля со стороны власти к действенному общественному договору между личностью, обществом и государством, где человек, его права и свободы закрепляются как высшая ценность; общество (самоорганизованный народ) - как подлинный носитель суверенитета и единственный источник государственной власти; государство - как агент личности и общества, правомочный решать лишь те вопросы, которые за ним закреплены Конституцией.
Гражданское общество взаимодействует с государством. Именно оно и образует естественный фундамент демократии, без которого последняя просто невозможна или неэффективна. Результатом активного позитивного взаимодействия стало принятие новых законов, которые активно вовлекают социально активных граждан даже в такие сферы государства, как обеспечение общественного порядка и общественной безопасности. Хотелось бы отметить, что добровольные народные дружины - это не подмена государственных силовых структур. Это возможность социально активных граждан действенно участвовать, совместно с сотрудниками полиции, в формировании тех безопасных, основанных на законе условий жизни, о которых так часто на митингах говорят правозащитники. Это определенная активная форма общественного контроля деятельности сотрудников по-
лиции. Это возможность формирования кадрового резерва для органов внутренних дел из числа социально активной молодежи - членов добровольной народной дружины, которая сознательно выбрала путь охраны прав и свобод граждан.
Федеральный закон Российской Федерации от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» создал правовые условия для добровольного участия граждан Российской Федерации в охране общественного порядка.
Согласно статье 15 данного Федерального закона, народные дружинники проходят подготовку по основным направлениям деятельности народных дружин в условиях, связанных с применением физической силы, по оказанию первой помощи в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В данном законе не изложены какие-либо требования к физической, психической подготовке дружинника, его возрасту и навыкам. Однако статья 17 Федерального закона дает право дружинника применять физическую силу в процессе несения службы. Ибо основная задача народных дружин -содействие в охране общественного порядка, участие в предупреждении и пресечении правонарушений.
Каждая профессия предъявляет к человеку определенные требования (определенный набор личностных качеств, знаний, умений и навыков) наличие или отсутствие которых определяет профессиональную пригодность человека к той или иной деятельности. Профессиональная пригодность - совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда [3].
Профессиональная пригодность - не врожденное качество человека, а результат длительной работы по формированию необходимых качеств для эффективной профессиональной деятельности, протекающей в определенных социально-экономических условиях.
Формирование профессиональной пригодности - индивидуальный процесс. Время, необходимое для формирования профессиональной пригодности, зависит от природных данных человека, уровня его мотивации и полученной подготовки (знаний, умений, навыков). Далеко не каждый человек может в необходимый срок овладеть выбранной профессией, даже при обеспечении высокого уровня его профессиональной подготовки и мотивации.
Федеральный закон Российской Федерации от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в
Т. 9. № 12, 2014
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
охране общественного порядка», прописав основные принципы организации и работы добровольных народных дружин, незаслуженно обошел вопрос о требованиях пригодности к данному виду деятельности. С нашей точки зрения, к участнику охраны общественного порядка, наделенному законом властными полномочиями, требования необходимо сформулировать предельно точно. Дружинник не только должен иметь желание охранять общественный порядок и общественную безопасность, но иметь способности для осуществления данной деятельности. Физически неподготовленный дружинник может стать не помощником, а обузой сотруднику полиции при несении службы. Законодательно закрепленное право дружинника применять физическую силу и нечетко сформулированные особенности подготовки дружинника к данным действиям заставляют задуматься над формированием типовой программы обучения дружинников в Российской Федерации.
Право сотрудника полиции применять физическую силу в процессе исполнения служебных обязанностей законодательно закреплено в законе «О полиции». При этом сотрудник проходит достаточно долгий процесс обучения, немаловажное место в котором занимает физическая подготовка. К тому же, прежде чем попасть на службу в органы внутренних дел будущий сотрудник в обязательном порядке сдает нормативы по физической подготовке. И лишь в случае успешной сдачи данных нормативов его принимают на службу. Вопросы задержания и сопровождения нарушителя изучаются сотрудником полиции в специальном разделе Физической подготовки. Что же касается добровольных народных дружинников, то они не проходят данную подготовку. Все это приводит к тому, что сотрудник полиции, выходя на службу в сопровождении народных дружинников, чаще думает не о несении службы и пресечении преступлений, а о жизни и здоровье дружинников, которые чаще не обладают ни физическими данными, ни специальными навыками.
В Тамбовском государственном университете сотрудники добровольной народной дружины в большинстве своем состоят из студентов Института национальной безопасности и правопорядка, обучающихся по юридической специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности». Изучение физической культуры студентами данного вуза носит обязательный характер. С учетом специфики обучения в программу подготовки по Физической культуре уже на первом курсе обу-
чения введены темы раздела боевых приемов борьбы, изучаемых сотрудниками органов внутренних дел. Изучение данного раздела обеспечивает физическую готовность студента - члена добровольной народной дружины пресекать противоправные действия в процессе несения совместной с сотрудниками полиции службы, быть надежным помощником, а не обузой при охране общественного порядка. Студенты - члены добровольной народной дружины с таким уровнем подготовки оказались востребованными силовыми органами. Не смотря на то, что в Тамбове уже существуют несколько добровольных народных дружин, в охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий студенты Института национальной безопасности и правопорядка ТГУ имени Г. Р. Державина уже прочно заняли свое место в обеспечении общественного порядка. За последние два года ни одно крупное массовое мероприятие в Тамбове не прошло без участия Державинцев. Данная работа была высоко оценена руководством УМВД по Тамбовской области. За два года совместной работы семь студентов-дружинников были поощрены начальником УМВД по Тамбовской области.
Формирование гражданского общества начинается с формирования социально активной личности. Добровольная народная дружина является фактором формирования такой личности и проявления своей активной жизненной позиции, доказывая не на словах, а на деле свое желание изменить жизнь к лучшему, начиная со своего города, поселка, двора. При этом такое желание должно быть подкреплено и возможностями, поэтому формирование типовой программы подготовки добровольных дружинников с обязательным включением тем физической подготовки должно стать приоритетом для представителей власти, осуществляющих подготовку народных дружинников.
Литература
1. URL: http://www.observer.materik.ru/observer/-N5-8_94/5-8_05.htm
2. URL: http://nicbar.narod.ru/lekziya13.htm.
3. Электронный словарь «Управление персоналом». URL: http://psyfactor.org/personal/personal15-09.htm
References
1. URL: http://www.observer.materik.ru/observer/-N5-8_94/5-8_05.htm
2. URL: http://nicbar.narod.ru/lekziya13.htm.
3. Elektronnyj slovar' «Upravleniye personalom». URL: http://psyfactor.org/personal/personal15 -09.htm
* * *
FEATURES AND PROBLEMS OF PREPARATION OF NATIONAL COMBATANTS IN THE TAMBOV REGION
LOSEV ANDREY NIKOLAYEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
NOVIKOV SERGEY VLADIMIROVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
Civil society is a key element of effective development of the state. In conditions of civil society real opportunity for self-realization of the personality and human collectives appears, the most part of rights and freedoms of the person come true. Civil society interacts with the state. It also forms the natural base of democracy without which the last is simply impossible or inefficient. Adoption of new laws which actively involve socially active citizens even in such spheres of the state as providing a public order and public safety became result of active positive interaction. It would be desirable to note that voluntary national teams are not substitution of the government power structures. This is a possibility of socially active citizens effectively participate, together with police officers, in formation of that of the safe, based on the law living conditions about which so often on meetings human rights activists speak. Each profession imposes certain requirements (a certain set of personal qualities, knowledge, skills) to the person existence or which absence defines professional suitability of the person to this or that activity. The federal law of the Russian Federation of April 2, 2014 «About participation of citizens in protection of a public order» having prescribed № 44-FL the basic principles of the organization and work of voluntary national teams, didn't bypassed a question of requirements of suitability to this kind of activity deservedly. The combatant hasn't only to have desire to protect a public order and public safety, but to have abilities to carry out this activity. Physically non-trained combatant, cannot become the assistant, and a burden to the police officer at service. Legislatively affirmed right of the combatant to use physical force and didn't accurately formulate features of training of the combatant for these actions set thinking of formation of the standard program of training of combatants in the Russian Federation. The voluntary national team is a factor of formation of socially active personality and manifestation of the active living position. Not proving in words, and in practice the desire to change life to the best, since the city, the settlement, the yard. Thus such desire of the combatant has to be supported and opportunities. Therefore formation of the standard program of training of voluntary combatants, with obligatory inclusion of physical preparation by that has to become a priority for the authorities who are carrying out training of national combatants.
Key words: civil society, voluntary national team, socially active personality, program of training of combatants, physical preparation, physical culture.
Т. 9. № 12, 2014
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES