doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-1-132-135
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ДОБРОВОЛЬНЫХ ДРУЖИН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОВИКОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Безопасность населения (общественная безопасность) определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от общественно опасных деяний и негативного воздействия чрезвычайных обстоятельств, вызванных криминогенной ситуацией. В обеспечении общественного порядка и общественной безопасности участвуют как государственные органы, так и негосударственные организации. Динамика по показателю зарегистрированных преступлений на территории Тамбовской области за 2015 г. выразилась в росте на 15,3 % Исходя из прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 г., прогнозируется падение или стагнация промышленного производства и увеличение числа безработных, что приведет к очередному повышению количества преступлений и росту протестных настроений в России. На данном фоне, в соответствии с указом Президента РФ от 13.07.2015 г., определена предельная штатная численность сотрудников органов внутренних дел. В результате прошедшей 20 % оптимизации личного состава, еще планируется сократить в 2016 г. порядка 110 000 человек. Подобная ситуация привела к поиску новых средств, а так как новое - это хорошо забытое старое, то был принят Федеральный закон от 02.04.2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка». Закон на федеральном уровне закрепляет правовые основы сотрудничества полиции и населения. Законом предусмотрена подготовка граждан для совместного с органами внутренних дел несения службы. Порядок подготовки изложен в приказе МВД РФ от 18 августа 2014 г. № 696 «Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи», однако форма реализации процесса подготовки вызывает сомнения в ее качестве и соответствии с поставленными задачами.
Ключевые слова: общественная безопасность, правоохранительные органы, народный дружинник, процесс подготовки, правовая основа, сотрудник полиции
Безопасность населения (общественная безопасность) определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от общественно опасных деяний и негативного воздействия чрезвычайных обстоятельств, вызванных криминогенной ситуацией. Основными факторами, представляющими угрозы общественной безопасности Тамбовской области, являются:
- географическая близость южных регионов России, где наблюдается нарастание национализма, шовинизма, что способствует осложнению криминогенной ситуации;
- транспортная транзитность между югом России и центральной его частью на авто- и железнодорожных магистралях;
- износ средств производства, технологического оборудования, транспортных средств, снижение уровня контроля за состоянием систем безопасности, хищение цветных металлов (линии электропередач, связи, разукомплектование ценного
оборудования, навигационных приборов и др.), что в конечном итоге приводит к росту числа аварий, катастроф и дорожно-транспортных происшествий;
- разрушение привычных для России стереотипов поведения, норм морали и нравственности, возросшее безразличие общества к антиобщественным явлениям (пьянство, наркомания, хулиганство и другие) [1].
В обеспечении общественного порядка и общественной безопасности участвуют как государственные органы (полиция, ФСБ, внутренние войска), так и негосударственные организации (частные охранные предприятия, общественные организации правоохранительной направленности).
13.07.2015 г. Указом Президента РФ определена предельная штатная численность сотрудников органов внутренних дел. В результате сокращение личного состава МВД в 2016 г. составит порядка 110 000 чел. [2].
Динамика по показателю зарегистрированных преступлений на территории Тамбовской области
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
за 2015 г. выразилась в росте на 15,3 %. Социальным портретом лиц, совершивших преступления, является в основном мужчина в возрасте 30-39 лет, с начальным или общим образованием без постоянного источника доходов. Исходя из прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 г. прогнозируется падение или стагнация промышленного производства и увеличение числа безработных, что приведет к очередному повышению количества преступлений и росту протестных настроений в России [3].
При объективно прогнозируемом росте преступлений мы наблюдаем уменьшение количества сотрудников органов внутренних дел пресекающих преступность. Несомненно, реформа органов внутренних дел назрела давно. При этом в результате проведения самой реформы планировалось с уменьшением числа сотрудников увеличить технологическое оснащение действующих стражей правопорядка. Внедрение электронных систем в охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Однако техническое переоснащение оказалась дорогостоящей процедурой, а учитывая тот факт, что оборудование для обеспечения безопасности привозится в Россию из-за рубежа необходимо учитывать санкции и современный курс доллара. Все это привело к деформации реформы: количество сотрудников сокращается, техническое обеспечение отстает. Появилась «яма» в обеспечении силами и средствами охраны правопорядка. Особенно ярко она проявляется в праздничные дни на массовых мероприятиях, когда сотрудники полиции переходят на усиленный режим службы. В такие дни на охрану общественного порядка задействованы все подразделения (штаб, кадры, ЭКЦ и т. д.), но и их участие не всегда снимает вопросы количественной нехватки сил для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Кризис нехватки личного состава привел Российские правоохранительные органы в лице МВД к более активному использованию частных охранных предприятий и охранных агентств к обеспечению общественного порядка. Так, появился Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 17 апреля 2013 г. № 211 «Об утверждении типовых форм соглашений о содействии частных охранных организаций правоохранительным органам в обеспечении правопорядка и о содействии частных детективов правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений». Однако, содействие - не обя-
занность. Заставить руководителей частных охранных предприятий оплачивать работу своих сотрудников в мероприятиях по охране общественного порядка оказалось дело достаточно сложным, а неоплачиваемая трудовая деятельность становится противозаконным актом. Сокращение численности сотрудников частных охранных организаций объективно не позволяет участвовать в охране общественного порядка в том численном объеме, который необходим правоохранительным органам. Подобная ситуация привела к поиску новых средств, а так как новое -это хорошо забытое старое, то был принят Федеральный закон от 02.04.2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка». Закон на федеральном уровне закрепляет правовые основы сотрудничества полиции и населения. Предусмотрено 5 основных форм участия граждан в охране общественного порядка.
Во-первых, это содействие правоохранительным органам. Оно предполагает участие в охране общественного порядка, в том числе при проведении массовых мероприятий, информирование полиции о правонарушениях и угрозах общественному порядку.
Вторая форма - помощь правоохранительным органам в поиске пропавших без вести. Участвовать в ней согласно закону могут только совершеннолетние граждане. Прописаны права и обязанности добровольцев. Власти должны предоставлять им необходимую для поиска пропавших информацию (но только общедоступную).
Третья форма - работа в качестве внештатных сотрудников полиции. В законе установлены требования к таким лицам, определены их полномочия. Четвертая форма - участие в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности. Основными направлениями работы этих объединений являются содействие в охране общественного порядка, участие в предупреждении и пресечении правонарушений, распространение правовых знаний.
Особое внимание в законе уделено пятой форме - народным дружинам. Прописаны порядок их создания и деятельности, приема в них граждан. Определены полномочия дружинников. В частности, они могут требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния, применять физическую силу (но лишь в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости). Дружинникам выдаются удостоверения. Они проходят специальную подготовку [4].
Данный закон был ожидаем, как социально активным населением, так и правоохранительными
S. V. NOVIKOV
органами. Деятельность граждан по наведению порядка в своем дворе, улице, городе, наконец-то получило правовую основу и законодательное «благословение» государства. Теперь народный дружинник стал частью системы обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, наделенный правами (в том числе и по применению физической силы) и к тому же, защищенный государством. Народные дружинники и внештатные сотрудники полиции при исполнении обязанностей народного дружинника или внештатного сотрудника полиции находятся под защитой государства. Их законные требования о прекращении противоправных действий обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут осуществлять личное страхование народных дружинников на период их участия в проводимых органами внутренних дел (полицией) или иными правоохранительными органами мероприятиях по охране общественного порядка, устанавливать дополнительные льготы и компенсации для народных дружинников, гарантии правовой и социальной защиты членов семей народных дружинников в случае гибели народного дружинника в период участия в проводимых органами внутренних дел (полицией) или иными правоохранительными органами мероприятиях по охране общественного порядка.
Согласно Федерального Закона от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» статья 15 «Народные дружинники проходят подготовку по основным направлениям деятельности народных дружин, к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, по оказанию первой помощи в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел».
Порядок подготовки был изложен в Приказе Министерства внутренних дел Российской федерации от 18 августа 2014 г. № 696 «Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи». Данный порядок ставит целью подготовки народных дружинников -получение знаний, умений и навыков, необходимых в деятельности народных дружинников.
Основными задачами подготовки народных дружинников являются:
- ознакомление с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами МВД России, регламентирующими деятельность народных дру-
жинников, и их практическое применение при участии в охране общественного порядка;
- формирование, закрепление, развитие у народных дружинников практических навыков к действиям при участии в охране общественного порядка;
- ознакомление с мерами личной безопасности и приемами самозащиты при участии в охране общественного порядка;
- поддержание у народных дружинников постоянной готовности участвовать в предупреждении и пресечении правонарушений;
- формирование навыков оказания первой помощи.
Данный спектр необходимых знаний и умений формируется на инструктажах перед проведением мероприятий по охране общественного порядка. Продолжительность инструктажа не должна превышать 30 мин. Обучить, сформировать, закрепить и развить за 30 мин. инструктажа! К примеру, подготовка частного охранника 4 разряда по дисциплинам: правовая подготовка, физическая подготовка, первая помощь, тактико-специальная подготовка занимает почти 90 часов. Обучение сотрудника патрульно-постовой службы по данным дисциплинам в федеральном компоненте занимает 196 часов. На основе вышеизложенного нетрудно представить качество подготовленного дружинника. Уровень такой «подготовки» не соответствует уровню возложенных задач на дружинника. Выходя на службу совместно с народными дружинниками, сотрудник должен быть уверен в их уровне подготовки, иначе он уподобляется воспитателю в детском саду, задача которого не охранять правопорядок, а смотреть, чтобы «добровольные помощники» за время совместной деятельности сохранили свои жизни и здоровье и не допустили своими действиями нарушения законов. Хочется заметить, что данный приказ до сих пор остается в силе.
Добровольные дружинники - социальный феномен, показатель развития гражданского общества в стране, это результат всех преобразований в новейшей истории Российской Федерации. Никто не говорит о подмене работы органов внутренних дел дружинниками. Мы говорим, что в современный, достаточно сложный момент развития нашей страны с помощью дружинников можно и нужно решать задачи обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Ибо сами дружинники - члены этого общества. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности - сложный и ответственный процесс, в который должны быть вклю-
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
чены подготовленные сотрудники. Безответственное отношение к подготовке дружинника в перспективе не облегчит, а усложнит деятельность правоохранительных органов в охране общественного порядка.
Литература
1. Об утверждении государственной программы Тамбовской области «Обеспечение безопасности населения Тамбовской области и противодействия преступности» на 2015-2020 годы»: постановление Администрации Тамбовской области от 06.10.2014 г. № 1203. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/-View/0001201507130005
2. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/534763
3. Генеральная прокуратура Российской Федерации. Портал правовой статистики. URL: http://crime-stat.ru/social_portrait
4. Об участии граждан в охране общественного порядка: федер. закон от 2 апреля 2014 г. № 44ФЗ Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс» ст. 25. ст. 26.
References
1. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Tambovskoj oblasti «Obespecheniye bezopasnosti nasele-niya Tambovskoj oblasti i protivodejstviya prestupnosti» na 2015-2020 gody». Postanovleniye Administratsii Tambovskoj oblasti ot 06.10.2014 g. № 1203 [About the statement of a state program of the Tambov region «Safety of the population of the Tambov region and counteraction of crime for 2015-2020». The resolution of Administration of the Tambov region from 06.10.2014 № 1203] URL: http:// publica-tion.pravo.gov.ru/Document/View/000-1201507130005
2. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/534763
3. General'naya prokuratura Rossijskoj Federatsii. Portal pravovoj statistiki [Prosecutor General's Office of the Russian Federation. Portal of legal statistics]. URL: http://crimestat.ru-/social_portrait
4. Ob uchastii grazhdan v okhrane obshchestvenno-go poryadka: feder. zakon ot 2 aprelya 2014 g. № 44FZ [About participation of citizens in protection of a public order: federal law from April 2, 2014 № 44FL]. Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy «Konsul'tantPlyus» st. 25. st. 26.
* * *
PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF TRAINING OF EMPLOYEES OF VOLUNTARY TEAMS IN THE RUSSIAN FEDERATION
NOVIKOV SERGEY VLADIMIROVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
The author defines the safety of the population (public safety) as a condition of security of the vital interests of the personality, society and state from socially dangerous acts and negative impact of the force majeure caused by a criminogenic situation. Both government bodies and the non-state organizations participate in providing a public order and public safety. Dynamics on an indicator of the registered crimes in the territory of the Tambov region for 2015 expressed in growth 15,3%. Proceeding, from the forecast of social and economic development of the Russian Federation for 2016 falling or stagnation of industrial production and increase in number of the unemployed is predicted that will lead to the next increase of quantity of crimes and growth of protest moods in Russia. On this background, the author defined according to the decree of the President of the Russian Federation from 13.07.2015 the extreme number of staff of law-enforcement bodies. As a result of the optimization of staff which has taken place 20%, it is still planned to reduce in 2016 about 110 000 people. The similar situation led to search of new means and as new, this well forgotten old, the Federal law from 02.04.2014 № 44-FL «About participation of citizens in protection of a public order» has been adopted. The law at the federal level fixes legal bases of coo p-eration of police and the population. The law provided training of citizens for service, joint with law-enforcement bodies. The order of preparation is in the order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation from August 18, 2014 to № 696 «Questions of training of national combatants for actions in the conditions connected with use of physical force and on first-aid treatment», however the form of realization of process of preparation raises doubts in her quality and compliance with objectives.
Key words: public safety, law enforcement agencies, national combatant, preparation process, legal basis, police officer
S. V. NOVIKOV Т. 11, № 1, 2016