Научная статья на тему 'Дмитрий Борисович Кабалевский: социокультурная миссия художника в современном мире'

Дмитрий Борисович Кабалевский: социокультурная миссия художника в современном мире Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1192
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖНИК / ARTIST / ВРЕМЯ / TIME / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ МИССИЯ / SOCIAL AND CULTURAL MISSION / СОЦИАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА / SOCIAL ARCHITECTURE / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ИДЕАЛЫ / AESTHETIC AND ETHICAL IDEALS / МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / MUSICAL AND AESTHETIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Щербакова Анна Иосифовна

Статья посвящена осмыслению творческого пути Д. Б. Кабалевского композитора, педагога, просветителя, общественного деятеля, являющего собой образец социокультурной миссии, которую художник-просветитель играет в развитии культуры. Основная цель представленной работы привлечь внимание музыкально-педагогического сообщества к актуальности и значимости идей выдающегося музыканта, к тому, насколько важно сегодня, в условиях постоянно возрастающего напора массовой культуры, продолжать дело всей его жизни музыкально-эстетическое воспитание подрастающего поколения. В работе представлена краткая информация о творческом пути Д. Б. Кабалевского, анализируется его творческий вклад в строительство художественного пространства культуры, представлены его взгляды на роль искусства в жизни общества Особое внимание уделено созданной и реализованной Д. Б. Кабалевским системе общего музыкального образования и воспитания, предложены вопросы для дискуссии о перспективах развития этой системы на современном этапе. В статье раскрывается уникальность личности Мастера, широчайший круг его интересов, неустанный труд во имя осуществления идеи музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения, во имя гум,анизации и совершенствования пространства культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dmitry Borisovich Kabalevsky: Socio-Cultural Mission of the Artist in the Modern World

The paper considers the creative ways Kabalevsky is a model of socio-cultural mission, which the artist-educator plays in the development of culture. The paper presents the views of Kabalevsky on the role of art in society, it is emphasized that the sense of personal connection to all that is happening in modern life is one of the main features of his creative appearance. Particular attention is paid to the unique personality of the Ma,ster, the widest range of his interests and a,ctivities in the field of composing art, peda,gogy, art, enlightenment. The article empha,sizes that the hard work that he carried throughout his life wa,s devoted to implement the idea of musical and aesthetic education of the younger generation, the idea of humanization and improvement of space culture. The author expresses the hope that “the lessons of great music”, which Kabalevsky gave his contemporaries, will continue in the twenty-first century. As an example of his creative activity will give a new boost of energy that allows every member of the musical art successfully implement its socio-cultural mission.

Текст научной работы на тему «Дмитрий Борисович Кабалевский: социокультурная миссия художника в современном мире»

ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ КАБАЛЕВСКИЙ: СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ МИССИЯ ХУДОЖНИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

А. И. Щербакова,

Российский государственный социальный университет (Москва)

Аннотация. Статья посвящена осмыслению творческого пути Д. Б. Кабалевского - композитора, педагога, просветителя, общественного деятеля, являющего собой образец социокультурной миссии, которую художник-просветитель играет в развитии культуры. Основная цель представленной работы - привлечь внимание музыкально-педагогического сообщества к актуальности и значимости идей выдающегося музыканта, к тому, насколько важно сегодня, в условиях постоянно возрастающего напора массовой культуры, продолжать дело всей его жизни - музыкально-эстетическое воспитание подрастающего поколения.

В работе представлена краткая информация о творческом пути Д. Б. Кабалевского, анализируется его творческий вклад в строительство художественного пространства культуры, представлены его взгляды на роль искусства в жизни общества. Особое внимание уделено созданной и реализованной Д. Б. Кабалевским системе общего музыкального образования и воспитания, предложены вопросы для дискуссии о перспективах развития этой системы на современном этапе.

В статье раскрывается уникальность личности Мастера, широчайший круг его интересов, неустанный труд во имя осуществления идеи музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения, во имя гуманизации и совершенствования пространства культуры.

2Ц Ключевые слова: художник, время, социокультурная миссия, социальная архи-

тектура, эстетические и этическге идеалы, музыкально-эстетическое воспитание.

Summary. The paper considers the creative ways Kabalevsky is a model of socio-cultural mission, which the artist-educator plays in the development of culture. The paper presents the views of Kabalevsky on the role of art in society, it is emphasized that the sense of personal connection to all that is happening in modern life is one of the main features of his creative appearance.

Particular attention is paid to the unique personality of the Master, the widest range of his interests and activities in the field of composing art, pedagogy, art, enlightenment. The article emphasizes that the hard work that he carried throughout his life was devoted to implement the idea of musical and aesthetic education of the younger generation, the idea of humanization and improvement of space culture.

The author expresses the hope that "the lessons of great music", which Kabalevsky gave his contemporaries, will continue in the twenty-first century. As an example of his creative activity will give a new boost of energy that allows every member of the musical art successfully implement its socio-cultural mission.

Keywords: artist, time, social and cultural mission, social architecture, aesthetic and ethical ideals, musical and aesthetic education.

Каждый выдающийся художник, осознающий роль искусства в развитии культуры, понимающий, сколь значимо оно для сохранения и приумножения её духовного потенциала, неизбежно задумывается над тем, что лично он готов предпринять во имя служения искусству, каким видит свой вклад в сокровищницу мировой культуры. Конечно, основная миссия художника - это создание собственного, яркого, самобытного, неповторимого авторского мира, открывающего не только его современникам, но и даже далёким потомкам бесконечность горизонтов познания и самопознания, бесконечность духовного роста человека, стремящегося реализовать свой творческий потенциал. И если такой мир создан, то можно с уверенностью говорить, что художественная миссия этой творческой личности выполнена.

Но есть уникальные личности, для которых создание своего авторского мира - это только часть их творческой деятельности. Несомненно, у них есть фундаментальная основа, содержащая те смыслы и ценности, которыми они руководствуются на протяжении всей своей жизни. Именно на этой основе они начинают осуществлять свою культуротворческую миссию. И чем шире круг интересов художника, чем многообразнее его способности, тем больший вклад вносит он в развитие художественного пространства культуры. Каждый выдающийся художник является, по выражению великого поэта ХХ века О. Мандельштама, «социальным архитектором», поскольку ясно осознаёт, что «социальная архитектура измеряется масштабами человека. Иногда она становится враждебной человеку

и питает своё величие его унижением и ничтожеством... Но есть другая социальная архитектура, её масштабом, её мерой тоже является человек, но она строит не из человека, а для человека, не на ничтожестве личности строит она своё величие, а на высшей целесообразности в соответствии с её потребностями» [1, с. 249].

Такими «социальными архитекторами» стремились быть все выдающиеся художники сложного и противоречивого ХХ века, эпохи, в которую, наряду с огромными достижениями в гуманитарной сфере, было создано и применено оружие массового уничтожения - химическое, бактериологическое, ядерное. Оружие, которое не только способствует унижению личности, что заключает в себе моральный ущерб, но и создаёт возможность физического уничтожения человека, человечества, жизни на планете Земля.

Быть социальным архитектором, строящим своё художественное мироздание для человека, постигающего благодаря музыке высшие ценности бытия, те эстетические и этические идеалы, которые веками создавались человечеством, на протяжении всей своей творческой жизни и деятельности стремился и один из выдающихся музыкантов ХХ века - композитор, исполнитель, педагог-просветитель, общественный деятель Дмитрий Борисович Кабалевский. Значительный вклад Д. Б. Кабалевского в развитие не только отечественной, но и мировой культуры неоспорим. Для него было абсолютно очевидно, что «искусство - не забава, не просто повод к самовысказыванию и проявлению своей фантазии и выдумки. Каждое создающееся музыкантом произведение - с того момента, как он подписы-

27

28

вает под ним своё имя, - становится одновременно и его сочинением, и частицей всего искусства его народа и его времени» [2, с. 6].

Понимание того, что искусство не забава, а частица жизни каждого народа, привело Д. Б. Кабалевского к осознанию необходимости музыкально-эстетического воспитания как обязательного компонента социокультурной миссии современного музыканта. Острое ощущение времени, тех проблем, которые характерны для него, тех позитивных и негативных тенденций, что составляют сущность определённого исторического периода, - качество, необходимое каждому художнику. Чувство времени - это ощущение личной причастности ко всему, что происходит, к жизненному пульсу эпохи, её сердцебиению, к осознанию того, что «современная жизнь ото всех, кто хочет быть в деле, в работе, а не пребывать в паническом созерцании её быстротекущего потока, требует постоянного сосредоточения всех способностей...» [3, с. 168].

Чувство личной причастности ко всему, что происходит в современной жизни, - одна из основных черт творческого облика Д. Б. Кабалевского, который был убеждён, что «превыше всего, превыше себя, превыше искусства художник должен любить жизнь. Ибо жизнь - источник его вдохновения, основа содержания его творчества, ключ к подлинному искусству» [4, с. 7]. Это высказывание Д. Б. Кабалевского требует разъяснений, так как любить жизнь можно по-разному, поскольку «то, что каждый из наших современников называет коротким словом "Я", - продукт конкретной стадии в развитии космоса, жизни, а также культуры, успевшей овладеть бес-

примерными средствами истребления и уравновесить их достаточно эффективными (пока) механизмами самоконтроля» [5, с. 8].

Что вкладывает художник - мыслитель и просветитель Д. Б. Кабалевский в слова «любить жизнь»? Обратим внимание на то, что он призывает любить её превыше себя и превыше искусства. Возможно ли это, и не противоречит ли миссии художника, для которого служение искусству являет сущность его творческого существования? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо окинуть взглядом (хотя бы бегло) путь, пройденный Мастером на протяжении долгих лет служения искусству. Путь, на протяжении которого было создано пять опер и тринадцать симфоний, шесть ораторий и кантат, инструментальная и вокальная музыка, сочинения для детей и юношества, музыка к театральным и радиопостановкам, а также к тринадцати кинофильмам. И это только краткий перечень сочинений композитора, каждое из которых заслуживает пристального внимания, поскольку заключает в себе особое духовное пространство, наполненное добром и светом.

Почти 50 лет отдал Д. Б. Кабалевский музыкально-педагогической деятельности в стенах Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. И каждый из его учеников, среди которых такие известные композиторы, как С. Баласа-нян, Ю. Милютин, А. Пирумов и многие другие, мог бы присоединиться к словам В. Яглинг, назвавшей занятия с Д. Б. Кабалевским «уроками большой музыки». В своих воспоминаниях она подчёркивает искреннюю увлечённость Мастера работой своих учеников, его удивительную интелли-

гентность, тонкость, благожелательность, благодаря чему он всегда находил к каждому «особый подход, не подавлял индивидуальности и характера... Личный пример нашего профессора, его разносторонний подход к жизни, а тем самым и к музыке, увлекал всех» [6, с. 312].

Разносторонность интересов Мастера стала основанием для того, чтобы отнести его к людям «ренессансно-го типа» (Б. Ярустовский), и в этом определении нет никакого преувеличения. Именно так отзывались о Д. Б. Кабалевском все, кому довелось общаться с ним. Об этом пишет в своих воспоминаниях Р. Щедрин, который считает, что «Дмитрий Борисович Кабалевский сыграл значительную роль в творческой судьбе композиторов моего поколения, в том числе и моей» [7, с. 300]. Он, как и А. Пахмутова, Р. Леденёв, Э. Денисов и многие другие, участвовал в заседаниях руководимой Д. Б. Кабалевским молодёжной секции Союза композиторов, где Мастер не только приобщал их к творчеству не известных им западных композиторов, но и учил (тактично, мягко, интеллигентно, но при этом очень настойчиво) выявлять собственные ошибки, стремиться к самосовершенствованию, много и упорно работать.

Большой композитор не жалел времени и сил на то, чтобы помочь своим молодым коллегам понять самих себя, выявить и реализовать свой творческий потенциал. О том, что они порой злоупотребляли терпением Мастера, вспоминают многие его ученики. Но для Д. Б. Кабалевского работа с молодёжью составляла неотъемлемый компонент его социокультурной миссии, уроки большой музыки должны были стать фундаментальной основой буду-

щего обновления самой жизни. Уроками большой музыки были и удивительные радиобеседы, благодаря которым множество людей открыли для себя этот удивительный мир, и изданные Д. Б. Кабалевским книги, статьи, критические заметки и рецензии, выступления с докладами, участие в творческих дискуссиях.

Уроками большой музыки стала и созданная и реализованная Мастером концепция и программа общего музыкального образования и воспитания, успех которой Е. В. Назайкинский связывает не только с огромным талантом Д. Б. Кабалевского-рассказчика, «умеющего быстро заинтересовать и расположить к себе детей. Дело было, прежде всего, в полноте представленной им музыкальной картины мира. И пусть этот мир, как в сказке, опирается на трёх китов (ребёнок взрослее взрослого оценит эту лубочную метафору), главное, что он выстраивается как стройная система представлений, в которой своё место находят и жанры, и формы, и средства музыки, и её отношение к слову, литературе, живой речи, к эмоциям во всём их широком спектре...

Система Кабалевского воплотилась в жизнь не только в форме школьных программ и множества "методических разработок", пособий и исследований. Она начала жить и как творчество множества учителей, не только энтузиастов, но и умеренных почитателей и даже скептиков. И в этом живом бытии система не может не эволюционировать, внутренне корректируя себя в сложнейших новых социальных условиях... она ценна не только как свидетельство истории, не только как практическое завоевание деятельности самого композитора.

29

Она заставляет задуматься над будущим музыкальной педагогики. Совершенствуя и корректируя систему и развивая её достижения, учителя музыки сталкиваются сегодня с особенно сложной ситуацией, оценка которой выходит далеко за пределы музыкально-педагогической компетенции, но взывает к делу» [8, с. 133-135].

Десять лет прошло со времени написания Е. В. Назайкинским этих слов, но потеряли ли они свою актуальность сегодня, когда ситуация не менее сложна и оценка её действительно выходит за рамки музыкально-педагогической компетенции? Очевидно, что систему общего музыкального образования и воспитания российских школьников мы вправе рассматривать в качестве одного из краеугольных камней, на которых зиждется социальная архитектура Д. Б. Кабалевского. Может быть, сегодня исчезла потребность в такой социальной архитектуре? Если мы согласимся с таким ходом вещей, то нам придётся отказаться и от основной идеи, на кото-„_ рой строилось мироздание Д. Б. Каба-30 левского и которая была выражена им в короткой, но ёмкой формуле: «Прекрасное пробуждает доброе».

Вправе ли мы допустить, чтобы дело жизни одного из выдающихся художников-просветителей ХХ века было разрушено в XXI веке? Вправе ли музыкально-педагогическое сообщество смириться с тем, что «уроки большой музыки» стали достоянием только узкого круга профессионалов, а основная масса слушателей превратилась исключительно в потребителей развлекательной музыки? Может быть, следует согласиться с тем, что время «хороших слушателей» и «слушателей-экспертов» (по классификации Т. Адорно) ушло в далё-

кое прошлое? Сегодня очень важно каждому, кто причисляет себя к миру искусства, ответить самому себе на эти вопросы. Хочется надеяться, что пример Д. Б. Кабалевского не позволит выбрать самый простой путь, не требующий напряжения всех сил, а, напротив, придаст новый заряд энергии, чтобы с успехом осуществлять социокультурную миссию, заключающуюся в идее дальнейшего творческого созидания художественного пространства культуры.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мандельштам, О. Э. Об искусстве [Текст] / О. Э. Мандельштам. - М. : Искусство, 1995. - 416 с.

2. ХХ век. Композиторы о композиторах [Текст] / сост. Н. Хотунцов. - СПб. : Союз художников, 1999. - 48 с.

3. Асафьев, Б. О музыке ХХ века [Текст] / Б. Асафьев. - Л. : Музыка, 1982. - 200 с.

4. Дмитрий Кабалевский. Творческие встречи. Очерки. Письма [Текст] / сост. и общ. ред. В. Викторова. - М. : Советский композитор, 1974. - 399 с.

5. Назаретян, А. П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории: Синергетика, психология и футурология [Текст] / А. П. Назаретян. - М. : ПЕР СЭ, 2001. - 239 с.

6. Яглинг, В. Уроки большой музыки [Текст] / В. Яглинг // Дмитрий Кабалевский. Творческие встречи. Очерки. Письма / сост. и общ. ред. В. Викторова. - М. : Советский композитор, 1974. - С. 311— 314.

7. Щедрин, Р. Немного истории [Текст] / Р. Щедрин // Дмитрий Кабалевский. Творческие встречи. Очерки. Письма / сост. и общ. ред. В. Викторова. - М. : Советский композитор, 1974. - С. 300-303.

8. Назайкинский, Е. В. Д. Б. Кабалевский вчера и сегодня [Текст] / Е. В. Назай-кинский // Д. Б. Кабалевский и ИСМЕ (к 100-летию со дня рождения) / сост. Э. Б. Абдуллин, Б. С. Диментман. - М. : Репроцентр, 2004. - С. 126-135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.