ФЕНОМЕН МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
А. И. Щербакова,
Российский государственный социальный университет (Москва)
Аннотация. Статья посвящена проблеме музыкального воспитания будущих творцов культуры XXI века, которым предстоит формировать облик третьего тысячелетия. В статье анализируется роль музыки в постижении отечественной и мировой культуры, в национальном самоопределении и самоидентификации личности. Феномен музыкального искусства рассматривается как одно из условий,, необходимых для создания каналов художественно-эстетической коммуникации, способствующих осуществлению постоянного межкультурного диалога.
Ключевые слова: музыкальное искусство, музыкальное образование, просвещение, воспитание, отечественная культура, межкультурный диалог.
Summary. Paper is devoted to music education in the education of future creators of culture of the XXI century, which will form the shape of the future millennium. The article examines the role of music in the attainment of national and world culture, national self-determination and self-identification. The phenomenon of musical art is regarded as one of the conditions necessary to create artistic and aesthetic channels of communication to facilitate the implementation of permanent intercultural dialogue.
Keywords: art of music, music education, education, education, national culture, intercultural dialogue.
13
Музыкальным университетом для миллионов называли современники художественно-просветительскую деятельность Д. Б. Кабалевского, благодаря которому музыка вошла в каждый дом, стала частью жизни как московского школьника, так и школьника из Иркутска, далёкого города Инта или из села Богашево Томской области. Об этом свидетельствует переписка Д. Б. Кабалевского, хранящаяся в архиве его дочери М. Д. Кабалевской. Перечисление городов, куда благодаря Дмитрию Борисовичу пришла музыка, можно продолжать бес-
конечно, поскольку созданная Д. Б. Кабалевским система музыкально-эстетического воспитания стала обязательным компонентом образовательного процесса всей страны. Великий музыкант был убеждён, что «знание музыки, уменье её слушать и слышать, разбираться в ней, ощущать её связь с другими искусствами и, прежде всего, конечно, с жизнью» [1, с. 240] необходимы каждому человеку.
Действительно ли музыка нужна миллионам? Может быть, замечательный композитор-просветитель ошибался и музыка - это удел избранных? Но
14
вся многовековая история мировои культуры служит свидетельством того, что каждый народ творит свою собственную музыку, в которой рассказывает о пережитом на протяжении тысячелетий, о том, в чём он видит своё предназначение, свою миссию. И рассказывает об этом на своём музыкальном языке.
Это музыкальное повествование есть выражение духовной культуры народа, его опыта, ментальности, мироощущения, осознания себя в пространстве культуры. Может быть, именно этот опыт народа, обретённое им на протяжении долгих веков «знание до знания», отзвук ушедших миров являются сущностью загадки необычайной интуиции, предвидения, предощущения, провидческого постижения будущего, свойственных музыке. Ведь именно «в опыте она становится реальностью, обретает существование и раскрывается как особый мир смыслов, специфических отношений, измерений и логики» [2, с. 13].
И если мы действительно осознаём свою ответственность за судьбы отечественной культуры, как за её современное состояние, так и за перспективы её дальнейшего развития, если мы осознаём опасность потери своих культурных корней, то необходимо осознать, что сохранение системы общего музыкального образования - одна из важнейших задач культурного строительства на современном этапе.
Только при сохранении общего музыкального образования каждый ребёнок, подросток, юноша, девушка смогут услышать музыкальный рассказ своего народа, понять, что ощущали их далёкие предки, как строилось и утверждалось государство российское, что чувствовали его герои, когда, «не щадя живота своего», бесстрашно шли в бой и выигрывали исторические
битвы. Мы много говорим о необходимости патриотического воспитания, часто забывая, что самые сильные доводы в пользу патриотической идеи заключены в выдающихся произведениях искусства - литературы, поэзии, живописи и, конечно, музыки.
И если такие доводы, заключённые в великих творениях М. И. Глинки и П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова и С. С. Прокофьева, в музыкальном фольклоре и песнях военных, не будут услышаны в системе общего музыкального образования, то это уже можно будет сравнить со страшнейшими техногенными и экологическими катастрофами, поскольку так исчезает эмоциональный отклик на многовековой опыт народа. То есть теряется связь с корнями национальной культуры, исчезает её «генетический код», становящаяся личность теряет способность к самоидентификации, осознанию своей принадлежности к великой культуре. Об этом следует постоянно помнить преподавателям-гуманистам, которым надлежит «развивать гуманистически-воспитательный момент в образовании» [3, с. 62].
Художественное творчество русского народа является основой отечественной классической музыки, неиссякаемым источником, из которого черпали и черпают вдохновение российские музыканты, благодаря чему никогда не прерывается «времён связующая нить». Величайшие создания русской музыки органически связаны с образами народного творчества, его излюбленными приёмами и формами развития, своеобразным музыкальным языком. В монументальных картинах оперных и симфонических произведений русских композиторов широко раскрывается то, что в народном творчестве существует в лаконичных,
но глубоко выразительных образах песен, сказов и т. п.
Две самостоятельные сферы - народное музыкальное искусство и русская духовная музыка, развиваясь, устремлялись навстречу друг другу, чтобы стать основой великой музыкальной культуры России, давно преодолевшей границы и ставшей частью мирового художественного пространства. Истоки русского музыкального фольклора своими корнями уходят в песнетворчество наших пращуров - восточных славян, живших на территории Руси уже в 1-11 столетии нашей эры. Трудности кочевой жизни, борьба с суровой природой, примитивные формы труда, связанные с ежегодной периодичностью цикла земледельческих работ, патриархально-бытовой уклад, наконец, пантеистическое мироощущение, свойственное языческой религии с её обожествлением сил природы (солнца, земли, бел-горюч камня, леса заповедного), - всё это нашло отражение в дошедших до нас древних обрядовых песнях.
Музыка древних восточных славян развивалась в тесной связи с культурами других племён, населявших территорию Руси (скифы-сарматы и др.), а также восточных соседей славян - хазар, печенегов, позднее - половцев (кипчаков). Значительным было воздействие многообразного фольклора волжских булгар. Несомненно, русская песня впитала в себя многие характерные попевки, обороты, не говоря уже о ладовых особенностях, музыки башкир, чувашей, мордовцев, калмыков и других приволжских племён, предки которых жили в этом крае уже в те отдалённые времена. Не здесь ли таится ключ к взаимопониманию, к диалогу культур, к преодолению межнациональных и межконфессиональных конфликтов? И если с детства, благодаря музыке, это
великое смешение народов будет осознано и понято, может быть, меньше трагических эпизодов будет возникать в разных городах нашей огромной страны? Может быть, именно тогда наступит понимание толерантности в культуре как «признание идентичности Другого и уважение к его культуре и действиям в социуме» [4, с. 5].
Воздействие на музыку древних восточных славян оказала и античная музыкальная культура. Её следы долгое время сохранялись благодаря наличию греческих поселений Черноморского побережья. В числе археологических находок этого края сохранилось немало памятников, представляющих собой изображение музыкальных инструментов или бытовых музыкальных сцен. Элементы античной культуры могли передаваться Руси и через посредство южных и западных славян, отдельные племена которых в разное время находились в зависимости от греко-римского владычества. Во всяком случае, эти греко-римские влияния сказались на культуре древних восточных славян задолго до принятия ими христианства. Приняв от Византии основы православия, русская культура осуществила собственный выбор, «трансплантировала» (термин Д. С. Лихачёва) именно те стороны византийской культуры, которые способны прижиться на российской почве, отвергая умозрительное и принимая художественно-образное видение мира. Так был сделан шаг в новую историческую реальность, в новое звучащее пространство.
Национальное самосознание, самоидентификация невозможны без широчайшей обратной перспективы, без проникновения в глубоко спрятанные в пластах истории сущностные черты народа. Музыка обладает способностью создавать эту обратную перспективу. Музы-
15
16
кальное образование открывает эту перспективу каждому, кто хочет понять своё место в пространстве отечественной культуры. Переходный период, переживаемый нашими современниками, - это эпоха, когда старое и новое вступают в контакт, преодолевают огромные противоречия, чтобы достичь гармонии и согласия. Именно в такое время, как в огромном плавильном котле, пересекаются, перемешиваются, трансформируются прежние смыслы и ценности, развивается новое искусство, благодаря которому рождаются и функционируют каналы художественно-эстети че ской коммуникации между Прошлым, Настоящим и Будущим, осуществляется Диалог через Время и Пространство.
Это очень сложный, болезненный процесс, рождающий, как и каждое сложное явление, множество побочных эффектов, которые требуют всестороннего освещения и осмысления. Поэтому, чтобы понять и осмыслить происходящее сегодня, всегда необходимо обращаться ко дню вчерашнему, в котором начинали вызревать зёрна будущего, как здоровые, так и несущие в себе зародыши негативных процессов, бурно расцветших в современном пространстве культуры. Можно с уверенностью утверждать, что в эпоху глобального циви-лизационного кризиса, сопровождающегося постоянно возрастающей агрессией, дегуманизацией бытия, услышать «пение» своего народа, сохранить, осмыслить те вечные смыслы и нетленные духовные ценности, которые оно заключает в себе, понять, что они являются фундаментом дальнейшего культурного строительства, представляется одной из важнейших и актуальнейших задач современности. Особенно сложно это для молодого человека, только вступающего во взрослую жизнь. Современная социо-
культурная реальность, пронизанная разнонаправленными течениями, направлениями, трансформациями и преображениями художественно-эстетических и духовно-нравственных ценностей, веками складывавшихся в отечественной культуре, предстаёт перед юным представителем подрастающего поколения в виде хаотического нагромождения старого и нового, прекрасного и безобразного, доброго и злого. И юному, совсем неопытному человеку порой бывает очень сложно определить водораздел перед добром и злом, между подлинными и мнимыми ценностями. А ведь именно подрастающему поколению предстоит строить новое социокультурное пространство нашего отечества. И от того, какими ценностными ориентирами он будет руководствоваться, зависит облик культуры грядущего времени.
Каждый переходный период являет собой время, тяжело переживаемое современниками, вынужденными наблюдать крушение своих эстетических и духовных идеалов, рождение новых, непонятных ценностей, завоёвывающих право на жизнь. Огромная нагрузка по осмыслению происходящего ложится как на старшее поколение, так и на подрастающую молодёжь. Неслучайно эпиграфом к книге о жизни и творчестве Д. Б. Кабалевского поставлено его же высказывание: «Превыше всего, превыше себя, превыше искусства художник должен любить жизнь. Ибо жизнь - источник его вдохновения, основа содержания его творчества, ключ к подлинному искусству» [1, с. 7]. Постижение жизни - это путь через мироощущение, мировосприятие, мироосмысление к мировоззрению, к духовно-нравственному самоопределению личности, к личностной системе ценностей.
И если жизнь есть ключ к подлинному искусству, то великая музыка, эту жизнь запечатлевающая в своём «социальном шифре» (термин Т. Адорно), становится тем удивительным инструментом, который открывает личности путь познания жизни и путь самопознания, определения своего места в системе «человек-мир». Не следует забывать, что основная функция образования заключается не только в том, чтобы дать становящейся личности значительное количество знаний, умений и навыков, но и снабдить её именно такими «ключами», позволяющими постигать жизнь во всей её многоплановости, многослойно-сти, противоречивости и полифонизме.
«Музыкальный ключ» мы вправе называть универсальным, поскольку возможности для становления творческой личности, с раннего детства постигающей феномен музыкального искусства, поистине беспредельны. Стремительно глобализирующийся XXI век - наследник сложного и противоречивого ХХ века. Социокультурная ситуация, созданная ХХ веком, - это уникальная картина мира, сконцентрировавшая в себе интеллектуальные и художественные достижения общества. Осмысление опыта, накопленного в ХХ веке в системе общего музыкального образования, обращение к страстной просветительской деятельности Д. Б. Кабалевского, создавшего уникальную систему музыкально-эстетического воспитания в системе общего образования, представляется необходимым для создания здорового социального климата в современном обществе. Необходимо помнить, что великая социокультурная миссия музыкального образования, просвещения и воспитания подрастающего поколения заключается в том, чтобы дать каждому человеку универсальный «ключ» и научить им пользоваться.
Ещё раз подчеркнём, что это необходимо каждому, а не только профессиональным музыкантам, для которых значимость феномена музыкального искусства как в сохранении «генетического кода» отечественной культуры, так и в осуществлении дальнейшего строительства отечественной культуры очевидна и не требует доказательств. Каждому, кто понимает, что «музыка - это не просто искусство! Музыка учит людей понимать друг друга, музыка воспитывает в людях гуманизм, помогает человечеству защищать мир» [1, с. 227].
Сегодня необходимо, чтобы значимость феномена музыкального искусства в просвещении и воспитании подрастающего поколения была осмыслена не только учёными - философами, культурологами, социологами, но и всеми, кто имеет непосредственное отношение к реформированию современной образовательной системы, кому не безразличен ход дальнейшего развития отечественной культуры, кто чувствует личную ответственность за сохранение и преумножение её духовных смыслов и ценностей.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кабалевский, Д. Б. Творческие встречи, очерки, письма [Текст] / Д. Б. Кабалевский : сост. и общ. ред. В. И. Викторова. -М. : Советский композитор, 1974. -398 с.
2. Орлов, Г. Древо музыки [Текст] / Г. Орлов. - 2-е изд., испр. - СПб. : Композитор, 2005. - 440 с., ил.
3. Россия и мир: Вчера, Сегодня, Завтра. Проблемы образования и коммуникации [Текст]. - М. : МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2004. - 264 с.
4. Толерантность в культуре и процесс глобализации [Текст]. - М. : Гуманитарий, 2010. - 488 с.
17