Научная статья на тему 'Эстетическое воспитание и современное искусство'

Эстетическое воспитание и современное искусство Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
716
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА / АВАНГАРД / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК / МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОД / AESTHETIC CULTURE / AESTHETIC EDUCATION / MUSIC ART / CLASSICAL MUSIC / AVANT-GARDE MUSICAL LANGUAGE / A MUSICAL CODE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Додонова С.Г.

В статье рассмотрены проблемы эстетического воспитания подрастающего поколения. Дана характеристика современного музыкального искусства, развивающихся направлений, как в России, так и за рубежом. Обозначены концептуальные видения современных авторов и возможности восприятий их произведений, а также перспективность современного искусства в области воспитания эстетической культуры у молодежи.In the era of innovative changes and large scale globalization, the inherent dynamism. In this regard, the focus is not on development of some qualities of the individual, and in the process of movement, organization and dynamics. The modern pace of life requires constant initiative, resourcefulness, as in music and in education. The goal is the formation of aesthetic consciousness as a complex system, which includes the development of aesthetic thinking, imagination, memory, feelings, emotions, tastes, needs and development of aesthetic activities. Goal achievement always depends on the availability of funds. Art is a good tool in the education of aesthetic culture. In the process of perception (through contemplation, acoustic analysis, voice intonation) of objects of art formed the taste, there are emotions, feelings, aktiviziruyutsya thought process that encourages creative activity. Costs stage a fast time is the disappearance of living contemplation, attitude. Electronic music replaces the live sound, hence art becomes publicly available loses its value. New music is often impossible to understand, does not cause an emotional response. But, nevertheless, she is a carrier of information transforming the world. New music the word is a manifestation of the new musical thought, new forms of consciousness and emotions, the new aesthetic culture of the person. In the works of European composers in the framework of intercultural dialogue used by the Eastern and African instruments, which give new colors, expanding the traditional sound range adds new symbols and signs. Educational work in the form of contests, festivals, concerts of modern music relevant. Annual international festivals of modern music. S. Gubaidulina "Concordia" in Kazan, contemporary music "Russia-Italy" in Perm. Festival events in the West represent a wide range of papers in this field. The works of German composers Clemens Goldberg, Stefan Bartling, Italians Elisabetta Benassi, Lucia, Ronchetti, Netherlander Daniel Pleger, Argentine Anna Maria Rodriguez and other authors competing in an inter-dimensional planes of sound phenomena. Thus, the system of aesthetic education in the modern world must focus through art. It is art that represents the epicenter of the problem. And it is very important that a specialist gives aesthetic education-the education of the student. No matter what type of art will choose the student music, painting, choreography, poetry, film, etc., it is important that he not only learned them, but I also experienced happiness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эстетическое воспитание и современное искусство»

Весьма интересны примеры бесполутонового интонирования в музыке известного современного отечественного композитора С.Слонимского. В его вокальном цикле «Песни трубадуров» ангеми-тонная двенадцатиступенная мелодика в частях № 8 - «Обратная песня» и № 10 - «Секстина» представляет собой серии с соответствующими модификациями.

По существу, трихордная ангемитоника как интонационная система, это широкоохватное явление универсального порядка. В своё время З.Кодай, изучая феномен пентатоники, заметил: «Каждая пентатоника - особый мир» [2, с. 32]. Это относится и к ангемитонике, о чём свидетельствуют приведённые примеры из традиционной и профессиональной музыки разных национальных культур.

Литература

1. Бражник Л. В. Ангемитоника в модальных и тональных системах: на примере музыки тюркских и финно-угорских народов Поволжья и Приуралья. Казань, 2002. 282 с.

2. Кодай З. Избранные статьи. М., 1982. 288 с.

3. Луппов А Б. Пентатоника и современная техника композиции / / Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: Материалы межреспубликанской научной конференции. Казань, 1995. С. 147-155.

4. Рубцов Ф. Основы ладового строения русских народных песен. Л., 1964. 95 с.

УДК 378+78

С.ГДодонова

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО

В статье рассмотрены проблемы эстетического воспитания подрастающего поколения. Дана характеристика современного музыкального искусства, развивающихся направлений, как в России, так и за рубежом. Обозначены концептуальные видения современных авторов и возможности восприятий их произведений, а также перспективность современного искусства в области воспитания эстетической культуры у молодежи.

Ключевые слова: эстетическая культура, эстетическое воспитание и образование, музыкальное искусство, классическая музыка, авангард, музыкальный язык, музыкальный код.

Svetlana Dodonova AESTHETIC EDUCATION AND CONTEMPORARY ART

In the era of innovative changes and large scale globalization, the inherent dynamism. In this regard, the focus is not on development of some qualities of the individual, and in the process of movement, organization and dynamics. The modern pace of life requires constant initiative, resourcefulness, as in music and in education. The goal is the formation of aesthetic consciousness as a complex system, which includes the development of aesthetic thinking, imagination, memory, feelings, emotions, tastes, needs and development of aesthetic activities. Goal achievement always depends on the availability of funds. Art is a good tool in the education of aesthetic culture. In the process of perception (through contemplation, acoustic analysis, voice intonation) of objects of art formed the taste, there are emotions, feelings, aktiviziruyutsya thought process that encourages creative activity. Costs stage a fast time is the disappearance of living contemplation, attitude. Electronic music replaces the live sound, hence art becomes publicly available loses its value. New music is often impossible to understand, does not cause an emotional response. But, nevertheless, she is a carrier of information transforming the world.

New music the word is a manifestation of the new musical thought, new forms of consciousness and emotions, the new aesthetic culture of the person. In the works of European composers in the framework of intercultural dialogue used by the Eastern and African instruments, which give new colors, expanding the traditional sound range adds new symbols and signs. Educational work in the form of contests, festivals, concerts of modern music relevant. Annual international festivals of modern music. S. Gubaidulina "Concordia" in Kazan, contemporary music "Russia-Italy" in Perm. Festival events in the West represent a wide range of papers in this field. The works of German composers Clemens Goldberg, Stefan Bartling, Italians Elisabetta Benassi, Lucia, Ronchetti, Netherlander Daniel Pleger, Argentine Anna Maria Rodriguez and other authors competing in an inter-dimensional planes of sound phenomena.

Thus, the system of aesthetic education in the modern world must focus through art It is art that represents the epicenter of the problem. And it is very important that a specialist gives aesthetic education-the education of the student. No matter what type of art will choose the student - music, painting, choreography, poetry, film, etc., it is important that he not only learned them, but I also experienced happiness.

Key words: aesthetic culture, aesthetic education, music art, classical music, avant-garde musical language, a musical code.

В эпоху инновационных изменений и масштабной глобализации, присущ динамизм. В связи с этим, основное внимание направлено не на развитие каких-либо качеств индивида, а на сам процесс движения, его организацию и динамику. Современный темп жизни требует постоянной инициативы, находчивости, как в музыке, так и в образовании. В сфере образования и воспитания практически независимо друг от друга проходят важные процессы: поиск эффективной системы общего образования (в результате которого неоднократно меняется руководство в Министерстве образования и науки России) и системы всеобщего эстетического воспитания. Логично, когда указанные процессы осуществляются в едином механизме, но это не происходит. «Школа» относится к ведомству образования и науки, а «воспитание эстетической культуры или эстетическое воспитание» - к органам культуры. Так и вузы культуры и искусств, с одной стороны - ведут образовательную деятельность, а учредителем является Министерство культуры. Цели и средства эстетического воспитания также определяются по-

разному, несмотря на то, что существует сформулированная эстетиками и официально принятая цель - это формирование эстетического сознания как сложной системы, в которую входит формирование эстетического мышления, воображения, памяти, чувств, эмоций, вкуса, потребностей и формирование эстетической деятельности. Как указывает автор [1], у практиков эстетического воспитания данная формулировка не в обиходе: «Одни ее вовсе не знают, другие воспринимают отвлеченной абстракцией, обитающей где-то в недосягаемых сферах науки, но не вписывающейся в реальные будни эстетического воспитания детей» [1, с.26]. В большинстве случаев, педагоги-практики удовлетворяются рабочим пониманием цели, которую сами формулируют, приходя к собственному варианту в размышлениях и поисках.

Достижение цели всегда зависит от наличия средств. Искусство является хорошим средством в воспитании эстетической культуры. В процессе восприятия (через созерцание, слуховой анализ, голосовые интонации) предметов искусства формируется вкус, возникают эмоции, чувства, активизируется мыслительные процессы, что побуждает к активной творческой деятельности. В настоящее время, по словам В.В.Алексеевой, в самом процессе эстетического воспитания отсутствует системность, а именно: «„.все вроде бы функционирует, но не самопроизводится, потому что отсутствует динамика обратных связей, нет иерархии смыслов.... Правильно выбранные ориентиры сподвигают к осмысленным практическим действиям как к достижению досягаемой цели. А хаос, поглощающий цели, повергает в бездействие, безразличие и, в конечном итоге, в безнравственность» [1, с.31].

Издержками этапа быстрого времени является исчезновение живого созерцания, мироощущения. Электронная музыка заменяет живое звучание, отсюда - искусство приобретает общедоступность, теряется его ценность. Французский композитор А.Онеггер отмечает современное состояние искусства: «„.чем больше возрастает количества концертов, тем меньше все слушают музыку. Музыка превращена в трамплин для акробата - дирижера или пианиста, - а так как некоторые произведения надоедают всем, отсеиваются, репертуар, вместо того, чтобы расширяться, сужается» [3, с.27]. Некоторые ученые предполагают, что «частый контакт с произведениями искусства приводит к резкому ухудшению качества предпочтений» [4, с.21]. В связи с этим, специалисты в области искусствознания предлагают школьникам разных возрастных групп посещать концерты, слушать «живое исполнение» от двух до девяти в год. Несколько иначе данную версию в отношении потребления искусства населением интерпретирует М.Сущенко, предупреждает об опасности пресыщения одними и теми же художественными впечатлениями: «Можно предполагать даже обратное: чем более дорого и ценно для человека произведение искусства, тем более склонен он как бы «сберечь» его для себя, не истрепать, ибо если произведение звучит слишком часто, оно обесценивается для человека, становится исчерпанным, привычным и незамечаемым, даже если оно вначале произвело большое впечатление. Без сомненья, любить и ценить искусство - не значит беспрерывно потреблять его» [4, с.21].

Новая музыка часто оказывается недоступной для понимания, не вызывает эмоционального отклика. Но, тем не менее, она является носителем информации трансформирующегося мира. Необходимо отметить о несопоставимости развлекательной музыки с серьезным классическим жанром. Эту мысль подтвердили в свое время композиторы АШнитке и С.Слонимский: «Серьезная музыка никогда не конкурировала с легкой, в том числе с точки зрения ее массовости, а пыталась найти свою, более углубленную область существования» [4, с.23]. Музыкальный авангард как направление, появилось в 50-70 гг. XX века, актуальность которого продолжает доминировать и создавать современную эстетическую ситуацию в искусстве. Современные итальянские композиторы П.Биллоне и Ф.Бедроссян берут во внимание природу звука. Мифическую сущность звука раскрывает П.Биллоне, показывает «телесность звука». Когда по принципу матрешки берется любая определенная часть из спектра и создан звук, включающий много интервалов, но звучащий как один. Это предполагает снятие традиционной инструментовки. Ф.Бедроссян работает с идеей «ситуации звука». С усилением звучности инструментов, с текстурой звукового пресыщения внутри легитимированного пространства. Таким образом, складывается новая семиотическая система.

Изменение образной сферы в искусстве обуславливает появление нового музыкального языка, к которому слух, воспитанный на традиционной «классической» музыке, оказывается не готовым. Тем не менее, как доказывает время, музыкальные инновации являются формой сознания своего времени. Например, понадобился не один десяток лет, для того, чтобы музыка И.Стравинского заняла свое место в информационном поле современной культуры, стала понятной и узнаваемой.

Новое музыкальное слово - это проявление нового музыкального мышления, новой формы сознания и эмоций, новой эстетической культуры человека. В творчестве европейских композиторов в рамках межкультурного диалога используются восточные и африканские инструменты, которые дают новые краски, расширяют традиционный звуковой диапазон, добавляют новые символы и знаки. В данном случае необходимо отметить творчество Э.Вареза: «.Мысленному взору Вареза открывался звуковой мир, который не укладывался в существующие рамки музыкальной традиции и выходил за

пределы обычного понимания, что такое музыка» [3, с.28]. Каждый композитор в творческом процессе расширяет систему семиотики. Многие интересные произведения талантливых современных авторов остаются неизвестными: А.Жоливе, АДютийе, О.Мессиана и других. Необходимо отметить, что некоторые произведения О. Мессиана вошли в репертуар современных исполнителей, «Двадцать взглядов на младенца Иисуса для фортепиано» можно услышать в концертных залах.

Современный музыкальный язык, по мнению АИ.Щербаковой, содержит в себе новый «социальный код», новую картину мира, духовный опыт художника, его личные переживания, его стремление постичь сущность бытия. И чем масштабнее личность художника, тем большую общечеловеческую направленность содержит его музыкальное слово, «постижение которого возвышает душу слушателя, позволяет его подняться за пределы, которые определены рамками обыденной жизни» [3, с.28]. Такое значение имеет слово С.Губайдуллиной, музыку которой называют миром Большого Человека. Сделать доступным для восприятия ее музыкальное слово - это значит обогатить информационное поле новым духовным содержанием, и от такой динамики будет зависеть дальнейшее развитие культуры.

Просветительская работа в форме конкурсов, фестивалей, концертов современной музыки актуальна. Ежегодные международные фестивали современной музыки им. С. Губайдуллиной «Concordia» в Казани, современной музыки «Россия-Италия» в Перми. Фестивальные события Запада представляют широкую палитру работ данного направления. Произведения немецких композиторов Клеменса Гольдберга, Штефана Бартлинга, итальянцев Элизабетты Бенасси, Лючии Рончетти, нидерландца Да-ниеля Плёгера, аргентинки Анны Марии Родригес и других авторов конкурируют между собой в межпространственных плоскостях звуковых явлений. Интерес вызывает концерт, посвященный явлениям искусства расширенных границ в рамках Кильского фестиваля современной музыки «Шифры», который проходит с 2007 года. Где разгорелась дискуссия между молодыми авторами - Штефаном Барт-лингом и Даниелем Плёгером об эстетических критериях художественного произведения и понятия музыкального искусства на языке современности. Бартлинг настаивал на разделении между искусствами, что деятельность композитора - это процесс приведения звуков в соотношения, в звуковую сеть с существующей традицией, использование семиотических современных знаков в рамках академической школы. Для этого необходимо традиционное академическое музыкальное образование. Плёгер утверждал на безграничность в искусстве, отрицал обучение музыке как ремеслу, целью современного искусства утверждал установление связей общего культурологического свойства (звуковая и визуальная схожесть, возможные символические функции, переработанные в ассоциативную сеть). Он отметил, что «звук - уже давно больше не музыка в традиционном смысле, примитивность современного звука компенсируется сегодня техникой, а музыкальная комплексность переносится в область техническую и заменяется ею» [2, с.49-50]. Притом, что произведения двух авторов были похожи между собой. Назрела проблема понятия современного искусства, и каковы его критерии. В данной эстетической ситуации воплощение идеи, то есть, исполнение звуковысотной системы или «расшифровка» кода произведения и позволит оценить его с позиций искусства.

Таким образом, система эстетического воспитания в современном мире должна концентрироваться через искусство. Именно искусство представляет эпицентр проблемы. И очень важно, какой специалист дает эстетическое образование-воспитание ученику, которое формирует «художественное восприятие, вручая средства для осуществления творческого процесса, с тем, чтобы ученик испытал счастье «быть в искусстве» - счастье творчества, богатство переживаний, постижения красоты и мудрости жизни» [1, с.31]. И не важно, какое из видов искусство выберет учащийся - музыку, живопись, хореографию, поэзию, кинематограф и т.д., важно, чтобы он не только узнал их, но и испытал счастье.

Литература

1. Алексеева В.В. Эстетическое и художественное воспитание (проблемы современного образования) / /Художественное образование и наука. Ежеквартальный научный журнал. - М.: Рос. гос. специализир. академия искусств, 2016. - №2 (7). - С.26-32.

2. Лейпсон Л. Современная музыка: опыт осмысления //Музыкальная академия. Ежеквартальный научно-теоретический и критико-публицистический журнал. - М.: Композитор, 2014. - №4 - С.48-56.

3. Щербакова А.И. Музыкальное слово в информационном поле современной культуры / / Музыка и время. Ежемесячный научный критико-публицистический журнал. - М.: «Научтехлитиздат», 2015. - №8. - С.26-29.

4. Якупов А.Н. Принцип сочетания научного прогнозирования и перспективного планирования (к теории музыкальной коммуникации) // Художественное образование и наука. Ежеквартальный научный журнал. - М.: Рос. гос. специализир. академия искусств, 2016. - №2(7). - С.18-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.