Научная статья на тему 'The genre of imagination in works of the Ossetian composer A. Makoev'

The genre of imagination in works of the Ossetian composer A. Makoev Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
108
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / НАРОДНАЯ МУЗЫКА / ЖАНР / СТИЛЬ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ / MUSICAL CULTURE / FOLK MUSIC / GENRE / STYLE / PIECE OF MUSIC / MUSICAL INSTRUMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Voitleva Nafiset Adalgerievna

This paper explores the piece of music of the Ossetian composer A.V. Makoev «Fantasy» (for two pianos) which is especially attractive to performers and listeners for selection, expansion and improvement of means of expression, and enrichment of emotional and figurative content of the musical material based on national music. The analysis of creativity of A. Makoev gives an idea of synthesis of composer art with folk musical art which found bright reflection in the work of the composer, and allows saying that a support on folklore, relationship and interaction with it is the ontologic line of creativity not only of A. Makoev, but also of many contemporary composers. The wide panorama covering the whole range of interaction and interferences of genres and forms of folk music of the North Caucasus with professional works of composers can attract interest not only of musicologists, but of musicians-teachers who address in the professional activity the best samples of musical literature of various genres and styles.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The genre of imagination in works of the Ossetian composer A. Makoev»

Искусствоведение

УДК 78.083.3

ББК 85.31

В 65

Воитлева Н.А.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкально-исполнительских дисциплин Адыгейского государственного университета:e-mail:[email protected]

Жанр фантазии в творчестве осетинского композитора А. Макоева

(Рецензирована)

Аннотация:

Рассматривается музыкальное произведение осетинского композитора А.В. Макоева «Фантазия» (для двух фортепиано), в котором отбор, расширение, совершенствование выразительных средств, обогащение эмоционально-образного содержания музыкального материала, основанного на национальной музыке, являются особенно привлекательными для исполнителей и слушателей. Анализ творчества А. Макоева дает представление о синтезе композиторского искусства с народным музыкальным творчеством, который нашел яркое отражение в произведении композитора, и позволяет говорить о том, что опора на фольклор, связь, взаимодействие с ним - онтологическая черта творчества не только А. Макоева, но и многих современных авторов. Широкая панорама, охватывающая весь спектр взаимодействия и взаимовлияния жанров и форм народной музыки Северного Кавказа с профессиональным творчеством композиторов может вызывать интерес не только музыковедов, но музыкантов-педагогов, которые обращаются в своей профессиональной деятельности к лучшим образцам музыкальной литературы различных жанров и стилей.

Ключевые слова: музыкальная культура, народная музыка, жанр, стиль, музыкальное произведение, музыкальный инструмент.

Voitleva N.A.

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Musical and Performing Disciplines, Adyghe State University: e-mail: [email protected]

The genre of imagination in works of the Ossetian composer A. Makoev

Abstract:

This paper explores the piece of music of the Ossetian composer A.V. Makoev «Fantasy» (for two pianos) which is especially attractive to performers and listeners for selection, expansion and improvement of means of expression, and enrichment of emotional and figurative content of the musical material based on national music. The analysis of creativity of A. Makoev gives an idea of synthesis of composer art with folk musical art which found bright reflection in the work of the composer, and allows saying that a support on folklore, relationship and interaction with it is the ontologic line of creativity not only of A. Makoev, but also of many contemporary composers. The wide panorama covering the whole range of interaction and interferences of genres and forms of folk music of the North Caucasus

with professional works of composers can attract interest not only of musicologists, but of musicians-teachers who address in the professional activity the best samples of musical literature of various genres and styles. Keywords:

Musical culture, folk music, genre, style, piece of music, musical instrument.

Глубоко национальное творчество Ацамаза Владимировича Макоева играет значительную роль в развитии музыкальной культуры как Осетии, так и всего Северного Кавказа. Нетрадиционное музыкальное мышление, специфичный тематизм, особые черты музыкально-гармонического языка являются компонентами его творческой индивидуальности. Композитор экспериментирует на сочетании народных традиций с новыми средствами композиторского письма -тонко, деликатно и органично вплетая народную интонацию в свои произведения. «Обращение к традиционной национальной фольклорной тематике становится характерной чертой творчества многих авторов... Причем со временем обращение к фольклору становится все более творческим» [1: 242].

Сочинения для фортепиано А. В. Макоева показали, что стилевой синтез достаточно свободно и органично приживается на почве национального тематизма и имеет многовариантные возможности преобразования. Основой произведений А. Макоева, прежде всего, является принцип цитирования как фольклорных, так и авторских мелодий. Не менее важным компонентом национального в музыкальном языке фортепианных произведений композитора является орнаментика, выполняющая изобразительные и выразительные функции. Композитор работает в режиме интенсивных поисков собственного пути, опираясь при этом на наследие мировой, прежде всего, европейской и русской культуры - иной музыкальной ориентации, несущей другое мировоззрение и имеющей разные жанровые и стилевые системы.

Композитор Роза Бекмурзаева пишет о нем: «Макоев создал проникновен-

ные произведения. Они написаны беспокойным сердцем... Взрывы макоевской образности исключительны. Его сравнения - предел, за который никогда не заходило субъективное начало в музыке. Он наложил на свои труды более глубокий личный отпечаток, чем кто-либо. А. Макоев заставляет работать мысль и проникать в сферы, в которые композиторы проникали редко. Музыкальный мир Ацамаза Макоева - это целая вселенная» [2].

Музыкантов во все времена крайне заботит форма, композиция музыкального произведения, которая должна обеспечить наилучшее восприятие музыкальных идей. Жанр фантазии - свободной музыкальной пьесы - был очень популярен и остается таковым до сих пор. Он предоставляет автору большую свободу, здесь на первый план выходит, как правило, свободная, импровизационная композиция, за которой всегда проглядывается довольно жесткая устойчивая форма. Фантазия располагает к себе исполнителей своей яркостью, красочностью и демократичностью. Между тем, она не ставит перед исполнителями тех специфических, порой трудно исполнимых задач, которые содержатся в других жанрах, предоставляя исполнителю большую свободу.

«Фантазия» (для двух фортепиано) А. В. Макоева являет собой синтез классических основ построения формы со специфическими чертами джазовой эстетики, но фольклор остается основным источником, определяющим принципы музыкального мышления композитора: образы, отдельные интонации, ритмы, ладовые обороты.

Отличительной чертой «Фантазии» является концертность, проявляющаяся в эффектном использовании большого ди-

апазона фортепиано, позволяющего показать многочисленные регистровые краски инструмента. Композитор свободно апеллирует к атрибутике концертного исполнительского стиля: аккордовой технике, стремительной смене регистров, неожиданной смене динамики и темпов, приемам симфонического письма. Новое решение получает остинатность, образующаяся в результате соединения различного вида остинатных гармонико-мелодических групп.

Форма фантазии позволила автору выдвинуть на первый план приемы импровизационное™. Произведение звучит свежо, оригинально. В нем нашли отражение звуки темпераментного танца, протяжной мелодии, ритмы марша.

Национально-колористические музыкальные краски, связанные с творческим переосмыслением фольклора, сочетаются в этой пьесе с удобной пианистической фактурой. Обращает на себя внимание контрастность тематического материала разделов пьесы, контрастность фактур разделов, динамизация внутри самих разделов.

Вступление подготавливает взрыв танцевального мажора. Разбег шестнадцатых во вступлении - это радостный взлет энергии. Линия мелодии рисует полетность танца. Ощущение импровизационной свободы в движении мелодии, всплески аккордов, сочетание голосов в секун-довых созвучиях - все это создает национальный колорит. Движение это упирается в фермату, после которой звучит более игривая, скерцозная музыка с полиметрическими сочетаниями, ломаными октавами, «легкомысленными» глиссандо, перекличками между партиями, приводящими к медленной части пьесы, в которой меняется характер музыки: полифоничность музыкальной ткани, тембровая и ритмическая самостоятельность каждого голоса. Строгой ритмической пульсации танцевальных разделов противопоставляется плавная мечтательно-лирическая инто-

нация средней части. В медленной части «Фантазии» слышны различные эмоциональные оттенки: неторопливый, вполголоса, но с «убеждающими» акцентами. Смена темпа в этом разделе ощущается как выразительный прием, полифоническое изложение переводит в психологическую сферу, которой сопутствует большая речевая гибкость и живость интонации. Эта часть «Фантазии», состоящая из двух построений, создает лирическое настроение. Музыкальный материал основан на новом тематическом материале новой тональности. Для этого раздела характерно сочетание народных интонаций с элементами джазового ритма и гармоний. В отдельных эпизодах фактура становится типично полифонической. Острота ритмического рисунка постепенно сглаживается. Слегка уловимое гиЬШо как бы сдерживается стройностью гармонического изложения, его полифоничностью.

Сдержанный характер середины пьесы уравновешивает быстрый темп крайних разделов. Постепенная динамизация, секвенции, расширение диапазона звучания подготавливает третий, реприз-ный раздел «Фантазии». В этом произведении на первый план выдвигается мощная жизненная сила ритма. Выделяясь среди других средств музыкальной выразительности ритм, становится движущей силой развития и формообразования.

Смена настроений, моменты эмоциональных подъемов и спадов напряжения легко улавливаются в «Фантазии» А. Макоева. Очень богата шкала динамических оттенков пьесы - от затаенного звука до ярких кульминационных подъемов. Произведение пронизывает единый сквозной пульс движения - это захватывающий своим динамизмом поток музыки. Особенностью сочинения является не поверхностное взаимодействие с национальным музыкальным искусством, а поиск версий и моделей, закодированных в более глубоких фольклорных пластах, переработанных с позиций современной техники композиции.

Примечания:

1. Хунагова Б.Д., Цей Б.А. Национальный стиль северокавказских литератур // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. 2014. Вып. 2. С. 241-246.

2. Бекмурзаева Р. Классик и современник осетинской музыки Ацамаз Макоев // Вести Республики (общественно-политическая газета Чеченской республики). 2013. № 94.

References:

1. Khunagova B.D., Tsey B.A. National style of the North Caucasus literatures // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. 2014. Iss. 2. P. 241-246.

2. Bekmurzaeva R. Atsamaz Makoev: Classic and contemporary of Ossetian music // News of the Republic (a socio-political newspaper of the Chechen Republic). 2013. No. 94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.