Научная статья на тему 'ДИВЕРСИФИКАЦИЯ РИСКОГЕННЫХ ФАКТОРОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ'

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ РИСКОГЕННЫХ ФАКТОРОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
69
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РИСКОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ / НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО ОПАСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / РЕАБИЛИТАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чабанова Светлана Сергеевна

В статье рассматриваются проблемы социализации подростков в неблагополучных семьях, влияние неблагополучия в семье на формирование рискованного поведения несовершеннолетних, а также социальные практики диверсификации рискогенных факторов социализации несовершеннолетних. Особое внимание уделено обобщению опыта работы ведущего социозащитного учреждения г. Сыктывкара по формированию реабилитационного пространства для несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIVERSIFICATION OF RISK FACTORS SOCIALIZATION OF MINORS WHO ARE IN A SOCIALLY DANGEROUS SITUATION

The article deals with the problems of socialization of adolescents in dysfunctional families, the impact of trouble in the family on the formation of risky behavior of minors, as well as social practices of diversifying the risk factors of socialization of minors. Particular attention is paid to the generalization of the experience of the leading social protection institution in Syktyvkar in the formation of a rehabilitation space for minors who are in a socially dangerous situation.

Текст научной работы на тему «ДИВЕРСИФИКАЦИЯ РИСКОГЕННЫХ ФАКТОРОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ»

Социальная экология

Научная статья / Original article

УДК 37.013.42

https://doi.org/10.34130/2306-6229-2022-4-74

Диверсификация рискогенных факторов социализации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении

Чабанова Светлана Сергеевна

Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, Сыктывкар, Россия,

[email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы социализации подростков в неблагополучных семьях, влияние неблагополучия в семье на формирование рискованного поведения несовершеннолетних, а также социальные практики диверсификации рискогенных факторов социализации несовершеннолетних. Особое внимание уделено обобщению опыта работы ведущего социозащитного учреждения г. Сыктывкара по формированию реабилитационного пространства для несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Ключевые слова: социализация, рискогенные факторы, неблагополучная семья, девиантное поведение, социально опасное положение, социальное сопровождение, реабилитационное пространство

Для цитирования: Чабанова С. С. Диверсификация рискогенных факторов социализации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении // Вестник Сыктывкарского университета. Серия 2. Биология, геология, химия, экология. 2022. № 4 [24). С. 74-81. https://doi.org/10.34130/2306-6229-2022-4-74

Diversification of risk factors socialization of minors who are in a socially dangerous situation

Svetlana S. Chabanova

Pitirim Sorokin Syktyvkar State University, Syktyvkar, Russia, [email protected]

Annotation. The article deals with the problems of socialization of adolescents in dysfunctional families, the impact of trouble in the family on the formation of risky behavior of minors, as well as social practices of diversifying the risk factors of socialization of minors. Particular attention is paid to the generalization of the experience of the leading social protection institution in Syktyvkar in the formation of a rehabilitation space for minors who are in a socially dangerous situation.

Keywords: socialization, risk factors, dysfunctional family, deviant behavior, socially dangerous situation, social support, rehabilitation space

For citation: Chabanova S. S. Diversification of risk factors socialization of minors who are in a socially dangerous situation. Vestnik Syktyvkarskogo universiteta. Seriya 2. Biologiya, geologiya, himiya, ekologiya = Syk-

tyvkar University Bulletin. Series 2. Biology, geology, chemistry, ecology, 2022. 4(24): 74-81 (In Russ.). https://doi.org/10.34130/2306-6229-2022-4-74

Проблема социализации подростков в неблагополучных семьях в современной России, несомненно, является актуальной. Под воздействием факторов, обусловленных трансформационными процессами, сложилась рискогенная ситуация, осложняющая социализацию подростков и способствующая проявлению различных форм отклоняющегося поведения.

Анализ различных источников показывает, что в настоящее время можно определить целые группы факторов риска социализации несовершеннолетних. По мнению Е. И. Казаковой, вероятностную опасность для ребенка составляют такие основные группы факторов, как психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных). Этой же позиции придерживается, например, В. Е. Летунова, выделяя такие риско-генные факторы, как медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни и т. д.); социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество и т. д.); психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т. д.); педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта и т. д.) [1].

Таким образом, понятие риска, рискогенных факторов социализации для подростка связывается с прогнозом жизнедеятельности и развития в определенный срок, который содержит в себе значимые проблемы, связанные с состоянием здоровья или отношениями с окружением: родителями, родственниками, учителями, сверстниками; в обучении или социальной адаптации.

В этих условиях в особо уязвимое положение попадают подростки, находящиеся в социально опасном положении. В соответствии с федеральным законодательством основными причинами попадания подростков в социально опасное положение являются следующие обстоятельства их жизни: воспитание в семье, где родители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей, отрицательно влияют на их поведение; жестокое обращение с несовершеннолетними в семье; воспитание в семье, где родители злоупотребляют родительскими правами; нахождение несовершеннолетних в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию; совершение подростками правонарушений и иных антисоциальных действий [2].

Как отмечает ряд исследователей, у многих несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, начинают появляться такие особенности личности, как заниженная самооценка, замкнутость, повышенная тревожность, ощущение нестабильности, чувство незащищенности среди близких людей, постоянное нервное напряжение, раздражительность [3-5]. Соответственно, осложнения в эмоционально-волевой сфере и поведении, условия воспитания не способствуют успешной социализации детей и подростков, ограничивают возможности их самореализации.

С целью изучения социально-психологических особенностей несовершеннолетних из семей, находящихся в социально опасном положении, под руководством кафедры социальной работы и психологии ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина» на базе ГБУ РК «Центр социальной помощи семье и детям города Сыктывкара» было проведено эмпирическое исследование с применением методики диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП - склонности к девиантному поведению), разработанной коллективом авторов (Э. В. Леус, САФУ им. М. В. Ломоносова; А. Г. Соловьев, СГМУ, г. Архангельск). Данная методика позволяет измерить степень дезадаптации у подростков с разными видами девиантного поведения: зависимого поведения, самоповреждающего поведения, агрессивного поведения, делинквентного поведения и др. В исследовании приняли участие 30 несовершеннолетних в возрасте от 12 до 18 лет.

Результаты проведенного исследования позволили выявить, что для несовершеннолетних, воспитывающихся в социально опасных семьях, характерна ориентация на социально обусловленное поведение, однако его сформированную модель имеют лишь 7 % опрошенных. Изучение степени сформированности модели делинквентного поведения испытуемых показало, что почти половина (47 %) несовершеннолетних находится в группе риска, т. е. у них имеется ситуативная предрасположенность к антисоциальному, противоречащему правовым нормам, угрожающему социальному порядку и благополучию окружающих людей поведению, включающем любые действия или бездействия, запрещенные законодательством. Оценка по шкале сформированности зависимого (аддиктивного) поведения у несовершеннолетних, воспитывающихся в семьях, находящихся в социально опасном положении, показала, что более чем у трети несовершеннолетних (36 %) выявлена ситуативная предрасположенность к зависимому поведению. По шкале оценки агрессивного поведения было выявлено, что для половины (50 %) испытуемых характерна ситуативная предрасположенность к агрессивному поведению, с помощью которой подростки упрямо отстаивают свое мнение исходя из потребности в свободе и самоопределении. Изучение уровня сформированности модели самоповреждающего (аутоагрессивного) поведения у несовершеннолетних показало, что в большинстве случаев (57 %) признаки аутоагрессивного поведения у несовершеннолетних не проявляются, однако каждый третий (37 %) респондент имел ситуативную предрасположенность к самоповреждающему поведению. Это свидетельствует об определенных особенностях характера - экстравертированности, высокой эмоциональности, потребности в контактах, вероятности демонстрации проявлений поведенческих девиаций у исследуемой группы несовершеннолетних. Кроме того, у 3 % подростков был выявлен высокий показатель по данной шкале, что говорит о недостаточном понимании несовершеннолетними уникальности и ценности жизни, которое должно прививаться родителями и ближайшим окружением подростка.

Изучение особенностей жизнедеятельности и проблем несовершеннолетних методом анкетирования показало, что более половины (60 %) опрошенных постоянно пропускают занятия в школе, имеют сложные, конфликтные отношения либо с учителями (35 %), либо с одноклассниками (20 %). Каждый пятый опрошенный (17 %) отмечает наличие постоянных ссор с родителями, 12 % указали на факты жестокого обращения в семье. Изучение структуры свободного времени несовершеннолетних, воспитывающихся в неблагополучных семьях, показало, что лишь 17 % респондентов в свободное время посещают кружки и секции, 60 % несовершеннолетних играют в компьютер или гуляют в компании друзей.

Таким образом, результаты эмпирического исследования показали, что социальное неблагополучие в семье определяет высокую степень риска проявления социально дез-адаптивных форм поведения несовершеннолетних, воспитывающихся в ней.

Для защиты и поддержки несовершеннолетних и их семей, оказания им помощи на государственном уровне, оперативного и качественного решения возникающих вопросов и проблем особенно актуальным становится формирование реабилитационного пространства для них.

В настоящее время в социальных учреждениях России разработан достаточно широкий арсенал форм, методов, технологий работы с детьми из семей, находящихся в социально опасном положении. Особое внимание уделяется внедрению инновационных социальных практик.

Изучение технологий формирования реабилитационного пространства несовершеннолетних из семей, находящихся в социально опасном положении, показало, что в настоящее время ряд регионов использует различные инновационные технологии: работу с сетью социальных контактов, социально-образовательный лифт, службу социальных участковых, междисциплинарное ведение случая, гейткипинг и т. д.

К современным методам, рассчитанным на изменение поведения несовершеннолетнего, который воспитывается в семье, находящейся в социально опасном положении, в сторону социальной адаптации относится индивидуальное социальное сопровождение семей. С целью внедрения социального сопровождения семей с детьми были специально разработаны модельная программа и методические рекомендации по ее применению [6]. Модельная программа подготовлена по результатам пилотного проекта по внедрению социального сопровождения семей с детьми, реализованного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, органами исполнительной власти Астраханской, Калужской, Новгородской, Тверской, Псковской областей и города Москвы при экспертно-методическом сопровождении Государственным автономным учреждением города Москвы «Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы».

Основной целью социального сопровождения семей с детьми в организациях социального обслуживания является помощь в решении медицинских, психологических, педагогических, юридических и социальных проблем, повышение качества их жизни, уровня социального обслуживания, в интересах предупреждения и преодоления семейного неблагополучия, сохранения семьи для ребенка. Важным направлением в рамках сопровождения является сохранение естественных механизмов развития подростков, предотвращение условий, способных деформировать характер; формирование у несовершеннолетнего потребности к саморазвитию, саморегуляции, самоизменению и самосовершенствованию, позитивных ценностных ориентаций, содействие в овладении социальной компетенцией; создание форм активной действенной социальной помощи конкретному ребенку и его родителям [7].

В Республике Коми также реализуются технологии социального сопровождения, направленные на диверсификацию рискованного поведения несовершеннолетних. Определенный интерес представляет опыт работы ГБУ РК «Центр социальной помощи семьи и детям города Сыктывкара» [8]. Главной целью данного учреждения является комплексное обслуживание семей с несовершеннолетними детьми и других лиц, нуждающихся в социальной защите, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов.

Значимое место в этой системе занимают проекты, реализуемые в рамках программы «Дети и молодежь группы риска в Баренцевом регионе»: «Невероятные годы»

- проект по улучшению детско-родительских отношений, повышению педагогической компетентности родителей; программа «Тренировка замещения агрессии - ART» реализуется с целью профилактики агрессивного поведения несовершеннолетних, воспитанию толерантности посредством тренингов; «Семейные групповые конференции» направлены на стабилизацию семейных взаимоотношений, повышение компетентности родителей в вопросах воспитания несовершеннолетних.

Важное место в системе профилактики правонарушающего поведения отводится методам и формам работы, направленным на развитие позитивных личностных ресурсов несовершеннолетних, в частности вовлечение их в социальные проекты и программы, включающие анимационные и спортивно-оздоровительные мероприятия для несовершеннолетних и их семей. Специалисты отделений организуют работу кружков в течение учебного года, проводят досуговые и тематические мероприятия. Особую популярность среди них имеет анимационный проект «Матч недели». Данный проект является одной из эффективных форм организации отдыха и оздоровления несовершеннолетних как «групп риска», так и из благополучных семей, особенно в летний период. Ежегодно в проекте принимают участие более двухсот ребят со всего города, в том числе из отдаленных микрорайонов. На протяжении всего лета еженедельно ребята встречаются на футбольных площадках города. В конце каждого летнего месяца проводятся товарищеские матчи и выявляются лучшие игроки.

B целях организации семейного досуга, в том числе для несовершеннолетних противоправного поведения и их семей, в г. Сыктывкаре реализуется проект по созданию семейных игротек, получивший поддержку из республиканского бюджета Республики Коми. Суть проекта заключается в том, что дети и подростки, а также сыктывкарские семьи, придя в любое из отделений, могут выбрать любую понравившуюся им настольную игру и сыграть в нее. Богатый арсенал настольных игр позволяет учесть интересы посетителей любого возраста.

Для профилактики правонарушений и диверсификации рискованного поведения среди несовершеннолетних на базе социальных учреждений организуется работа по реализации профильных, профориентационных смен. В календарные планы летних площадок ГБУ РК «Центр социальной помощи семье и детям города Сыктывкара» включены мероприятия, проводимые сотрудниками отряда МЧС, МВД, ГИБДД, учреждений дополнительного образования детей, Союза ветеранов Афганистана, общественных молодежных организаций.

На протяжении многих лет на базе отделения профилактики безнадзорности, социального сиротства несовершеннолетних «Подросток» ГБУ РК «Центр социальной помощи семье и детям города Сыктывкара» в период летних каникул в рамках программы «Быть достойным» эффективно функционирует профильный военно-спортивный лагерь. Деятельность данного лагеря направлена на содействие военно-профессиональной ориентации подростков, приобщение несовершеннолетних к изучению военной истории, формирование качеств и умений, необходимых солдату, раскрытие различных вариантов поведения, следование которым позволяет достойно выйти из конфликтов без применения насилия, повышение собственной ответственности подростков за свои действия.

Традиционно особое место в системе мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних занимает их трудоустройство в летний период. Из наиболее значимых мероприятий, благодаря проведению которых также удается сдерживать рост уровня преступности и правонарушений среди несовершеннолетних, следует отметить объединение подростков в такие формы занятости, как специализиро-

ванные трудовые отряды. Например, отряд «Тимуровец» (г. Вуктыл Республики Коми) занимается озеленением, уборкой мусора в школьных дворах, городских скверах и парках, ремонтом спортивных площадок, спортивного инвентаря, наглядно-учебных пособий и книг, школьной мебели и кабинетов, музеев, складских помещений, уходом за одинокими и пожилыми людьми, ветеранами Великой Отечественной войны и др.

В соответствии с Законом Республики Коми № 148-РЗ «О некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Коми» ежегодно проводятся межведомственные рейды с целью снижения количества несовершеннолетних, находящихся в ночное время без сопровождения родителей; осуществляется социальное патрулирование несовершеннолетних и семей группы риска; проводятся операции «Занятость», «Подросток», «Хмель».

С целью социального сопровождения несовершеннолетних противоправного поведения ГБУ РК «Центр социальной помощи семье и детям города Сыктывкара» наладил тесное сотрудничество с ГУФСИН России по Республике Коми. Ежегодно разрабатывается подробный план совместной деятельности. Данный план мероприятий четко обозначен в социальных картах несовершеннолетних осужденных без изоляции от общества.

В соответствии с совместным планом работы со всеми подростками противоправного поведения и их семьями проводится профилактическая и реабилитационная работа, оказываются социально-педагогические, социально-психологические и другие услуги. Вся проделанная коррекционно-реабилитационная работа с несовершеннолетними за период социального контроля отражается в социальной карте. Данные записи в социальных картах позволяют отследить тенденцию повторных преступлений или правонарушений среди несовершеннолетних, охарактеризовать эффективность проделанной работы.

В ГБУ РК «Центр социальной помощи семье и детям города Сыктывкара» на базе отделения экстренной психологической помощи населению реализуется проект «Ресурс». Данный проект направлен на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних, в том числе повторных. Задачи проекта заключаются в оказании комплексной социальной и психологической помощи несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом (совершивших правонарушения и преступления), и подросткам с де-виантным поведением, развитии у несовершеннолетних навыков конструктивного социального общения, организации активного досуга несовершеннолетних и повышении психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания данной категории детей. В результате у подростков снижается риск повторных правонарушений, они научаются грамотно разрешать конфликты и конструктивными способами снимать накопившееся негативное напряжение. У родителей повышается компетентность в вопросах помощи и поддержки своим детям, стабилизируется эмоциональный фон семейных отношений, налаживается диалог между родителями и детьми.

В системе ресоциализации несовершеннолетних рискованного поведения активно используется такая форма работы, как «Родительские встречи» (беседа с родителями подростков с девиантным поведением, совершивших правонарушения, состоящих на контроле ГБУ РК «ЦСПСиД г. Сыктывкара» и ГУФСИН). Главная цель заключается в том, чтобы непосредственно с родителями можно было обсудить проблемы детей и семьи, найти пути решения создавшейся проблемы.

Таким образом, можно заключить, что в настоящее время в г. Сыктывкаре социоза-щитными учреждениями организуется колоссальная работа с несовершеннолетними, испытывающими трудности в социализации, и их семьями. Однако для успешной социализации ребенка этого недостаточно. Для повышения эффективности работы социальных субъ-

ектов по диверсификации рискованного поведения несовершеннолетних необходим обмен опытом, повышение квалификации и переподготовка специалистов, работающих с данной категорией, организация соответствующих форумов и конференций с целью обследования проблемных полей формирования реабилитационного пространства для детей и подростков, воспитывающихся в социально неблагополучных семьях.

Список источников

1. Летунова В. Е. Программа «Дети группы риска в системе работы ППМС-центра». СПб., 1998. С. 8.

2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федеральный закон 120-ФЗ от 24 июня 1999 г. URL: https://base.garant.ru/12116087/ (дата обращения: 18.09.2022).

3. Дементьева И. Ф. Издержки социализации детей в неблагополучной семье // Социальная педагогика. 2011. № 6. С. 99-106.

4. Иванова Н. П., Бобылева И. А., Заводилкина О. В. Ребенок в неблагополучной семье: показатели диагностики // Социальная педагогика. 2010. № 3. С. 97-103.

5. Рычкова М. А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика. М.: ГНОМ и Д, 2008. 96 с.

6. Социальное сопровождение семей с детьми : информационно-методический сборник. М.: ИДПО ДТСЗН, 2015. 242 с.

7. Басалаева Н. В., Казакова Т. В., Захарова Т. В., Колокольникова З. У., Лобанова О. Б., Коршунова В. В. Психолого-педагогическое сопровождение подростков, находящихся в социально опасном положении // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. Ч. 1. 8 с. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17142 (дата обращения: 18.09.2022).

8. Сборник программ, проектов и технологий, реализуемых ГБУ РК «Центр социальной помощи семьям и детям г. Сыктывкара». Сыктывкар, 2017. 56 с.

References

1. Letunova V. E. Programma «Deti gruppy riska v sisteme raboty PPMS-centra» [Program "Children at risk in the system of work of the PPMS Center"]. Saint Petersburg, 1998. P. 8. (In Russ.).

2. Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih : federal'nyj za-kon 120-FZ ot 24 iyunya 1999 g. [On the basics of the system for the prevention of neglect and juvenile delinquency : federal Law 120-FZ of June 24, 1999]. Available at: https://base.garant.ru/12116087/ (accessed: 18.09.2022). (In Russ.).

3. Dement'eva I. F. Costs of socialization of children in a dysfunctional family. Social'naya pedagogika [Social Pedagogy]. 2011. № 6. Pp. 99-106. (In Russ.).

4. Ivanova N. P., Bobyleva I. A., Zavodilkina O. V. A child in a dysfunctional family: diagnostic indicators. Social'naya pedagogika [Social Pedagogy]. 2010. № 3. Pp. 97-103. (In Russ.).

5. Rychkova M. A. Dezadaptivnoe povedenie detej: diagnostika, korrekciya, psihoprofilaktika [Maladaptive behavior of children: diagnosis, correction, psychoprophylaxis]. Moscow: Publishing House «GNOM i D», 2008. 96 p. (In Russ.).

6. Social'noe soprovozhdenie semej s det'mi: Informacionno-metodicheskij sbornik [Social support for families with children: Information and methodological collection]. Moscow: Publishing House "IDPO DTSZN", 2015. 242 p. (In Russ.).

7. Basalaeva N. V., Kazakova T. V., Zaharova T. V., Kolokol'nikova Z. U., Lobanova O. B., Korshunova V. V. Psychological and pedagogical support for adolescents in a socially dangerous situation. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2015. № 2. Iss. 1. 8 p. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17142 (accessed: 18.09.2022). (In Russ.).

8. Sbornik programm, proektov i tekhnologij, realizuemyh GBU RK «Centr social'noj pomoshchi sem'yam i detyam g. Syktyvkara» [Collection of programs, projects and technologies implemented by the State Budgetary Institution of the Republic of Komi "Center for Social Assistance to Families and Children in Syktyvkar"]. Syktyvkar, 2017. 56 p. (In Russ.).

Информация об авторе/Information about the author

Чабанова Светлана Сергеевна

кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой социальной работы, доцент

Svetlana S. Chabanova

Head of the Social Work Department, Candidate of Pedagogical Sciences,

Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, Сыктывкар, Россия, 167001, Коммунистическая ул., 25

Pitirim Sorokin Syktyvkar State University 25, Kommunisticheskaya street, Syktyvkar, 167001, Russia

Статья поступила в редакцию / The article was submitted Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing Принята к публикации / Accepted for publication

21.09.2022 26.09.2022 03.10.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.