Вестник экономики, права и социологии, 2021, № 3, Обзорные статьи
УДК 364.07
Комплексный межведомственный подход в работе с семьей и несовершеннолетними
Больницкая А.Н.
Кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Арктического научно-исследовательского центра Академии наук Республики Саха (Якутия) (г. Якутск)
Одним из направлений государственной политики в сфере социальной работы является повышение эффективности межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия. Эффективность межведомственного взаимодействия определяет качество социальной работы с семьей и несовершеннолетними. В статье представлены основные направления и особенности формирования комплексной межведомственной работы с семьей и несовершеннолетними. В рамках комплексного подхода сделан обзор объектов социальной работы, а также рассмотрены отдельные направления межведомственной работы с такими категориями детей, как дети-инвалиды, дети - жертвы насилия, дети из малоимущих семей, дети-сироты, несовершеннолетние правонарушители и т.д. Выделены основные проблемы развития комплексной работы с семьей и несовершеннолетними на уровне отдельного региона.
Ключевые слова: комплексный межведомственный подход, межведомственное взаимодействие, семья, несовершеннолетние, социальная работа, социальная защита детей, межведомственное взаимодействие
Одним из направлений социальной работы является комплексная работа с семьей и несовершеннолетними. Цель работы - создание условий для позитивной социализации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, индивидуализация, адаптация и интеграция в социум детей. Семья - основа для формирования гармоничной здоровой личности, место усвоения совокупности социальных норм и образцов поведения. Социальная работа с семьей сегодня направлена на профилактику семейных конфликтов, решение повседневных семейных проблем, выход из кризисных ситуаций, укрепление и развитие позитивных семейных отношений и ценностей, восстановление внутренних ресурсов членов семьи, а также финансовой стабильности. Двумя главными функциями семьи являются первичная социализация и стабилизация личности. Если первая это процесс освоения культурных норм в раннем детстве, то вторая подразумевает эмоциональную поддержку членов семьи в зрелом возрасте [1, с. 157]. Неотъемлемым правом ребенка является воспитание и развитие в нормальных условиях, подразумевающих обеспе-134
чение питанием, уходом, ответственным отношением родителей к здоровью детей.
За последние десятилетия в современном обществе произошли значимые социальные изменения, возникли новые и трансформировались старые социальные явления и процессы, отразившись на различных аспектах жизнедеятельности человека - нестабильность трудовой занятости, кризис семьи, социальное расслоение, рост неблагополучных и малоимущих семей, нарастание конфликтов в семьях в результате девиантного поведения членов семьи (алкоголизм, наркомания, игромания, интернет зависимость и др.). Эти процессы формируют систему новых социальных отношений, меняют структуру семьи и отношения в семье. Новая социальная реальность ставит новые вызовы социальной работе, влияя на способы и методы работы, в том числе с учетом особенностей каждой конкретной семьи.
Дети - это важнейший человеческий ресурс, обеспечивающий воспроизводство жизни в социальном мире. Создание условий для обеспечения благополучного и защищенного детства стало одним из ос-
новных приоритетов социальной политики России. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила готовность к созданию необходимых условий по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей. В стратегических государственных документах России обозначены основные направления развития системы социальной защиты и поддержки семей с детьми. Согласно Концепции государственной семейной политики на период до 2025 г., задачами государственной семейной политики стали: обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства; профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности; повышение эффективности системы социальной защиты семей с несовершеннолетними детьми, вовлеченными в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства и др. [2]. В рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации приоритетными направлениями государственной демографической политики стали: поддержка семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, обеспечение защиты прав детей, раннее выявление нарушений в состоянии здоровья детей и подростков, развитие и внедрение высокоэффективных методов лечения в педиатрии [3].
Государственная политика в отношении семьи и детства - это часть системы государственного управления. Ее особенности определяются конституционным устройством государства, в частности, федеративным устройством. Одним из основных принципов управления федеративным государством является разделение полномочий и предметов ведения между уровнями власти. Важной особенностью системы органов публичной власти России является наличие предметов совместного ведения РФ и ее субъектов. В соответствии со ст. 77 Конституции РФ, «в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации» [4].
К ведению РФ относится установление основ федеральной политики в области социального развития. К совместному ведению РФ и субъектов федерации относятся: координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; создание условий для достойного воспи-
тания детей в семье; социальная защита, включая социальное обеспечение. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, малоимущих граждан и др. [5].
Еще один характерный признак управления в системе социальной защиты семьи и детства - это участие органов местного самоуправления. Кроме вопросов местного значения, органы местного самоуправления могут исполнять отдельные государственные полномочия, переданные им органами государственной власти. Например, в Республике Саха (Якутия) (далее - РС(Я)) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС(Я) наделены отдельными государственными полномочиями по исполнению функций комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; по осуществлению деятельности по опеке и попечительству; по выплате единовременных пособий при всех формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, переданными органам государственной власти РС(Я); по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.
Комплексная работа в регионах осуществляется в рамках федеральных законов, законов субъектов РФ и иных нормативно-правовых актов. На уровне регионов принимаются программы, планы по развитию системы профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, профилактике правонарушений несовершеннолетних, жестокого обращения с детьми и т.д.
Основными объектами комплексной социальной работы являются дети-жертвы насилия, несовершеннолетние правонарушители, дети-инвалиды, дети-сироты и дети из малоимущих семей. Далее вкратце рассмотрим основные направления деятельности Российской Федерации по социальной защите и помощи данных категорий детей, в том числе на региональном уровне - на примере Республики Саха (Якутия).
1. Дети - жертвы насилия
Семья не всегда может быть источником комфорта, любви и мира, в ней могут быть эксплуатация, насилие, одиночество и т.д. Домашнее насилие стало одним из острых и резонансных проблем общества. Страдают от данного явления все члены семьи, однако наиболее подвержены рискам женщины и дети. Неравные властные взаимоотношения в семье, вплоть до физического насилия наносят огромный ущерб здоровью детей. По данным Следственного комитета РФ, ежегодно в России в отношении
детей совершается более 90 тыс. преступлений, в том числе в результате жестокого обращения. При этом ребенок может быть как объектом насилия, так и зрителем в случае, если насилию подвергается другой член семьи. Последнее также наносит психологический вред здоровью ребенка, определяя его жизненный профиль. Как известно, дети, пережившие насилие либо выросшие в атмосфере насилия, сами в дальнейшем имеют предрасположенность к жестокому обращению.
В научной литературе, как правило, выделяется следующая классификация форм насилия: физическое, сексуальное, психическое насилие, а также особый вид насилия - отсутствие заботы. Научные и правовые дискуссии вызывают толкование понятий, квалифицирование форм насилия, характер юридической ответственности и т.д. Эксперты на основе норм законодательства и правоприменительной практики делают вывод, что термины «жестокое обращение» и «насилие» тождественны [6]. При этом факт жестокого обращения с детьми не всегда поддается однозначной трактовке, поскольку оно может быть выражено в явной, открытой форме, а может иметь неочевидный характер. Данное обстоятельство представляет трудности для квалифицирования жестокости в семье и принятия решений органами опеки попечительства об изъятии ребенка из семьи в связи с попаданием в опасную жизненную ситуацию.
В Республике Саха (Якутия) в целях организации оказания комплексной оперативной помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения и насилия и их семьям был принят «Порядок оперативного реагирования и межведомственного взаимодействия при оказании экстренной помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения и насилия, их семьям, а также при их реабилитации и сопровождении» [7]. Данный документ определил алгоритм взаимодействия основных субъектов системы - органов государственной власти, местного самоуправления, различных организаций при оказании экстренной помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения и насилия.
Большая роль в социальной работе с данной категорией детей отводится организациям социального обслуживания, в том числе центрам психологической поддержки. В Республике Саха (Якутия) для работы с данной категорией действуют различные психологические службы, в том числе Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи в рамках которого образована Мобильная кризисная служба. Мобильный кризисный центр осуществляет комплексное сопровождение как детей, ставших жертвами насилия, так и семьи в целом. За 2018 год в адрес службы поступили сообщения о 291 фактах насилия. В работу Мобильной кризисной службы принято 154 факта, из них 95 136
фактов сексуального насилия, 52 факта физического насилия и 8 фактов психологического насилия над несовершеннолетними [8].
2. Дети из малоимущих семей
Одной из основных задач региональной социальной политики является обеспечение достойного уровня и качества жизни семьям с детьми, в том числе через предоставление им комплекса социальных услуг и социальной помощи. Именно бедность населения выступает одной из главных причин возникновения социальных проблем - наличие детей, испытывающих трудности в социальной адаптации; наличие внутрисемейного конфликта, насилие в семье; отсутствие определенного места жительства; отсутствие средств к существованию, социальное исключение. По данным официальной статистики, в российском обществе семьи с детьми обладают одним из самых высоких рисков попадания в категорию малоимущих семей. По данным выборочного исследования бюджетов домашних хозяйств, в 2017 г. доля малоимущих домашних хозяйств с детьми в возрасте до 16 (18) лет в процентах к общей численности малоимущих домашних хозяйств по РФ составила 81 %, по Республике Саха (Якутия) - 86,7 % [9]. Характерный признак структуры семьи в республике - распространенность многодетных семей. По результатам Всероссийской переписи 2010 г., численность женщин с 3 и более детьми в Республике Саха (Якутия) составила 30,2 % от числа женщин, указавших рождение хотя бы одного ребенка, в то время как в целом по РФ эта цифра составила 16,5 % [10]. Именно многодетность семьи, как правило, коррелирующая с уровнем материального обеспечения, часто выступает фактором наступления бедности и возникновения трудной жизненной ситуации.
Сегодня меры социальной поддержки семей с детьми осуществляются на основе и федеральных, и региональных законов. Семьи с детьми имеют право на получение пособий по уходу за ребенком до 3 лет, денежные выплаты на детей до 7 лет, пособий на ребенка до 16 лет и т.д. Кроме того, на уровне регионов реализуются различные меры социальной поддержки малоимущих семей - социальный контракт, помощь в газификации домов, адресная материальная помощь.
3. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
К сожалению, многие социальные проблемы являются постоянными спутниками общества, они становятся частью социальных отношений. Одна из таких проблем - сиротство, в том числе социальное сиротство. Социальное сиротство характерно для разных обществ независимо от уровня социально-экономического развития. Как правило, дети остаются сиротами в результате семейного неблагополучия - алкоголизации, наркомании, преступности,
бедности родителей и т.д. Государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей. В Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» используются следующие понятия: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей [11].
Под социальным сиротством понимают социальное явление, которое обуславливается наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д., а также «скрытых сирот», к которым относят детей, проживающих в неблагополучных семьях, и чье положение скрыто от государства, и они долгое время не получают помощи. В Республике Саха (Якутия) общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период с 2017 по 2019 гг. увеличилось на 2,2 % и составило 4 481 ребенок [10]. Увеличивается численность граждан, лишенных родительских прав; в период с 2017 по 2019 гг. их число увеличилось с 366 до 497, т.е. на 4,3 % (табл. 1).
Таблица 1 Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [12]
Наименование 2017 г. 2018 г 2019 г.
Общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, чел. 4383 4355 4481
Из них: впервые выявлено, чел. 590 616 674
находящиеся на воспитании в семьях, чел. 3796 3680 3905
По данным Министерства труда и социального развития РС(Я), доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на семейные формы устройства, к общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выросла с 86,6 % в 2017 г. до 87,1 % в 2019 г. Число приемных семей в 2019 г. достигло 225.
Главная цель государственной политики по развитию системы профилактики социального сиротства - модернизация системы профилактики социального сиротства, которая предполагает переход от традиционной системы к современной модели. Основными характеристиками последней являются профилактика и ранняя помощь семье, межведомственное взаимодействие, междисциплинарный подход в работе специалистов, адресный принцип работы, технология работы со случаем, а также рассмотрение семьи как полноценного партнера в про-
цессе реабилитации, что предполагает работу не только с ребенком, но и его окружением, вовлечение и сотрудничество, стимулирование собственных ресурсов семьи [13, с. 7].
Одним из значимых вех развития системы профилактики социального сиротства стала реформа учреждений для детей-сирот. В 2014 г. было принято Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», определившее контуры реформирования системы учреждений для детей-сирот. Произошла переориентация институциаль-ных учреждений на открытый формат работы, ограничение срока пребывания детей в учреждениях, введение индивидуального плана устройства детей и другие [14, с. 453].
В рамках этих нововведений в республике за последние годы произошло перепрофилирование детских домов в центры помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В 2020 г. государственное бюджетное учреждение «Городской специализированный дом ребенка» переименован в ГБУ РС(Я) «Республиканский центр содействия семейному воспитанию». Численность детей, находящихся в центрах, в 2019 г. составила 228 чел., за три последних года наблюдается снижение количества детей, находящихся в данных учреждениях, на 10,9 %.
Несмотря на позитивные тенденции, в системе сохраняются старые и возникают новые проблемы. Например, специалисты отдела опеки и попечительства Окружной администрации г. Якутска отмечают следующие проблемные вопросы, которые являются актуальными для всех городов и районов РС(Я): 1) недостатки подготовки граждан к приему и воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; низкая психолого-педагогическая готовность замещающих родителей; неподготовленность близких родственников; противоречия между интересами ребенка и замещающими родителями; 2) недостаточная организация работы по сопровождению и оказанию помощи таким семьям; отсутствие профессиональной подготовки кадров для данной службы; недостаточность штатных единиц отдела опеки и попечительства г. Якутска; недостаток в г. Якутске профессиональных служб сопровождения, кризисных центров, кабинетов, социальных приютов, социальных гостиниц, медико-социальных кабинетов; отсутствие кризисных центров для лиц, прошедших лечение от алкоголизма, в том числе для их последующего сопровождения; недостаток психотерапевтов [15].
4. Дети с отклоняющимся поведением
Еще одна категория детей, требующая особого внимания и подхода, дети с отклоняющимся поведением, в том числе несовершеннолетние правона-
рушители. Девиация - это отклонение поведения от социальных норм в силу различных причин. Формами девиации поведения детей являются: правонарушения, преступность, пропуски занятий по неуважительным причинам, суицид, самовольный уход из дома и т.д.
Согласно статистике, ежегодно несовершеннолетними или при их соучастии совершается более 40 тыс. преступлений [12, с. 42]. Число преступлений, совершенных несовершеннолетними, с 2010 по 2019 гг. сократилось на 47,1 % с 78,5 тыс. в 2010 г. до 41,5 тыс. по итогам 2019 г. [16, с. 260]. При этом основной причиной снижения детской преступности являются объективные демографические процессы - сокращение общего количества детей в составе населения. Детская преступность в РФ сохраняется на достаточно высоком уровне, несмотря на реализуемые меры профилактики правонарушений несовершеннолетних граждан.
Как показывает статистика, каждый девятый несовершеннолетний совершает преступление в состоянии алкогольного опьянения, кроме того, увеличивается количество тяжких и особо тяжких преступлений [12, с. 43].
Реализация комплексной межведомственной работы с несовершеннолетними правонарушителями идет в рамках основных направлений государственной политики в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основными задачами которой стали снижение количества правонарушений, реализация права каждого ребенка жить и воспитываться в семье, защита прав несовершеннолетних; повышение эффективности межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; внедрение новых технологий и методов профилактической работы; повышение уровня профессиональной компетентности специалистов системы и др. [17].
5. Дети-инвалиды
Одна из актуальных социальных проблем - детская инвалидность. Дети-инвалиды - это особая категория среди инвалидов, требующая внимания со стороны общества и государства. Объективные физиологические и социальные ограничения могут повлиять на первичные паттерны усвоения общественного опыта, негативно отражаясь на процессах социализации детей, определяя реализацию конкретного жизненного проекта [18, с. 121]. В этих условиях большое значение имеет комплексная работа по раннему выявлению и профилактике нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности, а также по развитию, интеграции семей с детьми-инвалидами в общество. 138
7000
6800
6600
6400
6200
6000
5800
5600
5400
Численность детей-инвалидов в Республике Саха (Якутия) в 2019 г. составила 6485 чел. (рис. 1). В период с 2015 по 2019 гг. наблюдается рост численности детей-инвалидов на 562 чел., что составило 9,4 % [9].
Системные меры по реализации прав инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в российском обществе были предприняты после ратификации в 2012 г. Конвенции о правах инвалидов, которая была принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. Результатом этой работы стало принятие двух стратегических документов -Государственная программа «Доступная среда» [19] и Концепция развития ранней помощи [20].
В рамках данных документов формировалась региональная правовая база комплексной системы помощи семьям с детьми-инвалидами. Сегодня в республике действует порядок межведомственного взаимодействия при оказании ранней помощи, сформирован единый реестр детей, нуждающихся в услугах ранней помощи, образован единый ресурсный методический центр ранней помощи, а также созданы службы ранней помощи, предоставляющие услуги ранней помощи детям и их семьям [21].
Спектр проблем семьи предопределяет комплексный характер работы, т.е. участие в работе органов государственной власти, в том числе исполнительных органов государственной власти, регулирующих деятельность разных сфер общественной жизни, органов местного самоуправления, а также негосударственных и государственных организаций. В свою очередь многосубъектность социальной работы предполагает в качестве одного из основных принципов межведомственное взаимодействие. Межведомственное взаимодействие - это система взаимоотношений (межведомственной работы) участников системы профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства. С учетом объектов социальной работы основными направлениями государственной политики в рамках
-1
-4
-7
-10
2005
2010
2015
2017
2018
2019
•(+/-), в %
| Численность детей-инвалидов, чел.
Рис. 1. Численность детей-инвалидов в Республике Саха (Якутия) [9]
комплексной работы с семьей и несовершеннолетними являются:
- профилактика социального сиротства;
- профилактика жестокого обращения с детьми;
- раннее выявление нарушений в состоянии здоровья детей и подростков, формирование системы комплексной реабилитации детей-инвалидов;
- профилактика правонарушений несовершеннолетних;
- адресная материальная помощь малоимущим семьям.
В рамках своей работы органы и учреждения руководствуются федеральным и региональным законодательством. Федеральные органы государственной власти систематизируют практику реализации мер, разрабатывают методические рекомендации и инструкции по основным направлениям работы органов и учреждений системы. Например, Министерство образования РФ для оптимизации системы рекомендует совершенствовать законодательную базу, разграничить функции между участниками взаимодействия, упорядочить полномочия, оптимизировать работу координатора межведомственной работы, проработать научно-методическое обоснование комплексной работы, решить вопросы обеспечения квалифицированными кадрами, организовать единое информационное пространство [22].
В разные годы в Республике Саха (Якутия) были реализованы: План действий по защите несовершеннолетних от насилия и жестокого обращения на 2010-2012 г., Проектная программа РС(Я) «Семья для ребенка» на 2012-2015 годы, Комплексная программа РС(Я) по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, социальному сопровождению несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, на 2010-2012 г. и др.
Безусловно, реализация мер в рамках комплексной социальной работы с семьей и несовершеннолетними на практике испытывает разнородные проблемы. Например:
- недостаточно согласованное межведомственное взаимодействие в результате разобщенности государственных учреждений, отсутствии единых алгоритмов, порядков межведомственной работы, а также пробелов в сфере законодательного регулирования межведомственного взаимодействия;
- дублирование функций между органами и учреждениями в рамках межведомственного взаимодействия;
- низкая эффективность социальной работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Основной институт социальной работы в системе комплексной работы - это организации, предоставляющие различные социальные услуги. В систему организаций входят как государственные, так и негосударственные организации. Сеть государственных учреждений - подведомственные учреж-
дения различных органов государственной власти. Например, в системе социального обслуживания государственные учреждения предоставляют приблизительно 90 % всех социальных услуг гражданам, нуждающимся в получении социальных услуг. Одним из направлений социальной политики государства является расширение участия негосударственного сектора экономики в оказании услуг в социальной сфере, в том числе развитие негосударственных форм социального обслуживания.
В Республике Саха (Якутия) в систему социальных служб по работе с семьей и детьми входят: центры помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, кроме того, работают службы экстренного реагирования - мобильная кризисная служба, центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи, телефон доверия.
В рамках сферы образования выстроена система медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ. Она включает:
- 6 центров психолого-педагогического и медико-социального сопровождения;
- 18 муниципальных (территориальных) психолого-медико-педагогических комиссий;
- 11 служб ранней помощи;
- 472 социально-психологические службы образовательных организаций;
- 708 школьных консилиумов;
- 605 постов формирования здорового образа жизни;
- 104 школьные службы примирения [23].
Таким образом, комплексная межведомственная
работа - это многоуровневое взаимодействие различных субъектов социальной системы (органов государственной и муниципальной власти, государственных и негосударственных организаций) по организации совместной работы по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних граждан, а также оказания им своевременной помощи и профилактики формирования социального сиротства [24, с. 48]. Спектр социальной помощи включает: предоставление социальных услуг в рамках социального обслуживания, мер социальной поддержки, предоставление помощи в рамках государственного пенсионного и обязательного социального страхования, в рамках профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия.
Литература:
1. Гидденс Э. Социология / Перев. с англ. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - 632 с.
2. Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года». - URL: https://intemet.garant.m/#/document/70727660/ paragraph/2/doclist/5776/showentries/0/highlight/ Об%20утверждении%20Концепции%20госу-дарственной%20семейной%20политики%20 в%20Российской%20Федерации%20на%20пе-риод%20до%202025%20год:28 (дата обращения: 10.02.2021).
3. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». - URL: // https://internet.garant. ru/#/document/194365/paragraph/2/doclist/5773/ showentries/0/highlight/О%20Концепции%20дол-госрочного%20социально-экономического%20 развития%20Российской%20Федерации%20 на%20период%20до%202020%20года:25 (дата обращения: 10.02.2021).
4. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). - URL: https://internet.garant. ru/#/document/10103000/paragraph/25045/ doclist/5765/showentries/0/highlight/Конститу-ция%20РФ:23 (дата обращения: 10.02.2021).
5. Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». - URL: https://mternet.garant.ru/#/document/12117177/ paragraph/1947330/doclist/5761/showentries/0/ highlight/0б%20общих%20принципах%20орга-низации%20законодательных%20%20предста-вительных%20%20и%20исполнительных%20 органов%20государственной%20власти%20 субъектов%20Российской%20Федерации21 (дата обращения: 10.02.2021).
6. Галкин Д.В. Жестокое обращение: проблемы толкования и доказывания // Lex Russica. - 2016. - № 4. - С. 88-94.
7. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2014 г. № 354 «О Порядке оперативного реагирования и межведомственного взаимодействия при оказании экстренной помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения и насилия, их семьям, а также при их реабилитации и сопровождении». - URL: https://internet.garant. ru/#/document/26751138/paragraph/1/doclist/5753/ showentries/0/highlight/О%20Порядке%20опе-ративного%20реагирования%20и%20межве-домственного%20взаимодействия%20при%20
оказании%20экстренной%20помощи%20несо-вершеннолетним,%20пострадавшим%20от%20 жестокого%20обращения%20и%20насилия,%20 их%20семьям,%20а%20также%20при%20 их%20реабилитации%20и%20сопровожде-нии:19 (дата обращения: 10.02.2021).
8. Отчет деятельности ГБУ РС (Я) «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи» за 2018 год. - URL: http://psycentr-ykt.ru/ uploads/docs/otchet/svodniy%20otchet%202018. pdf. (дата обращения: 10.02.2021).
9. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Саха (Якутия). Статистический сборник. - Якутск: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия), 2017. - 340 с.
10. Демографический ежегодник Республики Саха (Якутия): Стат. сборник. - Якутия, 2020. - 265 с.
11. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». - URL: https://internet.garant.ru/#/ document/10135206/paragraph/12398/doclist/5711/ showentries/0/highlight/О%20дополнитель-ных%20гарантиях%20по%20социальной%20 поддержке%20детей-сирот%20и%20детей,%20 оставшихся%20без%20попечения%20родите-лей:12 (дата обращения: 10.02.2021).
12. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) в 2019 году. - URL: https://deti.sakha.gov.ru/news/front/ view/id/3170884 (дата обращения: 10.02.2021).
13. Реализация государственной семейной политики в сфере профилактики социального сиротства: опыт Томской области: Сб. статей и нормативно-правовых документов. - Томск: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2009. - 160 с.
14. Альшанская Е., Гарифулина Э., Гезалов А., Рахманова Г. Новый этап развития российской системы устройства детей-сирот: постановление правительства № 481 глазами экспертов // Журнал исследований социальной политики. - 2017. - Т. 15. - № 3. - С. 453-464.
15. Резолюция по итогам заседания Консультативного совета СУ СК России по Республике Саха (Якутия) по вопросам оказания помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по теме «Организация и осуществление контроля органами опеки и попечительства за соблюдением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в замещающие семьи (приемные семьи)» от 26.12.2018. - URL: https://ykt.sledcom.
ru/upload/site73/Rezolyutsiya__2%202018.pdf
(дата обращения: 10.02.2021).
16. Российский статистический ежегодник. 2020: Стат. сб. - М.: Росстат, 2020. - 700 с.
17. Распоряжение Правительства РФ от 22 марта 2017 г. № 520-р «Об утверждении Концепции
развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года и плана мероприятий на 2017-2020 годы по её реализации». - URL: https://mternet.garant.ru/#/document/71643618/ paragraph/1/doclist/5620/showentries/0/highlight/ Концепции%20развития%20системы%20профи-лактики%20безнадзорности:7 (дата обращения: 10.02.2021).
18. Больницкая А.Н. Инвалиды и общество // Мониторинг общественного мнения. - 2014. - № 4. -С. 119-127.
19. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда». - URL: https://internet.garant. ru/#/document/72216666/paragraph/1/doclist/5589/ showentries/0/highlight/Доступная%20среда:2 (дата обращения: 10.02.2021).
20. Распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2016 г. № 1839-р «О концепции развития ранней помощи в РФ на период до 2020 г.». - URL: https://internet.garant.ru/#/document/71481134/ paragraph/1:5 (дата обращения: 10.02.2021).
21. Приказ Министерства труда и социального развития РС(Я) от 23 апреля 2019 г. «Об утверждении мероприятий, направленных на развитие системы ранней помощи в РС(Я)». - URL: https:// mintrud.sakha.gov.ru/prikaz-mintruda-rsja-ot-23042019-489-od (дата обращения: 10.02.2021).
Обзорные статьи
22. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2016 г. № 07-3188 «О направлении методических рекомендаций». - URL: https://internet.garant.ru/#/document/71481180/ paragraph/1/doclist/5627/showentries/0/highlight/ Письмо%20Министерства%20образования%20 и%20науки%20РФ%20от%2028%20июля%20 2016%20г.%20№/о2007-3188:9 (дата обращения: 10.02.2021).
23. Указ Главы РС(Я) от 16 декабря 2019 г. № 900 (ред. от 13.03.2020) «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы и на плановый период до 2026 года». - URL: https://internet.garant.ru/#/ document/73232742/paragraph/703/doclist/5737/ showentries/0/highlight/Указ%20Главы%20 РС%20Я%20%20от%2016.12.2019%20№/о2 0 900%20%20ред.%20от%2013.03.2020%20%20 О%20государственной%20программе%20Ре-спублики%20Саха%20%20Якутия%20%20 Развитие%20образования%20Республики%20 Саха%20%20Якутия%20%20на%202020%20 -%202024:17 (дата обращения: 10.02.2021).
24. Бероусов А.М., Котов Ю.Б., Крамская О.В., Стребейко О.Э. Ранняя профилактика семейного неблагополучия. - М.: Городской центр «Дети улиц», 2011. - 48 с.
An Integrated Interdepartmental Approach to Working with Families and Minors
Bolnitskaya A.N.
Arctic Research Center of the Academy of Sciences of the Republic of Sakha (Yakutsk)
One of the directions of social policy in the field of social work is to increase the efficiency of interdepartmental interaction of bodies and institutions of the system for the prevention of social orphanhood and family trouble. The effectiveness of interdepartmental interaction determines the quality of social work with families and minors. The article presents the main directions and features of the formation of complex interdepartmental work with families and minors. In the framework of the integrated approach, the overview of social work objects is made, also individual directions of the interdepartmental work with such categories of children as children with disabilities, children - victims of violence, children from low-income families, orphans, juvenile offenders, etc. are considered. The main problems of development are highlighted at the level of the region.
Key words: integrated interdepartmental approach, interdepartmental interaction, family, minors, social work, social protection of children, interdepartmental interaction