Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УФЫ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УФЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
142
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ / GUARDIANSHIP / СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ / SOCIAL ORPHANHOOD / СЕМЬЯ ГРУППЫ РИСКА / FAMILY RISK / ДОМ РЕБЕНКА / CHILDREN''S HOME / ДЕТСКИЙ ДОМ / ORPHANAGE / SHELTER / УСЫНОВЛЕНИЕ / ADOPTION / ПАТРОНАТНАЯ СЕМЬЯ / FOSTER FAMILY / СУПЕРВИЗИЯ / SUPERVISION / ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ / POST-ORPHANAGE SUPPORT OF CHILDREN / ОТКАЗ ОТ НОВОРОЖДЕННОГО / THE ABANDONMENT OF A NEWBORN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Баязитов Сынтимир Биктимирович

В статье представлен опыт становления и развития ключевых направлений деятельности управления по опеке и попечительству города Уфы; благодаря ряду проектов и программ межведомственного взаимодействия создана единая городская системы органов и учреждений, осуществляющих работу по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Баязитов Сынтимир Биктимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITIES OF THE OFFICE OF GUARDIANSHIP AND GUARDIANSHIP OF ADMINISTRATION OF UFA

The article analyzes the experience of formation and development of the key directions of the activities of the office of trusteeship and guardianship of the city of Ufa. Due to the successful implementation of a number of projects and programs, interagency cooperation has made possible the establishment of a unified urban system of bodies and institutions which work to protect the rights of orphans and children left without parental care.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УФЫ»

С.Б. Баязитов

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УФЫ

Ключевые слова: управление по опеке и попечительству, социальное сиротство, семья группы риска, детский дом, дом ребенка, социальный приют, усыновление, патронатная семья, супервизия, постинтернатное сопровождение детей, отказ от новорожденного.

Аннотация: В статье представлен опыт становления и развития ключевых направлений деятельности управления по опеке и попечительству города Уфы; благодаря ряду проектов и программ межведомственного взаимодействия создана единая городская системы органов и учреждений, осуществляющих работу по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В настоящее время усиливается роль органов опеки и попечительства в процессе своевременного выявления детей, нуждающихся в государственной помощи и защите прав. Это связано с тем, что социально-экономические условия, в которых проявляется криминализация общества, снижение роли семьи и семейного воспитания в общественном сознании, приводят к постоянному росту численности всех категорий граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве. Среди них особое место занимают дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию или оставшиеся без родительского попечения.

Отечественный специалист в области социальной педагогики и социальной работы Г.И. Гайсина, проводившая сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделила основные способы борьбы с современным социальным сиротством и семейным неблагополучием. Наиболее важные среди них - оказание разносторонней поддержки семьям с детьми, осуществление ранней профилактики детской безнадзорности, отклоняющегося материнства, системная социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями.

В 2006 году в городском округе город Уфа Республики Башкортостан в целях профилактики социального сиротства, семейного неблагополучия, отказов от новорожденных, выявления и реабилитации семей группы риска, решения проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было создано Управление по опеке и попечительству. Как орган исполнительной власти, оно стало осуществлять социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах своей компетенции. Управление установило тесные связи с органами управления образованием, молодежной политикой, благотворительными фондами и иными общественными организациями. В последующие два года в Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан был создан Межведомственный Совет по защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также образован городской Центр «Семья» по обучению и сопровождению замещающих семей.

С 2008 года Управление по опеке и попечительству совместно с городским Центром «Семья» установили партнерские отношения с Благотворительным фондом имени В.Л. Засова в рамках реализации программ «Шанс на успех», «Мы в тебя верим», «Молодая семья». В 2010-2011 годах при содействии указанного Фонда в городе Уфе был реализован проект «Мы вместе» по развитию добровольческого движения постинтернатной адаптации выпускников детских домов; был организован и проведен I Слет выпускников детских домов и замещающих семей.

По поручению Президента Республики Башкортостан Р.З. Хамитова в 2013-2014 годах на территории городского округа был запущен пилотный проект по организации единой системы органов и учреждений, осуществляющих работу по защите прав детей. В мае 2013 года заместителем Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан и Главой Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан был утвержден план реализации указанного проекта и началась активная работа по исполнению предусмотренных планом мероприятий. Научно-методическое и экспертное сопровождение про-

пеппгогический ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНН N 2(57), ЯОГ5 мамм

екта обеспечивал Благотворительный фонд профилактики социального сиротства г. Москвы. В последующий год в единую городскую систему органов и учреждений, осуществляющих работу по защите прав детей, вошел Уфимский специализированный Дом ребенка. В ведение Управления по опеке и попечительству также были переданы социально-психологические центры: «Развитие», «Журавушка», «Саторис», которые совместно с городским Центром «Семья», образовали единую сеть учреждений, оказывающих социальную, психологическую и правовую помощь семьям с детьми, находящимся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации.

С целью увеличения числа детей, устраиваемых в замещающие семьи, в рассматриваемый период был заключен договор об организации взаимодействия органов опеки и попечительства с уфимскими детскими домами. С января 2014 года в ведение Управления по опеке и попечительству г. Уфы были переданы Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних и Социальный приют для детей и подростков.

С целью расширения взаимодействия с городским Центром «Семья» и Благотворительными фондами органами опеки и попечительства начала осуществляться профориен-тационная работа с детьми, оказавшимися в трудном социальном положении. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся в учреждениях начального, среднего общего и высшего профессионального образования стала выплачиваться стипендия Главы Администрации ГО г. Уфа РБ.

К настоящему времени единой муниципальной системой органов опеки и попечительства успешно реализованы следующие группы мероприятий.

1. Учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Организация систематического выявления и учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во взаимодействии с образовательными организациями, медицинскими учреждениями, РУВД, отдельными гражданами. По результатам совместной работы в 2014 году в городе Уфе выявлен 241 ребенок, оставшийся без попечения родителей.

2. Выплата опекунам (попечителям) денежных средств на подопечных. На 1 декабря 2014 года в городе Уфе насчитывается 1437 детей, находящихся под опекой (попечительством). Размер пособия для опекунов (попечителей) составляет от 5000 до 6420 рублей в месяц. Размер выплаты денежных средств на содержание ребенка с учетом районного коэффициента составляет: ребенок до трех лет - 5200 рублей, ребенок старше трех лет - 5000 рублей в месяц. На содержание ребенка-инвалида, либо ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеющего недостатки в физическом и / или психическом развитии, выплачиваются следующие суммы денежных средств: ребенок до трех лет - 6240 рублей, ребенок старше трех лет - 6000 рублей в месяц. В целом за 2014 год опекунам (попечителям) выплачено денежных пособий на общую сумму свыше 90 млн. рублей.

В городе Уфе насчитывалось 190 приемных родителей (245 детей в приемных семьях). Размер вознаграждения приемным родителям за каждого ребенка составил: до трех лет - 7380 рублей, старше трех лет - 6150 рублей в месяц. За ребенка-инвалида, либо ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеющего недостатки в физическом и / или психическом развитии, с девиантным поведением выплачивалось следующее пособие: до трех лет - в сумме 8856 рублей, старше трех лет - в сумме 7380 рублей в месяц. В целом за указанный период было выплачено вознаграждений приемным родителям в сумме свыше 20 млн. рублей. Сумма пособий приемным детям составила более 13 млн. рублей.

3. Обследование жилищно-бытовых условий и условий воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», органами опеки и попечительства осуществляется проверка условий жизни подопечных лиц путем посещений, в ходе которых проверяются условия жизни несовершеннолетних детей, соблюдение опекунами (попечителями) прав и

прослемы современной психологии и пеппгогини

законных интересов подопечных, обеспечение сохранности их имущества, а также выполнение опекунами (попечителями) требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей. В 2013 году специалистами Управления по опеке и попечительству города Уфы были организованы 486 плановых и 161 внеплановая проверка условий жизни и воспитания подопечных лиц. Регулярно осуществляется мониторинг жизнеустройства детей в замещающих семьях, в рамках которого отслеживаются динамика физического и интеллектуального развития детей, их психоэмоциональное состояние; анализируются процессы адаптации детей в новых семьях.

Контроль за деятельностью замещающих родителей (усыновителей, опекунов, попечителей), в том числе приемных родителей и патронатных воспитателей, осуществляется согласно порядку и срокам, установленным постановлениями Правительства РФ - № 275 от 29 марта 2000 года «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» и № 423 от 18 мая 2009 года «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

Контрольные обследования условий жизни и воспитания усыновленных детей проводятся специалистами Управления по опеке и попечительству города Уфы один раз в год, в течение первых трех лет после установления усыновления. Необходимость повторных контрольных обследований в дальнейшем определяется индивидуально, в зависимости от конкретной ситуации, складывающейся в семье усыновителя. Всего в 2014 году органами опеки и попечительства было организовано 228 выездов в семьи усыновителей.

4. Подготовка документов и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, под опеку (попечительство), усыновление, а при отсутствии такой возможности - в соответствующие воспитательные учреждения. В рассматриваемый период в городе Уфе усыновлено 90 детей; в приемные семьи устроен 91 ребенок; под опеку (попечительство) передано 245 детей; на патронатное воспитание - 7. На 1 декабря 2014 года на учете как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, состоял 3901 ребенок, в том числе 337 детей находились на сопровождении уполномоченных служб районов.

5. Оказание помощи опекунам (попечителям) в воспитании, организации отдыха, трудоустройстве и социальной защите подопечных. Обеспечение отдыхом и оздоровлением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организовано в соответствии с Постановлением Администрации ГО г. Уфа РБ №398 от 10.02.2014г. В целом, в 2014 году всеми видами отдыха и оздоровления было охвачено 2220 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в детских оздоровительных лагерях отдохнули 969 детей; в санаториях, профилакториях, реабилитационных центрах - 521; за пределами России - 190; участвовали в различных экскурсиях, походах, сплавах - 410; 130 детей были временно трудоустроены в летний период. Во время зимних каникул столичную елку посетили 850 детей-сирот; все дети получили новогодние подарки.

6. В 2014 году лишено родительских прав 147 уфимских родителей (169 детей), ограничены в правах 85 родителей (116 детей).

7. Участие в заседаниях суда по делам, связанным с воспитанием детей и защитой их имущественных и личных неимущественных прав, охраняемых законом интересов. С 2012 года специалисты юридического отдела Управления по опеке и попечительству города Уфы приняли участие в рассмотрении 485 гражданских дел, побывали на 574 судебных заседаниях.

пеппгогический ЖУРННЛ СПШНОРТОСТПНН N 2(57), 2015 вЖёЖз®9

По состоянию на декабрь 2014 года отдел участвовал в рассмотрении 244 гражданских дел и в 280 судебных заседаниях. Случаи признания в судебном порядке незаконными правовых актов или решений органов опеки и попечительства за 20122014 годы отсутствуют.

8. Прием граждан по вопросам социально-правовой защиты несовершеннолетних. В 2014 году начальником Управления по опеке и попечительству на личном приеме были приняты 214 граждан; специалистами юридического отдела проведены 1303 консультации.

9. Проведены 55 заседаний Консилиума Управления по опеке и попечительству по защите прав несовершеннолетних граждан.

По состоянию на 1 декабря 2014 года, в Городском округе город Уфа Республики Башкортостан проживает около четырех тысяч детей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства, из них 87 % воспитываются в замещающих семьях. В семьях усыновителей воспитываются 1244 ребенка (1180 семей), в приемных семьях - 245 (189), в патронат-ных семьях - 91 (77), в семьях опекунов (попечителей) - 1677 (1440); 236 детей остались без попечения родителей (по сравнению с 2013 годом, этот показатель снизился на 40 %).

В учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся 307 детей. Это шесть учреждений интернатного типа, три детских дома, Дом ребенка, Городской приют и Социально-реабилитационный центр; 80 % воспитанников данных учреждений являются социальными сиротами. Управлением по опеке и попечительству города Уфы организована планомерная комплексная профилактическая работа с неблагополучными семьями, направленная на сохранение кровной семьи и уход от практики лишения родительских прав без проведения предварительной социально-реабилитационной работы, что дает сегодня хорошие результаты.

Для повышения квалификации специалистов органов опеки и попечительства по актуальным вопросам социального сиротства на специальных семинарах, с приглашением экспертов из Москвы, обучено более шестисот человек. В 2013-2014 годах на базе каждого из подведомственных Управлению по опеке и попечительству центров для детей было организовано районное методическое объединение уполномоченных служб организаций, наделенных отдельными полномочиями органа опеки и попечительства (далее - рМо УСО). Основные цели деятельности РМО уСо - оказание методической и практической помощи уполномоченным службам организаций, координация внедрения технологии раннего выявления семейного неблагополучия, создание банка данных неблагополучных семей.

Неотъемлемым звеном оказания качественных современных услуг семьям и детям группы социального риска является супервизия. По новой технологии работы с кровными семьями по каждому ребенку открывается дело, в рамках которого ведется дальнейшая работа с семьей и ребенком: в каждом случае назначается «куратор случая» - специалист, сопровождающий несовершеннолетнего и его семью на период индивидуально-профилактической и реабилитационной работы; куратор закрепляется из числа специалистов уполномоченных служб, исходя из специфики проблемы подопечных. Куратор осуществляет сбор информации, диагностического материала: составляются социокарта, генно-грамма, графики психосоциальных факторов и оценки семьи; оформляется личное дело ребенка и формируется план реабилитации семьи, в реализации которого задействованы специалисты различного профиля - психологи, социальные педагоги, медицинские работники. Решение о завершении / продолжении работы с семьей принимается соответствующим консилиумом. После возвращения ребенка в семью в течение двух лет осуществляется комплексное сопровождение семьи, основные цели которого - создание условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья ребенка, его психологическую защищенность, поддержание эмоционального и личностного развития ребенка с учетом возрастных особенностей.

прослемы современной психологии и пеапгогики

Данная деятельность строится в рамках Порядка межведомственного взаимодействия уполномоченных служб города Уфы по профилактике социального сиротства и по работе с кровными семьями, утвержденного в 2010 году. На 1 декабря 2014 года на сопровождении уполномоченных служб находится 230 семей (340 детей). Положительные результаты совместной работы заинтересованных служб подтверждаются следующим: количество детей, находящихся в интернатных учреждениях, за последние пять лет существенно снизилось (2010 г. - 492 ребенка; 2013 г. - 327 детей; 2014 г. - 307); при этом основная их часть возвращается родителям, либо, если такой возможности нет, устраивается в замещающие семьи - так, в 2014 году в кровные семьи возвращены 72 ребенка.

Ежегодно в городе Уфе из интернатных учреждений и замещающих семей выпускаются около двухсот детей. Для успешного их вхождения в систему общественных отношений с 2011 года внедрена муниципальная модель постинтернатной адаптации выпускников, в соответствии с которой работа по постинтернатному сопровождению детей осуществляется в три этапа.

Подготовительный этап - это сопровождение ребенка до выпуска из интернатного учреждения или замещающей семьи. В этот период его подготавливают к самостоятельной жизни, к поступлению в среднее специальное или высшее учебное заведение; проводится профориентационная работа.

На основном этапе осуществляется сопровождение подростка во время его обучения в образовательном учреждении: работа ведется совместно с социально-психологической службой учебного заведения; организуется досуг и отдых подростка; решаются вопросы его трудоустройства в каникулярный период.

На заключительном этапе осуществляется сопровождение выпускника до его окончательного трудоустройства: помощь в трудоустройстве, решение жилищной проблемы, необходимая психолого-педагогическая и медико-социальная помощь.

Контроль за деятельностью постинтернатной адаптации выпускников детских домов и замещающих семьей осуществляется Межведомственным советом по вопросам защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для эффективного функционирования и развития системы постинтернатного сопровождения в Уфе осуществляется активное взаимодействие с общественными организациями и благотворительными фондами.

С целью профилактики отказов от новорожденных в родильных домах, специалистами органов опеки и попечительства, психологами проводится индивидуальная просветительская и профилактическая работа с будущими матерями, входящими в группу риска. Разработка авторских методик и обмен опытом с другими регионами России позволили внедрить новую технологию работы по сохранению ребенка в семье при намерении женщины отказаться от новорожденного. С 1 мая 2014 года работает городская служба по профилактике отказов от новорожденных; по состоянию на 1 декабря выявлено 39 случаев с намерением отказа от новорожденных; в 22-х случаях женщины в процессе психологической работы изменили свое решение об отказе и оставили ребенка в семье. Сегодня каждая третья женщина изменяет свое отношение к рождению ребенка и дает ему возможность воспитываться в кровной семье. Процент предотвращения отказов от новорожденных в роддомах Уфы вырос с 30-ти до 55 % (в сравнении с аналогичными показателями прошлых лет).

Необходимо отметить, что в 2012 году наш город по результатам конкурса городов России «Город без сирот», вошел в тройку лидеров, наиболее эффективно реализующих мероприятия, направленные на профилактику социального сиротства. Таким образом, можно констатировать, что осуществляемая Управлением по опеке и попечительству деятельность - продуманная комплексная работа, направленная на профилактику социального сиротства, развитие института замещающей семьи, укрепление взаимодействия со всеми заинтересованными партнерами. Главным нормативным документом эффективной дея-

пеппгогический ЖУРННЛ СПШНОРТОСТПНН N 2(57), ЯОГ5 мамм

тельности является муниципальная программа «Развитие системы опеки и попечительства в городском округе город Уфа Республики Башкортостан» на 2014-2016 годы.

Горожане хорошо информированы о деятельности местных органов опеки и попечительства. Это подтверждают данные социологического опроса по актуальным вопросам жизнедеятельности столицы, проведенного Администрацией города Уфы в 2013-2014 годах. Отвечая на вопрос «Если бы Вам стало известно о жестоком обращении с ребенком в какой-либо семье, неблагополучии семьи, безнадзорности или беспризорности ребенка, куда бы Вы, в первую очередь, обратились?», горожане назвали: полицию (30,8 %), органы опеки и попечительства (25,0 %) и органы социальной защиты (20,8 %). Почти каждый пятый респондент в той или иной мере готов принять в семью чужого ребенка. Положительный опыт принятия ребенка в замещающую семью отмечается, согласно общественному мнению, в четыре раза чаще, чем отрицательный.

В течение последних восьми лет в городе Уфе создавалась единая система сопровождения семьи и ребенка, которая сегодня дает положительные результаты. Основными задачами деятельности органов опеки и попечительства в настоящее время являются:

- повышение качества услуг, оказываемых семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации; детям, оставшимся без попечения родителей; замещающим семьям;

- согласование действий всех заинтересованных служб и укрепление межведомственных связей;

- совершенствование квалификации специалистов данной сферы.

Генеральным же направлением деятельности Управления по опеке и попечительству города Уфы продолжает оставаться эффективная работа по профилактике социального сиротства и укреплению института семьи; позиционирование положительного семейного опыта воспитания приемных детей и сопровождение семей с детьми по актуальным правовым, социальным и психологическим вопросам.

1. Гайсина, Г.И. Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: российский и зарубежный опыт. - Уфа, 2013.- 149 с.

2. Закон Республики Башкортостан от 11 июля 2006 года № 342-з «О патронатном воспитании в Республике Башкортостан».

3. Захарова, Ж.А. Социально-педагогическое сопровождение воспитания приемного ребенка в замещающей семье. - Кострома : Авантитул, 2009.

4. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.

5. Муниципальная программа "Развитие опеки и попечительства в городском округе город Уфа Республики Башкортостан" на 2014-2016 годы. Утверждена Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13 декабря 2013года №6368.

6. Федеральный Закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.