С.Б. Баязитов
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УФЫ
Ключевые слова: управление по опеке и попечительству, социальное сиротство, семья группы риска, детский дом, дом ребенка, социальный приют, усыновление, патронатная семья, супервизия, постинтернатное сопровождение детей, отказ от новорожденного.
Аннотация: В статье представлен опыт становления и развития ключевых направлений деятельности управления по опеке и попечительству города Уфы; благодаря ряду проектов и программ межведомственного взаимодействия создана единая городская системы органов и учреждений, осуществляющих работу по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время усиливается роль органов опеки и попечительства в процессе своевременного выявления детей, нуждающихся в государственной помощи и защите прав. Это связано с тем, что социально-экономические условия, в которых проявляется криминализация общества, снижение роли семьи и семейного воспитания в общественном сознании, приводят к постоянному росту численности всех категорий граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве. Среди них особое место занимают дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию или оставшиеся без родительского попечения.
Отечественный специалист в области социальной педагогики и социальной работы Г.И. Гайсина, проводившая сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделила основные способы борьбы с современным социальным сиротством и семейным неблагополучием. Наиболее важные среди них - оказание разносторонней поддержки семьям с детьми, осуществление ранней профилактики детской безнадзорности, отклоняющегося материнства, системная социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями.
В 2006 году в городском округе город Уфа Республики Башкортостан в целях профилактики социального сиротства, семейного неблагополучия, отказов от новорожденных, выявления и реабилитации семей группы риска, решения проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было создано Управление по опеке и попечительству. Как орган исполнительной власти, оно стало осуществлять социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах своей компетенции. Управление установило тесные связи с органами управления образованием, молодежной политикой, благотворительными фондами и иными общественными организациями. В последующие два года в Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан был создан Межведомственный Совет по защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также образован городской Центр «Семья» по обучению и сопровождению замещающих семей.
С 2008 года Управление по опеке и попечительству совместно с городским Центром «Семья» установили партнерские отношения с Благотворительным фондом имени В.Л. Засова в рамках реализации программ «Шанс на успех», «Мы в тебя верим», «Молодая семья». В 2010-2011 годах при содействии указанного Фонда в городе Уфе был реализован проект «Мы вместе» по развитию добровольческого движения постинтернатной адаптации выпускников детских домов; был организован и проведен I Слет выпускников детских домов и замещающих семей.
По поручению Президента Республики Башкортостан Р.З. Хамитова в 2013-2014 годах на территории городского округа был запущен пилотный проект по организации единой системы органов и учреждений, осуществляющих работу по защите прав детей. В мае 2013 года заместителем Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан и Главой Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан был утвержден план реализации указанного проекта и началась активная работа по исполнению предусмотренных планом мероприятий. Научно-методическое и экспертное сопровождение про-
пеппгогический ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНН N 2(57), ЯОГ5 мамм
екта обеспечивал Благотворительный фонд профилактики социального сиротства г. Москвы. В последующий год в единую городскую систему органов и учреждений, осуществляющих работу по защите прав детей, вошел Уфимский специализированный Дом ребенка. В ведение Управления по опеке и попечительству также были переданы социально-психологические центры: «Развитие», «Журавушка», «Саторис», которые совместно с городским Центром «Семья», образовали единую сеть учреждений, оказывающих социальную, психологическую и правовую помощь семьям с детьми, находящимся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации.
С целью увеличения числа детей, устраиваемых в замещающие семьи, в рассматриваемый период был заключен договор об организации взаимодействия органов опеки и попечительства с уфимскими детскими домами. С января 2014 года в ведение Управления по опеке и попечительству г. Уфы были переданы Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних и Социальный приют для детей и подростков.
С целью расширения взаимодействия с городским Центром «Семья» и Благотворительными фондами органами опеки и попечительства начала осуществляться профориен-тационная работа с детьми, оказавшимися в трудном социальном положении. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся в учреждениях начального, среднего общего и высшего профессионального образования стала выплачиваться стипендия Главы Администрации ГО г. Уфа РБ.
К настоящему времени единой муниципальной системой органов опеки и попечительства успешно реализованы следующие группы мероприятий.
1. Учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Организация систематического выявления и учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во взаимодействии с образовательными организациями, медицинскими учреждениями, РУВД, отдельными гражданами. По результатам совместной работы в 2014 году в городе Уфе выявлен 241 ребенок, оставшийся без попечения родителей.
2. Выплата опекунам (попечителям) денежных средств на подопечных. На 1 декабря 2014 года в городе Уфе насчитывается 1437 детей, находящихся под опекой (попечительством). Размер пособия для опекунов (попечителей) составляет от 5000 до 6420 рублей в месяц. Размер выплаты денежных средств на содержание ребенка с учетом районного коэффициента составляет: ребенок до трех лет - 5200 рублей, ребенок старше трех лет - 5000 рублей в месяц. На содержание ребенка-инвалида, либо ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеющего недостатки в физическом и / или психическом развитии, выплачиваются следующие суммы денежных средств: ребенок до трех лет - 6240 рублей, ребенок старше трех лет - 6000 рублей в месяц. В целом за 2014 год опекунам (попечителям) выплачено денежных пособий на общую сумму свыше 90 млн. рублей.
В городе Уфе насчитывалось 190 приемных родителей (245 детей в приемных семьях). Размер вознаграждения приемным родителям за каждого ребенка составил: до трех лет - 7380 рублей, старше трех лет - 6150 рублей в месяц. За ребенка-инвалида, либо ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеющего недостатки в физическом и / или психическом развитии, с девиантным поведением выплачивалось следующее пособие: до трех лет - в сумме 8856 рублей, старше трех лет - в сумме 7380 рублей в месяц. В целом за указанный период было выплачено вознаграждений приемным родителям в сумме свыше 20 млн. рублей. Сумма пособий приемным детям составила более 13 млн. рублей.
3. Обследование жилищно-бытовых условий и условий воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», органами опеки и попечительства осуществляется проверка условий жизни подопечных лиц путем посещений, в ходе которых проверяются условия жизни несовершеннолетних детей, соблюдение опекунами (попечителями) прав и
прослемы современной психологии и пеппгогини
законных интересов подопечных, обеспечение сохранности их имущества, а также выполнение опекунами (попечителями) требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей. В 2013 году специалистами Управления по опеке и попечительству города Уфы были организованы 486 плановых и 161 внеплановая проверка условий жизни и воспитания подопечных лиц. Регулярно осуществляется мониторинг жизнеустройства детей в замещающих семьях, в рамках которого отслеживаются динамика физического и интеллектуального развития детей, их психоэмоциональное состояние; анализируются процессы адаптации детей в новых семьях.
Контроль за деятельностью замещающих родителей (усыновителей, опекунов, попечителей), в том числе приемных родителей и патронатных воспитателей, осуществляется согласно порядку и срокам, установленным постановлениями Правительства РФ - № 275 от 29 марта 2000 года «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» и № 423 от 18 мая 2009 года «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».
Контрольные обследования условий жизни и воспитания усыновленных детей проводятся специалистами Управления по опеке и попечительству города Уфы один раз в год, в течение первых трех лет после установления усыновления. Необходимость повторных контрольных обследований в дальнейшем определяется индивидуально, в зависимости от конкретной ситуации, складывающейся в семье усыновителя. Всего в 2014 году органами опеки и попечительства было организовано 228 выездов в семьи усыновителей.
4. Подготовка документов и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, под опеку (попечительство), усыновление, а при отсутствии такой возможности - в соответствующие воспитательные учреждения. В рассматриваемый период в городе Уфе усыновлено 90 детей; в приемные семьи устроен 91 ребенок; под опеку (попечительство) передано 245 детей; на патронатное воспитание - 7. На 1 декабря 2014 года на учете как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, состоял 3901 ребенок, в том числе 337 детей находились на сопровождении уполномоченных служб районов.
5. Оказание помощи опекунам (попечителям) в воспитании, организации отдыха, трудоустройстве и социальной защите подопечных. Обеспечение отдыхом и оздоровлением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организовано в соответствии с Постановлением Администрации ГО г. Уфа РБ №398 от 10.02.2014г. В целом, в 2014 году всеми видами отдыха и оздоровления было охвачено 2220 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в детских оздоровительных лагерях отдохнули 969 детей; в санаториях, профилакториях, реабилитационных центрах - 521; за пределами России - 190; участвовали в различных экскурсиях, походах, сплавах - 410; 130 детей были временно трудоустроены в летний период. Во время зимних каникул столичную елку посетили 850 детей-сирот; все дети получили новогодние подарки.
6. В 2014 году лишено родительских прав 147 уфимских родителей (169 детей), ограничены в правах 85 родителей (116 детей).
7. Участие в заседаниях суда по делам, связанным с воспитанием детей и защитой их имущественных и личных неимущественных прав, охраняемых законом интересов. С 2012 года специалисты юридического отдела Управления по опеке и попечительству города Уфы приняли участие в рассмотрении 485 гражданских дел, побывали на 574 судебных заседаниях.
пеппгогический ЖУРННЛ СПШНОРТОСТПНН N 2(57), 2015 вЖёЖз®9
По состоянию на декабрь 2014 года отдел участвовал в рассмотрении 244 гражданских дел и в 280 судебных заседаниях. Случаи признания в судебном порядке незаконными правовых актов или решений органов опеки и попечительства за 20122014 годы отсутствуют.
8. Прием граждан по вопросам социально-правовой защиты несовершеннолетних. В 2014 году начальником Управления по опеке и попечительству на личном приеме были приняты 214 граждан; специалистами юридического отдела проведены 1303 консультации.
9. Проведены 55 заседаний Консилиума Управления по опеке и попечительству по защите прав несовершеннолетних граждан.
По состоянию на 1 декабря 2014 года, в Городском округе город Уфа Республики Башкортостан проживает около четырех тысяч детей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства, из них 87 % воспитываются в замещающих семьях. В семьях усыновителей воспитываются 1244 ребенка (1180 семей), в приемных семьях - 245 (189), в патронат-ных семьях - 91 (77), в семьях опекунов (попечителей) - 1677 (1440); 236 детей остались без попечения родителей (по сравнению с 2013 годом, этот показатель снизился на 40 %).
В учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся 307 детей. Это шесть учреждений интернатного типа, три детских дома, Дом ребенка, Городской приют и Социально-реабилитационный центр; 80 % воспитанников данных учреждений являются социальными сиротами. Управлением по опеке и попечительству города Уфы организована планомерная комплексная профилактическая работа с неблагополучными семьями, направленная на сохранение кровной семьи и уход от практики лишения родительских прав без проведения предварительной социально-реабилитационной работы, что дает сегодня хорошие результаты.
Для повышения квалификации специалистов органов опеки и попечительства по актуальным вопросам социального сиротства на специальных семинарах, с приглашением экспертов из Москвы, обучено более шестисот человек. В 2013-2014 годах на базе каждого из подведомственных Управлению по опеке и попечительству центров для детей было организовано районное методическое объединение уполномоченных служб организаций, наделенных отдельными полномочиями органа опеки и попечительства (далее - рМо УСО). Основные цели деятельности РМО уСо - оказание методической и практической помощи уполномоченным службам организаций, координация внедрения технологии раннего выявления семейного неблагополучия, создание банка данных неблагополучных семей.
Неотъемлемым звеном оказания качественных современных услуг семьям и детям группы социального риска является супервизия. По новой технологии работы с кровными семьями по каждому ребенку открывается дело, в рамках которого ведется дальнейшая работа с семьей и ребенком: в каждом случае назначается «куратор случая» - специалист, сопровождающий несовершеннолетнего и его семью на период индивидуально-профилактической и реабилитационной работы; куратор закрепляется из числа специалистов уполномоченных служб, исходя из специфики проблемы подопечных. Куратор осуществляет сбор информации, диагностического материала: составляются социокарта, генно-грамма, графики психосоциальных факторов и оценки семьи; оформляется личное дело ребенка и формируется план реабилитации семьи, в реализации которого задействованы специалисты различного профиля - психологи, социальные педагоги, медицинские работники. Решение о завершении / продолжении работы с семьей принимается соответствующим консилиумом. После возвращения ребенка в семью в течение двух лет осуществляется комплексное сопровождение семьи, основные цели которого - создание условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья ребенка, его психологическую защищенность, поддержание эмоционального и личностного развития ребенка с учетом возрастных особенностей.
прослемы современной психологии и пеапгогики
Данная деятельность строится в рамках Порядка межведомственного взаимодействия уполномоченных служб города Уфы по профилактике социального сиротства и по работе с кровными семьями, утвержденного в 2010 году. На 1 декабря 2014 года на сопровождении уполномоченных служб находится 230 семей (340 детей). Положительные результаты совместной работы заинтересованных служб подтверждаются следующим: количество детей, находящихся в интернатных учреждениях, за последние пять лет существенно снизилось (2010 г. - 492 ребенка; 2013 г. - 327 детей; 2014 г. - 307); при этом основная их часть возвращается родителям, либо, если такой возможности нет, устраивается в замещающие семьи - так, в 2014 году в кровные семьи возвращены 72 ребенка.
Ежегодно в городе Уфе из интернатных учреждений и замещающих семей выпускаются около двухсот детей. Для успешного их вхождения в систему общественных отношений с 2011 года внедрена муниципальная модель постинтернатной адаптации выпускников, в соответствии с которой работа по постинтернатному сопровождению детей осуществляется в три этапа.
Подготовительный этап - это сопровождение ребенка до выпуска из интернатного учреждения или замещающей семьи. В этот период его подготавливают к самостоятельной жизни, к поступлению в среднее специальное или высшее учебное заведение; проводится профориентационная работа.
На основном этапе осуществляется сопровождение подростка во время его обучения в образовательном учреждении: работа ведется совместно с социально-психологической службой учебного заведения; организуется досуг и отдых подростка; решаются вопросы его трудоустройства в каникулярный период.
На заключительном этапе осуществляется сопровождение выпускника до его окончательного трудоустройства: помощь в трудоустройстве, решение жилищной проблемы, необходимая психолого-педагогическая и медико-социальная помощь.
Контроль за деятельностью постинтернатной адаптации выпускников детских домов и замещающих семьей осуществляется Межведомственным советом по вопросам защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для эффективного функционирования и развития системы постинтернатного сопровождения в Уфе осуществляется активное взаимодействие с общественными организациями и благотворительными фондами.
С целью профилактики отказов от новорожденных в родильных домах, специалистами органов опеки и попечительства, психологами проводится индивидуальная просветительская и профилактическая работа с будущими матерями, входящими в группу риска. Разработка авторских методик и обмен опытом с другими регионами России позволили внедрить новую технологию работы по сохранению ребенка в семье при намерении женщины отказаться от новорожденного. С 1 мая 2014 года работает городская служба по профилактике отказов от новорожденных; по состоянию на 1 декабря выявлено 39 случаев с намерением отказа от новорожденных; в 22-х случаях женщины в процессе психологической работы изменили свое решение об отказе и оставили ребенка в семье. Сегодня каждая третья женщина изменяет свое отношение к рождению ребенка и дает ему возможность воспитываться в кровной семье. Процент предотвращения отказов от новорожденных в роддомах Уфы вырос с 30-ти до 55 % (в сравнении с аналогичными показателями прошлых лет).
Необходимо отметить, что в 2012 году наш город по результатам конкурса городов России «Город без сирот», вошел в тройку лидеров, наиболее эффективно реализующих мероприятия, направленные на профилактику социального сиротства. Таким образом, можно констатировать, что осуществляемая Управлением по опеке и попечительству деятельность - продуманная комплексная работа, направленная на профилактику социального сиротства, развитие института замещающей семьи, укрепление взаимодействия со всеми заинтересованными партнерами. Главным нормативным документом эффективной дея-
пеппгогический ЖУРННЛ СПШНОРТОСТПНН N 2(57), ЯОГ5 мамм
тельности является муниципальная программа «Развитие системы опеки и попечительства в городском округе город Уфа Республики Башкортостан» на 2014-2016 годы.
Горожане хорошо информированы о деятельности местных органов опеки и попечительства. Это подтверждают данные социологического опроса по актуальным вопросам жизнедеятельности столицы, проведенного Администрацией города Уфы в 2013-2014 годах. Отвечая на вопрос «Если бы Вам стало известно о жестоком обращении с ребенком в какой-либо семье, неблагополучии семьи, безнадзорности или беспризорности ребенка, куда бы Вы, в первую очередь, обратились?», горожане назвали: полицию (30,8 %), органы опеки и попечительства (25,0 %) и органы социальной защиты (20,8 %). Почти каждый пятый респондент в той или иной мере готов принять в семью чужого ребенка. Положительный опыт принятия ребенка в замещающую семью отмечается, согласно общественному мнению, в четыре раза чаще, чем отрицательный.
В течение последних восьми лет в городе Уфе создавалась единая система сопровождения семьи и ребенка, которая сегодня дает положительные результаты. Основными задачами деятельности органов опеки и попечительства в настоящее время являются:
- повышение качества услуг, оказываемых семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации; детям, оставшимся без попечения родителей; замещающим семьям;
- согласование действий всех заинтересованных служб и укрепление межведомственных связей;
- совершенствование квалификации специалистов данной сферы.
Генеральным же направлением деятельности Управления по опеке и попечительству города Уфы продолжает оставаться эффективная работа по профилактике социального сиротства и укреплению института семьи; позиционирование положительного семейного опыта воспитания приемных детей и сопровождение семей с детьми по актуальным правовым, социальным и психологическим вопросам.
1. Гайсина, Г.И. Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: российский и зарубежный опыт. - Уфа, 2013.- 149 с.
2. Закон Республики Башкортостан от 11 июля 2006 года № 342-з «О патронатном воспитании в Республике Башкортостан».
3. Захарова, Ж.А. Социально-педагогическое сопровождение воспитания приемного ребенка в замещающей семье. - Кострома : Авантитул, 2009.
4. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.
5. Муниципальная программа "Развитие опеки и попечительства в городском округе город Уфа Республики Башкортостан" на 2014-2016 годы. Утверждена Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13 декабря 2013года №6368.
6. Федеральный Закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».