СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© Дубровина М.С.*, Кром И.Л.*
Институт социального образования (филиал) Российского государственного социального университета, г. Саратов
Центр медико-социологических исследований, г. Саратов
В последние годы в России наблюдается устойчивый рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Проблема социального сиротства обусловлена, с одной стороны, увеличением числа социально неблагополучных семей, с другой - неэффективным функционированием системы социально-правовой поддержки. Государство определяет перспективы профилактики социального сиротства посредством совершенствования механизмов, обеспечивающих социальную защиту семьи, развитием законодательства в этой области.
Ключевые слова социальные сиротство, социальное неблагополучие, профилактика социального сиротства, социальная политика.
В современной России вопросы государственной поддержки семьи, материнства и детства регламентируются нормами Семейного кодекса Российской Федерации [1], Федеральными законами «Об опеке и попечительстве» [2], «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [3], «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [4], иными нормативными правовыми актами. Между тем, несмотря на существующее законодательство Российской Федерации, можно даже говорить об определенном кризисе в сфере семейных правоотношений. Почти половина браков заканчивается разводом, что ведет к большому количеству неполных семей. В последние годы в России наблюдается устойчивый рост числа детей, оставшихся вообще без попечения родителей. Причем лишь небольшая часть этих детей остались без попечения родителей в результате их смерти. Остальные являются сиротами при живых родителях, при отсутствии надлежащего попечения со стороны последних. Это явление получило название «социальное сиротство» [5].
Острота данной социальной проблемы обусловлена, с одной стороны, увеличением числа детей данной категории, а с другой - неэффективным
* Магистрант кафедры Социальной работы и социального права Института социального образования (филиал) РГСУ.
* Профессор кафедры Социальной работы и социального права Института социального образования (филиал) РГСУ, доктор медицинских наук, руководитель Центра медико-социологических исследований.
функционированием системы социально-правовой поддержки, которая в современной России ориентирована в основном на учет первичных потребностей социальных сирот. В настоящее время сохраняется формальный подход к адаптации и социализации этой группы детей, что усугубляет социальную депривацию социальных сирот [6].
Основной причиной социального сиротства в современной России является добровольный отказ родителей от своего несовершеннолетнего ребенка [7]. Отказ от ребенка подтверждается специальным юридическим документом. В течение трех месяцев родители могут изменить решение, и ребенка возвратят в семью. Случается и принудительное изъятие ребенка из семьи, когда родителей лишают родительских прав, с целью защитить интересы ребенка. Чаще всего это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни или недееспособны и т.д. [8].
В последние несколько лет распространено так называемое «скрытое» социальное сиротство. Его провоцирует ухудшающаяся жизнь части семей, изменение отношения к детям вплоть до полного вытеснения их из семьи [9].
Перспективы профилактики социального сиротства связаны с совершенствованием механизмов, обеспечивающих социальную защиту семьи, развитием законодательства в этой области [10].
Решение проблемы социального сиротства берет на себя государство, которое законодательно определяет социальную поддержку семьи, материнства и детства, и ставит перед собой ряд задач:
- обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье [11];
- совершенствование работы органов опеки и попечительства, повышение ответственности специалистов по оказанию помощи и защите прав и интересов детей, воспитывающихся в семьях, находящихся в социально опасном положении либо кризисной ситуации, в целях своевременного принятия достаточных и адекватных мер для сохранения для ребенка его родной семьи;
- предотвращение насилия в семье, создание условий для реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семье и содействие семейному воспитанию, отдавая предпочтение воспитанию ребенка родственниками, реабилитации и последующей интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- использование новых методов и технологий психолого-педагогической, медико-социальной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечение реализации права на образование всем без исключения детям;
- совершенствование форм и методов реализации семейной политики области, определение единого органа государственной власти области, ответственного за формирование и реализацию государственной политики области в отношении семьи и детей;
- формирование и распространение информации о правах ребенка, о «позитивном родительстве», адаптированной для детей, родителей, педагогов, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через средства массовой информации, сеть Интернет, организации и учреждения для детей [12].
Правительство Российской Федерации принимает ряд нормативно-правовых документов, определяющих основные меры по реализации семейной политики, направленной на предупреждение социального сиротства:
- разработка и принятие федерального закона, определяющего основы государственной семейной политики;
- проведение мониторинга законодательства Российской Федерации в сфере защиты детства, в том числе уточнение и упорядочение правового содержания понятий «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», «дети и семьи, находящиеся в социально опасном положении», «дети, нуждающиеся в помощи государства», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «жестокое обращение с ребенком»;
- формирование законодательной базы для реформирования организации работы органов опеки и попечительства по защите прав детей;
- оптимизация полномочий государственных органов по защите прав детей, нормативное закрепление порядка межведомственного взаимодействия по предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей;
- модернизация государственного статистического наблюдения в сфере защиты семьи, материнства и детства;
- разработка и принятие программы, пропагандирующей ценности семьи, приоритет ответственного родительства, защищенного детства, нетерпимость ко всем формам насилия и телесного наказания в отношении детей через средства массовой информации, систему образования, социальной защиты, здравоохранения и культуры;
- разработка и нормативное закрепление стандартов оказания специализированных профилактических услуг по предотвращению жестокого обращения с детьми, преодолению семейного неблаго-
получия и социального сиротства, реабилитационной помощи детям (их семьям), пострадавшим от жестокого обращения;
- формирование действенных механизмов раннего выявления жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми и оказания им помощи с участием учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания, в том числе закрепление порядка межведомственного взаимодействия в деятельности по защите прав детей;
- формирование полноценной системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми и в интересах детей [13].
Ключевая роль в Посланиях Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации по поводу преодоления социального сиротства уделяется органам опеки и попечительства, в адрес которых сегодня раздается большинство нареканий и претензий, поскольку они как раз и ориентированы на изъятие ребенка из семьи и передачу его в госучреждения и на «семейное устройство». Но ничего не сказано про необходимость сохранения биологической семьи [14].
Следует согласить с авторами, которые считают, что «лечение» биологической семьи является наиболее перспективным в профилактике социального сиротства. Необходимо «лечить» биологическую семью на «ранних стадиях неблагополучия», оказывать помощь семьям на ранних стадиях возникновения проблем, осуществлять разработку и финансирование программ социальной реабилитации родителей, лишенных родительских прав или ограниченных в правах [15].
Для достижения цели «сохранения биологической семьи» был издан указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», определяющий основные направления деятельности государства:
- организация на межведомственной основе системы раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав (при участии органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, служб занятости, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства) с надлежащей координацией деятельности всех служб в сфере реабилитации семьи.
- обеспечение повсеместного внедрения эффективных технологий реабилитации социально неблагополучных семей с детьми.
- внедрение системы профилактики отказов от детей при рождении и (или) помещении в медицинские учреждения, особенно в случаях
выявления у ребенка нарушений развития и несовершеннолетия матерей.
- введение запрета на изъятие детей из семей без предварительного проведения социально-реабилитационной работы, включая возможность замены лишения родительских прав ограничением родительских прав с организацией в этот период реабилитационной работы с семьями [16].
Региональные аспекты действий в интересах детей Саратовской области на 2013-2017 годы предложены в Постановлении Правительства Саратовской области [17]:
- совершенствование и развитие инфраструктуры учреждений социальной защиты для семьи и детей для обеспечения беспрепятственного доступа детей и семей с детьми, нуждающихся в поддержке, к социальным и психологическим услугам;
- обеспечение применения и распространения современных технологий профилактической и реабилитационной работы с семьями, воспитывающими детей, и детьми, в том числе с семьями, находящимися под угрозой социального отторжения, в целях недопущения социального сиротства;
- организация распространения и внедрения эффективных методов профилактической работы в сфере противодействия жестокому обращению с детьми и реабилитации пострадавших;
- развитие на базе реабилитационных учреждений области специальных квалифицированных служб в целях предотвращения отказов от детей в случаях выявления у них нарушений развития и оказание психологической и консультативной помощи таким семьям;
- совершенствование системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров для работы с семьей и детьми в интересах детей.
Список литературы:
1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 1. -Ст. 16.
2. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // Собрание законодательства Российской Федерации. -2008. -№ 17. - Ст. 1755.
3. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 1 (часть I). - Ст. 19.
4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3 802.
5. Гришаев С.П. Права и обязанности родителей и детей. 2011 г. // Информационно-правовая система «ГАРАНТ».
6. Осипова И.И. Система предотвращения социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних / И.И. Осипова // Ориентиры партнерства. Информационно-методический бюллетень. Специальный выпуск. - М.: Центр «Социальное партнерство», 2008. - С. 25-27.
7. Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Панкратова М.Г. Отказ от новорожденного: причины и мотивы // Нетипичная семья: образ жизни и положение в российском обществе / Ред. Е.Ф. Ачильдиева. - М.: Издательство «Стан-кин», 1997; Исупова О.Г. Отказ от новорожденного и репродуктивные права женщины // Социол. исслед. - 2002. - № 11.
8. Гурко Т.А. Трансформация института родительства в постсоветской России [Электронный ресурс]: автореф. дисс. ... д-ра соц. наук // Официальный сайт Института социологии РАН. - Режим доступа: www.isras.ru.
9. Осипова И.И. Система предотвращения социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних // Ориентиры партнерства. Информационно-методический бюллетень. Специальный выпуск. - М.: Центр «Социальное партнерство», 2008. - С. 25-27.
10. Кобзева С.И. Источники права социального обеспечения России / Практикум. Учебное пособие. - М.: «Проспект», 2009 // Информационно -правовая система «ГАРАНТ».
11. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 23. - Ст. 2994.
12. Постановление Правительства Саратовской области от 5 февраля 2013 г. № 46-П «О Стратегии действий в интересах детей Саратовской области на 2013-2017 годы» // Собрание законодательства Саратовской области. - 2013. - № 5. - С. 1571-1588.
13. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 23. - Ст. 2994.
14. Азарова Е.Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы. монография. - М.: Контракт, 2012 // Инф.-прав. система «ГАРАНТ».
15. Гурко Т.А. Опыты сексуальных отношений, материнства и супружества несовершеннолетних женщин // Социол. исслед. - 2002. - № 11. -С. 89-96.
16. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 23. - Ст. 2994.
17. Постановление Правительства Саратовской области от 5 февраля 2013 г. № 46-П «О Стратегии действий в интересах детей Саратовской области на 2013-2017 годы» // Собрание законодательства Саратовской области. - 2013. - N 5. - Ст. 1571-1588.