Научная статья на тему 'ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КАК ТЕНДЕНЦИЯ ОБНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КАК ТЕНДЕНЦИЯ ОБНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сердюкова Елена Яковлевна, Яковенко Татьяна Викторовна

Введение. Статья посвящена диверсификации как одной из определяющих тенденций обновления и развития системы профессионально-педагогического образования. Цель - научное обоснование необходимости и условий диверсификации профессионально-педагогического образования, обеспечивающей демократизацию и гуманизацию профессионального образования, вариативность образовательных траекторий, учет требований рынка труда к подготовке специалистов. Методология. Решение исследовательских задач было достигнуто путем контент-анализа педагогических исследований, научно-методического анализа действующих основных образовательных программ и Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования нового поколения, обобщения результатов исследования; опроса экспертов из числа работодателей. Результаты. Авторами были выявлены основные условия диверсификации профессионально-педагогического образования: фундаментализация содержания профессионально-педагогического образования и углубление междисциплинарных связей на методологическом уровне; интеграция педагогического и технологического знания, базирующаяся на инновационных педагогических и производственных технологиях; доступность и преемственность; цифровизация обучения; расширение профилей подготовки на основе широкого социального партнерства как инструмента гармонизации интересов всех субъектов образовательного процесса. Заключение. Сделаны выводы о том, что диверсификация создает предпосылки для модернизации системы профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения, реализации различных образовательных траекторий, обеспеченных вариативными образовательными программами с учетом индивидуальных возможностей, потребностей и способностей личности будущего специалиста, перспективой формирования профессионально и социально мобильной и конкурентоспособной личности, востребованной на рынке образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сердюкова Елена Яковлевна, Яковенко Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIVERSIFICATION AS A TENDENCY OF UPDATING PROFESSIONALAND PEDAGOGICAL EDUCATION

Introduction. The article is devoted to diversification as one of the defining trends in the renewal and development of the system of professional and pedagogical education. The aim is to provide a scientific justification of the need and conditions for the diversification of professional and pedagogical education, ensuring the democratization and humanization of professional education, the variability of educational trajectories, and taking into account the requirements of the labor market for the training of specialists. Methodology. The solution of the research tasks was achieved by content analysis of pedagogical research, scientific and methodological analysis of the existing basic educational programs and federal state educational standards of higher education of the new generation, generalization of the research results, and a survey of experts from among employers. Results. The authors identified the main conditions for the diversification of professional and pedagogical education: the fundamentalization of the content of professional and pedagogical education and the deepening of interdisciplinary ties at the methodological level; the integration of pedagogical and technological knowledge based on innovative pedagogical and production technologies; accessibility and continuity; digitalization of training; expansion of training profiles based on a broad social partnership as a tool for harmonizing the interests of all subjects of the educational process. Conclusion. It is concluded that diversification creates prerequisites for the modernization of the system of professional training of future teachers of vocational training, the implementation of various educational trajectories provided with variable educational programs taking into account the individual capabilities, needs and abilities of the future specialist, the prospect of forming a professionally and socially mobile and competitive personality in demand in the market of educational services.

Текст научной работы на тему «ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КАК ТЕНДЕНЦИЯ ОБНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК/UDC 378 Е. Я. Сердюкова, Т. В. Яковенко

E. Serdyukova, T. Yakovenko

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КАК ТЕНДЕНЦИЯ ОБНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

DIVERSIFICATION AS A TENDENCY OF UPDATING PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION

Введение. Статья посвящена диверсификации как одной из определяющих тенденций обновления и развития системы профессионально-педагогического образования. Цель - научное обоснование необходимости и условий диверсификации профессионально-педагогического образования, обеспечивающей демократизацию и гуманизацию профессионального образования, вариативность образовательных траекторий, учет требований рынка труда к подготовке специалистов.

Методология. Решение исследовательских задач было достигнуто путем контент-анализа педагогических исследований, научно-методического анализа действующих основных образовательных программ и Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования нового поколения, обобщения результатов исследования; опроса экспертов из числа работодателей.

Результаты. Авторами были выявлены основные условия диверсификации профессионально-педагогического образования: фундаментализация содержания профессионально-педагогического образования и углубление междисциплинарных связей на методологическом уровне; интеграция педагогического и технологического знания, базирующаяся на инновационных педагогических и производственных технологиях; доступность и преемственность; цифровизация обучения; расширение профилей подготовки на основе широкого социального партнерства как инструмента гармонизации интересов всех субъектов образовательного процесса.

Заключение. Сделаны выводы о том, что диверсификация создает предпосылки для модернизации системы профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения, реализации различных образовательных траекторий, обеспеченных вариативными образовательными программами с учетом индивидуальных возможностей, потребностей и способностей личности будущего специалиста, перспективой формирования профессио-

нально и социально мобильной и конкурентоспособной личности, востребованной на рынке образовательных услуг.

Introduction. The article is devoted to diversification as one of the defining trends in the renewal and development of the system of professional and pedagogical education. The aim is to provide a scientific justification of the need and conditions for the diversification of professional and pedagogical education, ensuring the democratization and humaniza-tion of professional education, the variability of educational trajectories, and taking into account the requirements of the labor market for the training of specialists.

Methodology. The solution of the research tasks was achieved by content analysis of pedagogical research, scientific and methodological analysis of the existing basic educational programs and federal state educational standards of higher education of the new generation, generalization of the research results, and a survey of experts from among employers.

Results. The authors identified the main conditions for the diversification of professional and pedagogical education: the fundamentalization of the content of professional and pedagogical education and the deepening of interdisciplinary ties at the methodological level; the integration of pedagogical and technological knowledge based on innovative pedagogical and production technologies; accessibility and continuity; digitalization of training; expansion of training profiles based on a broad social partnership as a tool for harmonizing the interests of all subjects of the educational process.

Conclusion. It is concluded that diversification creates prerequisites for the modernization of the system of professional training of future teachers of vocational training, the implementation of various educational trajectories provided with variable educational programs taking into account the individual capabilities, needs and abilities of the future specialist, the prospect of forming a professionally and socially mobile and competitive personality in demand in the market of educational services.

Ключевые слова: диверсификация, модернизация, профессионально-педагогическое образование, профессиональная подготовка, будущий педагог профессионального обучения.

Keywords: diversification, modernization, vocational and pedagogical education, vocational training, future teacher of vocational training.

Введение

Современное состояние профессионально-педагического образования обусловлено двумя взаимно детерминированными факторами: структурной трансформацией отечественной экономики и социализацией государственной политики. «Традиционно сложившаяся парадигма профессионально-педагогического образования ни количественно, ни качественно не удовлетворяет потребности сферы профессиональной подготовки технических кадров» [15]. Необходимость обновления и совершенствования структуры и содержания профессионально-педагогического образования обусловлена внедрением в сферу производства и обслуживания новейших производственных технологий, в том числе и цифровых, появлением новых педагогических идей и концепций, технологизацией педагогического процесса.

Концептуально система профессионально-педагогического образования ориентирована на подготовку педагогов профессионального обучения и является видом профессионального образования, нацеленного на решение кадровых проблем учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан по рабочим профессиям и специалистов среднего звена для отраслей экономики и сервиса, активно участвующих в формировании конкурентоспособного производительного ресурса общества [7; 13].

Уникальность и многоплановость деятельности педагога профессионального обучения, ее роль в подготовке квалифицированных кадров для всех отраслей экономики выдвигают новые требования к его творческому уровню [10]. Значение профессионально-педагогического образования в настоящее время неуклонно возрастает, что обусловлено тенденциями развития новых отраслей экономики, изменением рынка труда, а также перспективами экономической интеграции и дифференциации.

Разноплановые трансформационные процессы обусловили необходимость обновления и совершенствования содержания профессионального образования в контексте обеспечения соответствия системы профессионального образования актуальным

общественным и социально-экономическим изменениям, что нашло свое отражение в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1]. Одной из определяющих тенденций обновления и дальнейшего развития системы профессионально-педагогического образования, адекватного стратегическим направлениям целостного социально-экономического развития, является диверсификация.

Методология

В ходе исследования проводилось изучение требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» в части компетентностной модели выпускника; материалов анализа результатов внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования нового поколения с целью выявления полноты отражения в них требований рынка труда к подготовке специалистов; контент-анализ научных исследований с целью определения структурно-содержательной специфики подготовки педагогов профессионального обучения «новой генерации» (Г. М. Романцев, В. А. Федоров, И. В. Оси-пова, О. В. Тарасюк [13], Л. П. Алексеева, Е. А. Гнаты-шина [3] и др.).

Теоретический анализ научной литературы позволил определить проблему исследования и уточнить цель, заключающуюся в обосновании необходимости и условий диверсификации профессионально-педагогического образования, обеспечивающей демократизацию и гуманизацию профессионального образования, вариативность образовательных траекторий, учет требований рынка труда к подготовке специалистов.

Исследование проводилось с использованием следующих методов: теоретических - контент-анализ педагогических исследований, научно-методический анализ действующих примерных основных образовательных программ и Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования нового поколения, обобщение результатов исследования; эмпирических - анализ взаимосвязи форм, методов, содержания профессионально-педагогического образования как фактора диверсификации системы подготовки будущих специалистов; опрос экспертов из числа работодателей.

Диверсификация профессионального образования является ключевым аспектом обеспечения его непрерывности. Диверсификация (от лат. diversus -

разный и facer - делать), то есть разнообразие; разностороннее развитие, расширение активности, выход за пределы основного содержания деятельности, развитие направлений деятельности. На практике данный феномен определяют как одновременное развитие нескольких или многих невзаимосвязанных технологических видов производства или обслуживания, расширение ассортимента производства или услуг [7, с. 41-55].

Впервые термин «диверсификация» был использован в середине 50-х гг. ХХ в. Он определил новое явление в экономике развитых стран, связанное с концентрацией капитала на межотраслевом уровне. В экономических исследованиях М. О. Багорки, Н. М. Скоробогатова и других [2; 12] рассматривались диверсификационные процессы на примере отдельных предприятий и регионов. С экономической точки зрения диверсификация всегда связана с расширением спектра выпускаемой продукции или оказываемых услуг, и в конечном итоге это повышает эффективность деятельности и обеспечивает более устойчивый рост [4]. Очевидно, что аналогичные процессы прослеживаются и в развитии образовательных учреждений высшего, в частности профессионального, образования. В понятийный аппарат педагогической науки понятие диверсификации вошло на рубеже 60-х - 70-х гг. ХХ в.

Диверсификация рассматривается и как целостное педагогическое явление, в контексте которого не только формируются стратегические направления развития образовательных учреждений, но и происходят процессы стратегирования непрерывного образования, структурирования нового содержания образовательных программ, образовательных технологий, форм обучения, образовательных услуг [6].

Для профессионального образования данный процесс имеет особое значение за счет необходимости обогащения и разнообразия содержания образования (интеграция педагогического и технологического знания), расширения спектра специальностей, обусловленного потребностями рынка труда; обогащения методов, технологий и форм обучения, использования педагогической квалиметрии компетенций, что в свою очередь позволяет совершенствовать процедуры управления и контроля. В настоящее время диверсификация профессионального образования рассматривается как «процесс расширения ассортимента образовательных услуг» [8, с. 383], способствующий реализации принципов альтернативности и вариативности, обеспечения качества образования, удовлетворения растущего спроса потребителей

образовательных услуг, предусматривающий обновление номенклатуры специальностей, по которым осуществляется подготовка в каждом конкретном учебном заведении, и большое разнообразие соответствующих образовательных программ [9, с. 7].

Далее в контексте настоящего исследования под диверсификацией мы будем понимать один из основных принципов развития системы профессионально-педагогического образования в современных социально-экономических условиях. Реализация данного принципа создает предпосылки для модернизации системы профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения, реализации различных образовательных траекторий, обеспеченных вариативными образовательными программами с учетом индивидуальных возможностей, потребностей и способностей личности будущего специалиста, перспективой формирования профессионально и социально мобильной и конкурентоспособной личности, востребованной на рынке образовательных услуг, специалиста, «который на профессиональной основе осуществляет развивающе-вос-питательную, учебно-производственную и технико-технологическую деятельность, выполняя функции мастера производственного обучения, преподавателя теоретического обучения (по профильным дисциплинам)» [11, с. 54].

Диверсификационный подход к подготовке педагогов профессионального обучения, рассматриваемый в контексте структурно-функциональных трансформационных процессов в системе профессионально-педагогического образования [14], актуализирует необходимость обеспечения многообразия, разносторонности и вариативности образовательного процесса за счет разработки новых образовательных программ, экономически обоснованного расширения профилей подготовки, построения личностных образовательных траекторий, преемственности и сопряженности уровней и направлений подготовки; обогащения содержания образовательных программ; обеспечения взаимосвязи содержания, форм, методов профессионального обучения, интегративной основы проектирования содержания профессионально-педагогического образования.

Результаты

Анализ реализации в учебном процессе взаимосвязи форм, методов, содержания подготовки педагогов профессионального обучения, опрос экспертов из числа работодателей позволили выявить основные факторы его диверсификации: фундаментализа-

ция содержания профессионально-педагогического образования и углубление междисциплинарных связей на методологическом уровне; интеграция педагогического и технологического знания, базирующаяся на инновационных педагогических и производственных технологиях; доступность и преемственность; цифровизация обучения; расширение профилей подготовки на основе широкого социального партнерства как инструмента гармонизации интересов всех субъектов образовательного процесса.

В настоящее время актуальным является внедрение ФГОС по ТОП-50. В соответствии с диверсифика-ционным подходом при разработке образовательных программ необходимо учитывать требования профессиональных стандартов и требования стандартов WorldSkills по соответствующей компетенции.

В соответствии с этим содержание образовательных программ для подготовки будущих педагогов профессионального обучения обязательно должно включать требования профессиональных стандартов, стандартов WorldSkills; отражать специфику профессиональной деятельности отрасли и соответствовать профессиональным требованиям передачи знаний, навыков, компетенций, необходимых в трудовой жизни.

Таким образом, диверсификация профессионально-педагогического образования является не только образовательным принципом, но и инновационным процессом, непосредственно влияющим на повышение качества профессионального образования за счет политехнизации и информатизации образовательного процесса, расширения культурно-образовательного пространства учреждения высшего образования, приоритетности всестороннего и гармоничного развития личности будущего педагога профессионального обучения.

Заключение

Рассматривая диверсификационный подход к подготовке педагогов профессионального обучения как образовательный принцип и инновационный процесс, мы утверждаем, что он обеспечит гибкость образовательного процесса, расширение и актуализацию инновационных технологий обучения, направленных на формирование специалиста нового типа, а также целостность и преемственность системы «Подготовка педагогов профессионального обучения - подготовка по актуальным и перспективным специальностям и рабочим профессиям» на основе требований рынка труда. Данное соответствие возможно обеспечить за счет объективного определе-

ния социального заказа на будущих педагогов профессионального обучения конкретного профиля; разносторонности и вариативности образовательного процесса; взаимопроникновения и взаимодополнения форм обучения; многообразия содержания образовательных программ; целесообразного применения образовательных технологий с целью гармонизации образовательных потребностей граждан и человеко-ресурсных потребностей экономики.

Перспективой дальнейших исследований может стать разработка комплекса критериев эффективности диверсификации профессионально-педагогического образования в контексте обеспечения его результативности и согласованности с требованиями рынка труда.

Литература

1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс] : указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 10.09.2020).

2. Багорка М. О. Диверсификация как фактор повышения эффективности деятельности предприятий в современных условиях // Инвестиции: практика и опыт. 2009. № 10. С. 17-21.

3. Гнатышина Е. А., Алексеева Л. П. Подготовка профессионально-педагогических кадров в условиях инновационной деятельности вуза [Электронный ресурс] // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. № 1 (22). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/podgotovka-professionalno-pedagogicheskih-kadrov-v-usloviyah-innovatsionnoy-deyatelnosti-vuza. (дата обращения: 05.09.2020).

4. Демина Н. В., Чистова М. В. Возможности использования диверсификации на современных предприятиях [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № Т8. С. 66-70. URL: http://e-koncept. ru/2015/65012.htm (дата обращения: 05.09.2020).

5. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М., 2005. 448 с.

6. Козырева Е. А. Диверсификация и кластеризация как методологические конструкты развития высшего образования [Электронный ресурс] // Мир науки. 2017. Т. 5, № 4. URL: http://mir-nauki.com/PDF/08PDMN417.pdf (дата обращения: 02.09.2020).

7. Модернизация профессионально-педагогического образования в условиях современных трансформационных процессов / Т. В. Яковенко [и др.]. Волгоград, 2021. 196 с.

8. Новейший энциклопедический словарь : 20 000 статей. М., 2006. 1424 с.

9. Ростовцева В. М. Диверсификация как условие подготовки педагогических кадров высшей школы средствами языкового образования : дис. ... д-ра пед. наук. СПб, 2005. 425 с.

10. Сердюкова Е. Я., Киреева Е. И. Научно-исследовательская работа как фактор формирования профессиональной компетентности будущих специалистов // Биоразнообразие, биоресурсы, вопросы биотехнологии и здоровье населения Северо-Кавказского региона : материалы VII (64й) ежегодной науч.-практ. конф. «Университетская наука - региону» Северо-Кавказского федерального университета. Ставрополь, 2019. С. 230-234.

11. Сердюкова О. Я. Формування педагопчно''' компетентност майбутшх iнженерiв-педагогiв у навчальному процес вищого навчального закладу : дис. ... канд. пед. наук. Луганск, 2011. 281 с.

12. Скоробогатов Н. М., Куцерубова О. I. Диверсифкащя як один iзшляхiв шдвищення ефективност дiяльностi шдприемств у сучасних умовах // Экономический вестник Донбасса. 2011. № 3 (25). С. 18-21.

13. Уровневое профессионально-педагогическое образование: теоретико-методологические основы стандартизации / Г. М. Романцев, В. А. Федоров, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк. Екатеринбург, 2011. 545 с.

14. Яковенко Т. В. Вимоги до педагога професшного навчання ново'' генерацп [Электронный ресурс] // Теорiя i практика управлжня софальними системами. 2013. № 4. С. 83-90. URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/Tipuss_2013_4_13 (дата обращения: 15.12.2020).

15. Яковенко Т. В. Проблема адаптации системы высшего профессионального образования к введению новых профессиональных стандартов [Электронный ресурс] // Вестник Луганского национального университета имени Тараса Шевченко. 2017. № 2 (7): Серия 1, Пед. науки. Образование. С. 85-90. URL: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_35552289_33249490.pdf (дата обращения: 02.09.2020).

References

1. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda [On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024. Decree of the President of the Russian Federation dated 07.05.2018 No. 204. Available at: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (accessed 10.09.2020). (In Russian).

2. Bagorka M. O. Diversifikaciya kak faktor povysheniya effektivnosti deyatel'nosti predpriyatij v sovremennyh usloviyah [Diversification as a factor in increasing the efficiency of enterprises in modern conditions]. Investments: Practice and Experience, 2009, no. 10, pp. 17-21. (In Russian).

3. Gnatyshina E. A., Alekseeva L. P. Podgotovka professional'no-pedagogicheskih kadrov v usloviyah innovacionnoj deyatel'nosti vuza [The training of professional-pedagogical personnel in conditions of innovative activity of the university]. Baltic Humanitarian Journal, 2018, no. 1 (22). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-professionalno-pedagogicheskih-kadrov-v-usloviyah-innovatsionnoy-deyatelnosti-vuza (accessed 05.09.2020). (In Russian).

4. Demina N. V., Chistova M. V. Vozmozhnosti ispol'zovaniya diversifikacii na sovremennyh predpriyatiyah [Possibilities of using diversification in modern enterprises]. Scientific-methodological Electronic Journal "Koncept", 2015, no. T8, pp. 66-70. Available at: http://e-koncept.ru/2015/65012.htm (accessed 05.09.2020). (In Russian).

5. Kodzhaspirova G. M., Kodzhaspirov A. Yu. Slovar' po pedagogike [Dictionary of pedagogy]. Moscow, 2005, 448 p. (In Russian).

6. Kozyreva E. A. Diversifikaciya i klasterizaciya kak metodologicheskie konstrukty razvitiya vysshego obrazovaniya [Diversification and clustering as the methodological constructs

of higher education development]. World of Science, 2017, vol. 5, no. 4. Available at: http://mir-nauki.com/PDF/08PDMN417.pdf (accessed 02.09.2020). (In Russian).

7. Yakovenko T. V. et al. Modernizaciya professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya v usloviyah sovremennyh transformacionnyh processov [Modernization of vocational pedagogical education in the context of modern transformational processes]. Volgograd, 2021, 196 p. (In Russian).

8. Novejshij enciklopedicheskij slovar' : 20 000 statej [The newest encyclopedic dictionary: 20 000 articles]. Moscow, 2006, 1424 p. (In Russian).

9. Rostovceva V. M. Diversifikaciya kak uslovie podgotovki pedagogicheskih kadrov vysshej shkoly sredstvami yazykovogo obrazovaniya [Diversification as a condition for training higher school teachers by means of language education]. Doctor's degree dissertation. St. Petersburg, 2005, 425 p. (In Russian).

10. Serdyukova E. Ya., Kireeva E. I. Nauchno-issledovatel'skaya rabota kak faktor formirovaniya professional'noj kompetentnosti budushchih specialistov [Research work as a factor in the formation of professional competence of future specialists]. Biodiversity, bioresources, biotechnology issues and the health of the population of the North Caucasus region. Proceedingsof the VII (64th) annual scientific and practical conference "University Science - to the Region" of the North Caucasus Federal University. Stavropol, 2019, pp. 230-234. (In Russian).

11. Serdyukova O. Ya. Formuvannya pedagogichnoi kompetentnosti majbutnih inzheneriv-pedagogiv u navchal'nomu procesi vishchogo navchal'nogo zakladu [Formation of pedagogical competence of future engineers-teachers in the educational process of higher education]. Ph. D. thesis. Lugansk, 2011, 281 p. (In Ukraine).

12. Skorobogatov N. M., Kutserubova O. I. Diversifikaciya yak odin izshlyahiv pidvishchennya efektivnosti diyal'nosti pidpriemstv u suchasnih umovah [Diversification as one of ways of increase of efficiency of the enterprise activities in modern conditions]. Economic Bulletin of Donbass, 2011, no. 3 (25), pp. 18-21. (In Ukraine).

13. Romancev G. M., Fedorov V. A., Osipova I. V., Tarasjuk O. V. Urovnevoe professional'no-pedagogicheskoe obrazovanie: teoretiko-metodologicheskie osnovy standartizacii [Level professional and pedagogical education: theoretical and methodological foundations of standardization]. Ekaterinburg, 2011, 545 p. (In Russian).

14. Yakovenko T. V. Vimogi do pedagoga profesijnogo navchannya novoi generacii [Requirements for the teacher of vocational training of the new generation]. Theory and Practice of Social Systems Management, 2013, no. 4, pp. 83-90. Available at: http:// nbuv.gov.ua/UJRN/Tipuss_2013_4_13 (accessed 15.12.2020). (In Ukraine).

15. Yakovenko T. V. Problema adaptacii sistemy vysshego professional'nogo obrazovaniya k vvedeniyu novyh professional'nyh standartov [The problem of adaptation of the system of higher professional education to the introduction of new professional standards]. Bulletin of the Lugansk National University named after Taras Shevchenko, 2017, no. 2 (7): Series 1, Pedagogical sciences. Education, pp. 85-90. Available at: https:// www.elibrary.ru/download/elibrary_35552289_33249490.pdf (accessed 02.09.2020). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.