Научная статья на тему 'Дисциплинарная ответственность'

Дисциплинарная ответственность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
594
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / УЧАЩИЙСЯ / ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / САНКЦИИ / ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / STUDENT / DISCIPLINE RESPONSIBILITY / APPROVALS / LOCAL ACTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кочергина Елена Викторовна

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности. Юридическая ответственность. Принятие необходимых мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дисциплинарная ответственность»

ДИС ЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Елена Викторовна Кочергина,

старший преподаватель кафедры менеджмента Ярославского института развития образования

Обеспечивая право на образование, законодатель предусмотрел в новом Законе об образовании дисциплинарную ответственность учащихся. К совершившему правонарушение, направленное на ущемление прав других участников образовательных отношений, могут быть применены санкции, т.е. наказание.

• образовательные организации • учащийся • дисциплинарная ответственность

• санкции • локальные акты

ч

то такое правонарушение, в том числе дисциплинарный проступок; какие он может повлечь правовые последствия; как должна применяться норма о дисциплинарной ответственности учащихся?

Статья 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) первоначально предусматривает обязанность учащихся вести себя правомерно.

1. Учащиеся обязаны:

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план,

в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, самостоятельно готовиться к занятиям, выполнять задания, данные педагогами в рамках образовательной программы;

2) выполнять требования устава ОУ, правила внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях

и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться

к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

4) уважать честь и достоинство других учащихся и работников ОУ, не создавать препятствий для получения образования другими учащимися;

5) бережно относиться к имуществу ОУ.

Что такое правомерное поведение?

Прежде чем применять дисциплинарное взыскание, необходимо закрепить в локальных актах нормы должного поведения учащихся, разъяснить эти нормы для того, чтобы они осознали необходимость их соблюдения.

Нетрудно догадаться, что учащийся, воспитывающийся в семье, где образование — это данность, времяпрепровождение, привычка ходить в школу или иную образовательную организацию, т.е.школьник, не имеющий мотивации к обучению, безусловно, нарушит пункт 1 части 1 статьи 43 Закона. Следовательно, ОУ в соответствии со своим назначением, обязаны создать условия,

в которых учащийся осознает приоритетность образования, его высокую общественную значимость, воспримет его как часть своего достоинства.

Однако если принятые меры воспитательного характера результатов не дают, ученик поступает вопреки установленным нормам, его действия расцениваются как правонарушение.

Правонарушение — это противоправное, наносящее вред общественным интересам действие (бездействие), влекущее юридическую ответственность.

Действие (бездействие) должно быть виновным. Вина — это психическое отношение лица к совершаемым противоправным действиям (бездействию) и их последствиям. Человек осознаёт, что поступает вопреки установленным требованиям, осознаёт, какие наступят последствия или могут наступить. Если он по объективным причинам (болезнь, особое состояние психики, стечение трудных жизненных обстоятельств) не осознаёт противоправности своих действий (бездействия), то его деяние нельзя считать правонарушением — вина в этом случае отсутствует.

Бездействие тоже может быть противоправным. Учащийся не выполняет домашних заданий, не работает на занятиях — бездействует, но это бездействие противоправно, так как и закон, и локальные акты организации обязывают его получить образование, а для этого необходима деятельность, которая в нашем случае у него отсутствует.

Субъектом правонарушения может быть только деликтоспособное лицо. Деликтоспо-собность определяется вменяемостью-невменяемостью и возрастом. Не случайно законодатель в части 5 статьи 43 Закона указал: «Меры дисциплинарного взыскания не применяются к учащимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к учащимся с ограниченными возможностями здоровья (с за-

держкой психического развития и различными формами умственной отсталости)».

Малолетние дети и дети с ограниченными возможностями здоровья не способны осознавать противоправность своих действий (бездействия). Они совершают проступки по наитию, копируя взрослых, из каприза, будучи не в состоянии справится с эмоциями. Такие дети нуждаются в профилактике, воспитании, иногда — понимании, но никоим образом не могут быть подвернуты наказанию.

Важнейшим признаком правонарушения является наличие причинно-следственной связи между проступком и наступившими последствиями. Требуется доказать, что именно это деяние, т.е. действие или бездействие, привело к общественно вредному результату. Так, мера дисциплинарного воздействия не может быть применена к учащемуся, игравшему около школы в снежки, а впоследствии обвинённому в повреждении окон школы, хотя никто не видел и не доказал, что именно он и именно снежками разбил стёкла. В конкретном случае отсутствует причинно-следственная связь между действиями лица и наступившими вредными последствиями. Или учащийся старается добиться результатов в обучении (посещает уроки, иные занятия, выполняет домашние задания), но из-за особенностей психического развития имеет неудовлетворительные оценки по ряду образовательных дисциплин, за что может быть исключён из школы. Причина здесь не в отношении учащегося к образовательному процессу, а не зависящее от его воли состояние психики (мышления, памяти...).

Другой пример: учащийся должен бережно относиться к имуществу образовательной организации. Он так и поступает, но когда делал уборку в классе, сломал швабру не из желания повредить имущество, а из-за иных обстоятельств (швабра старая или плохого качества). Налицо вредные последствия, но наступили они не в силу нарушения закреплённых в нормативном акте

правил. Вновь нарушена причинно-следственная связь, следовательно, нет правонарушения.

Правонарушения имеют свою классификацию. В зависимости от степени общественной опасности, характера деяния, наказаний за эти деяния правонарушения делятся на преступления и проступки.

К преступлениям относят деяния с высокой степенью общественно вреда, т.е. общественно опасные деяния.

К проступкам — нарушения административных, гражданско-правовых, дисциплинарных норм.

В чём особенность дисциплинарного проступка? Это нарушение дисциплины в организации: трудовой, учебной, служебной, воинской дисциплины. Нормы поведения в различных организациях устанавливаются законами, подзаконными актами и локальными актами.

Так, часть 4 статьи 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает дисциплинарную ответственность «за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности».

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 марта 2013 г. № 185 утверждён Порядок применения к учащимся и снятия с них мер дисциплинарного взыскания (далее — Порядок).

В дополнение к этим актам в отдельной образовательной организации могут быть приняты локальные акты, названные в части 4 статьи 43 закона об образовании: правила внутреннего распорядка, правила проживания в общежитиях...

За совершение дисциплинарного проступка предусмотрена дисциплинарная ответственность в соответствии с частью 4 статьи 43 Закона и частью 4 Порядка: • замечание;

• выговор;

• отчисление из ОУ.

В соответствии с частью 12 статьи 43 Закона «порядок применения к учащимся и снятия с учащихся мер дисциплинарного взыскания устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования», что мы уже отметили, обратив внимание на Порядок применения к учащимся и снятия с учащихся мер дисциплинарного взыскания, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 марта 2013 г. № 185.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности

Этим Порядком устанавливается пошаговая процедура привлечения или не привлечения к дисциплинарной ответственности: «До применения меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна затребовать от учащегося письменное объяснение. Если по истечении трёх учебных дней указанное объяснение учащимся не представлено, то составляется соответствующий акт».

Так же как и в трудовых отношениях, письменное объяснение — документ, либо подтверждающий совершение правонарушения, либо отменяющий наказание. Если ученик в объяснении ссылается на уважительные причины, препятствовавшие исполнению требований нормативно-правовых и локальных актов, он не может быть привлечён к дисциплинарной ответственности. Допустим, ребёнок пропустил 70% учебных занятий, т.е. может решением уполномоченной комиссии быть исключён из образовательной организации, но в письменном объяснении он указал, что ухаживал

за больным членом семьи, что кроме него никто этого сделать не мог, так как проживают они вдвоём; ранее никому об этом не рассказывал, опасаясь, например, насмешек. В этом случае вина учащегося отсутствует. Здесь, скорей всего, виновны педагоги, органы опеки и попечительства, органы социальной защиты населения; формально — и соседи, и близкие.

Отказ или уклонение учащегося от предоставления письменного объяснения не является препятствием для применения меры дисциплинарного взыскания.

Однако следует помнить, что и отказ предоставить письменное объяснение, тоже может иметь свои причины. Учащийся не посещал учебные занятия, так как в отсутствие других членов семьи именно в учебное время, чтобы скрыть преступное посягательство от посторонних глаз, один из близких совершал над учащимся физическое, в том числе — половое, насилие. Мы знаем, что о таких вещах далеко не каждый готов рассказать, да ещё и в письменном виде, да ещё и посторонним людям. Следовательно, надо выяснять причину отказа.

Мера дисциплинарного взыскания применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени отсутствия учащегося, указанного в пункте 7 настоящего Порядка, а также времени, необходимого на учёт мнения советов учащихся, представительных органов учащихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся ОУ, но не более семи учебных дней со дня представления руководителю ОУ мотивированного мнения этих советов и органов в письменной форме.

Юридическая ответственность

Рассуждая о применении дисциплинарного взыскания, мы имеем в виду один из видов юридической ответственности — дисципли-

нарной. Юридическая ответственность предполагает государственное принуждение. Учащийся не добровольно, а согласно закону и иным нормативным актам будет наказан. Ему объявят замечание, выговор или отчисление из ОУ. Содержание юридической ответственности — вменение виновному обязанности совершить действия, направленные на восстановление нарушенного права, либо в виде карательных мер: ему объявят замечание, выговор или отчисление из ОУ. Законодатель в части 7 статьи 43 Закона предупреждает: «При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершён, предыдущее поведение учащегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов учащихся, советов родителей».

При этом никогда не надо забывать, что юридическая ответственность наступает только в случае совершения правонарушения, поэтому в первую очередь необходимо установить, был ли совершён проступок. Так, беременность в 14—15 лет проступком считать нельзя даже при том, что подобное поведение вызовет если не осуждение, то в любом случае получит отрицательную оценку.

В пункте 13 Порядка назван процессуальный акт, подтверждающий применение дисциплинарного взыскания: «Применение к учащемуся меры дисциплинарного взыскания оформляется приказом (распоряжением) руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, который доводится до учащегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего учащегося под роспись в течение трёх учебных дней со дня его издания, не считая времени отсутствия учащегося в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Отказ учащегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего учащегося озна-

комиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись оформляется соответствующим актом».

Законодатель, следуя общеправовым правилам, предусматривает в Законе и Порядке право на обжалование решения о применении дисциплинарного взыскания: «Учащийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего учащегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к учащемуся».

При этом решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в свою очередь тоже может быть обжаловано в соответствии с частью 5 статьи 45 Закона: «Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке», т.е. в вышестоящую инстанцию или в суд.

Какие выводы должны сделать сейчас ОУ?

Во-первых, внести коррективы в действующие локальные акты, где должно быть указано, за какие действия (бездействие) учащиеся смогут понести дисциплинарную ответственность; какие действия (бездействие), их количество, периодичность совершения влекут применение предупреждения, выговора или отчисления; какой орган (например, общешкольный совет, в который войдут представители от администрации, педагогического коллектива, кол-

лектива учащихся, родителей) или должностное лицо (например, единолично руководитель) будет решать вопрос о применении дисциплинарного взыскания и его снятии.

Во-вторых, решить вопрос о создании вышеназванного органа (при необходимости) и комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

В-третьих, разработать положения об органе по применению дисциплинарного взыскания и комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. В положениях предусмотреть, в каком порядке будет работать орган и комиссия, какие процессуальные документы будут оформлять (например, протокол заседания). В качестве образца можно взять работу комиссии по трудовым спорам.

Порядок создания комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, её полномочия регламентированы статьёй 45 Закона.

Итак, применение дисциплинарного взыскания только тогда будет иметь силу и значение, когда деяния привлекаемых к дисциплинарной ответственности будут действительно противоправными, когда при выборе наказания будут учитываться причины, мотивы и цель совершения проступка, когда применение дисциплинарного взыскания будет не целью, не орудием постоянного устрашения, а инструментом воспитания и обучения. НО

Принятие необходимых мер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.