Научная статья на тему 'ДИСЦИПЛИНА «ТЕХНОЛОГИИ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ДИСЦИПЛИНА «ТЕХНОЛОГИИ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ядро высшего педагогического образования / студенты бакалавриата / дисциплина «Технологии цифрового образования» / цифровая образовательная среда / цифровые технологии / содержание дисциплины / модуль / core of higher pedagogical education / undergraduate students / discipline "Digital education Technologies" / digital educational environment / digital technologies / discipline content / module

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везиров Тимур Гаджиевич

В статье представлены авторский подход к изучению дисциплины «Технологии цифрового образования» студентами бакалавриата при ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет». Одним из таких подходов является реализация содержания данной дисциплины в подготовке бакалавров по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профили «Математика» и «Информатика» Института физико-математического и информационно-технологического образования, где важное место занимает принцип усиление практико-ориентированности подготовки за счет реализации деятельностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Везиров Тимур Гаджиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the author's approach to the study of the discipline "Digital Education Technologies" by undergraduate students at the Dagestan State Pedagogical University. One of such approaches is the implementation of the content of this discipline in the preparation of bachelors in the field of education 44.03.05 Pedagogical Education, profiles "Mathematics" and "Informatics" of the Institute of Physical, Mathematical and Information Technology Education, where the principle of strengthening practice-oriented training through the implementation of an activity approach occupies an important place.

Текст научной работы на тему «ДИСЦИПЛИНА «ТЕХНОЛОГИИ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

образовательной среды, что приведет к качественно новому состоянию образовательного пространства на различных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном).

Понятие «инновационное развитие образования» включает в себя два основных элемента: инновационный процесс и инновационный потенциал. Инновационный процесс представляет собой последовательность этапов, начиная с осознания проблемы, создания оригинальных идей, исследования и разработки, до внедрения инноваций на рынок, их применения и улучшения. Для успешного инновационного процесса необходимо также оценить инновационный потенциал системы образования, который включает различные ресурсы, необходимые для реализации инновационной деятельности [5, 2]. Инновационный потенциал может быть присущ отдельным индивидам, коллективам или организациям в системе образования. Объединение этих потенциалов образует единый инновационный потенциал системы образования страны. В особенности, инновационный потенциал педагогов играет важную роль в развитии инноваций в системе образования России, так как он отражает готовность педагога к совершенствованию своей педагогической деятельности, а также наличие у него социокультурных и творческих ресурсов, средств и методов. Кроме того, включение в инновационный потенциал желания и возможности педагога развивать свои интересы, искать нетрадиционные решения и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании играет важную роль.

Выводы. Таким образом, исследование позволило сделать следующие выводы. В современной системе дошкольного образования России инновации являются неотъемлемой составляющей. Потребность в инновациях обусловлена модернизацией общества и социально-экономической жизнью страны, а также новыми требованиями образовательного законодательства, включая новые федеральные стандарты дошкольного образования. Инновации в дошкольном образовании можно разделить на две группы: научно-технические и социальные. Особую роль играют социальные инновации, которые не только вносят значительные изменения в различные сферы, но и закрепляют новые социокультурные нормы и образцы в мышлении и поведении людей, будь-то обучающиеся, педагоги или администраторы. Сегодня в ДОУ России разработка, внедрение и использование инноваций - это не случайные и отдельные мероприятия. Они являются системными и регулярными процессами.

Литература:

1. Ахунзянова, З.Т. Инновации в дошкольном образовании посредством электронных образовательных ресурсов (ЭОР) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://edu.tatar.ru/upload/images/files (дата обращения: 11.11.2023)

2. Баранчеев, В.П. Управление инновациями / В.П. Баранчеев. - М.: Академия, 2014. - 34 с.

3. Бареев, Т.Ф. Сущность и границы использования понятия «инновация» / Т.Ф. Бареев // Экономические науки. - 2012. - №8. - С. 17-19

4. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении / К.Ю. Белая. - М.: Сфера, 2005.-С. 24-29

5. Князев, A.A. Феномен инновации: сущность и формы проявления / A.A. Князев // Вестник СамГУ. - 2011. -№10(91).

6. Коммерческая оценка инвестиций / Под общ. ред. д.э.н. В.Е. Есипова. - М.: Кнорус, 2012. - 698 с.

7. Коржова, Т.С. Опыт работы «Инновационные подходы в развитии познавательной активности детей раннего и младшего дошкольного возраста» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zaozerskdou4.com.ru/wp-content/uploads/2016/03/(flaTa обращения: 10.11.2023)

8. Котлярова, И.О. Инновации в образовательных учреждениях / И.О. Котлярова. - Челябинск: Образование, 1998. -С. 32-45

9. Котлярова, И.О. Систематизация управления инновациями в образовательном учреждении / Под ред. Г.Н. Серикова. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1998. - 145 с.

Педагогика

УДК 378.2

доктор педагогических наук, профессор Везиров Тимур Гаджиевич

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова» (г. Махачкала)

ДИСЦИПЛИНА «ТЕХНОЛОГИИ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлены авторский подход к изучению дисциплины «Технологии цифрового образования» студентами бакалавриата при ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет». Одним из таких подходов является реализация содержания данной дисциплины в подготовке бакалавров по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профили «Математика» и «Информатика» Института физико-математического и информационно-технологического образования, где важное место занимает принцип усиление практико-ориентированности подготовки за счет реализации деятельностного подхода.

Ключевые слова: ядро высшего педагогического образования, студенты бакалавриата, дисциплина «Технологии цифрового образования», цифровая образовательная среда, цифровые технологии, содержание дисциплины, модуль.

Annotation. The article presents the author's approach to the study of the discipline "Digital Education Technologies" by undergraduate students at the Dagestan State Pedagogical University. One of such approaches is the implementation of the content of this discipline in the preparation of bachelors in the field of education 44.03.05 Pedagogical Education, profiles "Mathematics" and "Informatics" of the Institute of Physical, Mathematical and Information Technology Education, where the principle of strengthening practice-oriented training through the implementation of an activity approach occupies an important place.

Key words: core of higher pedagogical education, undergraduate students, discipline "Digital education Technologies", digital educational environment, digital technologies, discipline content, module.

Введение. Цифровизация отечественного образования является в настоящий момент одной из актуальнейших проблем. В этой связи особенно важно подготовить для системы образования новые кадры, которые могут эффективно функционировать и осуществлять профессиональную педагогическую деятельность на всех уровнях системы образования.

Начиная со второго десятилетия XXI века, в содержание подготовки будущих учителей, преподавателей вносится учебный материал, вводятся специальные предметы, направленные на формирование цифровых компетенций [6; 7; 12 и др.].

Анализ исследований (И.В. Авадаева [1], Д.В. Буданцев [2] , М.Е. Вайндорф-Сысоева [3], Т.Г. Везиров [4; 5], Е.А. Дьякова [8], С.В. Панюкова [9], А.Ю. Уваров [15] и др.) показывает, что цифровую трансформацию образования в

нашей стране подталкивают преимущественно внешние факторы. Это, в первую очередь, срочная необходимость цифровизация экономики. Быстро растут требования к общей грамотности, знаниям и умениям современных работников.

Различные аспекты подготовки современных специалистов в условиях цифровизации образования рассмотрены такими учеными, как: Т.Г. Везиров [4], Л.Н. Чиркова [16] и другие.

С сентября 2022 года вступил в силу новый документ «Ядро высшего педагогического образования», где предлагаются методические рекомендации по подготовке бакалавров на основе единых подходов к их структуре и содержанию [10].

Л.А. Трубина и Е.Л. Ерохина рассматривают содержание и новые формы организации предметно-методической подготовки в условиях внедрения «Ядра педагогического образования» [13].

В структурном плане «Ядро высшего педагогического образования» представляет собой сочетание семи модулей.

В содержание данного документа включена дисциплина «Технологии цифрового образования», которая входит в блок 1 «Дисциплины» в раздел «Обязательная часть» Б1.0.02 «Коммуникативно-цифровой модуль» учебного плана по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование по двум профилям «Математика» и «Информатика».

Изложение основного материала статьи. Через 10-15 лет не будет ни одной сферы деятельности, где не будут задействованы цифровые технологии. Именно поэтому кадры и образование играют ключевую роль, обеспечивая возможность реализации всех идей и концепций, связанных с цифровой экономикой.

Нынешнее состояние высшего педагогического образования характеризуется динамизмом, многозадачностью и стремительными инновационными процессами, где меняется роль современного педагога для будущего развития страны.

Проблема цифровизации образования стала привлекать внимание ученых с конца 90-х годов XX века.

В отечественной научной литературе в исследование проблем цифровизации в системе образования значительный вклад внесли Т.С. Ахромеева, Д.В. Буданцев, В.А. Кутырев, Е.В. Масланов, Г.Л. Тульчинский, И.В. Роберт [11] и др.

Освящённые источники в статье [1] Д.В. Буданцевым помогут исследователям разных сфер образования, где автор выявил тенденции развития и показал перспективы для будущих исследований в области трансформации образования.

Такой перспективной областью является цифровая трансформация высшего педагогического образования.

При этом, несомненный интерес вызывает опыт зарубежных вузов в данном направлении, в частности опыт вузов Китая, которые активно развивают различные образовательные платформы [14].

Различные аспекты цифровой трансформации высшего педагогического образования рассматриваются в исследованиях Т.Г. Везирова, C.B. Панюковой, Л.А. Трубиной, А.Ю. Уварова и др.

Так, например, в учебно-методическом пособии [9] C.B. Панюкова рассматривает возможности основных цифровых инструментов и сервисов, которые могут быть использованы для создания учебного контента, электронных образовательных ресурсов, дистанционных учебных курсов.

А.Ю. Уваров в работе [15] рассматривает роль цифровых технологий, преобразующие окружающую нас техносферу и ведут к цифровой трансформации образования, а также обсуждает изменения в области цифровых технологий и образовательного процесса, которые станут доминантами развития образования в ближайшем десятилетии.

В статье [13] Л.А. Трубина и Е.Л. Ерохина отмечают, что цифровая трансформация педагогического образования особый акцент делает на развитие личности и роли учителя, для чего необходимо совершенствовать подготовку педагогических кадров, в том числе, внести изменения предметно-методической подготовки будущих педагогов.

Одной из задач при реализации «Ядра высшего педагогического образования» является усиление профессиональной направленности обучения за счет сопряжения всех элементов подготовки бакалавров с задачами общего образования [10].

Данную задачу мы решаем при реализации дисциплины «Технологии цифрового образования», где важную роль играет высоко насыщенная цифровая образовательная среда вуза, включающая инструменты электронных школ и интернет-сервисы для разработки образовательных ресурсов.

Нами в данном исследовании рассматривается авторский подход внедрения дисциплины «Технологии цифрового образования» в системе подготовки бакалавров педагогического образования, в частности, по двум профилям «Математика» и «Информатика» в Институте физико-математического и информационно-технологического образования при ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет».

Нами была разработана программа по данной дисциплине, которая включает два модуля:

Модуль 1. Теоретическая часть.

В данном модуле рассматриваются следующие темы:

1 .Информатизация образования.

2. Применение цифровых технологий в обучении.

3. Электронные средства учебного назначения.

4. Цифровая образовательная среда.

5. Современное обеспечение образовательного процесса.

Модуль 2. Практическая часть.

В данном модуле рассматриваются следующие темы:

1. Цифровое портфолио обучающихся.

2. Разработка учебно-дидактических материалов средствами текстового редактора.

3. Обработка табличной информации для образовательного процесса.

4. Проектирование презентаций в среде Microsoft PowerPoint.

5. Цифровые технологии в реализации системы контроля учебных достижений учащихся.

6. Цифровые технологии в проектной деятельности педагога.

7. Открытые ресурсы, образовательные платформы и каналы.

8. Специализированные математические пакеты и инструменты для изучения математики.

9. Ментальные карты.

10. Обзор образовательных сайтов.

11. Создание лент времени.

Индивидуальные задания по темам модуля 2 студенты бакалавриата размещают на авторское цифровое портфолио, созданное на основе портала «4portfolio.ru».

При изучении дисциплины «Технологии цифровизации образования» студентами бакалавриата изучаются дидактические возможности следующих образовательных онлайн-проектов (табл. 1):

Таблица 1

Образовательные Онлайн - проекты

№ Образовательная платформа Характеристика Электронный адрес

1. ГЕСТА предоставляет платный доступ к любым электронным учебникам https://lecta.ru

2. Инфоурок предоставляет сотни курсов повышения квалификации и профессиональной подготовки для работников образования; проведение предметных олимпиад для школьников https://infourok.ru

3. 01Математика онлайн онлайн-учебник для школьников https://www.01math.com

4. Глобальная школьная лаборатория онлайн-среда, в которой учителя, школьники и их родители могут принимать участие в совместных исследовательских проектах https://globallab.org

5. НАВИГАТУМ Содержит профориентационные видеофильмы о разнообразных профессиях https://www.navigatum.ru

Выводы. Проведенное исследование и его апробация со студентами бакалавриата показали об востребованности и эффективности дисциплины «Технологии цифрового образования», где будущие педагоги ознакомились современными и перспективными технологиями процесса трансформации педагогического образования.

Изучение студентами бакалавриата данной дисциплины позволяет развивать их универсальных педагогических компетенций.

Перспективой данной дисциплины могут выступать некоторые вариативные дисциплины в подготовке магистров педагогического образования по магистерской программе «Цифровые технологии в образовании», функционирующая в Институте физико-математического и информационно-технологического образования при ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова».

Литература:

1. Авадаева, И.В. Методологические основы формирования современной цифровой образовательной среды: монография / И.В. Авадаева, С.К. Анисимова-Ткалич, Е.В. Везетиу и др. - Нижний Новгород: НОО "Профессиональная наука", 2018. - [Электронный ресурс] -http://scipro.ru/conf/monographeeducation-l.pdf

2. Буданцев, Д.В. Цифровизация в сфере образования: обзор российских научных публикаций / Д.В. Буданцев // Молодой ученый. - 2020. - № 27 (317). - С. 120-127

3. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Многоуровневая подготовка педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения: автореф.дисс...докт.пед.наук. 13. 00. 08 / Вайндорф-Сысоева Марина Ефимовна - М., 2019.-56 с.

4. Везиров, Т.Г. Цифровая трансформация общего образования как условие совершенствования методики обучения информатике в школе / Т.Г. Везиров // Естественные и гуманитарные науки в современном мире. Материалы Международной научно-практической конференции. - Орел: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2022. - С. 301-306

5. Везиров, Т.Г. Педагогические возможности междисциплинарной дидактической среды в формировании метакомпетенций будущих бакалавров и магистров в условиях цифровой трансформации образования / Т.Г. Везиров // Педагогический журнал. - 2022. - № 4,- С. 512-520

6. Игропуло, И.Ф. Проектирование магистерской программы по направлению "педагогическое образование" в контексте методологии TUNING (опыт северо-кавказского федерального университета) / И.Ф., Игропуло, И.С. Сёмина, Ю.В. Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. - 2014. -№ 1 (44). - С. 26-28

7. Игропуло, И.Ф. Использование методологии тюнинга при проектировании магистерских программ по педагогическому образованию / И.Ф. Игропуло, И.С. Сёмина, Ю.В. Сорокопуд и др. // Вестник университета. - 2014. - № 2. -С. 235-238

8. Дьякова, Е.А. Цифровизация образования как основа подготовки учителя XXI века: проблемы и решения / Е.А. Дьякова, Г.Г. Сечкарева // Вестник Армавирского государственного педагогического университета, - 2019. - № 2. -С. 24-36

9. Панюкова, C.B. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога. Учебно-методическое пособие / C.B. Панюкова. - М.: Изд-во «Про-Пресс», 2020. - 33 с.

10. Письмо Минпросвещения России от 14.12.2021 №АЗ-1100/08 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования»)»). [Электронный ресурс]. -https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-14122021-n-az-110008-o-napravlenii/

11. Роберт, И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) / И.В. Роберт. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 398 с.

12. Сорокопуд, Ю.В. Новые требования к подготовке преподавателей высшей школы в контексте современных образовательных реалий / Ю.В. Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. -2013. - № 4 (41). - С. 198-200

13. Трубина, Л.А. Содержание и новые формы организации предметно-методической подготовки в условиях внедрения «Ядра педагогического образования» / Л.А. Трубина, Е.Л. Ерохина // Наука и школа. - 2022. - № 4,- С. 34-44

14. Тулунова, C.B. Цифровые технологии в вузах Китая / C.B. Тулунова, Л.Н. Рулиене // Дистанционные образовательные технологии: сборник трудов VI Международной научно-практической конференции / отв. ред. В.Н. Таран. - Симферополь, ИТ «АРИАЛ», 2021. - С. 89-91

15. Уваров, А.Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации / А.Ю. Уваров. - М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2018. - 168 с.

16. Чиркова, Л.Н. Потенциал Web-pecypcoB как средства формирования информационной культуры студентов: монография / Л.Н. Чиркова, В.В. Чиркова. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2019. - 140 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.