Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / инновационная деятельность / дошкольное образование / феномен инновации / innovation / innovative activity / preschool education / the phenomenon of innovation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везетиу Екатерина Викторовна

Теоретическое исследование инновационной деятельности способствует обновлению образовательной системы, преодолению стихийности этого процесса и эффективному управлению. Инновационная деятельность в образовательной сфере имеет свои особенности. Во-первых, субъектами инновационного процесса становятся дети, родители и учителя. Если не учесть этот момент, то образовательная составляющая и гуманистические принципы могут быть упущены из вида. Во-вторых, педагогические инновации требуют системного подхода к решению множества образовательных задач. Эффективность инновационной деятельности зависит от исследовательской работы педагогов, которые в процессе решения частных методических вопросов обращаются к общим вопросам и начинают переосмысливать дидактические принципы. В контексте образования инновацию можно определить, как результат инновационной деятельности, воплощенный в новом содержании, методе, форме организации учебного процесса или в новом подходе к предоставлению образовательных услуг в соответствии с реальными запросами родителей, то есть в новых формах дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Везетиу Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theoretical study of innovation contributes to the renewal of the educational system, overcoming the spontaneity of this process and effective management. Innovative activity in the educational field has its own characteristics. Firstly, children, parents and teachers become the subjects of the innovation process. If this point is not taken into account, then the educational component and humanistic principles may be overlooked. Secondly, pedagogical innovations require a systematic approach to solving a variety of educational tasks. The effectiveness of innovative activity depends on the research work of teachers, who, in the process of solving particular methodological issues, turn to general issues and begin to rethink didactic principles. In the context of education, innovation can be defined as the result of innovative activity embodied in a new content, method, form of organization of the educational process or in a new approach to providing educational services in accordance with the real needs of parents, that is, in new forms of preschool education.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Везетиу Екатерина Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация. Теоретическое исследование инновационной деятельности способствует обновлению образовательной системы, преодолению стихийности этого процесса и эффективному управлению. Инновационная деятельность в образовательной сфере имеет свои особенности. Во-первых, субъектами инновационного процесса становятся дети, родители и учителя. Если не учесть этот момент, то образовательная составляющая и гуманистические принципы могут быть упущены из вида. Во-вторых, педагогические инновации требуют системного подхода к решению множества образовательных задач. Эффективность инновационной деятельности зависит от исследовательской работы педагогов, которые в процессе решения частных методических вопросов обращаются к общим вопросам и начинают переосмысливать дидактические принципы. В контексте образования инновацию можно определить, как результат инновационной деятельности, воплощенный в новом содержании, методе, форме организации учебного процесса или в новом подходе к предоставлению образовательных услуг в соответствии с реальными запросами родителей, то есть в новых формах дошкольного образования.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, дошкольное образование, феномен инновации.

Annotation. The theoretical study of innovation contributes to the renewal of the educational system, overcoming the spontaneity of this process and effective management. Innovative activity in the educational field has its own characteristics. Firstly, children, parents and teachers become the subjects of the innovation process. If this point is not taken into account, then the educational component and humanistic principles may be overlooked. Secondly, pedagogical innovations require a systematic approach to solving a variety of educational tasks. The effectiveness of innovative activity depends on the research work of teachers, who, in the process of solving particular methodological issues, turn to general issues and begin to rethink didactic principles. In the context of education, innovation can be defined as the result of innovative activity embodied in a new content, method, form of organization of the educational process or in a new approach to providing educational services in accordance with the real needs of parents, that is, in new forms of preschool education.

Key words: innovation, innovative activity, preschool education, the phenomenon of innovation.

Введение. В контексте современной образовательной системы, в свете введения Федерального государственного образовательного стандарта для дошкольных учреждений (ФГОС ДУ), становится актуальной потребность в обновлении и улучшении качества дошкольного обучения, в использовании новейших учебно-методических комплексов, которые помогут раскрыть и развить творческий и интеллектуальный потенциал детей, и уравнять стартовые возможности обучающихся дошкольных учебных заведений при переходе к следующему этапу систематического школьного обучения. Значительный потенциал в плане повышения качества обучения имеет организация и реализация инновационной деятельности в области образования, которая заключается в разработке стратегии модернизации управления дошкольными образовательными учреждениями, а также в организации инновационной методической поддержки для педагогического состава [3]. На сегодняшний день в системе образования существует множество различных инноваций, направленных на различные цели и имеющих разную степень значимости. Проводятся масштабные государственные реформы и внедряются нововведения в организацию учебного процесса, методики и технологии обучения.

Изложение основного материала статьи. В последние годы в сфере образования России происходят активные процессы модернизации, так же как и во всех других сферах социально-экономической жизни страны. Это связано с фактом того, что начиная с 90-х годов XX века российское общество проходит через период радикальных изменений в своем образе жизни, принципах хозяйствования, а также в глубинных идеологических и духовно-нравственных установках. В этих условиях глубокие и всесторонние изменения, включая модернизацию, становятся необходимыми для успешного развития страны и продвижения вперед. Образование, во всех его проявлениях - начальное, среднее, высшее и послевузовское - не может оставаться в стороне от этих процессов. Оно также требует глубоких изменений, основанных на научных данных. Исследователи отмечают, что «осуществление научно обоснованной модернизации российского образования является необходимым и важнейшим условием решения социально-экономических проблем, стоящих перед обществом» [5, 7].

Управление инновационной деятельностью дошкольного образовательного учреждения имеет свои особенности, связанные с особенностями работы с маленькими детьми и их развитием. Вот некоторые из них:

• Активное партнерство с родителями. Вовлечение родителей в инновационные проекты, консультации и сотрудничество с ними позволяют создать благоприятную образовательную среду и достичь максимального эффекта от инновационных идей и практик.

• Развитие творческих способностей детей. Инновационная деятельность в дошкольном учреждении направлена на развитие творческого потенциала детей. Это может быть связано с внедрением новых методов и технологий обучения, использованием интерактивных материалов и игр, организацией проектных деятельностей и др.

• Инновационное управление в дошкольном образовательном учреждении предполагает учет особенностей каждого ребенка. Это может быть реализовано через дифференцированный подход к обучению, создание индивидуальных образовательных программ, использование инновационных методик для работы с детьми с особыми образовательными потребностями и др.

• Инновационная деятельность в дошкольном учреждении часто требует сотрудничества и командной работы различных специалистов-педагогов, психологов, логопедов и др. Развитие навыков командной работы способствует эффективному внедрению инноваций и повышению качества образования.

• Постоянное обновление знаний и компетенций педагогических работников. Управление инновационной деятельностью в дошкольном учреждении требует постоянного обучения и развития педагогов. Они должны быть готовы к внедрению новых практик и методов, поэтому организация систематических тренингов, семинаров и мастер-классов является одной из особенностей управления инновационной деятельностью.

Модернизация и развитие России означает, что первоочередной задачей является преодоление отставания от ведущих стран. Однако наиболее важным аспектом является необходимость внедрения глубоких и существенных инноваций во всех сферах общественной жизни. Это также касается образовательной системы страны. Эксперты отмечают, что современная модернизация российского образования имеет свои корни в 1990-е годы и является продолжением тех задач, которые были поставлены перед обществом в то время [4, 6]. Вместе с тем, она также делает важный шаг вперед в экономическом и технологическом развитии, а также ставит новые образовательные задачи, соответствующие требованиям времени. Сегодняшняя модернизация образования в России призвана ответить на две главные проблемы современной эпохи: во-первых, на незавершенное историческое действие, предпринятое в ходе образовательной реформы 1990-1992 гг., а во-вторых, на вызов современности, который связан с необходимостью быстрого удовлетворения актуальных и перспективных потребностей страны в развитии. Эти потребности являются основой процессов модернизации образовательной системы современной России в новом тысячелетии. Одним из важнейших аспектов сложной и многосторонней модернизации системы образования в стране являются инновации. Это обусловлено тем, что инновации, то есть нововведения различного рода, способствуют развитию системы образования и содействуют социальному прогрессу. По существу, инновации являются основным инструментом превращения теоретических знаний в материальное благосостояние и играют ключевую роль в развитии и конкурентоспособности образовательной сферы страны.

Введение инноваций, или нововведений, означает вложение ресурсов в освоение нового процесса, продукта или услуги. Термин «инновация» стал широко использоваться в научных кругах в 1930-х годах XX века. В операциональных определениях инновации часто противопоставлялись традиционным методам действия, мышления и организационного поведения. Существуют два подхода к определению инноваций: понимание их как творческого процесса (подходы Т. Брайана, В.Г. Медынского, Ф. Никсона, Б. Санто, Б. Твисса и других); и понимание инноваций как результата творческой (инновационной) деятельности (подходы И.Т. Балабанова, Л.М. Гохберга, А. Левинсона, И.Н. Молчанова, P.A. Фатхутдинова и других). Оба подхода являются верными, так как инновации представляют собой комплексный феномен, который охватывает как процесс разработки нового, так и результат такого процесса.

В рамках первого (процессного) подхода, инновация рассматривается в качестве комплексного процесса, который включает разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительских ценностей, таких как товары, техники, технологии, организационные формы и т.д. Согласно второму (объектному) подходу, инновация определяется как особый объект - результат научно-технического прогресса (например, новая технология, техника или продукт) [9]. Инновации в широком смысле подразделяются на научно-технические и социальные. Государственная система образования России, в первую очередь, занимается социальными инновациями, поэтому основное внимание должно быть сосредоточено на них. Термин «социальные инновации» имеет широкий смысл. Например, социальные инновации - это «явления в социальной сфере общества, которых не было на предыдущей фазе его развития и которые возникли естественным путем или были введены по инициативе управляющих органов» [5]. Однако более точное определение социальных инноваций предложено А.Б. Докторовичем. Согласно его подходу, социальные инновации - это инновации, направленные на гармоничное, сбалансированное развитие человека и общества, сбережение и рациональное использование трудового потенциала [2, 1]. Термин «социальные инновации» также может означать новые социально-экономические институты, результаты общественных реформ, изменения правил игры и типичные модели поведения [6].

В контексте социальных изменений можно назвать инновациями разнообразные новшества, которые способствуют урегулированию противоречий, возникающих в нестабильном и неоднородном обществе. Эти изменения также способствуют усилению процессов социальной мобильности, когда традиционные способы обеспечения социальных гарантий оказываются неприменимыми [3]. Обобщенная теоретическая модель инноваций, включая социальные инновации, применимая к общему образованию в России, можно представить следующим образом. Основной смысл инноваций как социального феномена в общей системе образования страны заключается в целенаправленном улучшении положения различных субъектов и их групп, связанных с образовательным процессом. В рамках этого феномена решаются проблемы, возникающие на разных уровнях образовательной системы, а также достигается гармония между общей системой образования и другими социальными подсистемами общества (культурной, духовно-нравственной и др.).

Особенностью социальных инноваций в строительстве образования являются внедрение значительных изменений не только в отдельные аспекты системы образования, но и в менталитете и поведении всех ее участников (учеников, учителей, администраторов). Суть социальных инноваций в образовательной системе России заключается в том, что в фокусе инновационной деятельности всегда находится человек и его отношение к окружающему миру, познавательные способности, духовные потребности и социальные действия. В контексте педагогического процесса инновация представляет собой введение новых целей, содержания, методов и форм обучения и воспитания, организацию сотрудничества между учителями и учениками, воспитанниками. Отличие образовательных инноваций как социального феномена от инноваций в научно-технической сфере заключается в следующем:

• Социальные инновации в образовании сильно связаны с обществом и культурой, поэтому одни и те же инновации в образовании могут проявляться по-разному в разных странах и культурах.

• Успех внедрения и реализации социальных инноваций в образовании в значительной мере зависит от качества людей, вовлеченных в инновационный процесс (включая качества самого инноватора и тех, кто сталкивается с инновацией).

• Внедрение социальных инноваций в образование является сложной задачей, так как их параметры и результаты зачастую неопределенны, что может привести к имитации изменений вместо их реальной реализации.

Сегодня инновации в образовательной сфере являются необходимостью, так как они являются фундаментом социального прогресса и должны следовать за изменениями в экономике и социальной жизни общества [7, 8]. Без модернизации и внедрения инноваций невозможно воспитывать нового типа личности, который будет востребован в современной экономике и обществе. Кроме того, без инноваций нельзя решить стратегические задачи государства, такие как вхождение России в мировое экономическое сообщество как равноправного партнера. Для этого необходимо развивать наукоемкие технологии, техническое оборудование, интегрировать науку и технику, информатизировать общество и решать экологические проблемы. Это требует людей с гибким мышлением, инноваторов, активных социальных практиков, что невозможно без современной и инновационной системы образования. Поэтому система общего образования играет важную роль в инновационном развитии и формировании личности с новыми социальными качествами. Чтобы достичь стратегических целей, стоящих перед современной системой образования в России, социальные инновации должны быть направлены на преодоление духовного кризиса общества, возрождение духовности и ценностей этнокультуры, формирование гражданской ответственности, правового самосознания, нахождение новой национальной идентичности, развитие внутренней самостоятельности, поощрение межнациональной толерантности и уважение к природе, создание инновационной экономики. Для этого модернизация образования требует пересмотра целого комплекса задач, связанных с воспитанием, обучением и развитием личности. Основа инновационного развития в нашей стране предполагает изменение

образовательной среды, что приведет к качественно новому состоянию образовательного пространства на различных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном).

Понятие «инновационное развитие образования» включает в себя два основных элемента: инновационный процесс и инновационный потенциал. Инновационный процесс представляет собой последовательность этапов, начиная с осознания проблемы, создания оригинальных идей, исследования и разработки, до внедрения инноваций на рынок, их применения и улучшения. Для успешного инновационного процесса необходимо также оценить инновационный потенциал системы образования, который включает различные ресурсы, необходимые для реализации инновационной деятельности [5, 2]. Инновационный потенциал может быть присущ отдельным индивидам, коллективам или организациям в системе образования. Объединение этих потенциалов образует единый инновационный потенциал системы образования страны. В особенности, инновационный потенциал педагогов играет важную роль в развитии инноваций в системе образования России, так как он отражает готовность педагога к совершенствованию своей педагогической деятельности, а также наличие у него социокультурных и творческих ресурсов, средств и методов. Кроме того, включение в инновационный потенциал желания и возможности педагога развивать свои интересы, искать нетрадиционные решения и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании играет важную роль.

Выводы. Таким образом, исследование позволило сделать следующие выводы. В современной системе дошкольного образования России инновации являются неотъемлемой составляющей. Потребность в инновациях обусловлена модернизацией общества и социально-экономической жизнью страны, а также новыми требованиями образовательного законодательства, включая новые федеральные стандарты дошкольного образования. Инновации в дошкольном образовании можно разделить на две группы: научно-технические и социальные. Особую роль играют социальные инновации, которые не только вносят значительные изменения в различные сферы, но и закрепляют новые социокультурные нормы и образцы в мышлении и поведении людей, будь-то обучающиеся, педагоги или администраторы. Сегодня в ДОУ России разработка, внедрение и использование инноваций - это не случайные и отдельные мероприятия. Они являются системными и регулярными процессами.

Литература:

1. Ахунзянова, З.Т. Инновации в дошкольном образовании посредством электронных образовательных ресурсов (ЭОР) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://edu.tatar.ru/upload/images/files (дата обращения: 11.11.2023)

2. Баранчеев, В.П. Управление инновациями / В.П. Баранчеев. - М.: Академия, 2014. - 34 с.

3. Бареев, Т.Ф. Сущность и границы использования понятия «инновация» / Т.Ф. Бареев // Экономические науки. - 2012. - №8. - С. 17-19

4. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении / К.Ю. Белая. - М.: Сфера, 2005.-С. 24-29

5. Князев, A.A. Феномен инновации: сущность и формы проявления / A.A. Князев // Вестник СамГУ. - 2011. -№10(91).

6. Коммерческая оценка инвестиций / Под общ. ред. д.э.н. В.Е. Есипова. - М.: Кнорус, 2012. - 698 с.

7. Коржова, Т.С. Опыт работы «Инновационные подходы в развитии познавательной активности детей раннего и младшего дошкольного возраста» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zaozerskdou4.com.ru/wp-content/uploads/2016/03/(flaTa обращения: 10.11.2023)

8. Котлярова, И.О. Инновации в образовательных учреждениях / И.О. Котлярова. - Челябинск: Образование, 1998. -С. 32-45

9. Котлярова, И.О. Систематизация управления инновациями в образовательном учреждении / Под ред. Г.Н. Серикова. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1998. - 145 с.

Педагогика

УДК 378.2

доктор педагогических наук, профессор Везиров Тимур Гаджиевич

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова» (г. Махачкала)

ДИСЦИПЛИНА «ТЕХНОЛОГИИ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлены авторский подход к изучению дисциплины «Технологии цифрового образования» студентами бакалавриата при ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет». Одним из таких подходов является реализация содержания данной дисциплины в подготовке бакалавров по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профили «Математика» и «Информатика» Института физико-математического и информационно-технологического образования, где важное место занимает принцип усиление практико-ориентированности подготовки за счет реализации деятельностного подхода.

Ключевые слова: ядро высшего педагогического образования, студенты бакалавриата, дисциплина «Технологии цифрового образования», цифровая образовательная среда, цифровые технологии, содержание дисциплины, модуль.

Annotation. The article presents the author's approach to the study of the discipline "Digital Education Technologies" by undergraduate students at the Dagestan State Pedagogical University. One of such approaches is the implementation of the content of this discipline in the preparation of bachelors in the field of education 44.03.05 Pedagogical Education, profiles "Mathematics" and "Informatics" of the Institute of Physical, Mathematical and Information Technology Education, where the principle of strengthening practice-oriented training through the implementation of an activity approach occupies an important place.

Key words: core of higher pedagogical education, undergraduate students, discipline "Digital education Technologies", digital educational environment, digital technologies, discipline content, module.

Введение. Цифровизация отечественного образования является в настоящий момент одной из актуальнейших проблем. В этой связи особенно важно подготовить для системы образования новые кадры, которые могут эффективно функционировать и осуществлять профессиональную педагогическую деятельность на всех уровнях системы образования.

Начиная со второго десятилетия XXI века, в содержание подготовки будущих учителей, преподавателей вносится учебный материал, вводятся специальные предметы, направленные на формирование цифровых компетенций [6; 7; 12 и др.].

Анализ исследований (И.В. Авадаева [1], Д.В. Буданцев [2] , М.Е. Вайндорф-Сысоева [3], Т.Г. Везиров [4; 5], Е.А. Дьякова [8], С.В. Панюкова [9], А.Ю. Уваров [15] и др.) показывает, что цифровую трансформацию образования в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.