Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная инновация / инновационный процесс / инновационная деятельность / научные подходы / система среднего общего образования / классификация инноваций / критерии инновационности / educational innovation / innovation process / innovation activity / theoretical approaches / the system of secondary general education / innovation classifications / innovation criteria

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.Р. Лазаренко, С.В. Колесова, Л.Г. Куликова, А.Н. Логинов

В статье рассматриваются проблемы изучения и развития образовательных инноваций в области среднего общего образования. Особое внимание уделено анализу подходов к исследованию инновационных процессов и деятельности, отбору критериев и систематике инноваций в сфере образования. Раскрыты характеристики образовательных инноваций в русле системного, деятельностного, проектного и процессного подходов, что позволяет учитывать особенности инновационных процессов на ступени среднего общего образования. Обоснован выбор методологических подходов к развитию инноваций на уровне образовательной организации и на уровне системы среднего общего образования. Представлена классификация образовательных инноваций по характеру деятельности участников инновационного процесса в решении педагогических и управленческих проблем. Обозначены перспективы исследования проблемы научного и методологического сопровождения инновационной деятельности в системе среднего общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И.Р. Лазаренко, С.В. Колесова, Л.Г. Куликова, А.Н. Логинов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL SUPPORT OF INNOVATIVE ACTIVITIES IN SECONDARY GENERAL EDUCATION

The article deals with an issue of studying and enhancing educational innovations in secondary general education. Specific emphasis is placed on investigating approaches to the study of innovation processes and innovative activities in education, on criteria to classify innovations in education. The article dwells on characterizing educational innovations in the paradigms of various approaches – ‘systemic’, ‘designing’ and ‘process’ approaches, which are best in specifying conditions for implementing innovations in secondary general education. The article writers provide foundation to the choice of methodological approaches to enhancing innovations both in the educational establishment and in general secondary education. The authors present classification of educational innovations by the nature of the activities performed by the participants in innovation process in solving pedagogical and managerial problems. They also outline some prospects for researching the problem of theoretical and methodological support of innovative activities in the system of secondary general education.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ»

14. О создании центра информационно-аналитического обеспечения системы дистанционного образования: приказ Госкомвуза РФ от 17 июня 1996 г № 1062. Бюллетень государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию. 1996; № 8.

15. Об эксперименте в области дистанционного образования: приказ Минобразования РФ от 27 июня 2000 г № 1924. Available at: https://base.garant.ru/1586912/

16. Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации: приказ Минобразования РФ от 18 декабря 2002 г № 4452. Available at: https:// normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=12166

17. Об утверждении перечня документов, представляемых на лицензионную экспертизу образовательными учреждениями среднего, высшего, дополнительного профессионального образования и их филиалами, использующими дистанционные образовательные технологии для реализации образовательных программ частично или в полном объеме: приказ Минобразования РФ от 26 августа 2003 г №. Бюллетень Минобразования России. 2003; № 10.

18. О внесении изменений в Инструкцию о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, изготовлении, заполнении и хранении соответствующих бланков документов, утвержденную Приказом Минобразования России от 13.01.1999 № 46: приказ Минобразования РФ от 17.03.2003 № 1011. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42018/

19. Об использовании дистанционных образовательных технологий: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 г № 137. Российская газета. 2005; 16 августа. Available at: https://rg.ru/2005/08/16/obrazovanie-doc-dok.html

References

1. O merah po snizheniyu riskov rasprostraneniya novoj koronavirusnoj infekcii v obrazovatel'nyh organizaciyah vysshego obrazovaniya: prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya RF ot 11 noyabrya 2020 g. № 1402. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74790194/

2. Vasil'eva A. Distant prishel navsegda. Kommersant'. 2020; № 3: 34-37 Available at: https://www.kommersant.ru/doc/4626705

3. Lantry L. ABC News Exclusive: Harvard Law student sues university over tuition prices as classes remain online. ABC News, 2020. Available at: https://abcnews.go.com/US/abc-news-exclusive-harvard-law-student-sues-university/story?id=71345292

4. Adams S. Pojmaj, esli smozhesh': kak spisyvayuschie studenty pomogayut zarabotat' kompanii stoimost'yu $13 mlrd. Forbes. 2020; № 12: 67 - 70 Available at: https://www. forbes.ru/tehnologii/419819-poymay-esli-smozhesh-kak-spisyvayushchie-studenty-pomogayut-zarabotat-kompanii?fbclid=IwAR1Bz4FG2ii7RPa2kEWrzVLjNcjWVwZ9oA2zY 0TQPpaMvj38rD_nE7fteGA

5. O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» v chasti regulirovaniya stoimosti platnyh obrazovatel'nyh uslug: zakonoproekt № 1044819-7. Available at: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1044819-7

6. O vnesenii izmeneniya v stat'yu 54 Federal'nogo zakona «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» (v chasti regulirovaniya stoimosti platnyh obrazovatel'nyh uslug): zakonoproekt № 1065006-7. Available at: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1065006-7

7. O vnesenii izmeneniya v stat'yu 16 Federal'nogo zakona «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» v chasti opredeleniya polnomochij po ustanovleniyu poryadka primeneniya 'elektronnogo obucheniya, distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij pri realizacii obrazovatel'nyh programm: zakonoproekt № 957354-7. Available at: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/957354-7

8. O sostoyanii iperspekiivah sozdaniya edinoj sistemy distancionnogo obrazovaniya v Rossii: postanovlenie Goskomvuza RF ot 31 maya 1995 g., № 6. Available at: https://www. allpravo.ru/library/doc2220p0/instrum2221/item2224.html

9. Strel'nikov K.A. Pravovyeaspekty obespecheniya 'ekonomicheskojbezopasnostisovremennogorossijskogogosudarstva. Avtoreferat dissertacii ... kandidata yuridicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2004.

10. Mushinskij M.A. Strategii, koncepcii, doktriny v pravovoj sisteme Rossijskoj Federacii: problemy statusa, yuridicheskoj tehniki i sootnosheniya drug s drugom. Yuridicheskaya tehnika. 2015; № 9: 488 - 499.

11. Mushinskij M.A. Strategii, koncepcii, doktriny v pravovoj sisteme Rossijskoj Federacii: problemy statusa, yuridicheskoj tehniki i sootnosheniya drug s drugom. Yuridicheskaya tehnika. 2015; № 9: 499 - 510.

12. O gosudarstvennom prognozirovanii i programmah social'no-'ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 20.07 1995 g. № 115-FZ. Available at: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/8100

13. O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 28 iyunya 2014 g. № 172-FZ. Rossijskaya gazeta. 2014; № 172: 23 - 30. Available at: https:// rg.ru/2014/07/03/strategia-dok.html

14. O sozdanii centra informacionno-analiticheskogo obespecheniya sistemy distancionnogo obrazovaniya: prikaz Goskomvuza RF ot 17 iyunya 1996 g. № 1062. Byulleten' gosudarstvennogo komiteta Rossijskoj Federacii po vysshemu obrazovaniyu. 1996; № 8.

15. Ob 'eksperimente v oblasti distancionnogo obrazovaniya: prikaz Minobrazovaniya RF ot 27 iyunya 2000 g. № 1924. Available at: https://base.garant.ru/1586912/

16. Ob utverzhdenii Metodiki primeneniya distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij (distancionnogo obucheniya) v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah vysshego, srednego i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya Rossijskoj Federacii: prikaz Minobrazovaniya RF ot 18 dekabrya 2002 g. № 4452. Available at: https://normativ.kontur.ru/docum ent?moduleId=1&documentId=12166

17. Ob utverzhdenii perechnya dokumentov, predstavlyaemyh na licenzionnuyu 'ekspertizu obrazovatel'nymi uchrezhdeniyami srednego, vysshego, dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya i ih filialami, ispol'zuyuschimi distancionnye obrazovatel'nye tehnologii dlya realizacii obrazovatel'nyh programm chastichno ili v polnom ob'eme: prikaz Minobrazovaniya RF ot 26 avgusta 2003 g. №. Byulleten' Minobrazovaniya Rossii. 2003; № 10.

18. O vnesenii izmenenij v Instrukciyu o poryadke vydachi dokumentov gosudarstvennogo obrazca o vysshem professional'nom obrazovanii, izgotovlenii, zapolnenii i hranenii sootvetstvuyuschih blankov dokumentov, utverzhdennuyu Prikazom Minobrazovaniya Rossii ot 13.01.1999 № 46: prikaz Minobrazovaniya RF ot 17.03.2003 № 1011. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42018/

19. Ob ispol'zovanii distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 6 maya 2005 g. № 137. Rossijskaya gazeta. 2005; 16 avgusta. Available at: https://rg.ru/2005/08/16/obrazovanie-doc-dok.html

Статья поступила в редакцию 12.11.21

УДК 373

Lazarenko I.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Rector of Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: rector@altspu.ru

Kolesova S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of General and Social Pedagogy, Altai State Pedagogical University

(Barnaul, Russia), E-mail: svetlana.kolesova@mail.ru

Kulikova L.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General and Social Pedagogy, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),

E-mail: lima17.82@mail.ru

Loginov A.N., teaching assistant, Department of General and Social Pedagogy, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),

E-mail: loginov.ru@inbox.ru

METHODOLOGICAL SUPPORT OF INNOVATIVE ACTIVITIES IN SECONDARY GENERAL EDUCATION. The article deals with an issue of studying and enhancing educational innovations in secondary general education. Specific emphasis is placed on investigating approaches to the study of innovation processes and innovative activities in education, on criteria to classify innovations in education. The article dwells on characterizing educational innovations in the paradigms of various approaches - 'systemic', 'designing' and 'process' approaches, which are best in specifying conditions for implementing innovations in secondary general education. The article writers provide foundation to the choice of methodological approaches to enhancing innovations both in the educational establishment and in general secondary education. The authors present classification of educational innovations by the nature of the activities performed by the participants in innovation process in solving pedagogical and managerial problems. They also outline some prospects for researching the problem of theoretical and methodological support of innovative activities in the system of secondary general education.

Key words: educational innovation, innovation process, innovation activity, theoretical approaches, the system of secondary general education, innovation classifications, innovation criteria.

The article was prepared based on the results of the fundamental studies"Analysis of innovative processes in the development of the general education system: scholarly and methodological support", state assignment of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 073-00037-21-01 of 14.07.2021.

И.Р. Лазаренко, д-р пед. наук, проф., ректор Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул, E-mail: rector@altspu.ru С.В. Колесова, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: svetlana.kolesova@mail.ru Л.Г. Куликова, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: lima17.82@mail.ru А.Н. Логинов, асс., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: loginov.ru@inbox.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассматриваются проблемы изучения и развития образовательных инноваций в области среднего общего образования. Особое внимание уделено анализу подходов к исследованию инновационных процессов и деятельности, отбору критериев и систематике инноваций в сфере образования. Раскрыты характеристики образовательных инноваций в русле системного, деятельностного, проектного и процессного подходов, что позволяет учитывать особенности инновационных процессов на ступени среднего общего образования. Обоснован выбор методологических подходов к развитию инноваций на уровне образовательной организации и на уровне системы среднего общего образования. Представлена классификация образовательных инноваций по характеру деятельности участников инновационного процесса в решении педагогических и управленческих проблем. Обозначены перспективы исследования проблемы научного и методологического сопровождения инновационной деятельности в системе среднего общего образования.

Ключевые слова: образовательная инновация, инновационный процесс, инновационная деятельность, научные подходы, система среднего общего образования, классификация инноваций, критерии инновационности.

Статья подготовлена на основе результатов фундаментального исследования на тему «Анализ инновационных процессов развития системы общего образования, научная и методологическая поддержка» государственного задания Министерства Просвещения РФ № 073-00037-21-01 от 14.07.2021

Стратегической целью государственной образовательной политики России в XXI веке выступает система общего образования, т.к. её развитие влечет качественные изменения во всех сферах социальной жизнедеятельности человека. Современная школа становится не только институтом образования, она берет на себя высокую миссию формирования общества, обозначения целей и ценностей его развития. Целый ряд значимых государственных документов - Федеральных законов, указов президента, национальных проектов [1-4] - определяет приоритеты модернизации российской школы, среди которых следует отметить переход к инновационному развитию.

В свете обозначенного направления развития системы общего образования проблема включения образовательных организаций в инновационные процессы приобретает особую актуальность. Фундаментальное исследование по теме «Анализ инновационных процессов развития системы общего образования, научная и методологическая поддержка» направлено на решение указанной проблемы. Исследование выполняется в Алтайском государственного педагогическом университете в рамках государственного задания № 073-00037-21-01 от 14.07.2021, рассчитанного на период 2021-2023 гг. Поиск решения проблемы научного сопровождения и методологической поддержки инновационной деятельности в системе среднего общего образования осуществляется творческим коллективом под руководством ректора АлтГПУ И.Р Лазаренко, которая с 2012 г возглавляет научную школу «Управление инновационными процессами в образовании».

Актуальность настоящего исследования обусловлена противоречием между выраженной потребностью образовательных организаций среднего общего образования в сопровождении и методологической поддержке инновационных процессов и инновационной деятельности и отсутствием системного научного обоснования непрерывных изменений общего среднего образования и повышения его качества в интересах главных субъектов образования - учащихся и учителей. Актуальным остается вопрос повышения методологической грамотности управленческих кадров системы среднего общего образования. Директора, завучи и руководители методических объединений образовательных организаций испытывают серьезные затруднения в поиске и оценке инноваций, организации и управлении процессом их внедрения, преодолении трудностей, сопровождающих процессы освоения инноваций и их реализации педагогами в образовательной практике.

Целью исследования выступает выявление и обоснование методологических подходов к рассмотрению инноваций, типологии образовательных инноваций, адекватных особенностям инновационных процессов и инновационной деятельности в системе среднего общего образования России. Для достижения поставленной цели потребовалось решить ряд исследовательских задач: выявить сложившиеся в отечественной педагогической науке подходы к изучению инновационных процессов в системе общего образования; обосновать наиболее эффективные подходы к развитию инноваций в системе общего образования; проанализировать представленные в научных публикациях классификации педагогических инноваций; предложить систематику образовательных инноваций в области решения педагогических и управленческих проблем среднего общего образования.

С целью выявления актуальных методологических подходов и классификаций инноваций в современном образовании были проанализированы научные статьи, монографии, сборники статей (около 400), представленные в свободном доступе в электронных научных библиотеках CYBERLENINKA и eUBRARY, опубликованные за период с 2015 по 2021 годы. Результаты оценки частоты обращения исследователей к тому или иному методологическому подходу при выборе, освоении и внедрении инноваций в различных сферах российского образования представлены в табл. 1.

Таблица 1

Методологические подходы к анализу инноваций в образовании

Подходы к анализу инноваций Частота применения в % Из них применяется в среднем общем образовании в %

Системный 20 17

Деятельностный 15 18

Процессный 13 52

Институциональный 11 Фактически не применяется субъектами среднего общего образования

Проектный 11

Программно-целевой 7

Маркетинговый 7

Интегративный 4

Форсайт-подход 4

Ресурсный 2

Ценностно-ориентированный 2

Гуманитарный 2

Функциональный 2

Как видим, большинство исследователей обращаются к системному (20%), деятельностному (15%) и процессному (13%) подходам. При этом в большинстве статей с позиции системного подхода рассматриваются результаты исследования инноваций в сфере высшего и среднего профессионального образования. Публикации, опирающиеся на деятельностный подход в исследовании, в основном освещают проблемы инноваций в сфере среднего общего образования. Вероятно, это объясняется тем, что деятельностный подход утвержден современным образовательным стандартом среднего общего образования и в достаточной мере освоен педагогами.

В ходе исследования установлено, что обоснование методологического подхода к анализу образовательных инноваций представлено в значительной части публикаций (42% источников), посвященных проблемам в сфере высшего и профессионального образования [5-7]. В то время как в публикациях, отражающих изучение инноваций в системе среднего общего образования (58% источников) методологический уровень анализа инновационных процессов и инновационной деятельности практически отсутствует. Авторы описывают конкретные инновации в деятельности учителя, позитивные результаты внедрения инноваций в образовании, этапы и алгоритмы деятельности субъектов инновационных процессов [8-10]. Однако научно обоснованный выбор, внедрение и освоение образовательных инноваций в широкой практике среднего образования требует методологического сопровождения в решении педагогических и управленческих задач инновационной деятельности, что является обоснованием практической значимости проводимого исследования.

При изучении качественных характеристик и потенциала различных подходов для методологического сопровождения инновационных процессов в системе среднего общего образования и инновационной деятельности образовательных организаций будем рассматривать два уровня инноваций: инновации на уровне образовательной организации и инновации в системе общего образования. Полагаем, что на каждом из указанных уровней эффективность процесса развития образовательных инноваций будут обеспечивать разные методологические под-

ходы. Выявление и обоснование соответствующих методологических подходов составляет теоретическую значимость исследования. Эффективные методологические подходы к развитию инновационных процессов в системе общего образования с учетом уровня и области применения образовательной инновации представлены в табл. 2.

Таблица 2

Эффективные методологические подходы к развитию инновационных процессов в системе общего образовании

Рассмотрим ведущие идеи, преимущества каждого из указанных подходов, а также характеристики образовательных инноваций, которые раскрывает тот или иной методологический подход к их реализации и управлению.

Эффективной реализации инноваций на уровне образовательной организации будет способствовать интеграция проектного и деятельностного подходов. Проектирование выступает первым этапом в реализации инновационного процесса в образовательной организации. Проектный подход к инновациям предполагает обеспечение конкурентоспособности образовательной организации посредством поиска нестандартных решений, связанных с изменением образовательной практики на основе концентрации внутренних и внешних ресурсов для решения конкретной педагогической проблемы в установленные сроки. В образовании проекты оценивают по измеримым изменениям: на уровне коллективного субъекта - это новые образовательные практики; на уровне конкретных людей -это изменение субъектной позиции; на уровне результатов образовательной деятельности - это создание нового продукта образования. В развитии инноваций на уровне образовательной организации проектный подход:

- обеспечивает конструктивное решение конкретной проблемы в образовательной практике;

- открывает возможности для адаптации инновации к условиям конкретного образовательного учреждения,

- позволяет интегрировать все внутренние и внешние ресурсы и тем самым обеспечить конкурентоспособность организации посредством инновационных изменений в образовательной практике.

Реализация инновационной идеи, проекта осуществляется в деятельности. Деятельностный подход на уровне общего образования для большинства субъектов стал традиционным, т.е. понятным, освоенным большинством педагогов и управленцев. Реализация деятельностного подхода в образовательной практике представлена технологично. Его технологичность задана Федеральными образовательными стандартами среднего общего образования: от постановки целей до определения и диагностики и оценки результатов. Главное преимущество де-ятельностного подхода - это представление цели, содержания, методов, форм организации и результатов инновационной деятельности в наблюдаемых и выполняемых действиях ученика и учителя.

Объектом инноваций на уровне образовательной организации обычно является тот или иной образовательный проект и инновационная деятельность по его реализации. Субъектами инновации выступают авторы инновационного проекта, команда проекта. Характер взаимодействия субъектов инновации может меняться в зависимости от этапа реализации проекта: от закрытых к открытым взаимодействиям. В управлении инновационной деятельностью наблюдается делегирование полномочий от руководителей проекта к его исполнителям в решении конкретных задач. При этом педагоги занимают активную позицию, работают в проектных группах, стараются внести личный вклад в реализацию проекта, проявляют ответственность за его результат и результаты своей деятельности. Результатом инновационной деятельности будет достижение целей проекта, изменение сложившейся образовательной практики, образовательных продуктов и образовательных услуг.

Однако переход системы среднего образования на новый качественный уровень не может быть обеспечен проектно-деятельностным подходом к управлению образовательными инновациями. В этом случае инновационные изменения реализуются в отдельных процессах, отдельных частях системы среднего общего образования, которой свойственна инерционность (устойчивость) и сопротивление локальным внешним воздействиям как целостному системному объекту.

В решении проблемы развития системы среднего общего образования, повышения его качества необходимо переходить на другой уровень инноваций.

Такое развитие образовательных систем требует интеграции системно-деятель-ностного и процессного подходов.

В образовательных стандартах среднего общего образования системно-де-ятельностный подход заявлен как основа построения образовательного процесса и системы общего образования в целом. Системно-деятельностный подход имеет следующие преимущества в управлении инновационными процессами на уровне системы в целом:

- если целью инновации выступает изменение системного объекта, каким является система общего образования, то невозможно обойтись без системного подхода. Система образования относится к числу живых систем, способных компенсировать и нивелировать отдельные локальные изменения (проекты), отдельные внешние дестабилизирующие воздействия (свойство инерционности образовательных систем, стремление быть устойчивой);

- системный подход предполагает изучение объекта в единстве и целостности, что позволяет обнаружить свойства и характеристики, которыми не обладают отдельные элементы, отдельные процессы изучаемого объекта, что обеспечит переход системы на новый качественный уровень - целое всегда больше суммы составляющих его частей;

- системно-деятельностный подход позволяет рассматривать взаимодействие управляющей подсистемы - субъекта инновационной деятельности в развитии отношений с управляемой подсистемой - объектом инновационной деятельности, внутренней и внешней средой, где значимая роль отводится человеку как активному субъекту изменений, что характерно для инноваций в системе образования.

Система образования обладает свойством подвижности, переход системы на новый качественный уровень реализуется как процесс. Поэтому обосновано обращение к процессному подходу в реализации инноваций на уровне образовательной системы. Процессный подход развертывается на разных уровнях инновационного развития системы образования, раскрывает жизненный цикл образовательных инноваций, который включает этапы создания, развития, реализации и распространения инновации. При этом на первый план выходят проблемы управления инновационными процессами. Процессный подход позволяет учитывать социально-экономические, психолого-педагогические и организационно-управленческие аспекты инновационных процессов и инновационной деятельности. Процессный подход:

- составляет основу современных систем управления;

- позволяет выявить нелинейный характер протекания и взаимосвязи образовательных процессов в системе образования;

- предполагает делегирование полномочий управления отдельными процессами и подсистемами, что необходимо в развитии таких сложных систем, как образовательные.

Инновации на уровне системы среднего общего образования необходимо рассматривать с позиции системно-деятельностного и процессного подходов. При этом объектом инноваций выступают образовательные организации, их взаимодействие и инновационные процессы в системе образования. Субъектами инноваций выступают педагогические коллективы и управленческий аппарат системы образования. Во взаимодействии образовательных организаций и внутри организаций, включенных в инновационные процессы, преобладает открытый характер контактов и сотрудничества. В управлении инновационными процессами наблюдается децентрализация, координация и кооперация усилий. Характерна активная позиция педагогов, включенность в реализацию инновационных процессов, ответственность и личный вклад в общие результаты. В результате инноваций в системе среднего общего образования происходит изменение сложившейся образовательной практики, продуктов, технологий, взаимодействия сетевых партнеров, отмечается развитие образовательных организаций как интегрированного субъекта инновационной деятельности.

Понимание специфики, закономерностей разработки и развития инноваций, выявление и анализ условий, которые могут способствовать или препятствовать инновациям в системе среднего общего образования обеспечивается определением типа образовательной инновации. Сложность поставленной задачи заключается в том, что разные авторы используют разные типологии образовательных инноваций, которые отвечают различным целям педагогических исследований в области современного образования.

Однако можно выделить критерии, которые наиболее часто используются для оценки инновационности производимых преобразований в образовательных организациях и системе среднего общего образования. Это критерии новизны, актуальности, результативности и эффективности нововведений [11-15].

Обязательное свойство и объективная ценность любой инновации - это её новизна, существенное отличие от всех предыдущих изменений. Новизна в системе образования может быть представлена как новая идея, гипотеза, соответствующая новая цель и задачи, возможный новый путь решения проблемы; как новое построение образовательного процесса, новая образовательная технология, способ деятельностипедагога и/или ученика; как новый образовательный результат, модель, теория или концепция образования.

Степень значимости проблемы, которая решается посредством той или иной инновации отражает такой критерий, как актуальность вводимых изменений в образовании. Актуальность характеризует инновацию как объективно обусловленную потребностями образовательного учреждения, образовательной практи-

Уровень образовательной инновации Область применения инновации Методологические подходы

Образовательная организация среднего общего образования Решение педагогических проблем Интеграция деятельностного и проектного

Решение управленческих проблем Интеграция системного и деятельностного подходов

Система среднего общего образования Решение управленческих проблем Интеграция системного и процессного подходов

ки, системыобуа-овании игосударства.Антуульндя инто-ицияЕ^сегда возрукэут как оиветга разришениапротаворечип междуновымитребтпанбоми, потвиТно-стями общества и имеющимися в образовании средствами и способами ответа нв 5ЫИ0В41 вром-ии.

|Иозмауо1^твв4(^<^и^|Ун оффантивность иниоиэцик -идни-аетик хуу^1^терекма-^амими^лмауомв1х -"^р^^^к^Е^^теланы- °ор№9омаи(еаид5^нр^1к^м^^'ов(5(^отез1ыма-кимвиуосоиуууом нменьшнмвусилиямо о аповм-ний

практикой образовательной деятельности. При этом чем больше приближен по-луиминыН результат с применением инновации к ожидаемому, тем выше эффективность образовательной инновации.

ТИПЫ ИННОВАЦИЙ В СРЕДНЕМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ \

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инновации-модернизации

технологические

Инновации-трансформации

4

поиск

ниедиммзны им дзшзндз евдиыоыновввнх и уеаимивновЕвнх пробивм в римвих -аидунуошом дзедодквo5мноМ идыиндзиндд к9аиекмиoзмйнкык одинзеки

ниедиммзны ни дзшзндз ездиыкы5озкв5х 5 уеаимивновквнх еак9мзм в ыкиомуях еазобаиеоминуя (уемзнзння) -аидун-онноМ идыиндзиндд к9аиекмиoзмйнкык еаоцвкки

Рис. 1. Типология инноваций по характеру предполагаемой деятельности участ-ник5и ииыю4aL-иoннмнoтpoL|eсси и г-вбинooжидмммрlо инновационных преобразований

Ее^ис^т^^м е среднего общего образования важно определить тип инновации по характеру предполагаемой деятельности участников инновационного процесса и глубине ожидаемых инновационных преобразований (рис. 1).

Идея выделения продуктивного и репродуктивного характера деятельности пpимУЕИхохьнок хбpaзoвхыдлн9ыемннoвaмням нoзвoлинooпнедншов дед маитвныx азве иинoвaциB.Ир^^oвaoни-мoдунтимaции(инндууoвнoкыe, вмxнымы-гические инновации), которые реализуются в образовательном процессе тради-ЖИOмхотт рдууодукиивутго xaо9кмеоa,oбeс^г^^чивая гарантированное достижение желаемого результата. Инновации-трансформации (двухуровневые, инновации поискового мтcлeдин4теoьовыroxуоыктена)хoаодыcтнoм(кp гхикмтl>ии пвхжовой кнcлeдoрмиудьcк9к дeмoрмйУтотн -имин-гол еммeритиoбхмнoйaт(миным оро-цесс, обеспечивая его исследовательский характер.

Одна^^[^^^^н^н^нзю взду. еиноваций иы имусываюп судгoмнрЕтдPpдзияco-ипимтнназ об-озогатели-ай ммoкии-и. Пeднгoгичecкиeииуoиыоик и овквмме оoддоргooMуeгo в4р^о^^иео разл-иоютсанетолькологу^ине ожидкгмыу изменений, таких как модернизация или трансформация, но и по таким направлениям, как область применения, цель, уровень, сроки, причины инновации и т.д.

Предлагаем систематизировать типы инноваций в сфере среднего общего образования по области их применения - направленные на решение управленческих проблем или направленные на решение педагогических проблем (табл. 3).

Перечень оснований для определения типов инноваций выбран с учетом необходимого охвата разнообразия образовательных инноваций. В предлагаемой систематике каждая инновация будет иметь многоаспектную характеристику по каждому из оснований, включенных в классификацию.

Например, портфель достижений ученика как образовательная инновация будет иметь следующие классификационные характеристики: это инновация в решении педагогических проблем; отражает динамику развития способностей ученика; применяется в учебно-воспитательном процессе; во взаимодействии с конкретным учеником; может применяться в различных образовательных учреждениях.

В зависимости от поставленных задач инновационной деятельности потребуется использовать различные типы педагогических инноваций, каждая из которых разрабатывается на определенных основаниях и выполняет свою роль в теории и практике образовательных инноваций на уровне образовательной организации и в системе среднего общего образования.

В заключение отметим, что представленные результаты фундаментального исследования отражают специфические характеристики образовательных инноваций в ракурсе их рассмотрения с позиции системного, деятельностного, проектного и процессного подходов. Определение методологических подходов к развитию образовательных инноваций, организации и управлению инновационными процессами на уровне образовательной организации либо на уровне системы среднего общего образования открывает для руководителей и педагогов перспективы эффективной инновационной деятельности, гарантирующей достижение результатов, максимально отвечающих поставленным целям.

Предложенная типология образовательных инноваций позволяет педагогам-практикам и руководителям системы общего образования решить проблему выбора инновации, отвечающей потребностям педагогической практики - решению педагогической или управленческой проблемы на уровне конкретного образовательного учреждения либо на уровне системы общего образования.

Предлагаемое методологическое сопровождение инноваций в системе среднего общего образования позволит избежать типичных проблем инновационной деятельности в этой сфере: попытки организовать инновационный процесс как «передачу инновационного опыта»; деятельность субъектов инноваций на уровне интуиции; несоответствие полученных и ожидаемых результатов и вызванное этими причинами разочарование участников образовательных инноваций.

Достигнутые результаты анализа инновационных процессов в системе среднего общего образования будут положены в основу разработки научно-методических практических рекомендаций для руководителей общеобразовательных организаций по выявлению, выбору, освоению и внедрению инноваций педагогами в образовательный процесс. В перспективе работы исследовательского коллектива также разработка научно-методических и практических рекомендаций специалистам управления образованием, администраторам и учителям школ по использованию исследовательского инструментария для выявления типов и видов инноваций, реализуемых в практике школы, оценке их содержания, целесообразности внедрения и масштабирования в субъектах Российской Федерации.

Таблица 3

Систематика образовательных инноваций

Область применения Основания типологии инноваций Типы инноваций

Решение управленческих проблем По отношению к структурным элементам образовательных систем Инновации в структурных компонентах образовательного процесса: целевом, содержательном, операционно-деятельностном, структурно-организационном, оценочно-результативном (например, новые цели и задачи обучения, новое содержание воспитания, применение новых методов или средств учебно-воспитательного процесса и т.д.)

По функциональным возможностям Инновации в управлении, в условиях педагогических процессов, инновационные образовательные продукты

По способам осуществления Осуществляемые по плану или случайно, реализуемые системно, периодически или стихийно

По масштабности распространения Локальные, внутри школьные, муниципальные, региональные, федеральные, международные

По степени предполагаемых преобразований Корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные

Решение педагогических проблем По отношению к личностному становлению субъектов образования Направленные на развитие способностей учеников и учителей, на формирование знаний, умений, навыков и способов деятельности, на освоение компетентностей и др.

По области педагогического применения Реализуемые в определенном педагогическом процессе: обучение, воспитание, самообразование, саморазвитие, управление и т.д.

По типам взаимодействия участников педагогического процесса В индивидуальном, групповом, коллективном взаимодействии, в школьном, внешкольном, семейном обучении и воспитании

По социально-педагогической значимости Для определенного типа образовательных учреждений, для конкретной группы педагогов или обучающихся; для любых образовательных учреждений

Библиографический список

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон. Москва, 2012.

2. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента России. Москва, 2018.

3. Развитие образования на 2018 - 2025 годы. Государственная программа Российской Федерации. Москва, 2017.

4. Образование. Национальный проект. Available at: https://edu.gov.ru/national-project

5. Малянов Е.А. Системный подход к исследованию социально-культурных инноваций. Культура и образование. 2011, № 1: 42 - 45.

6. Колесова С.В. Инновационные стратегии и интерактивные технологии в подготовке магистров педагогического образования. Вестник АлтГПА. 2015, № 23: 35 - 39.

7. Фоминых Н.Ю. Об инновационных подходах к научно-педагогическому исследованию. Современное педагогическое образование. 2021, № 5: 21 - 25.

8. Харисова Л.А., Шукаева Т.М. Инновационная деятельность в общеобразовательных организациях: проблемы и пути решения. Педагогическое образование и наука. 2015, № 5: 14 - 17.

9. Инновационные подходы в образовании и преподавании: монография. Нижний Новгород: Профессиональная наука. 2019. Available at: http://scipro.ru/conf/monograph 2511.pdf

10. Современное образование: от традиций к инновациям. Саратов, 2017.

11. Загвязинский В.И. Наступит ли эпоха Возрождения? Стратегия инновационного развития российского образования. Москва: Логос, 2015.

12. Кларин М.В. Инновационные модели обучения: исследование мирового опыта. Москва: Луч, 2016.

13. Куликова Л.Г Инновационные процессы в образовании как комплексная педагогическая проблема. Современные проблемы непрерывного педагогического образования. Барнаул, 2018: 167 - 183.

14. Лазаренко И.Р Основы управления инновационными процессами в системе дополнительного профессионального образования. Барнаул, АГУ, 2004.

15. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. Москва: Издательский центр «Академия», 2008.

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon. Moskva, 2012.

2. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda. Ukaz Prezidenta Rossii. Moskva, 2018.

3. Razvitie obrazovaniya na 2018 - 2025 gody. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii. Moskva, 2017.

4. Obrazovanie. Nacional'nyj proekt. Available at: https://edu.gov.ru/national-project

5. Malyanov E.A. Sistemnyj podhod k issledovaniyu social'no-kul'turnyh innovacij. Kul'tura iobrazovanie. 2011, № 1: 42 - 45.

6. Kolesova S.V. Innovacionnye strategii i interaktivnye tehnologii v podgotovke magistrov pedagogicheskogo obrazovaniya. VestnikAltGPA. 2015, № 23: 35 - 39.

7. Fominyh N.Yu. Ob innovacionnyh podhodah k nauchno-pedagogicheskomu issledovaniyu. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2021, № 5: 21 - 25.

8. Harisova L.A., Shukaeva T.M. Innovacionnaya deyatel'nost' v obscheobrazovatel'nyh organizaciyah: problemy i puti resheniya. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2015, № 5: 14 - 17.

9. Innovacionnye podhody v obrazovanii i prepodavanii: monografiya. Nizhnij Novgorod: Professional'naya nauka. 2019. Available at: http://scipro.ru/conf/monograph2511.pdf

10. Sovremennoe obrazovanie: ot tradicij k innovaciyam. Saratov, 2017.

11. Zagvyazinskij V.I. Nastupit li 'epoha Vozrozhdeniya? Strategiya innovacionnogorazvitiya rossijskogo obrazovaniya. Moskva: Logos, 2015.

12. Klarin M.V. Innovacionnye modeli obucheniya: issledovanie mirovogo opyta. Moskva: Luch, 2016.

13. Kulikova L.G. Innovacionnye processy v obrazovanii kak kompleksnaya pedagogicheskaya problema. Sovremennye problemy nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Barnaul, 2018: 167 - 183.

14. Lazarenko I.R. Osnovy upravleniya innovacionnymiprocessami v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Barnaul, AGU, 2004.

15. Hutorskoj A.V. Pedagogicheskaya innovatika. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2008.

Статья поступила в редакцию 29.11.21

УДК 371.31

Malanicheva A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: milamav82@mail.ru

THEORETICAL FOUNDATIONS OF COWORKING IN EDUCATION. The article considers implementation of innovative processes in education, in particular coworking as a form of organizing the learning process in educational organizations. Innovation in any field is connected with the question of its relevance and effectiveness. Therefore, it is necessary to give an idea to teachers of educational organizations about the possibilities of implementing coworking in professional pedagogical activity. The implementation of coworking in education allows to improve the quality of students' knowledge, their practical application, which positively affects the development of the personality of both the student and the teacher. The teacher, using the possibilities of coworking, meets modern requirements of the use of innovations in his activities in the learning process and achieves the learning results required by the Federal State Educational Standard. Thanks to coworking, students form and develop such personal qualities as: independence in choosing activities, planning their time, responsibility for the result of their activities, the ability to work in a team, take into account the opinion of others and accept it to achieve a common goal.

Key words: innovative processes, coworking, stages of education, levels of education, training, forms of coworking.

А.В. Маланичееа, канд. пед. наук, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: milamav82@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОВОРКИНГА В ОБРАЗОВАНИИ

Статья рассматривает реализацию инновационных процессов в образовании, в частности коворкинга как формы организации процесса обучения в образовательных организациях. Инновация в любой сфере связана с вопросом о ее актуальности и эффективности. Поэтому необходимо дать представление педагогам образовательных организаций о возможностях реализации коворкинга в их профессиональной й деятельности. Реализация коворкинга в образовании позволяет повысить качество знаний обучающихся, их практическое применение, что положительно влияет на развитие личности как обучающегося, так и педагога. Педагог используя возможности коворкинга, в процессе обучения отвечает современным требованиям использования инноваций в своей деятельности и достигает результаты обучения, требуемые ФГОС. Благодаря коворкингу у обучающихся формируются и развиваются такие личностные качества, как самостоятельность в выборе деятельности, планирование своего времени, ответственность за результат своей деятельности, умение работать в команде, учитывать мнение других и принимать его для достижения общей цели.

Ключевые слова: инновационные процессы, коворкинг, ступени образования, уровни образования, обучение, формы коворкинга.

Актуальность исследования заключается в том, что в условиях инновационных изменений, возрастающей мобильности общества меняются подходы к организации большинства процессов в различных сферах, в том числе и образовании. На современном этапе особую актуальность приобретают инновационные процессы, связанные с внедрением новых форм, методов и средств обучения.

Коворкинг - это форма организации процесса обучения, которая объединяет в себе инновации, комфортные условия, а также индивидуальную образовательную траекторию, командную работу, направленную на достижение одной общей цели для всех субъектов образовательного процесса.

Цель: коворкинг как относительно новая форма организации пространства (трудового, образовательного, профессионального) требует определенной систематизации знаний, понимание его возможностей как для обучающегося, так и для педагога.

Задачи исследования. Прежде всего, необходимо понимать сущность ко-воркинга, какие возможности он предоставляет обучающимся разных возрастов, в чем его принципиальные отличия от традиционных форм организации процесса обучения. При этом мы наблюдаем недостаточную разработанность данного вопроса в теории и практике образования как за рубежом, так и в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.