Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОВОРКИНГА В ОБРАЗОВАНИИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОВОРКИНГА В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
712
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационные процессы / коворкинг / ступени образования / уровни образования / обучение / формы коворкинга / innovative processes / coworking / stages of education / levels of education / training / forms of coworking

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.В. Маланичева

Статья рассматривает реализацию инновационных процессов в образовании, в частности коворкинга как формы организации процесса обучения в образовательных организациях. Инновация в любой сфере связана с вопросом о ее актуальности и эффективности. Поэтому необходимо дать представление педагогам образовательных организаций о возможностях реализации коворкинга в их профессиональной й деятельности. Реализация коворкинга в образовании позволяет повысить качество знаний обучающихся, их практическое применение, что положительно влияет на развитие личности как обучающегося, так и педагога. Педагог, используя возможности коворкинга, в процессе обучения отвечает современным требованиям использования инноваций в своей деятельности и достигает результаты обучения, требуемые ФГОС. Благодаря коворкингу у обучающихся формируются и развиваются такие личностные качества, как самостоятельность в выборе деятельности, планирование своего времени, ответственность за результат своей деятельности, умение работать в команде, учитывать мнение других и принимать его для достижения общей цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.В. Маланичева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF COWORKING IN EDUCATION

The article considers implementation of innovative processes in education, in particular coworking as a form of organizing the learning process in educational organizations. Innovation in any field is connected with the question of its relevance and effectiveness. Therefore, it is necessary to give an idea to teachers of educational organizations about the possibilities of implementing coworking in professional pedagogical activity. The implementation of coworking in education allows to improve the quality of students’ knowledge, their practical application, which positively affects the development of the personality of both the student and the teacher. The teacher, using the possibilities of coworking, meets modern requirements of the use of innovations in his activities in the learning process and achieves the learning results required by the Federal State Educational Standard. Thanks to coworking, students form and develop such personal qualities as: independence in choosing activities, planning their time, responsibility for the result of their activities, the ability to work in a team, take into account the opinion of others and accept it to achieve a common goal.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОВОРКИНГА В ОБРАЗОВАНИИ»

Библиографический список

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон. Москва, 2012.

2. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента России. Москва, 2018.

3. Развитие образования на 2018 - 2025 годы. Государственная программа Российской Федерации. Москва, 2017.

4. Образование. Национальный проект. Available at: https://edu.gov.ru/national-project

5. Малянов Е.А. Системный подход к исследованию социально-культурных инноваций. Культура и образование. 2011, № 1: 42 - 45.

6. Колесова С.В. Инновационные стратегии и интерактивные технологии в подготовке магистров педагогического образования. Вестник АлтГПА. 2015, № 23: 35 - 39.

7. Фоминых Н.Ю. Об инновационных подходах к научно-педагогическому исследованию. Современное педагогическое образование. 2021, № 5: 21 - 25.

8. Харисова Л.А., Шукаева Т.М. Инновационная деятельность в общеобразовательных организациях: проблемы и пути решения. Педагогическое образование и наука. 2015, № 5: 14 - 17.

9. Инновационные подходы в образовании и преподавании: монография. Нижний Новгород: Профессиональная наука. 2019. Available at: http://scipro.ru/conf/monograph 2511.pdf

10. Современное образование: от традиций к инновациям. Саратов, 2017.

11. Загвязинский В.И. Наступит ли эпоха Возрождения? Стратегия инновационного развития российского образования. Москва: Логос, 2015.

12. Кларин М.В. Инновационные модели обучения: исследование мирового опыта. Москва: Луч, 2016.

13. Куликова Л.Г Инновационные процессы в образовании как комплексная педагогическая проблема. Современные проблемы непрерывного педагогического образования. Барнаул, 2018: 167 - 183.

14. Лазаренко И.Р Основы управления инновационными процессами в системе дополнительного профессионального образования. Барнаул, АГУ, 2004.

15. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. Москва: Издательский центр «Академия», 2008.

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon. Moskva, 2012.

2. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda. Ukaz Prezidenta Rossii. Moskva, 2018.

3. Razvitie obrazovaniya na 2018 - 2025 gody. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii. Moskva, 2017.

4. Obrazovanie. Nacional'nyj proekt. Available at: https://edu.gov.ru/national-project

5. Malyanov E.A. Sistemnyj podhod k issledovaniyu social'no-kul'turnyh innovacij. Kul'tura i obrazovanie. 2011, № 1: 42 - 45.

6. Kolesova S.V. Innovacionnye strategii i interaktivnye tehnologii v podgotovke magistrov pedagogicheskogo obrazovaniya. VestnikAltGPA. 2015, № 23: 35 - 39.

7. Fominyh N.Yu. Ob innovacionnyh podhodah k nauchno-pedagogicheskomu issledovaniyu. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2021, № 5: 21 - 25.

8. Harisova L.A., Shukaeva T.M. Innovacionnaya deyatel'nost' v obscheobrazovatel'nyh organizaciyah: problemy i puti resheniya. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2015, № 5: 14 - 17.

9. Innovacionnye podhody v obrazovanii i prepodavanii: monografiya. Nizhnij Novgorod: Professional'naya nauka. 2019. Available at: http://scipro.ru/conf/monograph2511.pdf

10. Sovremennoe obrazovanie: ot tradicij k innovaciyam. Saratov, 2017.

11. Zagvyazinskij V.I. Nastupit li 'epoha Vozrozhdeniya? Strategiya innovacionnogorazvitiya rossijskogo obrazovaniya. Moskva: Logos, 2015.

12. Klarin M.V. Innovacionnye modeli obucheniya: issledovanie mirovogo opyta. Moskva: Luch, 2016.

13. Kulikova L.G. Innovacionnye processy v obrazovanii kak kompleksnaya pedagogicheskaya problema. Sovremennye problemy nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Barnaul, 2018: 167 - 183.

14. Lazarenko I.R. Osnovy upravleniya innovacionnymiprocessami v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Barnaul, AGU, 2004.

15. Hutorskoj A.V. Pedagogicheskaya innovatika. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2008.

Статья поступила в редакцию 29.11.21

УДК 371.31

Malanicheva A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: milamav82@mail.ru

THEORETICAL FOUNDATIONS OF COWORKING IN EDUCATION. The article considers implementation of innovative processes in education, in particular coworking as a form of organizing the learning process in educational organizations. Innovation in any field is connected with the question of its relevance and effectiveness. Therefore, it is necessary to give an idea to teachers of educational organizations about the possibilities of implementing coworking in professional pedagogical activity. The implementation of coworking in education allows to improve the quality of students' knowledge, their practical application, which positively affects the development of the personality of both the student and the teacher. The teacher, using the possibilities of coworking, meets modern requirements of the use of innovations in his activities in the learning process and achieves the learning results required by the Federal State Educational Standard. Thanks to coworking, students form and develop such personal qualities as: independence in choosing activities, planning their time, responsibility for the result of their activities, the ability to work in a team, take into account the opinion of others and accept it to achieve a common goal.

Key words: innovative processes, coworking, stages of education, levels of education, training, forms of coworking.

А.В. Маланичееа, канд. пед. наук, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: milamav82@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОВОРКИНГА В ОБРАЗОВАНИИ

Статья рассматривает реализацию инновационных процессов в образовании, в частности коворкинга как формы организации процесса обучения в образовательных организациях. Инновация в любой сфере связана с вопросом о ее актуальности и эффективности. Поэтому необходимо дать представление педагогам образовательных организаций о возможностях реализации коворкинга в их профессиональной й деятельности. Реализация коворкинга в образовании позволяет повысить качество знаний обучающихся, их практическое применение, что положительно влияет на развитие личности как обучающегося, так и педагога. Педагог используя возможности коворкинга, в процессе обучения отвечает современным требованиям использования инноваций в своей деятельности и достигает результаты обучения, требуемые ФГОС. Благодаря коворкингу у обучающихся формируются и развиваются такие личностные качества, как самостоятельность в выборе деятельности, планирование своего времени, ответственность за результат своей деятельности, умение работать в команде, учитывать мнение других и принимать его для достижения общей цели.

Ключевые слова: инновационные процессы, коворкинг, ступени образования, уровни образования, обучение, формы коворкинга.

Актуальность исследования заключается в том, что в условиях инновационных изменений, возрастающей мобильности общества меняются подходы к организации большинства процессов в различных сферах, в том числе и образовании. На современном этапе особую актуальность приобретают инновационные процессы, связанные с внедрением новых форм, методов и средств обучения.

Коворкинг - это форма организации процесса обучения, которая объединяет в себе инновации, комфортные условия, а также индивидуальную образовательную траекторию, командную работу, направленную на достижение одной общей цели для всех субъектов образовательного процесса.

Цель: коворкинг как относительно новая форма организации пространства (трудового, образовательного, профессионального) требует определенной систематизации знаний, понимание его возможностей как для обучающегося, так и для педагога.

Задачи исследования. Прежде всего, необходимо понимать сущность ко-воркинга, какие возможности он предоставляет обучающимся разных возрастов, в чем его принципиальные отличия от традиционных форм организации процесса обучения. При этом мы наблюдаем недостаточную разработанность данного вопроса в теории и практике образования как за рубежом, так и в РФ.

Коворкинг (от анп оожгктд, рус. - «сотрудничество») - понятие, которое появилось изначально в экономике. Это определенная организация трудовой деятельности людей разных профессий, но схожих результатами конечного продукта деятельности. Под коворкингом можно понимать единое трудовое пространство различных специалистов, направленных на получение инновационного продукта их совместной деятельности. Коворкинг предполагает подвижную, динамичную организацию рабочего пространства и нацелен на формирование объединения, группы представителей одной идеи, направления работы и деятельности с целью обмена опытом, передовыми достижениями.

В контексте социального пространства коворкинг рассматривается как разновидность городских общественных объединений людей для общения и творческого взаимодействия. Коворкинг - это форма социального взаимодействия, которая предполагает непосредственные контакты людей в различных общественных сферах. Он позволяет реализовывать деятельность в свободных условиях при гибком графике и равенстве всех участников осуществляемой деятельности; предоставляет возможность обмениваться информацией, создавать новые проекты и решать актуальные задачи в различных видах деятельности.

Изначально коворкинги появились в США, Германии как площадки для обмена информацией между специалистами с похожими взглядами и единой целью. Затем к ним присоединились и другие европейские страны - Испания, Великобритания, Япония, Франция, Бразилия. Варианты организации коворкинга в экономике европейских странах разнообразны, они представлены командными стартапами и единичными работниками, деятельность которых связана с творческими профессиями и медиапроектами. В российской экономике коворкинг появился в 2008 году в виде проекта «Башня» [5]. С течением времени он стал проникать и в другие сферы общественной жизни, в частности в образование.

Научная новизна. В образовательной сфере под коворкингом мы будем понимать объединение образовательных организаций и социальных партнеров, которые образуют междисциплинарную среду, в которой осуществляется сотрудничество различных субъектов с целью создания инноваций. Инновации создаются при условии творческой атмосферы, в которой можно обмениваться знаниями, получать опыт практической деятельности, осуществлять воспитание и социализацию современной конкурентоспособной личности, в данном случае можно говорить о понятии «образовательный коворкинг».

Теоретическая значимость. Организация коворкингового пространства в образовании является универсальным средством развития личности обучающегося. Его можно использовать при организации работы с обучающимися разного возраста. Для обучающихся младшего возраста коворкинг является учебно-познавательной деятельностью, которая основана на интересах детей, как правило, реализуется в форме игры. Для обучающихся подросткового возраста - создание творческой среды для проб своих сил, в юношеском возрасте соответствует стремлению к самореализации. Для взрослых обучающихся ковор-кинг является эффективным средством профессионально-личностного развития и самообразования.

На каждом из возрастных этапов коворкинг развивает потенциал личности обучающегося, обусловливая творческое ее проявление, креативность, самостоятельность при принятии решений, умение работать в группе.

Внедрение коворкинга в современном российском образовании продиктовано нормативно-правовой базой РФ, которая представлена рядом документов. Изменения в сфере образования в соответствии с требования РФ неизбежны. Необходимо учитывать, что поколения отличаются друг от друга, и для достижения оптимальных результатов обучения необходимо менять подход к процессу обучения и включать в него коворкинг как инновационную форму. При организации образовательного коворкинга необходимо учитывать принципы:

- автономности (независимость в принятии решений по выполнению задания, проблемы, проявление активности обучающегося в зависимости от его интересов, возможностей);

- корпоративности (учитывать взгляды, мнения других людей, не отвергать и не критиковать их, выбирать наиболее эффективные пути решения поставленной задачи, ориентироваться на общий результат и цель деятельности);

- открытости (умение делиться информацией, взглядами, мнением, формулировать собственную точку зрения, готовность к получению новой информации, формированию умений, необходимых для достижения общей цели и получения ее результата);

- дополнительности (привлечение к решению задачи, проблеме, проекту специалистов, имеющих практический опыт деятельности, даже в другой сфере, трансформация, адаптация накопленного социального опыта к конкретной ситуации);

- интегративности (комплексное самообучение и развитие личности, организация целенаправленных взаимообусловленных действий, направленных на достижение общей цели и результата деятельности, подразумевает учет социальных заказов, поступающих от различных заказчиков, удовлетворение которых возможно разными воздействиями на личность, обеспечивающих включение обучающихся в различные виды творческой деятельности, формы ее реализации, отсутствие стандартизации, высокий уровень самостоятельности);

- непрерывности (динамизм в области получения знаний, использование различных источников информации, их критический анализ, способность выполнять деятельность и направленную на достижение определенного результата,

единого для всех обучающихся, принципиально меняется подход обучающихся к выбору методов, средств и форм получения знаний).

Организация коворкинга в образовании требует соблюдения последовательности этапов, таких как:

- актуализация (подготовка мышления обучающихся к осознанию потребности в выполнении деятельности);

- проблематизация (определение, нахождение проблемы, источников затруднений с целью разрешения);

- концептуализация (процесс определенного набора признаков явлений, процессов, объектов с целью дополнения и расширения имеющихся эмпирических знаний);

- оптимизация (создание проекта по решению проблемы усилиями всех обучающихся - формирование полипрофессиональной общности).

В практике российского образования коворкинг реализуется на различных уровнях и имеет свои формы организации в зависимости от ожидаемых результатов.

В дошкольном образовании коворкинг реализуется через формы бенчмар-кинга, методического коворкинга, родительских конференций.

Бенчмаркинг предполагает внедрять в практику дошкольного образовательного учреждения формы организации воспитательно-образовательного процесса, полученные в ходе обмена опытом в открытом образовательном пространстве.

Методический коворкинг направлен на совместное интерактивное взаимодействие дошкольных образовательных организаций, педагогов с целью трансляции инноваций профессиональной деятельности, при этом возможно в имитационном пространстве применить данную инновацию и оценить ее актуальность конкретным педагогом.

Родительские конференции - инновационные интерактивные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и родителей, при котором анализируются педагогические ситуации, смоделированные на актуальных проблемах детско-родительских отношений.

В общеобразовательной организации коворкинг реализуется через форму школьного коворкинга. Школьный коворкинг представляет свободное пространство, в котором обучающиеся могут поработать над проектом, как индивидуальным, так и групповым, коллективным, обменяться опытом, пообщаться с педагогом в неформальной обстановке.

В профессиональном образовании наиболее эффективной формой является организация электронной образовательной коворкинговой среды, которая имеет принципиальные отличия от распространенной в современном профессиональном образовании электронной образовательной среды:

- формируется самим обучающимся в результате его целенаправленной деятельности и активности в информационном образовательном пространстве;

- адаптируется под индивидуальные потребности обучающегося (вариативна);

- отсутствует жесткий регламент учебных занятий;

- использует современные образовательные технологии, ориентированные на повышение качества образовательных результатов;

- взаимодействие между пользователями (обучающимися, преподавателем) осуществляется с помощью мессенджеров;

- самостоятельное управление своей учебной деятельностью;

- учебный процесс направлен на развитие личностных, деловых, информационных компетенций.

Организация коворкинга в дополнительном профессиональном образовании предполагает инновационные позиции субъектов, такие как ментор проектов, концептолог и др., что полностью меняет цели и позицию обучающегося.

Организация коворкинга в дополнительном образовании детей и подростков нацелена на развитие творческого потенциала личности ребенка, которая формируется в определенных зонах: проблемной, информационной, проек-тно-конструкторской и организационной. Каждая из перечисленных зон имеет свою цель и задачи.

Коворкинг меняет отношение к обучению, ведь он предполагает комфортные условия для каждого, кто нуждается в реализации задуманных идей, при этом данное пространство может соединять в себе библиотеку, клуб по интересам, кафе и даже спортивный зал. Причем границы коворкинга могут расширяться, это зависит от индивидуальных предпочтений каждого, кто включен в данное пространство.

На современном этапе развития образования в РФ необходимо переходить от позиции передачи готовых знаний к совместному творческому поиску новых знаний, что развивает самостоятельность, креативность и мобильность обучающегося.

Коворкинг в образовании представляет собой работу с информацией по индивидуальной траектории, что позволяет обучающемуся выявить метапредмет-ные и междисциплинарные связи. Обучающийся начинает изучать дисциплину, затем он понимает, что ему необходимо получить знания из другой дисциплины, представленной в учебном плане, для полного усвоения знаний. Он имеет возможность вновь полученные знания применить в другой дисциплине, таким образом у обучающегося создается целостная картина процесса обучения, он осознает связь предложенных для изучения дисциплин.

Индивидуальная траектория обучения предоставляет возможность параллельно выполнять различные виды деятельности. Обучающийся может изучить один теоретический блок, модуль, раздел дисциплины и перейти к выполнению практических заданий. В традиционном обучении, как правило, сначала изучается весь теоретический материал, а после начинается его закрепление на практических занятиях, что не всегда является эффективным и удобным обучающимся. Коворкинг в образовании позволяет обучающемуся самостоятельно планировать, организовывать и контролировать свою деятельность, это отвечает современным требованиям развития личности и позволяет сформировать умения кон-куретноспособного специалиста в различных сферах деятельности.

В ходе изучения проблемы реализации коворкинга в образовательных организациях как формы организации процесса обучения мы пришли к выводу о том, что необходимо создавать стимулирующие условия, пространство, которые способствуют реализации инновационных тенденций. Одним из возможных путей реализации инновационных тенденций в образовании является развитие ко-воркинга как открытого учебного пространства, предоставляющего обучающимся возможности для реализации своих проектов, идей. Данное пространство должно быть свободным, неформальным, включать зоны для индивидуальной, коллективной, групповой работы и зоны отдыха. Можно говорить о развитии образо-

Библиографический список

вательного коворкинга как компонента системы непрерывного образования, ведь он предоставляет обучающимся разных возрастов возможность реализовывать актуальные потребности в соответствии с уровнем развития их способностей и учитывать интересы каждого обучающегося.

Коворкинг - это динамичный процесс, который находится в начале своего становления и внедрения в практику образовательных организаций, поэтому его возможности для обучающихся, формы реализации в образовательных организациях могут быть дополнены и расширены.

Современное демократичное информационное общество все больше нацелено на цифровизацию образования. Цифровизация образования предъявляет качественно новые требования к содержанию и уровню подготовки обучающихся и педагогов, работу с большим объемом информации. Поэтому необходимы изменения в отношениях «обучающий - обучаемый», их перевод на равные позиции, направление процесса получения готовых знаний в самостоятельный поиск, на интерпретацию и критическое осмысление информации. Коворкинг в образовании может способствовать формированию и развитию творческой междисциплинарной среды взаимодействия, в которой будет отсутствовать контроль, и созданы условия для реализации потенциала личности обучающегося, не ограниченные временем.

1. Благирева И.Я. Обучение школьников основам проектной деятельности на основе технологии медиа-коворкинга. Отечественная и зарубежная педагогика. 2018; Т. 2, № 3: 161 - 170. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35580923

2. Виниченко В.А., Малахова У И., Курицын А.В. Коворкинги как точки роста инновационного потенциала университетов. Вектор экономики: электронный журнал. 2021; № 3: Available at: http://vectoreconomy.rU/images/publications/2021/3/innovationmanagement/Vinichenko_Malakhova_Kuritsyn.pdf

3. Глазков А. Коворкинг-клуб «Башня». Available at: https://habr.com/ru/post/60529/

4. Козлов И.С., Калинина Н.С. Коворкинг как современный способ формирования школьных пространств. Системные технологии. 2021; № 1: 142 - 147. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=45589799

References

1. Blagireva I.Ya. Obuchenie shkol'nikov osnovam proektnoj deyatel'nosti na osnove tehnologii media-kovorkinga. Otechestvennaya izarubezhnaya pedagogika. 2018; T. 2, № 3: 161 - 170. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35580923

2. Vinichenko V.A., Malahova U.I., Kuricyn A.V. Kovorkingi kak tochki rosta innovacionnogo potenciala universitetov. Vektor'ekonomikt elektronnyj zhurnal. 2021; № 3: Available at: http://vectoreconomy.ru/images/publications/2021/3/innovationmanagement/Vinichenko_Malakhova_Kuritsyn.pdf

3. Glazkov A. Kovorking-klub «Bashnya». Available at: https://habr.com/ru/post/60529/

4. Kozlov I.S., Kalinina N.S. Kovorking kak sovremennyj sposob formirovaniya shkol'nyh prostranstv. Sistemnye tehnologii. 2021; № 1: 142 - 147. Available at: https://elibrary.ru/item. asp?id=45589799

Статья поступила в редакцию 22.11.21

УДК 376.37

Arkhipova S.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Northeastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: suola2012@mail.ru

Bordey K.P., MA student, Northeastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: kyundyune@mail.ru

DEVELOPMENT OF AN ATTRIBUTIVE VOCABULARY IN CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS USING SMALL FOLKLORE GENRES. The article discusses features of the use of small folklore genres in speech therapy work on the development of an attributive vocabulary in older preschool children with general speech underdevelopment. The author reveals a peculiarity of the vocabulary of older preschoolers with the III level of speech development, as well as the techniques and means used in speech therapy to enrich the vocabulary. Replenishment and consolidation of children's vocabulary through small folklore forms is carried out based on sensory experience in close relationship with mental operations. Experimental work is presented, where a quantitative and qualitative analysis of the results of diagnostics of the level of development of the attributive vocabulary in older preschool children with speech disorders is given, and a system of speech therapy using small folklore genres for the development of the attributive vocabulary in older preschoolers with general speech underdevelopment is structured and described.

Key words: attributive dictionary, small folklore genres, speech therapy work, children with general speech underdevelopment.

С.Н. Архипова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: suola2012@mail.ru

К.П. Бордей, магистрант, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: kyundyune@mail.ru

РАЗВИТИЕ АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ

В данной статье рассматриваются особенности применения малых фольклорных жанров в логопедической работе по развитию атрибутивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Раскрывается своеобразие словаря у старших дошкольников с III уровнем речевого развития, а также приемы и средства, используемые в логопедической работе для обогащения лексики. Пополнение и закрепление словаря детей посредством малых фольклорных жанров осуществляется с опорой на чувственный опыт в тесной взаимосвязи с мыслительными операциями. Представлена опытно-экспериментальная работа, где дан количественно-качественный анализ результатов диагностики уровня развития атрибутивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а также структурирована и описана система логопедической работы с использованием малых фольклорных жанров по развитию атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: атрибутивный словарь, малые фольклорные жанры, логопедическая работа, дети с общим недоразвитием речи.

Богатый словарный запас помогает ребенку лучше формулировать свою мысль, осознавать окружающий мир, находить более точные определения, анализировать и понимать причинно-следственные связи. В настоящее время актуальным остается вопрос преодоления речевых нарушений у детей старшего

дошкольного возраста, где активизация словаря является базисной основой развития речи. У детей с общим недоразвитием речи атрибутивный словарь страдает более остальных, так как его становление в онтогенезе происходит позднее других частей речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.