Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА НА ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ'

ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА НА ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мыхнюк Мария Ивановна

В статье рассматриваются актуальные вопросы использования инновационных процессов в образовании и их влияние на творческое развитие личности обучающегося. Представлена классификация инновационных технологий и принципы управления инновационными образовательными процессами. Обоснованы основные виды и содержание инноваций, используемых в учебном процессе высших учебных заведений. Проанализированы причины недостаточности использования инноваций в образовательной практике, готовности педагогов к инновационной деятельности. Рассмотрены вопросы, связанные с педагогическим творчеством, основными видами творческой деятельности педагога, влияние инновационных процессов на творческий потенциал обучающихся. Сделан вывод о том, что инновационная педагогическая деятельность является многовекторным, интегративным индивидуальным процессом, направленное на творческое развитие личности обучающихся посредством преобразования данного вида деятельности в активный поиск и разработку новых оригинальных способов формирования теоретических знаний и практических умений, являющихся основой конкурентоспособности будущих специалистов на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF INNOVATIVE ACTIVITY OF A TEACHER ON THE CREATIVE DEVELOPMENT OF A STUDENT'S PERSONALITY

The article reveals current issues of using innovative processes in education and their impact on the creative development of the student’s personality. The classification of innovative technologies and the principles of managing innovative educational processes are presented. The main types and the content of innovations used in the educational process of higher education institutions are substantiated. The reasons for the insufficient use of innovations in educational practice, the readiness of teachers to innovative activity are analyzed. The issues related to pedagogical creativity, the main types of creative activity of a teacher, the impact of innovative processes on the creative potential of students are considered. It is concluded that innovative pedagogical activity is a multi-vector, integrative individual process aimed at the creative development of the personality of students through the conversion of this type of activity into an active search and development of new original ways of forming theoretical knowledge and practical skills that are the basis of competitiveness of future specialists in the labor market.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА НА ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ»

испытывают трудности влюбленности и сексуальности, самоидентичности (подкреплённые неудачами), увеличение учебной нагрузки и перепады настроения.

Шок-контент сообщества и их идеи транслируют такие дескрипторы, как: тема смерти и убийств не является табуированной; акцент на том, что невиновных нет, мизантропия; интерес к актам вооруженного насилия, маньякам, массовым расстрелам; жажда справедливости, отмщения. Психологические особенности лиц, вовлеченных в данное направление, как правило, являются искаженными.

Выводы. Таким образом, подводя итоги вышеизложенного, становится очевидным, что в современных условиях, цифровизация создает свою реальность «виртуальную», «цифровую» в которой реализуются общественные и межличностные отношения посредством общения и взаимодействия. Цифровизация оказывает влияние на все аспекты общественные и межличностных отношений, а также позволяют человеку формировать для себя отдельную реальность в которой он может конструировать дополнительные социальные роли. В связи с этим необходимою выстраивать нормативно-правовую базу регулирования общественных и межличностных отношений в цифровом пространстве.

Цель профилактики - социально-психологическая помощь. Наиболее эффектными методами работы с данной категорией лиц являются: индивидуальная психологическая работа (строго по запросу и с установлением доверительных отношений учащегося с педагогом-психологом); групповая работа с ценностями, смыслам и целями учащихся. Работа должна строиться не через «Вы» должны быть ответственными, а через осознание собственных желаний и потребностей и формирование адекватных способов достижения этих целей; работа на социализацию в реальном мире.

Сегодня психологи, психотерапевты не должны забывать о том, что выстраивать работу с клиентом эффективнее тет-а-тет через взаимодействие в реальных условиях. Повсеместно распространение цифровых технологий, как мы писали выше, приводит к тому, что размываются границы социального и цифрового миров, это может способствовать формированию неблагоприятных условий для развития личности. Современные ученые разрабатывают множество моделей теоретических основ психологии безопасности в условиях цифровой трансформации Поиск интересов, способов вовлечение в общественную жизнь (система наставничества, привлечение «лидеров мнений»). У каждого есть потребность в поддержке и любви. Если в жизни это не реализуется, ребёнок идёт в сеть. Если эта потребность не реализуется в позитивном ключе (похвала, поддержка) то ребёнок ищет любые способы обратить на себя внимание и получить признание, в том числе негативные; просвещение и формирование критического мышления.

Цели и задачи психологии безопасности многогранны и требуют незамедлительных ответов на вызовы современного мира. Цели транслируют потребность в выявлении психологических угроз, противодействии психологическим влияниям; психологической подготовки к деятельности в ситуации риска; защите личности от деструктивных воздействий социальной и виртуальной среды; разработке и адаптации профессиональных инструментов для обеспечения безопасности среды и субъектов деятельности. Задачами на современном этапе выступают не только поиск путей обеспечения психологической безопасности общества и личности, но и разработка способов и технологий масштабного выявления потенциальных источников психологической угрозы. Наступило время, когда нужно и развивать методы по формированию психологической устойчивости, и выявлять кризисные психологические состояния среди детей, подростков и взрослых. Угрозы психологической безопасности человека в условиях цифровой трансформации гипертрофированно растут по эффекту «снежного кома». Информационно-психологическая безопасность, в первую очередь, должна быть обеспечена на всех уровнях возрастного развития личности.

Литература:

1. Беганцова, И.С. Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков / И.С. Беганцова, Р.С. Козлов. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. -2017. - № 23 (157). - С. 271-273

2. Боцоева, А.В. О необходимости развития навыков критического мышления современных студентов в рамках дистанционного формата обучения / А.В. Боцоева, О.А. Мосина // Проблемы современного педагогического образования. -2020. - № 67- 4. - С. 51-55.

3. Макарова, В.А. Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды как условие психолого-педагогического сопровождения саморазвития ребенка / В.А. Макарова, Е.Б. Козлова // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - №1 - С. 35-39.

4. Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития: материалы II Междунар. науч.-практической конф. / науч. ред. И.Л. Федотенко, С.В. Пазухина (Тула, 29 октября 2020 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2020. - 428 с.

Педагогика

УДК 371. 378

профессор кафедры автомобильного транспорта,

доктор педагогических наук, доцент Мыхнюк Мария Ивановна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА НА ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы использования инновационных процессов в образовании и их влияние на творческое развитие личности обучающегося. Представлена классификация инновационных технологий и принципы управления инновационными образовательными процессами. Обоснованы основные виды и содержание инноваций, используемых в учебном процессе высших учебных заведений. Проанализированы причины недостаточности использования инноваций в образовательной практике, готовности педагогов к инновационной деятельности. Рассмотрены вопросы, связанные с педагогическим творчеством, основными видами творческой деятельности педагога, влияние инновационных процессов на творческий потенциал обучающихся. Сделан вывод о том, что инновационная педагогическая деятельность является многовекторным, интегративным индивидуальным процессом, направленное на творческое развитие личности обучающихся посредством преобразования данного вида деятельности в активный поиск и разработку новых оригинальных способов формирования теоретических знаний и практических умений, являющихся основой конкурентоспособности будущих специалистов на рынке труда.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, развитие, творчество, творческая деятельность, педагог.

Annotation. The article reveals current issues of using innovative processes in education and their impact on the creative development of the student's personality. The classification of innovative technologies and the principles of managing innovative educational processes are presented. The main types and the content of innovations used in the educational process of higher education institutions are substantiated. The reasons for the insufficient use of innovations in educational practice, the readiness of teachers to innovative activity are analyzed. The issues related to pedagogical creativity, the main types of creative activity of a teacher, the impact of innovative processes on the creative potential of students are considered. It is concluded that innovative pedagogical activity is a multi-vector, integrative individual process aimed at the creative development of the personality of students through the conversion of this type of activity into an active search and development of new original ways of forming theoretical knowledge and practical skills that are the basis of competitiveness of future specialists in the labor market.

Key words: innovations, innovative activity, development, creativity, creative activity, teacher.

Введение. Преобразование учебного процесса образовательных учреждений вызвано, прежде всего, требованиями к осуществлению профессионально-педагогической деятельности педагога, определила значимость применения инновационных процессов, поиск наиболее эффективных способов решение нестандартных проблем и ситуаций, направленных на развитие творческого потенциала обучающегося.

Целью статьи является обоснование влияния инновационных процессов, используемых в учебном процессе высшей школы, на творческое развитие личности обучающегося.

Изложение основного содержания статьи. Инновации в педагогике связаны с общими глобальными проблемами и процессами в обществе, интеграцией педагогических и производственных технологий, используемых в профессиональной подготовке специалистов. Специфическими особенностями инновационного обучения является открытость будущему, способность к прогнозированию, постоянной переоценке ценностей, настрой на эффективные действия в обновляемых или нестандартных ситуациях.

Развитие образовательной системы и содержание на современном этапе осуществляется в контексте глобальных образовательных тенденций, к которым можно отнести: массовый характер образования и его непрерывность как новое качество; значимость образования как для личности, так и для общества; ориентация на активное усвоение личностью способов познавательной деятельности; адаптация образовательного процесса к потребностям личности; ориентация обучения на личность и обеспечение возможности е самоактуализации [5].

Данные тенденции свидетельствуют о том, что основной функцией образования является развитие личности.

Эффективность педагогической деятельности педагога зависит и от многих факторов, однако одним из основных является использование применения в учебном процессе инновационных технологий обучения. Понятие «инновация» происходит от английского - «innovation», что означает «введение инноваций».

В педагогике понятие «инновация» употребляется в различных значениях: форма организации инновационной деятельности; совокупность новых профессиональных действий педагога, направленных на решение актуальных проблем обучения и воспитания; существенные изменения в образовательной практике; компетентностный процесс создания, распространения и использования нового практического средства в области техники, технологии, научных исследований; результат инновационного процесса [5].

Инновации, с одной стороны определяются как процесс обновления, реализации, внедрения, как деятельность по внедрению инноваций в соответствующую социальную практику; как процесс творения, внедрения в образовательную практику новых идей, средств, педагогических и управленческих технологий, в результате которых повышаются показатели достижения структурных компонентов образования, осуществляется переход системы к качественно новому состоянию [1].

В тоже время инновационность - это не только настрой на восприятие, продуцирование и использование нового, а прежде всего открытость. В контексте педагогической деятельности это в первую очередь: открытость педагога к диалогическому взаимодействию, предусматривающее разновидность психологических позиций педагога и обучающегося; открытость культуры и общества, которое проявляется в желании педагога изменить действительность, исследовать проблемы и выбрать оптимальные способы их решения.

Внедрение инноваций в учебный процесс должно обеспечивать повышение эффективности профессиональной подготовки специалистов, развитие творческого потенциала обучающегося в целом. В этой связи задача педагога состоит в поиске способов совершенствования своей деятельности, а также методов и методических приемов, направленных на создание творческой атмосферы, необходимых для решения нестандартных задач разной степени значимости. Однако, несмотря на исследования различных аспектов использования инновационных технологий, вопрос влияния инноваций, на творческое развитие личности обучающегося в учебном процессе высшего образования остается актуальным.

Исследуя проблему влияния инноваций на творческое развитие личности обучающихся в зависимости от специфики ученые выделяют следующие их виды:

- инновации в научной деятельности, предполагающие организацию работы научных школ с определенной инновационной тематикой, программами сотрудничества с другими научными образовательными организациями, организацию мониторинга результатов научной деятельности;

- инновации, используемые в системе повышения квалификации, способствующие совершенствованию знаний и умений в соответствии с их потребностями и интересами, в том числе и за счет межвузовской стажировки педагогов в рамках сетевых и кластерных структур;

- инновации в информационном обеспечении, предполагающие создание электронных библиотек, электронного учебно-методического комплекса, электронного портала инновационной деятельности вуза, системы телекоммуникационной среды в условиях учебного заведения;

- социальные нововведения, направленные на повышение общей и педагогической культуры педагога, совершенствования эстетической и этической культуры;

- информационно-коммуникативные технологии, позволяющие использование официальных сайтов, порталов учебных заведений, обучения в электронной среде, участие в вебинарах, вебконференциях и др.;

- дидактические инновации, предусматривающие эффективную организацию учебного процесса, самостоятельную работу и работу в малых группах, участие в конференциях, написание статей, подготовка презентаций и др.;

- интерактивные инновации, направленные на творческое развитие обучающихся как в процессе коллективной, так и индивидуальной деятельности на основе применения проектных, кейсовых, тренинговых и других технологий обучения;

- технологические инновации, основанные на современных подходах к организации и управлению учебно-воспитательным процессом с целью использования оригинальных технологий обучения и воспитания. Данный вид инноваций направлен на обеспечение исследовательского подхода через организацию поисковой познавательной деятельности, формирования опыта самостоятельного поиска эффективного усвоения обучающимися системы знаний и умений, применения их в новых условиях, формирование опыта работы, связанной с творческой деятельностью педагога.

Кроме того, технологические инновации предусматривают также использование в профессиональной подготовке специалистов современных производственных технологий, современного оборудования, механизмов и приспособлений определенной производственной отрасли. С целью ознакомления с технологическими инновациями в образовательных учреждениях проводятся семинары-практикумы, профессиональные тренинги, школы производственных инноваций;

- методические инновации, предусматривающие применение нововведений в области преподавания учебных дисциплин. Представленный вид инноваций наиболее часто используется в образовательном процессе и проявляется в частных методиках и технологиях обучения, а их внедрение в учебный процесс позволяет решить противоречия между традиционной системой и потребностями в качественно новых методиках и технологиях обучения. Методические инновации, применяемые в учебном процессе, имеют нестандартную, нетрадиционную, гибкую и вариативную структуру и ориентированы на использование комплекса активных и интерактивных организационных форм и методов обучения, которые способствуют повышению интереса обучающихся к приобретению и углублению системы знаний и умений, развитию личностных и профессиональных качеств. Изучение особенностей предложенных методических инноваций осуществляется в процессе проведения мастер-классов, ярмарок методических идей, педагогических мастерских.

Как любая деятельность, управление инновационными образовательными процессами осуществляется с помощью соответствующих принципов, которые являются нормами и ориентирами инновационной деятельности, в том числе:

- принцип организованного инновационного изменения состояния системы образования ориентирует на необходимость сознательной деятельности в процессе перехода от традиционной системы образования к более совершенной. Реализация данного принципа предусматривает полное материально-техническое, дидактическое и методическое обеспечение учебного процесса;

- принцип перехода от стихийных механизмов инновационных процессов к осознано управляемых, предусматривающий осознанное управление смены состояния обучающихся в процессе использования различного рода инноваций, влияющих на творческое развитие личности;

- принцип информационного материально-технического и кадрового обеспечения реализации основных этапов инновационных образовательных процессов, предполагающий, что создание педагогических нововведений требует наличие творческих педагогов, информацию о их идеях, технологиях, методиках, а также соответствующего материально-технического обеспечения в виде компьютерной техники, других технических средств обучения;

- принцип прогнозирования обратных структурных изменений в инновационной среде, направленный на недопущение стихийных, непредвиденных изменений, которые могут тормозить реализацию инновационных процессов;

- принцип усиления устойчивости инновационных образовательных процессов, учитывающий современную динамику развития общества и способствующий увеличению количества инновационных процессов, которые охватывают все звенья образовательной системы и существенно изменяют ее качества;

- принцип ускорения развития инновационных процессов в образовательной сфере, означающий прогрессирование инновационных изменений как последствие их эффективного внедрения в учебный процесс, в том числе и средних образовательных учреждений [5].

Важной особенностью современной системы образования является соотношение двух стратегий организации процесса обучения - традиционного и инновационного. К специфическим особенностям инновационного обучения относится: открытость будущих, способность к пересмотрению и переоценки сформированных ценностей, настроенность на конструктивные действия в непредвиденных ситуациях ориентация на активное усвоение способов познавательной деятельности обеспечения саморазвития личности обучающихся.

Однако, как показали результаты изучения проблемы, использования инноваций в учебном процессе различных образовательных учреждений является недостаточным в силу определенных причин, а именно:

- недостаточная проинформированность педагогов относительно наличия нестандартных методик преподавания профессиональных дисциплин;

- недостаточный уровень методической подготовленности педагогов к организации управления учебным процессом на основе теоретических положений современных образовательных концепций, дидактических принципов, форм и методов обучения, которые стимулируют развитие творческой личности обучающегося;

- наличие у педагогов стереотипных подходов по отношению к традиционным технологиям обучения;

- недостаточное методическое обеспечение по применению инновационных технологий и методик конкретных учебных дисциплин.

Известно, что между инновационными процессами и творчеством педагога существует тесные связи. Считается, что творческая деятельность педагога, его творческая активность имеет важное значение на стадиях как формирования инновационной идеи, так и реализации ее в учебном процессе.

Согласно философской энциклопедии, творчество - это «активное взаимодействие субъекта с объектом, в ходе которого субъект целенаправленно изменяет окружающий мир, создает новое, специально значимое в соответствии с требованиями объективность закономерностей» [8, С. 8].

Педагогическое творчество, по мнению ученых, отражает индивидуально-субъективный характер профессионально-педагогической деятельности педагога и рассматривается как процесс целостного развития, результатом которого являются как количественные, так и качественные изменения в преобразовании педагогической действительности. То есть, особенностью педагогического творчества педагога является, прежде всего, развитие личности обучающегося, а разработка новых и оригинальных, способов деятельности становится для педагога средством реализации своих возможностей в решении различного рода педагогических задач, в процессе субъект-субъетного взаимодействия [3].

С позиции А.З. Гусейнова, «педагогическое творчество является модусом творчества вообще и противостоит формализации в обучении, как оптимальная форма его организации противостоит формальной форме». Автор подчеркивает, что единство формы и содержания в обучении будет достаточно в том случае, если творчество станет нормой образовательного процесса, а не резким исключением из правил. Творческий потенциал личности, считает ученый, побуждается только тогда, когда субъект самостоятельно проникает в сущностные связи в объективном мире [4].

Творчество педагога рассматривается и как деятельность по организации и управлению творческим процессом обучающихся. К основным видам творческой деятельности педагога можно отнести:

- методическое творчество, которое связано с умением выполнять анализ, осмысливать возникающие педагогические ситуации, и на этой основе моделировать более эффективные способы и методические приемы, направленные на развитие технического и технологического мышления обучающихся;

- коммуникативное творчество, которое реализуется через педагогически целесообразный процесс обучение с целью осуществления педагогической саморегуляции;

- творческое самовоспитание предполагает осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определения своих личностных и профессиональных качеств, требующих совершенствования и корректировки [7].

Эффективность развития творческого потенциала обучающихся зависит и от создания определённых условий в образовательных учреждениях. В педагогической практике уделяется большое внимание следующим условиям развития творчества [6]: направленность учебного процесса в высшей школе не приобретение обучающимися опыта творческой профессионально-педагогической деятельности, которая формируется на основе решения нестандартных педагогических и производственных ситуаций; обеспечения последовательного и систематического развития творческой индивидуальности будущих специалистов инновационными средствами обучения; обеспечения тесных междисциплинарных связей и повышение роли специальных и психолого-педагогических знаний для формирования творческой активности обучающихся; создание благоприятной коммуникативной среды, влияющей на формирование творческой личности; создание условий для результативной самообразовательной деятельности обучающихся с целью творческого развития и саморазвития [6].

Следовательно, учитывая специфику инновационной и творческой деятельности преподавателя высшей школы в условиях вариативности профессионального образования педагогическое творчество может проявиться как:

- создание новых методов и способов научно и учебно-педагогической деятельности, оригинальных подходов к решению имеющиеся проблемы;

- совершенствование, рационализация и модернизация имеющегося опыта работы преподавателя, и сочетание различных организационных методов обучения и методических приемов в соответствии с новыми целями и задачами;

- удачная импровизация педагогом в решении определенной профессиональной проблемы и умение предусмотреть разные варианты ее решения;

- преобразование предложенных методических рекомендаций и разработок, касающихся внедрения, как производственных, так и педагогических современных технологий в конкретные педагогические действия [2].

Выводы. Следовательно, инновационная деятельность педагога является многовекторным, интегративным, индивидуальным процессом и направлена, прежде всего, на творческое развитие обучающихся через преобразование процесса обучения, за счет использования современных методик и технологий обучения, разработку новых оригинальных идей и способов осуществления педагогической деятельности, решения нестандартных ситуаций в процессе педагогического взаимодействия.

В свою очередь, творческая направленность личности педагога является важнейшей объективной характеристикой деятельности и вместе с тем, ведущим компонентом личностного профессионального развития, обеспечивающего осознание личностью уровня своего творческого потенциала, перспективное видение способов собственного роста и возможность опережающего развития.

Литература:

1. Беловицкая, С.И. Педагогическое творчество как форма инновационной деятельности в условиях дистанционного обучения. Evropen multi Scientifig Journal. - 2017. - 2. - С. 11-20.

2. Бичева, И.Б., Голубева, А.Е., Царева, И.А. Активизация познавательной деятельности обучающихся в образовательном процессе вуза. Международный научный журнал «Символ науки». - 2015. - 10. - С. 152-154.

3. Бичева, И.Б., Десятова, С.В., Царева, И.А. Развитие педагогического творчества будущего педагога. Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - 1 (25)

4. Гусейнов, А.З. Теоретические проблемы современного педагогического творчества. Изв. Сарат. ун-та. Нов сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 4. - 2018.

5. Дичювська 1.М. 1нновацшш педагопчш технологи: навч. поЫб. / 1лона Михайлiвна Дичювська. - К.: Академвидав, 2004. - 352 с.

6. Ежов, В.С., Матвеева, Е.Ю. Образовательный процесс как творчество. Мир науки, культуры и образования. - 2017. - 5 (66). - С. 142-145.

7. Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н.Л. Никандров. - М.: Педагогика, 1990. - 141 с.

8. Философский энциклопедический словарь / [глав. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов]. -М.: Сов. энцикл., 1983. - 840 с.

Педагогика

УДК: 376. 37

кандидат педагогических наук, доцент Насибуллина Анися Дамировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО КОМПОНЕНТА КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования особенностей развития интерактивного компонента коммуникативных умений у младших школьников с ЗПР, обучающихся в условиях общеобразовательной школы. Интерактивный компонент включает умения взаимодействовать с партнерами по общению в различных ситуациях и совместной деятельности, включая формы контекстного общения с взрослым в ситуации учебного взаимодействия, а также умения удерживать и согласовывать позиции каждого участника образовательного процесса. Исследование было осуществлено на базе муниципального образовательного автономного учреждения «СОШ № 49» города Орска Оренбургской области. В ходе исследования с учетом данных научных работ Л.Я. Лозован, Л.Р. Мунировой, О.С. Степиной, были выявлены особенности и уровень развития интерактивного компонента коммуникативных умений младших школьников с ЗПР. Диагностические задания были направлены на изучение следующих параметров: умения взаимодействовать с партнером; учитывать позицию партнера; понимать задачи, предъявляемые взрослым, выслушать партнера, уважать его мнение, отстаивать собственную точку зрения. Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что интерактивный компонент коммуникативных умений у младших школьников с ЗПР развит недостаточно.

Ключевые слова: коммуникативные умения, интерактивный компонент коммуникативных умений, взаимодействие, младшие школьники, задержка психического развития.

Annotation. The article presents the results of a study of the features of the development of the interactive component of communicative skills in younger schoolchildren with POL, studying in a secondary school. The interactive component includes the ability to interact with communication partners in various situations and joint activities, including forms of contextual communication with an adult in a situation of educational interaction, as well as the ability to hold and coordinate the positions of each participant in the educational process. The study was carried out on the basis of the municipal educational autonomous

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.