Научная статья на тему 'Формирование мотивации к инновационной деятельности у студентов - будущих педагогов'

Формирование мотивации к инновационной деятельности у студентов - будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
493
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ЛИЧНОСТЬ / INNOVATION / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE BEHAVIOUR / INNOVATIVE LEARNING ENVIRONMENT / INNOVATIVE ACTIVISM / INNOVATIVE INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быкова Елена Анатольевна

В эпоху инноваций успех отдельного человека, а также всего общества зависит от их способности создавать и внедрять разного рода нововведения. Актуальным данный вопрос является и для современной системы образования, ставящей перед учителями задачу реализации инновационных методов обучения, освоение инновационных технологий в работе с обучающимися. Следовательно, ещё на этапе обучения в вузе необходимо формировать у студентов будущих педагогов готовность к инновационной деятельности, высокий уровень инновационной активности и мотивации. Перед высшим педагогическим образованием встаёт проблема выявления факторов, условий, механизмов формирования у выпускников образовательных учреждений инновационных способов мышления и действия. Представлены и обобщены теоретико-методологические подходы к проблеме изучения инновационной деятельности в образовании, выделены условия формирования мотивации к инновационной деятельности студентов на этапе получения высшего педагогического образования, подчёркивается роль инновационного обучения для формирования интереса к инновационной деятельности. В качестве экспериментального метода исследования использован опрос студентов педагогического вуза, в результате которого выявлено представление обучающихся об инновационной деятельности и собственных возможностях её осуществления в образовательном учреждении, степень их инновационной активности в вузе. Выделены три группы студентов с разной степенью инновационной активности. Теоретико-методологический анализ литературы и результаты опроса студентов педагогического университета позволили выделить ряд условий формирования инновационного поведения: внутренние (особенности личности), внешние (поддерживающая инновационная среда образовательного учреждения), а также особый тип отношений учителя и обучающегося, создающий положительный эмоциональный фон, творческий настрой, атмосферу сотрудничества в инновационной деятельности. В перспективе исследования планируется выявлении ключевых детерминант, особенностей личности и качества образовательной среды учебного заведения, влияющих на степень инновационной активности и инновационное поведение обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of motivation for innovative activity among students - future teachers

In the era of innovation, the success of an individual, as well as of the whole society, depends on their ability to create and introduce various kinds of innovations. This issue is also relevant for the modern education system, which sets before teachers the task of implementing innovative teaching methods, mastering innovative technologies in working with students. Consequently, even at the stage of training at the university, it is necessary to form a readiness for innovative activity among students future teachers, a high level of innovative activity and motivation. Higher pedagogical education faces the problem of identifying factors, conditions, and mechanisms for the formation of innovative ways of thinking and action among graduates of educational institutions. The article presents and summarizes the theoretical and methodological approaches to the problem of studying innovative activity in education, identifies the conditions for the formation of motivation for innovative activity of students at the stage of obtaining higher pedagogical education, emphasizes the role of innovative education for generating interest in innovative activity. As an experimental research method, a survey of pedagogical university students was used, as a result of which the students' idea of innovative activity and their own abilities for its implementation in an educational institution, the degree of their innovative activity in a university was revealed. Three groups of students with varying degrees of innovative activity were identified. Theoretical and methodological analysis of literature and the results of the survey of pedagogical university students made it possible to identify a number of conditions for the formation of innovative behaviour: internal (personality traits), external (supporting the innovative environment of the educational institution), as well as a special type of teacher-student relationship that creates a positive emotional background, creative mood, atmosphere of cooperation in innovative activity. In the future, it is planned to identify key determinants, personality traits and the quality of the educational environment of the institution that affect the degree of innovative activity and innovative behaviour of students.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивации к инновационной деятельности у студентов - будущих педагогов»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive19/19-04/ Дата публикации: 31.08.2019 УДК 378 + 159.9.07

Е. А. Быкова

Формирование мотивации к инновационной деятельности у студентов - будущих педагогов

В эпоху инноваций успех отдельного человека, а также всего общества зависит от их способности создавать и внедрять разного рода нововведения. Актуальным данный вопрос является и для современной системы образования, ставящей перед учителями задачу реализации инновационных методов обучения, освоение инновационных технологий в работе с обучающимися. Следовательно, ещё на этапе обучения в вузе необходимо формировать у студентов - будущих педагогов готовность к инновационной деятельности, высокий уровень инновационной активности и мотивации. Перед высшим педагогическим образованием встаёт проблема выявления факторов, условий, механизмов формирования у выпускников образовательных учреждений инновационных способов мышления и действия.

Представлены и обобщены теоретико-методологические подходы к проблеме изучения инновационной деятельности в образовании, выделены условия формирования мотивации к инновационной деятельности студентов на этапе получения высшего педагогического образования, подчёркивается роль инновационного обучения для формирования интереса к инновационной деятельности.

В качестве экспериментального метода исследования использован опрос студентов педагогического вуза, в результате которого выявлено представление обучающихся об инновационной деятельности и собственных возможностях её осуществления в образовательном учреждении, степень их инновационной активности в вузе. Выделены три группы студентов с разной степенью инновационной активности.

Теоретико-методологический анализ литературы и результаты опроса студентов педагогического университета позволили выделить ряд условий формирования инновационного поведения: внутренние (особенности личности), внешние (поддерживающая инновационная среда образовательного учреждения), а также особый тип отношений учителя и обучающегося, создающий положительный эмоциональный фон, творческий настрой, атмосферу сотрудничества в инновационной деятельности.

В перспективе исследования планируется выявлении ключевых детерминант, особенностей личности и качества образовательной среды учебного заведения, влияющих на степень инновационной активности и инновационное поведение обучающихся.

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, инновационное поведение, инновационная обучающая среда, инновационная активность, инновационная личность

Ссылка для цитирования:

Быкова Е. А. Формирование мотивации к инновационной деятельности у студентов - будущих педагогов // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 102-115. 10.32744/ р$е.2019.4.9

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-04/ Accepted: 14 June 2019 Published: 31 August 2019

E. A. Bykova

Formation of motivation for innovative activity among students - future teachers

In the era of innovation, the success of an individual, as well as of the whole society, depends on their ability to create and introduce various kinds of innovations. This issue is also relevant for the modern education system, which sets before teachers the task of implementing innovative teaching methods, mastering innovative technologies in working with students. Consequently, even at the stage of training at the university, it is necessary to form a readiness for innovative activity among students - future teachers, a high level of innovative activity and motivation. Higher pedagogical education faces the problem of identifying factors, conditions, and mechanisms for the formation of innovative ways of thinking and action among graduates of educational institutions.

The article presents and summarizes the theoretical and methodological approaches to the problem of studying innovative activity in education, identifies the conditions for the formation of motivation for innovative activity of students at the stage of obtaining higher pedagogical education, emphasizes the role of innovative education for generating interest in innovative activity.

As an experimental research method, a survey of pedagogical university students was used, as a result of which the students' idea of innovative activity and their own abilities for its implementation in an educational institution, the degree of their innovative activity in a university was revealed. Three groups of students with varying degrees of innovative activity were identified.

Theoretical and methodological analysis of literature and the results of the survey of pedagogical university students made it possible to identify a number of conditions for the formation of innovative behaviour: internal (personality traits), external (supporting the innovative environment of the educational institution), as well as a special type of teacher-student relationship that creates a positive emotional background, creative mood, atmosphere of cooperation in innovative activity.

In the future, it is planned to identify key determinants, personality traits and the quality of the educational environment of the institution that affect the degree of innovative activity and innovative behaviour of students.

Key words: innovation, innovative activity, innovative behaviour, innovative learning environment, innovative activism, innovative individual

For Reference:

Bykova, E. A. (2019). Formation of motivation for innovative activity among students - future teachers. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 40 (4), 102-115. doi: 10.32744/pse.2019.4.9

_Введение

Актуальность вопроса о формировании мотивационной готовности к инновационной деятельности на этапе получения высшего профессионального образования встаёт особенно остро в связи с резко изменяющейся ситуацией в современном мире. Неподготовленность общества к постоянно меняющимся условиям, к ситуациям изменчивости политической, экономической, социальной действительности, отсутствие правильной и своевременной реакции на возникающие проблемы, требующие немедленного решения, приводит к необходимости планомерной подготовки к инновационной деятельности ещё на этапе обучения в вузе.

Достаточно часто оказывается так, что общеобразовательная школа не формирует навыков, выходящих за рамки умственной деятельности, определяемых учебными программами. В высшие учебные заведения приходят молодые люди, ни личностно, ни интеллектуально не готовые к осуществлению инновационной деятельности.

Всё это требует от системы образования существенной перестройки и подчинения логике инновационного развития. Возникает необходимость поиска путей и способов подготовки выпускников к деятельности, носящей инновационный характер, требующей от молодого человека творческого подхода, готовности к принятию изменений, гибкости мышления и поведения, уверенности в себе и целеустремлённости.

В настоящее время инновационная деятельность является одним из главных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения, поскольку создает основу для создания конкурентоспособности выпускника, способного эффективно существовать в инновационном пространстве. Система образования, ориентированная на формирование инновационного поведения учащихся должна инициировать инновационный характер процессов, протекающих в его внутреннем мире.

На наш взгляд выпускники вузов, молодые специалисты должны быть готовы к внесению новшеств в профессиональную деятельность, стремиться не просто выполнять репродуктивно свои обязанности, но уметь продуцировать идеи, творческие находки, новые пути достижения поставленных целей. Только в этом случае специалист будет конкурентоспособным и востребованным на рынке труда.

_Обзор литературы

Проблема инноваций, инновационной деятельности, инновационного поведения первоначально рассматривалась в сфере экономически, однако в последнее время интенсивно разрабатывается в рамках педагогических и психологических исследований (К. Ангеловски, Н.В. Горбунова, В.И. Загвязинский М.В. Кларин, В.Я. Ляудис, М.М. Поташник, С.Д. Поляков, В.А. Сластёнин, Л.С. Подымова Т.И. Шамова и др.)

Понятие «инновация» относится не просто к созданию и распространению новшеств, но к таким изменениям, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления [7, с. 3].

Инновационная деятельность рассматривается как «предметно-практическая продуктивная деятельность людей, которая является творческой и создаёт новые качества в различных сферах их жизни» [8, с. 45]. Она противопоставляется деятельности репродуктивной, основанной на повторении уже разработанных

схем действий и направлена на получение уже известного результата известными средствами.

Продуктивная деятельность связана с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей новыми средствами. Её необходимым компонентом является творчество, включая саморазвитие инновационной личности. При этом, осуществляя инновационную деятельность, субъект меняет не только её предмет, но и её цели и средства, тем самым - и самого себя, сознательно или неосознанно делает себя объектом своей деятельности, развивает себя как инновационную личность [14, с. 48].

Перед современной системой педагогического образования встаёт проблема формирования у выпускника инновационных способов мышления и действий. Ряд исследований показывает, что в образовании инновационные изменения сегодня идут по таким направлениям, как формирование нового содержания образования; разработка и реализация новых технологий обучения; создание условий для развития и самоопределения личности в процессе обучения; изменение в образе деятельности и мышления как преподавателей, так и учащихся, изменение взаимоотношений между ними, развитие творческих инновационных коллективов и отдельных личностей [1; 2].

Однако, зачастую на практике оказывается, что большинство образовательных учреждений не всегда готовы к тому, чтобы перестраивать тип обучения, учебные программы, направленные на развитие у обучающихся качеств личности, поведения и мыслительные процессы, формирующие готовность и мотивацию к участию в инновационной деятельности. Следовательно, на этапе обучения в педагогическом вузе необходимо создавать такие условия, чтобы выпускники, будущие педагоги обладали навыками инновационного поведения, проявляли инновационную активность и интерес к инновационной деятельности.

О. В. Кобяк под инновационным поведением понимает особый инициативный тип индивидуального или коллективного поведения, связанный с систематическим освоением социальными субъектами новых способов деятельности в различных сферах общественной жизни либо созданием новых объектов материальной и духовной культур [3].

В.А. Сластёнин, Л.С. Подымова определяют инновационное поведение как «действие, где проявляются личностные отношения субъекта к происходящим переменам» [13, с. 23]. Инновационное поведение рассматривается ими «не как приспособление, а как максимальное развитие своей индивидуальности, самоактуализация» [13, с. 131]. При этом высокий уровень мотивации к деятельности здесь играет одну из ведущих ролей, наряду с необходимыми качествами личности, знаниями и умениями, позволяющими достигать намеченных целей.

Э. В. Галажинский и В. Е. Клочко считают, что инновационное поведение осуществляется путем выхода за пределы сложившихся установок и поведенческих стереотипов, возникает инициативно. Авторы выделяют три фактора инновационного поведения: возможности человека, представленные его личностным, духовным, творческим, интеллектуальным потенциалом; среда, отвечающая этим возможностям, т. е. размеченное ценностно-смысловыми «маркерами» пространство, в котором возможна самореализация; готовность человека реализовать свои возможности «здесь и теперь» [3]. Все три фактора представляются зависимыми от личностного потенциала субъекта инновационного процесса, даже фактор «среда» обусловлен другими двумя - личность может сама создать эту среду (субъективные факторы).

Как показывает анализ исследований, инновационное поведение тесно связано с определёнными чертами личности, а также с высоким уровнем мотивации к участию в инновационной деятельности. Учащегося способного к инновационному поведению отличает уверенность, т. е. возможность и желание самому определять свою траекторию развития, образ жизни, а также стремление раздвигать рамки реальной независимости и компетентности [11; 19].

Кроме того, инновационное поведение предполагает способность преодолевать сопротивление, возникающее при столкновении с неизвестными условиями деятельности и постановки усложнённых целей в ответ на незнакомую ситуацию.

Одной из часто обсуждаемых проблем в педагогической инноватике является проблема сопротивления педагогов инновациям (В.И. Загвязинский, Т.А. Строкова, Н.А. Подымов, Л.С. Подымова, А.И. Пригожин, В.А. Сластёнин и др). Тревога и страх перед новым, субъективное ожидание трудностей, чувство неуверенности в своих силах, вызываемые непониманием сути инновации создают сильное внутреннее препятствие к восприятию нового и инновационному поведению личности. Это явление получило название «Инновационный барьер» или «Инновационное сопротивление» [4]. Таким образом, возникает вопрос, является ли сопротивление инновациям одним из условий, снижающих мотивацию к инновационной деятельности уже на этапе получения профессионального образования.

Согласно современным исследованиям, восприимчивость к новшествам, предрасположенность к новаторству, эмоционально-оценочное отношение к нововведениям, чувство нового, стремление к творчеству трактуется как инновативность (Ю.В. Зиборо-ва). Становление инновативности происходит параллельно с развитием познавательной активности, интеллектуальной инициативы обучающихся ещё на этапе школьного обучения. Школьники с высоким уровнем инновативности проявляют более высокий уровень исследовательской активности, инициативы в поведении, желании участвовать в различного рода мероприятиях, требующих творческого подхода, создания исследовательских ученических продуктов и проектов [6].

К инновационной деятельности студентов, помимо конкурсов инновационных проектов, проводимых в рамках вуза, региона и страны, мы относим и научно-исследовательскую работу, которая в высшем учебном заведении существует в двух видах: предусмотренная действующими учебными планами и исследовательская работа сверх требований плана. В той или иной степени, в научно-исследовательской работе первого вида принимают участие все студенты (сюда включается написание курсовых и дипломных работ). Результативность образовательного продукта, его новизна, оригинальность всецело определяются интеллектуальным вкладом учащегося в его подготовку, творческим подходом, мотивацией достижения успеха, способностями и интересами.

Однако, на практике оказывается, что не все студенты, обладающие высоким уровнем активности деятельности и мотивации, достигают определённых результатов, приводящих к созданию нового творческого продукта. Для самостоятельной постановки цели, выбора путей её достижения, способов преодоления препятствий необходим определённый уровень саморегуляции поведения и деятельности.

Инновационную активность проявляют единицы, и это, как правило, лучшие студенты, отличающиеся высокой успеваемостью и творческим потенциалом. Основная масса обучающихся предпочитает «отсиживаться на месте» и озабочена только тем, чтобы благополучно и спокойно закончить учебное заведение. При этом администра-

ция зачастую никак не способствует увеличению количества студентов, занимающих активную жизненную позицию и способных к созданию новых, творческих проектов, инновационных продуктов. Хотя именно они и составляют будущий инновационный потенциал нашего государства.

Таким образом возникает проблема изучения степени инновационной активности и основ инновационного поведения на этапе обучения в вузе. Для студентов педагогического вуза данный вопрос приобретает особую актуальность, поскольку современная система образования требует от педагогов высокого уровня инновационной активности и развития творческого инновационного потенциала личности, позволяющего активно внедрять и осваивать инновационные технологии обучения.

_Материалы и методы

Методологическую основу исследования составили системный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы к формированию готовности к инновационной деятельности, где необходимым звеном выступает высокий уровень мотивации. На наш взгляд для формирования мотивации студентов - будущих педагогов к участию в инновационных проектах вуза, повышения общего уровня их инновационной активности необходимо наличие личностного смысла, и понимания субъектом конечного результата своих действий.

В работе использовались методы теоретического анализа данных, а также анкетный опрос, позволивший представить результаты практического исследования представлений обучающихся об инновациях, инновационной деятельности, а также их активности и интереса к инновационным проектам и конкурсам, предлагаемым в и учебном заведении.

В исследовании приняло участие 402 студента очного отделения педагогического вуза (юноши и девушки 1-4 курсов в возрасте 18-23 лет).

Разработанная нами авторская анкета содержала следующие вопросы: «Что такое инновация», «Как вы понимаете термины «инновационное поведение», «инновационная деятельность», «Охарактеризуйте признаки инновационного поведения», «Приходилось ли вам принимать участие в инновационных мероприятиях университета», «Нравятся ли вам творческие задания, необычные инновационные проекты, конкурсы, к участию в которых вас приглашают в университете», «Если педагог предлагает участие в новом проекте или творческом задании, то я охотно предлагаю взять на себя ответственность за его выполнение?», «Для меня участие в инновационных проектах университета - это возможность проявить себя, чему-то научиться?», «Я с охотой берусь только за те предложения к участию в творческих проектах и заданиях, которые обещают наличие материального стимулирования, наград?», «Достаточно ли часто, на ваш взгляд, в университете вас привлекают к участию в конкурсах по созданию новых проектов и исследований, где вы могли бы проявить себя, творческую активность и инициативу», «За время обучения в университете я принимал (а) участие в следующих конкурсах проектов, исследований, выставках достижений и др. Перечислите (с указанием достигнутых результатов: диплом, призовое место и т.д.)», «Какие качества личности являются на ваш взгляд препятствием к занятию инновационными проектами?», «Какие качества личности необходимы на ваш взгляд для достижения высоких результатов в инновационной деятельности», «Что может замотивировать человека приступить к созданию инновационного проекта?»

_Результаты исследования

Под инновацией большинство обучающихся (55%) понимают нововведение, позволяющее повысить эффективность деятельности, качественный рост. Инновацию как улучшение, обновление уже имеющегося понимают 25% опрошенных. Не часто встречались ответы, характеризующие инновацию как введение на рынок нового товара, чего-то, чего не было раньше, а также чего-то нового для удовлетворения потребностей и новые идеи (5%).

При этом в качестве примера инновационной деятельности чаще всего приводятся технические разработки (автомобили, телефоны, принтеры, роботы, интернет, нано-технологии). Подобные ответы дало большинство опрошенных (80%). Также встречаются ответы обучающихся, в которых в качестве инновационной деятельности выделяются изучение космоса, изобретение новых лекарств, атомная промышленность и клонирование (10%). Научную работу и совершенствование образования в качестве инновационной деятельности рассматривают 10% опрошенных.

Большинство студентов (63,33%) указали, что им приходилось принимать участие в такой деятельности, результатом которой было создание совершенно нового для них творческого продукта, проекта. 35,56% отметили, что принимать участие в подобном виде деятельности им ранее не доводилось. При этом, 1,11% респондентов сожалеют об отсутствии такого творческого опыта. Таким образом, можно предположить, что среди студентов, не принимающих участия в инновационных мероприятиях, остаётся некоторое количество потенциально желающих как-то проявить себя, но по каким-то причинам оставшихся незадействованными.

58,3% опрошенных считают, что для того, чтобы обладать инновационным поведением, необходимо развитие определённых личностных качеств, среди которых указываются коммуникабельность, активность, нравственность, гибкость, восприимчивость к новому. 25% указали, что необходим интерес к нововведениям, умение подстраиваться под обстоятельства, обладание навыками коммуникации, активностью, стремлением к совершению изменений, верой в успех (см. рис. 1).

30

15

■ увереностьв себе

■ способность бороться до конца за достижение цели

■ способность к само руководству в на пряженный уел овиян деятельности

■ эмоциональный подъём

■ Еысокая концентрация внимания

■ отсутствие страха новианы

Рисунок 1 Качества личности, необходимые для успешной инновационной деятельности (в представлении студентов - будущих педагогов)

Достаточно часто в качестве условий инновационного поведения рассматриваются возможность повышения квалификации и поддержка руководителя, его готовность пойти на риск (22%). Встречаются так же ответы, что необходимо умение мыслить нестандартно, творчество, сверхадаптивность, оригинальность.

Обработка результатов анкетирования показала, что большинство студентов проявляют интерес к инновационной деятельности, однако степень инновационной активности и мотивация к деятельности имеет ряд различий (см. рис. 2).

46,67

50 40 30 20 10 о

27,22 20,56

Нет, мне эта не интересно

Дат мне это Да, если за это будут

интересно дополнительные

поощрения

Рисунок 2 Результаты ответов обучающихся на вопрос: «Нравятся ли вам творческие задания, необычные инновационные проекты, конкурсы, к участию в которых вас

приглашают в университете?»

Половина опрошенных студентов указывает, что им интересны творческие задания, необычные проекты и конкурсы, к участию в которых их приглашают в учебном заведении (46,67%). Треть же учащихся интересуется такими заданиями, если за их выполнение будет представлено какое-либо дополнительное поощрение (27,22%). Они с охотой берутся только за те творческие задания, которые обещают наличие наград и материального стимулирования. Часть опрошенных отметили, что в качестве стимулирования им достаточно будет грамоты. Материальный стимул решающую роль при участии в инновационной деятельности для них играет не всегда. На решение взяться за проект влияет только их интерес к предмету исследования. Следует отметить наличие достаточно большого количества студентов, которых инновационная деятельность не интересует вообще (20,56%).

Результаты ответа респондентов на вопрос «Что может замотивировать человека к созданию инновационного проекта?» представлены на рисунке 3.

44

50 40 30 20 10 о

стремление к саморазвитию потребность е новом, неизвестном интерес

желание идти епереди других, амбиции

Рисунок 3 Факторы, мотивирующие человека к инновационной деятельности

(в представлении студентов)

Также для значительной части (65,56%) юношей и девушек участие в новых проектах - это возможность проявить себя и научиться чему-то новому. Для 30% учащихся это не является предметом интереса.

На вопрос «Если педагог предлагает участие в новом проекте или творческом задании, то я охотно предлагаю взять на себя ответственность за его выполнение» 34,44% опрошенных ответили утвердительно. 28,33% готовы взяться, если за это будут дополнительные поощрения. Достаточно большое количество респондентов (32,78%) ответили отрицательно. При этом, они указывали, что возможно и поучаствовали бы, но ответственными за это быть не хотят. То есть, мы можем заключить, что появление в вопросе формулировки об ответственности понижает интерес обучающихся к участию в проекте или исследовании, предложенном педагогом.

При ответе на вопрос о возможности реализовать себя в учебном учреждении, многие студенты (71,67%) указали, что их учебное заведение способствует развитию творческого, инновационного мышления учащихся и привлекает их к инновационной деятельности. Часть же учащихся (23,33%) так не считает. При этом 19,44% студентов считают, что в учебном заведении их к подобной деятельности (конкурсам, проектам, исследованиям) привлекают недостаточно.

В целом 78,33% опрошенных отвечают, что работа педагогического состава и администрации по привлечению обучающихся к инновационной деятельности их устраивает. При этом, отвечая на вопрос: «В каких инновационных мероприятиях вы принимали участие?» студенты указывали следующее: исследовательские работы, конкурсы проектов, участие в конференциях и т.д. Данная выборка составила 47,22%. Многие респонденты в качестве инновационных мероприятий называли спортивные соревнования, олимпиады, студенческие культурно-массовые развлекательные конкурсы. Из чего мы можем сделать вывод, что не все обучающиеся чётко представляют себе, что такое инновационная деятельность и инновационные конкурсы и проекты. Кроме того, в результате опроса были выявлены студенты, не принимавшие участие ни в каких мероприятиях и не проявляющие интерес к инновационной деятельности (52,78%). Это может свидетельствовать либо об отсутствии мотивации, либо о недостаточно активной работе педагогического коллектива по привлечению данных студентов к данному виду деятельности в образовательном учреждении.

Результаты ответа на вопрос «Какие качества личности являются на ваш взгляд препятствием к занятию инновационными проектами?» представлены на рис. 4.

30

40 20 О

ш ригидность, отсутствие способности к изменениям

■ отсутствие целеустремлённости

■ низкая мотиеэция достижения

■ нежелание что-то менять, соэдааапь, прилагать усилия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 4 Качества личности, являющиеся препятствием к инновационной деятельности (в представлении студентов педагогического университета)

Анализ общей выборки респондентов позволил выделить три группы обучающихся в зависимости от степени их инновационной активности и увлечённости. В первую группу (26,98%) вошли студенты, которые готовы к участию в инновационных проектах университета. Они принимают активное участие в любом новой для них деятельности, результатом которой является научно-исследовательский продукт, творческий проект и т.д. Они утверждали, что с удовольствием и интересом берутся за незнакомую деятельность, предлагаемую педагогом, при этом материальное стимулирование их мало интересует. Представители этой группы также перечисляли ряд мероприятий, в которых они уже принимали участие и достигли некоторых результатов (исследовательские работы, конкурсы проектов, участие в конференциях и т.д.).

Вторая группа (49,6%) включала в себя обучающихся, которые говорили о том, что с удовольствием бы приняли участие в конкурсах и проектах, но не делают этого, так как нет опытного наставника, либо их мало привлекают к этому процессу в образовательном учреждении. Мы сделали вывод, что эта та группа, которая является потенциально готовой к инновационному поведению, которое по ряду причин остаётся несформированным. Обучающиеся требуют особого внимания и помощи со стороны педагогического состава для повышения инновационной активности. Поскольку высокой является только мотивация, не выходящая за рамки желаний. Следует заметить, что это самая многочисленная группа обучающихся.

В третью группу (2,34%) вошли респонденты с низким уровнем мотивации и инновационной активности. Они утверждали, что им не интересна инновационная деятельность, они не хотят принимать участие ни в проектах, ни в конкурсах, отказываются от всех мероприятий, предлагаемых педагогами.

_Обсуждение результатов

Таким образом, проведённое нами исследование показало, что большинство учащихся имеет активную позицию по отношению к различным конкурсам и исследовательским инновационным проектам. Значительное количество студентов готовы участвовать в подобной деятельности, но часть из них охотно берётся только за интересные им проекты, часть занимаются этим, потому что их привлекают как активистов, а часть готовы к участию в инновационной деятельности вуза за дополнительные поощрения.

В качестве мотивов, побуждающих будущих педагогов к участию в инновационных проектах вуза выступают: познавательные (возможность чему-то научиться), социальные (проявить себя, выделиться в коллективе), материальные (поощрения), а также личностные: (мотивы саморазвития и достижения успеха).

Однако среди обучающихся выявлена достаточно большая выборка студентов, не проявляющих инновационной активности, с полным отсутствием интереса к инновационной деятельности и негативной позицией по отношению к учебному учреждению. Они указывают, что их учреждение никак не развивает инновационное мышление, недостаточно привлекает их к новым видам деятельности. На наш взгляд данная группа студентов требует особого внимания педагогов, поскольку их творческий потенциал и активность требуют особого развития и дополнительного стимулирования.

Результаты исследования показывают наличие противоречия между потребностью обучающихся принимать участие в инновационной деятельности, проявлять иннова-

ционную активность с одной стороны, и отсутствием специальных методов и приёмов формирования готовности к инновационной деятельности, их личностной подготовки к инновационной активности и инновационному поведению.

На наш взгляд, наличие данного противоречия приводит к необходимости обращения к особому типу обучения, называемому в педагогической науке и практике инновационным.

Можно заключить, что для формирования мотивации к инновационной деятельности повышения уровня инновационной активности студентов важно создавать атмосферу поддержки со стороны педагогов и администрации, психологическое сопровождение образовательного процесса, в котором планомерно осуществляется развитие качеств личности, мышления и поведения, необходимые для эффективного включения в инновационную деятельность. При условии морального и материального стимулирования важен дух состязательности, а также формирование у студентов профессиональных мотивов к инновационной деятельности и мотивов личностной самореализации.

Инновационная обучающая среда должна содержать широкий спектр возможностей, создавать ситуацию неопределённости решений, инвариантов. Это будет способствовать не принятию готовых решений, а поиску новых способов действий. Кроме того, в среде должны присутствовать примеры инновационного поведения и его результаты. В качестве таких параметров микросреды могут выступать низкая регламентация поведения, информационная обогащённость и представленность образцов креативного поведения [13].

Инновационное обучение способно создать особый тип учебно-воспитательного процесса, раскрепощающий личность как педагога, так и обучающегося, стимулирующий активный отклик на возникающие в ходе обучения проблемные ситуации. При этом важная роль в этом процессе отдаётся продуктивной творческой деятельности.

Процесс реализации условий для формирования мотивации студентов к инновационной деятельности с нашей точки зрения может быть построен на системном, дея-тельностном и личностно-ориентированном подходе. Системный подход предполагает формирование готовности к инновационной деятельности как системного качества, включая личностные характеристики, мотивированность, особенности мыслительной деятельности, креативность.

Деятельностный подход обеспечивает формирование всех компонентов инновационной деятельности будущих педагогов. В первую очередь, это мотивация на осуществление инновационной деятельности, наличие цели, поиск её решения психологическая установка, знания о предмете и способах деятельности, навыки и умения их практического внедрения, а также контроль и оценка через рефлексию собственных действий. Состояние готовности к деятельности возникает с момента определения цели (А.П. Анохин) на основе осознанных потребностей и мотивов. В дальнейшем готовность развивается в связи с выработкой личностью плана, установок, общих моделей будущих действий. На завершающей стадии, возникшая готовность реализуется в предметных действиях, которые отвечают определенным средствам и способам деятельности.

Личностно-ориентированный подход означает ориентацию на формирование таких качеств личности, которые необходимы для реализации инновационной активности в будущем: уверенность в себе, творческий подход к делу, восприимчивость к инновациям, потребность в саморазвитии и самореализации, целеустремлённость, преобладание мотивации к достижению успеха, гибкость и т.д. при этом упор должен

делаться на личную заинтересованность обучающегося, что создаст дополнительную мотивацию инновационной деятельности и придаст ей личностный смысл.

К условиям, способствующим формированию мотивации к инновационной деятельности, стимулирующим инновационную активность обучающихся вуза, мы относим:

• внутренние, исходящие от самого субъекта инновационной деятельности и включающие его личностные характеристики;

• внешние - поддерживающая инновационная среда образовательного учреждения.

• особый тип отношений учителя и обучающегося, создающий положительный эмоциональный фон, творческий настрой, атмосферу сотрудничества в процессе создания инновационного продукта (см. рис. 5).

Рисунок 5 Взаимный детерминизм условий, формирующих мотивацию инновационной деятельности студентов - будущих педагогов

Каждая из трёх переменных, представленных в рисунке, способна влиять на другую переменную. В различных ситуациях и для разных обучающихся сила влияния определённой переменной будет различной. Иногда наиболее сильны влияния внешнего окружения, иногда доминируют внутренние силы. Однако для полноценного формирования мотивации и интереса будущих педагогов к инновационной деятельности необходимо наличие каждой из составляющих.

Заключение

Таким образом, проведённое исследование позволило нам сделать следующие выводы:

1. Вопрос о формировании мотивации студентов - будущих педагогов к инновационной детальности в современной педагогической и психологической науке и практике остается в настоящее время особенно актуальным и требует более тщательного изучения.

2. По инновационным поведением обучающихся (студентов вузов) следует понимать особый тип поведения, отличающийся высокой мотивированностью, инициатив-

ностью, стремлением к продуцированию и воплощению новых идей и замыслов, высоким уровнем самостоятельности и стремлением к участию в деятельности, носящей инновационный характер, требующей нестандартных действий, работы в непривычных условиях.

3. Для самих студентов инновационная деятельность кажется чем-то недостижимым, свойственным уже состоявшимся профессионалам. Нет чёткого представления о собственных возможностях касательно деятельности, носящей характер инновационной. Достаточно большое количество студентов - будущих педагогов не проявляют интереса к инновационным проектам вуза, в то время как некоторым из них требуется только помощь со стороны преподавателей и дополнительные поощрения со стороны администрации учебного заведения.

4. Одним из условий формирования мотивации к инновационной деятельности и инновационного поведения на этапе высшего профессионального образования является инновационное обучение. Его главным результатом должно стать инновационное развитие личностного, деятельностного и интеллектуального потенциала обучающегося, детерминирующего его инновационное поведение.

5. Соблюдение условий формирования мотивационной готовности к инновационной деятельности будет способствовать более успешной подготовке будущих педагогов на этапе вузовского обучения к восприятию инноваций, реализации инновационной активности, потребности в продуцировании новых идей и их реализации в деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барболин М. П. Методологическая концепция инновационного развития образовательных систем // Философия образования. 2011. № 1 (34). С. 85-94.

2. Баулина Н. А. Формирование инновационного мышления школьников - задача современной школы // Педагогика. 2011. № 9. С. 116-121.

3. Галажинский Э. В., Клочко В. Е. Психология инновационного поведения. Томск, 2009.

4. Загвязинский В. И., Строкова Т. А. Педагогическая инноватика: проблемы стратегии и тактики. Тюмень, 2011.

5. Зеер Э. Ф. Институциональное обеспечение образовательных инноваций // Инновационные проекты и программы в образовании : журн. для педагогов и рук. инновац. образоват. учреждений. 2012. № 3. С. 17-24.

6. Зиборова Ю.В. Психологические особенности формирования инновационной позиции студентов - будущих психологов образования: автореф. дис. ... канд. псих. наук : 19.00.07. Курск, 2012. 24 с.

7. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. 176 с.

8. Лапин Н. И. Теория и практика инноватики: учеб. пособие для вузов. 2-е изд. Москва: Логос, 2010.

9. Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. М., 1992.

10. Мещерякова Э.И., Ларионова А.В. Особенности становления личностного потенциала субъекта инновационной деятельности // Психологическая наука и образование. 2013. № 2. С. 69-75.

11. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989. 283 с.

12. Репина Е.Я., Гаффорова Е.Б. К вопросу об определении понятия «инновация» // Инновации в образовании. 2014. № 2. С. 25-33.

13. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.

14. Хуторской А. Инновации в образовании // Учитель. 2011. № 3. С. 18-22.

15. Шелехова О. В., Коньшина Е. Н. К проблеме сущности понятия «инновационное поведение» студентов вуза // Вектор науки ТГУ. 2011. № 4 (7).

16. Brennan J., Broek S., Durazzi N., Kamphuis Bregtje, Ranga M., Ryan S. Study on innovation in higher education: final report. European Commission Directorate for Education and Training Study on Innovation in Higher Education, Publications Office of the European Union, Luxembourg. 2014. URL: http://eprints.lse.ac.uk/55819/ (дата обращения: 1.06.2019)

17. Ferrari A., Cachia R., Punie Y. Innovation and Creativity in Education and Training in the EU Member States: Fostering Creative Learning and Supporting Innovative Teaching Literature review on Innovation and Creativity in E&T in the

EU Member States (ICEAC). 2009. URL: http://ftp.jrc.es/EURdoc/JRC52374_TN.pdf (дата обращения: 1.06.2019)

18. Fuat Findikoglu, Dilek ilhan. Realization of a Desired Future: Innovation in Education Universal Journal of Educational Research. 4(11). 2016. URL: http://www.hrpub.org (дата обращения: 1.06.2019)

19. Hatim G. Ibrahim. Utilization of Innovations and Techniques of Educational Technology in Delivering of Educational Practicum and its Impact on Increasing Academic Achievement among Pre-Service Teachers. Journal of Education and Practice, No.8, 2017. Р. 185-195.

20. Innovations in education: Monograph, Volume 3 / ed. by L. Shlossman. Vienna: "East West" Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, 2014. 180 p.

1. Barbolin M.P. Methodological concept of innovative development of educational systems. Philosophy of Education. 2011. no 1 (34). pp. 85-94. (in Russ.)

2. Baulina N. A. Formation of innovative thinking of schoolchildren - the task of a modern school. Pedagogy. 2011. no 9. pp. 116-121. (in Russ.)

3. Galazhinsky E.V., Klochko V.E. Psychology of innovative behavior. Tomsk, 2009. (in Russ.)

4. Zagvyazinsky V.I., Strokova T.A. Pedagogical innovation: problems of strategy and tactics. Tyumen, 2011. (in Russ.)

5. Seer EF Institutional support of educational innovations. Innovative projects and programs in education. 2012. no. 3. pp. 17-24. (in Russ.)

6. Ziborova Yu.V. Psychological features of the formation of the innovative position of students - future educational psychologists: Abstract PhD Psychol. Sci., Kursk, 2012. 24 p. (in Russ.)

7. Clarin M.V. Innovations in world pedagogy: learning through research, games and discussions. (Analysis of foreign experience). Riga, Experiment Publ., 1995. 176 p. (in Russ.)

8. Lapin N. I. Theory and Practice of Innovation: Textbook. manual for universities. 2nd ed. Moscow, Logos Publ., 2010. (in Russ.)

9. Liaudis V.Ya. Innovative learning and science. Moscow, 1992. (in Russ.)

10. Meshcheryakova E.I., Larionova A.V. Features of the formation of the personal potential of the subject of innovative activity. Psychological science and education. 2013. no. 2. pp. 69-75. (in Russ.)

11. Prigozhin A. I. Innovations: incentives and obstacles. Moscow, 1989. 283 p. (in Russ.)

12. Repina E.Ya., Gafforova E.B. To the question of the definition of the concept of "innovation". Innovations in education. 2014. no. 2. pp. 25-33. (in Russ.)

13. Slastenin V.A., Podymova L.S. Pedagogy: innovative activity. Moscow, 1997. (in Russ.)

14. Khutorskoy A. Innovations in education. Teacher. 2011. no. 3. pp. 18-22. (in Russ.)

15. Shelekhova O. V., Konshina E. N. To the problem of the essence of the concept of "innovative behavior" of university students. Vector of science of TSU. 2011. no. 4 (7).

16. Brennan J., Broek S., Durazzi N., Kamphuis Bregtje, Ranga M., Ryan S. Study on innovation in higher education: final report. European Commission Directorate for Education and Training Study on Innovation in Higher Education, Publications Office of the European Union, Luxembourg. 2014. Available at: http://eprints.lse.ac.uk/55819/ (accessed 1 June 2019)

17. Ferrari A., Cachia R., Punie Y. Innovation and Creativity in Education and Training in the EU Member States: Fostering Creative Learning and Supporting Innovative Teaching Literature review on Innovation and Creativity in E&T in the EU Member States (ICEAC). 2009. Available at: http://ftp.jrc.es/EURdoc/JRC52374_TN.pdf (accessed 1 June 2019)

18. Fuat Findikoglu, Dilek ilhan. Realization of a Desired Future: Innovation in Education Universal. Journal of Educational Research. 2016, no. 4(11). Available at: http://www.hrpub.org (accessed 1 June 2019)

19. Hatim G. Ibrahim. Utilization of Innovations and Techniques of Educational Technology in Delivering of Educational Practicum and its Impact on Increasing Academic Achievement among Pre-Service Teachers. Journal of Education and Practice, 2017, no. 8, pp. 185-195.

20. Innovations in education: Monograph, Volume 3 / ed. by L. Shlossman. Vienna: "East West" Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, 2014. 180 p.

REFERENCES

Информация об авторе Быкова Елена Анатольевна

(Россия, г. Шадринск)

Information about the author

Elena A. Bykova

(Russia, Shadrinsk) Associate Professor, PhD in Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Development Psychology and Pedagogical Psychology Shadrinsk State Pedagogical University E-mail: elbykova80@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-2700-2762

Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической

психологии

Шадринский государственный педагогический

университет E-mail: elbykova80@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-2700-2762

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.