Научная статья на тему 'ДИСЦИПЛИНА "АРТ-ТЕРАПИЯ" И ЕЁ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ'

ДИСЦИПЛИНА "АРТ-ТЕРАПИЯ" И ЕЁ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-ТЕРАПИЯ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / БАКАЛАВР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эйдельман Л.Н.

Введение. Исследование направлено на изучение возможностей дисциплины «Арт-терапия» в процессе подготовки бакалавра по адаптивной физической культуре. Методика и организация исследования. В исследовании использовался тест «Ваш творческий потенциал», педагогические наблюдения и опрос. Исследование проводилось в течение 2017-2021 гг. среди обучающихся на кафедре оздоровительной физической культуры и адаптивного спорта Института физической культуры и спорта (направление подготовки 49.03.02, n=85). Результаты исследования и их обсуждение. Результаты опроса показали, что влияние арт-педагогических методик и технологий на процесс развития творческого потенциала обучающихся многовекторно. По оценкам респондентов положительное воздействие оказывают диалогичный и творческий характер педагогического общения (90%); применение продуктивных форм учебной деятельности (87%); умение работать с разными материалами (100%); помощь педагога в фокусировании на положительном конечном результате (100%); выявление и оценка творческих способностей обучающихся (67%); наличие взаимосвязи теории и практики (100%). Полученные результаты свидетельствуют о том, что включение методик и технологий арт-терапии в практико-ориентированную деятельность положительно влияет на психоэмоциональную атмосферу в группе и повышает мотивацию к творчеству обучающихся. Практическая значимость состоит в использовании данных для эффективной реализации дисциплины «Арт-терапия» в образовательном процессе бакалавров по направлению подготовки 49.03.02. Выводы. Внедрение в образовательный процесс дисциплины «Арт-терапия» позволяет раскрыть творческие способности бакалавра по адаптивной физической культуре, освоить арт-терапевтические технологии неклинической направленности и повысить мотивацию к обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эйдельман Л.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCIPLINE "ART THERAPY" AND ITS ROLE IN THE PROCESS OF PREPARING A BACHELOR IN ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE

Introduction. The research is aimed at exploring the possibilities of the discipline “Art therapy” in the process of preparing the bachelor in adaptive physical culture. Methodology and organization research. The study used the test “Your creative potential”, pedagogical observations and survey. The study was conducted during 2017-2021 among students at the department of health physical culture and adaptive sports of the Institute of physical culture and sports (the direction of preparation of 49.03.02, n = 85). Results of research and discussion. The survey results showed that the influence of art pedagogical techniques and technologies on the process of developing the creative potential of students is multi-vector. According to the respondents' estimates, the dialogical and creative character of pedagogical communication (90%) have a positive effect; application of productive forms of training activities (87%); ability to work with different materials (100%); the assistance of the teacher in focusing on the positive final result (100%); identification and evaluation of the creative abilities of students (67%); the presence of the relationship between theory and practice (100%). The results indicate that the inclusion of the techniques and technologies of art therapy in practical-oriented activities has a positive effect on the psycho-emotional atmosphere in the group and it increases the motivation to the work of students. Practical significance is in use of the data for the effective implementation of the discipline «art therapy» in the educational process of bachelors in the direction of preparation 49.03.02. Conclusions. The introduction of the discipline “Art therapy” into the educational process makes it possible to reveal the creative abilities of a bachelor in adaptive physical culture, master art-therapeutic technologies of a non-clinical orientation and increase motivation to study.

Текст научной работы на тему «ДИСЦИПЛИНА "АРТ-ТЕРАПИЯ" И ЕЁ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

4. Government of the Russian Federation (2020), "On approval of the Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2030", Decree No 3081-r of November 24, 2020, available at : https://docs.cntd.ru/document/566430492 (accessed 09.02.2022).

5. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2012), "On the methodological recommendations 'Medical and pedagogical control over the organization of physical education classes for students with disabilities in the state of health'", Letter No. MD-583/1 of May 30, 2012, available at : https://docs.cntd.ru/document/902379049 (accessed 09.03.2022).

6. Ministry of Health of the Russian Federation (2017), "On the procedure for conducting preventive medical examinations of minors (as amended by the Orders of the dated July 3, 2018 No. 410n, dated June 13, 2019 No. 396n, dated November 19, 2020 No. 1235n)", Order N 514n of August 10, 2017, available at : https://normativkonturru/document?moduleId=1&documentId= 345500 (accessed 09.03.2022).

7. Schurov, A.G., Alekseev, S.V., Popova, E.V. and Starolavnikova O.V. (2017), "Physical fitness of schoolchildren in a large metropolis", Theory and Practice of Physical Culture, No 3, pp. 60-62.

Контактная информация: shchag@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.03.2022

УДК 378.147

ДИСЦИПЛИНА «АРТ-ТЕРАПИЯ» И ЕЁ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Любовь Николаевна Эйдельман, доктор педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Аннотация

Введение. Исследование направлено на изучение возможностей дисциплины «Арт-терапия» в процессе подготовки бакалавра по адаптивной физической культуре. Методика и организация исследования. В исследовании использовался тест «Ваш творческий потенциал», педагогические наблюдения и опрос. Исследование проводилось в течение 2017-2021 гг. среди обучающихся на кафедре оздоровительной физической культуры и адаптивного спорта Института физической культуры и спорта (направление подготовки 49.03.02, n=85). Результаты исследования и их обсуждение. Результаты опроса показали, что влияние арт-педагогических методик и технологий на процесс развития творческого потенциала обучающихся многовекторно. По оценкам респондентов положительное воздействие оказывают диалогичный и творческий характер педагогического общения (90%); применение продуктивных форм учебной деятельности (87%); умение работать с разными материалами (100%); помощь педагога в фокусировании на положительном конечном результате (100%); выявление и оценка творческих способностей обучающихся (67%); наличие взаимосвязи теории и практики (100%). Полученные результаты свидетельствуют о том, что включение методик и технологий арт-терапии в практико-ориентированную деятельность положительно влияет на психоэмоциональную атмосферу в группе и повышает мотивацию к творчеству обучающихся. Практическая значимость состоит в использовании данных для эффективной реализации дисциплины «Арт-терапия» в образовательном процессе бакалавров по направлению подготовки 49.03.02. Выводы. Внедрение в образовательный процесс дисциплины «Арт-терапия» позволяет раскрыть творческие способности бакалавра по адаптивной физической культуре, освоить арт-терапевтические технологии неклинической направленности и повысить мотивацию к обучению.

Ключевые слова: арт-терапия, адаптивная физическая культура, бакалавр.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p548-551

DISCIPLINE "ART THERAPY" AND ITS ROLE IN THE PROCESS OF PREPARING A BACHELOR IN ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE

Lyubov Nikolaevna Eidelman, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg

Abstract

Introduction. The research is aimed at exploring the possibilities of the discipline "Art therapy" in the process of preparing the bachelor in adaptive physical culture. Methodology and organization research. The study used the test "Your creative potential", pedagogical observations and survey. The study was conducted during 2017-2021 among students at the department of health physical culture and adaptive sports of the Institute of physical culture and sports (the direction of preparation of 49.03.02, n = 85). Results of research and discussion. The survey results showed that the influence of art pedagogical techniques and technologies on the process of developing the creative potential of students is multi-vector. According to the respondents' estimates, the dialogical and creative character of pedagogical communication (90%) have a positive effect; application of productive forms of training activities (87%); ability to work with different materials (100%); the assistance of the teacher in focusing on the positive final result (100%); identification and evaluation of the creative abilities of students (67%); the presence of the relationship between theory and practice (100%). The results indicate that the inclusion of the techniques and technologies of art therapy in practical-oriented activities has a positive effect on the psycho-emotional atmosphere in the group and it increases the motivation to the work of students. Practical significance is in use of the data for the effective implementation of the discipline «art therapy» in the educational process of bachelors in the direction of preparation 49.03.02. Conclusions. The introduction of the discipline "Art therapy" into the educational process makes it possible to reveal the creative abilities of a bachelor in adaptive physical culture, master art-therapeutic technologies of a non-clinical orientation and increase motivation to study.

Keywords: art therapy, adaptive physical culture, bachelor.

ВВЕДЕНИЕ

Теоретическое и практическое изучение арт-терапии в образовательном процессе бакалавров по направлению подготовки 49.03.02 - важный этап профессионального становления специалиста по адаптивной физической культуре. Адаптивная физическая культура (АФК) - область культуры, включающая науку, искусство, медицину и практическую деятельность по организации и взаимодействию людей, где осуществляется межличностный обмен знаниями, ценностями, опытом творческой деятельности и индивидуальным опытом. Применение в образовательном процессе термина «арт-терапия» связано с идеей гуманистической педагогики, а именно с развитием творческого потенциала личности, её самореализацией, восстановлением целостности человека. В настоящее время арт-терапия «рассматривается как совокупность методов психологического либо психофизического воздействия с помощью изобразительной деятельности на пациентов с разной психической и соматической патологией с целью их лечения, профилактики и реабилитации» [1].

Современное поколение бакалавров по АФК хорошо оснащено фундаментальными знаниями в данной области, но при этом наблюдается практически полное отсутствие знаний о возможности арт-терапии в образовании, в системе реабилитации и адаптации человека. Как показывает практика, обучающиеся не знают специфики арт-терапевтической деятельности, задач и механизма действия арт-терапии, но при этом они проявляют интерес к арт-терапевтическим технологиям, имеющим неклиническую направленность. Однако надо отметить, что грамотное использование элементов арт-терапии на занятиях с детьми и взрослыми, имеющими инвалидность или ограниченные возможности здоровья, требует от бакалавров по АФК специальных компетенций в этой области. Всё вышеперечисленное и обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методика исследования включала в себя тест «Ваш творческий потенциал», педагогические наблюдения и опрос.

Тест «Ваш творческий потенциал» состоит из 18 утверждений, которые составляют основные качества творческого потенциала. Испытуемому необхо-

димо выбрать один из трёх предложенных вариантов ответа. При обработке результатов подсчитывается общая сумма. Общая сумма набранных баллов показывает уровень творческого потенциала испытуемого:

- 49 и более баллов - высокий уровень творческого потенциала;

- от 24 до 48 баллов - средний уровень творческого потенциала;

- 23 и менее баллов - низкий уровень творческого потенциала.

Исследование проводилось на кафедре оздоровительной физической культуры и

адаптивного спорта (ОФК и АС) Института физической культуры и спорта. Исследование осуществлялось автором статьи. В течение 2017-2021 гг. проводился опрос обучающихся кафедры ОФК и АС (направление подготовки 49.03.02, п=85).

На кафедре оздоровительной физической культуры и адаптивного спорта разработана и применяется в учебном процессе дисциплина «Арт-терапия», рассчитанная на 72 часа (разработчик - д.п.н., доцент Л.Н. Эйдельман). На лекционные и практические занятия отводится по 18 часов соответственно, на самостоятельную работу - 36. Изучение дисциплины заканчивается дифференцированным зачётом.

Начинается изучение дисциплины с истории развития арт-терапии, её роли в образовании, в системе реабилитации и адаптации человека. Обучающиеся знакомятся со спецификой арт-терапевтической деятельности, с функциями искусства в арт-терапии. В процессе освоения дисциплины раскрываются мишени арт-терапевтических воздействий при психоэмоциональных и соматических нарушениях. На этом этапе в зависимости от поставленных целей и задач, а также от психоэмоционального состояния группы обучающихся подбираются методики и техники арт-терапии, позволяющие им раскрыть понимание изучаемой темы.

Затем следуют такие разделы, как «музыкотерапия», «танцтерапия», «цветотера-пия», «сказкотерапия», «театр теней», «кинотерапия». Здесь рассматривается возможность воздействия данных видов арт-терапии на эмоциональное, психологическое и физиологическое состояние человека с инвалидностью и ОВЗ. На этом этапе активно применяются занимательные игровые упражнения и парные игровые упражнения («барашки», «карусель», «рюкзак», «козлик» и др.); образные ассоциации; импровизации (речевые, танцевальные, музыкальные); игровые ситуации, создающие «ситуации успеха»; социально-психологические тренинги, вызывающие эмоционально-положительные переживания. Использование в образовательном процессе песка, глины, красок, тканей, элементов театральных костюмов, музыкальных инструментов, посещение Русского музея, участие в организации и проведении культурно-досуговых мероприятий в реабилитационных центрах и коррекционных школах обогащает бакалавров новыми практико-ориентированными знаниями и впечатлениями.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты теста «Ваш творческий потенциал» позволяют констатировать, что на начальном этапе изучения дисциплины 9% обучающихся демонстрировали невысокий уровень творческого потенциала - 23 балла и 81% - вполне нормальный творческий потенциал - от 24 до 48 баллов. При этом обучающиеся с осторожностью высказывали свои мысли, не использовали творческий подход к решению поставленных задач, неохотно высказывали своё мнение по изучаемой теме и предлагаемым вопросам, в практической деятельности недостаточно проявляли инициативность и творческую активность.

На этапе завершения изучения дисциплины «Арт-терапия» наблюдалась положительная динамика развития творческого потенциала у обучающихся. До 49 и более баллов набрали 80 человек (94%), при этом необходимо отметить, что количество обучающихся с вполне нормальным творческим потенциалом составило 5 человек (6%).

Результаты опроса показали, что влияние арт-педагогических методик и технологий на процесс развития творческого потенциала обучающихся многовекторно. Так, в об-

разовательном процессе по оценкам респондентов положительное воздействие оказывают диалогичный и творческий характер педагогического общения (90%); применение продуктивных форм учебной деятельности (87%); умение работать с разными материалами (100%); помощь педагога в фокусировании на положительном конечном результате (100%); выявление и оценка творческих способностей обучающихся (67%); наличие взаимосвязи теории и практики (100%). Результаты педагогических наблюдений показывают, что включение методик и технологий арт-терапии в практико-ориентированную деятельность повлияло на позитивную психоэмоциональную атмосферу в группе и позволило повысить мотивацию к творчеству обучающихся.

ВЫВОДЫ

Таким образом, в современном образовательном процессе бакалавр по направлению подготовки 49.03.02 способен овладеть профессиональными компетенциями, решать задачи личностно-ориентированного и развивающего образования, позволяющими в дальнейшем эффективно осуществлять свою деятельность. Используя методы и технологии арт-терапии, можно повысить мотивацию обучающихся, раскрыть их творческие способности. Всё это подтверждает важность роли дисциплины «Арт-терапия» в подготовке бакалавра по адаптивной физической культуре.

ЛИТЕРАТУРА

1. Копытин, А.И. Современная клиническая арт-терапия : учебное пособие / А.И. Копы-тин. - Москва : Когито-центр, 2015. - 526 с.

REFERENCES

1. Kopytin, A.I. (2015), Modern clinical art therapy: tutorial, publishing house Kogito-сenter, Moscow.

Контактная информация: info@Natali-fitnes.spb.ru

Статья поступила в редакцию 10.03.2022

УДК 37.09

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДИНАМИКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ЗАЩИТЫ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

Салман Байсултанович Элипханов, доктор педагогических наук, профессор, Мадина Алхазуровна Алиева, старший преподаватель, Майрбек Тимурович Кайсаров, студент, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный; Шер Хакимович Ханкельдиев, доктор педагогических наук, профессор, Ферганский государственный

университет, г. Фергана

Аннотация

В научно-практической статье рассмотрена проблема определения динамики качества знаний студентов факультета физической культуры. Учеными издан большой объем методических пособий по планированию, организации и проведению защиты выпускных квалификационных работ, но не до конца изученной остается проблема использования средств и методов для улучшения качества знаний на последних этапах учебы. Цель исследования: выявление оптимальных педагогических условий и методики организации, защиты выпускной квалификационной работы. Перед исследователями стояли задачи обоснования актуальности и анализ данных государственной итоговой аттестации. На подготовку и проведение процедуры защиты выпускных квалификационных работ накладывает отпечаток специфика организации учебного процесса на факультете физической культуры: практико-ориентированность, тренировочный процесс, учебные сборы, поездки и соревнования, что в свою очередь актуализирует данную проблему. Было проведено лонгитюдное исследование с использованием данных результатов защиты курсовых работ за три года путем ана-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.