Научная статья на тему 'Интерактивные технологии в преподавании адаптивной физической культуры'

Интерактивные технологии в преподавании адаптивной физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / СТУДЕНТЫ ЛФК / СТУДЕНТЫ С ПРОБЛЕМАМИ СЛУХА И ЗРЕНИЯ / НЕТРАДИЦИОННЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / INTERACTIVE LEARNING TECHNOLOGIES / EXERCISE THERAPY STUDENTS / STUDENTS WITH HEARING AND VISION PROBLEMS / NON-TRADITIONAL RECREATIONAL METHODS OF PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долматов Алексей Валентинович, Долматова Тамара Ивановна

В работе изучена возможность повышения мотивации и формирования знаний у студентов, обучающихся по направлению подготовки ЛФК и адаптивный спорт (спорт глухих, слепых) при изучении предмета «Нетрадиционные методики оздоровительной физической культуры». Интерактивные технологии обучения, такие как: «деловая игра», «групповая дискуссия», способствуют повышению профессионального интереса студентов к изучению дисциплины, формируют коммуникативные навыки и умение работать в команде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долматов Алексей Валентинович, Долматова Тамара Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactive technologies in teaching adaptive physical culture

The article explores the possibility of increasing the motivation and knowledge formation among the students enrolled in the preparation direction of physical therapy and adaptive sports (sports for the deaf, blind) at studying of the subject "Non-traditional methods of recreational physical culture." Interactive learning technologies, such as: “business game”, “group discussion”, contribute to the increase of the students' professional interest in studying the discipline, and form the communication skills and ability to work in the team.

Текст научной работы на тему «Интерактивные технологии в преподавании адаптивной физической культуры»

3. Новые методические и организационные решения позволили повысить интерес к занятиям физической культуры, что выразилось в повышении массовости занимающихся. Динамика сохранности контингента обучающихся студентов в течение года, которая в среднем увеличилась на 13,2% (с 57,5 до 70,7%).

ЛИТЕРАТУРА

1. Бокс : примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва по боксу / А.О. Акопян, Е.В. Калмыков, Г.В. Кургузов, В.А. Панков, А.В. Родионов, А.С. Черкасов. - М. : Советский спорт, 2007. - 71 с.

2. Демидов, А.Г. К вопросу обучения студентов боксу в вузе / А.Г. Демидов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 87-90.

3. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. - М. : ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.

REFERENCES

1. Akopyan, A.O., Kalmykov, E. V., Kurguzov, G. V., Pankov, V.A., Rodionov, A.V. and Cher-kasov, A.S. (2007), Boxing: the approximate program of sports preparation for children's and youth sports schools, specialized schools of the Olympic reserve for children and young people, Soviet Sport, Moscow.

2. Demidov, A.G. (2018), "To the question of boxing training of students of higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 155, No. 1, pp. 87-90.

3. Lyah, V I. (2006), Coordinating abilities: diagnostics and development, ТВТ Battalion, Moscow.

Контактная информация: demidovag@istu.edu

Статья поступила в редакцию 08.07.2019

УДК 796.077.5

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Алексей Валентинович Долматов, преподаватель, Тамара Ивановна Долматова, кандидат медицинских наук, профессор, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка

Аннотация

В работе изучена возможность повышения мотивации и формирования знаний у студентов, обучающихся по направлению подготовки ЛФК и адаптивный спорт (спорт глухих, слепых) при изучении предмета «Нетрадиционные методики оздоровительной физической культуры». Интерактивные технологии обучения, такие как: «деловая игра», «групповая дискуссия», способствуют повышению профессионального интереса студентов к изучению дисциплины, формируют коммуникативные навыки и умение работать в команде.

Ключевые слова: интерактивные технологии обучения, студенты ЛФК, студенты с проблемами слуха и зрения, нетрадиционные оздоровительные методы физической культуры.

INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING ADAPTIVE PHYSICAL

CULTURE

Aleksey Valentinovich Dolmatov, the teacher, Tamara Ivanovna Dolmatova, the candidate of medical sciences, professor, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka

Annotation

The article explores the possibility of increasing the motivation and knowledge formation among the students enrolled in the preparation direction of physical therapy and adaptive sports (sports for the deaf, blind) at studying of the subject "Non-traditional methods of recreational physical culture." Interactive learning technologies, such as: "business game", "group discussion", contribute to the increase of the students' professional interest in studying the discipline, and form the communication skills and ability to work in the

team.

Keywords: interactive learning technologies, exercise therapy students, students with hearing and vision problems, non-traditional recreational methods of physical culture.

ВВЕДЕНИЕ

Модернизация высшего образования и переход на новые федеральные образовательные стандарты требуют более качественной подготовки выпускников. Подготовка высококвалифицированных специалистов должна отвечать строгим требованиям: высокий уровень профессиональной компетентности, развитые коммуникативные навыки, умение прогнозировать результаты собственной деятельности.

Эффективное обучение возможно при компетентности, практико-ориентированном подходе, активном и интерактивном методах обучения. В настоящее время акцент в обучении студентов делается на роли самостоятельной работы, организации практики, физической подготовки выпускников, фонда инструментов оценки, инклюзивного образования, качественной подготовки педагогических кадров, а также на методах активного и интерактивного обучения. Активные и интерактивные методы позволяют обмениваться информацией, получать обратную связь, совместно решать возникающие проблемы, моделировать образовательные ситуации, оценивать собственное поведение и действия других участников, погружаться в реальную атмосферу делового сотрудничества при решении проблемных вопросов. Существуют различные методы взаимодействия между учителем и учениками: методы совместного обучения, групповые дискуссии, дебаты, деловые игры, анализ ситуационных ситуаций, метод проекта, компьютерное моделирование и другие. Благодаря интерактивным методам студенты формируют профессиональные компетенции, развивают аналитическое мышление, мобилизуют познавательные способности, при этом пробуждается интерес к новым знаниям, раскрывается творческий потенциал личности [3 ].

Цель исследования: изучить влияние интерактивных технологий на формирование знаний и умений студентов, обучающихся по направлению подготовки лечебная физическая культура и адаптивный спорт (спорт глухих и слепых).

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В данной статье обсуждается опыт использования интерактивных методов студентами, обучающимися в МГАФК на кафедре АФК и спортивной медицины. Студенты АФК, изучающие предмет «Нетрадиционные методы оздоровительной физической культуры» были разделены на две группы, по 10 человек в каждой. Экспериментальная группа изучала данный предмет с применением интерактивных технологий, контрольная группа -предмет преподавался традиционно. Для лучшего понимания дисциплины нами издано учебное пособие «Нетрадиционные методики оздоровительной физической культуры».

В данном эксперименте мы применили метод «бизнес-игра» - это своего рода игра, в которой происходит понимание и освоение профессиональных задач, связанных с реальностью. Целью деловой игры является формирование профессиональных мотивов и интересов, симуляция отдельных аспектов будущей профессиональной деятельности, обучение студентов коллективному умственному труду [1, 5].

Была создана экспертная группа, состоящая из трех человек (преподаватель и два студента), которые оценивали представителей команд. Предлагалось решить вопрос профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата (ОДА) и доказать правильность решения, применяя оздоровительные методики (из изученных нетрадиционных оздоровительных методик физической культуры) для начинающих спортсменов, тренирующих преимущественно качество выносливости. Студенты до «игры» получили вопросы и имели достаточно времени для подготовки. Во время игры представители команд разбирают основные положения профилактики ОДА, влияния неадекватных функциональному состоянию физических нагрузок, отвечают на вопросы убедительно и аргументировано, обосновывая свои ответы. В этой «игре», как отметила экспертная группа, преимущество было на

стороне экспериментальной группы. Студенты этой группы были более уверенны в ответах и приводили примеры из практики, что позволило им аргументировать свои ответы и доказательства. Результаты «игры» оценивались по десяти бальной системе экспертной группой: контрольная группа - 7,1балла, экспериментальная группа - 9,6 балла.

Вторая часть эксперимента включала применение интерактивных технологий при изучении этого же предмета, студентами по направлению подготовки «Адаптивный спорт» (спорт глухих и слепых). Студенты были разделены по нозологии на две самостоятельные группы. Для глухих и слепых студентов были созданы в общедоступном «облачном» сервисе на базе рунета Yandex диск и Google диск материал, снабженный гиперссылками на термины, и изложенный в виде видео или аудио формате. Студентам предлагалось изучить предлагаемый учебный материал в качестве внеаудиторной самостоятельной работы. Была создана возможность к просмотру на системах Microsoft и Android, что значительно упрощало его изучение в любое удобное для студентов время.

Во время аудиторных занятий, после предварительного изучения студентами теоретического материала, проводились аудио-лекции для одной группы студентов, а для другой - лекции-презентации, целью которых был обмен информацией по заданной теме между студентами и обсуждение с преподавателем возникших вопросов [2].

Овладение навыком практического применения методик начиналось с показа видео уроков или озвучивание с подробным объяснением действий преподавателем.

Нами предлагалась следующая последовательность формирования умения:

• самостоятельная работа - знакомство с методикой и показ мультимедийного материала, демонстрация методики. Этим мы достигали эмоционального эффекта-знакомства с новым, повышали мотивацию к изучению объекта. Рекомендовали три последовательных просмотра или прослушивания со вниманием к деталям;

• контактная работа - лекционный материал и практическое выполнение заданий вместе с преподавателем, с разбивкой на элементы, с паузами и пояснениями. Цель - добиться понимания процесса.

Далее студенты самостоятельно в своем темпе, выполняли действие, сопровождая рассказом, что приводило к общей осознанности действий и вниманию к деталям. Мы настоятельно рекомендовали студентам, по возможности, заниматься самоподготовкой, применяя полученные навыки на занятиях при общении с товарищами и обмениваться полученным опытом на семинарских занятиях. В итоге мы провели в каждой группе отдельно «групповую дискуссию» на тему «Восточные методы оздоровительной физической культуры». Групповая дискуссия является совместным обсуждением какого-либо спорного вопроса или проблемы для того, чтобы уточнить взгляды и позиции, а также изменить мышление участников, отметить противоположные точки зрения, уменьшить сопротивление восприятия новой информации и снизить эгоцентризм [3, 4]. Необходимо отметить, интерес и реакцию на изучение предмета с использованием интерактивного метода. Студенты с интересом предоставляли обратную связь, говоря, что интерактивные методы «помогают реализовать себя во время занятий», «предоставляют возможность выразить свою точку зрения», «услышать других участников», «развивать навыки общения» и т.д.

ВЫВОДЫ

1. Данное исследование показало критическую роль интерактивного обучения, способность содействовать вовлечению студентов в процесс обучения, а также возможность расширить перспективы обучения.

2. В ходе работы выявлено повышение мотивации и интереса студентов к изучаемой дисциплине, формирование коммуникативных навыков и умения работать в команде.

3. В результате работы отмечено повышение профессиональных знаний к будущей профессии как студентов ЛФК, так и студентов, обучающихся по направлению «Адаптивный спорт».

ЛИТЕРАТУРА

1. Колесникова, Е.И., Психолого-педагогическое сопровождение формирования компетентности студента с помощью интерактивных методов обучения / Е.И. Колесникова // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 11 (часть 5). - С. 1135-1139.

2. Кутбиддинова, Р. А. Активизация учебной деятельности студентов интерактивными методами / Р.А. Кутбиддинова // Вестник университета. - 2015. - № 3. - С. 210-214.

3. Матяш, Н.В. Методы активного социально-психологического тренинга / Н.В. Матяш, Т.А. Павлова. - М. : Академия, 2013. - 96 с.

4. Панфилова, А.П. Инновационные образовательные технологии: активное обучение : учебное пособие / А.П. Панфилова - М. : Академия, 2009. - 192 с.

5. Kutbiddinova, R. The Use of Interactive Methods in the Educational Process of the Higher Education Institution / R. Kutbiddinova, M. Eromasova, A. Romanova // International Journal of Environmental and Science and Education. - 2016. - Vol. 11. - № 14. - P. 6557-6572.

REFERENCES

1. Kolesnikova, E.I. (2012), "Psychological and pedagogical support of the formation of student competence with the help of interactive teaching methods", Basic research, No. 11, part 5, pp. 1135-1139.

2. Kutbiddinova, R.A. (2015), "Activation of students' learning activities with interactive methods", University Bulletin, No. 3, pp. 210-214.

3. Matyas, N.V. and Pavlova, T.A. (2016), Methods of active social and psychological training, Academy, Moscow.

4. Panfilova, A.P. (2009), Innovative educational technologies: active learning, textbook, Academy, Moscow.

5. Kutbiddinova, R., Eromasova, M. and Romanova, A. (2016), "Use of Interactive Methods in the Educational Process of the Higher Education Institution", International Journal of Environmental and Science and Education, Vol. 11, No. 14, pp. 6557-6572.

Контактная информация: tomdoctor@ mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.07.2019

УДК 796.012.11

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ГРАВИТРОНА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Астраханский государственный медицинский университет

Аннотация

Анализ уровня физической подготовленности у студентов Астраханского государственного медицинского университета показал, что выполнение силового контрольного норматива «Подтягивание на высокой перекладине» вызывает затруднение у более 50% студентов юношей основной и подготовительной медицинских групп. Недостаточный уровень силовой подготовленности, а также отсутствие у большинства обучающихся техники выполнения упражнения дают основание для соответствующего подбора технических и педагогических средств, способствующих персонифицировано развивать силовые качества в рамках занятий по физической культуре в университете.

Ключевые слова: гравитрон, силовые качества, студенты университета.

EXPERIENCE OF APPLICATION OF GRAVITRON FOR DEVELOPMENT OF POWER QUALITIES AT STUDENTS OF THE MEDICAL UNIVERSITY

Alexander Viktorovich Dorontsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chairman, Astrakhan State Medical University

Annotation

The analysis of the level of physical fitness at students of the Astrakhan state medical university showed that implementation of the power control standard "Pulling up on a high crossbeam" causes

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.