Научная статья на тему 'Опыт применения гравитрона для развития силовых качеств у студентов медицинского университета'

Опыт применения гравитрона для развития силовых качеств у студентов медицинского университета Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
91
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАВИТРОН / СИЛОВЫЕ КАЧЕСТВА / СТУДЕНТЫ УНИВЕРСИТЕТА / GRAVITRON / POWER QUALITIES / STUDENTS OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Доронцев Александр Викторович

Анализ уровня физической подготовленности у студентов Астраханского государственного медицинского университета показал, что выполнение силового контрольного норматива «Подтягивание на высокой перекладине» вызывает затруднение у более 50% студентов юношей основной и подготовительной медицинских групп. Недостаточный уровень силовой подготовленности, а также отсутствие у большинства обучающихся техники выполнения упражнения дают основание для соответствующего подбора технических и педагогических средств, способствующих персонифицировано развивать силовые качества в рамках занятий по физической культуре в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Доронцев Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of application of gravitron for development of power qualities at students of the medical university

The analysis of the level of physical fitness at students of the Astrakhan state medical university showed that implementation of the power control standard "Pulling up on a high crossbeam" causes difficulty at more than 50% of the students of young men of the main and preparatory medical groups. Insufficient level of power readiness and also absence at most of students of the technique of performance of exercise give the grounds for the corresponding selection of the technical and pedagogical means, promoting in a personified way the possibility to develop the power qualities within the classes in physical culture at the university.

Текст научной работы на тему «Опыт применения гравитрона для развития силовых качеств у студентов медицинского университета»

ЛИТЕРАТУРА

1. Колесникова, Е.И., Психолого-педагогическое сопровождение формирования компетентности студента с помощью интерактивных методов обучения / Е.И. Колесникова // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 11 (часть 5). - С. 1135-1139.

2. Кутбиддинова, Р. А. Активизация учебной деятельности студентов интерактивными методами / Р.А. Кутбиддинова // Вестник университета. - 2015. - № 3. - С. 210-214.

3. Матяш, Н.В. Методы активного социально-психологического тренинга / Н.В. Матяш, Т.А. Павлова. - М. : Академия, 2013. - 96 с.

4. Панфилова, А.П. Инновационные образовательные технологии: активное обучение : учебное пособие / А.П. Панфилова - М. : Академия, 2009. - 192 с.

5. Kutbiddinova, R. The Use of Interactive Methods in the Educational Process of the Higher Education Institution / R. Kutbiddinova, M. Eromasova, A. Romanova // International Journal of Environmental and Science and Education. - 2016. - Vol. 11. - № 14. - P. 6557-6572.

REFERENCES

1. Kolesnikova, E.I. (2012), "Psychological and pedagogical support of the formation of student competence with the help of interactive teaching methods", Basic research, No. 11, part 5, pp. 1135-1139.

2. Kutbiddinova, R.A. (2015), "Activation of students' learning activities with interactive methods", University Bulletin, No. 3, pp. 210-214.

3. Matyas, N.V. and Pavlova, T.A. (2016), Methods of active social and psychological training, Academy, Moscow.

4. Panfilova, A.P. (2009), Innovative educational technologies: active learning, textbook, Academy, Moscow.

5. Kutbiddinova, R., Eromasova, M. and Romanova, A. (2016), "Use of Interactive Methods in the Educational Process of the Higher Education Institution", International Journal of Environmental and Science and Education, Vol. 11, No. 14, pp. 6557-6572.

Контактная информация: tomdoctor@ mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.07.2019

УДК 796.012.11

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ГРАВИТРОНА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Астраханский государственный медицинский университет

Аннотация

Анализ уровня физической подготовленности у студентов Астраханского государственного медицинского университета показал, что выполнение силового контрольного норматива «Подтягивание на высокой перекладине» вызывает затруднение у более 50% студентов юношей основной и подготовительной медицинских групп. Недостаточный уровень силовой подготовленности, а также отсутствие у большинства обучающихся техники выполнения упражнения дают основание для соответствующего подбора технических и педагогических средств, способствующих персонифицировано развивать силовые качества в рамках занятий по физической культуре в университете.

Ключевые слова: гравитрон, силовые качества, студенты университета.

EXPERIENCE OF APPLICATION OF GRAVITRON FOR DEVELOPMENT OF POWER QUALITIES AT STUDENTS OF THE MEDICAL UNIVERSITY

Alexander Viktorovich Dorontsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chairman, Astrakhan State Medical University

Annotation

The analysis of the level of physical fitness at students of the Astrakhan state medical university showed that implementation of the power control standard "Pulling up on a high crossbeam" causes

difficulty at more than 50% of the students of young men of the main and preparatory medical groups. Insufficient level of power readiness and also absence at most of students of the technique of performance of exercise give the grounds for the corresponding selection of the technical and pedagogical means, promoting in a personified way the possibility to develop the power qualities within the classes in physical culture at the university.

Keywords: gravitron, power qualities, students of the university.

Исследователи [1, 5, 8], отмечают снижение уровня физической подготовленности студентов высших учебных заведений не спортивного профиля. Изначально недостаточный уровень физической подготовленности у студентов первых курсов вызывает затруднения в выполнении контрольных нормативов, определенных требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по физической культуре [2,11]. Реализация программы по физической культуре в высших учебных заведениях во многом определяется эффективностью методологических составляющих образовательного процесса [3]. Среди основных инновационных технологий развития физических качеств специалисты [7, 9, 10] выделяют применение современного спортивного оборудования, позволяющего осуществлять не только адекватную физическую нагрузку, но и контролировать параметры кардиореспираторной системы. Практическое применение спортивных тренажеров на занятиях физической культурой в вузах успешно решает задачи спортивного и оздоровительного направлений [4,12]. Повышение уровня технического оснащения спортивной инфраструктуры позволяет внедрять в практику экспериментально апробированные методы совершенствования физических качеств [6]. В этой связи нами было проведено исследование применения спортивного тренажера «Гравитрон» (Россия) для развития силовых качеств у студентов медицинского университета.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследования проводились среди студентов Астраханского ГМУ 1-х курсов лечебного и педиатрического факультетов в количестве 57 человек отнесённых по результатам медицинского осмотра к основной и подготовительной медицинской группам. В ходе работы были анализированы результаты контрольных нормативов и показатели функциональных проб. В процессе случайной выборки были сформированы две группы студентов; первая группа сравнения 28 человек (n = 28), у которых в программу силовой подготовки входили занятий на силовом тренажере «Гравитрон» и контрольная группа 29 человек (n2 = 29) в которой занятия на тренажере «Гравитрон» не были предусмотрены. Статистическая обработка проведена с использованием стандартных методов вариационной статистики (Statistica 10,0). Достоверность различий оценивали по критерию t Стьюдента. Различия считались достоверными при р<0,05. Корреляционный анализ выполнен с использованием коэффициента корреляции Пирсона.

Критерии, включенные в исследование: результаты медицинского осмотра; уровень силовой подготовленности определялся выполнением упражнения подтягивание на высокой перекладине; результаты функциональных проб; добровольное согласие на участие в исследовании. В исследовании не учитывались результаты студентов, имеющих квалификацию II спортивный разряд и выше.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проводимое в последние годы наблюдения показали, что уровень физической подготовленности студентов первокурсников имеет выраженную тенденцию к снижению показателей развития основных физических качеств. Снижение результатов в тесте на подтягивании на высокой перекладине, среди студентов Астраханского ГМУ основной и подготовительной медицинской групп (юноши), снизился с 8,97±0,85 повторений в 2008 году до 6,39±1,12 повторений в 2018 году. Низкий уровень владения техникой подтягивания на высокой перекладине у студентов первокурсников, по нашему мнению, является

одним из определяющих факторов наличия недостаточной методологической базы силовой подготовки в системе среднего школьного образования по предмету «Физическая культура». В ходе исследования в группе сравнения (п = 28) использовался спортивный тренажер «Гравитрон» (Россия) с тремя положениями захвата; горизонтальный на уровне плеч, изогнутый широкий и узкий параллельный. Начальные средние показатели в тесте на подтягивание в обеих группах не имел существенных различий и составил в группе (п = 28) - 6,17±1,40, в группе (п2 = 29) 6,29±1,25 повторений. Для группы сравнения был предложен комплекс упражнений на «Гравитроне» из 4 упражнений;

- подтягивание на горизонтальном грифе обратным хватом - 2*6 - 8 повторений; 1^15 повторений;

- подтягивание с параллельным хватом - 2*4 - 6 повторений, 1*15 повторений;

- подтягивание на изогнутом грифе за голову 2*8 - 10 повторений, 1*15 повторений;

- подтягивание на изогнутом грифе к подбородку 3*4 - 6 повторений, 1*15.

Перерыв между подходами регламентировался восстановлением частоты сердечных

сокращений (ЧСС) до компенсаторных показателей < 130 уд/мин.

Вес противовеса подбирался индивидуально с учетом возможности выполнения упражнения в заданном диапазоне повторений. При достижении заданного количества повторений вес противовеса соответственно уменьшался с шагом 5 кг. В рамках самостоятельных занятий физической культурой в режиме дня студентам группы сравнения и контрольной группы было рекомендовано выполнять упражнение на высокой перекладине 3*тах., не менее 2 раз в неделю. При занятиях на гравитроне, особое внимание было уде -лено освоению техники выполнения упражнения - не допускалось: смещение таза вперед; чрезмерный прогиб позвоночника в финальной части выполнение упражнения; выполнение упражнения рывками; неравномерная работа рук; отсутствие фиксации у грифа перекладины (ручек).

Контролировался угол сгибания и разгибания рук, осваивалось умение включать в работу широчайшие и подлопаточные мышцы спины.

При изучении динамики роста результатов установлены их колебания в течении учебного года, значимое улучшение силовых показателей в выполнении подтягивания на высокой перекладине в группе сравнения наблюдалось в начале второго семестра (через 5 месяцев) и составляло 8,15±1,21; р <0,05; г = 0,477. Максимальные показатели в подтягивании на высокой перекладине были установлены на 8 месяце занятий и составили 8, 73±1,10; р <0,05; г = 0,437. На завершающем этапе исследования, в конце второго семестра наблюдалась динамическая стабилизация результатов, что свидетельствует о достижении соответствующего плато силовых показателей, для преодоления которого потребуется соответствующая корректировка структуры комплекса силовых упражнений. В контрольной группе (п2 = 29) значимых изменений в росте результативности подтягивания на высокой перекладине за время исследования не наблюдалось.

ВЫВОДЫ

Таким образом, полученные в ходе работы результаты подтверждают эффективность применения силового тренажера «Гравитрон» в программе занятий физической культурой в медицинском вузе. Широкая возможность индивидуального подбора адекватной силовой нагрузки в заданном диапазоне повторений позволила не только значимо увеличить силовые показатели студентов, но и минимизировать риски травм мышечно-связоч-ного аппарата, акцентированно повысить технику выполнения упражнения. В этой связи можно утверждать, что апробированный нами комплекс упражнений на тренажере «Гра-витрон» оказывает существенное влияние на развитие силовых показателей, а низкий уровень травмоопасных рисков, указывает на адекватность предлагаемой модели развития силовых способностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бака, Р. Физическая подготовленность как отражение сформированности физической культуры студентов / Р. Бака // Физическое воспитание студентов. - 2010. - № 2. - С. 14-17.

2. Горелов, А. А. К проблеме систематизации новых физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном пространстве современного вуза / А.А. Горелов, В. Л. Кондаков, В.П. Су-щенко // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 2. - С. 45-50.

3. Кошелева, М.В. Кроссфит как перспектива повышения уровня физической подготовки студентов для успешной сдачи комплекса «Готов к труду и обороне» / М.В. Кошелева // Запад - Россия - Восток: политическое, экономическое и культурное взаимодействие : материалы XI-ой международной научно-практической конференции. - Тольятти, 2017. - С. 122-127.

4. Кондрашова, М.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов медицинского вуза / М.И. Кондрашова, Е.Ю. Богданова // Наука и мир. - 2016.- Т. 3. - № 2 (30) - С. 7071.

5. Методика тренировки студентов с низким уровнем физической подготовленности / Ю.Я. Лобанов, В.Н. Коваленко, О.В. Миронова, О.Н. Устинова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (156). - С. 126-130.

6. Моисеенко, С. А. Совершенствование процесса физического воспитания студентов медицинских вузов на основе дополнительных занятий профессионально-прикладной направленности : дис. ... канд. пед. наук / Моисеенко С.А. - Хабаровск, 2006. - 167 с.

7. Muscular adaptations in response to three different resistance training regimens: Specificity of repetition maximum training zones / G. Campos, T. Luecke, H. Wendeln [et al.] // Eur J Appl Physiol. -2002. - V. 88. - P. 50-60.

8. Петина, Э.Ш. Физкультурно-спортивные интересы и двигательная устремленность студентов медицинского вуза / Э.Ш. Петина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2015. - № 2 (120). - С. 115-118.

9. Светличкина, А.А. Планирование интенсивности физических нагрузок на основании исследований электрокардиографии у высококвалифицированных спортсменов и студентов Астраханского ГМУ / А.А. Светличкина, О.А. Козлятников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 214-217.

10. Schoenfeld, B. Effects of resistance training frequency on measures of muscle hypertrophy: a systematic review and meta-analysis / B. Schoenfeld, D. Ogborn, J. Krieger // Sports Med. - 2016. - V. 46 (11). - P. 1689-1697.

11. Чичкова, М.А. Особенности ремоделирования сердечно-сосудистой системы у людей с ограниченными слуховыми возможностями в ответ на физические нагрузки (обзор литературы) / М.А. Чичкова, А.А. Светличкина // Здоровье и образование в XXI веке. - 2017. - Т. 19. - № 6. - С. 38-41.

12. Чичкова, М.А. Оценка влияния занятий адаптивными видами спорта на резервные показатели сердечно сосудистой системы у пациентов с нейросенсорной тугоухостью I - II степени / М.А. Чичкова, А.А. Светличкина, А.В. Доронцев // Человек. Спорт. Медицина. - 2018. - Т. 18. - № 4. - С. 117-122.

REFERENCES

1. Baka, R. (2010), "The physical condition as a representation of the students' physical culture formation", Student physical education, No. 2, pp. 14-17.

2. Gorelov, A.A., Kondakov, V.L. and Sushchenko, V.P. (2014), "The problem of new physical culture technology systematization in the educational space of the modern university", Sports science journal, No. 2, pp. 45-50.

3. Kosheleva, M.V. (2017), "Crossfit as a prospect of increasing the level of physical training of students for the successful delivery of the complex "Ready for labor and defense"", West - Russia - East: political, economic and cultural interaction: materials of the XI international scientific and practical conference, Togliatti, pp. 122-127.

4. Kondrashov, M.I. and Bogdanova E.Yu. (2016), "Professionally-applied physical preparation of students of medical University", Science and world, Vol. 3, No. 2 (30), pp. 70-71.

5. Lobanov, Yu.Ya., Kovalenko, V.N., Mironova, O.V. and Ustinova, O.N. (2018), "Character of management of physical quality depending on the typological features of the constitution of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 156, No. 2, pp. 126-130.

6. Moiseenko, S.A. (2006), Improvement of the process ofphysical education of medical students on the basis of additional classes of professional and applied orientation, dissertation, Khabarovsk.

7. Campos, G.E., Luecke, T.J., Wendeln, H.K., Toma, K., Hagerman, F.C., Murray, T.F., Ragg, K.E., Ratamess, N.A., Kraemer, W.J., and Staron R.S. (2002), "Muscular adaptations in response to three different resistance training regimens: Specificity of repetition maximum training zones", Eur J Appl Physiol, Vol. 88, pp. 50-60.

8. Petina, E.Sh. (2015), "Physical and sports interests and motor aspiration of medical students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 120, No. 2, pp. 115-118.

9. Svetlichkina, A.A. and Kozlyatnikov, O.A. (2016), "Planning of intensity of physical activities on the basis of electrocardiography researches at highly skilled athletes and students of the Astrakhan GMU", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 214-217.

10. Schoenfeld, B.J., Ogborn, D. and Krieger, J.W. (2016), "Effects of resistance training frequency on measures of muscle hypertrophy: a systematic review and meta-analysis", Sports Med, Vol. 46, No.11, pp. 1689-1697.

11. Chichkova, M.A. and Svetlichkina, A.A (2017), "Features of remodeling it is warm - vascular system at people with limited acoustical opportunities in response to physical activities (the review of literature)", Health and education in the 21st century, Vol. 19, No. 6, pp. 38-41.

12. Chichkova, M.A., Svetlichkina, A.A., and Dorontsev, A.V. (2018), "Assessment of the impact of occupations adaptive sports on reserve indicators of warmly vascular system at patients with neurotouch relative deafness of the I-II degree", Human. Sport. Medicine, Vol. 18, No. 4, pp. 117-122.

Контактная информация: aleksandr.doroncev@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 20.07.2019

УДК 796.011

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ВОРОНЕЖСКОГО ИНСТИТУТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ

НАКАЗАНИЙ

Максим Анатольевич Ефремов, кандидат технических наук, старший преподаватель, Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний; Яна Вадимовна Сираковская, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Владимировна Ильичёва, кандидат биологических наук, доцент, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка; Анатолий Карпович Ефремов, доцент, Алла

Витальевна Ежова, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры

Аннотация

Статья посвящена вопросу поиска новых путей использования резервных возможностей организма сотрудников уголовно-исполнительной системы России. Рассматривается проблема совершенствование содержания и организации специальной физической подготовки курсантов высших учебных заведений Федеральной службы исполнения наказаний России, на основе экспериментальной программы специальной физической подготовки. Выявлена и обоснована целесообразность применения направленного педагогического воздействия при использовании средств рукопашного боя для адаптации курсантов к физическим нагрузкам, а также повышение специальной работоспособности и функциональной подготовленности спортсменов.

Ключевые слова: адаптация, функциональные резервы, подготовленность, упражнения, тактические ситуации, реакции, противник, функциональное состояние.

SPECIAL PHYSICAL TRAINING OF CADETS AT VORONEZH INSTITUTE OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

Maxim Anatolyevich Efremov, the candidate of technical sciences, senior teacher, Voronezh Institute of the Federal Penitentiary Service; 1апа Vadimovna Sirakovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Vladimirovna Ilicheva, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Moscow State Academy Physical Education, Malakhovka; Anatoly

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.