Научная статья на тему 'Оздоровительные методики в АФК и проблемы преподавания'

Оздоровительные методики в АФК и проблемы преподавания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / INTERACTIVE FORM OF TEACHING / PROBLEMS / AFC STUDENTS / NON-TRADITIONAL METHODS OF IMPROVING PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долматов Алексей Валентинович, Осадченко Ирина Владимировна, Долматова Тамара Ивановна

Статья посвящена применению и оценке эффективности преподавания «Нетрадиционных оздоровительных методов физической культуры» студентам АФК специализации ЛФК. Преподавание предмета в традиционной форме учебного процесса имеет свои трудности, а именно: «материально-техническое обеспечение», «методика преподавания», «мотивация студентов». Авторами показано преимущество интерактивного метода в преподавании предмета «по выбору». Отличием курсов по выбору от обязательных дисциплин является более углублённое и расширенное изучение учебного материала, что приближает студентов к получению знаний профессионального уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долматов Алексей Валентинович, Осадченко Ирина Владимировна, Долматова Тамара Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Healthy methods at AFK and problems of teaching

The article is devoted to the application and assessment of the effectiveness of teaching "Alternative Health-Improving Methods of Physical Culture" to students of the adapted physical culture (AFK) specializing in exercise therapy. Teaching the subject in the traditional form of the educational process has its difficulties, namely: "material and technical support", "teaching methodology", "student motivation". The authors show the advantage of the interactive method in teaching the subject "optional". The difference between elective courses and compulsory disciplines is more in-depth and expanded study of the educational material, which brings the students closer to obtaining the professional-level knowledge.

Текст научной работы на тему «Оздоровительные методики в АФК и проблемы преподавания»

ЛИТЕРАТУРА

1. Моськин, С.А. Роль физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России в системе профессиональной служебной и физической подготовки / С.А. Моськин // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов. - 2016. -№ 1 - С. 90.

2. Кузнецов, С.В. Общая физическая подготовка как составляющая профессионально-прикладной физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России / С.В. Кузнецов, А.Н. Волков // Подготовка кадров для силовых структур : современные направления и образовательные технологии. - 2017. - № 1 - С. 87-88.

3. Басистов, В.Г. Психологическая подготовка курсантов 1 курса к занятиям по физической подготовке / В.Г. Басистов, К.О. Шайдуллина // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2018. - № 16-2. - С. 87.

REFERENCES

1. Moskin, S.A. (2016), "The role of physical training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the system of professional service and physical training ", Actual problems ofphysical culture and sports of cadets, students and students, No. 1, pp. 90.

2. Kuznetsov, S.V. and Volkov, A.N. (2017), "General physical training as a component of professionally-applied physical training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Training for power structures: modern trends and educational technologies, No. 1, pp. 87-88.

3. Basistov, V.G., Shaydullina, K.O. (2018), "Psychological preparation of 1st year cadets for physical training classes", Actual problems of the fight against crimes and other offense, No. 16-2, p. 87.

Контактная информация: dolgin2020@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.12.2019

УДК 796.077.5

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ В АФК И ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

Алексей Валентинович Долматов, преподаватель, Ирина Владимировна Осадченко,

кандидат биологических наук, доцент, Тамара Ивановна Долматова, кандидат медицинских наук, профессор, Московская государственная академия физической

культуры, Малаховка

Аннотация

Статья посвящена применению и оценке эффективности преподавания «Нетрадиционных оздоровительных методов физической культуры» студентам АФК специализации ЛФК. Преподавание предмета в традиционной форме учебного процесса имеет свои трудности, а именно: «материально-техническое обеспечение», «методика преподавания», «мотивация студентов». Авторами показано преимущество интерактивного метода в преподавании предмета «по выбору». Отличием курсов по выбору от обязательных дисциплин является более углублённое и расширенное изучение учебного материала, что приближает студентов к получению знаний профессионального уровня.

Ключевые слова: интерактивная форма обучения, проблемы, студенты АФК, нетрадиционные методы совершенствования физического воспитания.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.107-111

HEALTHY METHODS AT AFK AND PROBLEMS OF TEACHING

Aleksey Valentinovich Dolmatov, the teacher, Irina Vladimirovna Osadchenko, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Tamara Ivanovna Dolmatova, the candidate of medical sciences, professor, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka

Abstract

The article is devoted to the application and assessment of the effectiveness of teaching "Alternative Health-Improving Methods of Physical Culture" to students of the adapted physical

culture (AFK) specializing in exercise therapy. Teaching the subject in the traditional form of the educational process has its difficulties, namely: "material and technical support", "teaching methodology", "student motivation". The authors show the advantage of the interactive method in teaching the subject "optional". The difference between elective courses and compulsory disciplines is more in-depth and expanded study of the educational material, which brings the students closer to obtaining the professional-level knowledge.

Keywords: interactive form of teaching, problems, AFC students, non-traditional methods of improving physical education.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из проблем преподавания, с применением интерактивных технологий, является обучение «нетрадиционным оздоровительным методикам физической культуры и необходимостью их внедрения в образовательный процесс АФК.

В настоящее время традиционные формы обучения уступают место современным, в основе которых лежит активная форма обучения с применением современных информационных технологий или интерактивного обучения.

Цель работы: выявить наиболее эффективные методики преподавания студентам бакалавриата предмета «по выбору» «Нетрадиционные методики оздоровительной физической культуры» (НМФК).

МЕТОДИКА, РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В исследовании приняли участие обучающиеся по программе бакалавриата в ФГБОУ ВО «МГАФК» с 2016 по 2019 гг. Студенты 5курса заочного и 4 курса дневной формы обучения всего 70 человек. В процессе преподавания предмета «Нетрадиционные методики оздоровительной физической культуры» применялись интерактивные методики.

Результаты и их обсуждение

«Интерактивными называется группа обучающих форм, в которых социальные взаимодействия рассматриваются как важный образовательный ресурс, позволяющий интенсифицировать процесс обучения. К интерактивным формам относят формы и методы активного обучения, основывающиеся на «психологических механизмах усиления влияния на процесс освоения каждым участником опыта взаимодействия и взаимообучения» [2, 3].

Выделим отличительные характеристики интерактивных и традиционных форм обучения (таблица 1) [4].

Таблица 1 - Формы обучения

Традиционные формы обучения Интерактивные формы обучения

Определяются физиологическим развитием и социальным принуждением. Определяется задачами по развитию личности и профессиональными умениями

Планирование осуществляется преподавателем. Планирование учебной деятельности совместно с обучающимися.

Учебная деятельность ориентирована на передачу знаний. Ориентация на поиск новых знаний на основе опыта.

Оценка деятельности на занятиях осуществляется преподавателем. Совместно с обучающимися самооценка и взаимоконтроль

Групповой и индивидуальный способ обучения. Не учитывается познавательная и эмоциональная сфера обучающегося, его индивидуальные возможности. Комбинирование коллективного, группового, парного, малыми группами и индивидуального способа обучения.

Субъект-объектные отношения (преподаватель студент). Постоянное сочетание в практике обучающегося познавательной и эмоциональной сфер, ситуация диалога и открытия новых знаний.

Субъект-субъективные отношения (студент преподаватель студент).

К традиционным формам обучения относятся: лекции, семинары, коллоквиумы, практические занятия и пр. Направления активности при интерактивных формах

представлены в [5]. Данные формы обучения сложно реализовать для большого потока обучающихся. Интерактивные формы это, в первую очередь, активное взаимодействие студента и преподавателя на занятиях. Необходимо заинтересовать всех участников учебного процесса.

Следовательно, форма интерактивного обучения особенно эффективна при организации обучения для дисциплин по выбору. Отличием курсов по выбору от обязательных дисциплин является более углублённое и расширенное изучение учебного материала, что приближает студентов к получению знаний профессионального характера. Данный тезис соответствует требованиям новой формы профессиональной образовательной программы на основе требований рынка труда [6].

Преподавание предмета «Нетрадиционные методы оздоровительной физической культуры» в традиционной форме учебного процесса имеет свои трудности.

Первую группу составило «материально-техническое обеспечение» - вошли такие проблемы, как «отсутствие каталога рекомендуемых методов обучения», «нехватка в достаточном количестве специальной литературы по данной тематике.

Вторую группу трудностей составила: «неопределенность отклика аудитории», «трудности с фокусированием внимания студентов» это можно объединить под названием «методика преподавания».

Третья группа трудностей, относящихся к «мотивации студентов», включает следующие: «низкий уровень заинтересованности студентов в получении знаний», «низкая мотивация студентов в процессе обучения», «равнодушие студентов в учебном процессе», «студенты не всегда охотно идут на новые способы организации учебного процесса, стремясь оставаться в привычной для них пассивной позиции».

Большинство студентов (75% от общего числа опрошенных) высказались за применение интерактивных методов обучения, однако, наиболее предпочтительным для них является совмещение интерактивных и традиционных методов ведения занятий. Четверть респондентов являются сторонниками только традиционных форм учебного процесса. В результате опроса выяснилось, что студенты сталкиваются с такими трудностями, как «отсутствие литературы для самостоятельной подготовки», «в аудиториях нет свободного доступа к сети Интернет»; «содержание программ дисциплин не учитывает личные интересы студентов», «много времени уходит на изучение того, что менее важно», «недостаток времени», «лень». Таким образом, мы видим три группы трудностей, а именно: «материально-техническое обеспечение», «методика преподавания», «мотивация студентов». Вместе с тем можно выделить ряд совпадений мнений студентов и преподавателей в преимуществе интерактивных методов обучения.

Для повышения мотивации и заинтересованности студентов к занятиям мы применили интерактивные методики преподавания.

К характерным особенностями организации занятий НМФК относим:

- групповую работу (диады, триады, команды) как основную форму организации взаимодействия учащихся;

- диалоговое общение (дискуссии, выступления, прения);

- непредсказуемость хода занятия, обусловленную активной, инициативной позицией учащихся;

- возможность изменения хода занятия в зависимости от текущей ситуации, что необходимо для достижения дидактических целей;

- снижение традиционного объема информации, выносимой на занятие, при значительно большей глубине ее изучения.

Применение интерактивных форм требует определенной организации занятий, которая не всегда укладывается в традиции высшей школы: определенная численность учебных групп, строго установленная продолжительность занятий, оборудование учебных помещений. Самое, наверное, трудное - встроить интерактивное занятие в отведенные

расписанием временные рамки. Продолжительность любого интерактивного, дискуссионного занятия (при условии полного и всестороннего рассмотрения его темы) зависит от многих факторов: численности участников, актуальности и значимости для них темы обсуждения, эмоционального состояния участников, умений преподавателя вести дискуссию, комплекса внешних факторов. Поэтому точно рассчитать, сколько продлится такое занятие, и четко уложиться в расписание сложно.

Большие проблемы в организации интерактивного обучения (ИО) связаны с численностью учащихся, присутствующих на занятии. Преподаватель не всегда может точно сказать, сколько студентов придет к нему на занятие. Следовательно, он не всегда может применить те или иные формы ИО, рассчитанные на более-менее определенное количество участников, и должен быть готов к тому, что численность учащихся может быть не оптимальной. Опыт использования как ИО, так и других форм обучения свидетельствуют [2, 3], что оптимальная численность учащихся, присутствующих на занятии, 10-12 человек. Она позволяет преподавателю организовать занятие с применением любого из известных методов традиционного или активного обучения. Студенты обычно к ИО относятся положительно.

Современный темп жизни, насыщенность информационного поля, объемы информации, обрабатываемые учащимися в единицу времени, многократно превышают аналогичные показатели совсем недалекого прошлого, когда еще не было компьютеров, мобильных средств связи и Интернета. Практически все специалисты, а также данные различных опросов и исследований свидетельствуют, что традиционной педагогической практике студенты всегда предпочитают активные формы обучения. Тем более, что эти методы позволяют им не только глубже понять изучаемый материал, но и заглянуть в будущее - попробовать себя в роли специалиста, поэкспериментировать, сравнить себя с другими, показать себя. Активные формы обучения позволяют учащимся действовать в том темпе, который для них наиболее приемлем, к которому они готовы на данном этапе обучения, работать в той групповой роли, которая для них наиболее комфортна. В этих условиях использование ИО может сыграть важную роль в повышении качества подготовки специалистов, поскольку при использовании активных методов процесс обучения приобретает именно тот недостающий вектор целевой направленности, которого практически лишено традиционное обучение. Работая в режиме деловых и дидактических игр, ролевых игр и тренингов, дискуссий, студенты стремятся к решению поставленных задач, что достигается как раз через глубокое освоение учебного материала и освоение профессиональных навыков.

Положительным моментом в преподавании с использованием интерактива студенты считают: во-первых, наличие обратной связи, во-вторых, возможность более глубокого изучения предмета, особенно если в данный момент он востребован на рынке труда [4, 5].

ВЫВОДЫ

Таким образом, использование интерактивного обучения студентов направления АФК целесообразно проводить по следующим направлениям:

- использование методов активизации традиционных форм обучения на основе деятельного подхода;

- внедрение активных методов обучения, применение которых связано с использованием интерактивных форм.

Введение форм интерактивного обучения, в курсах по выбору, является положительным аспектом реформы высшего образования в нашей стране.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гартон С. Инновации в системе высшего педагогического образования от теории к практике реализации / С.В Гартон // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: проблемы высшего образования. - 2016. - № 4. - С. 69-71

2. Кабанова Л.В. Компетентностная парадигма и дистанционные образовательные технологии / Л. В. Кабанова - URL : http://yspu.org/images/ (дата обращения: 09.10.2019).

3. Кругликов В.Н. Интерактивное обучение в высшей школе / В.Н. Кругликов // Научно-технические ведомости СПбГПУ Серия : Гуманитарные и общественные науки. - 2016. - № 4 (184). - С. 60-67.

4. Мандель, Б.Р. Современные инновационные технологии в образовании и их применение / Б.Р. Мандель // Образовательные технологии. - 2015. - № 2. - С. 27-48.

5. Помелова, М.С. Интерактивные формы обучения в системе курсов по выбору / М.С. Помелова, О.И. Артюхин // Мир науки, культуры, образования. - 2012. -№ 3. - С. 59-61.

6. Письмо Минобрнауки России от 14.02.2019 N МН-21/819 "О применении отдельных норм актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования" - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318163/ (дата обращения: 05.10.2019).

REFERENCES

1. Garton S. (2016), "Innovations in the system of higher pedagogical education from theory to practice of implementation", Bulletin of Voronezh State University. Series: problems of higher education, No. 4, pp. 69-71.

2. Kabanova LV. (2019), Competence paradigm and distance educational technologies, available at: http://yspu.org/images/.

3. Kruglikov V.N (2016.). "Interactive training in higher education", Scientific and Technical Journal of St. Petersburg State Polytechnical University. Humanitarian and social sciences, No. 4 (184), pp. 60-67.

4. Mandel B.R. (2015), "Modern innovative technologies in education and their application", Educational technologies, No. 2, pp. 27-48.

5. Pomelova, M.S. and Artyukhin O.I. (2012), "Interactive forms of training in the system of elective courses", The world of science, culture, education, No. 3, pp. 59-61.

6. Letter of the Russian Ministry of Education and Science dated February 14, 2019 N МН-21/819 "On the application of certain standards of updated federal state educational standards of higher education", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318163/.

Контактная информация: tomdoctor@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.12.2019

УДК 796.012.268

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ САМОСТРАХОВКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ У СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА

Тамара Михайловна Дьяконова, кандидат педагогических наук, доцент, Юрий Эдуардович Гудков, кандидат педагогических наук, доцент, Екатерина Андреевна Мунирова, тренер-преподаватель, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса; Алла Николаевна Кленина, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток; Виктория Анатольевна Прошкина, преподаватель, Российский экономический университет

имени Г. В. Плеханова, Москва

Аннотация

Целью исследования являлось обоснование разработанных комплексов упражнений с элементами самостраховки, направленных на развитие координационных способностей у студентов, занимающихся экстремальными видами спорта. В ходе исследования применялись такие методы как анкетирование, контрольно-педагогические испытания, педагогический эксперимент и методы математической статистики. В результате исследования были разработаны и опытно проверены комплексы упражнений с элементами самостраховки, направленные на развитие координационных способностей у студентов, занимающихся экстремальными видами спорта. Методической новизной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.