УДК 372.8
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КАК ВАЖНЕЙШАЯ МЕРА НА ПУТИ К ПОВЫШЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
РОССИИ
Дмитрий Сергеевич Долгин, преподаватель, Кузбасский институт Федеральной Службы Исполнения Наказаний России, г. Новокузнецк
Аннотация
Физическая подготовка сотрудников правоохранительных органов в целом и уголовно-исполнительной системы, в частности, всегда занимала важное место среди профессионально-значимых качеств сотрудников. В настоящее время качество организации учебного процесса в части, касающейся физической подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России, на наш взгляд, нуждается в совершенствовании. Необходимо прилагать большее количество усилий к становлению сотрудников. В связи с тем, что становление сотрудника начинается на ранних этапах прохождения службы, в курсантские годы, нами сформирован ряд предложений по поводу совершенствования качества организации учебного процесса в части повышения уровня физической подготовки курсантов. В процессе исследования мы проанализировали уровень подготовки абитуриентов образовательных организаций, а также выяснили некоторые особенности физической подготовки курсантов и их отношение к ней. Мы уверены, что уровень физической подготовки курсантов зависит от целого ряда факторов и требует всестороннего охвата: составление расписания занятий, формы зачётов, самостоятельная подготовка и др. Именно учёт комплексного подхода позволит повысить качество организации учебного процесса в рассматриваемой нами сфере.
Ключевые слова: курсанты, физическая подготовка, сотрудники, образовательные организации, уголовно-исполнительная система, учебные занятия.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.103-107
IMPROVEMENT OF QUALITY OF EDUCATIONAL PROCESS ORGANIZATION AS AN IMPORTANT MEASURE ON THE WAY TO IMPROVE THE RESULTS OF PHYSICAL PREPARATION OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL SERVICE OF EXECUTIONS OF PUNISHMENTS OF RUSSIA Dmitriy Sergeevich Dolgin, the teacher, Kuzbass Institute of the Federal Service of Executions
of punishments of Russia, Novokuznetsk
Abstract
Physical training of the law enforcement officers in general and the penal system, in particular, has always occupied an important place among the professionally significant qualities of employees. Currently, the quality of the organization of the educational process in terms of physical training of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia, in our opinion, needs to be improved. More efforts are needed to become employees. Due to the fact that the formation of an employee begins in the early stages of service, in the cadet years, we have formulated a number of proposals on improving the quality of the organization of the educational process in terms of increasing the level of physical training of students. In the process of research, we analyzed the level of training of applicants to educational organizations, and also found out some features of the physical preparation of cadets and their attitude to it. We are sure that the level of physical training of cadets depends on a number of factors and requires comprehensive coverage such as scheduling classes, test forms, self-preparation, etc. It is taking into account the integrated approach that will improve the quality of the organization of the educational process in the field which is considering by us.
Keywords: cadets, physical training, employees, educational organizations, the penal system, training sessions.
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день вопросу качества и уровня физической подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России уделяется достаточно много внимания. В настоящее время имеют место случаи, когда в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы совершаются различного рода правонарушения или покушения на правонарушения, в связи с чем к сотруднику должны предъявляться требования о достаточном уровне физической подготовки [1].
В образовательных организациях ФСИН России профессионально-прикладная физическая подготовка реализуется в рамках дисциплины «Прикладная физическая подготовка», целью которой является формирование физической готовности выпускника к успешному выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач, умелому применению физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, а также обеспечение высокой работоспособности в процессе служебной деятельности [2].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Исходя из собственных наблюдений, в среднем при сдаче зачёта по дисциплине «Прикладная физическая подготовка» отметку «не зачтено» получает 10-15% курсантов на разных курсах. Учитывая тот факт, что к сотруднику предъявляются высокие требования в части уровня физической подготовки, на начальном этапе прохождения службы его необходимо развивать более интенсивно.
Исходя из этого мы можем говорить о том, что переменный состав образовательных организаций ФСИН России не в полной мере имеет качественный уровень физической подготовки. Во-первых, в связи с этим часть сотрудников при выпуске и получении первых специальных званий среднего начальствующего состава не соответствует требованиям достаточно подготовленного сотрудника уголовно-исполнительной системы. Во-вторых, качество противодействия лицам, совершающим преступления и иные правонарушения, снижается. В-третьих, престиж службы в глазах граждан падает при наличии в обществе данных о неподготовленности сотрудников. Полагаем, что повышению уровня физической подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России необходимо уделять больше внимания.
Уделяя должное внимание уровню физической подготовки курсантов, сотрудники постоянного состава в лице руководящего состава образовательных организаций, руководства факультетов, учебно-строевых подразделений, командиров взводов, а также преподавателей кафедры, производящей обучение по программе дисциплины «Прикладная физическая подготовка», смогут повысить различные навыки, а также результаты при освоении вышеназванной учебной дисциплины.
Кроме того, полагаем, что издание актов распорядительного характера со стороны центрального аппарата ФСИН России может поспособствовать более качественной и полной организации повышения уровня физической подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России.
Проводя наблюдение за ежегодными показателями сдачи зачётов по дисциплине «Прикладная физическая подготовка», мы выяснили, что более успешно со сдачей зачётов справляются курсанты, состоящие в группах спортивного совершенствования по различным видам спорта. И это не удивительно, поскольку они имеют постоянную практику занятий физической подготовкой, посещая тренировки несколько раз в неделю, помимо учебных занятий по рассматриваемой дисциплине.
Задаваясь вопросом о том, каким образом повышать уровень физической подготовки у курсантов, не состоящих в группах спортивного совершенствования, мы пришли к выводу о том, что курсантам следует дополнительно заниматься в свободное от учебных занятий время. По данным проведённого нами опроса курсантов Кузбасского института ФСИН России, дополнительно занимаются спортом лишь 10% курсантов 1 и 2 курсов, 20%
курсантов 3 и 4 курсов и 25% лиц, обучающихся на 5 курсе. Очевидно, это связано с ограниченностью свободного времени у курсантов начальных курсов. В связи с этим считаем необходимым организацию самостоятельной подготовки курсантов таким образом, чтобы в расписании, составляемом учебным отделом, помимо усвоения теоретических, правовых и иных дисциплин, были специально отведённые часы на самостоятельные занятия физической подготовкой 2-3 раза в неделю. Полагаем, что это позволит улучшить качество подготовки курсантов к сдаче зачётов и экзаменов по окончании учебного года или семестра, а, соответственно и уровень физической подготовки в целом.
Таблица 1
Курс 1 2 3 4 5
Процент лиц, дополнительно занимающихся спортом 10% 10% 20% 20% 25%
Кроме того, наблюдение показывает, что ежегодно при поступлении в специализированные высшие учебные заведения 20% обучающихся часть нормативов выполняют на отметку «неудовлетворительно». В большей степени это касается подтягиваний на перекладине (11% обучающихся), а также бега на 3000 метров (8% обучающихся); крайне редко встречаются случаи невыполнения норматива по бегу на 100 метров (1%).
Таблица 2
Норматив Подтягивание на перекладине Бег на 3000 м Бег на 100 м
Процент невыполнения абитуриентами 11% 8% 1%
Это свидетельствует о том, что абитуриенты, поступающие в образовательные организации ФСИН России, не обладают достаточным уровнем подготовки. Полагаем, что большая часть из них не принимает мер для подготовки к поступлению и выполнению вступительных испытаний по физической подготовке.
В.Г. Басистов считает, что при поступлении в образовательную организацию ФСИН России не каждый абитуриент представляет, что такое физическая подготовка [3]. Возможно, курсанты сравнивают её с физической культурой в школе, но в большинстве случаев ошибаются в этом.
Мы уверены, что гражданин, желающий становиться сотрудником уголовно-исполнительной системы, иметь специальное звание, стойко переносить тяготы службы, обязан готовиться к этому, усиленно тренироваться. Именно, в связи с этим показатели уровня физической подготовки абитуриента будут на должном уровне. В связи с этим считаем необходимым не допускать к поступлению в образовательные организации ФСИН России лиц, которые сдали хотя бы один норматив по физической подготовке при прохождении вступительных испытаний на отметку «неудовлетворительно».
Следующим моментом, который нельзя не затронуть, является периодичность проведения контрольных мероприятий по проверке уровня подготовленности курсантов, а именно зачётов. Для курсантов, обучающихся по образовательным программам специали-тета, например, установлена периодичность сдачи зачётов один раз в два семестра.
В течение учебного года большая часть курсантов не уделяет достаточного внимания подготовке к предстоящим зачётам, так как считают, что имеют ещё достаточно времени на подготовку. Фактически для них подготовка к сдаче зачёта начинается за две-три недели до самого мероприятия. Очевидно, это отрицательно сказывается на их результатах.
На наш взгляд, необходимо чаще проводить зачёты для курсантов, обучающихся по образовательным программам специалитета, по аналогии с программами бакалавриата, где периодичность сдачи зачёта установлена два раза за учебный год - каждый семестр. Кроме того, обязательное проведение зачётов по прикладной физической подготовке в форме дифференцированных позволит достигнуть лучших результатов при сдаче зачётов. Это подтверждается тем, что при желании получить отличную отметку эффективность
выполнения упражнений повышается. При обычной форме сдачи зачёта большую часть курсантов устраивает и отметка «удовлетворительно», что свидетельствует о неполной выкладке курсанта, а выставление отметки за норматив послужит дополнительной мотивацией для качественного и эффективного выполнения норматива.
Также программы освоения рассматриваемой нами дисциплины не зачастую не предполагают проведения практических занятий непосредственно перед сдачей зачёта или экзамена, что может сказаться на уровне подготовки при отсутствии самостоятельных занятий. В связи с этим предлагаем составлять расписание учебных занятий таким образом, чтобы в течение семестра практические занятия по прикладной физической подготовке были распределены равномерно, с примерно равными временными промежутками для восстановления, а за две недели до проведения зачёта или экзамена необходимо наличие хотя бы трёх практических занятий с учётом достаточного времени на восстановление.
Следующим моментом, который важно рассмотреть, является форма, в которой проводятся занятия про прикладной физической подготовке. Как известно, в ряде образовательных организаций ФСИН России на занятиях устанавливается форма одежды «хб», а хлопок, пусть и пропускает воздух, не является эластичным и зачастую сковывает движения. В другой части высших учебных заведений ФСИН России устанавливается спортивная форма для проведения занятий. И это вполне верно и обоснованно: во-первых, она является более удобной; во-вторых, материал, из которого состоит спортивная форма, позволяет сохранять тепло на протяжении всего занятия; в-третьих, спортивная форма позволяет избегать появления различных микротравм (натёртостей, надавливаний и т.д.); в-четвёртых, спортивная форма позволяет достигнуть более хороших результатов в процессе тренировки, так как движения являются более раскованными, а подвижность частей тела обеспечивается в большей степени.
ВЫВОДЫ
Таким образом, мы считаем, что уровню физической подготовки курсантов необходимо уделять больше внимания и целях обеспечения их становления как полноценных сотрудников, способных выполнять оперативно-служебные и служебно-боевые задачи, умело применять физическую силу и т.д. В связи с этим, у нас возник ряд предложений по повышению качества подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России:
1. Издание актов распорядительного характера центрального аппарата ФСИН России в большей степени обеспечит проведение занятий, в сравнении с локальными актами;
2. Составление расписаний самостоятельной подготовки таким образом, чтобы, наряду с изучением теоретических дисциплин, было проведение занятий по физической подготовке 2 раза в неделю;
3. Допуск к поступлению в образовательные организации ФСИН России тех абитуриентов, которые справились со вступительными испытаниями по физической подготовке, не имея при это отметок «неудовлетворительно» ни за один норматив;
4. Обязательное установление проведения дифференцированных зачётов каждый семестр;
5. Составление расписаний учебных занятий на каждый семестр таким образом, чтобы в течение семестра практические занятия по прикладной физической подготовке были распределены равномерно, с примерно равными временными промежутками для восстановления, а за две недели до проведения зачёта или экзамена необходимо наличие хотя бы трёх практических занятий с учётом достаточного времени на восстановление;
6. Установление спортивной формы для занятий физической подготовкой ввиду ряда преимуществ, по отношению к форме «хб».
Полагаем, что реализация данных предложений поспособствует созданию необходимых условий на пути к повышению результатов физической подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Моськин, С.А. Роль физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России в системе профессиональной служебной и физической подготовки / С.А. Моськин // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов. - 2016. -№ 1 - С. 90.
2. Кузнецов, С.В. Общая физическая подготовка как составляющая профессионально-прикладной физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России / С.В. Кузнецов, А.Н. Волков // Подготовка кадров для силовых структур : современные направления и образовательные технологии. - 2017. - № 1 - С. 87-88.
3. Басистов, В.Г. Психологическая подготовка курсантов 1 курса к занятиям по физической подготовке / В.Г. Басистов, К.О. Шайдуллина // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2018. - № 16-2. - С. 87.
REFERENCES
1. Moskin, S.A. (2016), "The role of physical training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the system of professional service and physical training ", Actual problems ofphysical culture and sports of cadets, students and students, No. 1, pp. 90.
2. Kuznetsov, S.V. and Volkov, A.N. (2017), "General physical training as a component of professionally-applied physical training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Training for power structures: modern trends and educational technologies, No. 1, pp. 87-88.
3. Basistov, V.G., Shaydullina, K.O. (2018), "Psychological preparation of 1st year cadets for physical training classes", Actual problems of the fight against crimes and other offense, No. 16-2, p. 87.
Контактная информация: dolgin2020@mail.ru
Статья поступила в редакцию 28.12.2019
УДК 796.077.5
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ В АФК И ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
Алексей Валентинович Долматов, преподаватель, Ирина Владимировна Осадченко,
кандидат биологических наук, доцент, Тамара Ивановна Долматова, кандидат медицинских наук, профессор, Московская государственная академия физической
культуры, Малаховка
Аннотация
Статья посвящена применению и оценке эффективности преподавания «Нетрадиционных оздоровительных методов физической культуры» студентам АФК специализации ЛФК. Преподавание предмета в традиционной форме учебного процесса имеет свои трудности, а именно: «материально-техническое обеспечение», «методика преподавания», «мотивация студентов». Авторами показано преимущество интерактивного метода в преподавании предмета «по выбору». Отличием курсов по выбору от обязательных дисциплин является более углублённое и расширенное изучение учебного материала, что приближает студентов к получению знаний профессионального уровня.
Ключевые слова: интерактивная форма обучения, проблемы, студенты АФК, нетрадиционные методы совершенствования физического воспитания.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.107-111
HEALTHY METHODS AT AFK AND PROBLEMS OF TEACHING
Aleksey Valentinovich Dolmatov, the teacher, Irina Vladimirovna Osadchenko, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Tamara Ivanovna Dolmatova, the candidate of medical sciences, professor, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka
Abstract
The article is devoted to the application and assessment of the effectiveness of teaching "Alternative Health-Improving Methods of Physical Culture" to students of the adapted physical