3. Orlovskaya, Yu.V. (2000), Theoretical and methodological substantiation of preventive and rehabilitation directions in the system of training sports reserves, dissertation, Malakhovka.
Контактная информация: sawa_fresh-art@mail.ru
Статья поступила в редакцию 20.11.2018
УДК 796.077.5
ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ АФК ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»
Алексей Валентинович Долматов, преподаватель, Ирина Владимировна Осадченко, кандидат биологических наук, доцент, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка
Аннотация
В данной статье приводится опыт преподавания нетрадиционных методик оздоровительной физической культуры студентам-бакалаврам, обучающимся по направлению подготовки «Адаптивная физическая культура», с применением интерактивного метода.
Ключевые слова: интерактивные методы преподавания, нетрадиционные оздоровительные методики физической культуры, бакалавры, обучающиеся по направлению подготовки «Адаптивная физическая культура».
FORMATION OF KNOWLEDGE AND ABILITIES AT STUDENTS OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE WHEN STUDYING THE SUBJECT "NONCONVENTIONAL IMPROVING TECHNIQUES IN IMPROVING PHYSICAL CULTURE"
Alexey Valentinovich Dolmatov, the teacher, Irina Vladimir ovna Osadchenko, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka
Annotation
This article presents the experience of teaching non-traditional methods of recreational physical culture to undergraduate students, studying under the direction of preparation "Adaptive Physical Culture", using the interactive method.
Keywords: interactive methods of teaching, non-traditional health improvement methods of physical culture, bachelors, trainees under the direction of preparation "Adaptive Physical Culture".
ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных проблем современного образования является вопрос подготовки специалиста конкурентоспособного, высококвалифицированного, владеющего навыками самостоятельного получения знаний, способного саморазвиваться, обладающего высоким уровнем общей культуры и физического здоровья.
Актуальность данной статьи обусловлена большой значимостью интерактивных технологий в обучении нетрадиционным оздоровительным методикам физической культуры и необходимостью их внедрения в образовательный процесс бакалавров, обучающимся по направлению подготовки «Адаптивная физическая культура».
Цель исследования - изучение влияние интерактивных методов преподавания на учебный процесс: освоение новых знаний и их возможное дальнейшее применение студентами в профессиональной деятельности.
Задачами исследования являются:
1) Разработка и внедрение методики, направленной на формирование у студентов необходимых профессиональных знаний, умений и навыков.
2) Определение сущности технологии занятий с использованием интерактивных методов обучения;
3) Проведение анализа методов интерактивного обучения;
4) Поиск возможных подходов к организации занятий с применением интерактивных методов обучения для увеличения эффективности образовательного процесса.
С целью повышения эффективности проведения учебных занятий необходимо внедрять в учебный процесс современные педагогические и информационные технологии обучения. Среди них можно выделить педагогические технологии на основе методического и дидактического совершенствования учебного процесса, использования альтернативных технологий, коммуникативные технологии, интерактивные технологии, развитие критического мышления, технологии проблемного обучения, игровые технологии, технологии де-ятельностного метода, эффективности управления и организации учебного процесса.
Слово «интерактив» происходит из английского interact (inter - взаимный, act - действовать). Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (с человеком или чем-либо), например, с компьютером. Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется связь преподавателя и обучаемого.
Приведем отличительные особенности интерактивного обучения [4, 6]:
- общение происходит на одном профессиональном языке, с использованием терминологии, определенной основными руководящими документами;
- душевно-эмоциональное состояние студента к концу занятия адаптировано к решению задания в будущем, а во время занятия он воспроизводит, копирует и даже резонирует с педагогом;
- средства и методы, пути правильного решения задачи выбираются единые;
- непринужденность беседы, доброжелательность или, наоборот, сосредоточенность наставника позволяют параллельно курсанту понимать, что и как необходимо делать наилучшим образом.
Первостепенную роль в активизации ежедневной учебы обучающихся, в формировании положительной мотивации к овладению осознанно выбранной профессией, в усвоении необходимого объема научных знаний, умений и навыков должны сыграть педагогические технологии, направленные на повышение и активизацию познавательной деятельности
Сущность образовательного процесса при интерактивном обучении заключается в том, что все студенты оказываются в процессе осмысленного познания нового учебного материала. Коллективная познавательная деятельность в процессе освоения нового учебного материала предполагает обмен обучаемыми идеями, наработками, знаниями, рассуждениями и способами решения поставленных учебных задач. Все это происходит на фоне дружеской обстановки, взаимной поддержки, что, в конечном итоге, приводит к развитию индивидуальной познавательной деятельности студентов. Отличительными чертами проведения различных видов учебных занятий с использованием интерактивных методов обучения являются следующие:
- целенаправленное побуждение активизации мышления студента, когда он вынужден быть активным независимо от его желания;
- продолжительная по времени активность студентов (в течение всей пары);
- личная креативная выработка решений у каждого, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых;
- центральная роль обучающихся;
- преподаватель - организатор и помощник;
- обсуждение в малых группах;
- преобладание взаимодействия над воздействием.
- взаимодействие студентов во время занятия строится преподавателем посредством прямых и обратных связей.
Активные формы проведения занятий имеют набор методологических преимуществ перед классическими. Связано это, прежде всего с развивающим потенциалом. Эти
преимущества основаны на активном, эмоционально окрашенном общении группы студентов друг с другом и с педагогом [2, 3, 7]:
- получение и использование знаний носят поисковый характер;
- происходит усиление мотивации к познанию специальных дисциплин;
- студенты вовлекаются в процесс познания, освоения нового материала не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников;
- процесс обучения представлен как цепь учебных ситуаций;
- сокращается доля традиционной аудиторной работы и увеличивается объем самостоятельной работы студентов;
- обеспечивается постоянный контакт преподавателя и студента;
- предлагается совместная учебная деятельность педагога и студента по решению поставленной ситуационной задачи обучения;
- обучаемые вовлекаются в кейс будущей профессиональной деятельности.
Приведем классификацию методов активного и интерактивного обучения (таблица 1).
Таблица 1 - Классификация методов активного и интерактивного обучения
Не имитационные Имитационные
Игровые Неигровые
• проблемная лекция; • проблемный семинар; • лекция вдвоем; • лекция с заранее запланированными ошибками; • лекция пресс-конференция; • круглый стол; • мозговой штурм; • самостоятельная работа с литературой • игровое проектирование; • имитационный тренинг • анализ конкретных ситуаций (кейс-метод); • коллективная мыслительная деятельность
В ходе проведения занятий мы, в основном, ориентировались на следующие методы: проблемная лекция; лекция с заранее запланированными ошибками;
коллективная мыслительная деятельность (постановка проблемных вопросов); кейс-метод; тренинг; метод «мозговой штурм»; анализ конкретных, реально возникающих в служебной деятельности ситуаций; круглый стол; проблемный семинар.
Исходя из вышеприведённого, становится очевидным, преимущественное применение в учебном процессе интерактивных форм преподавания.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В изучении влияния интерактивных методов обучения на усвоения знаний приняли участия студенты кафедры адаптивной физической культуры и спортивной медицины, обучающиеся по направлению «Адаптивная физическая культура».
Для оценки знаний у студентов применялась бальная система оценки. Разработанные анкеты по темам оздоровительных методик были заполнены студентами и обработаны. В таблице мы приводим средний показатель по соответствующем темам. Оценка показателей ответов проводилась по 10 - бальной системе (таблица 2).
Таблица 2 - Оценка знаний студентов оздоровительных методик физической культуры до и после занятий
Оздоровительная система (название темы) Оценка знания до изучения темы (в баллах) Оценка знания после изучения темы (в баллах)
Йоги, 3 9
Цигун 2 8
Методика Дикуля 4 8
Методика Бубновского 5 9
Методика Ситтеля 1 8
Оздоровительная методика с петлями ТРХ 3 10
Таким образом, мы пришли к выводу о необходимости познакомить студентов с данными оздоровительными методиками.
Для повышения уровня учебного процесса была прочитана «проблемная лекция», которая позволила ознакомить студентов с историко-теоретической частью каждой оздоровительной методики, включая практическую часть и значение её для сохранения здоровья человека. Последующая лекция носила диалоговый характер с раскрытием проблем по каждому оздоровительному методу в отдельности.
Нами была применён кейс - метод, (case-study) - наиболее эффективный и распространенный метод организации активной учебной деятельности. Метод полного разбора реальных локальных ситуаций также помогает развивать способность к анализу нетрадиционных жизненных и профессиональных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, студент должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, выразить свое отношение, самостоятельно найти путь решения.
При использовании кейс-метода в ходе проведения практических занятий были достигнуты следующие цели:
- формирование аналитического мышления, привитие практических навыков работы;
- получение навыка в работе при дефиците времени.
Особое значение мы уделяли самостоятельной организации работы студентов.
Самостоятельная работа студентов (СРС) - необходимый компонент учебного процесса, позволяющий превратить студента в субъекта процесса и модифицировать технологию получения информации. СРС - учебная и творческая деятельность студентов, осуществляемая под контролем преподавателя (модератора), ведущая к приобретению ими новых знаний, умений и навыков.
Для эффективности преподавания мы разработали программу с учетом компетенций ФГОС, и издали учебное пособие по «Нетрадиционным методикам оздоровительной физической культуры»
Студенты также могут во внеаудиторное время повторить пройденный материал или ознакомиться с новым, пройдя по ссылке на YouTube (www.youtube.com/channel/UCu3XcW2TIu-B-8VCKQ1aR2g), что позволяет сформировать у них собственное представление об учебном материале, до того, как он будет изложен на занятиях.
Используя интерактивное обучение, мы следовали следующим принципам:
- в работу вовлекались все студенты. Этот принцип реализовался путем представления открытой аудитории базового содержания (контента) в виде информационно-проблемной лекции. Процесс познания происходит через научный поиск, диалог;
- необходимо позаботиться о психологической подготовке студентов. Речь шла о том, что не все пришедшие на занятия, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации. Данный принцип реализовался на базе аудиторных занятий в виде лекции - дискуссии по изучаемым темам с использованием указанных методик, где преподаватель раскрывает основы этих методик, сравнивает и приводит примеры внедрения их в практическую работу (метод Бубновского, Дикуля и др.);
- метод спарринг-партнёр - обучение в парах. Соответственно, спарринг-партнерство, как форма организации во внеаудиторной самостоятельной работы представляет собой разновидность парной работы, в которой обучающиеся представляют альтернативные или нейтральные точки зрения на данную тему, обыгрывается заданная ситуация.
На базе зала ЛФК вполне осуществима работа трех пар студентов, вовлеченных в диалог, где каждый из партнеров представляет заранее выбранную методику и предлагает ее протестировать партнеру. Таким образом, нарабатывается опыт осознанного выбора оздоровительной методики физической культуры через выбор предпочтения и личного
интереса.
- обучающихся студентов в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников - до 20 человек реализуется на 100 %;
- помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Зал ЛФК кафедры достаточно оснащен и подготовлен, как для демонстрации видео материалов, так и для проведения практических занятий;
- моделирование производственных процессов и ситуаций. Метод «Моделирование производственных процессов и ситуаций» предусматривает имитацию реальных условий, конкретных специфических операций, моделирование соответствующего рабочего процесса, создание интерактивной модели и др. где изучаемые методики применяются в деловой игре. В процессе разработки методики преподавания нами предложен кейс с набором наиболее распространенных ситуаций и конкретные методики в виде видео материалов. Всё это необходимо в работе начинающего инструктора, которому придется работать с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, а также рекомендовать лицам, ведущим здоровый образ жизни.
Применяя данные методы обучения, студенты учатся находить выходы из некоторых затруднительных положений, находить пути решения задач, используя имеющиеся спортивные снаряды и тренажёры
Моделируется не только занятие с пациентом, но и представление будущего специалиста к предполагаемой трудоустройству организации. А также непосредственно работа с группами пациентов для создания авторитета молодого специалиста, что немаловажно для эффективного восприятия занимающихся. В результате проведённой работы, предварительная оценка по методике В. А. Жавкова «Оценки качества образования и подготовки специалистов по физической культуре» [4, 5] показала следующие результаты:
- повышена мотивация к занятиям;
- повышен интерес к будущей профессии;
- улучшена компетентность студентов;
- повышена самооценка студентов в рамках данного предмета.
- результат трудоустройства: два выпускника приняты на работу в компанию ДЕМО с положительными отзывами о подготовке специалистов. Один из выпускников работает ассистентом врача ЛФК с правом рекомендации оздоровительных методик.
ВЫВОДЫ
1. В статье определена специфика взаимной работы преподавателя и обучающегося в ходе проведения различных видов занятий с использованием интерактивных методов обучения, позволяющих через постановку проблемных ситуаций влиять на студентов, подталкивая их к поиску конечного верного решения.
2. В ходе работы выявлена сущность проведения занятий с использованием интерактивного обучения, которая заключается в том, что все студенты оказываются вовлечены в процесс осмысленного восприятия нового учебного материала.
3. В результате работы отмечено повышении мотивации и интереса к будущей профессии у студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Долматов, А.В. Нетрадиционные оздоровительные методики физической культуры : учебное пособие / А.В Долматов, И.В Осадченко. - Малаховка : [б.и.], 2018. - 364 с.
2. Долматов, А.В. Применение интерактивных форм преподавания предмета «Нетрадиционные методики оздоровительной Физической культуры» в вузе / А.В. Долматов, И.В. Осадченко // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 5. - С. 31.
3. Долматов, А.В. Новый методический подход к преподаванию нетрадиционных оздоровительных практик в физкультурном образовании / А.В. Долматов, И.В Осадченко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2018. - № 3. - С. 18-19.
4. Глухова, Т.В. Балльно-рейтинговая система контроля и оценки знаний студентов: проблемы внедрения и перспективы развития / Т.В. Глухова // Мир науки. - 2015. - № 1. - С. 18-20.
5. Глухова, Т.В. ИКТ - Компетентность в современном образовании / Т.В. Глухова, С.В. Ба-жанова // Интеграция образования. - 2013. - № 2. - С. 130-135.
6. Макарова, М.Н. Оценка балльно-рейтинговой системы студентами и УДГУ (результаты социологического исследования) / М.Н Макарова, О. Федорова // Вестник Удмуртского университета. Серия 3 : Философия. Социология. Психология. Педагогика. - 2013. - Вып. 1. - С. 17-20.
7. Лоскутов, А.А. Обобщение педагогического опыта проведения занятий в интерактивных формах - проблемы и преимущества / А.А. Лоскутов, Д.В. Ольховский // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 5. - С. 45-51.
REFERENCES
1. Dolmatov, A.V. and Osadchenko I.V. (2018), Nontraditional health techniques of physical culture, Study Guide, Malakhovka.
2. Dolmatov, A.V. and Osadchenko I.V. (2018), "Application of interactive forms of teaching the subject "Non-traditional methods of improving Physical Culture" at the university", Theory and practice of physical culture, No. 5, рр. 31.
3. Dolmatov, A.V. and Osadchenko, I.V. (2018), "A New Methodical Approach to Teaching Non-traditional Health Practices in Physical Education", Physical culture: education, training, training, No. 3, pp. 18-19.
4. Glukhova, T.V. (2015), "Ball-rating system of control and assessment of students' knowledge: problems of implementation and development prospects", World of Science, No. 1, pp. 18-20.
5. Glukhova T.V. and Bazhanova, S.V. (2013), "ICT - Competence in modern education", Education Integration, No. 2, pp. 130-135.
6. Makarova, M.N. and Fedorova, O. (2013), "Assessment of the ball-rating system by students and the Ural State University (results of a sociological study)", Bulletin of Udmurt University. Series 3. Philosophy. Sociology. Psychology. Pedagogy, No. 1, pp. 17-20.
7. Loskutov, A.A. and Olkhovsky, D.V. (2018) "Generalization of the pedagogical experience of conducting classes in interactive forms - problems and advantages", Modern problems of science and education, No. 5, pp. 45-51.
Контактная информация: tomdoctor@mail.ru
Статья поступила в редакцию 01.11.2018
УДК 796.83
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ТРЕНИРОВКИ И КОНТРОЛЯ ТОЧНОСТИ
УДАРОВ БОКСЕРОВ
Максим Игоревич Егоров, старший преподаватель, Московский государственный областной университет (МГОУ), г. Мытищи; Игорь Владимирович Конкин, младший
научный сотрудник, ФГБУ «Федеральный научный центр физической культуры и спорта» (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК), Москва; Александра Андреевна Сердцева, старший преподаватель, Александр Вячеславович Лапшин, старший преподаватель, Сергей Валерьевич Камшилов, старший преподаватель, Московский государственный областной
университет (МГОУ), г. Мытищи
Аннотация
В данной статье рассматривается зависимость включения в тренировочный процесс технических средств, направленных на развитие и совершенствование точности ударных действий боксёров. Если подходить дифференцированно по каждому спортсмену в отдельности, то после проведенного исследования и включения в программу тренировочного процесса упражнений на развитие точности удара можно сделать вывод, что в большинстве случаев показатели точности