Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДОЛЕВОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КРУПНОГО МЕГАПОЛИСА'

АНАЛИЗ ДОЛЕВОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КРУПНОГО МЕГАПОЛИСА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
56
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ / МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Щуров А.Г., Гаврилова Е.А., Чурганов О.А., Могельницкий А.С., Херодинов Б.И.

Известно, что в России в 2019 году выявлено 15-16% детей, которые требуют диспансерного наблюдения и корректирующего лечения. В образовательных учреждениях при организации занятий физической культурой к ним осуществляется индивидуальный подход. Цель данной статьи -проанализировать долевое распределение обучающихся 4, 9 и 11-х классов в Санкт-Петербурге на медицинские группы для занятий физической культурой в 2020 году, а также провести сравнительный анализ этих показателей за 2014, 2015, 2019 и 2020 год. Всего были обследованы 14226 из 23930 обучающихся. Методика и организация исследования: анализируемые данные были получены в результате ежегодного мониторинга физической подготовленности обучающихся в сфере образования, проводимого в соответствии с государственным заданием. Результаты исследования и их обсуждение: показатели доли учащихся специальной медицинской группы «А» по мере перехода от младших классов к старшим увеличиваются. Если в 4-х классах доля составляла 1,7%, то в 9-х классах - 2,2%, а в 11-х - 3,8%. Усредненные данные исследуемых показателей обучающихся трех классов (4, 9 и 11-х классов) за 2014, 2015, 2019 и 2020 год свидетельствуют о том, что за 6 лет доля обучающихся в основной группе выросла на 15%, в подготовительной группе снизилась на 11%, а суммарные показатели доли специальной группы «А» и «Б» снизились на 3,1%, а именно: с 6% до 2,9%. Выводы: за последние годы доля обучающихся, отнесенных к специальной медицинской группе, в целом имеет тенденцию к снижению, однако количество обучающихся в этой группе в старших классах по сравнению с более младшими увеличивается. Количество обучающихся, имеющих специальную медицинскую группу, все еще достаточно велико. Все они требуют диспансерного наблюдения и должны находиться под пристальным вниманием администрации общеобразовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Щуров А.Г., Гаврилова Е.А., Чурганов О.А., Могельницкий А.С., Херодинов Б.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE SHARED DISTRIBUTION OF STUDENTS TO MEDICAL GROUPS FOR PHYSICAL EDUCATION IN GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF LARGE MEGAPOLIS

It is known that in Russia in 2019, 15-16% of children who require dispensary observation and corrective treatment were identified. In educational institutions, when organizing physical education classes, an individual approach is carried out to them. The purpose of this article is to analyze the share distribution of 4th, 9th and 11th grade students in St. Petersburg into medical groups for physical education in 2020, as well as to conduct a comparative analysis of these indicators for 2014, 2015, 2019 and 2020. In total, 14226 out of 23930 students were examined. Methodology and organization of the study: the analyzed data were obtained as a result of the annual monitoring of the physical fitness of students in the field of education, carried out in accordance with the state task. Results of the study and their discussion: the proportion of students in the special medical group "A" increases as they move from junior to senior grades. If in the 4th grade the share was 1.7%, then in the 9th grade it was 2.2%, and in the 11th grade it was 3.8%. The averaged data of the studied indicators of students in three grades (grades 4th, 9th and 11th grades) for 2014, 2015, 2019 and 2020 indicate that over 6 years the share of students in the main group increased by 15%, in the preparatory group decreased by 11 %, and the total share of the special group "A" and "B" decreased by 3.1%, namely: from 6% to 2.9%. Conclusions: in recent years, the proportion of students assigned to a special medical group, as a whole, tends to decrease, however, the number of students in this group in the senior classes increases compared to the younger ones. The number of students with a special medical group is still quite large. All of them require dispensary observation and should be under the close attention of the administration of the educational organization.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДОЛЕВОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КРУПНОГО МЕГАПОЛИСА»

Уровень подготовленности Начальный Средний Продвинутый

Тип упражнений Аэробные упражнения регионального и глобального характера, одно или многосуставные силовые упражнения на все крупные м.г. Аэробные упражнения регионального и глобального характера, технически более сложные одно и многосуставные силовые упражнения Аэробные упражнения регионального и глобального характера и весь спектр силовых упражнений

Частота занятий (раз/нед) 2-4 - аэробные; 2-3 - силовые 4-5 - аэробные; 2-3 - силовые 4-6 - аэробные; 3-4 - силовые

Интенсивность 60-70% от ЧССтах; 60-70% от ЕПМ 60-80% от ЧССтах; 60-75% от ЕПМ 70-85% от ЧССтах; 60-80% от ЕПМ

Продолжительность 15-45 минут; 7-12 упражнений, 2-3 подхода, 10-15 повторений 30-60 минут; 10-12 упражнений, 3-4 подхода или 2-3 круга, 12-20 повторений 30-90 минут; 10-18 упражнений, 3-4 круга, 12-15 повтор. для в.ч. тела, 15-30 повтор. для н.ч. тела

Тренировочные методы Аэробная: равномерный непрерывный; Силовая: повторных усилий Аэробная: равномерный, переменный, повторный; Силовая: повторных усилий, рассеянной нагрузки Аэробная: равномерный, переменный, повторный, интервальный; Силовая: повторных усилий, рассеянной нагрузки, метод вставочных подходов, изометрический

Время восстановления во время силовой части тренировки (секунд) 30-120, в зависимости от скорости восстановления (по ЧСС, шкала Борга) 30-120, в зависимости от стадии мезоцикла и от тренировочного метода 30-120, в зависимости от стадии мезоцикла и от тренировочного метода

Большое значение имеет время проведения тренировок. При тренировках на продвинутом уровне подготовленности, в периоды низкого содержания мышечного гликогена и гликогена печени (обычно утром до принятия пищи), когда в кровеносном русле наблюдается повышенное содержание свободных жирных кислот, проведение аэробной тренировки с целью сжигания жира особенно эффективно [2].

ЛИТЕРАТУРА

1. Зеликова, О. А. Силовая тренировка: Раздаточный материал к семинару-тренингу «Силовая тренировка в групповых программах» / О.А. Зеликова. - Ростов-на-Дону, 2019. - 37с.

2. Базовый курс фитнес-тренера: учебно-методическое пособие / Ю.В. Пармузина, Е.П. Горбанева, И.А. Кириллова, О.В. Просветова. - Волгоград : ВГАФК, 2020. - 150 с.

REFERENCES

1. Zelikova, O.A., Gorbaneva, E.P., Kirillova, I.A., Prosvetova, O.V. (2019), Strength training: Handout for the seminar-training "Strength training in group programs", Rostov-on-Don.

2. Parmuzina. U.V., Gorbaneva, E.P., Kirillova I.A., and Prosvetova, O.V. (2020), Basic course of a fitness trainer: teaching aid. Volgograd.

Контактная информация: Uliyaparmuzina@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.03.2022

УДК 796.011.3

АНАЛИЗ ДОЛЕВОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КРУПНОГО МЕГАПОЛИСА

Алексей Григорьевич Щуров, доктор педагогических наук, профессор, Елена Анатольевна Гаврилова, доктор медицинских наук, профессор, Олег Анатольевич Чурганов, доктор педагогических наук, профессор, Александр Сергеевич Могельницкий, кандидат медицинских наук, доцент, Борис Игоревич Херодинов, кандидат медицинских наук, доцент, Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова,

Санкт-Петербург; Елена Валентиновна Попова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования,

Санкт-Петербург

Аннотация

Известно, что в России в 2019 году выявлено 15-16% детей, которые требуют диспансерного наблюдения и корректирующего лечения. В образовательных учреждениях при организации занятий физической культурой к ним осуществляется индивидуальный подход. Цель данной статьи -проанализировать долевое распределение обучающихся 4, 9 и 11-х классов в Санкт-Петербурге на медицинские группы для занятий физической культурой в 2020 году, а также провести сравнительный анализ этих показателей за 2014, 2015, 2019 и 2020 год. Всего были обследованы 14226 из 23930 обучающихся. Методика и организация исследования: анализируемые данные были получены в результате ежегодного мониторинга физической подготовленности обучающихся в сфере образования, проводимого в соответствии с государственным заданием. Результаты исследования и их обсуждение: показатели доли учащихся специальной медицинской группы «А» по мере перехода от младших классов к старшим увеличиваются. Если в 4-х классах доля составляла 1,7%, то в 9-х классах - 2,2%, а в 11-х - 3,8%. Усредненные данные исследуемых показателей обучающихся трех классов (4, 9 и 11-х классов) за 2014, 2015, 2019 и 2020 год свидетельствуют о том, что за 6 лет доля обучающихся в основной группе выросла на 15%, в подготовительной группе снизилась на 11%, а суммарные показатели доли специальной группы «А» и «Б» снизились на 3,1%, а именно: с 6% до 2,9%. Выводы: за последние годы доля обучающихся, отнесенных к специальной медицинской группе, в целом имеет тенденцию к снижению, однако количество обучающихся в этой группе в старших классах по сравнению с более младшими увеличивается. Количество обучающихся, имеющих специальную медицинскую группу, все еще достаточно велико. Все они требуют диспансерного наблюдения и должны находиться под пристальным вниманием администрации общеобразовательной организации.

Ключевые слова: обучающиеся, медицинские группы, физическая культура, общеобразовательная организация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p542-548

ANALYSIS OF THE SHARED DISTRIBUTION OF STUDENTS TO MEDICAL GROUPS FOR PHYSICAL EDUCATION IN GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF LARGE MEGAPOLIS

Aleksei Grigoryevich Shchurov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Elena Ana-tolievna Gavrilova, the doctor of medical sciences, professor, Oleg Anatolievich Churganov,

the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexander Sergeevich Mogelnitsky, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Boris Igorevich Kherodinov, candidate of medical sciences, senior lecturer, North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov (NWSMU named after I.I. Mechnikov), St. Petersburg; Elena Valentinovna Popova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education,

Abstract

It is known that in Russia in 2019, 15-16% of children who require dispensary observation and corrective treatment were identified. In educational institutions, when organizing physical education classes, an individual approach is carried out to them. The purpose of this article is to analyze the share distribution of 4th, 9th and 11th grade students in St. Petersburg into medical groups for physical education in 2020, as well as to conduct a comparative analysis of these indicators for 2014, 2015, 2019 and 2020. In total, 14226 out of 23930 students were examined. Methodology and organization of the study: the analyzed data were obtained as a result of the annual monitoring of the physical fitness of students in the field of education, carried out in accordance with the state task. Results of the study and their discussion: the proportion of students in the special medical group "A" increases as they move from junior to senior grades. If in the 4th grade the share was 1.7%, then in the 9th grade it was 2.2%, and in the 11th grade it was 3.8%. The averaged data of the studied indicators of students in three grades (grades 4th, 9th and 11th grades) for 2014, 2015, 2019 and 2020 indicate that over 6 years the share of students in the main group increased by 15%, in the preparatory group decreased by 11 %, and the total share of the special group "A"

and "B" decreased by 3.1%, namely: from 6% to 2.9%. Conclusions: in recent years, the proportion of students assigned to a special medical group, as a whole, tends to decrease, however, the number of students in this group in the senior classes increases compared to the younger ones. The number of students with a special medical group is still quite large. All of them require dispensary observation and should be under the close attention of the administration of the educational organization.

Keywords: students, medical groups, physical culture, educational organization.

ВВЕДЕНИЕ

За последние десятилетия наше государство все больше внимания уделяет индивидуальному подходу к образованию и здоровью детей, что очень важно, так как дети с разным состоянием здоровья нуждаются в дифференцированном подходе к формированию программ их обучения и развития.

По данным Росстата [2] уровень заболеваемости детей в Российской Федерации в 2020 году по сравнению с 2015 годом в возрасте до 14 лет уменьшился с 43843,0 тысяч до 38526,1 тысяч (на 12,1%), в возрасте 15-17 лет уменьшился с 5492,9 тысяч до 5441,8 тысяч (на 1%), а количество детей-инвалидов в увеличилось с 540,6 тысяч до 621,1 тысяч. Эти данные показывают, что, несмотря на то, что, в целом, общий уровень заболеваемости детей до 17 лет уменьшился, он остается еще высоким, а численность детей-инвалидов даже выросла на 15%.

По итогам профилактических медицинских осмотров в 2019 году 15-16 % детей в возрасте до 17 лет требуют диспансерного наблюдения и корректирующего лечения. Выявлен также рост ожирения у обследованных по мере их взросления. Так, если в возрасте до 14 лет этот диагноз установлен у 1,4 %, то от 15 до 17 лет - уже у 3,3 % детей [4].

Очевидно, что к детям, имеющим различный уровень состояния здоровья и степень тяжести заболевания, при организации занятий по физической культуре в образовательных организациях должен осуществляться индивидуальный подход.

В этой связи при организации занятий по физической культуре в общеобразовательных учреждениях распределение обучающихся на медицинские группы является необходимой мерой для осуществления индивидуального подхода к обучающимся в школе, так как оно способствует индивидуализации и оптимизации физических нагрузок, предотвращению обострений заболеваний и улучшают психологические состояние, снижая количество ситуаций неуспеха и развивая интерес к физической активности на индивидуальном уровне состояния здоровья [1].

Согласно Приказу Минздрава РФ № 1664н от 27.12.2011 г. [3] допуск к занятиям спортом и физической культурой, а также определение медицинской группы для занятия физической культурой вошли в номенклатуру медицинских услуг: В03.020.002 - Ком -плекс обследований по допуску к занятиям физической культурой и А23.30.035 - Определение медицинской группы для занятий физической культурой детского населения.

В соответствии с приказом Минздрава РФ от 10 августа 2017 г. N 514н «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» все обучающиеся в зависимости от состояния здоровья для занятий физической культурой распределяются на следующие медицинские группы: основную, подготовительную и специальные группы «А» (оздоровительная) и «Б» (реабилитационная) [6]. Целью такого распределения является оценка уровня физического развития и функциональных возможностей несовершеннолетнего, выбор оптимальной программы физического воспитания и выработка медицинских рекомендаций по планированию занятий физической культурой. Сведения о принадлежности обучающихся к медицинским группам формируются медицинским персоналом школы на основании результатов ежегодных врачебных обследований, отражаются в Листке здоровья в классном журнале и передаются учителям физкультуры.

Уроки по физической культуре в школе в основной и подготовительной группах проводятся по единой программе с учетом снижения нагрузок в подготовительной груп-

пе. Для специальной группы «А» уроки проводятся отдельно от основной и подготовительной групп по специальной программе. Целесообразно обучающихся распределять по группам, объединяющим параллели 1-4-х классов, 5-8-х классов и 9-11-х классов, наполняемостью 10-20 человек. Обучающиеся, отнесенные к специальной группе «Б», занимаются лечебной физической культурой в лечебном учреждении и приносят справку о прохождении занятий ЛФК в школу [5].

В данной статье рассмотрены показатели наполняемости медицинских групп для занятий физической культурой в 4, 9 и 11-х классах, а также проведен сравнительный анализ этих показателей за 2014 и 2020 год в Санкт-Петербурге, полученных в ходе ежегодного мониторинга физической подготовленности обучающихся, проводимого во всех субъектах Российской Федерации.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В соответствии с государственным заданием Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования в 2020 году было организовано проведение мониторинга (тестирования) физической подготовленности учащихся в соответствии с требованиями образовательного стандарта и образовательной программы по физической культуре образовательных учреждений Санкт-Петербурга с учетом распределения обучающихся на медицинские группы для занятий физической культурой (основная, подготовительная, специальная «А» и «Б»).

В ходе исследования были получены данные по наполняемости медицинских групп в 16 районах г. Санкт-Петербурга. В мониторинге приняли участие 80 образовательных организаций различного типа: 48 средних образовательных школ, 18 гимназий, 7 лицеев, 6 школ с углубленным изучением предметов, 1 ресурсный центр. Всего были обследованы 14226 из 23930 обучающихся.

Квотная выборка составляет 11,9% от генеральной совокупности - 667 образовательных организаций, что свидетельствует о ее репрезентативности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Полученные по результатам исследований в 2020 году усредненные данные о наполняемости медицинских групп для занятий физической культурой в параллелях 4-х, 9-х и 11-х классов образовательных организаций Санкт-Петербурга представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Долевое распределение обучающихся 4, 9 и 11-х классов на медицинские группы для занятий физической культурой в 2020 году (%)_

Медицинские группы Учебные классы

4-й класс 9-й класс 11-й класс

Основная 84,7 76,6 72,8

Подготовительная 13,3 20,7 23,1

Специальная «А» 1,7 2,2 3,8

Специальная «Б» 0,3 0,5 0,3

Из этих данных видно, что с возрастом доля обучающихся, имеющих основную группу, уменьшается в 9-х классах по сравнению с 4-ми с 84,7% до 76,7%, а в 11-х классах - до 72, 8%. Доля обучающихся, отнесенных к подготовительной группе, увеличивается с 13,3% в 4-х классах до 20,8% - в 9-х классах и до 23,1% - в 11-х классах. Следует отметить, что наибольшее увеличение доли обучающихся подготовительной группы происходит с 4-го по 9-й класс - на 7,4%, а увеличение с 9-го по 11-й класс составляет лишь 2,4%. Показатели доли учащихся специальной медицинской группы «А» по мере перехода от младших классов к старшим также увеличиваются. Если в 4-х классах она составляла 1,7%, то в 9-х классах - 2,2%, а в 11-х - 3,8%. При этом, если между 4-ми и 9-ми классами, при разности в возрасте 5 лет, увеличение составляет 0,5%, то между 9-ми и

11-ми классами, при разности в возрасте 2 года, составляет уже 1,6 %.

Доля обучающихся в специальной медицинской группе «Б» во всех исследуемых классах небольшая и практически мало отличается между ними, а именно: в 4-х классах -0,3%, в 9-х - 0,5% и в 11-х классах - 0,3%. Результаты данного анализа графически представлены на рисунке.

100 80 60 40 20 0 -20

84,7 76,6 72,8

13,3 20,7 23,1 - ■

1,7 ■ " 2,2 3,8

0,3 0,5 0,3

4 класс

■Основная группа ■Специальная группа "А"

9 класс 11 класс

^^^"Подготовительная группа Специальная группа "Б"

Рисунок -

Динамика долевого распределения обучающихся, отнесенных к разным медицинским группам для занятий физической культурой, между 4, 9 и 11-ми классами (%)

Сравнительный анализ исследуемых показателей за 2020 год с данными, полученными в ходе аналогичного нашего исследования в 2014 году [7], свидетельствует о том, что за последние 6 лет увеличилась доля обучающихся в основной группе во всех параллелях, причем наибольшее увеличение отмечается в параллелях 9-х классов - на 20,0% (таблица 2).

Таблица 2 - Показатели долевого распределения учащихся на медицинские группы для

Годы исследования Учебные классы

4-й класс 9-й класс 11-й класс

Осн. Подг. Спец. «А» Спец. «Б» Осн. Подг. Спец. «А» Спец. «Б» Осн. Подг. Спец. «А» Спец. «Б»

2014 81 14 2,8 2,2 57 34 6,3 2,7 72 24 3,7 0,3

2020 85 13 1,7 0,3 77 21 2,2 0,5 73 23 3,8 0,3

Показатели подготовительной группы уменьшились во всех параллелях и различаются примерно на 1% в 4-х и в 11-х классах, а вот в 9-х классах они уменьшились на 13%. Существенно уменьшились суммарные показатели долей обучающихся специальных групп «А» и «Б»: с 5,0 до 2,0% - в 4-х классах, с 9,0 до 2,7% - в 9-х классах, в 11-х классах они не изменились.

В таблице 3 представлены усредненные данные исследуемых показателей обучающихся трех параллелей классов (4, 9 и 11-х классов) за 2014, 2015, 2019 и 2020 год, которые свидетельствуют о том, что за 6 лет доля обучающихся в основной группе выросла на 15%, в подготовительной группе снизилась на 11%, а суммарные показатели доли специальной группы «А» и «Б» снизились на 3,1%, а именно: с 6% до 2,9%.

Таблица 3 - Динамика показателей долевого распределения учащихся на медицинские группы для занятий физической культурой с 2014 по 2020 год (%)_

Годы исследования Группы для занятий физической культурой

Основная Подготовительная Специальная

2014 70,0 24,0 6,0

2015 72,3 23,3 4,4

2019 77,6 19,3 3,1

2020 85,2 12,9 2,9

Очевидно, что количество школьников, относящихся к специальной медицинской группе, все еще достаточно велико. Все они требуют диспансерного наблюдения и долж-

ны находиться под пристальным вниманием администрации общеобразовательной организации. В учебном заведении для реализации индивидуального подхода на занятиях физической культурой прежде всего должен быть издан приказ об утверждении списков обучающихся, отнесенных к медицинским группам, разработана специальная программа с учетом патологии обучающихся, в случае объединения учеников в медицинскую группу из нескольких классов должно быть составлено отдельное расписание, а также определен отдельный зал или площадка для занятий.

ВЫВОДЫ

За последние годы доля обучающихся, отнесенных к специальной медицинской группе для занятий физической культурой, в целом имеет тенденцию к снижению, однако количество обучающихся в этой группе в старших классах по сравнению с более младшими увеличивается.

Количество обучающихся, имеющих специальную медицинскую группу, все еще достаточно велико. Все они требуют диспансерного наблюдения и должны находиться под пристальным вниманием администрации общеобразовательной организации.

Результаты исследования могут быть использованы для внесения корректив в учебный процесс по физической культуре.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беркутова, И.Ю. Совершенствование процесса развития двигательных возможностей учащихся общеобразовательной школы путем оптимизации физической грузки через интегрированное обучение / И.Ю. Беркутова, М.С. Николаева, И.С. Частова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 2 (84). - С. 19-22.

2. Здравоохранение в Росси. 2021 : Статистический сборник. - Москва : Росстат, 2021. -

171 с.

3. Об утверждении номенклатуры медицинских услуг : приказ Минздрава РФ от 27.12.2011 г. № 1664н (ред. от 24.08.2017 №548н) // Гарант.ру : [сайт]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70031938/ (дата обращения 09.03.2022).

4. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года : Распоряжение правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 года N 3081-р // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/566430492) (дата обращения 09.03.2022).

5. О методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья» : Письмо Мино-брнауки РФ от 30 мая 2012 г. № МД-583/1 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/902379049 (дата обращения 09.03.2022).

6. О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних (в ред. Приказов Минздрава РФ от 03.07.2018 № 410н, от 13.06.2019 № 396н, от 19.11.2020 № 1235н) : Приказ Минздрава РФ от 10 августа 2017 г. N 514н // КонтурНорматив : [сайт]. - URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=345500 (дата обращения 09.03.2022).

7. Физическая подготовленность школьников в условиях крупного мегаполиса / А.Г. Щуров, С.В. Алексеев, Е.В. Попова, О.В. Старолавникова // Теория и практика физической культуры. -2017. - № 3. - С. 60-62.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Berkutova, I.Yu., Nikolaev, M.S. and Chastova, I.S. (2012), "Improving the process of development of motor abilities of students of a general education school by optimizing physical load through integrated learning", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (84), pp. 19-22.

2. Rosstat (2021), Health care in Russia. 2021: Statistical collection, Moscow.

3. Ministry of Health of the Russian Federation (2021), "On the approval of the range of medical services", Order № 1664n of December 27, 2011 (as amended on August 24, 2017 No. 548n), available at : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70031938/ (accessed 09.03.2022).

4. Government of the Russian Federation (2020), "On approval of the Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2030", Decree No 3081-r of November 24, 2020, available at : https://docs.cntd.ru/document/566430492 (accessed 09.02.2022).

5. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2012), "On the methodological recommendations 'Medical and pedagogical control over the organization of physical education classes for students with disabilities in the state of health'", Letter No. MD-583/1 of May 30, 2012, available at : https://docs.cntd.ru/document/902379049 (accessed 09.03.2022).

6. Ministry of Health of the Russian Federation (2017), "On the procedure for conducting preventive medical examinations of minors (as amended by the Orders of the dated July 3, 2018 No. 410n, dated June 13, 2019 No. 396n, dated November 19, 2020 No. 1235n)", Order N 514n of August 10, 2017, available at : https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId= 345500 (accessed 09.03.2022).

7. Schurov, A.G., Alekseev, S.V., Popova, E.V. and Starolavnikova O.V. (2017), "Physical fitness of schoolchildren in a large metropolis", Theory and Practice of Physical Culture, No 3, pp. 60-62.

Контактная информация: shchag@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.03.2022

УДК 378.147

ДИСЦИПЛИНА «АРТ-ТЕРАПИЯ» И ЕЁ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Любовь Николаевна Эйдельман, доктор педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Аннотация

Введение. Исследование направлено на изучение возможностей дисциплины «Арт-терапия» в процессе подготовки бакалавра по адаптивной физической культуре. Методика и организация исследования. В исследовании использовался тест «Ваш творческий потенциал», педагогические наблюдения и опрос. Исследование проводилось в течение 2017-2021 гг. среди обучающихся на кафедре оздоровительной физической культуры и адаптивного спорта Института физической культуры и спорта (направление подготовки 49.03.02, n=85). Результаты исследования и их обсуждение. Результаты опроса показали, что влияние арт-педагогических методик и технологий на процесс развития творческого потенциала обучающихся многовекторно. По оценкам респондентов положительное воздействие оказывают диалогичный и творческий характер педагогического общения (90%); применение продуктивных форм учебной деятельности (87%); умение работать с разными материалами (100%); помощь педагога в фокусировании на положительном конечном результате (100%); выявление и оценка творческих способностей обучающихся (67%); наличие взаимосвязи теории и практики (100%). Полученные результаты свидетельствуют о том, что включение методик и технологий арт-терапии в практико-ориентированную деятельность положительно влияет на психоэмоциональную атмосферу в группе и повышает мотивацию к творчеству обучающихся. Практическая значимость состоит в использовании данных для эффективной реализации дисциплины «Арт-терапия» в образовательном процессе бакалавров по направлению подготовки 49.03.02. Выводы. Внедрение в образовательный процесс дисциплины «Арт-терапия» позволяет раскрыть творческие способности бакалавра по адаптивной физической культуре, освоить арт-терапевтические технологии неклинической направленности и повысить мотивацию к обучению.

Ключевые слова: арт-терапия, адаптивная физическая культура, бакалавр.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p548-551

DISCIPLINE "ART THERAPY" AND ITS ROLE IN THE PROCESS OF PREPARING A BACHELOR IN ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE

Lyubov Nikolaevna Eidelman, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.