Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КРУПНОГО МЕГАПОЛИСА НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КРУПНОГО МЕГАПОЛИСА НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
129
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Щуров Алексей Григорьевич, Гаврилова Елена Анатольевна, Чурганов Олег Анатольевич, Могельницкий Александр Сергеевич, Попова Елена Валентиновна

В настоящее время одной из основных задач физического воспитания школьников является развитие кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости, скорости и гибкости) и координационных способностей. Целью данной работы явилось исследование уровня физической подготовленности по показателям развития физических способностей обучающихся общеобразовательных организаций. В 2020 году был проведен мониторинг уровня физической подготовленности 14226 из 23930 обучающихся 4-х, 9-х и 11-х классов в 80 из 667 образовательных организациях различного типа Санкт-Петербурга, что составляет 8,3% и является репрезентативной выборкой для данного мегаполиса. Сравнительный анализ результатов мониторинга уровня физической подготовленности обучающихся в 2020 году в сравнении с 2014 годом показал, что в 4-х классах произошло снижение показателей в трех из шести тестах: в беге на 30 м, 6-минутном беге и челночном беге, что указывает на то, что в учебной программе 4-го класса по физической культуре, по-видимому, необходимо скорректировать раздел по бегу. В 9-х классах отрицательную динамику показал лишь один тест: 6-минутный бег, который характеризует такое физическое качество, как выносливость. В программе же 11-го класса следует обратить внимание на два теста, которые показали отрицательную динамику: подтягивание и гибкость. Представлены рекомендации по корректировке учебных программ по предмету «Физическая культура», в частности предлагается на уроках больше внимания уделять беговым видам упражнений в 4-ом классе, упражнениям на выносливость - в 9-ом классе и на гибкость и подтягивание - в 11-ом классе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Щуров Алексей Григорьевич, Гаврилова Елена Анатольевна, Чурганов Олег Анатольевич, Могельницкий Александр Сергеевич, Попова Елена Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE LEVEL OF PHYSICAL FITNESS OF SCHOOLCHILDREN IN LARGE MEGAPOLIS ON THE EXAMPLE OF ST. PETERSBURG

At present, one of the main tasks of physical education of schoolchildren is the development of conditioning (strength, speed-strength, endurance, speed and flexibility) and coordination abilities. The purpose of this work was to study the level of physical fitness in terms of the development of physical abilities of students in educational institutions. In 2020, the level of physical fitness of 14226 out of 23930 students of 4th, 9th and 11th grades was monitored in 80 out of 667 educational organizations of various types in St. Petersburg, which is 8.3% and is a representative sample for this metropolis. Comparative analysis of the results of monitoring the level of physical fitness of students in 2020 compared to 2014 showed that in the 4th grade there was a decrease in indicators in three of the six tests: in the 30-meter run, 6-minute run and shuttle run, indicating that the 4th grade physical education curriculum appears to need to be adjusted in the running section. In the 9th grade only one test showed negative dynamics: a 6-minute run, which characterizes such a physical quality as endurance. In the 11th grade program, attention should be paid to two tests that showed negative dynamics: pull-ups and flexibility. Recommendations are presented for adjusting the curricula on the subject "Physical Education", in particular, it is proposed to pay more attention to running exercises in the 4th grade, endurance exercises in the 9th grade and flexibility and pulling up in the 11th grade.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КРУПНОГО МЕГАПОЛИСА НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

УДК 796.011.3

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КРУПНОГО МЕГАПОЛИСА НА ПРИМЕРЕ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Алексей Григорьевич Щуров, доктор педагогических наук, профессор, Елена Анатольевна Гаврилова, доктор медицинских наук, профессор, Олег Анатольевич Чурганов, доктор педагогических наук, профессор, Александр Сергеевич Могельницкий, кандидат

медицинских наук, доцент, Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова, Санкт-Петербург; Елена Валентиновна Попова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, Санкт-Петербург

Аннотация

В настоящее время одной из основных задач физического воспитания школьников является развитие кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости, скорости и гибкости) и координационных способностей. Целью данной работы явилось исследование уровня физической подготовленности по показателям развития физических способностей обучающихся общеобразовательных организаций. В 2020 году был проведен мониторинг уровня физической подготовленности 14226 из 23930 обучающихся 4-х, 9-х и 11-х классов в 80 из 667 образовательных организациях различного типа Санкт-Петербурга, что составляет 8,3% и является репрезентативной выборкой для данного мегаполиса. Сравнительный анализ результатов мониторинга уровня физической подготовленности обучающихся в 2020 году в сравнении с 2014 годом показал, что в 4-х классах произошло снижение показателей в трех из шести тестах: в беге на 30 м, 6-минутном беге и челночном беге, что указывает на то, что в учебной программе 4-го класса по физической культуре, по-видимому, необходимо скорректировать раздел по бегу. В 9-х классах отрицательную динамику показал лишь один тест: 6-минутный бег, который характеризует такое физическое качество, как выносливость. В программе же 11-го класса следует обратить внимание на два теста, которые показали отрицательную динамику: подтягивание и гибкость. Представлены рекомендации по корректировке учебных программ по предмету «Физическая культура», в частности предлагается на уроках больше внимания уделять беговым видам упражнений в 4-ом классе, упражнениям на выносливость - в 9-ом классе и на гибкость и подтягивание - в 11-ом классе.

Ключевые слова: физическая подготовленность, физические качества, мониторинг.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p459-464

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE LEVEL OF PHYSICAL FITNESS OF SCHOOLCHILDREN IN LARGE MEGAPOLIS ON THE EXAMPLE OF ST.

PETERSBURG

Aleksey Grigoryevich Shchurov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Elena Anatol-yevna Gavrilova, the doctor of medical sciences, professor, Oleg Anatolyevich Churganov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexander Sergeevich Mogelnitskiy, the candidate of medical sciences, senior lecturer, North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov, St. Petersburg; Elena Valentinovna Popova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education

Abstract

At present, one of the main tasks of physical education of schoolchildren is the development of conditioning (strength, speed-strength, endurance, speed and flexibility) and coordination abilities. The purpose of this work was to study the level of physical fitness in terms of the development of physical abilities of students in educational institutions. In 2020, the level of physical fitness of 14226 out of 23930 students of 4th, 9th and 11th grades was monitored in 80 out of 667 educational organizations of various types in St. Petersburg, which is 8.3% and is a representative sample for this metropolis. Comparative analysis of the results of monitoring the level of physical fitness of students in 2020 compared to 2014

showed that in the 4th grade there was a decrease in indicators in three of the six tests: in the 30-meter run, 6-minute run and shuttle run, indicating that the 4th grade physical education curriculum appears to need to be adjusted in the running section. In the 9th grade only one test showed negative dynamics: a 6-minute run, which characterizes such a physical quality as endurance. In the 11th grade program, attention should be paid to two tests that showed negative dynamics: pull-ups and flexibility. Recommendations are presented for adjusting the curricula on the subject "Physical Education", in particular, it is proposed to pay more attention to running exercises in the 4th grade, endurance exercises in the 9th grade and flexibility and pulling up in the 11th grade.

Keywords: physical fitness, physical qualities, monitoring.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время одной из характерных особенностей образа жизни многих школьников является сокращение объемов двигательной активности (гипокинезия) и мышечной работы (гиподинамия) в сочетании с нервно-психическими перегрузками. Малоподвижный образ жизни негативно влияет на их работоспособность: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций. Для оптимизации их двигательной активности с учетом личностно ориентированного подхода в обучении необходимо проводить регулярный мониторинг физической подготовленности детей с целью корректировки учебных программ, разработки необходимых средств и методов физического воспитания обучающихся [4].

Физическая подготовленность детей - это степень сформированности навыков основных видов движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье) и развития физических способностей.

В целях изучения уровня физической подготовленности школьников, согласно Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года [4], во всех субъектах Российской Федерации ежегодно проводится мониторинг физической подготовленности обучающихся в сфере образования. Результаты мониторинга позволяют оценить уровень физической подготовленности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС в образовательной области «Физическая культура», производить коррекцию учебных программ, совершенствовать организацию проведения занятий физической культурой обучающихся различных медицинских групп для занятий физической культурой (основной, подготовительной, специальной А и специальной Б). Анализ полученных данных дает возможность оценить уровень физической подготовленности в различных регионах [5], проследить динамику изменения по годам [6], совершенствовать нормативы школьной программы и Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса (ВФСК) «ГТО» [1].

В настоящей статье представлены результаты мониторинга уровня физической подготовленности обучающихся общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга за 2020 год и проведен сравнительный анализ полученных данных с результатом аналогичного мониторинга за 2014 год.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Согласно государственному заданию Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования было организован мониторинг развития физических способностей (скоростных, координационных, скоростно-силовых, выносливости, гибкости, силовых) школьников и проведен анализ их соответствия с нормативными требованиями учебной программы по физической культуре.

В мониторинге приняли участие 14226 из 23930 обучающихся 4-х, 9-х и 11-х классов 80 образовательных организаций различного типа: 48 средних образовательных школ, 18 гимназий, 7 лицеев, 6 школ с углубленным изучением предметов, 1 ресурсный центр из 16 районов Санкт-Петербурга. Квотная выборка включает 80 образовательных организаций, что составляет 8,3% от генеральной совокупности и является в целом репрезента-

тивной для данного мегаполиса. В тестировании участвовали обучающиеся основной и подготовительной медицинских групп для занятий физической культурой. Оно проводилось в рамках урочной деятельности при проведении зачетных уроков и уроков по сдаче нормативов у обучающихся 4-х, 9-х и 11-х классов. Выборка респондентов включала по два класса в каждой параллели исследуемых учреждений.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для оценки показателей уровня физической подготовленности были подобраны контрольные упражнения (тесты) и разработаны параметры их оценивания: бег 30 метров; 6-минутный бег; прыжок в длину с места; подтягивание (юноши - в висе, девушки -в висе лёжа); челночный бег 3х10 м (с одним кубиком, без броска); упражнение на гибкость (в положении сидя). Параметры оценки физических способностей составлены с учетом нормативов из комплексной программы В.И. Ляха [2], ВФСК «ГТО» [3] и рекомендаций Минобрнауки России отдельно по каждому тесту к тому или иному уровню физической подготовленности (низкий, средний и высокий). Коридор среднего уровня был расширен, так как показатель в ГТО на бронзовую медаль никак нельзя отнести к низкому уровню. Он укладывается как минимум в средний уровень (таблица 1).

Таблица 1 - Параметры оценки уровня физической подготовленности учащихся 4-х, 9-х и 11-х классов

Физ. способности Контрольное Уровень

упражнение Класс Мальчики / юноши Девочки / девушки

(тест) Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий

Скоростные 4 6,6 и более 6,5-5,5 5,4 и менее 6,6 и более 6,5-5,7 5,6 и менее

Бег 30 м, с 9 5,4 и более 5,3-4,8 4,7 и менее 6,0 и более 5,9-5,1 5,0 и менее

11 5,1 и более 5,0-4,5 4,4 и менее 6,0 и более 5,9-5,1 5,0 и менее

Коорди- Челночный бег 3х10м, с 4 9,7 и более 9,6-8,7 8,6 и менее 10,1 и более 10,0-9,2 9,1 и менее

национ- 9 8,5 и более 8,4-7,8 7,7 и менее 9,4 и более 9,3-8,6 8,5 и менее

ные 11 8,0 и более 7,9-7,3 7,2 и менее 9,4 и более 9,3-8,5 8,4 и менее

Скорост- Прыжок в 4 129 и менее 130-159 160 и более 119 и менее 120-149 150 и более

но- длину с ме- 9 169 и менее 170-214 215 и более 149 и менее 150-179 180 и более

силовые ста, см 11 204 и менее 205-229 230 и более 159 и менее 160-184 185 и более

Выносливость 6-минутный бег, м 4 менее 900 900-1050 более 1050 менее 750 750-950 более 950

9 менее 1250 1250-1350 более 1350 менее 1050 1050-1200 более 1200

11 менее 1300 1300-1400 более 1400 менее 1050 1050-1200 более 1200

Наклон впе- 4 +1 и менее +2-+7 +8 и более +2 и менее +3-+10 +11 и более

Гибкость ред из по- 9 +3 и менее +4-+10 +11 и более +4 и менее +5-+14 +15 и более

лож. сидя, см 11 +5 и менее +6-+12 +13 и более +6 и менее +7-+15 +16 и более

Подтягива- 4 1 и менее 2-4 5 и более 6 и менее 7 -14 15 и более

ние: юн. в 9 5 и менее 6-9 10 и более 9 и менее 10 -15 16 и более

Силовые висе; дев. в

висе лёжа; 11 8 и менее 9-11 12 и более 10 и менее 11 -17 18 и более

кол-во раз

По полученным результатам мониторинга за 2020 год было рассчитано процентное (долевое) распределение обучающиеся 4-х, 9-х и 11-х классов по уровням физической подготовленности для каждого контрольного упражнения. Аналогичные показатели за 2014 год были получены в результате расчетов, выполненных по данным мониторинга указанного года [6]. Эти данные за оба года представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Долевое распределение обучающихся 4-х, 9-х и 11-х классов по уровням физической подготовленности в каждом контрольном упражнении в 2014 и 2020 годах (%)

Контрольное упражнение (тест) Уровень Учебные классы

4-й 9-й 11-й

2014 2020 2014 2020 2014 2020

Бег 30 м низкий 21,7 20,9 24,7 18,1 24,9 18,5

средний 56,8 44,5 48,7 42,7 55,8 41,7

высокий 21,5 32,2 26,6 37,9 19,3 38,2

Контрольное упражнение (тест) Уровень Учебные классы

4-й 9-й 11-й

2014 2020 2014 2020 2014 2020

6-минутный бег низкий 16,4 22,5 20,8 25,3 33,6 23,1

средний 57,9 36,2 51,8 39,0 43,5 38,6

высокий 25,7 38,3 27,4 33,6 22,9 36,6

Прыжок в длину с места низкий 22,2 21,2 27,8 17,9 26,8 29,7

средний 54,8 44,2 48,7 43,0 53,5 37,8

высокий 23,0 33,6 23,5 37,4 19,7 40,6

Подтягивание: юноши в висе; девушки в висе лёжа низкий 51,0 28,0 39,4 28,3 21,6 28,8

средний 24,8 35,9 33,0 35,6 52,0 33,1

высокий 24,2 30,4 27,6 33,0 26,4 33,7

Челночный бег 3х10 м низкий 16,4 18,2 29,8 15,6 22,0 16,1

средний 43,2 40,9 41,5 38,9 48,0 37,8

высокий 40,4 39,0 38,7 44,3 30,0 43,8

Упражнение на гибкость в положении сидя низкий 32,8 23,1 25,9 22,5 21,2 23,2

средний 38,7 37,9 42,5 39,2 48,3 35,3

высокий 28,5 35,6 31,6 37,3 30,5 38,1

В данной статье нас интересовало, прежде всего, изменение показателей суммы процентов, соответствующих среднему и высокому уровням физической подготовленности обучающихся (таблица 3).

Таблица 3 - Изменение показателей суммы процентов обучающихся 4-х, 9-х и 11-х классов в каждом контрольном упражнении в 2014 и 2020 годах (%)_

Контрольное упражнение (тест) Учебные классы

4-й 9-й 11-й

2014 2020 Различия 2014 2020 Различия 2014 2020 Различия

Бег 30 м 78,3 76,7 -1,6 75,3 80,6 +5,3 75,1 79,9 +4,8

6-минутный бег 83,6 74,5 -9,1 79,2 72,6 -6,6 66,4 72,5 +8,8

Прыжок в длину с места 77,8 77,8 0 72,2 80,4 +8,2 72,6 78,4 +5,8

Подтягивание: юн. в висе; дев. в висе лёжа 49,0 66,3 +17,3 60,6 68,6 +8,0 784 66,8 -11,6

Челночный бег 3х10 м 83,6 79,9 -3,7 80,2 83,2 +3,0 78,0 82,6 +4,6

Упражнение на гибкость в положении сидя 67,2 73,5 +6,3 74,1 76,5 +2,4 78,8 73,4 -5,4

Анализ показателей суммы процентов среднего и высокого уровней физической подготовленности обучающихся в каждом контрольном упражнении (тесте) по годам показал, что в 2020 году по сравнению с 2014 годом в беге на 30 метров в 4-х классах они снизились на 1,6%, а в 9-х и 11-х классах увеличились на 5,3% и на 4,8% соответственно.

В 6-минутном беге в параллелях 4-х и 9-х классов динамика отрицательная: меньше на 9,1% и 6,6% соответственно, а в 11-х классах - положительная: больше на 8,8%.

Результаты по прыжку в длину с места: в 4-х классах сумма показателей не изменилась, в 9-х и 11-х классах динамика положительная: 8,2% и 5,8% соответственно.

В подтягивании (юноши - в висе; девушки - вис лёжа) выявлена следующая динамика суммы показателей среднего и высокого уровней: в 4-х и 9-х классах увеличение на 17,3% и 8,0% соответственно, в 11-х классах - снижение на 11,6%.

Челночный бег показал отрицательную динамику показателей в 4-х классах (меньше на 3,7%) и положительную динамику в 9-х и 11-х классах (3% и 4,6% соответственно).

В тесте на гибкость в 4-х и 9-х классах показатели улучшились на 6,3% и 2,4% соответственно, а 11-х классах снизились на 5,4%.

Таким образом, в 2020 году в сравнении с 2014 годом в 4-х классах произошло снижение показателей в трех из шести тестах: в беге на 30 м, 6-минутном беге и челночном беге, что указывает на то, что в учебной программе 4-го класса по физической культуре, по-видимому, необходимо скорректировать раздел по бегу.

В 9-х классах отрицательную динамику показал лишь один тест: 6-минутный бег, который характеризует такое физическое качество, как выносливость. В программе же 11-го класса следует обратить внимание на два теста, которые показали отрицательную динамику: подтягивание и гибкость. Очевидно, что эти показатели с отрицательной динамикой требуют последующего детального исследования и осмысления.

Анализ изменения показателей суммы средних и высоких уровней физической подготовленности за 2020 год с 4 по 11 класс свидетельствует о росте большинства показателей к 9-му классу и их снижение к 11 классу, что, по-видимому, можно объяснить возрастными физиологическими особенностями детского организма, которые необходимо учитывать при корректировке нормативов.

Возраст 13-16 лет характеризуется снижением темпов развития относительной силы. Снижение уровня гибкости зависит от возрастного окостенения хрящевых тканей, уменьшения подвижности в сочленениях, так как к 13-16 годам завершается формирование суставов.

Результаты наших исследований соответствуют физиологическим особенностям развития указанных физических качеств. Так, в тестах на гибкость и подтягивание учащиеся 11-х классов показали снижение результатов по отношению к результатам 9-х классов.

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование показало, что за 6-летний период существенно вырос общий уровень физической подготовленности обучающихся средней школы, что свидетельствует о том, что принимаемые государством меры по повышению физической активности школьников приносят положительные результаты. В то же время результаты мониторинга показывают, что необходимо внести некоторую корректировку учебных программ по предмету «Физическая культура» с учетом физиологических особенностей развития детского организма. На уроках в 4-ом классе следует больше внимания уделять беговым видам упражнений на развитие скоростных способностей и выносливости, в 9-ом классе - упражнениям на выносливость, а в 11-ом классе - упражнениям на гибкость и подтягивание.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Имельбаева Э.И. Оценка физической подготовленности обучающихся МБОУ СОШ № 44 при выполнении требований комплекса ГТО на основе онлайн технологии «АС ФСК ГТО» / Э.И. Имельбаева, А.В. Борисов // «Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма, психологического сопровождения и оздоровления различных категорий населения». Сборник материалов XIX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - Сургут, 2020. - С. 358-366.

2. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся. 1-11 классы. Программы для учителей / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - Москва : Просвещение, 2012. - 128 с.

3. Нормативы ГТО // Официальный интернет-портал Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» [сайт]. - URL: https://www.gto.ru/norms (дата обращения 11.02.2022)

4. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года : Распоряжение правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 года N 3081-р // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/566430492 (дата обращения 11.02.2022)

5. Чекулаев Н.Н. Возрастные изменения двигательных способностей школьников 7-17 лет города Хабаровска / Н.Н. Чекулаев, Т.И. Буцкина // «Физическая культура и спорт в современном обществе». Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор С.С. Добровольский. - 2014. - С. 232-236.

6. Физическая подготовленность школьников в условиях крупного мегаполиса / А.Г. Щуров, С.В. Алексеев, Е.В. Попова, О.В. Старолавникова // Теория и практика физической культуры. -

2017. - № 3. - С. 60-62.

REFERENCES

1. Imelbaeva, E.I. and Borisov, A.V. (2020), "Assessment of physical fitness of students of MBOU secondary school No. 44 when fulfilling the requirements of the GTO complex based on the online technology "AS VFSK GTO", "Improvement of the system of physical education, sports training, tourism, psychological support and improvement of various categories of the population.": materials of the XIX All-Russian scientific-practical conference with international participation, Surgut, pp. 358-366.

2. Lyakh, V.I., Zdanevich, A.A. (2012), A comprehensive program ofphysical education for students. 1-11 grades. Programs for teachers, Enlightenment, Moscow.

3. Official Internet portal of the All-Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense" (2022), "GTO standards", available at : https://www.gto.ru/norms, (accessed 11 February 2022).

4. Government of the Russian Federation (2020), "On approval of the Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2030", Decree No 3081-r of November 24, 2020, available at : https://docs.cntd.ru/document/566430492 (accessed 11.02.2022).

5. Chekulaev, N.N. and Butskina T.I. (2014), "Age-related changes in the motor abilities of schoolchildren 7-17 years old in the city of Khabarovsk", "Physical culture and sport in modern society": materials of the All-Russian scientific-practical conference, Managing editor S.S. Dobrovolsky, pp. 232236.

6. Schurov, A.G., Alekseev, S.V., Popova, E.V. and Starolavnikova O.V. (2017), "Physical fitness of schoolchildren in a large metropolis", Theory and Practice of Physical Culture, No 3, pp. 60-62.

Контактная информация: shchag@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.02.2022

УДК 796.56

ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ

Анна Михайловна Яблонских, соискатель, Уральский государственный университет

физической культуры, г. Челябинск

Аннотация

В статье представлено обоснование методики развития специальной выносливости спортс-менов-ориентировщиков на этапе совершенствования спортивного мастерства (ССМ). Описаны этапы разработки данной методики; соотношение объемов циклической нагрузки для спортсменов-ориентировщиков; распределение беговой нагрузки направленной на развитие общей и специальной выносливости в годичном цикле тренировки на период апробации данной методики развития. Особенностью разработанной методики развития специальной выносливости спортсменов-ориентировщиков на этапе ССМ, является система подготовки с увеличенным временем на специальную физическую подготовку в годичном цикле тренировки, с использованием средств йоги, им-пульсно-сенсорной тренировки и дыхательных упражнений, направленных на восстановление. Дан анализ результатов физической и физиологической подготовленности спортсменов-ориентировщиков после апробации методики.

Ключевые слова: спортсмены-ориентировщики, спортивное ориентирование, специальная выносливость, физическая подготовленность, методика развития специальной выносливости, им-пульсно-сенсорная тренировка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p464-469

SUBSTANTIATION OF THE METHOD FOR THE DEVELOPMENT OF SPECIAL ENDURANCE AMONG THE ATHLETES-ORIENTEERS

Anna Mikhailovna Yablonskikh, the applicant, Ural State University of Physical Culture,

Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.