Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА ДЛЯ СДАЧИ НОРМАТИВОВ ГТО У ШКОЛЬНИКОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПО ДАННЫМ ОПРОСА УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ)'

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА ДЛЯ СДАЧИ НОРМАТИВОВ ГТО У ШКОЛЬНИКОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПО ДАННЫМ ОПРОСА УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
102
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ШКОЛЬНИКИ 1-11-Х КЛАССОВ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТРУДНОСТИ СДАЧИ НОРМАТИВОВ КОМПЛЕКСА ГТО / ОТНОШЕНИЕ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Храмцов П.И., Разова Е.В., Храмцова С.Н., Кулишенко И.В.

Введение. Изучение мнения учителей физической культуры (ФК) о функциональных возможностях обучающихся для сдачи нормативов комплекса ГТО имеет важное значение для обоснования технологий повышения уровня физической подготовленности и успешного освоения образовательной программы. Цель исследования - оценить возможности организма школьников Российской Федерации для сдачи нормативов комплекса ГТО по результатам опроса учителей физической культуры. Методика и организация исследования. Проведен анализ мнения учителей ФК о частоте встречаемости трудностей, которые испытывают обучающихся 1 -11-х классов при прохождении испытаний комплекса ГТО и об отношения их к урокам ФК по данным анкетирования. В исследовании приняли участие 303 педагога из 11 регионов Центрального, Приволжского, Южного, Уральского и Сибирского Федеральных округов Российской Федерации. Результаты и их обсуждение. Выделены 3 группы испытаний, отличающихся реакцией организма обучающихся на нагрузку в зависимости от возраста. 1-я группа включает испытания, которые предъявляют повышенные требования к организму и имеют одинаково выраженную реакцию по степени трудности для обучающихся младших, средних и старших классов. К ним относятся испытания на оценку силы -подтягивание из виса на высокой перекладине (для мальчиков) и выносливости - бег на длинную дистанцию. 2-я группа включает испытания, которые предъявляют невысокие требования к организму и имеют одинаково невыраженную реакцию по степени трудности для обучающихся младших, средних и старших классов. К ним относятся испытания на оценку скорости: бег на короткую дистанцию, поднимание туловища из положения лежа на спине, другое (ходьба на лыжах, плавание, стрельба). 3-я группа представлена испытаниями, которые характеризуются разной реакцией по степени трудности для обучающихся младших, средних и старших классов. К ним относятся испытания на оценку силы (у девочек - подтягивание из виса на низкой перекладине, отжимание), гибкости (наклон вперед из положения стоя), скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с разбега и с места). Установлено, что уроки ФК нравятся 68,8% обучающимся 1-4-х классов, 41,1% школьникам 5-9-х классов и 36,8% старшеклассникам. С возрастом интерес к урокам физической культуры у обучающихся снижается, особо значимо в конце школьного обучения. Среди младших школьников практически нет детей, которым не нравятся уроки физической культуры (всего 2%). В 5-9-х классах выявлено 6,6% таких обучающимся, в 10-11-х классах - 17,5% обучающихся. Выводы. Полученные данные свидетельствуют о связи возможностей организма обучающихся для сдачи комплекса ГТО с их отношением к урокам ФК. Результаты исследования могут быть использованы при реализации Концепции модернизации преподавания предмета «Физическая культура», утвержденной в 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Храмцов П.И., Разова Е.В., Храмцова С.Н., Кулишенко И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE BODY'S CAPABILITIES FOR PASSING THE RLD STANDARDS OF THE RUSSIAN FEDERATION SCHOOLCHILDREN FOLLOWING THE PHYSICAL EDUCATION TEACHERS’ OPINIONS SURVEY

Introduction. The study of the opinion of physical education teachers (PhE) about the functional capabilities of students to pass the standards of the RLD complex is important for the justification of technologies to increase the level of physical fitness and the successful development of the educational program. The purpose of the study is to evaluate the capabilities of schoolchildren of the Russian Federation for passing the standards of the RLD complex following the teachers’ opinions on physical education. Methodology and organization of the study. The analysis of the opinions of PhE teachers on the frequency of difficulties experienced by students of grades 1-11, when passing tests of the RLD complex and their attitude to PhE lessons according to the survey data was carried out. The study involved 303 teachers from 11 regions of the Central, Volga, Southern, Ural and Siberian Federal Districts of the Russian Federation. Results and discussion. There are 3 groups of tests that differ in the reaction of the body of students to the load, depending on age. Group 1 includes tests that place increased demands on the body and have an equally pronounced reaction according to the degree of difficulty for students of junior, middle and senior classes. These include strength assessment tests - pulling up from the hanging on a high crossbar (for boys) and endurance - running a long distance. The 2nd group includes tests that impose low requirements on the body and have an equally unexpressed reaction in terms of difficulty for students of junior, middle and senior classes. These include speed assessment tests: running a short distance, lifting the torso from a supine position, other (skiing, swimming, shooting). The 3rd group is represented by tests that are characterized by different reactions according to the degree of difficulty for the students of junior, middle and senior classes. These include strength assessment tests (for girls - pulling up from the hanging on a low crossbar, push-ups), flexibility (leaning forward from a standing position), speed and strength qualities (long jump from a running start and from a place). It was found that 68.8% of students in grades 1-4 like PhE lessons, 41.1% of students in grades 5-9 and 36.8% of high school students. With age, students' interest in physical education lessons decreases, especially significantly at the end of school education. There are practically no children among younger schoolchildren who do not like physical education lessons (only 2%). In grades 5-9, 6.6% of such students were identified, in grades 10-11 - 17.5% of students. Conclusions. The data obtained indicate the connection between the capabilities of students for the delivery of the RLD complex with their attitude to PhE lessons. The results of the study can be used in the implementation of the Concept of modernization of teaching the subject "Physical Education", approved in 2018.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА ДЛЯ СДАЧИ НОРМАТИВОВ ГТО У ШКОЛЬНИКОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПО ДАННЫМ ОПРОСА УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ)»

служащие получили оценку ниже удовлетворительной. Что объясняется технической сложностью выполняемых упражнений и степенью их встречаемости в повседневной допризывной деятельности военнослужащих. В целом, у вновь прибывших военнослужащих по призыву уровень развития силовых способностей оказался низким.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисов А.В. Особенности организации занятий по физической подготовке с военнослужащими противовоздушной обороны и противоракетной обороны в режиме служебного времени / А.В. Борисов, А.В. Буриков, Ю.Г. Елькин // Современные наукоемкие технологии. - 2019. - № 12-1. - С. 14-148.

2. Дмитриев Г.Г. Конкретизация направленности физической подготовки отдельных категорий военнослужащих военно-воздушных сил / Г.Г. Дмитриев, И.Ю. Пугачев, С.И. Блаженко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 10 (44). - С. 40-45.

3. Наставление по физической подготовке в ВС РФ (с изменениями от 31 июля 2013 года) (НФП-2009 с изменениями). - Санкт-Петербург : Типография Военного института физической культуры, 2013. - 199 с.

4. Руководство по физической подготовке в Войсках воздушно-космической обороны Российской Федерации (РФП). Часть 1. - Москва : Анкил, 2014. - 189 с.

5. Теория и организация служебно-прикладной физической подготовки, физической культуры и спорта. Ч.1. : учебник для курсантов Военного института физической культуры / под общей ред. В.В. Миронова, А.А. Обвинцева - Санкт-Петербург : ВИФК, 2013. - 299 с.

REFERENCES

1. Borisov, A.V., Burikov A.V. and Elkin, Yu.G. (2009), "Features of the organization of physical training classes with military conscripts of air defense and missile defense in the duty time mode", Modern science-intensive technologies, No. 12-1, pp. 144-148.

2. Dmitriev, G.G. Pugachev, I.Yu. and Blazhenko, S.I. (2008), "Concretization of the direction of physical training of certain categories of military personnel of the air forces", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (44), pp. 40-45.

3. Ministry of Defense of the Russian Federation (2013), Manual on physical training in the Armed Forces of the Russian Federation (as amended on July 31, 2013) (NFP-2009 with amendments), Printing house of the Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg.

4. Ministry of Defense of the Russian Federation (2014), Guidelines for physical training in the Aerospace Defense Forces of the Russian Federation (RFP). Part 1, Ankil, Moscow.

5. Mironov, V.V. and Obvintsev, A.A. (2013), Theory and organization of service-applied physical training, physical education and sports, part 1, textbook for cadets of the Military Institute of Physical Education, VIFK, St. Petersburg.

Контактная информация: 88konstantin16@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.08.2022

УДК 796.011.1

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА ДЛЯ СДАЧИ НОРМАТИВОВ ГТО У ШКОЛЬНИКОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПО ДАННЫМ ОПРОСА УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ)

Петр Иванович Храмцов, доктор медицинских наук, профессор, Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей, Москва; Московский государственный областной университет, г. Мытищи, Московская область; Елена Владимировна Разова, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный областной университет, г. Мытищи, Московская область, председатель Национальной ассоциации учителей физической культуры, Москва; Светлана Николаевна Храмцова, кандидат биологических наук, доцент, Ирина Владимировна Кулишенко, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный областной университет, г. Мытищи,

Московская область

Аннотация

Введение. Изучение мнения учителей физической культуры (ФК) о функциональных возможностях обучающихся для сдачи нормативов комплекса ГТО имеет важное значение для обоснования технологий повышения уровня физической подготовленности и успешного освоения образовательной программы. Цель исследования - оценить возможности организма школьников Российской Федерации для сдачи нормативов комплекса ГТО по результатам опроса учителей физической культуры. Методика и организация исследования. Проведен анализ мнения учителей ФК о частоте встречаемости трудностей, которые испытывают обучающихся 1-11-х классов при прохождении испытаний комплекса ГТО и об отношения их к урокам ФК по данным анкетирования. В исследовании приняли участие 303 педагога из 11 регионов Центрального, Приволжского, Южного, Уральского и Сибирского Федеральных округов Российской Федерации. Результаты и их обсуждение. Выделены 3 группы испытаний, отличающихся реакцией организма обучающихся на нагрузку в зависимости от возраста. 1-я группа включает испытания, которые предъявляют повышенные требования к организму и имеют одинаково выраженную реакцию по степени трудности для обучающихся младших, средних и старших классов. К ним относятся испытания на оценку силы -подтягивание из виса на высокой перекладине (для мальчиков) и выносливости - бег на длинную дистанцию. 2-я группа включает испытания, которые предъявляют невысокие требования к организму и имеют одинаково невыраженную реакцию по степени трудности для обучающихся младших, средних и старших классов. К ним относятся испытания на оценку скорости: бег на короткую дистанцию, поднимание туловища из положения лежа на спине, другое (ходьба на лыжах, плавание, стрельба). 3-я группа представлена испытаниями, которые характеризуются разной реакцией по степени трудности для обучающихся младших, средних и старших классов. К ним относятся испытания на оценку силы (у девочек - подтягивание из виса на низкой перекладине, отжимание), гибкости (наклон вперед из положения стоя), скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с разбега и с места). Установлено, что уроки ФК нравятся 68,8% обучающимся 1-4-х классов, 41,1% школьникам 5-9-х классов и 36,8% старшеклассникам. С возрастом интерес к урокам физической культуры у обучающихся снижается, особо значимо в конце школьного обучения. Среди младших школьников практически нет детей, которым не нравятся уроки физической культуры (всего 2%). В 5-9-х классах выявлено 6,6% таких обучающимся, в 10-11-х классах - 17,5% обучающихся. Выводы. Полученные данные свидетельствуют о связи возможностей организма обучающихся для сдачи комплекса ГТО с их отношением к урокам ФК. Результаты исследования могут быть использованы при реализации Концепции модернизации преподавания предмета «Физическая культура», утвержденной в 2018 г.

Ключевые слова: функциональные возможности, школьники 1-11-х классов, физическое воспитание, трудности сдачи нормативов комплекса ГТО, отношение к урокам физической культуры.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p377-385

ASSESSMENT OF THE BODY'S CAPABILITIES FOR PASSING THE RLD STANDARDS OF THE RUSSIAN FEDERATION SCHOOLCHILDREN FOLLOWING THE PHYSICAL EDUCATION TEACHERS' OPINIONS SURVEY

Petr Ivanovich Khramtsov, the doctor of medical sciences, professor, National Medical Research Center of Children's Health; Moscow State Regional University, Mytishchi, Moscow Region; Elena Vladimirovna Razova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Moscow State Regional University, Mytishchi, Moscow Region, chairman of the National Association of Physical Education Teachers, Moscow; Svetlana Nikolaevna Khramtsova, the candidate of biological sciences, docent, Irina Vladimirovna Kulishenko, the candidate of pedagogical sciences, docent, Moscow State Regional University, Mytishchi, Moscow Region

Abstract

Introduction. The study of the opinion of physical education teachers (PhE) about the functional capabilities of students to pass the standards of the RLD complex is important for the justification of tech-

nologies to increase the level of physical fitness and the successful development of the educational program. The purpose of the study is to evaluate the capabilities of schoolchildren of the Russian Federation for passing the standards of the RLD complex following the teachers' opinions on physical education. Methodology and organization of the study. The analysis of the opinions of PhE teachers on the frequency of difficulties experienced by students of grades 1 -11, when passing tests of the RLD complex and their attitude to PhE lessons according to the survey data was carried out. The study involved 303 teachers from 11 regions of the Central, Volga, Southern, Ural and Siberian Federal Districts of the Russian Federation. Results and discussion. There are 3 groups of tests that differ in the reaction of the body of students to the load, depending on age. Group 1 includes tests that place increased demands on the body and have an equally pronounced reaction according to the degree of difficulty for students of junior, middle and senior classes. These include strength assessment tests - pulling up from the hanging on a high crossbar (for boys) and endurance - running a long distance. The 2nd group includes tests that impose low requirements on the body and have an equally unexpressed reaction in terms of difficulty for students of junior, middle and senior classes. These include speed assessment tests: running a short distance, lifting the torso from a supine position, other (skiing, swimming, shooting). The 3rd group is represented by tests that are characterized by different reactions according to the degree of difficulty for the students of junior, middle and senior classes. These include strength assessment tests (for girls - pulling up from the hanging on a low crossbar, push-ups), flexibility (leaning forward from a standing position), speed and strength qualities (long jump from a running start and from a place). It was found that 68.8% of students in grades 1-4 like PhE lessons, 41.1% of students in grades 5-9 and 36.8% of high school students. With age, students' interest in physical education lessons decreases, especially significantly at the end of school education. There are practically no children among younger schoolchildren who do not like physical education lessons (only 2%). In grades 5-9, 6.6% of such students were identified, in grades 10-11 - 17.5% of students. Conclusions. The data obtained indicate the connection between the capabilities of students for the delivery of the RLD complex with their attitude to PhE lessons. The results of the study can be used in the implementation of the Concept of modernization of teaching the subject "Physical Education", approved in 2018.

Keywords: capabilities, schoolchildren of grades 1-11, physical education, difficulties in passing the standards of the RLD complex, attitude to physical education lessons.

ВВЕДЕНИЕ

Внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) позволяет дифференцированно оценить уровень физической подготовленности у разных возрастно-половых групп населения, в том числе у детей и подростков, на основе сравнительного анализа результатов различных испытаний с соответствующими нормативами [1]. Проведенные ранее исследования свидетельствуют о том, что 86,7% школьников младших классов и 79,3% средних классов отмечают трудности при сдаче нормативов для оценки уровня их физической подготовленности [2]. Из 303 опрошенных учителей физической культуры 11 регионов России 72,5% отметили снижение физических кондиций у современных школьников по сравнению с их сверстниками начала 2000-х годов [3]. Результаты исследования функциональных возможностей организма современных детей и подростков свидетельствуют о неуклонном их снижении, что во многом связано с низким уровнем их двигательной активности и мотивации к занятиям физической культурой [4]. Одним из возможных подходов повышения уровня физической подготовленности обучающихся является учет индивидуальных особенностей их развития, повышение мотивации к занятиям физической культурой, а также реализация дифференцированного по полу подхода к организации физического воспитания, начиная с младшего школьного возраста [5, 6].

Цель исследования - оценить возможности организма школьников Российской Федерации для сдачи нормативов комплекса ГТО по результатам опроса учителей физической культуры.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для изучения мнения учителей физической культуры об отношении обучающихся к урокам физической культуры и о функциональных возможностях их организма для сда-

чи нормативов комплекса ГТО совместно с Национальной ассоциацией учителей физической культуры в период с 05.05.2020 г. по 17.06.2020 г. был проведен опрос 303 респондентов (133 мужчин и 174 женщины) из 11 регионов России. 68,7% из них имели возраст 25-55 лет, 3,6% - 18-24 лет и 12,7% - старше 55 лет. 79,2% респондентов работают в городских общеобразовательных организациях, 13,0% - в сельской местности, 7,8% - в поселке городского типа. 61,4% работают в данной сфере более 10 лет, почти по 20% имеют стаж до 5 лет и от 6 до 10 лет.

Материалы исследования статистически обработаны с использованием методов непараметрического анализа. Накопление, корректировка, систематизация информации и визуализация полученных результатов осуществлялись в электронных таблицах Microsoft Office Excel 2016. Статистический анализ проводился с использованием программы Statistica 13.3 (разработчик - StatSoft. Inc). Номинальные данные описывались с указанием абсолютных значений, процентных долей и границ 95 % доверительного интервала (95 % ДИ), рассчитанного методом Уилсона с помощью калькулятора http://vassarstats.net/prop1.htm.

Исследование проведено с соблюдением этических норм, изложенных в Хельсин-ской декларации и Директивах Европейского сообщества (8/609ЕС).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Основной блок вопросов анкеты был направлен на оценку учителями ФК трудностей у современных школьников при прохождении испытаний комплекса ГТО для определения уровня развития у них основных физических качеств.

По результатам анализа полученных данных установлено, что наибольшие трудности для обучающихся всех возрастов вызывает выполнение таких требований нормативов ГТО, как «Подтягивание из виса на высокой перекладине (для мальчиков)» и «Бег на длинную дистанцию», определяющие силу и выносливость, соответственно (таблица 1).

Таблица 1 - Испытания ГТО, выполнение которых вызывает наибольшие трудности у обучающихся 1-11-х классов_

Показатель 1-4 классы 5-9 классы 10-11 классы

Абс. % 95% ДИ Абс. % 95% ДИ Абс. % 95% ДИ

Все нормативы сдают легко 17 5,7 3,1-8,3 11 3,7 1,6-5,8 37 12,8 9,0-16,6

Все нормативы вызывают затруднения 1 0,3 0,0-1,0 2 0,7 0,0-1,6 1 0,3 0,0-1,00

Бег на короткую дистанцию 20 6,7 3,9-9,6 16 5,4 2,8-7,9 0 0,0 0,0

Бег на длинную дистанцию 160 53,9 48,3-59,5 188 63,3 57,9-68,7 166 57,4 51,9-63,0

Подтягивание из виса на высокой перекладине(для мальчиков) 220 74,1 69,1-79,0 204 68,7 63,5-73,9 132 45,7 40,1-51,3#

Подтягивание из виса на низкой пе-рекл. (для девочек) 7 2,4* 0,7-4,1 74 24,9 20,1-29,8 67 23,2 18,4-27,9

Отжимание 18 6,1 3,4-8,7* 108 36,4 31,0-41,8 87 30,1 24,9-35,3

Наклон вперед из положения стоя 13 4,4 2,1-6,7 115 38,7 33,2-44,2 109 37,7 32,3-43,2

Челночный бег 5 1,7 0,2-3,1* 15 5,1 2,6-7,5 20 6,9 4,1-9,8

Прыжок в длину с разбега 10 3,4 1,3-5,4* 52 17,5 13,2-21,8 36 12,5 8,7-16,2

Прыжки в длину с места 4 1,3 0,1-2,6* 34 11,4 7,9-15,0 23 8,0 4,9-11,0

Показатель 1-4 классы 5-9 классы 10-11 классы

Абс. % 95% ДИ Абс. % 95% ДИ Абс. % 95% ДИ

Поднимание туло-

вища из положения 1 0,3 0,0-1,0 12 4,0 1,8-6,3 10 3,5 1,4-5,5

лежа на спине

Метание 14 4,7 2,3-7,1 80 26,9 21,9-31,9 74 25,6 20,7-30,5

Другое (ходьба на

лыжах, плавание, 4 1,3 0,0-2,6 8 2,7 0,9-4,5 10 3,5 1,4-5,5

стрельба)

Примечание: * - p<0,05 различие между обучающимися 1-4-х и 5-9-х классов, # - р<0,05 различие между обу-

чающимися 5-9-х и 10-11-х классов

Анализ данных, представленных в таблице 1, позволил выделить 3 группы испытаний, отличающихся реакцией организма обучающихся на нагрузку в зависимости от возраста. 1-я группа включает испытания, которые предъявляют повышенные требования к организму и имеют одинаково выраженную реакцию по степени трудности для обучающихся младших, средних и старших классов. К ним относятся испытания на оценку силы - подтягивание из виса на высокой перекладине (для мальчиков) и выносливости - бег на длинную дистанцию. По мнению педагогов, при выполнении тестов на силу испытывают трудности 74,1% младших школьников, 68,7% - школьников средних классов и 45,7% старшеклассников. С возрастом количество обучающихся мальчиков, испытывающих трудности при выполнении подтягивания из виса на высокой перекладине, уменьшается. Более выраженные различия выявлены между мальчиками средних и старших классов (р<0,05).

При выполнении теста на выносливость испытывают трудности 53,9% младших школьников, 63,3% - школьников средних классов и 57,4% - старшеклассников. Достоверных различий по количеству обучающихся с трудностями выполнения теста не установлено.

2-я группа включает испытания, которые предъявляют невысокие требования к организму и имеют одинаково невыраженную реакцию по степени трудности для обучающихся младших, средних и старших классов. К ним относятся испытания на оценку скорости: бег на короткую дистанцию, поднимание туловища из положения лежа на спине, другое (ходьба на лыжах, плавание, стрельба). При выполнении теста на скорость (бег на короткую дистанцию) трудности отмечаются педагогами у 6,7% младших школьников и 5,4% - школьников средних классов. Среди старшеклассников таких подростков установлено не было.

Аналогичные данные отмечены при оценке педагогами теста на поднимание туловища из положения лежа на спине. Испытывают трудности 0,3% младших школьников, 4,0% - школьников средних классов и 3,5% - старшеклассников.

Такая же закономерность отмечена при выполнении челночного бега, проводимого для оценки скорости и координационных способностей. Испытывают трудности 1,7% младших школьников, 5,1% - школьников средних классов и 6,9% - старшеклассников.

Примерно такое же количество детей испытывают трудности при выполнении тестов, связанных с ходьбой на лыжах, плавании, стрельбе - 1,3%; 2,7% и 3,5%, соответственно.

3-я группа представлена испытаниями, которые характеризуются разной реакцией по степени трудности для обучающихся младших, средних и старших классов. К ним относятся испытания на оценку силы (у девочек - подтягивание из виса на низкой перекладине, отжимание), гибкости (наклон вперед из положения стоя), скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с разбега и с места).

Девочки младших классов по данным анкетирования педагогов практически не испытывают трудности при подтягивании из виса на низкой перекладине. Таких детей всего 2,4%. В то же время существенно возрастает количество таких детей в средних (24,9%) и старших (23,2%) классов.

При отжимании выявляется такая же закономерность. Всего 6,1% младших школьников испытывают трудности. Среди школьников средних и старших классов таких детей 36,4% и 30,1%, соответственно.

При наклоне вперед из положения стоя испытывают трудности 4,4% младших школьников, 38,7% - школьников средних классов (р<0,05) и 37,7% (р<0,05) - старшеклассников. Прыжок в длину с разбега труден для выполнения 3,4% младших школьников, 17,5% (р<0,05) - школьников средних классов и 12.5% - старшеклассников; прыжок с места, соответственно 1,3%; 11,4% (р<0,05) и 8,0%.

Характерной особенностью 3-й группы является наличие достоверных различий в количестве обучающихся младших и средних классов, испытывающих трудности при выполнении тестов, и отсутствие таких различий между обучающимися средних и старших классов. Установленное различие может быть обусловлено более высоким уровнем мотивации младших школьников, их большей подвижностью и, как итог, большей двигательной активностью, являющейся неспецифическим фактором развития различных физических качеств.

Представленные данные опроса педагогов хорошо коррелируют с результатами анкетирования самих обучающихся, полученные в результате ранее проведенных нами исследований [2].

Один из блоков вопросов анкеты для учителей физической культурой (ФК) был посвящен оценке мотивации обучающихся младших, средних и старших классов к занятиям ФК в школе. В целом, по мнению педагогов, школьникам нравятся уроки ФК в школе (таблица 2).

Таблица 2 - Отношение обучающихся младших, средних и старших классов к урокам физической культуры в школе_

Показатель 1-4 классы 5-9 классы 10-11 классы

Абс. % 95% ДИ Абс. % 95% ДИ Абс. % 95% ДИ

Нравятся 209 68,8 63,5-74,0 125 41,1 35,6-46,6* 112 36,8 31,4-42,3

Скорее нравятся 83 27,3 22,3-32,3 151 49,7 44,1-55,3* 113 37,2 31,7-42,6#

Скорее не нравятся 3 1,0 0,0-2,1 19 6,3 3,5-9,0* 44 14,5 10,5-18,4#

Совсем не нравятся 3 1,0 0,0-2,1 1 0,3 0,0-1,0 9 3,0 1,1—4,9#

Примечание: * - р<0,05 различие между обучающимися 1-4-х и 5-9-х классов, # - р<0,05 различие между обучающимися 5-9-х и 10-11-х классов.

Полностью уверены, что нравятся уроки ФК отметили 68,8% обучающихся 1-4-х классов и 41,1% 5-9-х классов (р<0,05). В 10-11-х классов таких обучающихся выявлено еще меньше - 36,8%. Если среди младших школьников практически нет детей, которым не нравятся уроки ФК (всего 2%), то в 5-9-х классах выявлено 6,6% таких обучающимся, в 10-11-х классах - 17,5% обучающихся.

Таким образом, с возрастом интерес к урокам физической культуры у обучающихся снижается, особо значимо в конце школьного обучения.

Одним из важных факторов, влияющих на формирование у обучающихся мотивации к занятиям физической культурой в школе, является соответствие функциональных возможностей организма предлагаемой нагрузке. Дети, которые не могут выполнить нормативы ГТО, испытывают эмоциональный дискомфорт.

На основании анализа полученных данных возможно предположить определенную связь между высоким уровнем мотивации и отсутствием трудностей при сдаче нормативов ГТО. Так, в начальной школе у большинства обучающихся педагоги отметили наиболее высокий уровень мотивации к занятиям ФК. Установлено также незначительное количество младших школьников, испытывающих трудности при сдаче нормативов ГТО. Это было характерно для всех видов испытаний.

В то же время в средних и старших классах на фоне снижения мотивации к занятиям ФК отмечается значительное количество обучающихся, испытывающих трудности при сдаче ГТО.

Трудности, возникающие у детей при выполнении нормативов ГТО, могут быть также связаны с состоянием их здоровья и несоответствием предъявляемых нагрузок их функциональным возможностям. Данные официальной статистики, а также научных исследований свидетельствуют о сохраняющихся тенденциях ухудшения здоровья детей [8]. Известно, что к выполнению нормативов могут быть допущены только обучающиеся основной медицинской группы.

Для обучающихся подготовительной и специальной медицинских групп должны быть организованы занятия с учетом их состояния здоровья. 43,8% педагогов отметили, что занятия для обучающихся специальной медицинской группы в их школах не организованы (таблица 3).

Таблица 3 - Количество обучающихся младших, средних и старших классов, занимающихся физической культурой в специальной медицинской группе (СМГ)_

Классы Абс. % 95% ДИ

1-4-х классов 49 16,1 12,0-20,3

5-9-х классов 56 18,4 14,1-22,8

10-11-х классов 36 11,8 8,2-15,5

Занятия в СМГ не организованы 133 43,8 38,2-49,3

Обучающихся СМГв школе нет (по мнению педагогов) 105 34,5 29,2-39,9

При этом 34,5% учителей физической культуры считают, что в их школе таких обучающихся нет. Однако, учитывая состояние здоровья современных детей, эти данные не могут вызывать доверия, что свидетельствует о необходимости более тщательных медицинских осмотров детей с целью допуска их к занятиям ФК, а неправильное распределение детей на медицинские группы для занятий ФК может привести к трагическим последствиям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо отметить, что функциональное состояние организма детей, их физическая подготовленность, малоподвижный образ жизни, отсутствие учета состояния здоровья детей во время проведения уроков ФК 29,6% педагогов назвали, как вероятные причины получения детьми травм во время уроков физической культуры. Данная причина находится на втором месте. На первом же месте респонденты отметили нарушение техники безопасности (59,2%), в том числе нарушение гигиенических нормативов, регламентирующих проведение уроков ФК в школе - так ответил каждый десятый, из отметивших данную причину травмирования детей во время уроков ФК. Еще 22,0% педагогов отметили нарушение дисциплины обучающимися, что также можно расценивать как нарушение техники безопасности. Кроме того, каждый десятый (9,9%) считает, что к травмам у детей на уроках ФК приводит нарушение методики преподавания.

На вопрос «Какие упражнения на уроках физической культуры Вы считаете потенциально -опасными для здоровья детей?» 22,0% респондентов ответили, что при соблюдении техники безопасности и соответствии предъявляемой нагрузке функциональному состоянию обучающихся таких упражнений нет. Вместе с тем, 36,2% педагогов указали, что акробатику, в том числе кувырки, гимнастику (25,7%) и упражнения на спортивных снарядах необходимо считать потенциально-опасными. Также к числу потенциально-опасных упражнений 14,5% респондентов относят бег, упражнения на канате, занятия на лыжах, метание, спортивные игры, упражнения с отягощением.

ВЫВОДЫ

При тестировании обучающихся в соответствии с требованиями комплекса ГТО выделены 3 группы испытаний, отличающихся реакцией организма обучающихся на нагрузку в зависимости от возраста. 1 -я группа включает испытания, которые предъявляют повышенные требования к организму и имеют одинаково выраженную реакцию по степени трудности для обучающихся младших, средних и старших классов. К ним относятся испытания на оценку силы - подтягивание из виса на высокой перекладине (для

мальчиков) и выносливости - бег на длинную дистанцию.

2-я группа включает испытания, которые предъявляют невысокие требования к организму и имеют одинаково невыраженную реакцию по степени трудности для обучающихся младших, средних и старших классов. К ним относятся испытания на оценку скорости: бег на короткую дистанцию, поднимание туловища из положения лежа на спине, другое (ходьба на лыжах, плавание, стрельба).

3-я группа представлена испытаниями, которые характеризуются разной реакцией по степени трудности для обучающихся младших, средних и старших классов. К ним относятся испытания на оценку силы (у девочек - подтягивание из виса на низкой перекладине, отжимание), гибкости (наклон вперед из положения стоя), скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с разбега и с места).

Отношение обучающихся к урокам ФК во многом определяет успешность освоения ими образовательной программы и развитие базовых физических качеств. По данным субъективной оценки 303 учителей ФК из 10 регионов Российской Федерации уроки ФК нравятся 68,8% обучающимся 1-4-х классов, 41,1% школьникам 5-9-х классов и 36,8% старшеклассникам. С возрастом интерес к урокам ФК у обучающихся снижается, особо значимо в конце школьного обучения. Среди младших школьников практически нет детей, которым не нравятся уроки ФК (всего 2%). В 5-9-х классах выявлено 6,6% таких обучающимся, в 10-11-х классах - 17,5% обучающихся.

Формирование у обучающихся мотивации к занятиям ФК в школе является одним из возможных факторов, влияющих на соответствие функциональных возможностей их организма требованиям комплекса ГТО. Мнение учителей ФК о частоте встречаемости у обучающихся трудностей при прохождении различных испытаний в процессе сдачи нормативов комплекса ГТО и об отношении обучающихся к урокам ФК может быть использовано при реализации Концепции модернизации преподавания предмета «Физическая культура», утвержденной в 2018 г., и основных направлений Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нормативы ГТО // Официальный интернет-портал Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» [сайт]. - URL: http://www.gto.ru/norms (дата обращения 11.07.2022).

2. Седова А.С. Мотивация к занятиям физической культуры и физическая подготовленность школьников / А.С. Седова, П.И. Храмцов // Здоровье населения и среда обитания. - 2017. - № 11. - С. 40-43.

3. Анализ мнения учителей физической культуры о физической подготовленности современных школьников Российской Федерации / П.И. Храмцов, А.С. Седова, Е.В. Разова, С.Н. Храм-цова, М.Г. Вершинина // Ученый записки университета физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. -2021. - № 7 (197). - С. 381-387.

4. Кучма В.Р. Двигательная активность детей в школе: формы средства, технологии / В.Р. Кучма, П.И. Храмцов. - Москва : НМИЦ здоровья детей Минздрава России, 2019. 4- 5 с.

5. Повышение уровня активности людей для укрепления здоровья в мире :Глобальный план действий ВОЗ по повышению уровня физической активности на 2018-2030 гг. // Всемирная организация здравоохранения. - Женева. 2018. - URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/27965 5/WHO-NMH-PND-18.5-rus.pdf (дата обращения 11.07.2022).

6. Моргачёв О.В. Обоснование гигиенической оптимизации организации физического воспитания младших школьников на основе дифференцированной оценки их физической подготовленности / О.В. Моргачёв // Здоровье населения и среда обитания. - 2019. - № 5. - С. 14-19.

REFERENCES

1. Official Internet portal of the All-Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense" (2022) "GTO standards", available at: https://www.gto.ru/norms, (accessed 11.07.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.