Научная статья на тему 'Особенности подготовки бакалавров физической культуры и спорта к профессиональной деятельности'

Особенности подготовки бакалавров физической культуры и спорта к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / БАКАЛАВР / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / FEATURES OF PROFESSIONAL TRAINING / BACHELOR / PHYSICAL TRAINING AND SPORT / CLASSICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Печерина О.В., Касаткина Н.Э.

Введение. В данной статье авторы обращают внимание на особенности подготовки бакалавров физической культуры и спорта к профессиональной деятельности. Исследование посвящено актуальной проблематике педагогической науки и практики. Цель исследования выявление особенностей подготовки бакалавров физической культуры и спорта в условиях классического университета. Методология. Исследование проводится на основе методов социологического исследования. Результаты работы могут быть рекомендованы педагогам и специалистам в области физической культуры и спорта. Заключение. Авторами заключается, что нельзя подготовить бакалавров физической культуры и спорта в условиях университета, если не выявлены особенности их подготовки в университете и они не учитываются при подготовке учителей физической культуры и тренеров по спорту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Печерина О.В., Касаткина Н.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TRAINING OF BACHELORS OF PHYSICAL TRAINING AND SPORTS FOR PROFESSIONAL WORK

Introduction. In this article authors pay attention to features of training of bachelors of physical training and sports for professional activity. The research is devoted to the actual problems of pedagogical science and practice. The purpose of the study is to identify the features of training bachelors of physical training and sports in a classical University Methodology. The study is based on the methods of sociological research. Results of the work can be recommended to teachers and specialists in the sphere of physical training and sports. Conclusion. The authors conclude that it is impossible to prepare bachelors of physical culture and sports in the University, if the features of their training at the University are not indentified and they are not taken into account in the preparation of physical education teachers and coaches in sports.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки бакалавров физической культуры и спорта к профессиональной деятельности»

10. Petrova N. P. Obnazovatel'naya robototekhnika kak mezhdisciplinarnoe napravlenie v obuchenii shkol'nikov [Educational robotics as an interdisciplinary field in the education of schoolchildren]. News of the Southern Federal University. Pedagogical sciences, 2017, no. 11, pp. 77-82. (In Russian).

11. Polushkina E. V. Rabochaya programma po vneurochnoj deyatel'nosti «Robototekhnika» (obshcheintellektual'noe napravlenie) (nachal'noe obshchee obrazovanie) [Work program on extra-curricular activities "Robotics" (general intellectual direction) (primary general education)]. Available at: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/11/01/rabochaya-programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti-robototehnika. (In Russian).

12. Proektirovanie programmy razvitiya universal'nyh uchebnyh dejstvij [Designing the program of development of the universal educational actions: methodical recommendations]. Ed. A. A. Pivovarov. Kirov, 2016, 56 p. (In Russian).

13. Savenkov A. I. Razvitie emocional'nogo intellekta i social'noj kompetentnosti u detej [Development of emotional intelligence and social competence in children]. Moscow, 2015, 93 p. (In Russian).

14. Masharova T. V., Pivovarov A. A. et al. Sovremennyj urok v usloviyah federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta [Modern lesson in the conditions of the federal state educational standard]. Kirov, 2014, 107 p. (In Russian).

15. Shubovich V. G., Semyonov A. A., Federova E. A. Metodika provedeniya zanyatij po robototekhnike na baze nabora LEGOEV3 [Robotics teaching methods on the basis of LEGOEV3 set]. Materials of the International Correspondence Scientific and Practical Conference "Education and Information Culture: Theory and Practice". Ulyanovsk, 2015, pp. 124-128. (In Russian).

16. Mineev V. E., Ismailov G. M., Tursunbaev N. T., Lutovinov S. V. Osobennosti razvitiya nauchno-tekhnicheskogo tvorchestva molodezhi v Rossii [Features of the development of scientific and technical creativity of youth in Russia]. Materials of the XXII International Conference of Students, Graduate Students and Young Scientists "Science and Education". Tomsk, 2018, vol. V, part 1, pp. 115-120. (In Russian).

17. Ismailov G. M., Mineev V. E., Bodrova A. Sh., Ismailova S. S. Razvitie tvorcheskogo potenciala lichnosti na urokah tekhnologii [The development of a person's creative potential in technology lessons]. Modern Problems of Science and Education, 2018, no. 2, pp. 80. Available at: http://www.science-education.ru/article/view?id=27467 (accessed 21.06.2019). (In Russian).

18. Mineev V. E., Ismailov G. M., Ismailova S. S. Osobennosti razvitiya navykov nauchno-tekhnicheskogo tvorchestva u budushchih pedagogov po predmetu «Tekhnologiya» [Features of development of skills of scientific and technical creativity of future teachers on the subject of "Handicrafts lesson"]. Professional Education in Russia and Abroad, 2018, no. 4 (32), pp. 65-70. (In Russian).

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРы И СПОРТА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

FEATURES OF TRAINING OF BACHELORS OF PHYSICAL TRAINING AND SPORTS FOR PROFESSIONAL WORK

Введение. В данной статье авторы обращают внимание на особенности подготовки бакалавров физической культуры и спорта к профессиональной деятельности. Исследование посвящено актуальной проблематике педагогической науки и практики. Цель исследования — выявление особенностей подготовки бакалавров физической культуры и спорта в условиях классического университета.

Методология. Исследование проводится на основе методов социологического исследования.

Результаты работы могут быть рекомендованы педагогам и специалистам в области физической культуры и спорта.

Заключение. Авторами заключается, что нельзя подготовить бакалавров физической культуры и спорта в условиях университета, если не выявлены особенности их подготовки в университете и они не учитываются при подготовке учителей физической культуры и тренеров по спорту.

Introduction. In this article authors pay attention to features of training of bachelors of physical training and sports for professional activity. The research is devoted to the actual problems of pedagogical science and practice. The purpose of the study is to identify the features of training bachelors of physical training and sports in a classical University

Methodology. The study is based on the methods of sociological research.

УДК/UDC 371.1.07

О. В. Печерина, Н. Э. Касаткина

О. Pecherina, N. Kasatkina

Results of the work can be recommended to teachers and specialists in the sphere of physical training and sports.

Conclusion. The authors conclude that it is impossible to prepare bachelors of physical culture and sports in the University, if the features of their training at the University are not indentified and they are not taken into account in the preparation of physical education teachers and coaches in sports.

Ключевые слова: особенности профессиональной подготовки, бакалавр, физическая культура и спорт, классический университет.

Keywords: features of professional training, bachelor, physical training and sport, classical university.

Введение

На современном этапе развития образования в условиях реальной социальной ситуации существенным компонентом развития физической культуры и спорта становится максимальное применение предоставляемых государством и обществом возможностей для подготовки высококвалифицированных специалистов [2].

Согласно государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг., главная цель российской образовательной политики — «обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с запросами населения и перспективными задачами развития российского общества, а ведущим направлением и условием реализации государственной образовательной политики является подготовка кадров, способных к профессиональной деятельности» [3]. В условиях жесткой рыночной конкуренции и нехватки высококвалифицированных профессионалов в сфере физической культуры и спорта встал вопрос о качественно новом содержании подготовки выпускников [1].

В контексте нашего исследования особое значение имеют особенности подготовки бакалавров физической культуры и спорта. Мы обратились к изучению особенностей подготовки бакалавров физической культуры и спорта в нашей стране. Принимая во внимание тот факт, что решение вопроса подготовки бакалавров к профессиональной деятельности зависит от особенностей подготовки, мы решили уточнить это понятие.

Анализируя научную литературу, мы установили, что понятие «особенность» трактуется в Толковом словаре Д. Н. Ушакова:

— как характерное свойство;

— отличительное свойство;

— отличие от других, остальных;

— преимущественно, главным образом [4].

Цель — выявить особенности подготовки бакалавров физической культуры и спорта в условиях классического университета.

Методология

Методологическим основанием исследования является философская, социологическая, психолого-педагогическая литература, в которой обосновывается выбор используемых методов, определяется последовательность выполнения исследования, доказывается необходимость проведения социологического опроса обучающихся.

Результаты

Необходимо, отметить, что факультет физической культуры и спорта (ФКиС) в КемГУ ведет набор студентов по трем направлениям: 49.03.01 Физическая культура, 44.03.05 Физическая культура и безопасность жизнедеятельности, 49.03.02 Адаптивная физическая культура. В нашем исследовании мы проанализировали, почему абитуриенты выбрали то или иное направление. Данные, полученные при опросе респондентов, представлены ниже (табл. 1-3).

Анализ данных на начало эксперимента позволил выявить следующее. На вопрос «Кто Вам посоветовал выбрать эту профессию?» предлагалось несколько вариантов ответа. Мы выяснили, что по направлению 44.03.05 Физическая культура и безопасность жизнедеятельности наибольшее число (40 %) респондентов отметили, что выбрали по совету родителей, 30 % — на их выбор оказали влияние учителя школы, 20 % — решили самостоятельно и 10 % — по совету друзей.

Таблица 1

Ответы обучающихся по направлению 44.03.05 Физическая культура и безопасность жизнедеятельности (п-240 чел.)

Вопрос Варианты ответов

1. Кто Вам посоветовал выбрать эту профессию? 40 % — родители; 30 % — учителя; 20 % — решил сам; 10 % — друзья

2. Каков мотив Вашего поступления в вуз? 60 % — хотел продолжить занятия спортом; 30 % — хотел подготовиться к будущей профессиональной деятельности; 10 % — поступал вслед за товарищем

3. Почему Вы выбрали эту профессию? 46 % — привлекает работа в сфере физической культуры; 16 % — посоветовали родители; 16 % — люблю видеть успехи свои и обучающихся; 16 % — хотел быть тренером; 3 % — интерес к занятиям спортом

4. Как Вы считаете, кто повлиял на выбор Вашей будущей профессии? 36 % — тренер по спорту; 33 % — учителя школы; 23 % — родители; 16 % — СМИ; 10 % — товарищи

Таблица 2 Ответы обучающихся по направлению 49.03.01 Физическая культура (п-120 чел.)

Вопрос Варианты ответов

1. Кто Вам посоветовал выбрать эту профессию? 30 % — тренер; 30 % — учителя; 20 % — родители; 20 % — друзья

2. Каков мотив Вашего поступления в вуз? 60 % — хотел продолжить занятия спортом; 20 % — последовал вслед за товарищем; 20 % — хотел подготовиться к будущей профессиональной деятельности

3. Почему Вы выбрали эту профессию? 50 % — привлекает работа в сфере физической культуры и спорта; 30 % — хочу быть тренером; 20 % — люблю видеть свои успехи и успехи обучающихся

4. Как Вы считаете, кто повлиял на выбор Вашей будущей профессии? 40 % — тренер; 30 % — учителя школы; 20 % — родители; 10 % — товарищи

Таблица 3 Ответы обучающихся по направлению 49.03.02 Адаптивная физическая культура (п-50 чел.)

Вопрос Варианты ответов

1. Кто Вам посоветовал выбрать эту профессию? 60 % — совет родителей; 30 % — совет учителей; 10 % — совет друзей

2. Каков мотив Вашего поступления в вуз? 60 % — хотел подготовиться к будущей профессиональной деятельности; 30 % — последовал вслед за товарищем; 10 % — хотел продолжить занятия спортом

3. Почему Вы выбрали эту профессию? 40 % — привлекала работа в сфере адаптивной физической культуры; 40 % — сложились так обстоятельства; 20 % — хочу помогать людям

4. Как Вы считаете, кто повлиял на выбор Вашей будущей профессии? 60 % — советы родителей; 20 % — тренер; 10 % — занятия спортом; 10 % — не могу ответить

По направлению 49.03.01 Физическая культура 20 % обучающихся выбрали профессию по совету родителей и 30 % — по совету учителей, 30 % — тренера и 20 % — друзей. 20 % студентов направления 49.03.02 Адаптивная физическая культура выбирали по совету родителей, 30 % — тренера, 30 % — учителей и 20 % — друзей. Мы установили, что серьезное влияние на выбор направления обучения респондентов оказали родители.

Достаточно важной представляется информация об обстоятельствах, побудивших абитуриентов сделать такой выбор. Проанализировав данные, полученные в результате исследования, мы смогли заключить следующее: респонденты направления 44.03.05 Физическая культура и безопасность жизнедеятельности на первое место поставили желание продолжить заниматься спортом, для 30 % респондентов мотивом стала возможность подготовиться к будущей профессиональной деятельности, 10 % — поступали в вуз вслед за товарищем. 60 % респондентов направления 49.03.01 Физическая культура хотели продолжить заниматься спортом, 20 % — вслед за товарищем и 20 % — хотели подготовиться к профессиональной деятельности. Следует отметить, что абитуриенты, поступающие на данное направление, после окончания первой ступени высшего образования (бакалавриата) в дальнейшем связывают свою профессиональную деятельность со спортивной жизнью, предполагая работать тренерами в спортивных школах.

60 % респондентов, обучающихся по направлению 49.03.02 Адаптивная физическая культура мечтали подготовиться к будущей профессиональной деятельности, 30 % — поступали вслед за товарищем и только 10 % — хотели продолжить заниматься спортом.

Сравнительный анализ ответов обучающихся по трем направлениям показал, что 46 % респондентов направления 44.03.05 Физическая культура и безопасность жизнедеятельности мечтают о работе в сфере физической культуры и спорта, 16 % — выбрали будущую профессию по совету родителей, 16 % — предпочитают видеть успехи свои и обучающихся, 16 % — хотят быть тренером и 3 % — руководствовались интересом к профессии. Работа в сфере физической культуры и спорта привлекла 50 % респондентов по направлению 49.03.01 Физическая культура, 30 % — хотят быть тренером и 20 % — любят видеть свои успехи и успехи своих учеников. По направлению 49.03.02 Адаптивная физическая культура 40 % — привлекает работа в сфере адаптивной физической культуры, 40 % — «так сложились обстоятельства» и 20 % — желают помогать людям с ограниченными возможностями.

На вопрос «Кто повлиял на выбор Вашей будущей профессии?» 40 % респондентов направления 49.03.01 Физическая культура считают, что тренер по виду спорта, 30 % — учителя школы, 20 % — родители и 10 % — «последовали вслед за товарищем». 33 % респондента направления 44.03.05 Физическая культура и безопасность жизнедеятельности назвали учителя школы, 36 % — тренера по виду спорта, 23 % — родителей, 16 % — СМИ и 10 % — товарищей. 60 % респондентов по направлению 49.03.02 Адаптивная физическая культура указали, что на их выбор повлияли советы родителей, 20 % — тренер, 10 % — занятия спортом и 10 % — затруднились с ответом.

Далее мы проанализировали особенности подготовки бакалавров по трем направлениям: 49.03.01 Физическая культура, 44.03.05 Физическая культура и безопасность жизнедеятельности, 49.03.02 Адаптивная физическая культура, данные представлены в таблицах 4-6.

Таблица 4

Ответы обучающихся по направлению 44.03.05 Физическая культура и безопасность жизнедеятельности (п-240 чел.)

Вопрос Ответ

Да Нет Не могу сказать

1. Приходилось ли Вам участвовать в научных конференциях по физической культуре в школе? — 100 %

2. Как Вы считаете, занятия в спортивных школах или спортивных секциях положительно влияют на формирование выбора профессии? 75 % — 25 %

3. В процессе обучения в вузе продолжаете ли Вы заниматься спортом? 90 % 10 %

Окончание таблицы 4

Вопрос Ответ

Да Нет Не могу сказать

4. Удовлетворены ли Вы программой, по которой обучаетесь? 30 % 20 % 50 %

5. Что бы Вы хотели поменять в университете для того, чтобы Вы лучше подготовились к профессиональной деятельности? — - 100 %

6. В процессе обучения в вузе Вы продолжаете принимать участие в соревнованиях (по избранному виду спорта)? 73 % 26 %

7. Знакомы ли Вы с формами научно-исследовательской работы? 10 % (написание статьи) - 90 %

8. Умеете ли Вы работать с научными и литературными источниками? — 80 % 20 %

9. Какие изучаемые дисциплины Вам интересны? 30 % — спортивные игры; 23 % — психология и педагогика; 20 % — не могу сказать; 13 % — все изучаемые дисциплины; 10 %- современные физкультурно- спортивные технологии; 3 % — анатомия

Таблица 5

Ответы обучающихся по направлению 49.03.01 Физическая культура (п-120 чел.)

Вопрос Ответ

Да Нет Не могу сказать

1. Приходилось ли Вам участвовать в научных конференциях по физической культуре в школе? — 100 %

2. Как Вы считаете, занятия в спортивных школах или спортивных секциях положительно влияют на формирование выбора профессии? 80 % - 20 %

3. В процессе обучения в вузе продолжаете ли Вы заниматься спортом? 95 % 5 % —

4. Удовлетворены ли Вы программой, по которой обучаетесь? 40 % 20 % 40 %

5. Что бы Вы хотели поменять в университете, чтобы Вы лучше подготовились к профессиональной деятельности? — - 100 %

6. В процессе обучения в вузе Вы продолжаете принимать участие в соревнованиях (по избранному виду спорта)? 85 % 15 % —

7. Знакомы ли Вы с формами научно-исследовательской работы? 15 % (написание статьи) - 85 %

8. Умеете ли Вы работать с научными и литературными источниками? — 100 % —

9. Какие изучаемые дисциплины Вам интересны? 20 % анатомия; 20 % теория и методика гимнастики; 20 % спортивные игры; 15 % психология и педагогика; 10 % затруднюсь с ответом; 10 % плавание; 5 % биомеханика

Таблица 6

Ответы обучающихся по направлению 49.03.02 Адаптивная физическая культура (п-50 чел.)

Вопрос Ответ

Да Нет Не могу сказать

1. Приходилось ли Вам участвовать в научных конференциях по физической культуре в школе? — 100 % —

2. Как Вы считаете, занятия в спортивных школах или спортивных секциях положительно влияют на формирование выбора профессии? 10 % 60 % 30 %

3. В процессе обучения в вузе продолжаете ли Вы заниматься спортом? 30 % 70 %

4. Удовлетворены ли Вы программой, по которой обучаетесь? 50 % 40 % 10 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Что бы Вы хотели поменять в университете, чтобы Вы лучше подготовились к профессиональной деятельности? — — 100 %

6. В процессе обучения в вузе Вы продолжаете принимать участие в соревнованиях (по избранному виду спорта)? 50 % 50 %

7. Знакомы ли Вы с формами научно-исследовательской работы? 20 % — написание статьи, ВКР — 80 %

8. Умеете ли Вы работать с научными и литературными источниками? — 100 % —

9. Какие изучаемые дисциплины Вам интересны? 30 % психология и педагогика; 30 % не могу сказать; 20 % анатомия; 20 % биохимия

На вопрос «Приходилось ли Вам участвовать в научных конференциях по физической культуре во время обучения в школе?» все респонденты (100 %) трех направлений ответили, что «не приходилось». Таким образом, студенты на начало обучения в вузе не сталкивались с исследовательской работой.

Анализируя данные, мы отметили, что большинство респондентов (75 и 80 % соответственно) направлений 44.03.05 Физическая культура и безопасность жизнедеятельности и 49.03.01 Физическая культура считают, что занятия в спортивных школах положительно влияют на формирование выбора профессии, другие респонденты (25 и 20 %) не смогли сказать определенно. 60 % респондентов направления 49.03.02 Адаптивная физическая культура указали, что занятия в спортивных школах не влияют на формирование выбора профессии, 10 % — влияют и 30 % — затруднились с ответом (рис. 1).

Следующий вопрос, который нас заинтересовал — «В процессе обучения в вузе продолжаете ли Вы заниматься спортом?». Большинство респондентов (90 и 95 % соответственно) обучающихся по направлениям 44.03.05 Физическая культура и безопасность жизнедеятельности и 49.03.01 Физическая культура, ответили, что продолжают заниматься спортом, и лишь незначительная часть (10 и 5 % соответственно) не занимается. Анализируя ответы респондентов направления 49.03.02 Адаптивная физическая культура, мы отмечаем, что наибольшее число респондентов (70 %) не занимаются спортом и только 30 % продолжают занятия.

Весьма показательно, что большинство студентов продолжает заниматься спортом, участвуя в соревнованиях. Ответы представлены на рисунке 2.

Отношение респондентов к образовательной программе, по которой они обучаются, неоднозначно. Так, 40 % респондентов направления 49.03.01 Физическая культура удовлетворены образовательной программой, как и 50 % — направления 49.03.02 Адаптивная физическая культура и 30 % — направления 44.03.05 Физическая культура и безопасность жизнедеятельности. Кроме того, мы выявили, что не удовлетворены образовательной программой 20 % респондентов, обучающиеся по направлению 44.03.05 Физическая культура и безопасность жизнедеятельности, 20 % — 49.03.01 Физическая культура и 40 % — 49.03.02 Адаптивная физическая культура. Не смогли ответить на вопрос 40 % респондентов направления 49.03.01 Физическая

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10%

Педагогическое образование

Физическая культура

□ Да

□ Не могу сказать ■ Нет

Адаптивная физическая культура

Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос «Как Вы считаете, занятия в спортивных школах или секциях положительно влияют на формирование выбора профессии?»

Педагогическое образование

Физическая культура

Адаптивная физическая культура

□ Да ■ Нет

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос «В процессе обучения в вузе продолжаете ли Вы заниматься спортом?»

культура, 50 % — 44.03.05 Физическая культура и безопасность жизнедеятельности и только 10 % — 49.03.02 Адаптивная физическая культура.

Все респонденты трех направлений затруднились с ответом на вопрос «Что бы Вы хотели поменять в учебном процессе университета для того, чтобы Вы лучше подготовились к профессиональной деятельности?».

Продолжая анализировать полученные в нашем исследовании данные, мы остановились на вопросе «В процессе обучения в вузе Вы продолжаете принимать участие в соревнованиях (по избранному виду спорта)?». 85 % респондентов направления 49.03.01 Физическая культура продолжают участвовать и всего лишь 15 % не принимают участия в соревнованиях. По направлению 44.03.05 Физическая культура и безопасность жизнедеятельности 73 % опрошенных обучающихся участвуют в соревнованиях, 26 % — не участвует, по направлению 49.03.01 Адаптивная физическая культура 50 % — продолжают участвовать и 50 % — не участвуют.

Данное положение можно объяснить тем, что абитуриенты, поступающие на направление 49.03.01 Физическая культура, являются действующими спортсменами и чаще всего после окончания вуза связывают свою профессиональную деятельность с работой в спортивных школах.

В предложенную анкету мы специально включили вопрос «Знакомы ли Вы с формами научно-исследовательской работы?» (рис. 3).

Педагогическое Физическая Адаптивная

образование культура физическая культура

Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос «Знакомы ли Вы с формами научно-исследовательской работы?»

Ответы студентов показали, что большинство респондентов по трем направлениям 49.03.01 Физическая культура, 44.03.05 Физическая культура и безопасность жизнедеятельности, 49.03.02 Адаптивная физическая культура не знакомы с формами научно-исследовательской работы, которые применялись как в общеобразовательной школе, так и университете. Остальные обучающиеся знакомы с написанием научных статей и знают, что им в процессе обучения в вузе необходимо написать выпускную квалификационную работу.

В ходе нашего исследования было выявлено, что 80 % респондентов направления 44.03.05 Физическая культура и безопасность жизнедеятельности и все респонденты направлений 49.03.01 Физическая культура и 49.03.02 Адаптивная физическая культура на начало эксперимента не умели работать с научными и литературными источниками. Мы предположили, что студентов этому надо учить на протяжении всего срока обучения: учить работать с научными и литературными источниками при написании статей, курсовой, выпускной квалификационной работы и т. д., отбирать необходимый материал, анализировать его, сопоставлять его и выбирать главное.

На вопрос «Какие изучаемые дисциплины Вам интересны?» респонденты ответили следующим образом. Направление 49.03.01 Физическая культура: 20 % — «Анатомия», 20 % — «Теория и методика гимнастики», 20 % — «Спортивные и подвижные игры», 5 % — «Биомеханика», 15 % — интересует «Педагогика и психология», 10 % — «Плавание» и 10 % — затруднились с ответом.

23 % респондентов направления 44.03.05 Физическая культура и безопасность жизнедеятельности выбрали «Психологию и педагогику», 30 % — «Спортивные и подвижные игры», 20 % — не определились с ответом, 13 % обучающихся нравятся все изучаемые дисциплины, 10 % — «Современные физкультурно-спортивные технологии», 3 % — «Анатомию». 30 % опрошенных направления 49.03.02 Адаптивная физическая культура предпочли «Психологию и педагогику»; 20 % — «Анатомию»; 20 % — «Биохимию», часть студентов (30 %) не определились с ответом. По результатам опроса мы заключаем, что большинство респондентов выбрало дисциплины педагогической направленности.

Заключение

Обобщая результаты социологического опроса, мы выделили особенности подготовки бакалавров физической культуры и спорта по трем реализуемым направлениям 49.03.01 Физическая культура, 44.03.05 Физическая культура и безопасность жизнедеятельности и 49.03.02 Адаптивная физическая культура. Так, на направление 49.03.01 Физическая культура поступают абитуриенты, которые занимаются спортом профессионально, связывают свою будущую профессиональную деятельность со спортом, с тренерской деятельностью. В связи с этим для подготовки по данному направлению большое значение имеют дисциплины «Теория и методика гимнастики», «Спортивные и подвижные игры», «Плавание», «Психология и педагогика». Исследование показало, что большинство респондентов привлекает работа в сфере физической культуры и спорта, после окончания обучения они готовы работать трене-

рами в спортивных школах. Однако, по их мнению, для успешной будущей профессиональной деятельности им недостаточно занятий по избранному виду спорта, необходимы индивидуальные тренировочные занятия с выдающими спортсменами и т. д.

Анализируя ответы респондентов по направлению 44.03.05 Физическая культура и безопасность жизнедеятельности, мы отмечаем, что на это направление поступают абитуриенты, которые связывают свою будущую профессиональную деятельность с работой в общеобразовательных школах. При опросе выяснилось, что респондентам в первую очередь интересны дисциплины «Психология и педагогика», «Спортивные и подвижные игры», «Современные физкуль-турно-спортивные технологии». В то же время некоторым респондентам нравятся все дисциплины, которые они изучают в вузе. Также из ответов видно, что большинство респондентов привлекает работа в сфере физической культуры, также они желают видеть свои успехи и успехи обучающихся.

На направление 49.03.02 Адаптивная физическая культура поступают абитуриенты, которые не достигли значительных успехов в спорте, в основном они связывают будущую профессиональную деятельность с коррекционными образовательными учреждениями. При социологическом опросе мы выяснили, что респондентам интересны «Психология и педагогика», «Биохимия», «Анатомия», респонденты выбирают работу в сфере адаптивной физической культуры, они предпочитают помогать людям после перенесенных травм, заболеваний.

Литература

1. Об утверждении плана мероприятий «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях» на 2018-2020 годы [Электронный ресурс] : приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 29.12.2017 № 2434. URL: https://ipk.kuz-edu.ru/app/ download/download.php?file=2018/13.08.2018/Prikaz_2434.pdf (дата обращения: 05.09.2018].

2. Губанова М. И., Давыденко А. А. Веб-семинар как инструмент организации профессионального взаимодействия педагогов // Педагогика и просвещение. 2018. № 4. С. 1-8.

3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 26.04.2018]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_286474/ (дата обращения: 05.07.2019].

4. Об утверждении государственной программы Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на 20142025 годы [Электронный ресурс] : постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 04.09.2013 № 367. URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW284;n=54004#08929040128837329 (дата обращения: 05.07.2019].

5. Эффективные практики межрегионального взаимодействия по сопровождению школ, работающих в неблагоприятных социальных условиях: от изоляции к партнерству [Электронный ресурс] // Материалы Международного форума Евразийский образовательный диалог. Ярославль, 2019. URL: http://forum.yar.ru/fileadmin/obr_forum1/2019/itog/itog-konfer2-sect-2-6.pdf (дата обращения: 05.07.2019].

References

1. Ob utverzhdenii plana meropriyatij «Povyshenie kachestva obrazovaniya v shkolah s nizkimi rezul'tatami obucheniya i shkolah, funkcioniruyushchih v neblagopriyatnyh social'nyh usloviyah» na 2018-2020 gody [On approval of the action plan "Improving the quality of education in schools with poor learning outcomes and schools operating in adverse social conditions" for 20182020]. Order of the Department of Education and Science of the Kemerovo Region dated December 29, 2017 No. 2434. Available at: https://ipk.kuz-edu.ru/app/download/download.php?file=2018/13.08.2018/Prikaz_2434.pdf (accessed 05.07.2019]. (In Russian].

2. Gubanova M. I., Davydenko A. A. Veb-seminar kak instrument organizacii professional'nogo vzaimodejstviya pedagogov [WebSeminar as an Instrument that Can Be Used to Organize Teachers' Professional Communication]. Pedagogy and education, 2018, no. 4, pp. 1-8. (In Russian].

3. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya [On approval of the state program of the Russian Federation "Development of education"]. Decree of the Government of the Russian Federation of December 26, 2017 No. 1642 (edition of April 26, 2018]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/ (accessed 05.07.2019]. (In Russian].

4. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Kemerovskoj oblasti «Razvitie sistemy obrazovaniya Kuzbassa» na 2014-2025 gody [On approval of the state program of the Kemerovo region "Development of the Kuzbass education system" for 20142025]. Resolution of the Board of the Administration of the Kemerovo region dated 04.09.2013 No. 367. Available at: http:// www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW284;n=54004#08929040128837329 (accessed 05.07.2019]. (In Russian].

5. Effektivnyy opyt mezhregional'nogo vzaimodeystviya v obuchayushchikhsya shkolakh, v usloviyakh neblagopriyatnykh sotsial'nykh usloviy: elektronnoye resursnoye obespecheniye [Effective practices of interregional interaction to accompany schools operating in adverse social conditions: from isolation to partnership]. Materials of the International Forum Eurasian Educational Dialogue. Yaroslavl, 2019. Available at: http://forum.yar.ru/fileadmin/obr_forum1/2019/itog/itog-konfer2-sect-2-6.pdf (accessed 05.07.2019]. (In Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.