Дистанционный режим обучения в вузе как ключевой барьер в формировании мотивации студентов к занятиям спортом
Гружевский Валерий Алексеевич,
кандидат педагогических, наук, доцент, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, Российский государственный университет правосудия
Богослова Елена Георгиевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры, ГБОУ ВО Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»
Мотивация представителей молодежи к занятиям спортом является важным аспектом продвижения в массовом сознании ценности здорового образа жизни и в целом - оздоровления нации. В статье рассмотрена специфика проведения дистанционных занятий по физической культуре с позиции мотивации студентов к спортивной деятельности. Автором рассмотрены теории мотивации к спорту, различные аспекты внутренней и внешней мотивации, а также эволюция подходов российских вузов к организации дистанционных занятий по предмету «Физическая культура». Отмечается, что в дистанционном формате особенно важными являются факторы внутренней мотивации, а также учет индивидуальных потребностей и интересов студентов при разработке программы занятий. В качестве способа повышения мотивации студентов предлагается внедрять в программный материал инновационные методы обучения: интерактивные и видеоматериалы, специальные приложения, онлайн-соревнования и инструментарий виртуальной реальности.
Ключевые слова: цифровизация, дистанционное обучение, физическая культура, спорта, мотивация, мотивация к спорту, видеоурок.
Мотивация представителей молодежи к занятиям спортом является важным аспектом продвижения в массовом сознании ценности здорового образа жизни и в целом - оздоровления нации. Вопросы о мотивации студентов к спортивной деятельности можно рассматривать с различных позиций; как правило, ключевыми аспектами в подобном контексте выступают психологические, социальные и физиологические. Авторы, проводящие анализ мотивов к спорту в рамках психологической науки, отмечают: установка на спортивную активность формируется на основе внутренней или внешней мотивации. Внутренняя мотивация к занятиям спортом подразумевает стремление к получению удовольствия от физической активности, удовлетворения от достижения личных целей, а также желание улучшить состояние здоровья и внешнюю физическую форму. Внешняя мотивация, в свою очередь, исходит из желания соответствовать общественным ожиданиям, получения одобрения со стороны окружающих, а также может быть сопряжена с желанием избежать наказания (к примеру, получить незачет по дисциплине «Физическая культура».
Социальные факторы также могут оказывать влияние на мотивацию к занятиям спортом среди молодежи. Например, участие в командных видах спорта может быть связано с желанием ощутить принадлежность к определенной группе или обладать более высоким социальным статусом, а также с желанием развивать социально-коммуникативные навыки и расширять круг общения.
Среди социальных факторов можно также отметить стремление к победе: спорт и физическая культура имеют соревновательную ориентацию и могут мотивировать амбициозных молодых людей, которые самоутверждаются посредством победы в конкурсах, спартакиадах, эстафетах и соревнованиях. Как отмечает О.А. Беляева, «нет ничего постыдного в том, что такие ощущения, как желание показать хорошие результаты в спорте, мотивированные стремлением человека быть первым, высокой самооценкой, стремлением обогнать соперника, страхом подвести команду, быть побежденным, прочно связаны с тщеславием» [1, с. 32]. Человеческая природа априорно связана со стремлением конкурировать, побеждать и быть лучше других.
Физиологические аспекты также могут играть важную роль в мотивации к занятиям спортом в студенческой среде. К примеру, занятия спортом могут способствовать улучшению физической
сз о со -а
А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
формы, повышению выносливости и снижению риска развития различных заболеваний и симптомов. Следует также отметить, что сегодня все большая доля студентов занимается в дистанционном либо «гибридном» формате, сочетающем очную и заочную форму обучения. Кроме того, кардинально изменился характер досуга молодежи: вместо прогулок, походов в кино, занятий на свежем воздухе, молодые люди предпочитают проводить время в социальных сетях или за просмотром видео. Такая тенденция вполне естественна, и ее нельзя рассматривать исключительно как деструктивную, но, тем не менее, она порождает проблему гиподинамии - снижения двигательной активности молодых людей.
Резкое снижение физической активности, отмечают С.А. Запрометова и Н.Н. Пренас, приводит к обострению хронических заболеваний, набору лишнего веса или даже к развитию ожирения; в целом гиподинамия снижает защитные и адаптационные резервы организма [3, с. 100]. Продолжительный период малоподвижного образа жизни приводит к ослаблению мускулатуры, негативно сказывается на суставах и работе сердечнососудистой системы. В данной связи особенно актуальными нам представляют вопросы повышения мотивации студентов к занятиям спортом -как к самостоятельным, так и формальным, в рамках предусмотренной вузовскими курсами дисциплины «Физическая культура».
В целом, мотивация к занятиям спортом среди молодежи является комплексным явлением, зависящим от множества факторов. Разработка и имплементация эффективных стратегий повышения мотивации молодежи к занятиям спортом в дистанционном формате должна учитывать все эти аспекты и основываться на новейших научных данных.
Н.В. Попова с соавт. указывают, что дистанционное образование - качественно новый прогрессивный вид обучения, сочетающий в себе концепции открытого обучения и цифровизации системы образования. В основе дистанционных методик находится самостоятельная работа обучающихся со специальными - электронными, виртуальными, интерактивными - учебными материалами [6, с. 259].
Как показывает педагогическая практика, многие учебные дисциплины беспроблемно и беспрепятственно встраиваются в новую парадигму цифрового дистанционного обучения. Предмет «Физическая культура», к сожалению, является исключением из общего правила. Во многих российских вузах, отмечают А.Ю. Пушкарева и Е.И. Коробей-никова, дистанционное обучение ощутимо снизило возможности проведения занятий по физкультуре и, соответственно, качество обучения 5 [7, с. 140]. Отказаться же от данной дисциплины g и исключить ее из федеральных стандартов в об-£3 ласти образования нельзя - физическая культура еЗ выступает важной (пусть и в большинстве случаев ¡в непрофильной) дисциплиной в вузах, и на нее воз-
ложена значимая миссия поддержания здоровья студенческой молодежи.
В российских вузах переключение занятий по физической культуре на дистанционный режим носило экстренный характер. На первом этапе внедрения дистанционных методов педагоги начали использовать различные платформы онлайн-конференций. В ряде вузов предпринимались попытки унификации платформ, однако, в связи с нагрузкой работа серверов приложений для видеоконференций оказалась нестабильной, и в условиях снижения качества транслируемого видеоряда и звука педагоги начали поиск альтернативных платформ (Zoom, Skype и др.). На данном этапе многие педагоги столкнулись с тем, что функционал бесплатных версий приложений был урезан и не позволял организовывать качественные уроки. Для отчетности преподавателей вузы организовали систему предоставления скриншотов каждого занятия. Обучение в формате видеоконференций заключалось в демонстрации преподавателем упражнений и их повторения обучающимися. В ряде случаев вузы сознательно отказались от упражнений и представили на своих сайтах перечень тем для рефератов. Такая практика, во-первых, привела к излишней теоретизирован-ности занятий, и, во-вторых, негативно сказалась на мотивации студентов.
Известны случаи, когда преподаватель пытался организовать «дистанционную пробежку», во время которой преподаватель и студенты, находясь на свежем воздухе - на стадионах или парках, ближайших к месту проживания, - выполняли бег и ходьбу с постоянным видеоконтролем. Нельзя оценить подобную практику как однозначно результативную - сказались технические трудности, связанные с низким качеством связи во время быстрого перемещения мобильных устройств.
В условиях последующих волн эпидемии некоторые вузы разработали собственные системы онлайн-курсов по физической культуре (такая система есть, к примеру, в Томском государственном университете [12]). Недостатком такого подхода стало снижение интенсивности контакта преподавателя со студентами (по сущности, коммуникация с преподавателем происходила только на этапах контроля и аттестации).
Опыт внедрения занятий по физической культуре дистанционного формата в вузах России, таким образом, весьма неоднозначен. С.А. Лешке-вич, к примеру, провел опрос в студенческой среде об отношении к системе дистанционного обучения (в контексте дисциплины «Физическая культура»), по результатам которого положительное отношение к данному формату обучения выразило только 42% респондентов, отрицательное -49% и нейтральное - 9% обучающихся [5, с. 460]. А.М. Кузьмин с соавт. говорят о том, что студенты, говоря о проблемах дистанционного обучения, чаще всего указывают на недостаток личного контакта и технические проблемы; среди значимых факторов, снижающих мотивацию обучающих-
ся, - колоссальный объем самостоятельной работы и отсутствие индивидуального подхода к обучению [4, с. 13].
Несмотря на прогнозы, дистанционный формат не утратил своей актуальности и после завершения пиковых периодов пандемийного цикла; напротив, тотальная цифровизация высшей школы в России постепенно привела к росту доли обучающихся, проходящих вузовскую программу дистанционно. Соответственно, перед преподавателями по физической культуре до сих пор стоят задачи по (1) формированию физической культуры личности посредством физкультурной деятельности; (2) обеспечению решений по эффективной реализации образовательной программы в дистанционном формате; (3) восстановлению «до-пандемийного» уровня мотивации студентов к занятиям спортом, а среди тех, кто не имел такой мотивации и ранее, - по формированию интереса и мотивации. Несмотря на интенсивный опыт им-плементации дистанционных занятий, полученный российскими педагогами за последние несколько лет, в области организации занятий по физкультуре по-прежнему нет готовых действенных решений для дистанционного обучения [3, с. 100].
Мотивация студентов выступает залогом хорошей посещаемости, успеваемости по предмету «Физическая культура», а также является базисом для поддержания интереса к спортивному образу жизни в дальнейшем. Специфической чертой дистанционного обучения, как отмечено выше, является высокая доля самостоятельный усилий, следовательно, студенты должны обладать концентрацией внимания, самодисциплиной, желанием учиться [10, с. 212]. В данной связи возникает противоречие между традиционными способами поддержания мотивации, которые «работали» в очном режиме проведения занятий, и отсутствие разработок в области повышения мотивации для дистанционных форматов.
Существует множество авторских подходов к определению мотивации к спортивной деятельности - классический и инновационных. Выделим среди них несколько наиболее подходящих, по нашему мнению, к студенческой среде. Концепция самодетерминации (Self-Determination Theory, SDT), представленная М. Райаном и Э.Л. Де-ши [15], постулирует опору на три типа мотивов: внутренние, внешние и амбивалентные. Внутренняя мотивация возникает из самого факта и процесса занятий спортом и получения удовлетворения от них, внешняя мотивация связана с внешними факторами, такими как получение награды или избежание наказания, а амбивалентная мотивация является смешением факторов внутренней и внешней мотивации. В рамках данной концепции подчеркивается, что занятия спортом, как правило, обусловлены амбивалентными мотивами, но, при этом, особый акцент ставится именно на внутреннюю мотивацию как залог устойчивой и продуктивной спортивной деятельности. Данный тезис вполне может быть «вписан» в рассматри-
ваемую нами предметную область: студенты, которые при посещении занятий по физической культуре руководствуются исключительно мотивом, скажем, получения зачета, быстро теряют интерес к спорту после завершения вуза, а в дистанционном формате предпочтут «срезать углы» в самостоятельных занятиях спортом.
Схожей, по нашему мнению, является теория целей достижения (Achievement Goal Theory, aGt), разработанная Дж.Г. Николсом [14]. Данная теория исходит из целей, которые обучающийся ставит при занятиях спортом. Дж.Г. Николс выделяет два типа целей - цели привязанности и цели мастерства. Цели привязанности ориентированы на сравнение своих результатов с результатами других учащихся и на получение признания со стороны окружающих. Цели мастерства ориентированы на собственное улучшение и развитие. Теория акцентирует важность и приоритетность целей мастерства для продуктивной спортивной деятельности. В дистанционном режиме обучения, по нашему мнению, цели мастерства должны преобладать: оказываясь «один на один» с собой и своим организмом, студент должен следовать целям саморазвития, а не социально-обусловленным целям.
В российской науке одна из теорий была предложена Л.С. Волковым (психологическая теория мотивации в спорте) [2]. По мнению автора, мотивация к спорту связана с личностными свойствами и процессами, которые активизируют спортивную деятельность и определяют ее продуктивность. Данная теория подчеркивает важность учета индивидуальных особенностей психики в мотивации к спорту и использования персонального подхода к спортивной деятельности. По нашему мнению, индивидуализация подходов в дистанционном режиме обучения может оказать существенное положительное влияние на мотивацию студента.
По нашему мнению, ключом к раскрытию мо-тивационного потенциала уроков по физической культуре выступают инновационные форматы и методические подходы при проведении занятий. В условиях дистанционного обучения по физической культуре необходимо использовать инновационные методы, которые помогут студентам сохранять мотивацию к занятиям спортом [11, с. 14].
Во-первых, в учебный процесс могут быть включены интерактивные и видеоматериалы. Видеоуроки, подготовленные профессиональными тренерами, помогут студентам понимать правильную технику выполнения упражнений («цели мастерства») и мотивируют их к занятиям спортом. Интерактивные материалы подразумевают возможность обратной связи - студенты могут задавать вопросы и получать обратную связь (индивидуализация обучения). Систему подобных уроков представил, к примеру, Казанский Федеральный университет (для девушек - «Лучшая утренняя зарядка», «Пилатес - полная тренировка», «Аэробика дома», «Развиваем гибкость» и проч.; для юношей - «Упражнения для всего тела в домашних
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
условиях», «Программа силовых тренировок с весом тела», «Семь домашних тренировок») [8].
Во-вторых, все чаще в научной литературе звучат мнения о целесообразности использования специальных приложений. Сегодня разработано множество платных и бесплатных приложений для смартфонов и планшетов, которые позволяют студентам записывать свои тренировки, отслеживать прогресс и получать рекомендации по улучшению техники выполнения упражнений (достижение «целей мастерства»). Такие приложения также могут стать действенным инструментом для формирования внутренней мотивации студентов к занятиям спортом. К примеру, приложение Fitbod позволяет студентам создавать индивидуальную программу тренировок, которая будет автоматически адаптироваться к их уровню подготовки и целям. Студенты могут отслеживать свой прогресс и получать рекомендации по улучшению техники выполнения упражнений [13].
Оба вышеуказанных способа в сочетании или по отдельности способны оказать благотворное влияние на формирование внутренней мотивации студентов.
В-третьих, следует отметить, что в когорте студентов всегда будут иметься лица, которые в любом случае предпочтут внешнюю мотивацию внутренней (в особенности если речь идет о мотивации, связанной с конкуренцией). В данной связи в вузах целесообразно проводить онлайн-соревнования. Онлайн-соревнования между студентами, проводимые через видеоконференции или специальные платформы, могут стать эффективным способом повышения мотивации студентов к занятиям спортом. Опыт проведения онлайн-соревнований в российских вузах уже имеется. К примеру, на базе спортивного клуба Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина и были организованы и проведены III Международные студенческие онлайн-соревнования по демонстрации техники жонглирования футбольным мячом, в которых приняло участие более 170 спортсменов из 30 учебных заведений высшего и среднего профессионального образования [9].
В более отдаленной перспективе и при условии улучшения материально-технической базы российских университетов можно будет говорить о возможности применения виртуальной реальности в занятиях по физической культуре. Виртуальная реальность может стать полезным инструментом для проведения дистанционных занятий по физической культуре. С помощью специальных приложений и симуляторов студенты могут заниматься в виртуальных тренажерных залах или даже участвовать в виртуальных соревнованиях. Сегодня, к примеру, существует приложение Holofit о VR Fitness, которое позволяет студентам зани-Ы маться в виртуальном тренажерном зале и разно-g го рода симуляторы.
~ Таким образом, говоря о повышении мотива-z ции студентов к спорту в условиях дистанцион-
ных форматов проведения занятий, можно прийти
к следующим выводам:
1. использование инновационных методов, таких как интерактивные видеоматериалы, специальные приложения, онлайн-соревнования и виртуальная реальность, может помочь преодолеть барьеры дистанционного обучения по физической культуре и поддержать мотивацию студентов;
2. важно делать упор на внутреннюю мотивацию к занятиям физкультурой, а также учитывать индивидуальные потребности и интересы студентов при разработке программы занятий;
3. в отечественной педагогической практике уже имеется некоторое количество готовых решений в рассматриваемой нами предметной области, однако, спектр применяемых методов и форматов проведения занятий, предлагаемых отечественными вузами, не так широк; не исследованы области применения виртуальной реальности, мобильных приложений, не раскрыт в полной мере потенциал онлайн-соревнований.
Литература
1. Беляева, О.А. Формирование мотивации к занятиям физической культуры у студентов / О.А. Беляева // Актуальные вопросы физического воспитания молодежи и студенческого спорта: сб. трудов Всерос. науч.-практ. конф. -Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2018. - С. 31-35.
2. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В. Волков. - Киев: Олимпийская литература, 2002. - 230 с.
3. Запрометова, С.А. Особенности проведения занятий по физической культуре со студентами в период самоизоляции (или дистанционного обучения) / С.А. Запрометова, Н.Н. Пренас // Научные известия. - 2022. - № 27. - С. 99-101.
4. Кузьмин, А.М. Дистанционные формы образования со студентами вуза физической культуры: проблемы и перспективы / А.М. Кузьмин, М.Ф. Шарипов, С.В. Бренч, В.К. Милови-дов // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. - 2021. - № 7. - С. 10-17.
5. Лешкевич, С.А. Особенности проведения занятий по физической культуре в дистанционном формате обучения / С.А. Лешкевич // E-Scio. -2021. - № 3 (54). - С. 455-461.
6. Попова, Н.В. Социально-педагогические условия реализации дистанционного обучения в образовательной среде института физической культуры и спорта / Н.В. Попова, О.В. Ба-янкин, Т.А. Киспаев // МНКО. - 2018. - № 5 (72). - С. 256-260.
7. Пушкарева, А.Ю. Влияние дистанционного обучения на дисциплину «физическая культура» в вузах / А.Ю. Пушкарева, Е.А. Коробейнико-ва // Наука-2020. - 2022. - № 3 (57). - С. 136140.
8. Рекомендации для дистанционного обучения ЭК по ФКиС. Видеоуроки // Казанский федеральный университет. - 2023 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kpfu.ru/physical/ rekomendacii-dlya-distancionnogo-obucheniya-fk/ videouroki. - Дата доступа: 05.04.2023.
9. Успехи студентов на III международных студенческих онлайн-соревнованиях по демонстрации техники жонглирования футбольным мячом // Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины. - 2023 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.gsu.by/ru/node/6363. - Дата доступа: 05.04.2023.
10. Цыганенко, О.С. Компоненты развития мотивации студентов к занятиям физической культурой при дистанционном обучении / О.С. Цыганенко, О.А. Маркова, Т.И. Величко, А.Г. Смирнов // Проблемы современного образования. -2022. - № 2. - С. 210-215.
11. Чистякова, Е.В. Занятия физической культурой в Санкт-петербургском гуманитарном университете профсоюзов в рамках дистанционного обучения / Е.В. Чистякова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2022. - № 2. - С. 13-19.
12. Электронное обучение // Томский государственный университет. - 2023 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tsu.ru/ed-ucation/e-learning/. - Дата доступа: 05.04.2023.
13. Fitbod. - 2023 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fitbod.me/. - Дата доступа: 05.04.2023.
14. Nicholls, J.G. Achievement motivation: Conceptions of ability, subjective experience, task choice, and performance / J.G. Nicholls // Psychological Review. - 1984. - № 91(3). - Р. 328-346.
15. Ryan, R.M. Self-Determination Theory and the Facilitation of Intrinsic Motivation, Social Development, and Well-Being / R.M. Ryan, E.L. Deci // American Psychologist. - 2000. - Р. 68-78.
DISTANCE LEARNING AT HIGHER EDUCATION INSTITUTION AS A KEY BARRIER IN FORMING STUDENTS' MOTIVATION FOR SPORTS
Gruzhevsky V.A., Bogoslova E.G.
Russian State justice university, Crimean Engineering and Pedagogical Fevzi Yakubov University
The article considers the specifics of conducting remote physical education classes from the standpoint of students' motivation for sports activities. The author considers theories of motivation for sports, various aspects of internal and external motivation, as well as the evolution of the approaches of Russian universities to the organization of remote classes in the subject «Physical Education». It is noted that in the distance format, the factors of internal motivation are especially important, as well as taking into account the in-
dividual needs and interests of students when developing a training program. As a way to increase student motivation, it is proposed to introduce innovative teaching methods into the program material: interactive and video materials, special applications, online competitions and virtual reality tools.
Keywords: digitalization, distance learning, physical culture, sports, motivation, motivation for sports, video lesson.
References
1. Belyaeva, O.A. Formation of motivation for physical education among students / O.A. Belyaeva // Actual issues of physical education of youth and student sports: Sat. Proceedings of Vseros. scientific-practical. conf. - Saratov: Publishing house "Saratov source", 2018. - S. 31-35.
2. Volkov, L.V. Theory and methodology of children's and youth sports / L.V. Volkov. - Kyiv: Olympic Literature, 2002. - 230 p.
3. Zaprometova, S. A., Prenas, N.N. Features of conducting physical education classes with students during self-isolation (or distance learning) // Nauchnye Izvestiya. - 2022. - No. 27. - S. 99101.
4. Kuzmin, A.M. Distance forms of education with students of the university of physical culture: problems and prospects / A.M. Kuzmin, M.F. Sharipov, S.V. Branch, V.K. Milovidov // Izvestiya TulGU. Physical Culture. Sport. - 2021. - No. 7. - P. 1017.
5. Leshkevich, S.A. Features of conducting physical education classes in a distance learning format / S.A. Leshkevich // E-Sc-io. - 2021. - No. 3 (54). - S. 455-461.
6. Popova, N.V., Bayankin, O.V., Kispaev, T.A., Socio-pedagogi-cal conditions for the implementation of distance learning in the educational environment of the Institute of Physical Culture and Sports, MNKO. - 2018. - No. 5 (72). - S. 256-260.
7. Pushkareva, A. Yu. Influence of distance learning on the discipline "physical culture" in universities / A. Yu. Pushkareva, E.A. Korobeynikova // Nauka-2020. - 2022. - No. 3 (57). -S 136-140.
8. Recommendations for distance learning EC on FKiS. Video lessons // Kazan Federal University. - 2023 [Electronic resource]. - Access mode: https://kpfu.ru/physical/rekomendacii-dlya-distancionnogo-obucheniya-fk/videouroki. - Access date: 04/05/2023.
9. Student success at the III international student online competition to demonstrate the technique of juggling a soccer ball // Gomel State University named after Francisk Skorina. - 2023 [Electronic resource]. - Access mode: http://www.gsu.by/ru/ node/6363. - Access date: 04/05/2023.
10. Tsyganenko, O. S., Markova O.A., Velichko T.I., Smirnov A.G. Components of the development of students' motivation for physical education in distance learning // Problems of modern education. - 2022. - No. 2. - S. 210-215.
11. Chistyakova, E.V. Physical education at the St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions as part of distance learning / E.V. Chistyakova // Physical Culture. Sport. Tourism. Motor recreation. - 2022. - No. 2. - S. 13-19.
12. E-learning // Tomsk State University. - 2023 [Electronic resource]. - Access mode: https://www.tsu.ru/education/e-learn-ing/. - Access date: 04/05/2023.
13. Fitbod. - 2023 [Electronic resource]. - Access mode: https://fit-bod.me/. - Access date: 04/05/2023.
14. Nicholls, J.G. Achievement motivation: Conceptions of ability, subjective experience, task choice, and performance / J.G. Nicholls // Psychological Review. - 1984. - No. 91 (3). -R. 328-346.
15. Ryan, R.M. Self-Determination Theory and the Facilitation of Intrinsic Motivation, Social Development, and Well-Being / R.M. Ryan, E.L. Deci // American Psychologist. - 2000. - R. 6878.
сз о
CO "O
1=1 А
—I
о
сз т; о
m О
от
З
ы о со