УДК 378.172
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СО СТУДЕНТАМИ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ (ИЛИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ)
Запрометова Светлана Андреевна,
старший преподаватель кафедры физического воспитания, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)» zapro [email protected]
Пренас Наталья Николаевна
Старший преподаватель кафедры физического воспитания, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)»
В статье рассматриваются (на основе собственного опыта решения проблем организации занятий студентов вуза физической культурой в условиях пандемии COVID-19) вопросы дистанционного обучения студентов по дисциплине «Физическая культура и спорт», способы мотивации студентов к регулярным занятиям физической культурой в условиях самоизоляции, а также решение некоторых проблем, возникающих при организации образовательной деятельности в данном формате.
Ключевые слова: физическая культура и спорт, эпидемия, COVID-19, самоизоляция, дистанционное обучение, студент, гиподинамия.
FEATURES OF CONDUCTING PHYSICAL EDUCATION CLASSES WITH STUDENTS DURING SELF-ISOLATION (OR DISTANCE LEARNING)
Svetlana Andreevna Proprometova,
Senior Lecturer of the Department of Physical Education, St. Petersburg State Technological Institute (Technical University). zapro [email protected]
Prenas Natalia Nikolaevna
Senior Lecturer of the Department of Physical Education, St. Petersburg State Technological Institute (Technical University)
ne article discusses (based on its own experience of solving the problems of organizing physical culture classes for university students in the conditions of the COVID-19 pandemic) the issues of distance learning for students in the discipline "Physical Culture and Sports", ways of motivating students to regular physical culture classes in conditions of self-isolation, as well as solving some problems that arise when organizing educational activities in this format.
Keywords: physical culture and sports, epidemic, COVID-19, self-isolation, distance learning, student, physical inactivity.
В условиях надвигающихся новых волн частности в Санкт-Петербурге [1], действия
заболевания короновирусом, и мер по противодействию распространению
продолжающейся в некоторых регионах, в новой коронавирусной инфекции (COVID-19)",
возможно возникновение ситуации, аналогичной первой половине 2020 года, когда было принято решение о переводе занятий в ВУЗах на дистанционное обучение. Напомним, в начале 2020 года в связи с эпидемией COVID-19 возникли вынужденные перемены во многих сферах деятельности страны, в том числе и в системе образования. Большинство учебных организаций перешли в режим дистанционного обучения. Дистанционное образование стало одним из способов защиты студентов и преподавателей, и поскольку вирус передается воздушно-капельным путем, то отпала необходимость использовать общественный транспорт и проводить учебное время в аудиториях.
С началом эпидемии те учебные дисциплины, на которых непосредственно проводятся практические занятия, пострадали в наибольшей степени. И, в частности, это физическая культура, которую при всех имеющихся технологиях на сегодняшний день, дистанционно полностью практически невозможно реализовать. В связи с этим, как в школах, так и в университетах проведение полноценных уроков и пар по физической культуре вызвали наибольшее количество вопросов [2]. Преподаватели столкнулись с поиском наиболее эффективных решений для дистанционного проведения занятий физкультурой, так как для студентов оказались не доступны спортивные залы и другие места для проведения занятий по физической культуре. В условиях высокого риска заражения новой коронавирусной инфекцией, для исключения быстрого распространения вируса в замкнутом помещении, были приняты рекомендации о нежелательности занятий в спортивных залах. Практика показала, что введение режима самоизоляции ограничивает занятия двигательной активностью на улицах, спортивных площадках, а это значит, что единственное место, где разрешено заниматься - это место проживания студента. [3]
В тоже время, переход на дистанционное обучение привел к увеличению проводимого времени студентов за компьютером, что вместе с низким уровнем физической активности, оказало негативное влияние на здоровье студентов. У студентов в условиях дистанционного обучения основное внимание сосредоточено на выполнении заданий, контрольных работ и подготовки к экзаменам по основным предметам учебного процесса. и к занятиям физической культурой обращаются по остаточному принципу, не желая тратить на это драгоценного времени. Это явилось дополнительной причиной снижения двигательной активности обучающихся. Следует отметить, что многие студенты не осознают важность физических нагрузок в повседневной жизни. А в период самоизоляции занятия двигательной
активностью студентами является просто необходимыми, особенно для группы с ограниченными возможностями здоровья. Последствие гиподинамии хорошо известны -это нарушения мозгового кровообращение, слабость и вялость мышц, снижение работоспособности организма [4].
Перед нами (преподавателями по физической культуре и спорту) встала в условиях пандемии необходимость решения главной задачи - формирования физической культуры личности посредством
физкультурной деятельности, освоения им других ценностей физической культуры. А также обеспечить решение по реализации образовательной программы в дистанционном формате не менее эффективное, чем очное обучение. Также при организации занятий необходимо было решить проблему контроля выполнения упражнений для каждого студента из-за отсутствия готовых решений для дистанционного обучения.
Благодаря применению
информационных технологий эта задача была решена, не смотря на ограниченные возможности различных технических средств, имеющихся в наличии у студентов и преподавателей.
На кафедре физического воспитания нашего Университета были проведены организационные мероприятия, позволившие обеспечить решение этой задачи. В соответствии с тем, что в нашем Университете достаточно развиты технологические возможности, в университете была организована система дистанционного обучения по физической культуре через электронный курс Moodle и на платформе ZOOM. (Были преодолены и другие трудности, например, отсутствие у преподавателей навыков работы с ИКТ -информационно-коммуникационными технологиями).
При организации учебного процесса на кафедре учитывалась необходимость конкретно ставить основные задачи для каждого занятия физической культурой, которые включают не только упражнения, но и изучение теоретического материала (благодаря организации занятий в Zoom).
Студентам было предложено подготовить собственные исследования в виде статей, рефератов, презентаций, которые направлялись на проверку преподавателю на электронную почту, как и отчеты (и видеоотчеты) о выполненных упражнениях. Преподавателям было указано на необходимость своевременной проверки выполненных заданий, не смотря на возросший объем работы с электронными носителями информации, что должно усилить мотивацию студентов для регулярных занятий.
Перед началом занятий было повторно обращено внимание на необходимость соблюдения техники безопасности в целях
профилактики травматизма студентов, включающую: выбор безопасного места занятия физическими упражнениями; сосредоточенность и правильность (техника) их выполнения; планирование посильной нагрузки; проведение самоконтроля; а также удобность спортивной одежды и обуви, (грязная, потная одежда может стать причиной кожных заболеваний, поэтому за санитарным состоянием спортивной одежды необходимо тщательно следить). Также еще раз было указан студентам адрес электронной почты преподавателя.
Для проведения дистанционно занятий преподавателями были предложены комплексы упражнений в формате видео для повторения студентам при индивидуальном занятии. Преподаватель предлагает комплекс упражнений, в котором конкретное количество выполнений и подходов, а также описана техника выполнения. Студенту необходимо не только их выполнить, но и зафиксировать выполнение на видео, которое отправить преподавателю. Одной из особенностей домашних тренировок является то, что можно обойтись без специальных снарядов. В качестве снарядов и приспособлений можно использовать предметы мебели. На кафедре физического воспитания было разработано положение уточняющее организацию работы в режиме дистанционного обучения:
В соответствии с расписанием преподаватели общаются 15-20 мин с каждой своей группой. Доводят информацию до каждого студента о набранном количестве учебно-тренировочных занятий. Если занятий выполнено недостаточно, то студенту задают дополнительные задания (презентация, треки) на усмотрение педагога, выполнив которое студент отправляет отчет на почту преподавателя. После окончания всех занятий (по расписанию в данный день) все студенты выходят на улицу, где им предлагается выполнить пешую прогулку (от 4 км) или пробежать (от 2 км). Скриншоты приложения «фитнес-трекера» для зачета направляются преподавателю.
В период самоизоляции из-за сниженной физической активности у многих людей могут обостряться хронические заболевания, развивается ожирение, снижаются адаптационные резервы организмы. Из-за долгого малоподвижного образа жизни снижается тренированность мышц, могут обостряться заболевания суставов, усилиться гипертония. Потому студенты должны регулярно самостоятельно выполнять физические упражнения. (или определенные комплексы), проявлять двигательную активность во время дня для профилактики гиподинамии и других заболеваний.
ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"// Текст : электронный/ URL: https://www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, ( дата обращения 14.02.2022).
2. Савельева О. В. Спортивная сфера в условиях пандемии коронавируса: наиболее успешные решения дистанционной системы занятий спортом/ Савельева О. В., Ляховская Ю. М. -Текст : электронный // Скиф. 2020. №5-1 (45). С. 301-307; [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sportivnaya-sfera-v-usloviyah-pandemii-koronavirusa / ( дата обращения 14.02.2022).
3. Зайцева Н. В. Пути реализации дисциплины «Физическая культура» в период самоизоляции студентов вуза/ Зайцева Н. В., Кульчицкая Ю. - Текст : электронный// Развитие науки, национальной инновационной системы и технологий / сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 мая 2020г. /Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 125-129. URL: https://apni.ru/article/705-puti-realizatsii-distsiplini-fizicheskaya-kult/( дата обращения 16.02.2022).
4. Милько М.М. Исследование физической активности студентов в условиях дистанционного обучения и самоизоляции / М.М. Милько, Н.В. Гуремина Текст : электронный // Современные наукоемкие технологии. - 2020. - №5. - С.195-200; [Электронный ресурс]. - URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38056 (дата обращения: 22.02.2022).