ляющей повысить уровень физического состояния полузащитников до оптимальных величин. Соответственно, преимуществом разработанных средств кондиционного тренинга являлся их универсальный характер, позволяющий повышать необходимые физические качества за счет регулирования нагрузки, периодичности тренировки и продолжительности отдыха между интервалами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамкин Е.В. Развитие силовой выносливости у футболистов / Е.В. Абрамкин, А.В. Емельянов, О.О. Омаров // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : Тезисы 80-й международной научно-технической конференции, Магнитогорск, 18-22 апреля 2022 года. - Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2022. - С. 477.
2. Губа В.П. Футбол : программа для футбольных академий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва / В.П. Губа. - Москва : Спорт, 2015. - 208 с.
3. Губа В.П. Методы математической обработки результатов спортивно-педагогических исследований : учебно-методическое пособие / В.П. Губа, В.В. Пресняков. - Москва : Человек, 2015. - 288 с.
4. Планирование физической подготовки футболистов на этапе спортивной специализации в годичном цикле / Т.Х. Емтыль, В.В. Суворов, Л.А. Якимова, Л.Ю. Болеева // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 4. - С. 79-86.
5. Парухин, О.Н. Программа спортивной подготовки по виду спорта «футбол» / О.Н. Парухин. - Санкт-Петербург, 2017. - 107 с.
REFERENCES
1. Abramkin, E.V. Emelyanov, A.V. and Omarov, O.O. (2022), "Development of strength endurance in football players", Actual problems of modern science, technology and education, Abstracts of the 80th International Scientific and Technical Conference, Magnitogorsk, April 18-22, 2022, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, pp. 477.
2. Guba, V.P. (2015), Football: a program for football academies, children's and youth sports schools, specialized children's and youth Olympic reserve and Olympic reserve schools, Sport, Moscow.
3. Guba, V. P. and Presnyakov, V.V. (2015), Methods of mathematical processing of the results of sports and pedagogical research, Man, Moscow.
4. Emtyl, T.H., Suvorov, V.V., Yakimova, L.A. and Bolsheva L.Y. (2019), "Planning of physical training of football players at the stage of sports specialization in the annual cycle", Physical culture, sport - science and practice, No. 4, pp. 79-86.
5. Paruhin, O. N. (2017), The program of sports training in the sport "football", St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.09.2022
УДК 378.17
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТОМ СТУДЕНТОВ
Ирина Викторовна Вашляева, старший преподаватель, Наталья Николаевна Шура-лева, старший преподаватель, Игорь Сергеевич Кудрявцев, старший преподаватель,
Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена необходимостью компенсации воздействия на здоровье студентов негативных факторов путем развития интереса к занятиям физической культурой и спортом. Исследование мотивации студентов к занятиям физической культуры и спортом осуществляется в рамках общей методологии проведения опроса студентов. Цель исследования заклю-
чается в уточнении мотивационных факторов к занятиям физической культурой и спортом. Результаты исследования позволяют выявить восприятие студентами положительного воздействие двигательной активности как на параметры здоровья, так и на социальное окружение обучающихся. В то же время наблюдается существенный разрыв между положительным восприятием физической культуры и практической реализацией. К основным факторам демотивации относится отсутствие времени и отсутствие сформировавшихся моделей поведения студентов, позволяющих им активно заниматься физической культурой.
Ключевые слова: обучение, физическая культура и спорт, мотивация, опрос.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p53-57
RESEARCH OF MOTIVATIONAL FACTORS FOR PHYSICAL EDUCATION AND
SPORTS OF STUDENTS Irina Viktorovna Vashlyaeva, the senior teacher. Natalia Nikolaevna Shuraleva, the senior teacher, Igor Sergeevich Kudryavtsev, the senior teacher, Ural State University of Economics,
Yekaterinburg
Abstract
The relevance of the study is due to the need to compensate for the impact of negative factors on students' health by developing interest in physical culture and sports. The study of students' motivation to engage in physical culture and sports is carried out within the framework of the general methodology of conducting a survey of students. The purpose of the study is to clarify the motivational factors for physical education and sports. The results of the study make it possible to identify students' perception of the positive impact of motor activity on both health parameters and the social environment of students. At the same time, there is a significant gap between the positive perception of physical culture and practical implementation. The main factors of demotivation include the lack of time and the lack of formed behavioral models of students that allow them to actively engage in physical culture.
Keywords: training, physical culture and sports, motivation, survey.
Проблемы адаптации студентов к учебному процессу в вузе зачастую вызваны большой учебной нагрузкой, трудностями социализации в новом коллективе и невысокой двигательной активностью [1]. Причиной последнего негативного фактора является отсутствие мотивации двигательной активности, осуществляемой, как правило, в ежедневных физических упражнениях. В ходе осуществления педагогического процесса в рамках физкультурно-спортивных дисциплин необходимо сформировать мотивационные ориентиры, побуждающие студентов к каждодневной физической активности [2, 3]. Результатом данного процесса является осознание студентами положительных сторон физкультурно-оздоровительной деятельности, потребностей в физической активности, развитие волевых, морально-нравственных и умственных способностей студентов.
Обучение в вузе, как правило, совпадает с окончанием периода взросления, формированием целостного представления о себе и окружающем мире, формированием паттернов поведения. Соответственно, студенческий возраст является благоприятным периодом для закрепления паттерна самомотивации к занятым физической культурой и спортом [4].
Самомотивация к физической активности представляет собой особое состояние личности, направленное на достижение баланса физического развития. Самомотивация может включать многофакторную конструкцию, включающую оздоровительные, эстетические, соревновательные, коммуникационные, познавательные мотивы [5, 6].
Цель настоящей статьи заключается в определении степени проявления факторов мотивации к занятиям физической культурой и спортом с последующим использованием полученных результатов для использования в педагогическом процессе и формировании у студентов самомотивации к физической активности.
Методика исследования основана на анкетном опросе [7], в качестве респондентов выступали студенты первого и второго курсов, занимающиеся в рамках физкультурно-
спортивных дисциплин, всего было опрошено 256 студентов.
Результаты опроса относительно преимуществ от занятий физической культурой и спортом представлены на рисунке 1.
Возможность коммуникации, % Сохранение физической формы,% Поддержание работоспособности,%
Укрепление здоровья,%
Положительное отношение к занятиям физической культурой и спортом,%
54
0
45
10 20 30 40 50 60 70 80 90
Рисунок 1 - Распределение ответов на вопросы о преимуществах от занятий физической культурой и спортом,
%
Как видно на рисунке, большая часть опрошенных (81%) демонстрируют положительное отношение к занятиям физической культурой и спортом, причем в оценке положительных результатов лидируют факторы возможности коммуникации - 54% и укрепления здоровья - 45%. К сожалению, представленные оценки не совпадают с повседневным поведением студентов, рисунок 2.
25
20 15 10 5
0
Каждый день,% 3-4 раза в неделю,% 1-2 раза в неделю,%
■ Утренняя гимнастика,% ■ Тренировки в фитнес клубах,% ■ Командные спортивные игры,% Рисунок 2 - Формы и частота физической активности студентов, %
Как видно на рисунке, максимальные показатель физической активности наблюдается по таким видам как тренировки в фитнес клубах и командные спортивные игры с частотой 1-2 раза в неделю. Наибольшую активность проявляют 16% опрошенных, которые ежедневно посещают фитнес клуб или занимаются утренней гимнастикой. Среди видов физической активности наиболее распространены занятия околоспортивного характера: фитнес, шейпинг, занятия в тренажерном зале - 44%. Большинство опрошенных занимаются самостоятельно, то есть вне спортивных секций.
Далее рассмотрим мотивы отказа от двигательной активности, рисунок 3.
Как видно на рисунке, основной причиной отказа от занятий физической культурой и спортом является отсутствие интереса - 28% и отсутствие свободного времени -27%. Данные факторы свидетельствуют об отсутствии воспитательной компоненты, включающей физическую культуру и спорт в повседневные практики молодых людей. Данный вывод подтверждает и наличие 18% респондентов, объясняющих отказ от занятий физической культурой ленью.
Таким образом, проведенный опрос позволил выявить следующие факторы мотивации к занятиям физической культурой и спортом. С одной стороны, большинство опрошенных признают положительное воздействие двигательной активности как на па-
раметры здоровья, так и на социальное окружение обучающихся. В то же время наблюдается существенный разрыв между положительным восприятием физической культуры и практической реализацией. К основным факторам демотивации относится отсутствие времени и отсутствие сформировавшихся моделей поведения студентов, позволяющих им активно заниматься физической культурой. В соответствии с данными выводами целесообразно ввести в педагогический процесс следующие элементы. Во-первых, необходимо увязать в ходе учебного процесса двигательную активность и возможности профессиональной реализации, ввести в занятия элементы, повышающие ценность физической культуры как инструмента сохранения здоровья, поддержания физической формы и расширения социального круга общения. Во-вторых, ввести в педагогический процесс элементы поощрения занятий физической культурой и спортом в свободное время, например, оценивать достижения, полученные студентами в качестве участников спортивных соревнований.
Другое, %
Вредные привычки (курение, употребление алкоголя и др.), %
Отсутствие спортивной инфраструктуры, % Отсутствие организованных групп, секций, % Недостаток денег, % Плохое состояние здоровья, % Отсутствие желания, интереса, % Лень, %
Отсутствие свободного времени, %
0 5 10 15 20 25 30
Рисунок 3 - Мотивы отказа от двигательной активности студентов, %
ЛИТЕРАТУРА
1. Прокофьева Д.Д. Мотивация студентов к занятиям физической культурой и спортом в высших учебных заведениях / Д.Д. Прокофьева, В.В. Петров, Д. Г. Огуречников // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-4. - С. 347-350.
2. Изотов Е.А. Взаимосвязь профессиональной мотивации преподавателей и мотивации студентов к занятиям по физической культуре / Е.А. Изотов, В.А. Куванов, Е.Н. Коростелев // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 12. - С. 43-44.
3. Изучение особенностей мотивации студентов к занятиям физической культурой / Е.В. Гавришова, Л.Н. Волошина, А.А. Третьяков, А.С. Грачев. // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2018. - № 2. - С. 23-29.
4. Ryskin P. Self-identification features of professional athletes in modem Russia / P. Ryskin, M. Kocheryan, E. Davydova //Journal of Physical Education and Sport. - 2019. - Т. 19, № 2. - С. 1118-1125.
5. Челнокова Е.А. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в высшей школе / Е.А. Челнокова, Н.Ф.О. Агаев, З.И. Тюмасева // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6, № 1 (22). - С. 6-10.
6. Влияние современных электронных устройств и приложений на мотивацию студентов к занятиям физической культурой / Д.В. Выприков, А.В. Титовский, А.Б. Егоров, Р.И. Заппаров // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 63-67.
REFERENCES
1. Prokofieva, DD., Petrov, V.V. and Ogurechnikov, D.G. (2018), "Motivation of students to engage in physical culture and sports in higher educational institutions", Problems of modern pedagogical
education, No. 60-4, pp. 347-350.
2. Izotov, E.A., Kuvanov, V.A. and Korostelev, E.N. (2018), "Interrelation of professional motivation of teachers and motivation of students to physical culture classes", Theory and practice of physical culture, No. 12, pp. 43-44.
3. Gavrishova, E.V. Voloshina, L.N., Tretyakov, A.A. and Grachev, A.S. (2018), "Study of the peculiarities of students' motivation for physical education", Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sports, No. 2, pp. 23-29.
4. Ryskin, P., Kocheryan, M. and Davydova, E. (2019), "Self-identification features of professional athletes in modern Russia", Journal of Physical Education and Sport, No. 2, pp. 1118-1125.
5. Chelnokova, E. A., Agaev, N.F.O., and Tyumaseva, Z.I. (2018), "Formation of students' motivation to engage in physical culture and sports in higher school", Bulletin of Mininsky University, No. 1 (22), pp. 6-10.
6. Vyprikov, D.V., Titovsky, A.V., Egorov, A.B. and Zapparov, R.I. (2020), "The influence of modern electronic devices and applications on the motivation of students for physical education", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 1 (179), pp. 63-67.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.09.2022
УДК 796.012.1
АНАЛИЗ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ИМ. Н.Э. БАУМАНА
Татьяна Ивановна Величко, кандидат биологических наук, доцент, Ольга Александровна Маркова, старший преподаватель, Олеся Сергеевна Цыганенко, старший преподаватель, Московский Государственный Технический Университет им. Н.Э. Баумана,
Москва
Аннотация
В статье рассматриваются результаты психофизиологического состояния студентов вышей школы, после выхода с дистанционного обучения. Представлен анализ психофизиологического состояния и показателей физической подготовленности студентов с использованием АПК «АМСАТ-КОВЕРТ» в данный период. Дана оценка работоспособности студентов, и влияния дефицита двигательной активности на уровень физического здоровья. Рассмотрена эффективность организации дистанционного образования и внедрения новых развивающихся дистанционных технологий на современном этапе. Актуальность данной работы раскрывает необходимость дальнейшего исследования в данном направлении для грамотного построения учебного процесса.
Ключевые слова: АПК «АМСАТ-КОВЕРТ», функциональное состояние организма, психофизиологическое состояние студентов, эмоциональное напряжение.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p57-66
ANALYSIS OF THE PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATE OF STUDENTS OF BAUMAN MOSCOW STATE TECHNICAL UNIVERSITY
Tatyana Ivanovna Velichko, the candidate of biological sciences, docent, Olga Alexandrovna Markova, the senior teacher, Olesya Sergeevna Tsyganenko, the senior teacher, Bauman Moscow State Technical University
Abstract
This article discusses the results of the psychophysiological state of higher school students after leaving distance learning. The analysis of the psychophysiological state and indicators of physical fitness of students using the agroindustrial complex "AMSAT-COVERT" in this period is presented. The assessment of students' working capacity and the impact of lack of motor activity on the level of physical health