Дистанционный надзор и инспектирование банков Соколов В. С.
Соколов Василий Сергеевич /Sokolov Vasilij Sergeevich - студент, кафедра теории кредита и финансового менеджмента, экономический факультет, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: статья посвящена рассмотрению вопроса дистанционного надзора и инспектирования банков в Республики Беларусь.
Ключевые слова: банковская сфера, дистанционный надзор, инспектирование банков.
Актуальность темы исследования связана с проблемами упрочнения и усовершенствования банковской системы, которая должна всегда быть в центре внимания общества и государства. Это связано, прежде всего, с тем, что от их результативного решения зависит не только положение всего банковского сектора, его способность выполнять присущие ему исключительные функции, но и устойчивость, и безопасность финансовой системы страны в целом. Важным условием успешной работы банковской системы рыночного типа является ее управление со стороны государства.
Для того чтобы улучшить качество обслуживания клиентов, банку необходимо разрабатывать альтернативные каналы продаж, а также вести постоянную работу, направленную на расширение диапазона услуг в аппаратах самообслуживания и банкоматах. На развитие товаров и услуг в условиях современного рынка значительное влияние оказывает эффективное выполнение сотрудниками их производственных функций [1, с. 80].
Рост потребностей реального сектора экономики и оздоровление инвестиционного климата в стране позволяют расширить спектр и объемы операций на рынке кредитования. Организации заинтересованы в расширении своих финансовых возможностей, а банки в свою очередь заинтересованы в укреплении своего положения посредством взаимодействия с производственным капиталом. Организация финансово -кредитного обслуживания компаний различных форм собственности играет все большую роль в развитии хозяйствующих структур. А само развитие процесса кредитования связано с изменяющимися потребностями хозяйствующих структур [11, с. 62].
В современной экономике, где кредитование играет существенную роль, банки, выдавая кредиты, неизбежно несут связанные с ними потери. Во избежание невозврата заемщиком средств, банки применяют различные методы и стратегии для снижения вероятности возникновения кредитных рисков [6, с. 37].
Помимо Центральных Банков в регулировании национальной платежной системы должны и участвуют и другие субъекты рынка:
• органы, регулирующие отношения на рынке ценных бумаг,
• органы антимонопольного регулирования,
• министерство финансов, казначейство,
• органы, ответственные за противоборство отмыванию капитала,
• другие участники, обеспечивающие защиту интересов и прав участников платежной системы.
В большинстве стран большую часть этих функций выполняют центральные банки наряду с рядом специализированных агентств [12, с. 96].
В новом состоянии хозяйствования возникает необходимость в регулировании деятельности банковского контроля на международном уровне для того чтобы обеспечить постоянность банковской системы на международном уровне, ее финансовой независимости, безопасности действий. Исходя из указанной цели, для надзора банков присущи следующие принципы:
- оперативная и финансовая независимость банковского контроля от других функций государственного регулирования и управления, включая и осуществляемые Национальным Банком Республики Беларусь. Цели и функции банковского контроля могут отклоняться от целей и функций других органов государственного регулирования;
- обильность средств и полномочий органов банковского надзора для получения и контроля данных о деятельности банков, а также связанных с банками лиц и учредителей банков, включая надзорный контроль на местах, а также по обязательному исполнению принятых решений в рамках надзорных функций. Надзорный орган имеет доступ к любым сведениям о деятельности банка для определения их сущности и составления обоснованного суждения о рисках, принятых на себя банком при их осуществлении;
- невмешательство в оперативную работу банков. Орган по надзору за банками, если обладает большими полномочиями общих пруденциальных требований и ограничений, а также по использованию корректировочных мер влияния к банкам, не обязан вмешиваться в оперативную работу банков, давать инструкции о выполнении или невыполнении тех или иных видов операций с тем или иным клиентом;
- стимулирование и гарантирование рыночной дисциплины в банковской системе, стимулирование результативного корпоративного регулирования в банках, содействие в гарантировании прозрачности банковских действий для участников рыночных отношений.
Контроль за банковской деятельностью исполняется различными органами: Национальным банком Республики Беларусь, центральными банками других государств, международными организациями [17].
В границах осуществления задач продолжается работа по формированию и автоматизации целостной системы анализа финансовой позиции банков, итоговым результатом которой должна быть общая система обработки, сбора и представления информации, необходимой для формулирования реального финансового состояния каждого зарегистрированного на территории Республики Беларусь банка, идентификации и оценки уровня имеющихся рисков [18].
Повышенное внимание дистанционного надзора привлекает быстрое развитие отдельных банков, характеризующееся значительным увеличением валюты баланса за определенный период в связи с ростом объемов банковских операций, существенными институциональными изменениями, выражающимися в бурном возрастании численности персонала, количества подразделений банка.
Литература
1. Бондарева В. А. Применение метода Secondment для ОАО «Сбербанк России» с целью повышение квалификации персонала // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 10 (28). С. 79-81.
2. Бледных О. И. Особенности качественной оценки кредитного риска корпоративных клиентов банка // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 11 (29). С. 44-47.
3. Бледных О. И. Способы классификации банковских рисков при кредитовании корпоративных клиентов // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 11 (29). С. 47-50.
4. Бледных О. И. Оценка совокупного кредитного риска банка // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 11 (29). С. 51-54.
5. Катаева Н. Н. Анализ конкурентной среды на рынке банковских услуг кировской области // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 11 (29). С. 64-67.
6. Популо А. А. Основы антикризисного управления кредитным риском коммерческого банка // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 5 (23). С. 36-39.
7. Коровин С. Ю. Проблемы управления банковской ликвидностью в регионах // Вестник науки и образования. 2014. № 2 (2). С. 40-42.
8. Коропова Д. Ю. Характеристика развития банковского сектора Ставропольского края // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 2 (16). С. 90-91.
9. Мансуров Г. З. Банковская тайна как разновидность конфиденциальной информации // Наука, техника и образование. 2014. № 2 (2). С. 92-94.
10. Мощевитин А. А. Консолидация капитала в России. Взаимодействие промышленных предприятий с банками // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 11 (11). С. 4-5.
11. Коропова Д. Ю. Особенности корпоративного кредитования в условиях российской банковской системы // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 12 (12). С. 62-63.
12. Однокоз В. Г. Роль платежной системы банка России в платежной системе страны // Наука, техника и образование. 2014. № 4 (4). С. 95-96.
13. Костикова Н. А. Документы как источники информации о мошенничестве в сфере кредитования // Наука, техника и образование. 2014. № 4 (4). С. 99-100.
14. Зырянова М. А. Основы оценочных показателей финансовой устойчивости региональной экономики // Наука, техника и образование. 2014. № 6. С. 43-48.
15. Гаврюшенко А. П. Анализ инвестиционных качеств и эффективности финансовых инструментов // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 12 (12). С. 55-59.
16. Дементьева Н. М. Генезис теории и методологии науки о финансах // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 9 (27). С. 50-53.
17. Банковский надзор и аудит: Практикум. - Учеб. пособие / М. С. Шидловская. - Минск: Выш. шк., 2003. -318 с.
18. Указ Президента РБ от 29.04.13 № 210 «Об утверждении годового отчета НБРБ за 2012».
19. Губарева Т.И. Антикоррупционная политика Российской Федерации и юридическое образование: поиск точек соприкосновения // Наука, техника и образование. 2014. № 5 (5). С. 126-128
20. Вальцев С.В. Использование мирового и исторического опыта при проведении реформ в экономике России // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1 (1). С. 4-5.
21. Вальцев С.В. Институциональные условия и факторы модернизации российской экономики // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 8 (8). С. 7-19.
22. Жиделева В.С. Институт рефинансирования денежно-кредитного регулирования // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 8 (26). С. 61-64.
23. Бородина Ю.Б. Факторы экономического роста: финансовый аспект // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 9 (27). С. 46-48.
24. Путивцева Н.П., Наливко К.В., Лекова А.Е. Информационные технологии поддержки принятия решений // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 1 (19). С. 21-23.
25. Рыжко Е.Ю. Гуманность как ключ к развитию хозяйствующего субъекта // Наука, техника и образование. 2014. № 4 (4). С. 89-91.