Научная статья на тему 'Инспектирование банков в аспекте дистанционного надзора (Республики Беларусь)'

Инспектирование банков в аспекте дистанционного надзора (Республики Беларусь) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ СФЕРА / ДИСТАНЦИОННЫЙ НАДЗОР / ИНСПЕКТИРОВАНИЕ БАНКОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов Василий Сергеевич

Статья посвящена рассмотрению вопроса дистанционного надзора и инспектирования банков в Республике Беларусь. Актуальность темы исследования связана с проблемами упрочнения и усовершенствования банковской системы, которая должна всегда быть в центре внимания общества и государства. Это связано, прежде всего, с тем, что от их результативного решения зависит не только положение всего банковского сектора, его способность выполнять присущие ему исключительные функции, но и устойчивость, и безопасность финансовой системы страны в целом. Важным условием успешной работы банковской системы рыночного типа является ее управление со стороны государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инспектирование банков в аспекте дистанционного надзора (Республики Беларусь)»

5. Имаева Г. Франчайзинг в России: молодой да удалой. [Электронный ресурс]. Аналитический центр НАФИ. Режим доступа: http://nacfin.ru/franchajzing-v-rossii-molodoj-da-udaloj/ 16.04.2015/ (дата обращения: 17.02.2017).

6. Франшизы-2015. Структура рынка изменилась под влиянием кризиса. [Электронный ресурс]. Портал СИА. Режим доступа: http://sia.ru/?section=484&action=show_news&id=300075 6.04.205/ (дата обращения: 17.02.2017).

ИНСПЕКТИРОВАНИЕ БАНКОВ В АСПЕКТЕ ДИСТАНЦИОННОГО НАДЗОРА (РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)

Соколов В.С.

Соколов Василий Сергеевич - студент, кафедра теории кредита и финансового менеджмента, экономический факультет, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: статья посвящена рассмотрению вопроса дистанционного надзора и инспектирования банков в Республике Беларусь. Актуальность темы исследования связана с проблемами упрочнения и усовершенствования банковской системы, которая должна всегда быть в центре внимания общества и государства. Это связано, прежде всего, с тем, что от их результативного решения зависит не только положение всего банковского сектора, его способность выполнять присущие ему исключительные функции, но и устойчивость, и безопасность финансовой системы страны в целом. Важным условием успешной работы банковской системы рыночного типа является ее управление со стороны государства. Ключевые слова: банковская сфера, дистанционный надзор, инспектирование банков.

Инспектирование банков - это вид (метод) банковского надзора, предусматривающий проверку деятельности банков и их филиалов в порядке надзора непосредственно на местах с целью определения реального финансового состояния банков и оценки рисков, присущих банковской деятельности. Дистанционный надзор - это вид (метод) банковского надзора, основанный на ежедневном мониторинге финансового состояния коммерческих банков, анализа отчетностей, предоставляемых ими в Центральный банк, в целях выявления их проблем на ранней стадии.

Для того чтобы улучшить качество обслуживания клиентов, банку необходимо разрабатывать альтернативные каналы продаж, а также вести постоянную работу, направленную на расширение диапазона услуг в аппаратах самообслуживания и банкоматах. На развитие товаров и услуг в условиях современного рынка значительное влияние оказывает эффективное выполнение сотрудниками их производственных функций [1, с. 80].

Рост потребностей реального сектора экономики и оздоровление инвестиционного климата в стране позволяют расширить спектр и объемы операций на рынке кредитования. Организации заинтересованы в расширении своих финансовых возможностей, а банки в свою очередь заинтересованы в укреплении своего положения посредством взаимодействия с производственным капиталом. Организация финансово-кредитного обслуживания компаний различных форм собственности играет все большую роль в развитии хозяйствующих структур. А само развитие процесса кредитования связано с изменяющимися потребностями хозяйствующих структур [3, с. 62].

Банковский надзор - если брать пока более обширно, то это надзор в банковской сфере. Почему я пока беру более обширно?! Да потому что хочу сказать, что в мировой практике сложилось несколько моделей банковского надзора. Приведу их ниже.

Первая модель - основывается на законодательном закреплении за центральными банками исключительных полномочий в сфере надзора и регулирования банковской деятельности.

Вторую модель можно назвать смешанной, потому что в ней функции надзора и контроля выполняются специализированными органами при непосредственном участии центрального банка и министерства финансов.

Третья модель характеризуется тем, что надзор за банковской деятельностью осуществляется независимыми специализированными органами в тесном взаимодействии с министерством финансов и при менее выраженном участии центрального банка.

Четвёртая модель выражается созданием мегарегулятора на рынке финансовых услуг. Что касается этой модели, то здесь ведётся очень много дискуссий, потому что выдвигают много «за», но и хватает «против». Но это уже другая тема для размышлений, а мы вернёмся к банковскому надзору.

В современной экономике, где кредитование играет существенную роль, банки, выдавая кредиты, неизбежно несут связанные с ними потери. Во избежание невозврата заемщиком средств, банки применяют различные методы и стратегии для снижения вероятности возникновения кредитных рисков [2, с. 37].

Помимо Центральных Банков в регулировании национальной платежной системы должны и участвуют и другие субъекты рынка:

• органы, регулирующие отношения на рынке ценных бумаг,

• органы антимонопольного регулирования,

• министерство финансов, казначейство,

• органы, ответственные за противоборство отмыванию капитала,

• другие участники, обеспечивающие защиту интересов и прав участников платежной системы.

В большинстве стран большую часть этих функций выполняют центральные банки наряду с рядом специализированных агентств [4, с. 96].

В новом состоянии хозяйствования возникает необходимость в регулировании деятельности банковского контроля на международном уровне для того чтобы обеспечить постоянность банковской системы на международном уровне, ее финансовой независимости, безопасности действий. Исходя из указанной цели для надзора банков, присущи следующие принципы:

- оперативная и финансовая независимость банковского контроля от других функций государственного регулирования и управления, включая и осуществляемые Национальным Банком Республики Беларусь. Цели и функции банковского контроля могут отклоняться от целей и функций других органов государственного регулирования;

- обильность средств и полномочий органов банковского надзора для получения и контроля данных о деятельности банков, а также связанных с банками лиц и учредителей банков, включая надзорный контроль на местах, а также по обязательному исполнению принятых решений в рамках надзорных функций. Надзорный орган имеет доступ к любым сведениям о деятельности банка для определения их сущности и составления обоснованного суждения о рисках, принятых на себя банком при их осуществлении;

- невмешательство в оперативную работу банков. Орган по надзору за банками, если обладает большими полномочиями общих пруденциальных требований и ограничений, а также по использованию корректировочных мер влияния к банкам, не

обязан вмешиваться в оперативную работу банков, давать инструкции о выполнении или невыполнении тех или иных видов операций с тем или иным клиентом;

- стимулирование и гарантирование рыночной дисциплины в банковской системе, стимулирование результативного корпоративного регулирования в банках, содействие в гарантировании прозрачности банковских действий для участников рыночных отношений.

Контроль за банковской деятельностью исполняется различными органами: Национальным банком Республики Беларусь, центральными банками других государств, международными организациями [5].

В границах осуществления задач продолжается работа по формированию и автоматизации целостной системы анализа финансовой позиции банков, итоговым результатом которой должна быть общая система обработки, сбора и представления информации, необходимой для формулирования реального финансового состояния каждого зарегистрированного на территории Республики Беларусь банка, идентификации и оценки уровня имеющихся рисков [7].

Повышенное внимание дистанционного надзора привлекает быстрое развитие отдельных банков, характеризующееся значительным увеличением валюты баланса за определенный период в связи с ростом объемов банковских операций, существенными институциональными изменениями, выражающимися в бурном возрастании численности персонала, количества подразделений банка.

Список литературы

1. Бондарева В.А. Применение метода Secondment для ОАО «Сбербанк России» с целью повышение квалификации персонала // Проблемы современной науки и образования, 2014. № 10 (28). С. 79-81.

2. Популо А.А. Основы антикризисного управления кредитным риском коммерческого банка //Проблемы современной науки и образования, 2014. № 5 (23). С. 36-39.

3. Коропова Д.Ю. Особенности корпоративного кредитования в условиях российской банковской системы // Проблемы современной науки и образования, 2012. № 12 (12). С. 62-63.

4. Однокоз В.Г. Роль платежной системы банка России в платежной системе страны // Наука, техника и образование, 2014. № 4 (4). С. 95-96.

5. Банковский надзор и аудит: Практикум. Учеб. пособие / М.С. Шидловская. Минск: Выш. шк., 2003. 318 с.

6. Указ Президента РБ от 29.04.13 № 210 «Об утверждении годового отчета НБРБ за 2012».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.